Истории из жизни

Навадвип - 22 December 1992
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:26:02 | качество: mp3 96kB/s 59 Mb | прослушано: 93 | скачано: 128 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:10 Носительница Лакшми — это сова. Сова. И Лакшми попросила сову: «Лети и отдай эту гирлянду тому, кто очень красив, красивому ребенку. Если ты увидишь красивого ребенка, то отдай эту гирлянду ему или ей». И сова, та, которая носит Лакшми Деви, облетела весь мир и не увидела ни одного красивого ребенка и вернулась к себе домой, в своё гнездо, и там увидела своего птенца. И увидев своего птенца, сова подумала: «О, этот ребенок очень красив! Я облетела весь мир, но не видела никого, кто мог бы сравниться красотой с ним», — и отдала ему эту гирлянду, своей дочери или сыну.

00:01:48 Затем она вернулась к матери Лакшми и мать Лакшми спросила: «Ты отдала гирлянду прекрасному ребенку?» «Да! — Ответила сова, — вначале я никого не встретила, я облетела весь мир, я искала по всему миру такого красивого ребенка, но дети, которых я видела, были не столь красивы. Но когда я вернулась домой, то я увидела сына, он был очень красив, и отдала гирлянду ему». Видение разных людей разнится.
Соловей, да, песня соловья. Песня соловья? Соловей внешне некрасив, [было сказано], но поет очень красиво, хотя внешне он никак не украшен.

00:03:45 «прасиддха вайшнави хаила парама-маханти
бада бада вайшнав танра даршанете йанти»
(«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 3.142)
Когда проститутка получила Харинам от Харидаса Тхакура и стала воспевать его без оскорблений, то немедленно она получила результат, и великие вайшнавы приходили, чтобы увидеть ее. «Насколько замечательно её настроение преданности», — думали или чувствовали они.
[Речь на заднем плане].

00:04:47 Шикха, тилак — это символы вайшнава. Вайшнавы принимают их своими символами и Кришна счастлив. Но существует мантрам. Существует 12 частей тела, они наносят на каждую часть тилаку, в каждой части тела живёт форма Кришны, воплощение Кришны. И мы устраиваем храм. Например, вы наносите тилаку на лоб и вы медитируете: лалате кешавам дхйайет — «там живёт Кешава, там храм Кешавы» — таким образом.
Но это очень легко понять, что это одежда вайшнава. У каждого есть одежда. У полицейских есть определённая униформа, у военных есть определённая униформа, у чиновников есть такие-то знаки отличия, а вайшнавы носят такие вот знаки отличия. Это очень легко понять. Это символы вайшнавов — тилака и шикха.
Шикха — существует другой смысл, другое значение, которые открывают ученые. Там проходит воздух, как радиоволна. Что?
— Радиоволна?
— Да, радиоволна проходит через голову в этом месте. Это шутка, но не совсем шутка. Шикха — это антенна.

00:07:10 «джая гуру махараджа джйоти раджешвара
шри бхакти ракшака дева госвами шридхара»
И я был очень счастлив видеть настроение! Спасибо большое!
Я очень счастлив видеть Вас!
Преданная: Я задержалась.
Шрила Говинда Махарадж: Да, но в любом случае Вы сейчас здесь!
Что можно поделать? Повсюду непреданные и влияние Кали. Кали — зло этого века присутствует повсюду, и нас обманывают всячески. Это своего рода испытание для преданных.

00:08:47 И такой была природа Гуру Махараджа также. Он не в силах был терпеть ни малейшей ошибки прежде. Впоследствии, когда я присоединился к Гуру Махараджу, я был очень озорным и очень плохим мальчиком, и тогда неожиданно, внезапно он стал испытывать ко мне большую любовь, и у него появилось такое качество, как терпимость. Это правда! Те, кто жили в обществе Гуру Махараджа, знают, каким был его характер. Я получил полноту милости Гуру Махараджа и только благодаря этому я сумел остаться в Матхе.

00:09:55 Потому что меня очень любили в детстве учителя, отец. Отец — нет, отец умер рано. Мать была очень дурной женщиной, она всегда била меня. Конечно, у меня были дурные качества, но я никогда не лгал. Они лгали, другие мальчики наговаривали на меня и учитель бил меня. Мои двоюродные братья жаловались на меня, и учитель бил меня. Но отчасти они говорили правду, а во многом они лгали, но учитель верил им и бил меня. И также мой характер не был идеальным, это правда, но я не был очень плохим мальчиком. Но они сделали из меня плохого мальчика.

00:11:06 Однажды что-то украли из школы, один мальчик украл, а они сказали, что «это он украл», то есть я украл, но это было неправдой, я помню до сих пор. Я не украл, но учитель поверил в то, что я украл, и целый день он бил меня. Это было шестьдесят лет тому назад. В то время система была очень дурной в школах, и каким было решение учителя, таким было решение всей деревни.
И что-то украли. Мальчики сказали, что украл я. Учитель поверил, стал бить меня. А процесс был замечательным. Он говорил мне: «Дай мне палку, принеси новую палку, сломай ветку дерева», и он бил меня этой палкой. Когда палка ломалась, то я должен был пойти и принести новую палку, и он бил меня с удвоенной силой. Таким было решение.

