Эпоха Кали вегетарианство и Сознание Кришны

Навадвип - 27 December 1993
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:41:28 | качество: mp3 112kB/s 33 Mb | прослушано: 330 | скачано: 319 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Преданный: Как объяснить это людям — запрет на мясоедение?
Шрила Говинда Махарадж: Пандавы и солдаты ели мясо. В «Махабхарате» это описано.
Шрипад Джанардан Махарадж: Как объяснить это обычным людям?
Шрила Говинда Махарадж: Они ели мясо и пили вино. Как объяснить это публике, ведь у нас есть правила и предписания. Таков вопрос: как привести всё в гармонию?
Чидананда брахмачари: А он был вайшнавом, этот человек?
Шрила Говинда Махарадж: Бхимасен. Мы видим в «Брихад-бхагаватамритам», Бхимасена там описан как высочайший вайшнав из Панча Пандавов. Бхима — высочайший преданный. Его положение самое высокое, выше, чем положение других Пандавов.

00:01:29 Шрипад Джанардан Махарадж: Моё объяснение, моя точка зрения такова. Например, Гаруда тоже вайшнав, но в силу своего положения он ест мясо. Он ест мясо, но он — вайшнав. И Гаруда предстаёт в образе птицы, а Пандавы — человеческие существа, они — люди. Но моё понимание таково. Наша проповедь, мы проповедуем людям вайшнавизм и просим их следовать принципам. И это общее указание, предназначенное для широких масс. И это принципы садханы, принципы практики. Но Пандавы не находились на стадии практикующих преданных, на уровне практикующих преданных. Они жили, как кшатрии, и не только были кшатриями, но они находились в определённом положении.

00:02:50 Бхимасена, я не знаю почему, то ли потому, что они были в изгнании или почему-то ещё он ел мясо, но я считаю, что есть мясо или не есть мясо — это не есть существенная часть вайшнавизма, это рекомендованная практика. Я видел, проповедуя, преданные всегда подчёркивают этот пункт — необходимость отказаться от мяса, стать вегетарианцем. Но майавади тоже вегетарианцы и некоторые буддисты тоже вегетарианцы, майавади — вегетарианцы. Тот, кто практикует преданность, тот должен отказаться от мяса. Но идея отказа от мяса, отказ от мяса не означает сам по себе, что человек — преданный. А когда речь идёт о кшатриях, то они следуют другим стандартам.

00:04:02 В разговоре Рамананды Райа с Махапрабху Махапрабху отверг варнашрама-дхарму. Он сказал: «Это внешнее, поверхностное явление, но нас не интересует это поверхностное явление, нас интересует, — он сказал, — гьяна-шунья-бхакти». И чтобы обрести гьяна-шунья-бхакти, мы должны прийти к ачарье, садху и принимать его указания, он даёт нам указания. И для нас благо — следовать тем принципам под его руководством.
И один из этих принципов — это отказ от мяса. Но Бхимасена не следует этому процессу садхана-бхакти. Он живёт в рамках варнашрама-дхармы и он больше того, но в то же время он живёт в рамках варнашрама-дхармы в качестве кшатрия, а кшатрии иногда едят мясо. Это моё объяснение, но я не уверен, правильно оно или нет.

00:05:00 Шрила Говинда Махарадж: Да, это уместное объяснение. Но, Махарадж, здесь суть такова. То была Двапара-юга, то не была Кали-юга. Когда Парикшит Махарадж сказал Кали, олицетворённому злу этого века, он сказал: «Ты будешь жить в пяти местах». До этого всё было иначе, люди следовали варнашраме, и то была Двапара-юга. И тот, кто следовал варнашрама-дхарме в Двапара-югу, для них было приемлемо есть мясо. Но они не ели обычное мясо. Кшатрии были охотниками, охотились в джунглях и ели мясо оленей. Таким было правило Вед, предназначенное для Двапара-юги. В то время Кали ещё не вошёл в мясо.

00:06:26 Затем Кришна покинул этот мир, и началась Кали-юга. И в Кали-югу другая практика не будет плодотворной. Религия Кали-юги, если ты хочешь совершенным образом следовать религии в Кали-югу, то ты можешь делать это только на двадцать пять процентов. Таково положение Кали-юги, но в другие эпохи религия была более обширным явлением. И религия подразумевала следование варнашраме. А в Кали-югу ты не можешь следовать варнашраме должным образом, это не возможно. Потому что в Кали-югу семьдесят пять процентов религии уничтожено. И в Кали-югу можно следовать религии на двадцать пять процентов, и то — эту ногу религии Кали пытался отрубить. Такова история.

