Путь к идеалу

Навадвип - 27 October 1991
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:36:46 | качество: mp3 96kB/s 25 Mb | прослушано: 98 | скачано: 165 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 Говинда Махарадж: «…Он общается с млеччхами и он стал млеччхой..». Но Гуру Махарадж сказал: «Ты скажи им, что я отправлюсь в это собрание, и я не могу поехать сейчас, моё здоровье плохое». Здоровье Махараджа было очень плохим. «Я не могу поехать, но если это необходимо, я пойду в собрание. Ты ступай к Гопенду Шанка Тиртхе, он глава браминов и скажи от моего имени, что он будет председательствовать в том собрании. Шридхар Махарадж хочет этого».

00:00:57 Этот человек был главой всех пандитов в Индии. И врагом Сарасвати Тхакура в прошлом, но, пообщавшись с Гуру Махараджем, он изменил своё умонастроение. И в этом собрании Гопенду Шанка Тиртха председательствовал. А все пандиты, преподаватели санскрита в колледжах и видных госвами, все они пришли в это собрание. И с того времени Гуру Махарадж слепо поддерживал Свами Махараджа. Его духовные братья не испытывали энтузиазма. Гуру Махарадж сказал духовным братьям: «Если бы Прабхупад был жив, то Прабхупад устроил бы очень пышный прием. У меня нет в этом сомнения. Он устроил пышный приём Бону Махараджу, но Бон Махарадж не проповедовал на Западе должным образом. Однако каким образом Свами Махарадж проповедует, мы видим. Поэтому простите те… », - и он упомянул некоторые эпизоды, которые имели место.

00:02:20 В Маяпуре, в большой хижине, Свами Махарадж устроил большой фестиваль, но никто не пришел на этот фестиваль. Он хотел устроить праздничную раздачу прасада, но никто не пришел. И тогда Гуру Махарадж ещё более разгневался и призвал своих духовных братьев и спросил: «Почему вы делаете это?» Гуру Махарадж оставил свою браминскую ментальность, браминизированную ментальность он оставил и в стойком духе вайшнавизма он проповедовал своим духовным братьям. И все они отправились туда и приняли прасадам, только Мадхав Махарадж отказался. Но, в последствии, Мадхав Махарадж принял прасадам там.

00:03:10 Так или иначе с того времени Гуру Махараж становился все более и более либеральным. А начиная с 1981 года Гуру Махарадж оставил, полностью оставил свою браминскую ментальность и подобно парамахамсе он вел себя. А после этого он принял также многих учеников, западных преданных в качестве работы по облегчению страданий других. Так он говорил об этом: «Работа по облегчению страданий. Я не горю желанием идти в этом направлении, но я должен работать, способствовать облегчению страданий людей».

00:04:03 Гуру Махарадж, его положение было таким, что он не мог никого оставить, особенно западных преданных не мог покинуть. Особенно о западных преданных шла речь. То было настроение Гуру Махараджа. И моя природа и природа Свами Махараджа очень близки. Моя природа не близка природе Гуру Махараджа, но моя природа очень близка природа Свами Махараджа. Но я всегда жил с Гуру Махараджем, и меня учил Гуру Махарадж, это правда. Но моя нормальная ментальность сопутствует Свами Махараджу. Но счастливо идти, сопровождать Гуру Махараджа, быть его спутником, это не так-то просто. Однако я продолжаю моё служение. И указание Гуру Махараджа я выполняю.

00:05:07 Но я могу счастливо выполнять указания Свами Махараджа, поскольку Свами Махарадж никогда не выискивал, не видел ни в ком недостатки, но Гуру Махарадж всегда ругал всех и каждого, а я был шаловлив, проказлив, и поэтому он много меня ругал. Но, в конце концов, в конце своей жизни Гуру Махарадж стал очень либерален. Даже если кто-то приходил к Гуру Махараджу, и я просил за него Гуру Махараджа, то Гуру Махарадж немедленно соглашался.

00:06:02 И в конце концов, Гуру Махарадж сказал: «Необходима преемственность, и ты должен, должен подготовиться». И я отказывался, говоря: «Махарадж, попозже, попозже, чуть позже». Но, в конце концов, Гуру Махарадж заявил: «Нет, это мой приказ». Таким образом, мы можем сказать, что Гуру Махарадж очень милостив к нам. Я вижу, тот, кто чист, тот, кто хочет быть чистым, Гуру Махарадж очень помогает такому человеку, он поможет. В действительности, я не могу говорить на английском языке, амра, мы, никто из нас не совершенен в действительности, многие изъяны есть у каждого, многочисленные изъяны у каждого.

