Путь Рагхунатха Даса Госвами

Навадвип - 20 October 1991
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:12 | качество: mp3 96kB/s 20 Mb | прослушано: 56 | скачано: 123 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 Сегодня шукла-двадаши-титхи, день ухода Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунатха Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами. Вы слышали от Шрипада Бхакти Павана Джанардана Махараджа о настроении Рагхунатха Даса Госвами по отношению к его гуру, как мы должны идти вперёд в нашей духовной жизни. В действительности, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, он совершенным образом показывает концепцию Махапрабху и практику последователей Чайтаньи Махапрабху.

00:01:10 Шрила Рупа, Санатана, они — шикша-гуру Шрилы Рагхунатха Даса Госвами. Когда Рагхунатх Дас Госвами неоднократно пытался присоединиться к миссии Чайтаньи Махапрабху, хотел прийти к Его лотосным стопам в Пури Дхаме, много раз он пытался это сделать, но не мог. Но когда Нитьянанда Прабху пролил Свою милость на голову Рагхунатха Даса Госвами в виде наказания, то было в действительности не наказание. Он по-разному пролил на него Свою милость и шутливо сказал ему: «Я наказываю тебя, ты должен потратить свои деньги на Моих последователей, накормить их».

00:02:20 Он родился в Шантаграме, его отец был очень богатым человеком, 20 лакхов рупий в ту пору его отец зарабатывал и 8 лакхов отдавал царю, 12 лакхов тратил на себя. То была его прибыль, доход в ту пору. А Дас Госвами был его единственным сыном, и он был очень, таким образом, богатым человеком, но ему было присуще очень отрешенное умонастроение. Он не хотел ничего принимать, он лишь пытался обрести прибежище лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку он знал, что Шри Чайтанья Махапрабху тождественен Шри Радха-Кришне. Его сердце говорило это.

00:03:20 И он встречался до этого, до описываемого эпизода, с Чайтаньей Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Возвращайся, ступай домой и живи там, а когда Кришна захочет забрать тебя из дома, то Кришна сделает это. Теперь не веди себя, как безумец». Таким образом, Махапрабху посоветовал Рагхунатху Дасу Госвами и Дас Госвами отправился домой. Но когда он услышал, что Махапрабху принял санньяс, то он не сумел остаться дома. И неоднократно он пытался присоединиться к Махапрабху в Нилачал Дхаме, но его отец имел множество солдат и они всегда стерегли Даса Госвами, и он не мог пойти.

00:04:16 Когда он услышал, что Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, то он отправился к Нитьянанде Прабху и Нитьянанда Прабху сказал: «Да, ты подобно вору, всегда пытаешься покинуть дом, воровски, украдкой. Теперь Я наказываю тебя: накорми сегодня Моих преданных».
В то время тысячи преданных сопровождали Нитьянанду Прабху и многие пришли к Нитьянанде Прабху, и Дас Госвами устроил пир: сандеш, расагула, кола — многие блюда были поданы и преданных накормили, и Нитьянанда Прабху был очень счастлив.

00:05:04 Там, где присутствует Нитьянанда, там является Чайтанья Махапрабху и в тот день Чайтанья Махапрабху пришел из Нилачалы. И кто-то видел это, тот, у кого было подобное видение, они видели, сам Дас Госвами видел Нитьянанду Прабху, Чайтанью Махапрабху и их спутников. И эти спутники приняли эту бхогу и Нитьянанда Прабху был очень счастлив и водрузил свои лотосные стопы на голову Дасу Госвами и сказал: «Ступай, теперь Кришна возьмет тебя, возвращайся домой и теперь ты можешь присоединиться к миссии Махапрабху».

00:05:53 Дас Госвами вернулся домой, но в доме богатого человека всегда 3 части, даже в наши дни мы видим подобное устройство в Радхадеше. В одной части происходят собрание, встречи и так далее, Дурга-пуджа и так далее, многочисленные пуджи, а в другой части дома живут родственники. А в третьей части — антапур, это называется антапур, это означает, что в этой части дома живут женщины этой семьи.