00:07:30 Как его звали? Когда Парикшит Махарадж увидел, что Кали пытается отрубить ногу быку религии, бык религии стоит на одной ноге, то Парикшит Махарадж отругал Кали и спросил: «Почему ты это делаешь, творишь это преступление?» Он ответил: «Махарадж, я — Кали, теперь пришла моя юга, мой век и я вступаю в свои права. Необходимо уничтожить религию — это мой долг. В Кали-югу, в конце концов, не будет религии, и я пытаюсь, поэтому, отрубить эту ногу». На что Парикшит заявил: «Нет, ты не посмеешь это сделать, пока я здесь присутствую. Я буду сражаться с тобой и если необходимо, я убью тебя».
Кали очень испугался, потому что Парикшита Махараджа защищал Кришна и никто не мог убить Парикшита Махараджа и никто не мог сражаться с ним. И он знал это. Тогда он принял прибежище, предался Парикшиту Махараджу безраздельно и попросил: «Дай мне место, отведи мне место, где я смогу жить». Это история.
В то время также религия не была атакована Кали. А когда Парикшит Махарадж отвёл эти четыре места, с того дня тот, кто привязан к этим явлениям, к этой природе, тот будет падшим.

00:09:25 Чидананда брахмачари: А где жил Кали до этого?
Шрила Говинда Махарадж: До Кали существовала религия варнашрамы, но когда пришёл Кали, то варнашрама пришла в упадок, и он хотел отрубить последнюю ногу религии, быку. Одна нога осталась — двадцать пять процентов.
Шрипад Джанардан Махарадж: Говорят, что четыре ноги — это аскетичность, чистота, правдивость и милосердие. Четыре ноги. Три ноги — это аскетичность, милосердие и чистота. И только правдивость осталась — одна нога, немножко правдивости. Теперь эта правдивость тоже уходит, постоянно звучит ложь по телевизору.

00:10:19 Шрила Говинда Махарадж: Во времена Парикшита Махараджа, в то время, Кали не мог творить большое зло, ему было отведено пять мест. И тот, кто привязан к этим явлениям, того человека атакует Кали. Но после Парикшита Махараджа Кали захватил всю Вселенную. Вселенную Кали захватил и здесь это особенно показал Парикшит Махарадж. Он сказал: «Кали до́лжно жить в этих местах, и тот, кто практикует Cознание Кришны, тот должен избегать влияния Кали». Это суть, ключевой момент. И поэтому преданный, тот, кто хочет быть преданным преданного, тот будет избегать этих пяти мест. Там, где дйутам, панам, стрийах, шуна и золото. Тот, кто практикует, должен избегать этих явлений.

00:11:48 Шрипад Джанардан Махарадж: Но я также вижу постоянно, преданные, так сказать, бьют молотком по одному месту: «Мы должны отказаться от мяса, отказаться от мяса, отказаться от мяса!» Я не вижу, что это правильный способ проповеди. Обычные люди едят мясо. Эти люди оставят мясо в том случае, если они привлекутся сознанием Кришны. Но постоянно настаивать на том, чтобы они отказались от мяса — это ничто. Если они просто откажутся от мяса, это ничто без милости Махапрабху.
Я думаю, например, если мы посмотрим на северную Индию, мы увидим, там многие люди в северной Индии не едят мяса, они очень саттвичны, но все они майавади. Может быть, они последователи этой сампрадаи или той сампрадаи, но майавада-сампрадаи. Да, может быть даже, кто-то из них поклоняется дома у себя Сите и Раме, но поклоняется неправильно, следует некой семейной традиции.
Но мы видим, в Бенгалии все едят рыбу. Но всё же Махапрабху явился на бенгальской земле. И иногда, даже если человек ест мясо или рыбу, но если мы станем ему проповедовать и он примет Махапрабху своим сердцем, он оставит это мясоедение и станет подлинным вайшнавом. И я думаю, что мясоедение — это не суть. Суть — это тот, кто почувствует потребность прийти к стопам Шри Гуру и Махапрабху — это главное. И я думаю, что постоянно подчёркивать этот пункт — отказ от мясоедения — не есть существенная часть проповеди. Таково моё объяснение.