00:12:45 И я отказался пойти в школу, я подумал: «Если я пойду, то меня опять будут бить», и я не пошел в школу, залез на дерево и спал целый день. А когда мальчики возвращались из школы, то я пошел вместе с ними и родители видели, что я якобы возвращаюсь из школы. Но это была неправда, я спал на дереве и не ходил в школу. Я знал, что учитель продолжит бить меня, если я отправлюсь в школу, и я хотел этого избежать. Прошел день, два, три, я не ходил в школу и учитель спросил: «Почему ты не ходишь?», когда я его встретил. Я ответил, что я болел, я боялся, но мальчишки заявили: «Нет-нет, он лжет!» И учитель опять целый день бил меня. Такой была моя студенческая жизнь.

00:14:04 Поэтому меня в тот период не любили. И я был несколько жестоко сердечен. Но когда я достиг юности, то я понял, осознал себя, каков мой недостаток, какова моя вина и какова их вина, таким образом. И я понял, я проанализировал, что есть что, моя вина и их вина. Я изменился, но они не изменились.
Когда у меня появилась свобода, то я с тех пор пытаюсь приносить благо, дарить благо другим. И если у кого-то есть недостаток, изъян, то я стараюсь закрывать на него глаза или исправить его. Таким образом. Так я провел юность.

00:15:45 Но моя природа такая: я читал книги, любые книги, до сих пор это моя привычка. Я читаю разные книги, религиозные книги, я читаю всю рекламу в газетах, например. И я прочитал английскую… Как это называется? Рассказ? Да, рассказ Шекспира, многие поэмы Шекспира я прочитал в переводе на бенгали и Банкима Чандры, книги Банкима Чандры я читал. Баким Чандра был гениальным бенгальским писателем. Рабиндраната Тагора Тхакура я прочитал практически все поэмы. И вайшнавскую литературу я изучал, «Бхакти-малу Грантху» и Чандидаса, Видьяпати также я читал, Джаядева, вайшнавскую историю. Таким образом, я приобрел знания о вайшнавском мире.

00:17:24 Я родился в вайшнавской семье, и то была моя, как это называется? Наследство? Унаследованная природа, да, унаследованная собственность, наследство. Собственность, но не природа. А впоследствии ко мне люди стали испытывать большую любовь, когда мне было 16 лет, 16 или 17 лет. Все любили меня и все хотели помочь мне каким-то образом. И так я стал служить, работать в больнице. И из этой больницы я пришел к Гуру Махараджу.
Все любили меня, очень любили.

00:18:40 Но я присоединился к Гуру Махараджу, Гуру Махарадж очень любил меня. Неожиданно я обрел эту беспричинную милость Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж в то время искал мальчика-брамина: разумного, квалифицированного, сдержанного, полного энтузиазма. Но Гуру Махарадж нашел во мне некие хорошие качества. «Хорошие качества» означает, что я был полон энтузиазма, я не спал, я всегда работал, такой была моя природа, и немножко был разумен. Гуру Махарадж заметил это. Я не лгал.

00:19:50 Так он избрал меня. Но то, что он хотел, он не получил. Не увидел во мне такого мальчика, какого хотел, но думал, что «я сделаю из него этого идеального мальчика». И Гуру Махарадж пытался сделать из меня совершенного джентльмена. Но это было невозможно — сделать меня совершенным. Но он пытался изо всех сил. И я выучил все же, сумел выучить санскрит благодаря Гуру Махараджу под руководством одного санскритского пандита, но это ничто.

00:20:50 Однако сам Гуру Махарадж учил меня всему, я могу сказать. Он был обладателем всего мирского знания, мирской собственности. Трансцендентная собственность — я не судья этому, но мирское знание — он им обладал. В этом нет сомнений. Закон, юриспруденция, и все остальное — все разделы знания. У него была способность знания и способность овладевать знанием и полное ясное исчерпывающее представление. Все уважали его. Многие его духовные братья считали его своим Гуру, не только думали ментально, но оказывали ему это почтение.
Таким образом, я общался со многими учениками Сарасвати Тхакура. Когда они увидели, что Гуру Махарадж очень любит меня, то они также стали милостивы ко мне и, таким образом, я счастливо рос.

00:22:48 Но антитезис, Гуру Махарадж дал мне некий тезис и возник антитезис, оппозиция в мой адрес. Но Гуру Махарадж никогда не обращал на это внимание, на жалобы других в мой адрес. В конце концов, они стали жаловаться на Гуру Махараджа, и Гуру Махарадж выгнал их. Да, это случилось, эта история, очень серьезная история.

00:23:36 Много лет тому назад я нашел один документ, правительственный документ, и там написано… Этот документ находился в ларце у Хари Чарана. Однажды я исследовал его сундук с целью найти записи Гуру Махараджа и там нашел этот документ. Я спросил Хари Чарана: «Почему ты его хранишь?» Он ответил: «Я не знаю, каким образом». Я собирал всё, что написано рукой Гуру Махараджа и этот документ подобрал и сохранил его. Очень ценный документ. Там описывается то, каким образом Чайтанья Сарасват Матх был спасен от беспокойства, как Гуру Махарадж учредил или утвердил, установил эту организацию.

00:24:51 Суть следующая. Люди, которые не любили меня, восстали против Гуру Махараджа. Они хотели заполучить Чайтанья Сарасват Матх, но Гуру Махарадж заявил: «Нет, этот Чайтанья Сарасват Матх будет записан на имя Бхакти Сундара Говинды Махараджа. Божества — владельцы Матха, а я — слуга. А вы можете убираться отсюда, если вам не нравится моё решение. А я сделаю этого мальчика моим приемником. Если вы не в силах терпеть подобное решение, то вы можете уходить».
И они ушли, они покинули Матх и получили от Гуру Махараджа деньги, отступные. Но даже не какие-то деньги, а все деньги. В то время у Гуру Махараджа было четырнадцать тысяч рупий, это было сорок пять лет тому назад. В то время такая сумма — четырнадцать тысяч рупий — была солидной суммой, эти деньги были солидной суммой, эти деньги были солидной суммой, нешуточной. Гуру Махарадж отдал им все, за исключением Божеств и земли Чайтанья Сарасват Матха. Они забрали ещё что-то. [Не слышно].