00:07:15 Но, то, что есть у меня, я буду пытаться идти вперед. И идти вперёд в линии Сознания Кришны. Если я делаю что-то неправильно, совершаю какую-то ошибку, то я должен совершать эту ошибку в линии Сознания Кришны, и я буду пытаться поступать правильно во всех отношениях. Но если это невозможно, то даже это плохое, или неправильное я буду делать в линии Сознания Кришны, нет иного пути. И это очень хорошее намерение в отношении места назначения, цели.

00:08:13 Преданный: Иногда возникает такая трудность, мы видим очень высокий идеал. Гуру Махарадж дает очень высокий, прекрасный идеал, и мы видим этот идеал и в то же самое время мы…
Говинда Махарадж: Это не только ваше сердце, но сердце преданных всегда выражает подобные чувства. В «Прапанна-дживанамрите» мы видим эту шлоку: «Ты живешь, Кришна, в столь высоком измерении бытия, но Ты столь милостив к падшим душам, это Твое первое и главное качество. Мое же качество таково: я очень падшая душа, я слишком падшая душа. И эта логика. Это Твое качество, Твое качество одаривать милостью».

00:09:34 Преданный: Самых падших.
Говинда Махарадж: Да, самых падших, это Твое качество. А я та самая-самая очень падшая душа. Это мои чувства. Теперь посмотри, каков Твой долг. Я очень падший, а Ты столь милостив к падшим. А логически доказано, доказывается, показывается: Ты должен дать милость прежде всего мне. Это выражение в сердце преданных.

00:10:28 Преданный: Махарадж, но речь идет о том, что мы видим, мы видим очень высокую цель, идеал. И Гуру Махарадж говорит: «Человек познается по его идеалу». Но мой ум и чувства стремятся в ином направлении, я начинаю думать: тогда возможно это не мой идеал, я не честен. Я утверждаю, что это мой идеал, но мои истинные наклонность обращены в ином направлении. И может быть это не мой идеал, и я лжец я обманываю других и так же обманываю самого себя, утверждая, что это мой идеал, но я не верен этому идеалу.

00:11:11 Говинда Махарадж: Что есть идеал, это также необходимо знать, прежде всего. Это не ясно для меня, что есть идеал. Идеал таков: это незаконная, или тайная любовь к Кришне, это идеал. И если я часть, часть этого Кришны. Джива, душа, является частицей Парабрахмы, Кришны, и мои качества, подобны Его качествам. Сейчас, в настоящее время, это движение обращено вниз, но качества те же самые. Те качества, которые присутствуют в Кришне, те же самые качества присутствуют и во мне.

00:12:08 И если Кришна-прем - это высочайшее…
Преданный: Достижение.
Говинда Махарадж: Да, достижение. Если Кришна-прем – это высочайшее достижение, то моя природа не будет удовлетворена этим бренным. Но я вижу перед собой это явление и иногда я сбиваюсь, отклоняюсь от истинного пути, но сама природа показывает мне, показывает мне Враджа-бхаджан. И Враджа-бхаджан – это высочайшее явление, не только высочайшее для меня, оно естественно для всех джив, душ. Тот, кто благоприятен для него, это естественно, тот, кто благ.

00:13:03 И таким образом мы можем сказать, что мы очень удачливы. Мы очень удачливы, потому что мы, мы видим, высоты мы может быть и не способны видеть, но какую-то часть этого идеала мы видим. Когда я достигну положения чистоты, тогда я буду видеть все, по милости Гуру Махараджа я сумею увидеть все. И сейчас эта потенция присутствует во мне. Я иногда сбит с толку, иногда я ищу счастья.

00:13:47 Преданный: Почему мы сбиваемся с пути?
Говинда Махарадж: Сбиваемся с пути, потому что мы ищем.
Преданный: Ну почему мы торопимся отклониться?
Говинда Махарадж: Нет, нельзя сказать, что мы торопимся отклониться, Махарадж, что происходит, если, если кто-то выкурит одну сигарету, один или два раза выкурит? Сколько эта сигарета стоит, может быть 10 пайс или 20 пайс, я не знаю, сколько она стоит, может быть одну пайсу. Одну рупию.