00:06:46 Рагхунатх Дас Госвами оставался, жил в доме, в пристройке к этому дому. И его охраняли стражники постоянно. И однажды ночью в 3 часа, может быть, в 4 часа их семейный священник пришел и сказал Дасу Госвами: «Не явился тот, кто поклоняется моим божествам. Если ты скажешь ему, то он совершит поклонение моим домашним божествам». И Рагхунатх Дас Госвами подумал: «Это подходящий момент, телохранители спят», и он ушел со своим гуру, священником, чтобы позвать того пуджари. И на половине дороги он сказал своему гуру: «Ты возвращайся домой, я пойду». Гуру ушел и, воспользовавшись этим шансом, Дас Госвами убежал.

00:08:14 И он пошел не по обычной дороге в Пури, но он пошел в противоположном направлении. И 24 часа он шел в противоположном направлении. Когда телохранители проснулись, то стали искать его и подумали, что он, должно быть, пошел в Пури и они пошли по дороге, ведущей в Пури. Но Дас Госвами в это время шел в противоположном направлении, затем он свернул и пошел в сторону Пури Дхама. И 12 дней он шел и через 12 дней он достиг Махапрабху в Шри Дхам Пури.

00:09:09 Он был очень сильно истощен, в дороге он почти ничего не ел, только иногда пил молоко. Кто-то давал какой-то прасадам, в противном случае он постился. И так очень худой, очень грязный, в грязных одеждах, он пришел к лотосным стопам Шримана Махапрабху. Махапрабху обнял его, заключил в объятия и передал его Сварупу Дамодару: «Это Рагхунатх, я передаю его тебе. С этого дня его имя Рагхунатх».

00:09:42 Этот Рагхунатх Дас Госвами жил в Пури Дхаме и время от времени совершал севу Махапрабху и следовал наставлениям Махапрабху. А тот, кто жил с Махапрабху, каждый жил по-разному, вел индивидуальный образ жизни, и Рагхунатх Дас Госвами также жил по-своему. Кто-то просил подаяние в Симха-дваре. В Симха-дваре они стояли на воротах храма Господа Джаганнатхи, кто-то давал ему пайсу, он покупал прасадам. Дас Госвами сначала делал это, а затем отказался.
Его отец, когда его отец понял, что Рагхунатх находится в Пури Дхаме, то отец послал деньги и слуг и не пытался вернуть сына домой. Отец знал, что невозможно вернуть домой Рагхунатха.

00:10:53 Когда Рагхунатх жил в своем собственном доме, то мать однажды сказала отцу: «Ты можешь связать ему руки и ноги и посадить в закрытую комнату, поместить в закрытую комнату, почему ты даешь ему шанс уйти, выходить на улицу?» Отец ответил: «То, что действительно связывает человека, я пытался связать его этими узами, но я не сумел. Что можно сделать, связав его веревками? Истинные веревки, истинные узы — это богатство, жена и друзья. Это истинные узы, узы обусловленной души».

00:12:04 «Я дал ему красивую, прекрасную, замечательную жену, я дал ему богатство, все его желания исполняются, и я подарил ему славу и всё это не сумело связать его, привязать его к этому миру. Поэтому если я свяжу ему руки и ноги, как же он останется дома? Это невозможно».
[шлока]

00:13:11 Чайтанья Махапрабху, Его милость Рагхунатх обрел и Он — верховная личность Бога, Махапрабху, и Его воля безусловна, особенно когда речь идет об уме Рагхунатха. Так кто же способен связать Рагхунатха? Никто. Затем Дас Госвами жил в Пури, отец послал деньги, однако Дас Госвами не использовал эти деньги для себя. Время от времени он приглашал Махапрабху и угощал Махапрабху вкусным прасадом. Но однажды он подумал: «Источник этих денег — отец, а мой отец не является вайшнавом. Махапрабху не доволен этим, я думаю», и Дас Госвами прекратил приглашать Махапрабху в своё жилище.

00:14:16 Однажды Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «Почему Рагхунатх не приглашает Меня, как прежде?» Сваруп Домадар ответил: «Рагхунатх думает, что Тебе не нравятся эти приглашения, поэтому он и не приглашает». Тогда Махапрабху сказал: «Это правда». Вишои, вишои, как будет по-английски вишои?
Преданный: Наслажденцы.
Говинда Махарадж: Наслажденцы, люди, которые наслаждаются материальным богатством. Если санньяси принимает деньги от таких людей и наслаждается этими деньгами, то ум санньяси оскверняется. И то, что сделал Рагхунатх, это очень хорошо. А в другой день Махапрабху спросил: «Почему Рагхунатх не просит милостыню у Храма Джаганнатха?» Сваруп Дамодар ответил: «Он стоит у ворот, это все равно, что проституция, — просить подаяние. Ты стоишь у ворот и думаешь: ”Этот человек даст деньги, а этот человек не даст деньги”. И Рагхунатх думает, что это плохо».

