Парамахамса дхарма

Навадвип - 11 February 1990
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:31:07 | качество: mp3 96kB/s 62 Mb | прослушано: 47 | скачано: 140 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 И он был очень зол и он отругал меня. Он не знал, каково моё положение. И я сказал ему: «Вы, пожалуйста, возвращайтесь в Навадвип, я поеду туда завтра. Завтра я поеду туда, нет проблем». Но он был очень зол, и он не мог сказать многого мне, он знал, каково моё положение где-то, отношения Гуру Махараджа и меня, наши с Гуру Махараджем отношения. Поэтому по прошествии ночи он пришел в 5 часов в мою резиденцию и сказал, громко сказал, (кто-то был на веранде, они гуляли): «Это Ваша вина», — сказал он. Я подумал: «Это очень плохо. Что они подумают? Какой-то западный человек приходит ко мне и ругает меня, это не есть хорошо». И я сказал ему: «Прабху, пожалуйста, возвращайтесь в Навадвип, я знаю каков мой долг, Ваш долг Вы выполнили, и я буду выполнять мой долг. Вы сообщили мне новость и этого достаточно для Вас, для меня, пожалуйста, поезжайте, я поеду утром. Вы, пожалуйста, езжайте сейчас».

00:01:53 И он уехал и вернулся в Навадвип. А когда я приехал сюда, я увидел, что он завтракает. И я прибыл как раз в это время, часов в 9-10 утра, или в 10:30, может быть. Все изменилось, я увидел его там и сказал: «Ваш Гуру Махарадж в порядке?» Он ответил: «Да, теперь в порядке». Гневно ответил. Этот человек захотел получить санньяс у Гуру Махараджа. Никто не был доволен им, никто не был доволен, все санньяси были против. Я не знал, каков его характер, его природа, но я думал: «Ему известны наши с Гуру Махараджем взаимоотношения». Но теперь я понимаю, что он знал, какие отношения нас связывают с Гуру Махараджем, но Гуру Махарадж послал его, чтобы он привез меня и, словно слепец, он отругал меня.

00:03:37 И это было вызвано его привязанностью к Гуру Махараджу, сильной любовью к Гуру Махараджу, которую он испытывал. Так я думал в то время. Когда Бхадринараян Прабху, Сагар Махарадж, никто не признал его в качестве санньяси, то этот человек пришел ко мне и взмолился о санньясе от Гуру Махараджа. Я подумал в то время: «Этот человек отругал меня очень жестоко и почему, по какой причине? Должно быть, он очень привязан к Гуру Махараджу и очень любит Гуру Махараджа, поэтому он обрушился на меня. Подобную привязанность я не видел прежде в моей жизни».

00:04:40 Никто не мог ругать меня во времена Гуру Махараджа, но он позволил себе это сделать и очень резко, сурово. И я подумал, что ему известны наши с Гуру Махараджем отношения, но он забыл все и причина забывчивости — его любовь к Гуру Махараджу, поэтому он способен принять санньяс, но один вопрос я задал ему: «В будущем Вы женитесь или нет, скажите мне?» И этот человек ответил: «Если я отправлюсь на Гангу и совершу самоубийство… Я могу совершить самоубийство, я могу совершить всё, что угодно, но я никогда не женюсь».

00:05:32 И я спросил у него: «Это правда — то, что Вы мне сейчас говорите?» — «Да, Махарадж, это правда». И я отправился к Гуру Махараджу и сказал: «Гуру Махарадж, дайте ему санньяс. Он очень любит Вас, и он отругал меня». Я рассказал Гуру Махараджу после того, как я приехал, о том, что этот человек обрушился на меня. Но я думал, он очень любит Гуру Махараджа, поэтому он позволил себе ругань в мой адрес, а иначе, почему бы он позволил себе это?

00:06:16 Но когда я сказал Гуру Махараджу, Гуру Махарадж ответил: «Сагар Махарадж не согласен, многие люди не согласны». «Махарадж, не имеет значения, что говорят люди, — ответил я, — имеет значение то, что он отругал меня, и это нечто необычное. Я думаю, что он очень любит Вас, и он никогда не женится. Это окончательное решение — так он мне сказал».
Гуру Махарадж заулыбался и сказал мне: «Вновь спроси у него, если он согласится, то я дам ему санньясу». Я вновь обратился к этому человеку, я спросил: «Прабху, если Вы сделаете что-то дурное, то бремя ответственности будет лежать на моих плечах. Вы понимаете это?» «Да, да», — ответил он.

00:07:20 «Если Вы совершите какой-то проступок в Вашей жизни санньяси, то…» Жизнь санньяси — очень суровая жизнь, жизнь санньяси не для вайшнавизма, санньяса предназначена исключительно для проповеди. Вайшнав может быть брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси — в любой форме вайшнав может явиться. Чтобы практиковать Cознание Кришны, не нужно принимать санньясу или ванапрастху, или быть грихастхой, или вести жизнь брахмачари. Единственное, что необходимо – предаться гуру и практиковать Cознание Кришны, следуя трем правилам. Это, вы знаете эту шлоку:
«тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих»
( «Шри Шикшаштакам», 3)

00:08:09 Эти три правила. Тот, кто способен им следовать, тот может практиковать Cознание Кришны, он может жить, где угодно. Нароттам дас Тхакур сказал:
«грихе ба ванете тхаке,
`ха гауранга' бо'ле даке,
нароттама маге тара санга
»
(Гаурангера дйути-пада, «Прартхана», Савара-гаура-махима, песня 39 Шрила Нароттама дас Тхакур)
Этот человек может быть грихастхой, он может жить в лесу, он может жить, где угодно. Он будет практиковать Cознание Кришны. Но жизнь санньяси предназначена для проповеди Cознания Кришны в особенности. И санньяси должен соблюдать правила и предписания в своей жизни, а иначе никто не станет слушать его.