00:26:53 Преданный: Денег не было достаточно?
Шрила Говинда Махарадж: Нет, денег не было достаточно, поэтому они забрали все остальное. Я видел подписи — Мадхав Махарадж, Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж подписали этот документ, соглашение. И также там была подпись джентльмена [с этим именем] и ещё один человек — Нарисимхананда брахмачари.
В то время у Гуру Махараджа было в банке семьсот рупий. Госвами Махарадж дал взаймы четыреста рупий, Джаджавар Махарадж собрал и Госвами Махарадж собрали средства, пожертвования и эти деньги отдали, семьсот рупий отдали Гуру Махараджу. Семьсот рупий лежали на банковском счету Гуру Махараджа.
И Гуру Махарадж спросил у меня: «Что теперь ты будешь делать?» Я ответил: «Я буду служить».
— Ты не боишься?
— Нет, я ничего не боюсь, — отвечал я.

00:28:27 Я был бесстрашен. Никакого страха я не испытывал. Такой была моя природа. «Если Вы дадите мне четыреста рупий, — сказал я Гуру Махараджу, — то я куплю проектор», проектор для показа, как это сейчас называют, слайд-шоу.
Я хотел купить этот проектор, но в то время он стоил шестьсот рупий, но владелец… Тогда я отправился к владельцу компании, которая торговала этими проекторами, и проповедовал ему. Я сказал: «Если Вы уступите мне в цене…» Но он ответил: «Нет, моя компания, я недавно открыл компанию, я не могу уступить вам двести рупий, но я могу помочь Вам иначе». Я спросил: «Как Вы мне поможете?» И он ответил: «Если ты продашь ещё два или три, (сейчас я не помню), ещё два или три проектора, тогда я уступлю двести рупий, сделаю скидку».

00:30:36 И я сказал Джаджавару Махараджу и Шанти Махараджу, возможно: «Махарадж, если Вы купите один проектор… Хотите купить? Я все устрою. Но если Вы купите его, тогда мне уступят в цене. Это очень дешево — шестьсот рупий. Рама-лила, Гаура-лила — игры Махапрабху, игры Рамачандры, игры Кришны можно показывать на этом проекторе, слайды». И они захотели купить и купили два или три. И этот человек продал мне за четыреста рупий этот проектор. Этот проектор мы до сих пор храним.
Сейчас у нас есть очень хороший проектор, маленький и мощный, западный. И мы стали проповедовать в деревнях, Я сам и Хари Чаран. Слайд-проектор, называется, слайд-проектор, да. Я давал лекцию, Хари Чаран совершал санкиртан, мы совершали санкиртан, и у нас была группа, мы проповедовали. Так началась проповедь Чайтанья Сарасват Матха, новая волна проповеди.

00:32:34 Я иногда отвозил Гуру Махараджа проповедовать в эти места — в Джалпайгури, Силигури и другие. Иногда я отвозил Джаджавара Махараджа туда, который очень любил Гуру Махараджа, у них были хорошие отношения. Иногда Госвами Махараджа я отвозил. И каждый день на Гуру-пурниму я привозил Мадхусудана Махараджа.
Я был очень юн и люди, индийцы не считали меня садху. Я был рабочим, возможно, работником, но люди не чувствовали, что я — садху. И я чувствовал, что они думают: «Да, я — активный брахмачари, работник, но не садху». И я думал: «Будет хорошо, если эти санньяси помогут мне. Людям нужен санньяси, садху, старец». И Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж, Мадхусудан Махарадж и Парамахамса Махарадж принимали в этом участие, ездили со мной раз в году, чтобы собирать пожертвования — рис, тростник, сахарный тростник, деньги.

00:33:57 Каждый год мы совершали Навадвип Дхам парикраму, фестиваль. Так продолжается и по сей день Навадвип Дхам Парикрама. Джаджавар Махарадж, Госвами Махарадж не совершали Парикраму. Кешава Махарадж совершал Навадвип Дхам Парикраму, и Чайтанья Матх совершал Навадвип Дхам Парикраму.
И я предложил Гуру Махараджу: «Я буду проводить Навадвип Дхам парикраму!» Гуру Махарадж спросил: «Как ты сумеешь это сделать?» Я ответил: «Да, Джаджавар Махарадж, Госвами Махарадж, у них много учеников. Если они присоединятся к Вашей группе, к нашей группе, то наша группа станет очень большой. Почему мы не проводим Навадвип Дхам Парикраму?»
И Гуру Махарадж всегда подталкивал меня: «Делай это, делай то! Почему ты не в состоянии сделать? Ты должен быть в состоянии, способен!» Так он подталкивал меня, такой была его позиция, и я испытывал большой энтузиазм. И я начал Навадвип Дхам Парикраму.

