Проповедь

Навадвип - 16 июля 1992
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:19:54 | качество: mp3 64kB/s 36 Mb | прослушано: 55 | скачано: 84 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Уважаемые вайшнавы, достопочтенные дамы и господа, мои дорогие духовные братья и сестры, ученики и возлюбленные дети, прежде всего, я кланяюсь вам. Вы пришли сюда, в это собрание, чтобы увидеть меня, чтобы встретиться со мной. Вы одариваете меня своей милостью и любовью, у меня нет в этом сомнений.
В действительности я не могу говорить на английском языке, это правда. Я не учился в школе. Что я могу сказать по-английски? Все, что я могу сказать по-английски, все это приходит по милости преданных. Преданные общались со мной, и так у меня появилось некоторое знание английского.

00:01:40 Необходимость — мать изобретений. Я не читал книги, я не учился в школе, но возникла потребность, необходимость общаться с преданными. До того, как я выучил немного английский, наше общение происходило только от сердца к сердцу. Я удивляюсь, как я смог немного выучить язык, но это произошло. И характер западных преданных, особенно испанских, испано-язычных, таков, что я не знаю испанский, они не знают английский, они не знают бенгали, но каждый год они приезжают в Навадвип. И они счастливы, только улыбаются и совершают севу, служат Гуру-Гауранге-Гандарве-Говинда-Сундаре, и живут в Матхе месяц или около того, и очень счастливо.

00:02:59 Наше общение происходит не посредством языка, но от сердца к сердцу и это очень ценное явление. Мне очень повезло, мне столь повезло, что вы питаете любовь ко мне и я также испытываю теплые чувства к вам. И эта любовь привела меня из Индии сюда.
Первым делом я отправился в Австралию. В Австралии у преданных большой участок и они заложили там фундамент храма. Таков был мой план, первоначальный план — отправиться в Австралию. Но Шрипад Сагар Махарадж сказал мне: «Не только Австралия, но если Вы выедете за пределы Индии, Вы должны посетить разные страны». И по всему миру преданные приглашали меня к себе в гости, хотели встретиться со мной на своей родной земле. И так внезапно начался мой мировой тур.

00:04:19 Я испытываю большой энтузиазм, стремление проповедовать, но у меня есть ответственность за Матх, отделение Матха в Пури, в Навадвипе, в Калькутте. Долгое время я не мог оставить свои обязанности и отправиться на Запад, но по милости преданных это произошло. И сейчас я наслаждаюсь настроением преданных.
До Шрилы Свами Махараджа Прабхупады и Гуру Махараджа также… В своё время Шрила Свами Махарадж три раза говорил мне. Каждый год, когда Шрила Свами Махарадж заканчивал свою мировую проповедь, он приезжал к Гуру Махараджу, они беседовали и были очень счастливы. И всякий раз, в 73 году, в 75 году и 76 годах Шрила Свами Махарадж всегда говорил мне: «Говинда Махарадж, поезжай со мной на Запад. Ты увидишь, как я проповедую по всему миру, и ты расскажешь, дашь отчет Шриле Гуру Махараджу, он будет счастлив, несомненно».
В то время этого не произошло, я не смог выехать на Запад. Но желание преданных, милостью преданных, желанием преданных я, в конце концов, выехал за пределы Индии.

00:06:17 Преданные приглашают меня проповедовать, преданные из разных стран. И я приехал сюда для того, чтобы встретиться со своими друзьями и их семьями, не для того чтобы проповедовать. Три дня, четыре дня — это не проповедническая программа.
Прежде, чем вы хотите проповедовать, необходимо очистить атмосферу, подготовить почву, тогда проповедь будет успешной. Но мое время очень ограничено: два дня в Майами, два дня — Гвадалахара, два-три дня — другой город. Это не проповедническая программа.
Но куда бы я ни приехал, Шрипад Сагар Махарадж или Шрипад Джанардан Махарадж вызывают меня в суд, они усаживают меня на скамью подсудимых. [Смех]. Вы понимаете, о чем я толкую? Они делают из меня заключенного, они представляют меня в качестве заключенного перед преданными: «О, у Говинды Махараджа есть это качество, то качество». И мне предстоит экзамен, испытание. Они рассказали обо мне, подали меня в определённом свете и я должен теперь на публике доказать, что у меня есть эти качества. А как я докажу? Они говорят, они превозносят меня слишком сильно и создают, таким образом, для меня неудобства. Гуру Махарадж сказал: «Да, у него есть это качество, он хочет утвердить миссию». И они следуют Гуру Махараджу и говорят обо мне слишком много, слишком меня превозносят. Я лишен качеств, я незначителен, я никто на самом деле.

00:08:50 Но одно качество, если вы хотите рассматривать мои качества, у меня есть одно качество: я — фанатик Гуру Махараджа, я стараюсь следовать Гуру Махараджу. Следовать ему очень не просто, поскольку Гуру Махарадж столь высок, а я столь низок, но я пытаюсь следовать. И иначе я могу сказать: это его милость, его беспричинная милость. Его милость была дарована мне и другим людям также. Я могу сказать, что много милости Гуру Махарадж пролил на мою голову. Он всегда оказывал мне поддержку, не смотря на то, что я был очень скверным мальчишкой. Он всегда оказывал мне поддержку с моих юных лет.