00:08:58 Я спросил у этого человека: «Если Вы совершите какой-то проступок, то бремя ответственности ляжет на мои плечи, будет возложено на мои плечи. Результат, дурной результат придёт ко мне. Вы можете заверить меня в том, что Вы не совершите ничего дурного?» Тот ответил: «Да, Махарадж, я заверяю Вас в этом». И я сказал Гуру Махараджу: «Да, дайте ему санньяс».
Гуру Махарадж дал ему санньяс. По прошествии года или двух лет он оставил этот санньяс. Но он написал мне письмо: «Вы сказали, — было сказано в письме, — если я совершу что-то дурное, я оставил санньяс, то результат отправится к Вам, поэтому я не несу ответственности, я не отвечаю за это», — так он написал в письме. Махарадж, очень серьезно, да?

00:10:04 Поэтому я слушаю людей, но вот этот специфический случай я рассказываю вам. Я сказал ему: «Ответственность за Ваш санньяс будет на мне. Сагар Махарадж не согласен, никто не согласен, но я вижу Вашу преданность Гуру Махараджу и Вы отругали меня. Это нечто немыслимое, никто не в силах ругать меня в Чайтанья Сарасват Матхе, но Вы отругали меня, и Вы забыли, каково моё положение здесь и я думаю, Вы обладаете великой преданностью». И так я признал санньяс.

00:10:52 Но жизнь санньяси предназначена исключительно для проповеди. И этот человек, санньяси, должен продолжать эту жизнь». «Да, Махарадж, я обязательно продолжу, останусь в этом качестве, я лучше совершу самоубийство, но никогда не стану грихастхой». Но по прошествии двух-трех лет, я не помню точно, он оставил санньяс, и теперь он грихастха. Поэтому таков мой опыт.

00:11:35 И теперь я не хочу этого, но естественным образом происходит так, что я подозреваю. Я стал подозрительным, сколько у человека преданности. Без преданности невозможно практиковать Cознание Кришны, в этом нет сомнений. И мы учимся у Гуру Махараджа этому. Когда я присоединился к миссии Гуру Махараджа в 1947 году, я был деревенским мальчиком, я никогда не лгал, никогда в жизни не лгал, ни единожды не солгал. Сейчас я чуть-чуть, по чуть-чуть лгу иногда ради служения Кришне. Иногда необходимо солгать правительству, властям, иногда необходимо. Таким образом.

00:12:28 Это ради служения Кришне я готов на все, но в то время я не был искусным лжецом и никогда не лгал. Я пообещал брахмачари Гуру Махараджа, они пришли, эти брахмачари пришли проповедовать в мою деревню и неожиданно один из них спросил: «Ты пойдешь с нами?» Я ответил: «А вы возьмете меня с собой, если я буду согласен?» «Да, да, — сказал брахмачари, — если ты согласишься, мы возьмем тебя с нами». Я ответил: «Да, я пойду с вами». И игриво я ответил, шутя, но они были очень серьезны, они серьезно хотели забрать меня. И я дал обещание: «Я пойду с вами», оставив все.

00:13:28 Так же вы знаете, жизнь Нитьянанды Прабху, ему было 12 лет, и некий санньяси пришел в их дом и попросил Нитьянанду Прабху в качестве слуги у родителей. Хадай Пандит, Его отец, не мог ответить: «Нет, я не дам сына». Если санньяси о чем-либо просил, то было правило, никто не в силах отказать санньяси, не вправе отказать санньяси, особенно человек, наделенный качествами, никто не в силах отказать ему. И то был мой самскар в ту пору, деревенский самскар. Самскар как будет по-английски, Махарадж? Самскар — это привычка, тенденция, склонность; привычка, сформированная обществом.
Преданный: Традиция.
Говинда Махарадж: Да, традиция общества.

00:14:39 Если какой-то вайшнава-санньяси о чем-либо просит, то ему следует дать просимое. Но тот санньяси попросил сына, единственного сына, Нитьянанду Прабху. И он был очень доволен, Мадхавендра Пури. Мы слышали о том, что тот санньяси был Мадхавендра Пури, он захотел взять Нитьянанду Прабху и увести. Но Хадай Пандит не мог ответить: «Нет, я не дам сына». О чем бы ни попросил санньяси, следует ему давать. И он отдал Нитьянанду, которому было 12 лет. Это традиция Радхадеша. С детства нас учили в таком духе. Я ответил: «Да, я пойду».
Преданный: А сколько Вам было в ту пору?
Говинда Махарадж: 17 лет.

00:15:48 Но когда я присоединился к миссии Гуру Махараджа, то Гуру Махарадж, он прогуливался по веранде, было тогда только одно здание. Только первый этаж, комната, в которой жил Гуру Махарадж, там стоял ещё Махапрабху, комната, и комната для старших брахмачари, алтарная и две комнаты. И была хижина, стены не было, только бамбуковый навес. И мы жили здесь, в хижине.