00:35:11 Затем я начал выпускать журнал, ежемесячный журнал. И первый выпуск я послал, первый номер я послал Свами Махараджу. В то время Свами Махараджа звали Абхай Чаран де, Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта — так его звали в ту пору прежде, до санньясы. Он находился в Дели и был издателем журнала «Хармонист». Он публиковал книги на английском, на бенгали. Он жил в Матхе Госвами Махараджа, Бхакти Шаранги Госвами Махараджа.
И первую копию журнала я послал моим доброжелателям и две копии я послал Свами Махараджу в Дели. И он ответил. Это письмо — замечательный ответ! Я потерял это письмо, но ИСККОН опубликовал его, я видел это письмо в книге ИСККОН. Кто послал это письмо мне? Возможно, Матхуранатх сделал ксерокопию и послал мне, прислал мне это письмо. Мы видели сборники писем Прабхупады, это письмо написал мне Матхуранатх, мы увидели это письмо, письмо было замечательным.

00:36:46 Прабхупад знал мою историю. Я жил в доме Прабхупады в сорок седьмом, в сорок восьмом, в сорок девятом годах. Восемь лет? Прабхупад написал: «Почему Шридхар Махарадж пролил милость на твою голову, теперь я понимаю». Некоторые люди возражали: «Почему Шридхар Махарадж так любит этого мальчика?» Но Свами Махарадж был очень великим и широко мыслящим и он немедленно признал: «Да, теперь мы понимаем, почему Шридхар Махарадж так поступает, почему он так любит тебя. В будущем твоя проповедь будет лучезарной, великая проповедь». Многое он написал в этом письме, я не могу вспомнить, припомнить все, но очень хороший сертификат он выдал мне.
Шруташрава Прабху: Это письмо Вы опубликовали в первом номере журнала «Вайшнава Тошани».
Шрила Говинда Махарадж: О, да-да! «В будущем ты будешь, — писал он, — великим писателем». Как-то так он написал, нет? И всё это случилось. Все это произошло по милости вайшнавов и Гурудева.

00:38:41 Но я был очень неквалифицирован, в то время я не был хорошим мальчиком. Но в последствии в обществе вайшнавов и по милости, милости Гуру Махараджа, в его обществе я обрел что-то, умиротворенность, качество умиротворенности, подобное умонастроение. До этого мне было присуще умонастроение бойца или драчуна. Такой была моя природа.

00:39:16 В Чайтанья Сарасват Матхе многие неквалифицированные крестьяне, сельские жители пытались атаковать наш Матх, но они очень боялись меня. Когда я присоединился, по прошествии года или двух лет, после того, как брахмачари покинули этот Матх, крестьяне решили, что «теперь мы можем делать всё, что нам заблагорассудится», но я был очень безрассудным и, кроме того, я был связан с гундами — с бандитами.
Поскольку я родился в семье вайшнавского гуру, я родился в вайшнавской семье, и мой отец был гуру, Джати Госвами, нечто в этом роде. На берегах Ганги жили многие кланы разбойников. А мой отец был гуру некоторых из этих разбойников. И поэтому меня связывали отношения с ними. Но когда эти разбойники увидели, что я живу в Матхе и занимаю некое положение в Матхе, то они приходили нападать на Матх. Но когда я резко воспротивился, то они отстали, успокоились. Но наши отношения были хорошими.
Я звал юношей из их семей и просил их заниматься работой в саду, сельскохозяйственными работами. И я давал им шрингару. Знаете что это такое? Самоса, я угощал их самосами. По вечерам они приходили и в течение двух часов они копали землю в саду или рыхлили. Я разбил в то время очень красивый сад, цветочный сад. И у меня были отношения, хорошие отношения с местными преступниками. Я никого не бил, никого из крестьян, но все думали, что я могу их избить.

00:41:56 Шруташрава Прабху: Махарадж, на этой фотографии, сделанной в доме Сакхи Бабу с мридангой, Вы выглядите очень устрашающе.
Шрила Говинда Махарадж: О, в доме Сакхи Бабу проходил грандиозный фестиваль. Сакхи Бабу установил там, в своем доме, Шри-Шри-Радха-Гиридхариджи, Божества. Прабхупад Сарасвати Тхакур дал ему Говардхана-шилу, и он поклонялся ей. Но в последствии он стал думать: «Если я передам всю мою собственность, запишу всю мою собственность на имя Гиридхари и сделаю моих сыновей севаитами, тогда они не смогут продать этот дом и эту собственность». И он сделал это. А прежде этого он установил Гиридхари. И по случаю установления Божеств в его доме прошел семидневный фестиваль. Он длился семь дней здесь, в Калькутте.

00:43:15 И он был великим преданным Сарасвати Тхакура. Вы видели храм в Майяпуре — Йога-питх, он построил этот храм, Сакхи Бабу. Дорога, ведущая к… Как это называется? К Чайтанья Матху, к Йога-питху, он построил эту дорогу, он провел электричество. И когда Прабхупад Сарасвати Тхакур жил в Бхакти Виджой Бхаване, он построил этот Бхакти Виджой Бхаван, он совершил большую севу, и также он дал деньги на Чайтанья Сарасват Матх Гуру Махараджу. Да, он пожертвовал эту землю, один акр земли в ту пору. Это Сакхи Бабу пожертвовал эту землю, подарил её Гуру Махараджу, землю, на которой стоит Чайтанья Сарасват Матх.
Он был очень уважаемым преданным и был велик, и он обладал способностью контролировать всех преданных. Когда он устроил фестиваль, то все пришли, все значительные важные ученики Сарасвати Тхакура, все пришли к нему домой. В то время состоялся, прошел фестиваль. Он длился семь дней.