00:14:23 Сигарета в одну рупию ценой не может разрушить всю мою жизнь в преданности. Но если я скажу это преданному, то преданный почувствуют энтузиазм, я не говорю это. Я не говорю это, но сигарета ценой в одну рупию не может разрушить, разрушить всю жизнь в преданности. И жизнь в преданности не настолько хрупкая [подсказывают собеседники]. Да, это главное, но это правда. Но почему мы не говорим эта правду, потому что мы не хотим следовать совершенным образом, безупречным образом Сознанию Кришны. Наша природа всегда обращается вниз. Это движение по нисходящей, поэтому мы должны быть крайне осторожны в отношении…. Мы должны хранить, что хранить, соблюдать принципы. Естественным образом мы хотим соблюдать эти принципы, но иногда, иногда мы соскальзываем, мы падаем, иногда отступаем от этих принципов и скатываемся вниз.

00:15:55 Это небольшая, маленькая потеря, в действительности даже нельзя сказать, что это потеря. Может быть, мы получаем опыт. Но мы не можем сказать это во всеуслышание, потому что в этом случае наша сампрадая будет обеспокоена.
Кришна сказал Сам: «Если я делаю что-то плохое, то я должен делать это плохое оставаясь в Сознании Кришны, в измерении Сознания Кришны. Но я не покину это измерения Сознания Кришны. Я должен осознавать Кришну, может быть, я не в состоянии сохранять чистоту, мою чистоту во всей её полноте, но я не могу оставить это измерение, это моя жизнь и это моя…»

00:17:05 Есть одна шлока в этой связи. Мадхавендра Пури, он сказал эти слова. Он был брамин и саньяси, и он также был знатоком, но, в конце концов, он стал испытывать отвращение к правилам и предписаниям. И он пытался продолжать соблюдать принцип жизни брамина и саньяси, но, в конце концов, что он сказал в своей шлоке, это так же есть в «Прапанна-дживанамрите», эта шлока, он сказал:
Сандхья и вандана, выполнять сандхью и вандану, совершать – это долг саньяси, но в конце концов Мадхавендра Пури сказал: «Я не могу продолжать идти в этом направлении, я предлагаю мои дандваты сандхье, вандане, они могут жить, где им хочется. Я не стану их беспокоить, и они также не станут беспокоить меня, и для меня это будет благом. Каждый день,3 раза в день совершать омовение – таково правило саньяси, но я не могу продолжать это делать, поскольку я не чувствую, что у меня есть время на эти практики.

00:18:45 И каждый день во время сна, или во время омовения я предлагаю полубогам, питри, пуруш, предкам многочисленные подношения, идам-джалам, предлагая джалам, воду, предлагаю идам ещё что-то, я считаю это потерей времени, и я не чувствую, что у меня много времени, у меня есть время на это. Но я не хочу оскорблять их стопы. Поэтом я предлагаю дандаваты полубогам, я предлагаю дандаваты моим предкам, и предлагаю дандаваты другим. Я прошу прощения, больше я не в состоянии выполнять эту работу для вас.

00:19:56 Но что я могу поделать? Я могу жить где угодно, умиротворенно, я могу жить где-то. Джатра-капи означает «где угодно» или «где-то». Я могу…
Я хочу лишь помнить лотосные стопы Кришны, я хочу воспевать Его имя, я хочу жить где-то, в каком-то месте, возможно, это может быть комната или дом, или коровник, или я могу жить под деревом, где угодно, да где угодно. Я хочу оставаться и я хочу воспевать имя Кришны.

00:21:08 «И таким образом я буду проводить дни моей жизни, да, использовать моё время. И только это, больше я ничего не хочу и не могу сейчас. Я знаю, что есть что, так почему же я должен делать то, то, то. Я делал это на протяжении многих лет, а теперь я хочу избавиться от всего этого, я знаю, что это единственное богатство в жизни, это единственный жизненный эликсир и я хочу практиковать этот Маха-мантрам и жить где-то. Таково моё желание». Так он говорит в этой шлоке в «Прапанна-дживанамритам».