00:16:31 Когда я пришел, то был день Нарисимха-чатурдаши, вы знаете, да? Это день явления Нарисимхадева. И я увидел, как Гуру Махарадж прогуливается по веранде. А один брахмачари, который привел меня, он сказал Гуру Махараджу… Подвел меня к Гуру Махараджу, я предложил дандават. Брахмачари сказал: «Полный дандават». Я предложил полный дандават, и Гуру Махарадж спросил: «Кто этот мальчик?» Брахмачари ответил: «Он останется в нашем обществе, я привел его из деревни».

00:17:16 Гуру Махарадж заулыбался и сказал: «Он будет способен продолжать духовную жизнь?» Брахмачари ответил: «Да, Махарадж, он очень хороший мальчик». Но когда я услышал эти слова «сможет ли он продолжать жить в отречении», то я был немного опечален, услышав эти слова из уст Гуру Махараджа, поскольку я пообещал, что я останусь в этом обществе. Так почему же этот вопрос возникает? Этот вопрос меня очень опечалил. Я подумал: «Почему Гуру Махарадж это спрашивает, могу я или не могу остаться? Я непременно останусь».

00:18:26 То было моё намерение. Гуру Махарадж сказал: «Да, хорошо, возьмите его». И вечером того дня Гуру Махарадж позвал меня, в день явления Нарисимхи происходило пышное поклонение — много, много всего. А после этого мы приняли прасадам, а на следующий день Гуру Махарадж призвал меня к себе и сказал: «Ты хочешь практиковать Cознание Кришны? Ты уверен?» Я ответил: «Махарадж, да, конечно». И Гуру Махарадж спросил: «Я буду учить тебя. Первый урок таков: то, что твой ум говорит, не следуй этому, не слушай голос ума. Это мой первый урок. То, что скажет тебе твой ум, то, что ты хочешь делать, не делай. Это мой первый урок. А второй урок таков: то, что я буду говорить тебе, ты должен выполнять». И я признал: «Да, Махарадж. Иногда мой ум говорит что-то мне».

00:19:54 И Гуру Махарадж понимал, какова моя природа, наблюдал, да, наблюдал, видел мою природу. И однажды я принимал прасадам, прасадам был очень скудным в ту пору. В то время только одна раса, никакого дала, ничего. И не было ни масла, ни масалы. Картошки не было, алу, в то время. То, что росло в Матхе, то мы и ели, то был наш прасадам. [Это бенгальские названия]. Мы смешивали все, и получалась одна раса.

00:20:50 И однажды я принимал прасадам, был недоволен этим прасадам, несчастен. Гуру Махарадж наблюдал за мной с веранды, мы принимали прасадам, там была ещё соломенная хижина, Гуру Махарадж с веранды наблюдал, и я сделал глоток, и мой ум был очень обеспокоен. Я сказал себе, но возможно вслух я произнес эти слова: «Гуру Махарадж сказал мне: “Следуй мне, не следуй тому, что говорит твой ум. Своим желаниям не следуй”, но желаниям Гуру Махараджа я должен следовать». И я принял прасадам счастливо.

00:21:50 И Гуру Махарадж услышал эти слова и Гуру Махарадж был очень счастлив и с того времени любовь его возрастала. И, в конце концов, Гуру Махарадж очень любил меня, и всю мою тьму, все неблагоприятное… у каждого есть изъяны, все изъяны он прощал и всегда давал милость, милость, милость. И я занял это положение. Я не квалифицирован, я не читал шастру также, но я слышал от Гуру Махараджа. Память благословениями Гуру Махараджа хороша, и до сих пор она хороша. Это благословение Гуру Махараджа, я думаю.

00:22:50 Я говорю на английском, но я не умею писать на английском. Благодаря благословениям преданных английский приходит ко мне и «необходимость — мать изобретения», говорится. Сейчас возникла необходимость, потребность в английском. И все приходит в силу необходимости, и какая необходимость? Необходимость по милости Гуру Махараджа приходит, я вижу. Я был очень не квалифицирован, но та квалификация, которая появилась у меня, это милость Гуру Махараджа. Квалификация, джогйата, квалификация. Но беспричинная милость великого гуру и вайшнавов способна дать нам всё, что угодно. И также чувства обязательно придут к тому, кто в полной мере предан своему гуру.

00:24:00 Я могу сказать это теперь, но также я испытываю большое сомнение, когда каждый преданный говорит «я — предавшаяся душа, я — преданная душа», но поступают иначе, то я изумлен, я изумляюсь, Махарадж. Я серьезно говорю это, это мои чувства. Я изумляюсь иногда. Я вижу, что внешне человек выглядит идеально, а внутри присутствует тьма. А почему она присутствует?
Преданный: Это нечто невидимое.
Говинда Махарадж: Да, невидимое. Она невидима, но Гуру Махарадж был очень прост, очень простым и очень чистым человеком. Гуру Махарадж никогда не лгал.

00:25:10 Иногда я говорил Гуру Махараджу: «Ради менеджмента, управления этой миссией, Махарадж, человек придет, правительственный служащий, необходимо будет сказать ему «да, все в порядке», когда речь идет о счетах и тому подобных вещах. «Нет, я не могу сказать», — отвечал Гуру Махарадж. Я говорил: «Они придут и они захотят послушать Вас, поэтому Вы должны сказать: «да, все в порядке, все правильно». Гуру Махарадж отвечал: «Я вижу, что тут не все правильно, как я скажу, что все правильно, все в порядке?».