00:44:50 Семь дней я не мог ничего переварить. На протяжении семи дней у меня не было времени переваривать, поскольку час за часом, за часом, за часом я ел, ел и ел. И большие раса-гулы и какие-то другие блюда — все они были сделаны в доме Сакхи Бабу, домашнего изготовления, разные яства. У меня не было такого вкуса в моей жизни. То, что было в доме Сакхи Бабу, я не пробовал подобные блюда.
Но до сих пор жена первого сына Сакхи Бабу, старшего сына, мы называем её Боро Ма — большая мать, буквально. Она старше меня на пять лет. Я зову её Боро Ма, она по-прежнему жива. И однажды она пришла в наш Матх и я спросил ее: «Почему Вы не приглашаете меня почитать прасадам в Ваш дом?» Боро Ма ответила: «Почему ты не приходишь к нам домой? Тебе не нужно приглашение. Ты можешь приходить в любой день, двери нашего дома всегда для тебя открыты».

00:46:33 И Сакхи Бабу… Самый младший сын Сакхи Бабу был старше меня на десять лет. Он всегда ругал меня, ругал меня за то, что я украл у Сакхи Бабу его пилюли для улучшения пищеварения. Я ел, ел и ел и, в конце концов, я явился в комнату Сакхи Бабу, чтобы украсть эти пилюли. Сакхи Бабу знал, что происходит, он лежал на полу. Я думал, что Сакхи Бабу не видит, он лежал не полу. Я зашел в его комнату очень тихо, да, очень тихо, на цыпочках, и все же я зашумел. И Сакхи Бабу издал такой звук: «…..!», и я остановился. Но он понимал, он знал, что это Гауренду. И затем, спустя минуту или две, я вновь стал на цыпочках красться к этой бутылке. И Сакхи Бабу опять издал этот звук: «…!» И он повернул ко мне голову, я сказал: «Это Гауренду!», в то время меня звали Гауренду. «Не ешь их все, — заявил он, — оставь для меня немножко. Не опустошай бутылку», — сказал он.

00:48:50 Но я удивился несколько лет тому назад, когда я увидел, может четыре года тому назад, я встретил его младшего сына. Этот человек — юрист. Он учился в Лондоне или Чикаго где-то, но когда он увидел меня, то он предложил мне полный дандават и обнял меня и сказал: «О, Говинда Махарадж! Я так давно не видел тебя», так он сказал. Я удивился, увидев его настроение. Он вел себя со мной, словно мой дядя, но он полностью переменился, его отношение. И он всячески хвалил, прославлял меня. И он отвел меня к себе домой и спросил меня: «Куда ты едешь? Куда ты идешь сейчас?» Я ответил: «Я еду к юристу», — «А кто твой юрист?» Я ответил, я назвал имя юриста. Он сказал: «Он — мой друг. Но по утрам он не консультирует, ни с кем не встречается, но я отвезу тебя к нему, садись в мою машину».

00:50:05 Он взял ключи у своей жены, ключи от машины, и отвез меня в дом этого юриста и сказал: «Теперь он — Ачарья Чайтанья Сарасват Матха, Матха Шридхара Махараджа, мой добрый друг и ты должен помочь ему» — так он сказал обо мне многое. Я удивился, насколько он переменился. Кришна переменил его ум. Он до сих пор раз в году приезжает в Чайтанья Сарасват Матх. В день ухода Сакхи Бабу он проводит фестиваль в Майяпуре и в то время он приходит в наш Матх. В то время в доме Сакхи Бабу прошел грандиозный фестиваль.
[Вопрос Шруташравы Прабху].
Шрила Говинда Махарадж: Да, там есть фотография, да?

00:51:55 Шрипад Сиддханти Махарадж: Махарадж, есть история о том, как Сакхи Бабу был вначале очень беден.
Шрила Говинда Махарадж: Сакхи Бабу пришел с пятнадцатью рупиями из восточной Бенгалии. Он пришел, у него было с собой пятнадцать рупий, и он был очень энергичным человеком. Он стал служить в магазине, где продавали соль. Но он был очень энергичным человеком и очень честным. И владелец этого магазина был некий иностранец. Приплывал большой корабль с солью, и эту соль продавали по всей Бенгалии, возможно по всей Индии. Но по всей Бенгалии он был агентом. И Сакхи Бабу работал в его магазине. Он был очень честным человеком, получал жалование от владельца: вначале семь рупий, затем восемь рупий, девять, десять, таким образом, вплоть до двадцати пяти рупий.

00:53:20 Этот иностранец был очень добр к Сакхи Бабу, и всю ответственность за предприятие возложил на плечи Сакхи Бабу. Это предприятие по-прежнему существует. Этот иностранец, он был англичанином. И затем, когда этот англичанин вернулся к себе на родину, то, после того, как завершил свой бизнес, то захотел продать дело Сакхи Бабу и сказал: «Насколько возможно, ты впоследствии отдашь мне эти деньги, а сейчас я записываю предприятие на твоё имя», магазин, это даже, по сути, не магазин, а агентство, оптовик, возможно. «Я записываю дело на твоё имя», и он назначил очень маленькую цену, низкую, может быть, одну десятую истинной стоимости предприятия он попросил у Сакхи Бабу. Сакхи Бабу ответил ему: «Сейчас у меня нет этих денег, но через два года я сумею расплатиться». И англичанин поверил ему на слово и все записал на его имя.