00:09:51 В юности я пришел к Гуру Махараджу, в 1947 году, и в течение 42 лет я оставался в обществе Гуру Махараджа. Но я никогда не видел, чтобы Гуру Махарадж критиковал меня или мой характер. Он всегда поддерживал меня: «То, что делает этот мальчик, хорошо».
Гуру Махарадж основал свою собственную миссию. Я не знаю, насколько я способен служить этой миссии, но я пытаюсь всем сердцем, насколько это в моих силах, служить его миссии. И некоторые качества пришли ко мне, то, что необходимо для его проповеди, служения его миссии, служения его преданным, его Божествам, и я служу.
Постепенно по воле и милости Гуру Махараджа у меня есть некоторая заслуга. Я не говорил раньше по-английски. Я знал три слова: «да», «нет»... Кто бы ни пришел в Матх, мог понять меня. Так оно и есть, я знал «да», «нет» и «очень хорошо» — три выражения. Но в последствии я пытался выучить английский и постепенно некоторое знание английского пришло ко мне.
И я очень рад, что я могу что-то выразить, объясниться на английском. Моя грамматика хромает, но вы прекрасно знаете английский и вы способны, превосходно способны понять, что я хочу сказать. Поэтому сейчас у меня нет особых проблем. Я не чувствую особого беспокойства. Но когда происходит официальное собрание, когда я должен произносить речь, в это время я… для меня это трудно.

00:12:21 Махарадж прав — для меня гораздо легче отвечать на вопросы. Для меня вопросы-ответы — не проблема. Я 42 года оставался в обществе Гуру Махараджа, в обществе Шрилы Свами Махараджа — 10 лет, поэтому для меня вопросы — это очень легко. Я слышал тысячи вопросов, которые были заданы Гуру Махараджу и он отвечал на них, поэтому для меня такое общение не представляет трудности. Но официальные речи — это другое дело. Махарадж сказал правильно.
Как бы то ни было, я испытывал огромное вдохновение, я стремился приехать на Запад. Когда я въехал в Австралию, в течение 15 дней, днем и ночью продолжалась программа. В большом отеле преданные принимали прасадам, спали там, и всегда происходили дискуссии, санкиртан — воспевание, инициации и так далее. То была проповедническая программа в Австралии.

00:13:52 И затем я удивился, увидев, что сотни преданных из Малайзии приехали, чтобы встретиться со мной. Я знаю, что они любят меня, время от времени они приезжают в Навадвип. Они совершают севу нашему Матху. Но такого рода страстное желание, стремление, я не видел ничего подобного прежде. Я очень счастлив, видеть их настроение, видеть их любовь. То, что казалось мне невозможным, сейчас стало реальностью. И я понимаю, что да, я могу проповедовать на Западе.
Какие новости я могу вам сообщить? Какую весть я принес? Вот, о чем я думаю сейчас. То, что дал Шрила Свами Махарадж, то, что дал Шрила Гуру Махарадж, это высшее явление, предназначенное для джив, душ.

00:15:06 Шрила Свами Махарадж основал всемирную, всепланетную миссию. В течение года он сталкивался с большими трудностями, пытаясь проповедовать в Америке. На протяжении года он не мог проповедовать успешно. Но по прошествии одного года атмосфера, окружение полностью изменились, и через пять лет люди во всем мире танцевали и пели Харе Кришна маха-мантру по его милости.
Во времена Шрилы Гуру Махараджа также мы черпали великое вдохновение в них — Свами Махарадже и Гуру Махарадже. Когда Свами Махарадж приехал на Запад, он был один, но когда я приехал на Запад, я вижу сотни и тысячи своих друзей, которые тепло принимают, встречают меня. Каким образом это возможно? Я думаю, это милость Свами Махараджа и Гуру Махараджа. Я думаю, что Свами Махарадж дал нам всем этот шанс.
Свами Махарадж, иногда я привожу этот пример пример, Свами Махарадж проложил тоннель сквозь… ведущий в западный мир, в западную культуру, в западный мир. И мы легко можем оказаться на Западе, воспользовавшись этим проходом, этим туннелем. Поэтому у нас здесь много друзей.
Я приехал сюда для того, чтобы встретиться со своими друзьями и их родными и близкими. Сейчас обстоятельства изменились, и настроение преданных также изменилось. Прошло 20 лет со времен Шрилы Свами Махараджа.

00:17:31 [санскрит]
Существуют разные волны. В океане всегда существует прилив и отлив. Прилив, иногда возникает прилив в океане. Во времена Шрилы Свами Махараджа происходил такой прилив, и весь мир был затоплен этой волной Хари-санкиртана, люди пели и танцевали. Прежде, до Свами Махараджа, никто на Западе ничего не знал о Шри Чайтанье Махапрабху. Никто не знал, кто такой Шри Чайтаньядев, кто такой Нитьянанда Прабху, кто такой Адвайта Прабху. А сейчас здесь, в Майами, люди поклоняются Махапрабху и Нитьянанде Прабху. И вы все являетесь преданными этого Шримана Махапрабху. Это милость Шрилы Свами Махараджа.
И то, что Гуру Махарадж сказал о Шриле Свами Махарадже, это правда, это сила свыше. Человек не способен сделать то, что сделал Шрила Свами Махарадж. Шрила Свами Махарадж стремился проповедовать о Шри Чайтанье Махапрабху. Таким было настроение Шрилы Свами Махараджа, и благодаря этому настроению, этому страстному стремлению Шрилы Свами Махараджа, вы получили связь с сознанием Кришны. И благодаря Шриле Гуру Махараджу также. То, что я получил от них, их концепцию, я могу дать вам по своему, представить её вам своим собственным образом.