00:26:07 Я говорил с точки зрения менеджмента, управления: «Если Вы не хотите лгать, то Вы просто скажите им: “Идите к Говинде Махараджу, и он объяснит Вам истинное положение вещей”. Если Вы не хотите им лгать, то просто скажите им: “Вы ступайте к Говинде Махараджу”, а когда они будут задавать Вам вопросы, Вы просто посылайте их ко мне». И Гуру Махарадж отвечал: «Да, это я сказать могу».
То была природа Гуру Махараджа. Гуру Махарадж верил каждому, то было его природа также. И я тоже верю каждому, но зачастую мне это причиняет боль, но что я могу поделать, такова моя природа, я верю и я получаю хорошие результаты благодаря этому.

00:27:25 Может быть, кто-то относится ко мне с большой любовью. Одна книга была опубликована. Где, в Каракасе? В Каракасе, да, была опубликована книга. Я не говорил этим людям: «Включите моё фото в эту книгу», но эти люди с большой любовью и энтузиазмом поместили в свою книгу мою фотографию. Но когда он был сбит с толку, то он убрал эту фотографию. Я спросил: «А зачем Вы поместили эту фотографию, зачем Вы её убрали? Общество может не поверить Вам: сегодня Вы говорите одно, завтра Вы говорите другое, это не есть хорошо».

00:28:20 Но по прошествии месяца я увидел, другой преданный, Судхир Госвами, напечатал книгу «Субъективная эволюция» и он поместил в книге моё фото. И я думал: «Кришна испытывает меня». В какую сторону стремится, в каком направлении стремится мой ум? Но не сказать, что я несчастен. Я сказал этому человеку: «Это плохо для Вашей проповеди, мне все равно, я удовлетворен миссией моего Гуру Махараджа, но это опасно, пагубно, вредно для Вашей проповеди». Но про прошествии нескольких дней, может быть 15 дней, тысячи копий «Субъективной эволюции сознания», книги прибыли из Матха в Сан-Хосе, и я удивился, увидев, что они поместили там моё фото. В этом не было необходимости.

00:29:18 Эта книга Гуру Махараджа, не моя книга. И не было необходимости печатать мою фотографию, и я вижу, что я не в проигрыше никоим образом. По милости Гуру Махараджа и благословениями Гуру Махараджа я всегда сохраняю смирение лотосных стоп Гуру Махараджа и практикую в обществе всех моих духовных братьев и спутников, тогда я обязательно получу благо, если я чистосердечен, чистосердечный человек. Если нет, то результаты будут дурными, в этом нет сомнений.

00:30:12 Но совершенно ясно, то, что я ем, если я ем уголь, то мои испражнения также будут состоять и угля. Что я ем, тем я испражняюсь. Не творогом, мои испражнения не будут творогом. Ясно? То, что я говорю, ясно? Мой английский туманен. То, что я ем, тем я испражняюсь. Поэтому то, что я буду практиковать, такой соответствующий результат придёт ко мне. Если я чистосердечно практикую Cознание Кришны, то Cознание Кришны придёт ко мне, очень чистое и ясное. И необходимо устранить эго из сердца, прежде всего.

00:31:07 Существует два вида эго: «я —Кришна дас, я — слуга слуги слуги Кришны». Это очень хорошее эго. И это в «Чайтанья-чаритамрите» сказано — это не эго, это истинное положение, истинное положение дживы, души.
«дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’
кршнера ‘татастха шакти’ ‘бхедабхеда пракаша’
»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)
Все дживы, души являются слугами Кришны, поскольку они происходят из силы. Существует три вида силы: чит-шакти, джива-шакти, майя-шакти — три вида силы, могущества, энергии Кришны. Мы происходим из джива-шакти, и эта сила, эта энергия — источник джив, душ и мы все — слуги Кришны, и существует Голока-Вриндавана.

00:31:58 «шрийах кантах кантах парама-пурушах калпа-тараво
друма бхумиш чинтамани-гана-майи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийа-сакхи
»
(«Брахма-самхита», 5.56)
Подобное прославление Голоки присутствует в «Брахма-самхите». Вы читали «Брахма-самхиту», я думаю. И в Голоке Вриндаване служение Кришне происходит. И мы должны обрести это явление. Если очень смиренно и чистым образом, не беспокоя других, смиренно, тринад апи сунечена — это значит смиренно, тарор апи сахишнуна — в духе терпимости, значит, терпя все, и аманена-манадена — тот, кто лишен всякого престижа, мы должны почитать и этого человека также. Тот, кто имеет некое положение, мы естественным образом почитаем его. Но тот, кто лишен всякого положения, мы должны его почитать.

00:33:11 Итак, если мы станем практиковать Cознание Кришны, то мы не будем бояться майи, мы не будем бояться никого. Результат может быть плохим или хорошим, нас это не заботит. Мы должны практиковать Cознание Кришны так, как было описано выше. И это учение, Махапрабху и Гуру Махарадж учит этому, и Свами Махарадж учит именно так. Самскар, привычка, тенденция — иногда источник проблем для нас, но всё это уйдет постепенно, если без оскорблений мы сумеем воспевать Кришна-нам. Без оскорблений воспевать Кришна-нам очень трудно, тяжело, но нет иного пути, кроме как воспевать Маха-мантру. И мы будем пытаться прилагать максимум усилий, и мы будем пытаться максимально эффективным образом это делать.
— Махарадж, сейчас Вы поедете на автобусе или на поезде? Когда, в полдень, днем?
Преданный: Да.
Говинда Махарадж: Если у вас есть какие-то вопросы, вы можете их задавать. Всё, что вы хотите знать, то, что я знаю, я постараюсь ответить.