00:55:10 Сакхи Бабу выплатил долг в последствии и стал очень богат. И Сакхи Бабу придумал следующее: в кабинете Сакхи Бабу стоял горшок, и любого своего клиента Сакхи Бабу просил, говорил ему: «Это деньги для моего Гурудева, дайте одну пайсу или столько, сколько захотите. Одну пайсу, две пайсы или пять пайс или одну рупию. Сколько хотите, положите, пожалуйста, в этот горшок». И так он собрал много денег и совершил севу Майяпуру. Такой была история его жизни.

00:56:12 Но он был очень разумен, однако он даже не учился в школе. Он не учился в школе, но Гуру Махарадж заметил о Сакхи Бабу следующее: «Он способен судить о том, что знает и то, чего он не знает, он способен судить и об этом также». Такой способностью был наделен это человек. Знает он или не знает, разбирается он в чем-то или нет, но, если он судит о чем-то, о каком-то явлении, то способен судить, да? Судить совершенным образом.
А другой брахмачари, который взял деньги у Гуру Махараджа, его замечание было следующим, он сказал: «Никто не способен обмануть Сакхи Бабу. Сакхи Бабу очень сознательный человек [буквально], бдительный или сознательный, никто не в состоянии его обмануть». Таким было замечание того брахмачари.

00:57:33 Но я украл у него пищеварительные пилюли. Однако он знал и это также. Поэтому он и сказал: «Не опустошай бутылку. Оставь для меня».
Я жил в его доме также, провел, может быть, один месяц, когда я сдавал экзамены по санскриту, первый экзамен. Три экзамена было, первый экзамен я сдавал. Я жил в его доме в ту пору. В то время мой пандит, мой учитель, был соседом Сакхи Бабу и Гуру Махарадж сказал: «Если ты станешь жить в доме Сакхи Бабу, то ты сумеешь научиться у твоего пандита очень быстро». Гуру Махарадж сказал Сакхи Бабу об этом и Боро Ма заботилась обо мне, она пообещала позаботиться обо мне и месяц я провел в его доме.

00:59:02 Он был очень хорошим преданным Прабхупады Сарасвати Тхакура. Многие великие преданные во времена Сарасвати Тхакура жили, многие великие-великие преданные. И сейчас мы видим результат. Сознание Кришны было распространено одним человеком по всему миру, и этот человек — преданный Сарасвати Тхакура. Их желание, желание преданного, Кришна непременно выполняет. То, чего хотел Сарасвати Тхакур, Сарасвати Тхакур хотел отдать последнюю копейку на проповедь. Мой английский язык далек от совершенства. Я хотел сказать, что Сарасвати Тхакур хотел пожертвовать, отдать последнюю каплю крови или энергии делу проповеди на Западе. Его слова, его идеи были в высшей степени революционными.
В Лондоне он хотел основать, учредить студенческое общежитие для индийцев и для других студентов с тем, чтобы индийцы и другие, студенты других национальностей могли жить в этом общежитии бесплатно. И если необходимо, Прабхупад Сарасвати Тхакур должен был обеспечивать их, на свои средства кормить их. И если эти студенты не были вегетарианцами, то он предполагал кормить их невегетарианской пищей. Он хотел проповедовать молодежи, молодым образованным людям. Студенты полны энтузиазма и эти студенты непременно задались бы этим вопросом: «Почему этот человек спонсирует нас, кормит нас, и чего он хочет от нас?» И Сарасвати Тхакур был убежден в том, что если они зададутся этим вопросом, возможно, не все зададутся этим вопросом, но если кто-то задастся этим вопросом, то он привлечется сознанием Кришны в итоге. Таким было его желание, и он сказал: «Если необходимо, мы будем кормить их невегетарианской пищей».

01:01:49 Гуру Махарадж присутствовал при этом разговоре и Гуру Махарадж сказал: «В таком случае все будут порицать нас, если мы станем кормить их невегетарианской пищей». И Прабхупад Сарасвати Тхакур разгневался на Гуру Махараджа и сказал: «Тысячу рождений тому назад я принял это решение», — или буквально он сказал, — я думал об этом». Он хотел сказать, то, о чем сейчас идет речь: «Тысячу рождений тому назад я продумал это. А то, что ты говоришь, это не Cознание Кришны. Мы должны быть вайкунтха-вритти». Такое выражение он использовал — «вайкунтха-вритти». И Гуру Махарадж говорил: «Когда Прабхупад сказал, что мы должны быть вайкутха-вритти, тогда Гуру Махарадж…» Гуру Махарадж знал санскрит. Вайкунтха-вритти означает — ради Кришны ты можешь делать всё, что угодно. Ты можешь продать себя. Это очень… Ты можешь продать все ради служения Кришне.

01:03:00 Прабхупад А.Ч. Бхактиведанта Свами также говорил своим ученикам нечто подобное: все принадлежит Кришне и вся собственность Кришны. Вы можете воровать, нет проблем. Это правда! Но в этом бренном мире люди не в силах терпеть подобное. Но это очень высокая концепция. Но мы должны быть… Это аспирантура, духовная аспирантура, не начальный уровень, но концепция именно такова.
Ты можешь делать все ради Кришны. Но если это ради Кришны, а не ради тебя и не ради других. Если это для Кришны, для служения Кришне, тогда ты можешь делать всё, что угодно. И это знание мы получили от Сарасвати Тхакура, и Свами Махарадж распространил это знание широко, очень широко.