00:20:10 Я приехал, чтобы встретится с вами. И я необычайно радуюсь, видя настроение преданности здесь, в западном мире. Что такое санньяса? Санньяса значит пообещать перед своим гуру, что своим телом, своим умом и речами, словами я буду совершать севу вам. Это санньяса. Кай — «тело», кай означает «тело», «слова». «Я буду служить гуру» — такое обещание является санньясой.
Гуру Махарадж хотел дать мне санньясу на протяжении долгого времени, но я всегда боялся занимать это положение, кресло ачарьи, поскольку я знал, насколько высоко это кресло. Я пытался служить ему, я пообещал, что буду проповедовать Cознание Кришны. «Я буду служить Вашей концепции, проповедовать ее» — так я пообещал ему.

00:21:43 И сейчас такая проповедь, такое служение является моим долгом. Служение Махапрабху, Нитьянанде Прабху, преданным — это мой долг сейчас. Я очень счастлив, находиться здесь, в Майами. Здесь Шри Чайтанья Сарасват Матх существует уже давно, семь-восемь, да? Пять лет. Браджа Вала деви представляет здесь Шри Чайтанья Сарасват Матх уже несколько лет. Это замечательно. Кто-то… Люди говорят, что здесь есть дом, где живут преданные, они представляют Шри Чайтанья Сарасват Матх. И сейчас здесь оказались многие санньяси, брахмачари, Ашрам Махарадж, Гири Махарадж, Джанардан Махарадж. Многие санньяси, брахмачари Матха, Садху Махарадж приезжают сюда и проповедуют здесь. И она, эта преданная, также проповедует концепцию Свами Махараджа и Гуру Махараджа.

00:23:29 Посмотрите на алтарь здесь, вы сразу поймете, какая проповедь происходит в этом месте. Матх означает «место, центр проповеди, место, где мы можем проповедовать Cознание Кришны». В нашу эпоху смысл матха, значение матха именно таково. Я очень счастлив, приехать сюда, впервые оказаться здесь. Я счастлив, видеть, что Шри Чайтанья Сарасват Матх присутствует здесь, в Майами. И в списке адресов наших центров это место указано теперь официально как Шри Чайтанья Сарасват Матх.
И также другие преданные проповедуют и служат миссии. Повсюду преданные испытывают вдохновение, и чувство в их сердце увеличивается. Это моя благая удача, я могу сделать что-то для них. Если я могу сделать для них что-то хорошее, тогда я чувствую себя счастливым.

00:25:10 Я чувствую теперь, что я могу что-то проповедовать в западном мире. Если Кришна вновь даст мне шанс приехать на Запад, я сделаю свою программу иной. Два дня, два дня, два дня — это не есть хорошо, это не проповедь. Семь дней как минимум. Если мы сможем где-то, в каком-то центре оставаться семь дней, тогда мы сможем проповедовать Cознание Кришны.
Сознание Кришны — это очень легкое явление. Это религия всех и каждого. Это не религия индусов, не религия мусульман или христиан, или буддистов, или Шанкара-сампрадаи. Существуют сампрадаи, но мы в действительности не являемся сампрадаей. Это религия дживы, души, Cознание Кришны.

00:26:05 «дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’
кршнера ‘татастха шакти’, ‘бхедабхеда-пракаша’»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)
«кришна бхули сеи джива анади-бахирмукха
атаева майа таре дейа самсара-дукха»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.117)
Каким образом мы можем избавиться от материального окружения? Кавирадж Госвами очень просто и ясно объяснил эти истины:
«брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
мали хана каре сеи биджа аропана
шравана киртана-джале карайе сечана
упаджийа баде лата ‘брахманда’ бхеди’ йайа
‘вираджа’, ‘брахма-лока’, ‘бхеди’ ‘пара-вйома’ пайа
табе йайа тад-упари ‘голока-вриндавана’
‘кришна-чарана’-калпа-врикше каре арохана»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151-154)
Это очень простое, легкое явление. Но единственно необходимо — это милость садху, гуру и вайшнавов. И благодаря этой милости мы можем обрести некоторое сукрити, сукрити означает наша «удача». И мы должны искать Шри Кришну, легко это высшее явление придёт к нам. Кто такой Кришна? Если мы придем к садху, садху расскажет и покажет нам Прекрасную Реальность.
И повсюду в мире мы видим, присутствует сознание Бога. Разные имена оно носит. Но это одно и то же сознание Бога. Но кто является Верховной Личностью Бога? Кришна является Верховной Личностью Бога, и почему? Это объяснение дано в писаниях, очень просто, можно легко это понять. Кришна-бхаджан, поклонение Кришне, практика Cознания Кришны — это цель нашей жизни.

00:28:20 И Шрила Свами Махарадж дал это явление, Гуру Махараджа дал. И сейчас этот процесс практики Cознания Кришны продолжается. Иногда кое-где возникают беспокойства, но такова природа этого бренного мира. Мы должны идти вперёд к нашему предназначению, перешагивать через все беспокойства, все преграды.
«‘кришна-чарана’-калпа-врикше каре арохана» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.154).
Служение Кришне. Необходимо служить Кришне и оставить измерение эксплуатации, измерение отречения. Мы должны утвердить себя в измерении преданности. Преданности кому? Мы должны предаться кому? Верховной Личности Бога — Кришне. «Шримад-Бхагаватам» говорит ясно — «кришнас ту бхагаван свайам» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). В «Брахма-самхите» сказано:

00:29:47 «ишварах парамах кришнах сат-чит-ананда виграхах
анадир адир говиндах сарвва-карана-каранам»
(«Брахма-самхита», 5.1)
Мы должны поклоняться Кришне, поскольку Кришна есть Иша и Парамешвара, парамах кришна, и Он есть сат-чит-ананда виграха.
— Махарадж, как будет по-английски сат чит анада виграха?
Махарадж: Вечная форма сознания и блаженства — сат-чит-ананда виграха. И Он есть анадир адир, не имеющий начала, Он является источником всего сущего и не имеет источника. И имя Его Говинда и сарвва-карана-каранам — Он является причиной всех причин. Очень ясно Брахма в «Брахма-самхите» объяснил эти истины.

