Мы ищем Кришну, а не противоположный пол

Навадвип - 29 декабря 1992
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:20 | качество: mp3 112kB/s 24 Mb | прослушано: 52 | скачано: 87 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Когда птица улетает в джунгли, то мы, наблюдая это зрелище со стороны, видим как птица исчезает, растворяется в лесу, в джунглях. Но в действительности она не утрачивает своё положение. Может быть, там живет её семья, и там много всего у этой птицы. В таком духе. Мы со стороны смотрим, нам кажется, что она исчезает, но она не исчезает. В «Брахма-самхите» вы читали, возможно, следующее утверждение:
«йасйа прабха прабхавато джагат-анда-коти-
котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами»
(«Брахма-самхита», 5.40)

00:01:09 Тот, кто лучезарен и обладает существованием, тот, кто светит, а иначе откуда берется свет? И единственная причина, и с помощью других мы можем понять. Но когда мы обретем освобождение, то мы увидим все. Необходимо расставить все на свои места, тогда освобождение придет. А чтобы расставить все на свои места, необходима практика, практика.
И существуют разные эпохи: Сатья, Третта, Двапара и Кали. И мы сейчас пытаемся в Кали-югу, сейчас существует маха-мантра. Мы пытаемся посредством маха-мантры общаться с Господом, и служение Гуру, вайшнавам, Бхагавану. Это наш долг сейчас.

00:02:27 Переводчик: Преданные задают вопрос о Туласи Деви, спрашивают какова история Туласи деви.
Шрила Говинда Махарадж: Я слышал о том, что она была проклята. Как звали того демона, ты помнишь?
Переводчик: Преданная называет некое имя.
Шрила Говинда Махарадж отвечает : Нет, это имя сына Индры. Какое-то имя — Джарасура, нет? Я не могу вспомнить эту историю. Я тоже слышал об этом. Радхарани прокляла Туласи. Нечто в этом роде, каким-то образом. Или нет, Туласи, я смутно помню, Туласи была свидетельницей, единственной свидетельницей, но не подтвердила, не выступила в этом качестве. И тогда Радхарани или некая могущественная потенция прокляла ее. Ты знал об этом факте, но не засвидетельствовал его.

00:04:36 Преданный: [Говорит на бенгали].
Шрила Говинда Махарадж: То была Сита Деви? Ага, Сита Деви. Туласи знала о неких событиях, связанных с Ситой Деви и Дашаратхой. Однако Туласи не засвидетельствовала это и была проклята Ситой Деви, как-то так. Так или иначе, это игры Кришны.
Нас в действительности это не слишком интересует, мы знаем, что все это происходит по воле Кришны, все происходит по Его воле. Я не только слышал эту историю, я и читал её, но я забыл то, что читал. Но в то же время Радхарани одарила милостью Туласи.

00:06:15 Вритрасура? Как его звали, этого демона? Я очень плохо помню эту историю. Это имя где-то есть, я не знаю, возможно, в Махабхарате. Может быть в Махабхарате, в Махабхарате есть все, но в каких-то Пуранах об этом рассказывается. Но Сам Кришна явился в форме этого асуры, и этот асура умер, погиб. Очень давно я читал об этом, я не помню. Я знаю только то, что Кришна очень счастлив, когда мы повторяем Его имя на четках из Туласи. Кришна обнял её, одарил Своей милостью, и поэтому она не отлична от высшей потенции Кришны.

00:07:50 [Преданный задает вопрос].
Переводчик: К сожалению, вопрос не слышно.
Шрила Говинда Махарадж: Санньяса означает «полная преданность Кришне». Но это вайшнава-санньяса. И в «Шримад-Бхагаватам» эта истина утверждается. Полнота преданности в служении Кришне. Санньяси дает такое обещание перед огнем и браминами и санньясинами. Это формальность — санньяса, формальная сторона. Но в уме — в Упанишадах сказано — когда в уме возникает отречение, отрешенность, безразличие к этим мирским делам, мирским реалиям, когда отрешенное умонастроение возникает, тогда человек формально принимает санньясу. Но эта санньяса — это вайшнава-санньяса.

00:09:36 Но в Кали-югу карма-санньяса невозможна. В Ману-самхите говорится: в Кали-югу карма-санньяса невозможна, а бхакти-санньяса возможна. Бхакти Деви свободно отправится куда угодно. Смысл санньясы таков: привязанность к мирскому, к бренному; тот, кто легко оставляет все привязанности в бренному, тот может принять санньяс. Иначе санньяса — это формальность, которая дает нам силу. Правила и предписания даны нам для того, чтобы наделить нас силой. Перед огнем, перед браминами, санньяси мы обещаем: «С этого дня я буду служить Кришне и никому, ничему другому». «Кришна» означает, «служить Кришне» означает в должном русле, в правильном русле. Повсюду необходимо точно понимать смысл, а иначе можно отклониться. Речь идет о вайшнава-санньясе.