00:13:48 Шрила Говинда Махарадж: Это правда. Но на Западе не было Cознания Кришны. Когда он хотел утвердить Cознание Кришны, Свами Махарадж, то он чувствовал, что необходимо вначале исправить их образ жизни, необходимо изменить его с тем, чтобы их образ жизни был благоприятен для культивирования Cознания Кришны. Поэтому Свами Махарадж придавал такое большое значение этим четырём принципам. Но на самом деле, это правда — если нет дыхания, то зачем нужен нос?
Необходимо практиковать Cознание Кришны. Если ты попытаешься делать это, то первое, что необходимо — это стать квалифицированным, обрести следующие качества: смирение, терпимость и почтительность к другим, тогда автоматически всё придёт к тебе.
И не нужно есть мясо, не нужно заниматься ничем незаконным, не нужно принимать интоксикации и не нужно играть в азартные игры. Если ты всегда рискуешь будущим, играя в азартные игры, то это не есть хорошо. Та энергия, которую ты получаешь естественным образом, будь ею удовлетворён. Поэтому то, что легко к тебе приходит, без усилий, эта часть энергии, живи за счёт этой энергии и практикуй Cознание Кришны благочестиво, добродетельно.

00:15:35 Поэтому Свами Махарадж придавал большое значение этому, потому что он видел, что на Западе нет Cознания Кришны. И он хотел утвердить Cознание Кришны, и первое, что было необходимо сделать — изменить их образ жизни.
Чидананда брахмачари: Отказаться от греховной деятельности.
Шрила Говинда Махарадж: Да, отказаться от греховной деятельности, насколько это возможно.
И также нет сомнений в том, что вегетарианство — это очень хорошо. Все вегетарианцы живут долго. Можно увидеть, все вегетарианцы, если скажем, слон; слон имеет очень сильное тело, крепкое тело, однако слон не ест мясо.

00:16:35 А обезьяны, вы видели обезьян? Когда они бегут друг за другом, то у них нет никаких препятствий, я видел. Они прыгают с крыши на крышу, с храма на храм прыгают и не падают. Но они все — вегетарианцы. Если мы говорим, что овощи не могут дать силу, то это неправда. И все вегетарианцы очень способны быстро бегать, например, олени. Олень бегает быстрее, чем тигр. Все вегетарианцы, например, носорог. Да, носороги тоже вегетарианцы. Овощи — источник телесных сил, в этом нет сомнений. И если мы думаем, что только мясо — источник силы, то это неправда.

00:17:50 Но мясо и вино…
Чидананда брахмачари: Работают вместе.
Шрила Говинда Махарадж: Да, и они немедленно порождают энергию. Но эта энергия остаётся непродолжительное время в теле. Поэтому, когда речь идёт об армии, то было принято решение, даже в Индии: военным разрешено пить вино и есть мясо, им разрешается в индийской армии. Правительство разрешило, правительство даёт военным. И почему? Потому что это источник энергии. И человек может сражаться, и его чувства притупляются. Он способен бегать, убивать, побеждать или умирать ради воинской силы, воинской доблести.
На какое-то время это хорошо, как временное явление, но мы считаем, когда речь идёт о нашей жизни, что эти продукты не нужны всем и каждому.

00:19:12 Или иначе говоря, с другой точки зрения, кшатрии жили в другие юги, я уже говорил, в Двапара-югу или в Сатья-югу, или в Трета-югу. Кшатрии только сражались исключительно. Брамины не сражались, брамины учили, могли обучать воинскому искусству, но сами не сражались.
Дроначарья сражался. Наступила Двапара-юга, Дроначарья жил в Двапара-югу, но его не уважали, не почитали в качестве брамина. Даже Парашураму не почитали хорошим брамином. У браминов свой почёт. А тот, кто сражается, как кшатрий, тот не заслуживает почёта, воздаваемого браминам. Вишвадев был почитаем в большей степени, нежели Дроначарья. Он — кшатрия, он следовал своему кшатрийскому духу.
Шрипад Джанардан Махарадж: В «Махабхарате» описано, как многие люди оскорбляли, ругали Дроначарью, говорили: «Ты деградировал, ты не следуешь долгу брамина».