00:31:02 У нас есть настроение преданности, в сердце каждого живет настроение преданности, и благодаря этой преданности мы можем поклоняться Кришне очень легко. Нежность, любовь, красота — все это есть у нас, и посредством этого мы можем поклоняться. Он является океаном нектара, и когда мы соприкоснемся с Кришной, мы обретем, получим все.
Шрила Свами Махарадж и Гуру Махарадж — оба являются гуру всего Мира, и они проповедовали это сознание, Кришна-концепцию в этом мире. Это концепция Махапрабху. Махапрабху Чайтаньядев пять столетий тому назад явился в этом мире со своими спутниками и атрибутами. И благодаря спутникам Махапрабху, шад-госвами, мир получил концепцию Кришны, ту концепцию, которая является высшей, высшей концепцией нашей жизни.

00:32:30 В действительности повсюду живые существа испытывают страх, но в сознании Кришны окружающий мир не пугает нас, но дает нам экстаз и надежду.
«кршна-бхакти-раса-бхавита матих,
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам,
джанма-коти-сукр̣таир на лабхйате»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.70)
Повсюду присутствуют правила, предписания, ограничения. Ведическое знание носит такой характер: мы видим — столь многие явления обескураживают нас — правила, предписания, законы. Женщины не могут поклоняться божествам. Мужчины занимают различные виды положения: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, брахмачари, ванапрасха, грихастха, санньяси. Существуют разделения, рамки в ведическом знании, но в сознании Кришны все занимают одно и то же положение. Если у человека есть влечение и стремление к сознанию Кришны, он может вступить в мир Cознания Кришны, тот мир, где присутствует любовь, красота, экстаз, очарование. И только «лаулйам апи мулйам экалам, джанма-коти-сукртаир на лабхйате».

00:34:38 — Лаулйам, Махарадж, как будет по-английски? Страстное желание. Можно купить, это явление, Cознание Кришны, посредством страстного желания. Такова концепция Махапрабху. И мы обрели эту концепцию благодаря Гуру Махараджу и Свами Махараджу. И по всему Миру сейчас люди поют Харе Кришна маха-мантру. Харе Кришна маха-мантра не отлична, она тождественна Кришне. И если мы можем воспевать Харе Кришна маха-мантру, мы обретем все. Все, что нам необходимо, все, что мы хотим в нашей жизни, мы все обретем благодаря этой мантре. Об этом сказано в «Бхагаватам» и других писаниях очень ясно.

00:35:29 «харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха»
(«Брихан-Нарадия Пурана», 38.126; ЧЧ, Ади, 7.76; 17.21; Мадхья, 6.242)
Шрила Свами Махарадж, я слышал запись на кассете, объяснял природу Харинама: «Не существует иного пути, кроме пения Харе Кришны маха-мантры». Невозможно достичь высшей цели жизни без этого святого имени. Такая концепция была дана Шрилой Свами Махараджем, Гуру Махараджем и их спутниками. Их спутники по всему миру также проповедуют эту концепцию. Иногда возникают трудности, беспокойства, те или иные, но во время войны на поле битвы многие солдаты погибают. Однако, существует необходимость, потребность в победе.
Сейчас в России также тысячи последователей Cознания Кришны. Тысячи людей следуют сознанию Кришны, это хорошие новости.

00:36:59 Когда я отправился в Австралию недавно, я видел там, встретил около сотни новых преданных. Я разговаривал с ними, я видел, что эти люди были полны энтузиазма быть преданными Кришны. Таким образом, если мы сможем проповедовать в этом мире, у нас будет все больше и больше друзей, у меня нет сомнений. Если Кришна даст шанс, мы постараемся вновь, я постараюсь вновь приехать на Запад для проповеди.
То, что происходит сейчас, это не проповедническая программа. Но мы прощупываем почву, пытаемся выяснить, что можно сделать. И так мы получаем большую любовь преданных, искренних искателей истины. Все эти люди хотят получить Cознание Кришны. И это наша благая удача. Я также так думаю.

00:38:29 Как бы то ни было, если у вас есть вопросы, я не могу произносить речи, но если у вас есть вопросы, вы можете задавать их, Но не слишком большие вопросы, [смеются], такие, как задает Парамадвейти Махарадж.
Может быть, Ашрам Махарадж переведет на испанский язык? А вы понимаете то, что я говорю на английском? Понимаете. Ну, тогда нет необходимости переводить на испанский. Но Ашрам Махарадж, если вы хотите, он будет говорить на испанском.
Ученик: А, нет, Махарадж, здесь все знают английский.
Шрила Говинда Махарадж: Махарадж, Вы можете спросить, но вопрос должен быть точным.

00:39:39 Парамадвейти Махарадж спрашивает: Существуют некоторые противоречия. Я слышал, Шрила Сарасвати Тхакур просил своих учеников повторять 64 круга. Кто-то говорит — 32 круга. Наш Шрила Свами Махарадж просил последователей повторять как минимум 16 кругов. А Вы говорите повторять как минимум четыре круга. Я вижу, что правила повторения — это один момент, но Вы подчеркиваете в воспевании важность любви и нежности, в воспевании имени. Не могли бы Вы дать нам объяснения, как одно увязать с другим?
Шрила Говинда Махарадж: Махапрабху сказал: «Тот, кто лакхапати, только в доме такого человека я буду принимать прасад». Но в то время никто также не повторял один лакх каждый день. А иначе, почему Махапрабху так сказал? В то время некоторые преданные боялись, и те, кто не могли повторять 64 круга, они замалчивали, ничего не говорили Махапрабху об этом. Они боялись, что если Махапрабху узнает, что «я не повторяю один лакх, тогда Махапрабху не примет мое приглашение и не станет принимать прасад у меня дома». Сарабхаума Бхаттачарья тоже не повторял 64 круга, он был занят служением Махапрабху.