01:04:08 Моя природа была такой: для моего Гуру я готов делать всё, что угодно. Я должен делать! А когда Гуру Махарадж сказал: «Отряд смертников, мы — члены отряда смертников», то нам стало кристально ясно. «Отряд смертников» означает, что они поклялись огнем и кровью: «Мы будем служить Кришне и только это!», — они поклялись. Они, эти люди — истинные санньяси. Революционная концепция.
Когда я отправился на Запад, то я увидел, какая великая революция произошла на Западе по милости Свами Махараджа. Я был изумлен, видя это. Когда он отправился на Запад, то он был человеком, который в одиночку сидел под деревом и пел: «Харе Кришна, Харе Кришна». Один человек, одиночка, сидящий под деревом, лишенный надежды. Хотя в то же время великая надежда жила в его сердце, надежда на то, что однажды все придет.

01:05:42 Как можно родить ребенка без родовых мук? Женщина вынуждена или должна мучиться для того, чтобы ребенок появился на свет. Это естественно. И Свами Махарадж терпел многое на протяжении года. Я слышал из его лотосных уст: на протяжении года он даже не питался по-человечески. Он жил в доме своих друзей и словно слуга совершал им севу, он готовил чапати и какие-то другие блюда, а они в ответ на эту любезность давали ему часть чапати и еды. Но он не желал возвращаться в Индию безрезультатно, и Кришна услышал это. И сейчас, вы видите, по всему миру люди поют Харе Кришна махамантру.

01:06:52 Когда преданные встречают меня пышно, устраивают мне пышный приём и сравнивают меня со Свами Махараджем, то иногда мой ум плачет, когда я думаю: «Это богатство Свами Махараджа! Почему люди принимают с такими великими почестями меня? Но эти почести адресованы не мне, но непосредственно адресованы, предназначены Свами Махараджу». Так я чувствую.
Замечательная проповедь! Тот, кто обрел это семя Cознания Кришны, то очень удачлив. Но впоследствии, позже, кто-то может совершить оскорбление. Это возможно повсюду. Все спортсмены, которые бегут, не могут достичь финиша в одно и то же время. И все участники состязаний не могут выиграть приз. И это не их вина. Падшая душа пытается, пытается и совершает оскорбления. Но в действительности, Cознание Кришны не ждет, оно распространяется в очень широких масштабах, мы видим это. И мы чувствуем себя такими удачливыми, что мы родились в эту эпоху и у нас есть общество таких святых.
[Речь Шрипада Шруташравы Прабху].

01:09:12 Я слуга слуги слуги! Но я чувствую, что у меня есть что-то. Может быть мало, но я нахожусь в линии служения. Я не могу сказать, что я не в этой линии. Если я скажу так, то я тем самым оскорблю моих гуру, гуру-апарадха. Если я скажу, что я лишен качеств, то это гуру-апарадха. Мой Гурудев говорит, что я квалифицирован. И таким образом я буду противоречить этому. У меня нет качеств, но по милости эти качества придут ко мне сегодня или завтра, но обязательно придут ко мне. Я верю в это, и я получаю результат.

01:10:43 В 1947 году по прошествии шести месяцев после того, как присоединился к Матху, я поехал в Дели, и там я играл на мриданге и пел песню Бхактивиноды Тхакура рано утром на берегу Ямуны. Как называется это место на берегу Ямуны? Там я пел, и со мной были пять или шесть брахмачари. Я мог петь очень красиво в ту пору. Многие люди приходили, чтобы совершить омовение в Ямуне. И когда они возвращались, или приходили, то подходили, присоединялись к нашему собранию, садились в нашем кругу. Иногда их было двести, четыреста человек и они пели Харе Кришна с нами.

01:11:49 И Гуру Махарадж находился во Вриндаване в обществе Сакхи Бабу и других, но он думал: «Чем этот мальчик занимается в Дели? Я хочу увидеть, как они проповедуют. Посмотреть на их проповедь». И неожиданно Гуру Махарадж приехал туда. И однажды утром он услышал, как я пою и играю на мриданге, и пел... Все присоединились к нашей группе, к моей группе. И Гуру Махарадж издалека наблюдал и затем он сказал мне: «В будущем ты станешь великим ачарьей в этом мире. И деньги будут преследовать тебя. Тебе не придется гнаться за деньгами, но деньги будут гнаться за тобой».
По прошествии нескольких лет у меня возникли затруднения с деньгами. Но затем эти трудности ушли. То, что я делаю, я делаю по милости Гуру Махараджа, и все преданные помогают мне: индийские преданные помогают мне, Чайтанья Сарасват Матх помогали мне.

01:13:34 В 1973 году, после этого движение Cознания Кришны, всемирное движение пришло в Чайтанья Сарасват Матх. И после 1979 года начался поход Чайтанья Сарасват Матха. Сейчас это очень большая организация по всему миру. Я думаю, если у меня будет шанс вновь и вновь приезжать на Запад и проповедовать, выезжать за пределы Индии, это будет очень хорошо. И также мои друзья получат энергию и они полны энтузиазма. Кришна может дать такой шанс. Но когда растет тезис, то одновременно с ним растет и антитезис. Они идут рука об руку.

01:14:52 Когда Рамануджа Ачарья проповедовал, то антитезис возник в лице Ядава Пракаши и других, многих, Кримиканты. Свами Махарадж также столкнулся с этой ситуацией. Все его духовные браться вначале были его духовными врагами, за исключением Шридхара Махараджа.
У меня есть письмо Шрилы Свами Махараджа. Это письмо также опубликовано, я видел в той книге. Дамодар Махарадж и группа Мадхава Махараджа, Чайтанья Матх стали возражать, когда Свами Махарадж пытался учредить, установить свою миссию в Майяпуре. И Свами Махарадж попросил Гуру Махараджа, он сказал: «Только Вы способны изменить их мнение. Пожалуйста, сделайте это!» И Гуру Махарадж спросил: «Почему Вы уделяете этому внимание?»