00:22:00 Но это очень высокая, высокий образ мысли, Мадхавендра Пури, источник этих мыслей Мадхавендра Пури и другие преданные, другие преданные также в Рамануджа Сампрадае главным образом, Ямуна Ачарья. Кула-шекхара шлока, Кула-шекхара… Многие шлоки Гуру Махарадж цитировал их в своей «Прапанна-дживанамритам», Гуру Махарадж очень их любил. Он оставил эти шлоки нам. Гуру Махарадж удивлялся, когда он услышал о том, что многие его духовные братья, старшие духовные братья каждый день читают по одной главе «Прапанна-дживанамритам», особенно тот вайшнав, который… которого очень любил как сына Прабхупад Сарасвати Тхакур, Парамананда Прабху.

00:22:52 Этот Парамананда Прабху время от времени приходил в Матх Гуру Махараджа и счастливо беседовал с Гуру Махараджем, он сказал: «Махарадж, я обрел суть, сущность, как? Богатство, богатство моей жизни, я нашел нектар моей жизни в вашей книге «Прапанна-дживанамритам». И каждый день, каждый пытается читать Шримад Бхагавад Гиту по одной главе каждый день, это природа индийцев. Тот, кто люди религиозно настроенные, читают по одной главе Гиты каждый день, но я читаю, - сказал он, одну главу «Прапанна-дживанамритам» каждый день». И Гуру Махрадж был очень счастлив слыша это.
И Гуру Махарадж сказал: «Теперь я чувствую, что я поступил правильно.

00:24:00 Таким образом, тот, кто практикует Cознание Кришны, в действительности он, он не боится изъянов. Но для практикующий начального уровня необходимо испытывать страх перед изъянами, а иначе он не сумеет, мы не сумеем идти вперед. Дверь крепости, ворота крепости майи необходимо, прежде всего, открыть, а когда вы будете пытаться открывать эти ворота, то необходимо делать это со свей энергии и силой, а иначе ворота останутся закрытыми, таким образом мы будем пытаться идти правильно, а когда мы будем идти по пути бхаджана, практики, то обязательно придут препятствия, возникнут испытания, для того, чтобы испытать нас.

00:25:22 Мы не можем назвать со времен Кришны до времен Сарасвати Тхакура в этой наставнической линии, мы не можем сказать, что все были освобожденными душами, мы не можем сказать. Во времена Сарасвати Тхакура, во времена Рупы и Санатаны, и во времена Махапрабху даже также мы видим пример - Чота Харидас. Пример, они все суть паршады, но они демонстрировали подобное поведение, чтобы научиться нас, чтобы дать нам пример, или преподнести урок. Другой пример: Боро Харидас. Джаван Хридас, он тоже пример, а другой пример Чота Харидас. И также мы видим Кала Кришнадас. Он находился в обществе Махапрабху, и они совершал паломничество по Южной Индии, и он также испытал, был соблазнен женщиной.

00:26:34 Преданный: Человек может задаваться вопросом. Что мне дорого? Кришна-сева мне дорога или мой ум уходит в другом направлении, и я говорю постоянно: преданное служение, Кришна-сева, внебрачная любовь и так далее и тому подобное, но мои желания, похоже… судя по моим желаниям это не мой идеал. Я только говорю, что это мой идеал, иногда я думаю, что это мой идеал, но если это действительно мой идеал, то почему иногда я иду в ином направлении?
Говинда Махарадж: Да, да так я об этом и говорю, я не видел мой идеал, каков он, но я слышал и я верю и это называется вера, шраддха, я верю, верю в то, что это мой идеал. Но в действительности я не видел во всей полноте весь образ моего идеала, полный образ моего идеала я не видел. Поэтому, иногда я отклоняюсь, иногда я иду туда, иногда сюда, но я чувствую, чувства каждый день постепенно растут во мне. Проснись, чувства о необходимости проснуться. И я чувствую это, поэтому я не могу оставить Cознание Кришны.
Я могу всячески войти в майю, к майе но я не иду, почему я не иду? Потому что у меня есть некоторая привязанность, а иначе я бы ушел в сторону майи, но я не могу оставить Сознание Кришны, но иногда я отклоняюсь.