00:41:23 Каково настроение повторения, воспевания имени, это необходимо знать. Зачем мы, почему мы повторяем Харе Кришна маха-мантру? Мы не можем повторять, мы не можем воспевать. Если я скажу: «Вы не можете повторять», тогда у вас не будет надежды. Но если вы увидите, прочитаете одну шлоку, вы поймете, что вы можете делать, а чего делать не можете. Это центральная шлока, главная шлока о природе Харинама. И звучит она так:
«атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах»
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)
Вы не можете повторять, потому что ваш язык, ваши губы, ваше тело — материальны. Имя Шри Кришны, Его слава, нама, рупа, гуна, лила — имя, форма, качества и игры — все это трансцендентно, а ваш язык бренный, материальный. Имя Кришны трансцендентно, оно тождественно Кришне. Нама и Нами суть одно, Кришна-нам и Кришна не отличны. Кришна трансцендентен, Кришна-нам трансцендентен.

00:43:17 И в этой шлоке сказано: индрийаи — чувства, пять чувств — глаза, нос, язык, осязание, обоняние, зрение, слух. Этими чувствами, посредством этих чувств невозможно соприкоснуться с Кришной. Так каким образом вы будете повторять Харе Кришна маха-мантру? Вы можете мне сказать? Вы повторяете Харе Кришна Харе Кришна и так далее и так далее своим языком, но язык материален, а Кришна трансцендентен. Харинам не отличен от Кришны.
И писания говорят: «Ты не можешь повторять», поскольку у нас нет трансцендентного языка. Тогда что нам остается делать? Прекратить повторять имя? Легко можно понять — мы не способны повторять. В этой шлоке ясно объясняется этот момент. Тогда каково решение?
«севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах»
Если мы совершаем севу, и повторение Харе Кришна — это также сева. Этот наказ повторять святое имя, совершать севу таким образом дал мне Гуру. Если мы совершаем севу, тогда Харинам явится в нашем сердце. Поэтому старайтесь повторять как можно больше. Это главный момент.

00:45:26 Другой момент таков. «Кришна-сева — это вайшнава-сева». Махапрабху сказал: «Служение вайшнаву, служение гуру может дать вам эту трансцендентную форму. И посредством такого служения, вы можете повторять Харе Кришна маха-мантру, совершая севу». Прежде всего, необходимо совершать служение, служить гуру, вайшнавам. Посредством этого служения вы обретете все. Ваша форма будет трансцендентной. А иначе вы видите в писаниях, в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:
«дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи кале кришна таре каре атма-сама
сеи деха каре тара чид-ананда-майа
апракрита-дехе кришна-чарана бхаджайа»
(«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192-193)
Смысл этих слов таков: когда вы принимаете дикшу от гуру, вы предаетесь — атма-самарпан, и немедленно, тот час же Кришна в форме гуру принимает вас и немедленно делает ваше тело трансцендентным. И в этом трансцендентном теле вы поклоняетесь Кришне. Таков смысл.
Все зависит от настроения служения. Вы можете повторять Кришна-нам, но служение является существенным, самым существенным, служение гуру, вайшнавам и Харинаму. Это настроение служения, служения гуру и вайшнавам является более эффективным и более существенным.
В писаниях мы видим, Сам Кришна сказал:

00:48:02 «йе ме бхакта-джанах партха,
на ме бхакташ ча те джанах
мад-бхактанам ча йе бхактас,
те ме бхакта-тама матах»
(Ади-пурана)
Тот, кто является Моим преданным, может не быть Моим преданным. Но тот, кто является преданным Моего преданного, он непременно предан Мне. Он — Мой преданный, у Меня нет сомнений, но тот, кто предан Мне, может не быть Моим преданным.
«йе ме бхакта-джанах партха,
не ме бхакташ ча те джанах»
Тот, кто является Моим преданным, возможно он не предан Мне. Но тот, кто предан Моему преданному, тот предан Мне, я уверен на 200 процентов.
Почему Кришна говорит это? Кришна хочет удовлетворить Своего преданного. Преданный всегда стремится, старается удовлетворить Кришну своим служением. Преданный 24 часа в сутки служит Кришне. Такова природа преданного. А Кришна естественным образом хочет дать преданному что-то в ответ, отблагодарить его.

00:49:45 Но существует правило: каждое действие вызывает равное противодействие как в материальном, так и в трансцендентном мире. Если мы даем что-то Кришне, Кришна хочет дать нам что-то в ответ. Но как Кришна способен отблагодарить преданного? Преданный 24 часа в сутки служит, поэтому у Кришны нет шанса ответить преданному взаимностью. Поэтому Кришна чувствует Себя обязанным, чувствует Себя в долгу перед преданным. Кришна находится в безнадежном положении: «Они служат мне. Я ничего не могу дать им в ответ».
Тот, кто служит преданному Кришны, у того есть шанс совершить то, на что не способен Сам Кришна. Поэтому Кришна счастлив, видя, что Его преданному служат. Он говорит: «Вы выполняете Мою работу! То, что Я хочу сделать, но не могу, вы делаете это за Меня».