00:11:50 Это сказано в «Шримад-Бхагаватам»: «этам са астхайа паратма-ништхам…» . Это слово «ништхам» означает «следование правилам и предписаниям», это называется ништха — я буду делать это, а этого я делать не буду. В таком духе — делать и не делать, это ништха, ништхам; «адхйаситам пурватамаир махаршибхих» — «и это делали махаджаны в прошлом, этот путь показали махаджаны в прошлом»; «ахам таришйами дуранта-парам»: и триданда — кай, мон и вакйа, «кай» означает «тело», «мон» означает «ум», «вакйа» означает «речь». Я должен контролировать эти функции — тело, ум и речь — и идти по пути, следовать путем преданных в настроении преданности, в настроении преданности, служения Кришне. Кай, мон, вакйа. Это называется триданда.

00:13:23 И я всегда буду помнить, что я сделал это. Я принял одежды, эти одежды для того, чтобы помнить об этом. И все будут уважать, почитать эти одежды, будут понимать, что этот человек отрекся от умонастроения бренного мира и поклоняется Кришне. И поэтому все будут почитать этого человека, он будет принимать этот почет в качестве слуги Кришны. И он будет говорить: «дасо ‘сми», «я — слуга Кришны». Таким должно быть его выражение. И все будут почитать этого человека. И тогда возможно счастливо идти в направлении вечного мира.

00:14:35 То, что указано в священных писаниях — определённые параметры — нужны лишь для этого. Если люди почитают санньяси, то санньяси должен чувствовать: «Я несовершенен, но люди выражают мне почтение, я должен быть совершенным. Но это в рамках варнашрамы. Этих качеств может не быть во мне, но я должен пытаться их обрести». И так настроение этого человека будет возвышаться, его дух настроения.
Поэтому, ради этого даны определённые правила и предписания в священных писаниях. В противном случае санньяси, положение санньяси не столь высокое, на самом деле. Высокое положение — это положение того, кто 24 часа в сутки служит Кришне, его положение всегда высокое. А санньяси, он обещает пытаться это делать, стараться. Он несколько ниже стоит, несколько ниже, но он возвышается.

00:16:23 Брахмачарья, ванапрастха, грихастха. И когда грихастха дает ему прасадам или помогает, то санньяси не принимает помощь и еду для себя. Он все принимает ради служения Кришне и пытается жить, принимая этот прасадам. В таком умонастроении.
В Упанишадах сказано, мы можем видеть, в «Чхандогья-упанишад» сказано: [санскрит] когда отречение, когда отрешенное умонастроение, отрешенность приходит и не остается никаких привязанностей к реалиям бренного мира, тогда человек принимает санньяс.

00:17:34 На самом деле, Гуру Махарадж сказал, он был очень рад назвать свою книгу «Поиск Шри Кришны». Тот, кто верит в его слова, в поиск Шри Кришны, тем человеком Гуру Махарадж доволен. Мирские привязанности означают канак, камини, пратиштха — три главных привязанности. «Канак» означает «богатство», деньги, по сути дела. «Камини» означает «женщины». А «пратиштха» означает «слава». Тот, кто хочет разбогатеть, прославиться и прочее, Гуру Махарадж говорил о таких людях, пусть они не приезжают в мой Матх. Поиск Шри Кришны, а не поиск представителя противоположного пола, поиск денег, и не поиск славы. Если кто-то приезжает с намерением искать Кришну, то я буду ему помогать, на все остальное у меня нет времени. И для нас это благо.

00:19:01 Однажды произошло следующее, я помню. Дядя Бона Махараджа приехал в Навадвип и... Нет, вначале Видагдха Мадхава, а второй случай — дядя Бона Махараджа, когда Гуру Махарадж был очень недоволен. Гуру Махарадж выгнал их, дядю Бона Махараджа, его звали Голока Бихари, и очень отругал, серьезно ругал Видагдха Мадхаву: «Зачем ты приехал, — спросил он, — зачем ты пришел сюда?» — спросил он.
То была не вина Видагдха Мадхавы, он родился на Западе и жил в западном стиле, вел западный образ жизни. Он видел, что Джаянти служила Гуру Махараджу и подумал: «Если я женюсь на Джаянти, то я получу, обрету большее благо в духовной жизни». Он и не собирался жениться, но думал. Он предложил это Джаянти, а Джаянти рассказала Гуру Махараджу, и Гуру Махарадж очень разгневался, он спросил: «Зачем ты приехал сюда? Поиск женщины или поиск Шри Кришны?» Он сказал: «Убирайся, если ты приехал сюда искать женщин!»

00:20:38 Я сказал Гуру Махараджу: «Гуру Махарадж, этот юноша родился на Западе, он простодушен. Он думал, что для него это будет благом». Я спросил у Видагдха Мадхавы, как было дело, и он мне объяснил, что «Махарадж, да, я думал, я искренне думал, что это все так. Я думал: “Она служит Гуру Махараджу. Если я женюсь на ней, то я обрету большее благо в моей духовной жизни”». Видагдха пришел к Гуру Махараджу и попросил прощения. Но Гуру Махарадж очень разгневался на Видагдха Мадхаву. В конце концов, я сказал Видагдха Мадхаве: «Оставайся здесь, я договорюсь с Гуру Махараджем».