Ответы на вопросы

00:34:57 Преданная: Я хотела бы знать смысл моего имени, потому что никто не знает, никто не может мне сказать.
Говинда Махарадж: Гита, Вы знаете Гиту. Гита — это книга, и источник книги — это Сам Кришна. И практика Cознания Кришны в этом бренном мире и за пределами бренного мира, Кришна дал нам это знание в этом бренном мире. Это знание содержится в Махабхарате и это знание зовется Гитой, Гита. Я ясно выражаюсь, Махарадж?
Преданный: Да, да.

00:35:54 Говинда Махараж: А Анугита означает «тот, кто помогает следовать Гите». Анушаран — тот, кто следует этой Гите. Один смысл таков, та Анугита. А другой смысл следующий: «ану» означает «очень маленький», не очень маленький, но маленький, а знание очень обширное, огромное, подобно свету, подобно светильнику. Это пример. Один светильник, маленький, может быть, светильник, вот такой, и горит пламя. И можно зажечь один светильник от другого светильника — это ану, но этот огонь способен сжечь всю вселенную. Таким образом.

00:37:14 Анугита, а иначе можно сказать, Вишнуприя Деви, Вы слышали имя шакти Махапрабху, Вишнуприи Деви, жена Чайтаньи Махапрабху? Вы знаете, знаете это имя? Вишнуприя Деви установила во времена Махапрабху одно божество Махапрабху, во времена Махапрабху. И это божество по прошествии ста лет или двухсот лет скрылось, буквально спрятало себя.

00:38:08 Здесь было мусульманское правительство и мусульманское правительство хотело уничтожить это божество, и само божество где-то скрылось, спряталось. Но один царь провинции Манипур, рядом с Бенгалией, а сам Манипур там находится, эта провинция. Царь Манипура был очень могущественным и он захотел узнать, где божество, божество Вишнуприи Деви: «Я должен достать из скрытого места ради преданных в целом», но он не мог найти следов божества и он изо всех сил пытался, но не мог найти божество. И тогда он подумал: «Я не знаю, где божество, но я приеду из Манипура и я вновь установлю божество Махапрабху». И он установил божество Махапрабху.

00:39:30 Но по прошествии нескольких лет, может быть 5 лет или 10 лет, некий преданный Кришны, его имя Тотарам Дас. Тотарам Дас был очень великим преданным Кришны, он пришел из Вриндавана. И он открыл, где находится божество Вишнуприи Деви. И это божество предстало перед преданными, изначальное божество, божество Махапрабху. И царь Манипура, он тоже установил божество Махапрабху. И тогда Манипурский Раджа назвал своё божество Ану-Махапрабху. Понимаете?
Таким образом, Анугита это имя также происходит. Трансцендентное знание, данное Кришной в этом мире — это Гита, Он Сам дал это знание. Понимаете мой английский? А смысл «ану» таков: каждый служит Кришне.

00:41:09 Есть одна шлока, можно увидеть её в храме Гуру Махараджа, выгравированная в мраморе.
«арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам,
рамйа качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита
»
(Вишванатх Чакраварти)
Соответственно своим желаниям, согласно своим желаниям гопи поклоняются Кришне и все гопы, гопи поклоняются Кришне, но высочайшее поклонение — его источник — Радхарани. И существует пять типов расы, экстаза: шанта, дасья, ватсалья, мадхура — пять видов экстаза и от всего сердца верховная преданность, верховной преданностью Радхарани поклонятся Кришне.

00:42:15 Имя Радхарани — Ананья, Ананья — имя Радхарани. Никто не способен сравниться с Ней в преданности, Ананья. И Ее служанка… Я могу видеть — все мои духовные братья и спутники, последователи, можно сказать, имена, я выбрал определённую линию, все их имена в определённой линии, имеется в виду. Свами Махарадж — мой шикша-гуру и он давал имена очень, буквально, хаотично или бессистемно.

00:43:15 Вначале он хотел давать систематическим образом, но ученики прибывали, прибывали и прибывали к нему, и у него не было выбора, он не мог выбирать имена для каждого, поэтому он давал имена хаотично и следовал Махабхарате особенно. В Махабхарате великое множество имен и он давал имена, следуя Махабхарате. Но когда преданные стали приходить с Запада к Гуру Махараджу, то я попросил Гуру Махараджа: «Я хочу, чтобы… все имена должны быть именами Радхи, Кришны и Их спутников, спутниц. Спутниц, спутников и параферналий — так я хочу выбирать имена». Гуру Махарадж сказал: «Если ты способен на это, то очень хорошо». И я сразу вижу, кто источник имени, Гуру Махарадж или Свами Махарадж. Все имена находятся в линии Радхи и Кришны и их параферналий, Нитай-Гоура также, спутников, последователей Махапрабху.