00:51:12 [Санскрит]
Такая шлока есть в «Шримад-Бхагават», вы можете сразу понять, о чем идет речь. Сам Кришна говорит: «Я не могу отплатить им. Я не могу возместить долг Моим преданным. Но преданный Моих преданных всегда служит Моим преданным». Поэтому сева, служение Харинаму, служение преданным преданных Кришны — это очень существенно. И Прабхупад Сарасвати Тхакур организовал широким образом, Сарасвати Тхакур организовал это служение. Он уделял большое внимание служению вайшнавам, служению гуру.
В Упанишадах сказано, в «Шримад-Бхагавад»:

00:52:18 «этат сарвам гурау бхактйа,
пурушо хй анджаса джайет»
(«Шримад-Бхагаватам», 7.15.25)
«тасмад гурум прападйета джигйасух шрейа уттамам
шабде паре нишнатам брахманй упашамашрайам»
(«Шримад-Бхагаватам», 11.3.21)
«тад вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам»
(«Мундака-упанишад», 1.2.12)
Благодаря такой севе преданным мы можем действительно повторять святое имя, нет иного пути. Мы не можем прекратить, мы не можем остановиться, перестать воспевать. Вы совершаете севу руками, умом, но вы можете повторять Харе Кришна повсюду и постоянно, всегда. Но минимум — необходимо следовать правилам, предписаниям. Они необходимы, чтобы всегда помнить Харе Кришна маха-мантру.
Также четки Туласи не должны поститься. Нельзя оправдывать себя, говорить: «Сегодня я не могу воспевать, потому что у меня много севы». Поэтому Гуру Махарадж сказал: «Как минимум четыре круга ты должен повторять». «Шестнадцать кругов» — сказал Свами Махарадж. Но все не повторяют 16 кругов. Они обещали перед своим гуру. Свами Махарадж спрашивал:
— Ты можешь повторять 16 кругов?
— Да.
— Ты способен следовать четырем принципам?
— Да.
— Хорошо, прими Харинам.
Но после этого преданные не повторяли 16 кругов, и тем самым они совершали гуру-апарадху — оскорбление гуру.

00:54:23 И не только в случае Свами Махараджа, повсюду мы это видим. У ачарьи есть опыт своей собственной жизни. Однажды Гуру Махарадж сказал Мадхава Махараджу, Мадхав Махарадж — духовный брат Гуру Махараджа. Однажды вечером, ночью в двенадцать часов на крыше, Мадхав Махарадж, сидя на крыше, повторял «Харе Кришна Харе Кришна», весь день проходил фестиваль, у него не было времени, чтобы повторять Харе Кришна. И у Гуру Махараджа тоже не было времени. Они были хорошими друзьями, добрыми друзьями.
Когда он услышал, что Мадхав Махарадж повторяет на крыше, в то время его звали Хаягрива брахмачари, Гуру Махарадж пришел к нему и сказал:
— Иди, ложись спать. Рано утром, в 4 утра ты должен проснуться, а сейчас 12 ночи. Сколько ты кругов повторил?
— Только четыре круга.
— Иди, спи. Четыре круга достаточно. Ты отдохнешь, выспишься, у тебя будет энергия, необходимая, чтобы совершать севу завтра. А иначе если ты постараешься закончить 64 круга, ты будешь не в состоянии служить».
Таким образом, иногда Прабхупад Сарасвати Тхакур говорил: «В день Джанмаштами мы постимся весь день, ночью в 12 ночи, в 11.30 после поклонения Кришне, мы принимаем прасадам, анукалпу, небольшое количество».

00:56:20 Но однажды Хаягрива брахмачари весь день был занят важными делами и Сарасвати Тхакур хотел послать его в Дели или какой-то другой в город, далеко. И весь день Хаягрива брахмачари постился. И наступила ночь, полночь, а он так ничего не ел и он очень устал.
Тогда Прабхупад сказал своему секретарю: «Дайте ему прасадам. Сделайте для него, приготовьте для него рис и дал. Он поест и тогда он сможет поехать». И этот преданный удивился, почему Прабхупад дал такое указание. Преданный спросил: «Прабху, Вы дали указание?» — «Да! Да! Не нужно учить меня! Дайте ему, что я говорю».
Гуру Махарадж присутствовал при этом разговоре, Гуру Махарадж спросил у Хаягривы брахмачари: «Прабху, Прабхупад дал указания, ты должен поесть рис, дал. Для тебя готовят». Хаягрива испытывал смущение, и также ему был присущ, присуще браминское, умонастроение брамина, он сказал: «Не надо риса с далом! Пожалуйста, дайте мне фруктов, я поем фрукты». И он поел фрукты, картошку и уехал.
Прабхупада нуждался в севе, в служении, а настроение служения может нам дать все.
«этат сарвам гурау бхактйа, пурушо хй анджаса джайет». [См. сноску 10].
Мы не можем контролировать свои чувства. Благодаря служению гуру и вайшнавам мы можем контролировать их легко. Все писания говорят об этом.

00:58:42 Когда Махапрабху явился, в то время правила и предписания были очень жесткими, суровыми. И Махапрабху советовал всем: «Повторяйте 64 круга. Тот, кто повторяет 64 круга, Я буду принимать прасад в его доме». Но никто не повторял, несколько человек повторяли. А после этого, когда пришел Свами Махарадж, в то время также мало кто повторял 16 кругов. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…
Но повторение необходимо совершать через служение. «севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах»
Но вы видите, вы видите поведение Свами Махараджа. Шрила Свами Махарадж придавал большое значение севе. Вы можете… Скажите мне, это так или нет? Я сам не знаю, у меня нет опыта. Но слышал об этом, что люди, которые совершали большую севу, Свами Махарадж относился к ним с большой любовью. Не к людям, которые повторяли джапу в большом количестве, но к людям, которые совершали севу. Это правда?
Гуру Крипа Свами, он был в то время лидером, вы знаете гуру Крипу? Я недавно встречался с ним. Свами Махарадж очень любил его. Но он совершил севу, а как он совершил севу, все знают. Но Свами Махарадж одобрял его действия. И благодаря его служению появился Кришна-Баларам-мандир.