00:20:29 Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно. Таким образом, если человек следует своей религии: брамина, вайшьи, кшатрия, шудры, он следует долгу, то ведическое знание одобряет это. Это приемлемо с точки зрения ведического знания. Я ясно выражаюсь по-английски?
Но после того, как Кали были отведены четыре места, четыре явления, и тот, кто хочет практиковать Cознание Кришны, тот должен понимать, что необходимо избегать этих явлений. В противном случае я стану жертвой влияния Кали и я не сумею поверить в Cознание Кришны.
Поэтому преданные избегают этих явлений, как чумы, как туберкулёза. Мы избегаем людей, больных туберкулёзом. Мы знаем, что туберкулёз заразен, чума заразна или оспа, желтая лихорадка заразна, поэтому мы сохраняем дистанцию. Там, где живёт Кали, преданные избегают этих мест.

00:22:07 А то, что мясо — источник телесной силы, это неправда. Можно получить большую телесную силу, питаясь исключительно фруктами и…
Преданный: Зёрнами?
Шрила Говинда Махарадж: Нет, фруктами и молоком. Исключительно молоко способно подарить долгую жизнь, молоко и фрукты. И зёрна также, но зёрна — это третья категория. Зёрна необходимы, чтобы набить желудок.
Преданный: А что стоит на первом месте, молоко?
Шрила Говинда Махарадж: Да, молоко и молочные продукты.
Когда вы поститесь, я знаю, у меня был опыт…
Преданный: Во время брахманского посвящения?
Шрила Говинда Махарадж: Да, брахманского посвящения, то было в моей предыдущей жизни, до того, как я встретил преданных.

00:23:05 В день посвящения я постился весь день и после того, как посвящение состоялось, мне дали банан и немножко гхи. Я спросил: «Зачем вы даёте мне бананы и гхи после целого дня поста?» Мне ответили: «Продукты необходимы для здоровья. Они дадут тебе силу, энергию и также смажут то, что высохло. Да, смажут желудок и дадут твоему телу силы».
Я помню, я по-прежнему помню, я спросил тогда: «Почему вы даёте мне именно это — банан и гхи?» Они дадут чану, йогурт — это понятно. Но почему бананы и гхи? Я тот час же спросил: «Почему?» И мне дали такой ответ. Я был очень удовлетворён этим ответом. Я по-прежнему помню его.

00:24:39 Таким образом, вегетарианцы будут жить в саттва-гуне. В Шримад Бхагавад-гите, там, где Кришна описывает пищу трёх категорий: саттвика, раджасика и тамасика. Брамины принимают саттвичную пищу, кшатрии — раджасичную, а шудры и вайшьи — тамасичную. Саттва-гуна помогает, саттва-гуна не есть окончательное достижение, но она полезна практикующему, она помогает практиковать Cознание Кришны.
А когда саттва-гуна увеличится, то мы принимаем соответствующую пищу, общаемся с людьми соответствующего склада, живём в соответствующей среде. Она полезна, но если ты не практикуешь Cознание Кришны, тогда никакая саттва-гуна тебе не поможет.

00:25:44 Да, в индийской армии есть многие вегетарианцы и в западной армии тоже есть вегетарианцы, они не едят мясо. Может быть, их не так много, но в индийской армии есть вегетарианцы, многие.
Чидананда брахмачари: То есть им позволяют быть вегетарианцами?
Шрила Говинда Махарадж: Да, им не дают мясо, рыбу, им дают другие…
Чидананда брахмачари: В Америке Госвами Махарадж не хотел, чтобы его ученики служили в армии, потому что в американской армии невозможно быть вегетарианцем.
Шрила Говинда Махарадж: Может быть, но здесь, в Индии они делают роти с гхи, они кладут гхи в ату (ата — это цветок) и делают травяной чай иногда. Они пекут такие лепёшки или что-то и поджаривают на огне. Такой техники для них достаточно. Иногда они кушают дал.

00:27:05 Преданный: Махарадж, а где жил Кали до Двапара-юги? Ведь он где-то же жил? Он жил в каком-то определённом месте?
Шрила Говинда Махарадж: Да, Кали был лишён влияния. У Кали было место обитания, но не эти четыре места, нет. Он не был ещё царём, он был шудрой, он был... Он где-то жил.
Чидананда брахмачари: Теперь Кали — это царь. Это его эпоха. [Обсуждение].
Шрила Говинда Махарадж: Но Прабху спрашивает, где он жил. Он где-то жил, где-то жил.
Чидананда брахмачари: То есть он жил в положении шудры.