01:16:15 До этого втайне мы купили участок земли для ИСККОН в Майяпуре, потому что ИСККОН не мог купить, поскольку в Майяпуре их оппоненты были очень сильны. Они не хотели, чтобы Свами Махарадж оказался в Майяпуре, утвердился в Майяпуре. И это правда. Если Свами Махарадж утвердится в Майяпуре, то их слава поблекнет, их славе придёт конец. Именно это и произошло, в точности. Сейчас все едут в Майяпур только для того, чтобы посмотреть на ИСККОН, ИСККОН Матх.
И у них не было никакого энтузиазма, они не стремились пустить туда Свами Махараджа, но Гуру Махарадж испытывал энтузиазм. Он попросил меня помочь Ачьютананде, и все было куплено на имя Свами Махараджа.

01:17:28 Вначале мы купили землю для Свами Махараджа в Майяпуре. И то был антитезис. Они выступали против Свами Махараджа, но все они потерпели поражение. И сейчас, я слышал, четыреста акров земли приобретено ИСККОН в Майяпуре. Огромное здание, много сделано там. Но всё это слава Махапрабху и Свами Махараджа.
Но в то же самое время имеет место быть политика. Я не могу понять, если они пришли практиковать Cознание Кришны, то почему они не пытаются это делать? В таком случае они должны стремиться помочь каждому, каждому должны, и они получат благо благодаря этому. Я пытаюсь помочь другим — я получаю благо.

01:19:02 Если человек очень беден, в обществе марвари, то что делают марвари? Они дают этому человеку деньги и пытаются сделать его богатым, помочь ему разбогатеть. В их обществе не должно быть бедных. Таково их намерение. И Карнани, который подарил эту землю и все остальное в Калькутте, он дал пятнадцать лакхов рупий на эту землю, Карнани. Я спросил у него, он — марвари, я спросил у него: «Почему вы все богаты?» Он ответил, что «наша система такова: мы даем деньги бедным членам нашего сообщества». Я спросил: «Вы верите на слово? Не просите расписки?» — «Да!» — «А вы никогда не теряете деньги?» — «Иногда я теряю какую-то сумму, но после этого я вновь даю бедняку средства для того, чтобы сделать его богатым. А когда он разбогатеет, то он отдаст мне деньги». Но их намерение таково. «Наше намерение таково: сделать каждого члена нашего общества богатым».

01:20:30 Этому мы можем научиться у сообщества, у общины марвари. И любой, кто приходит в нашу общину, в наше общество и присоединяется к линии Cознания Кришны, мы должны постараться, попытаться сделать его богатым, он — наш друг, он — наш брат. Возможно, он что-то утратит, многое утратит, потеряет, он может совершить ошибку, иногда он может ошибаться или заблуждаться. Но если я вижу, что он совершил ошибку, то я скажу ему: «Убирайся!»? Нет, если он совершил ошибку или проступок, то я должен помочь ему. Возможность совершить ошибку или проступок существует и для нас. Посмотрите, что говорят писания! Но если ты поможешь ему, твой гуру богат, почему ты должен быть нищим?

01:21:32 Кавирадж Госвами привел пример: [санскрит] не ищи в разных местах, но ищи в том самом месте. Ты найдешь это сокровище, зарытое в земле, в этом месте. В действительности, это нечто, живущее в твоем сердце. Кришна живёт в твоем сердце. И там, где живёт Кришна, там присутствует Cознание Кришны.
«уттиштхата, джаграта, прапйа варан нибодхата
кшурасйа дхара нишита дуратйайа
дургам патхас тат кавайо ваданти»
(«Катхопанишад» 1.3.14)
Таково наставление Веды, Веданты, Упанишад повсюду: «Проснитесь, пробудитесь!» Как будет по-английски? «Проснитесь», да. «Проснитесь и воспользуйтесь своей собственностью. Вы на самом деле не бедны, но подобно бродягам вы блуждаете по миру жизнь за жизнью. Примите эту собственность, сокровище и попробуйте вкус этого нектара. «О, вы, сыновья нектара, океана нектара!» — это выражение Гуру Махараджа.
«шринванту вишве амритасйа путрах»
(«Шветашватара-упанишад», 2.5)

01:23:53 Санатан Госвами задал очень скромный вопрос: «Кто я?» И ответ также был кратким: «Ты — амритасйа путрах, ты — сын нектара!» Все хорошо, но когда внутрь прокрадывается вишой, и мы не можем должным образом использовать этот вишой, тогда всему приходит конец. Необходимо, благодаря знанию Cознания Кришны, трансцендентному знанию, избегать этого иллюзорного окружения. Дас Госвами говорит: «Когда ты сталкиваешься с затруднениями, то ты должен призывать имя вайшнава и просить его: «Спаси меня! Вызволи меня! Избавь меня из рук моих мирских друзей! Боже, спаси меня от моих друзей! Избавь меня от моих друзей!»
Они приходят под маской дружбы и в этом великая проблема. Как Вибхишан хотел похитить Рамачандру, но, когда в форме Вибхишана пришел Махи-Раван, то Хануман не понял, что происходит. Он не смог узнать, где майя, а где Кришна. Многие трудности у нас есть сейчас. Они уйдут благодаря духу преданности и деятельности.