01:00:50 Сева необходима. Прежде всего, сева, но сева должна быть севой, а иначе мы впадем в заблуждение. Если эго вмешается, встанет на пути, то мы можем упасть. Без эго мы будем стараться удовлетворять гуру, Кришну и тогда мы получим должный результат. Махапрабху дал три наставления, три предписания:
«тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих»
(«Шикшаштакам», 3)
Если у вас нет этих трех качеств, вы не можете повторять Харе Кришна. Махапрабху учил этому. Только тот может воспевать Харе Кришна, кто обладает этими тремя качествами. И Рупа Госвами сказал: атах «шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих…»
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)
«Ваш язык… Твой язык является материальным, чувства все являются материальными. Материальные чувства не могут соприкасаться с трансцендентной субстанцией, это невозможно. Поэтому вы должны сделать себя трансцендентными. Каким образом это возможно? «…севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах»
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)

Посредствам служения! И тогда Шри Кришна-нам явит Себя, откроет Себя в сердце, Он милостиво явится в сердце. Он откроет Себя, тогда вы получите все — чувства Харинама». Вы повторяете Харе Кришна маха-мантру, но смотрите не на четки, смотрите на севу, на служение, служите и повторяйте Харе Кришна.

01:02:45 Харе Кришна следует повторять всегда, не считая, бесконечно, вы можете повторять как можно больше, сколько угодно. Но вы получили четки от гуру, поэтому Гуру Махарадж сказал: «Как минимум четыре круга следует повторять». Такое ограничение присутствует. Четыре круга как минимум. 16 кругов, если вы не можете повторять 16 кругов — четыре круга, но настроение, речь идет о настроении.
Бхактивинод Тхакур говорил: «Вы оскорбляете Харинам, в этом нет сомнений, но это оскорбление также уйдет, если у вас будет молитвенное настроение, настроение молитвы и служения. Повторяйте Харе Кришна как можно больше в настроении молитвы и совершая служение, и тогда Харинам будет милостив, и Он явится в вашем сердце». Так учил Бхактивинод Тхакур.

01:04:16 Да, прабху.
Ученик: Я немного стесняюсь задать этот вопрос. Но я получил беспричинную милость Шрилы Прабхупады. В течение нескольких лет, может быть, я не знал, что делаю, но я что-то делал. В то время Шрила Прабхупад был в этом мире, но по прошествии нескольких лет у меня возникло множество спекулятивных представлений. Я утратил некую ясность, я хочу знать…
Шрила Говинда Махарадж: Что он говорит? Первую часть я понимаю, но…
Шрипад Джанардан Махарадж: Он хочет знать, каким образом он может почувствовать своим сердцем Cознание Кришны, а не «понимать» Cознание Кришны головой?
Шрила Говинда Махарадж: Сознание Кришны не покинет преданного или, Вы можете сказать, душу, благую душу. Сознание Кришны не является чем-то временным и преходящим, временной и преходящей субстанцией. Сознание Кришны должно существовать в Вашем сердце, непременно существует в нем в форме семени. Но когда это произойдет? Когда будет шанс, благоприятная возможность. Когда это семя получит должный уход, заботу, тогда оно прорастет. Понимаете?

01:06:40 Бхакти-лата бидж, так называется это семя — бидж. Вы можете посадить семя, Вы можете посадить его, где угодно. Может быть, оно не прорастает, но оно не теряет свою потенцию.
Вы получили семя от Прабхупады и оно не погибло. Если оно не было сожжено вайшнава-апарадхой, это единственная опасность, тогда оно живет в Вашем сердце и когда оно получит необходимый уход… Что такое уход? Шраван и киртан — слушание из должного источника. И анукиртан — соответствующие поступки. Вначале слушание из должного источника, затем повторение. Слушать нужно из подлинного источника, а иначе у вас возникнет ложная интерпретация.
Шраван, киртан — это удобрение. Но удобрение должно быть правильным, подходящим. А иначе, если удобрение плохое, неподходящее удобрение, оно сожжет семя, поэтому необходим специалист, знаток. Вы пытайтесь общаться с таким знатоком, он будет способен должным образом заботиться, ухаживать за этим семенем. И в этой ситуации, в этом случае семя прорастет. Вы получаете некое знание от этого знатока, и Вы воспроизводите это знание, повторяете его, шраван-киртан. Киртан означает «анукиртан», и анукиртан — то, что Вы услышали, рассказывайте это другим. Это анукиртан. Шраван-киртан — это должный уход за семенем.

01:09:13 «Чайтанья-чаритамрита» говорит:
«брахманда бхрамите кона бхагйаван джива гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа»
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151) [См. сноску 3]
«мали хана каре сеи биджа аропана
шравана киртана-джале карайе сечана»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.152) [См. сноску 3]
Мали, что значит мали? Садовник. Вы являетесь садовником, Вы поливаете семя, следите за тем, чтобы оно получало солнечный свет и так далее и тому подобное. Шраван киртан смаран ванданам и так далее, если вы заботитесь о семени, оно обязательно прорастет и принесет плод. Оно имеет трансцендентную природу, и оно явит себя в Вашем сердце, будет являть себя все больше и больше. Вы будете чувствовать новую силу.
Когда Вы едите, Вы чувствуете, что Ваш желудок наполняется, чувствуете насыщение, голод уходит. «бхактих парешанубхаво вирактир
анйатра чаиша трика эка-калах»
(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.42)
И результат, Вы увидите результат. Ваше настроение преданности будет возрастать.