00:28:08 Преданный: А Кали-юга влияет на все измерения бытия — мир людей, мир полубогов? Или только она влияет на Землю?
Шрила Говинда Махарадж: Нет, на все уровни существования.
Преданный: И на Сваргу также?
Шрила Говинда Махарадж: Да, на Сваргу, там тоже присутствует влияние Кали. Брахманда, вся Брахманда находится под контролем Кали. Влияние, речь идёт о влиянии.
Шрипад Джанардан Махарадж: Он говорит, что мы понимаем, что это влияние Кали универсально, иначе, почему Брахма смотрит на дерьмо?

00:29:04 Шрила Говинда Махарадж: Он шутит, но тонкое влияние присутствует, не грубое влияние, но тонкое влияние, но оно повсеместно.
Существует три мира.
Преданный: Сколько миров?
Шрила Говинда Махарадж: Иногда говорят три, иногда говорят четырнадцать.
Преданный: Три — ментальный мир, физический мир и мир разума (тонкий мир). Ментальный мир, физический мир и духовный мир.
Преданный: Духовный мир?
Шрила Шрила Гурудев: Да, три мира, духовный мир. Вначале физический, затем ментальный, затем духовный, но всё это в рамках этой Брахманды. Но выше этих миров — ниргуна, это мир преданности.
Чидананда брахмачари: А в таком случае, что Вы имеете в виду, говоря о духовном мире в этом мире?
Шрила Говинда Махарадж: Да, духовный мир в этой Брахманде, да, три-лока.

00:30:15 Чидананда брахмачари: Мы слышали, есть низший мир, средний и высший.
Шрила Говинда Махарадж: Высший — это Сварга, средний мир — Мартья-лока (Земля), а Патала внизу.
Шрипад Джанардан Махарадж: То есть адский мир, срединный уровень, возможно, это Земля, и затем небеса, рай. Вы говорите духовный, но что Вы имеете в виду?
Шрила Говинда Махарадж: Материальный, ментальный и духовный.
Шрипад Джанардан Махарадж: Нет, тогда лучше говорить не «духовный», а небесный («celestial» в отличие от «spiritual»), райский мир, рай. Потому что, говоря «spiritual», мы имеем в виду ниргуна-мир, а небеса или рай — это нечто вроде рая, там всё красиво: красивые деревья, хорошая еда, прекрасные цветы, люди очень красивы собой, продолжительность жизни велика — это небеса, рай. Подобно небесам, раю.

00:31:30 Шрила Говинда Махарадж: В таком случае spiritual — что это такое? Вайкунтха? Вайкунтха — это spiritual? Вайкунтха — это мир ниргуна. Мир за пределами саттва-раджа-тама — это Вайкунтха.
Преданный: Да, spiritual — это ниргуна.
Шрила Говинда Махарадж: Да, в определённом смысле, да, spiritual, духовный мир, очень обширен. В определённом смысле, он — сагуна, в другом — ниргуна. Там, где сагуна — это тоже духовный мир. «Сагуна» означает «с качествами», но не материальными качествами. Но могут быть духи, например, есть духи, приведения, иногда очень гневные, иногда спокойные.
Преданный: Кто, духи?
Шрила Говинда Махарадж: Да, духи.
Преданный: Но ведь этого же нет на Вайкунтхе?

00:32:26 Шрила Говинда Махарадж: Нет, духи живут в ментальном мире. Духи, приведения. Саттва-раджа-тама-гуна. Там, где происходит игра саттва-раджа-тамо-гун; материальное, физическое и, нет физическое, ментальное и духовное, можно сказать spiritual, я думаю. Нет? Выше духовного — ниргуна. траи-гунйа-вишайа веда нистраи-гунйо бхаварджуна . В Бхагавад-гите сказано, разве нет? То, что сказано в Ведах, духовный мир. Нет?
Преданный: Нет, мы называем словом «spiritual» нечто иное, как правило.

00:33:35 Шрила Говинда Махарадж: А как вы называете?
Шрипад Джанардан Махарадж: В Ведах описано, в «Бхагаватам» сказано: «дхармах проджджхита-каитаво ’тра парамо нирматсаранам сатам» . Кайтава — обман. Если это обман, то… Мы говорим что дхарма, артха, кама, мокша — это кайтава, обман. Это Веды, это кайтава — обман.
Шрила Говинда Махарадж: В таком случае, это не духовное явление. Махарадж, я не знаю английский язык. Духовный, «spiritual», я не знаю, в каком контексте используют это слово, но я думаю, что духовный мир — это тоже сагуна-мир. Сагун — наделенный качествами саттва, раджа, тама.