00:15:40 В конце концов, Махапрабху дал высокую оценку этому и сказал, Сам Махапрабу сказал: «Это плохо, это все равно, что проститутка, которая стоит у дверей и думает: “Это потенциальный клиент, а это — нет”. Это очень плохо». И затем Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «А чем питается Рагхунатх, мы не видим его больше у входа в Храм Дхаганнатха?» Сваруп Дамодар ответил: «Это очень печально, Рагхунатх не просит подаяние, всегда повторяет Харе Кришна маха-мантру и он берет маха-прасадам, испорченный, разложившийся. Священники Дхаганнатха выбрасывают испорченный прасадам коровам и коровы не едят его. Такой прасадам он промывает, и то, что остается нетронутым, он ест с солью раз в день».

00:17:30 Услышав это, Махапрабху был очень опечален и счастлив одновременно. Он отправился в жилище Рагхунатха Даса Госвами и увидел, что Дас Госвами как раз собирается есть этот маха-прасадам с солью, несколько пригоршней с солью он хочет съесть. Махапрабху взял пригоршню этого прасадама и Махапрабху сказал Рагхунатху: «О, каждый день ты принимаешь такой замечательный прасадам, но не делишься с нами? Как ты себя ведешь?»

00:18:28 Это пример характера Рагхунатха Даса Госвами. Махапрабху хотел взять ещё прасадам, но Сваруп Дамодар остановил Его и сказал: «Прабху, это немыслимо, чтобы Ты ел подобный прасадам». Такова слава — то, что не может есть Сам Господь, даже это может принимать преданный, помня славу Господа и Его милость».
Так или иначе, то была практика Рагхунатха, и так он жил в Пури Дхаме. А когда Махапрабху ушел, тогда Рагхунатх Дас Госвами оказался в океане разлуке и не в силах был терпеть эту разлуку с Махапрабху. И когда Сваруп Дамодар также ушел, когда Сваруп Дамодар и Махапрабху ушли, тогда Рагхунатх не в силах был это терпеть и он ушел из Пури и думал: «Я оставлю тело, прыгнув с горы Говардхан. Махапрабху дал мне Говардхан Гирирадж, я приду к лотосным стопам Говардхана и оставлю тело там».

00:20:00 Но когда он вошел во Вриндаван Дхам и встретил Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами, то он увидел в них присутствие Махапрабху. И видя это и слушая Рупу и Санатану, он отказался от своего желания и оставался под руководством Рупы и Санатаны во Вриндаван Дхаме. Санатан Госвами и Рупа Госвами очень любили Рагхунатха Даса Госвами и почитали Даса Госвами, относились к нему с большой любовью и почтением. Они выражали ему и почтение, и относились к нему с любовью.

00:20:55 Рупа Госвами написал множество шлок, Рагхунатх Дас Госвами также в своем настроении бхаджана написал множество шлок, прославляющих… В «Чайтанья-чаритамрите», если вы увидите шлоки Кавираджа Госвами, вы удивитесь — слава Радхарани, каким образом Рагхунатх Дас Госвами описывает эту славу. И многочисленные шлоки… Прославление Рупы Госвами, Лалиты Деви, прославление Махапрабху и многочисленные поэтические произведения он написал.

00:21:43 «Вилапа-кусуманджали» — так называется эта книга. И многие книги он написал, и каждый день он воспевал и оставался, жил на берегу Радха-кунды, и у него не было хижины, не было никакого навеса, он жил под деревом и воспевал там святое имя, и писал поэтические произведения на санскрите, обращенные к Радхе, Говинде и преданным. Знаменитую «Манах Шикшу» он дал нам, эту поэму. Таким образом…
Преданный: Кришнадас Кавирадж Госвами слушал Даса Госвами?
Говинда Махарадж: Да.
Преданный: И на основании этого он написал «Чайтанья-чаритамриту»?
Говинда Махарадж: Да, да. Самую суть Кришнадас Кавараж Госвами услышал от Рагхунатха Даса Госвами и также от других, других вайшнавов он слушал.