01:10:30 В том случае если Вы будете должным образом заботиться о бхакти-лате, о растении преданности, чувства преданности, подлинные, глубокие чувства явятся, возникнут в Вашем сердце, постепенно. И привязанность к этому бренному миру, материальному миру также постепенно уйдет. Вы будете продолжать жить в семье, но привязанность уйдет. Таким образом, это произойдет. Хотите — верьте, хотите — нет.
То, что Прабхупад дал, Вы получили. Может быть, Вы не оказываете, не заботитесь за семенем должным образом, но оно есть в Вашем сердце. У Вас есть чувство, Вы чувствуете необходимость заботиться об этом семени, продолжать этот процесс, поэтому это семя не потеряно, не погибло.

01:11:55 Шрипад Джанардан Махарадж: Махарадж, у меня есть один маленький вопрос.
Шрила Говинда Махарадж: Маленький? [смеются]
Шрипад Джанардан Махарадж: История Аджамилы, мы видим, что он был рожден брамином, но когда он увидел чету шудр, пару шудр, мужчину и женщину, его сознание осквернилось, и он упал. Теперь Вы приехали на Запад, и Вы видите, чем занимаются люди на Западе — телевизор, газеты, кино — все это создает очень сильные материальные вибрации. И преданные боятся этих вибраций, они хотят изолировать себя. Иногда они очень строги, накладывают на себя очень жесткие ограничения. Мой вопрос: Вы видите, что происходит здесь, на Западе, как преданные могут здесь, на Западе, жить жизнью в сознании Кришны, не испытывая опасности со стороны всех этих сильных вибраций, мужчины, женщины и тому подобное?
Шрила Говинда Махарадж: Необходимо пересечь реку иллюзии, а в этой реке плавают крокодилы, аллигаторы, [смеются], да, многие опасные твари. Но Вы плывете на лодке, и Вы должны стараться пересечь эту реку. Вы, может быть, сейчас находитесь на середине реки, но Вы должны оставаться в лодке. А лодка, она не должна иметь течь, дыру, в ней не должно быть дыр. И тогда, если лодка в исправности, Вы легко достигните другого берега.

01:14:24 «бхишма-дрона-тата джйадратха-джала
гандхара нилотпала…»
— Вы знаете эту шлоку, Махарадж?
«… гандхара нилотпала
шалйа-грахавати крипена-вахани
карнена-велакула
ашваттхама-викарна-гхора-макара
дурйодханавартини
соттирна кхалу пандаваи гана-нади
каивартаках кешавах»
(Бхагавад-гита)
Многие беспокойства возникают в нашей жизни, но они не смогут затронуть наш ум, если мы находимся на этой лодке. Вот, что необходимо. Нет необходимости связываться с разными другими посторонними явлениями. У нас выработается определённая привычка благодаря служению гуру и вайшнавам. Нет другого средства.
На основании всего опыта своей жизни я могу сказать: нам как будто бы нужны разные явления, но Гуру Махарадж не давал позволения соприкасаться с этими явлениями.
И почему? Сейчас, по прошествии десятков лет, я понимаю — ради нашего собственного спокойствия, счастья Гуру Махарадж запрещал нам многие вещи. Сейчас у меня нет такого запрета. Я могу читать газеты, но в Чайтанья Сарасват Матхе был такой запрет — брахмачари не могли читать газеты. На меня это правило также распространялось. Мы никогда не читали газеты прежде. Но по прошествии 20 лет Гуру Махарадж сказал: «Теперь ты можешь читать газеты». [Смеются]. Поэтому я выписывал одну газету для нашего Матха, но только Гуру Махарадж читал её и я читал, больше никому не было позволено читать.

01:16:54 По прошествии 20 лет Гуру Махарадж позволил мне читать. И каждый день я читал газеты. Благодаря этому чтению газеты, я получил большое знание, необходимое мне в проповеди Cознания Кришны. Когда Гуру Махарадж сказал: «Как вы думаете, откуда я знаю, что каждое действие имеет равное по силе противодействие? Как вы маете, откуда мне это известно? Я не читал никогда научные книги, но я знаю многое о науке, многое об истории, многое об искусстве, о коммерции. Многое я знаю благодаря чтению газет. Я читаю газеты, я всегда вижу рекламу, новостей в газетах не очень много. Новостей, может быть, несколько новостей. Там-то, там-то такая случилась неприятность, а там — такая-то. Немножко новостей. Но самый большой раздел в газете — это реклама. Если у меня есть время, я всегда читаю рекламные объявления, и благодаря чтению этих рекламных объявлений я собираю знания, которые необходимы мне в моей проповеди».

01:18:35 Таким образом, мы можем, если мы будем собирать необходимое из разных источников, необходимое для проповеди, эти источники не будут служить причиной нашего рабства, если мы используем это знание, эти явления в служении Кришне, тогда у нас не будет проблем. А иначе у нас будут проблемы на каждом шагу.
Мы живем в материальном мире, здесь проблема на проблеме. Мы живем в измерении эксплуатации. Все, чему мы можем научиться в этом мире, это эксплуатации. Как я могу эксплуатировать лучше? Никакое другое знание здесь недоступно. Но когда мы общаемся с преданными, тогда к нам приходит настроение преданности. А настроение преданности живет в нас, и оно живет в каждом, но только необходимо проснуться.