00:21:31 Но Голока Бихари тоже повел себя так, подобным образом. Но то была их природа, я думал: «Не только западные люди, индейцы тоже такие». Но на самом деле, практика Cознания Кришны с этой целью. Они приехали с западного мира с этой целью — в поисках знания о трансцендентной обители Кришны. И те, кто приходил к Гуру Махараджу за этим, Гуру Махарадж был счастлив. И нас Гуру Махарадж обучал именно таким образом, воспитывал. Я считаю, что мое терпение превосходит всякие границы. Я терплю так много всего. Но у Гуру Махараджа не было времени терпеть. Он тоже терпел многое, но у него не было времени на реалии бренного мира.

00:22:50 В конце концов, я договорился с Гуру Махараджем так, я сказал ему, что «Вы не будете принимать участие в том, что происходит внизу. Вы будете жить на веранде, будете у себя на веранде, а то, что в Матхе происходит, Вы не будете принимать участие в том, что происходит во дворе». И Гуру Махарадж был доволен этим, такой постановкой вопроса. И я пытался, прилагал, насколько это было в моих силах, чтобы все шло гладко. Но иногда все же что-то случалось, какой-то инцидент. И об этом инциденте доходило до Гуру Махараджа, и он приходил в гнев, когда слышал о том, что произошло то-то и то-то.

00:23:41 Матх для брахмачари, матх для санньяси. Грихастха тоже может быть брахмачари. Тот, кто практикует Cознание Кришны, такой грихастха, домохозяин, должен пытаться быть брахмачари. Это Арджуна, у Арджуны было две жены, но он был брахмачари. Есть правила и предписания в жизни грихастхи, и Арджуна следовал этим правилам и ограничениям. И Арджуна тоже был брахмачари. И он сражался с Господом Шивой. Единственная квалификация, первое качество: только тот, кто брахмачари, тот может касаться тела Господа Шивы. И так описано в Махабхарате — Арджуна был брахмачари.

00:24:50 Но в то время у Арджуны было три жены, три жены, не две, три жены, или две жены, но каким образом он был брахмачари? Я спросил об этом Гуру Махараджа, Гуру Махарадж ответил: у грихастхи, грихастха обязан следовать неким правилам и предписаниям, Арджуна следовал этим правилам должным образом, поэтому он был брахмачари. И Гуру Махарадж в своем Матхе завел такой порядок, установил такие порядки. Тот, кто живет в Матхе, в Чайтанья Сарасват Матхе, он может быть семейный человек, но женщины живут на одной половине, а грихастха-бхакты, преданные, мужчины живет на другой половине, в другой части Матха.

00:25:50 Я иногда спрашивал Гуру Махараджа: «Может быть, у них есть одна кровать, и мы не можем дать им другую кровать, нет кровати, тогда как они будут спать, если грихастхи живут в одной комнате?» Гуру Махарадж отвечал: «Если они могут жить отдельно, то для них это будет благом. Они — супруги, они живут, их уклад — грихастха-ашрам, но сюда они приехали зачем? Не ради наслаждения. Они приехали, чтобы искать Cознание Кришны. И прежде всего, главное правило и предписание — они должны следовать этому главному правилу и предписанию — поиск Шри Кришны. Все их внимание должно быть направлено на поиск Cознания Кришны».

00:26:57 Они — грихастхи, у них есть дом, там они ведут свою семейную жизнь, но когда они приезжают в Матх, то они должны быть полностью сосредоточены на поиске Cознания Кришны. Таким было наставление, указание Шрилы Гуру Махараджа, и мы пытаемся следовать этому. Но некоторые грихастхи живут как слуги в Матхе, как Бадринараян. Он и его жена служили в Матхе, они были грихастхи. И Гуру Махарадж нашел для них за пределами Матха дом. Вы знаете этот дом. Сейчас я построил второй этаж. Там было две комнаты: одна комната была офис, а в другой комнате жила эта пара. Но этот дом находился за пределами нашей юрисдикции, за территорией Матха.

00:28:07 [Телефонный звонок].
— Ало, ало! Да хорошо, а ты как? Один раз или два раза? Прабху, когда ты приедешь?! Да, мои чувства, я знаю это, я знаю твою ситуацию. Да, Прабху, Торет Кришна очень счастлив. И он говорит об этом. Торет Кришна сейчас в Дели и он встретится со мной во Вриндаване. Хорошо, Прабху. Здесь Читананда Прабху.
— Я должен пойти наверх, — говорит Читананда Прабху, — хорошо я пошел.
Шрила Говинда Махарадж: Он очень простосердечный преданный, Читананда, [Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж] всегда пребывает в настроении служения, ему присуще это настроение служения, и он — мой телохранитель. Все, кто ко мне приходят, и он очень счастлив. Он — человек очень отрешенный, очень отрешенный, отреченный, Читананда Прабху. Он — старый ученик Прабхупады, и он очень любит меня, чересчур сильно. И я поклоняюсь ему, я поклоняюсь ему в уме. Если я буду внешне выражать это, то он будет обеспокоен, поэтому в уме я поклоняюсь его [Шрипада Сиддханти Махараджа, Читананды Прабху] умонастроению служения.