00:22:51 Однажды Рагхунатх Дас Госвами сидел под деревом и воспевал Харе Кришна маха-мантру и помнил Радха-Кришна-лилу. В это время Санатан Госвами каждый день совершал парикраму Говардхана, Гирираджа Говардхана, 14 миль — это 21 километр. Каждый день он совершал парикраму, он выходил утром и до самого вечера, когда он жил в районе Говардхана, рядом с Говардханом, то он совершал эту парикраму, Санатана Госвами.

00:23:33 И однажды Санатан Госвами возможно после обеда, в 2 или 3 часа он увидел, как Рагхунатх повторяет святое имя под деревом, рядом с Радха-кундой, там есть 5 деревьев, их можно увидеть и в наши дни, они называются Панча-пандавы. Говорят, что пандавы живут там в образе этих деревьев. И он увидел, как Рагхунатх Дас Госвами воспевает там Харинам. И в то время Вриндаван представлял собой джунгли и тигр пришел напиться из Радха-кунды. Тогда он посоветовал Рагхунатху, он сказал: «Я знаю, что тебе не угрожает опасность извне, но другие опасаются за твою жизнь. Построй хижину и воспевай святое имя в хижине, не оставайся под открытым небом и другие будут спокойны. И я также буду спокоен».

00:25:12 Тогда Рагхунатх Госвами построил маленькую хижину и жил на берегу Радха-кунды в этой хижине. И в конце мы видим верховную цель нашей жизни в бхаджане. Пример показал Шрила Рагхунатх Дас Госвами. Одна его шлока знаменита, все его шлоки знамениты, но одна шлока очень известна:
«асабхараир-амрита-синдху-майаих катханчит,
кало майатигамитах кила сампратам хи
твам чет крипам майи видхашйаси наива ким ме,
пранайир врадже на ча варору бакаринапи»
Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Вилапа-кусуманджали», 102)
Эта та шлока, которую Махарадж объяснял сегодня. Здесь описывается цель его жизни, его бхаджана.
«нама-срештхам ману апи счаи-путрам атра сварупам
рупам тасйаграджам уру-пурум матхурим гоштхаватим
радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам
прапто йасйа пратхита-крипайа шри-гурум там нато 'сми»
(Рагхунатх Дас Госвами)

00:26:37 Это пранама-мантра, обращенная к его гуру, и то, что истина, которую он объясняет здесь, вы слышали от Махараджа: «Я обрел все, когда я пришел из Пури, я думал, что я оставлю тело. Но когда я увидел Рупу Госвами и Санатану Госвами, они присутствуют здесь, то от них я получил все». Жизнь его бхаджана происходила в настроении встречи в разлуке. Иногда он видел, как Радха и Кришна играют, иногда он не видел этого, и возникало чувство разлуки. И так он жил на Радха-кунде, на берегу Радха-кунды.

00:27:33 И он объяснил в этой шлоке: «Это моя единственная надежда. О Радхарани, одари меня милостью! Ради этой милости я живу здесь. Я уже очень стар, но моя единственная надежда состоит в том, что я ждал, ждал и ждал, я жил здесь. Долгие годы прошли, но я нуждаюсь в Твоей милости, поэтому я здесь. Только поэтому я здесь. Если Ты не одаришь меня милостью, если Ты не прольешь милость на мою голову, то я не хочу, мне не нужны лотосные стопы Кришны».

00:28:45 «Кришна в Твоем обществе — это объект прославления и источник радости. Без Тебя Кришна подобен аватару, это не тот Кришна. Я не хочу, мне не нужен этот Кришна, я нуждаюсь лишь в Твоей милости. Кришна удовлетворен, доволен Тобой и Тот Кришна, который доволен Тобой и я нуждаюсь в лотосных стопах этого Кришны, но без Твоей милости я не хочу ничего здесь». Так он выражал чувства своего сердца и показывал нам цель нашей жизни, что есть рупа-нуга бхаджан. Он — истинный рупа-нуга, мы видим, и в нём нет никакого изъяна.
Повсюду мы видим тень, но в Рагхунатхе Дасе Госвами мы не видим никакой тени. Он показал, каким образом мы можем обрести милость нашего гурудева.