00:44:44 Преданный: Махарадж, я думаю, что вы способны видеть это, но не каждый способен видеть это, потому что внешнего человека, для кого-то имя может звучать как Дурга. Например, если сказать Сарвешвари, кто-то знает один смысл, а другой знает…
Говинда Махарадж: Нет, смыслы могут быть разные, значения могут быть многочисленны. Смысл моего имени, моё имя тоже имеет множество значений. Но я хотел изменить моё санньяса-имя. Я сказал Гуру Махараджу: «Говинда — это очень обычное имя». Но Гуру Махарадж не изменил моё имя. Гуру Махарадж сказал: «Моих божеств зовут Говинда, мою кунду называют Говинда-кунда. Твое имя должно быть Говинда», но я хотел изменить это имя, но Гуру Махарадж не изменил его.

00:45:50 В семье Бхактисиддханты Сарасвати кто-то носит имя Бимала Прасад, кто-то — Лалита Прасад, кто-то — другой Прасад. И Шрута Шрава одно имя — имя, данное Свами Махараджем. Другое имя — Джудаманью, Уттануджа, подобные имена. Но источник этих имен — Махабхарата и эти имена также. Но что мог поделать Свами Махарадж? Многие, тысячи и тысячи учеников, людей приходили к нему, в выборе имен он был затруднен.

00:47:02 Нет, нет имя Бхактисиддханты Сарасвати было Бимала Прасад. Бхактисиддханта, Гуру Бхактиведанты и гуру нашего Гуру Махараджа, его имя было Бимала Прасад. Но когда Вы получили это имя, то я искал смысл, связанный с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, поэтому я дал Вам такое имя — Бимала, Бимала или Бимала плюс что-то.
Бимала Деви — это шакти, энергия Кришны и она живёт в храме Джаганнатха. У нее есть мурти. Пребывает её мурти в храме Джаганнатха, мурти Бималы Деви. И тот, кто хочет жениться по любви… А? По любви — так будет? Или жениться по ведическим правилам, те идут в храм Бималы и берут синдур оттуда. Знаете синдур, что такое? Это красное, это не кумкум, синдур — это синдур, это такая красная краска, берут со стоп Бималы даси этот синдур и обещают Бимале Деви: «Да, я — муж, я — его жена». И Бимала Деви — свидетельница, в храме Джаганнатха это происходит.

00:49:03 Со всей Индии туда приходят люди. Тот, кто не может провести огненную церемонию, огненное жертвоприношение, свадебную церемонию, может быть, он беден или какая-то другая причина, может быть, они друг друга просто любят, но их любовь не признают их семьи, но они хотят жениться, то они приходят в храм Бималы в Пури.
Здесь тоже приходил преданный, я не помню, может быть, пара. Как его звали?
Преданная: Бимал, Бимал Кришна.
Говинда Махарадж: Я не помню, смутно помню. Они хотели жениться здесь, но Гуру Махарадж не согласился здесь, в этом Матхе, устроить свадьбу по двум причинам. Первая причина такова: здесь живут только брахмачари, они почувствуют вдохновение жениться, если увидят свадьбу. Это плохо для брахмачари. Это первая причина, а вторая причина такова: это не в вайдической линии, не в ведической линии. Если мы устроим здесь вайдический самскар в санньяси-ашраме, то это плохо. Санньяси-ашрам — это только отречение, санньяса — это посвящение в отречение. И огненное жертвоприношение — только посвящение в санньяси.

00:51:23 Они пришли ко мне и сказали, что хотят жениться, может быть не та пара, другая пара. И я ответил. Эти люди не были преданными, они были преданными, но тогда ещё не приняли дикшу, возможно впоследствии получили дикшу от меня. Но когда они пришли сюда, они хотели жениться и я ответил: «Это невозможно в этом Чайтанья Сарасват Матхе, но если вы хотите провести церемонию…» Да, так будет? Церемония? «То я могу отдать вам голубой дом здесь. Вот там, в голубом доме, там можете устроить свадьбу. И я иногда этот голубой дом отдаю под свадьбы, но мой совет вам, добрый совет: отправляйтесь в храм Говинда». Они собирались в Джайпур и в Пури.

00:52:33 И я посоветовал им: «Вы отправляетесь в Пури, так вы идите к Бимале Деви, и если они вас не пустят в Бимала Мандир, то вы езжайте в Джайпур, там есть Говинда Мандир, храм Говинды, и попросите благословение Говиндаджи, и пообещайте перед Говиндаджи. Это возможно». И они сделали это, и они счастливы. Но все имена я не могу помнить. Имена для меня очень трудно запомнить все, их имена я не помню, помню их самих.

00:53:15 Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, его имя было Бимала Прасад. Он родился в Пури, Сарасвати Тхакур родился в Пури, в Джаганнатха Пури. В то время Бхактивинод Тхакур был начальником Мандира, можно сказать, управляющим. Он был администратором храма Джаганнатха в Пури. Но нельзя сказать, что администратором в буквальном смысле слова, но скорее надзирателем. Он жил в Пури и в то время его жена родила Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, и Бхактивинода обрел вдохновение от Джаганнатха и назвал его Бимал Прасад. Полное его имя — Бимала Прасад Сиддханта Сарасвати, имя брахмачари.

00:54:19 После этого он получил имя Бхактисиддханта Сарасвати. Сиддханта Сарасвати — этот титул он получил в Бенаресе. Прабхупад был великим астрологом, он знал все шастры и также знал астрологию. И он достиг больших успехов в астрологии, и он победил многих астрологов в Бенаресе, в частности, президента астрологического общества. И он победил его в диспуте и разгромил его. Этот человек [я прошу прощения] обосрался в том собрании [непонятно, буквально или образно это было сказано, но…] И в том собрании Прабхупад получил титул Сарасвати, Сиддханта Сарасвати. А после санньясы он принял имя Бхактисиддханта Сарасвати, Бхактисиддханта.
Преданная: А Бхактиведанта Свами тоже был астрологом?
Говинда Махарадж: Нет. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, гуру Бхактиведанты Свами Махараджа был великим астрологом.