00:34:34 Преданный: На Западе мы всегда думали, что духовный мир — это ниргуна, брахман. Но в нью-эйдже, в рамках движения «нью-эйдж» словом «духовный», скорее, называется ментальный мир, мир духов.
Шрила Говинда Махарадж: Тонкий мир, тонких тел, ментальный. Тонкий — это ментальный, да?
Преданный: Да. Тонкий — это ментальный.
Шрила Говинда Махарадж: Затем выше ментального духовный, где дух. Дух означает «атма», духовный.
Преданный: Но атма повсюду.

00:35:27 Шрила Говинда Махарадж: Нет, религия атмы духовна. Религия атмы духовна, религия атмы покрывает ментальное тело и физическое тело. А когда атма освобождается от ментального и физического, то это духовное явление.
Я думал, в целом вплоть до Брахма-локи.
«абрахма-бхуванал локах,
пунар авартино ’рджуна
мам упетйа ту каунтейа,
пунар джанма на видйате»
Брахма-лока — это духовный мир или ментальный? Вот мой вопрос. Если это тонкий ментальный мир, то духовный — это атма.
Преданный: Какую Брахма-локу Вы имеете в виду?

00:36:30 Шрила Говинда Махарадж: Я имею в виду мир, в котором живёт Брахма, Творец. Бху — Земля, Бхува-лока. Тонкий мир и Сатья-лока — это Брахма-лока, там живёт Брахма. Четырнадцать миров находится в одной Вселенной.
Шрипад Джанардан Махарадж: Можно сказать духовный, но... Если посмотреть более пристально, Вы не скажете духовный.
Шрила Говинда Махарадж: В целом, я и говорю, в определённом смысле — это духовный мир. Но выше этого духовного мира есть мир служения, трансцендентный мир служения, и он — ниргуна, выше Сатья-локи. А что выше Сатья-локи, следующая ступень?
Преданный: Вираджа.

00:37:31 Шрила Говинда Махарадж: Затем Брахма-лока, затем Вайкунтха. Брахма-лока, в смысле, Брахман — сияние Вайкунтхи. Это явление называется Брахма-лока, внутри Вайкунтха-лока, там многочисленные инкарнации, аватары и так далее, и так далее, много всего. А внутри этой вселенной существует более высокий уровень — Голока.
Но это непостижимо в том отношении, что это явление зовётся ачинтья, этот мир непостижимый. Каким образом можно сказать, что в этом безграничном присутствует другое безграничное? Это невозможно, это безграничное. Если это безграничное, то внутри этого безграничного живут множество других безграничностей. Как это возможно? Только в сознании это возможно. Всё живёт в сознании.

00:38:40 Шрипад Джанардан Махарадж: Может быть, это не хороший вопрос. Но как в высшем измерении бытия, там, где нет следа низшего мира и нет гун, например, в Голоке они говорят: «Когда я услышала звук флейты Кришны, то словно дух вошёл в моё сердце. Я словно стала одержимой духом, привидением». Они приводят пример духа, но в Голоке нет духов, приведений. Так как же они знают о мире, в котором есть гуны?
Шрила Говинда Махарадж: Это всё в сознании, в чистом сознании присутствует всё, но только это всё не плохое. Всё живёт в своей хорошей форме. Я счастлив, доволен, приводя следующий пример, я всегда его привожу. Тот, кто ест яблоко, тот счастлив, и само яблоко тоже счастливо. Если вы подумаете, тогда вы поймёте. Тот, кто ест яблоко, тот счастлив, он ест, наслаждается вкусом яблока. И яблоко счастливо, очень счастливо от того, что его едят.

00:40:03 Это такой пример. Я постоянно его привожу. Хороший пример, очень хороший пример для меня. Я могу его чувствовать. Яблоко тоже очень счастливо из-за того, что его едят. Они оба смеются: и тот, кто ест, и тот, кого едят. Это трансцендентный мир.
И там присутствует страх и много всего, но всё это шуддха. Там есть и страх, но только в чистой форме. Существование сат-чит-анандам, такова природа этого бытия. [Санскрит]. В «Брахма-самхите» даны прекрасные описания ситуации о той Кришна-локе, описанной Шветадвипы. В «Брахма-самхите» очень замечательные описания.