00:28:20 Когда мы готовим овощи, мы кладем чили или черный перец, то вкус улучшается. Но этот вкус жжет язык и таким образом, можно видеть. Для того, чтобы жечь наше сердце, иногда, иногда падшее состояние приходит к нам. Если мы, если мы не оставим Сознание Кришны, то это называется вираха.
Преданный: Разлука.
Говинда Махараджа: Да, разлука, не только разлука. Вираха означает разлука, да разлука, чувства придут к нам. И тогда если мы будем думать «я упал», но это нормально. Ты упал, а через несколько дней ты привык к этому падшему состоянию, это другой вопрос, но если ты упал и ты чувствуешь: да, я упал, но это не место для меня. Место моего обитания, то я постараюсь встать, и как можно скорее встать, подняться побежать, устремиться к цели, месту назначения.

00:29:56 Преданный: Другой вопрос таков: общество садху, прямое или косвенное, через книги. Иногда через общество садху к нам приходят очень стойкие чувства, и нас кажется: о, ко мне пришел некий вкус. Но вы сказали, что этот идеал не реализован, а я был уверен, что это мой идеал. Но этот идеал ещё незрелый, незрелое понимание. Или я не вижу этот идеал, почему иногда похоже, что это очень стойкий, сильный вкус, сильнее, чем другие, вкус других явлений, особенно в обществе садху, когда мы слушаем его, кок он говорит, тогда у нас возникает стойкое чувство, в его обществе, кажется, что у нас возникает некий вкус. Или мы читаем книгу, и нечто приходит, некий вкус. Как этот вкус приходит ко мне?

00:31:04 Говинда Махарадж: У меня есть тенденция чувствовать вкус, у меня есть естественная тенденция чувствовать это, вкус этого явления, и это сукрити, сукрити, шраддха. Сукрити приходит в форме шраддхи. Сукрити принимает форму шраддхи. Шраддха означает влечение. Шраддха означает не только почтение или уважение, но также и влечение. И если влечение отсутствует, то я не могу идти вперед, привязанность или влечение. И тогда я могу идти вперед. И когда это явление приходит то, иногда в обществе садху, возникают большие шансы практиковать и энтузиазм практики усиливается.

00:32:24 Или иногда из книг мы черпаем энтузиазм в книгах. Это зависит от нашего настроения и ума. Настроение у всех разное и ум у всех разный. Таким образом
шраванам киртанам вишнох смаранам
Эта шлока отдает предпочтение шраванам, затем киртанам. Если твой шраван совершается неправильно, тогда ты не можешь совершать киртан должным образом, правильно.
Вы видите, Махарадж, «Золотой вулкан» был опубликован 5-6 лет тому назад. Я не знаю английский и я не читаю эту книгу, но когда я видел образ «Золотого вулкана», когда я видел шрифт, слова, вы не представляете, какое великое вдохновение я обрел, я не могу выразить это словами. Но когда я вчера, нет, когда эта книга была переведена на бенгали, я поразился, какие удивительные истины Гуру Махарадж открыл там. Одна из них – это видья-вадха-дживанам.

00:33:58 Я знаю, что я слышал об этом от Гуру Махараджа, но понять о чем идет речь, не так-то просто. Но как Гуру Махарадж объяснил эту истину, я удивлялся, читая это. И я стал изучать книги Бхактивинода Тхакура, каким образом Бхактивинод Тхакур объясняет это. Я увидел, что семя этого представления заключено в концепции, в объяснении Бхактивинода Тхакура. И это семя, зерно полностью проросло в лекции Гуру Махараджа. И здесь все изумлены. До этого я искал этот смысл повсюду и все говорили очень просто.

00:35:15 Харинам – есть видья-ваддха-дживанам, этот харинам – есть видья-ваддха-дживанам, жизнь, но видья-вадха-дживанам… вам известна эта шлока?
Чето-дарпана-марджджанамбхава-махадавагни-нирввапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-варддханам прати-падам пурнамритасваданам
сарвватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртана
(«Шри Шикшаштакам», 1)
Здесь можно объяснить каждое слово, но каким образом объяснение этого слова, объяснение этих слов видья-вадха-дживанам, никто не давал объяснения этих слов.
Я видел 10 или 15 книг перевода в этих книгах, видел перевод с санскрита на бенгали, но каждый говорит: видья-ваддху-дживанам и все. Но только Бхактивинод Тхакур, я видел, он объяснил эту истину, но самую суть он дал, как семя, зерно этой идеи.
Преданный: Дал намек.
Говинда Махарадж: Но когда я увидел перевод «Шикшаштакам», то я вначале попытался посмотреть, каков смысл этого выражения.