00:56:24 Да, он приходил сюда, он встречался со мной вчера вечером. Может быть он болен? Да, болен, его жена тоже больна. А, нет, жена здесь, я глуп, прошу прощения. Что, какой прасадам вы вчера приняли, ничего? А как же вы поддерживаете здоровье?
Преданная: Махарадж, мы живем так далеко от Матха. Как мы можем жить духовной жизнью? [Смутно слышно, но суть такова].
Говинда Махарадж: Да, общество преданных — это самый существенный, важный фактор, но необходимо быть осторожным, избегать дурных элементов и дурные идеи также. Иногда, когда мы думаем, что этот человек — хороший преданный, очень хороший преданный, но это может быть не так. Иначе, если мы не будем осторожны, мы не сумеем прогрессировать.

00:58:02 Мы не должны совершать оскорбления, оскорблять, кого бы то ни было. Может быть, этот человек — хороший преданный или плохой преданный, или кто угодно, но мы не должны оскорблять его, прежде всего, мы должны следовать этому принципу. А во-вторых, мы должны быть осторожны, относиться к общению. Если происходит вайшнава-апарадха, оскорбление вайшнава, если кто-то совершает оскорбление, мы должны избегать его, такого человека. Эти два правила спасут. Да, Махарадж, я правильно говорю? Сейчас я думаю, что необходимо говорить другим, а иначе они будут сбиты с толку.

00:58:55 Иногда гуру и вайшнавы прославляют друг друга, это их природа — прославлять друг друга. Тот, у кого есть малые качества, гуру и вайшнвы прославляют. Свами Махарадж делал это, Свами Махарадж прославлял своих учеников много раз чрезмерно. Но когда мы видим, какой стала их природа после ухода Свами Махараджа, то мы их не узнаем в качестве хороших вайшнавов, в качестве квалифицированных вайшнавов мы их не видим. Но тогда почему Свами Махарадж их прославлял, своих учеников? Свами Махарадж хотел дать им силу для того, чтобы они могли прогрессировать. Но если они не смогли сохранить эту силу всем сердцем, то, как они могли получить, обрести благо? Это произошло.

00:59:53 Это один момент. А второй момент таков: оскорбление вайшнавов, если оскорбляешь вайшнавов, то ты теряешь хорошие качества. Если ты оскорбляешь вайшнава, если у нас и были хорошие качества, то эти хорошие качества также уничтожаются, поэтому мы должны жить без оскорблений, насколько возможно, мы будем пытаться это делать, поддерживать, продолжать нашу духовную жизнь.

01:01:26 Есть такая бенгальская пословица, которая гласит: [бенгали] «Там, где я вижу какие-то беспокойства, я должен избегать этого место или этих людей почтительно, я не буду ни оскорблять их, ни хвалить их, и не буду общаться с ними, но я должен избегать оскорблений». Оскорбительное настроение приносит нам крайне дурные результаты в нашей практике Cознания Кришны, поэтому мы должны избегать их.

01:01:18 Иногда мукта-пуруш, освобожденная душа, и хороший бхакта также падают из-за вайшнава-апарадхи. Джива Госвами в своей «Сат-сандарбхе» упоминает это обстоятельство. Однажды я видел: «мукта апи лилайа виграхам кртва бхагавантам бхаджанте» — освобожденная душа в экстатической форме преданности поклоняется Господу Кришне. И тот, кто поклоняется в линии преданности и совершил тяжкую вайшнава-апарадху, тот падает из этого измерения. [Переводит Шрила Говинда Махарадж слова Шрилы Дживы Госвами в «Сат-сандарбхе»]. Поэтому вайшнава-апарадха — это тяжкое, очень серьезное явление и для освобожденной души, и для практикующего. И прежде всего, мы должны избегать вайшнава-апарадху.

01:02:47 Если мы сумеем следовать одному единственному правилу, то мы окажемся в выигрыше и это также мой опыт, я видел много раз. Прошло 43 года, и за это время я видел многое в своей жизни. И я находился в обществе Гуру Махараджа. Многие великие санньяси, свами, освобожденные души приходили, чтобы слушать Гуру Махараджа. И с ними приходили многие благие души к Гуру Махараджу, я получил шанс видеть их, и видеть их жизнь в преданности. И это моя реализация, я должен сказать, что вайшнава-апарадха способна разрушить нашу жизнь в преданности.

01:03:54 Я могу не любить кого-то, он мне может не нравиться, но я не должен его оскорблять. Я не могу понять его характер или я не люблю его качества, характер, природу. Иногда это происходит в этом бренном мире. Мы — обусловленные души, не освобождены, поэтом многие изъяны неизбежны. Но это не проблема. Маленький мальчик пытается бежать и он всегда падает. И он с помощью этой земли, на которую он упал, поднимается и вновь пытается бежать. И это — источник великой надежды, но надежда пропадает, когда мы совершаем вайшнава-апарадху, оскорбление в адрес вайшнава, поэтому мы должны избегать её и этого достаточно для нас.

01:05:00 Преданная: Что означает оскорбление?
Говинда Махарадж: Оскорбление означает…
Преданная: Не уважать вайшнава — это оскорбление?
Говинда Махарадж: Необходимо понять, оскорбление вайшнава… крайне важно понять, что такое оскорбление вайшнава, что будет оскорблением для кого. Крайне важно это понять, но симптомы мы должны знать и должны избегать. Махарадж, как будет по-английски?

01:06:18 [Шрипад Ашрам Махарадж поясняет, но это довольно туманно звучит. Имеется в виду…]
Говинда Махарадж: Это проблема. В целом, мы можем следовать следующему правилу: никого не оскорблять, не только вайшнава. Я не знаю, кто истинный вайшнав, а кто не вайшнав, поэтому я никого не должен оскорблять. Это первое условие.

01:07:18 А то, что причиняет несчастье другим, я должен избегать этого — то, что делает других несчастными. А ведические правила…
Преданный: Почитать и уважать их?
Говинда Махарадж: Нет. Чему я буду следовать — правилам и предписаниям, которые относятся к нашей жизни в бренном мире. Не беспокоя других, мы будем пытаться следовать этим правилам и предписаниям, но здесь также есть и хорошее, и плохое. Кто-то будет счастлив, если я стану есть мясо. Так что же мне делать в таком случае? И поэтому я говорю — ведические правила, под руководством Веды мы должны следовать этому.

01:08:26 И иначе каждый скажет: «Это моё желание, а это моё желание, это моё желание». Я должен сделать всех счастливыми? Это невозможно, это также не есть благо.
Преданный: «Это говорит мне моё сердце».
Говинда Махарадж: Да, да, именно так. И правила и предписания, определённые предписания существуют в любом обществе. Гуру Махарадж сказал: «По всему миру, в каждой стране присутствует варна-ашрама, но в Индии, здесь эта варнашрама была упорядоченной, систематизированной, организованной. Повсюду присутствует варна-ашрама-дхарма, это естественно, но это нечто не упорядоченное», — так сказал Гуру Махарадж. И также Гуру Махарадж говорил, в одной своей лекции он сказал: «Варнашрама — это…» [здесь Шрила Говинда Махарадж использует другое слово], но Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Варнашрама означает сочувственное, основанное на симпатии, взаимоотношение с окружающим миром».

01:10:00 Однажды я нашел все кассеты, записи бесед Шрилы Гуру Махараджа и я стал слушать эти записи и я запомнил вот эту фразу из его бесед: «Сочувственное, основанное на симпатии отношение к окружающему миру», — сказал Гуру Махарадж. И я сразу же записал эту фразу в свой блокнот. Сочувственное отношение, отношение, основанное на симпатии, сочувствии к окружающему миру. Не следует беспокоить окружающий мир, окружающий мир живёт по своим законам, не нужно его беспокоить. Это сочувствие, симпатия.

01:10:45 Когда мы видим двух кшатриев… Вы знаете, кто такой кшатрий? Брамин, кшатрий, вайшья и шудра. То вы должны понимать: перед вами кшатрия. Когда вы видите двух браминов, вы должны уважать этого человека, брамина. Вы должны уважать вайшью и шудру. Если вы видите качества, те или иные качества, симптомы. И также у всех разная природа. Существует шесть риту, времен года, сезонов в Индии: зима, лето, осень, весна и прочее. Да, сезоны, времена года.

01:11:37 И если вы способны адаптироваться к этим сезонам… Например, зимой вы не можете ходить без теплой одежды. Кто-то способен ходить зимой без теплой одежды, но, как правило, люди носят свитер, шубу, валенки. И если вы одеваетесь по погоде, по сезону, то вас связывают с природой гармоничные отношения.

01:12:33 И то же самое относится к варнашрама-дхарме. В варнашрама-дхарме у каждого есть какой-то долг, какие-то обязанности. И если человек выполняет этот долг, то он свободен от беспокойств. И, в конечном счете, мы видим: все принадлежит Кришне и является служением Кришне. В «Шримад-Бхагаватам» мы видим: у нас нет времени читать книги, у нас нет времени совершать другое служение Кришне, поклоняться. Но как Амбариш Махарадж обрел, нашел время? Он был царем всего мира, но как он нашел время на то, чтобы поклоняться Кришне? Время всегда есть у нас, мы должны использовать это время систематическим образом, и тогда у нас не будет проблем. Если царь способен это делать, то, что говорить о нас?

01:14:17 Преданная: [если я не ошибаюсь, вопрос о поклонении божествам, преданная говорит]. У меня уже есть божества, но я хочу знать, как поклоняться им должным образом.
Говинда Махарадж: В нашем нынешнем положении время на поклонение божествам… Гуру Махарадж много раз говорил об этом. Мы не знаем практическим образом, как поклоняться, поэтому мы можем повторять Харе Кришна маха-мантру. Повторение Харе Кришна маха-мантры — это также поклонение Господу. Это первый момент. А второй момент таков: гуру и вайшнав, они всегда воспевают святое имя и поклоняются Кришне. Если я служу должным образом гуру и вайшнаву, то результат, плод служения, их служения придёт ко мне также.

01:15:29 И таким образом, Махапрабху сказал:
«гопи бартух пада-камалайор, даса-даса-анудаса» —
«Я не служу Кришне непосредственно напрямую, я — слуга слуги слуги слуги. Я хочу им быть», — сказал Махапрабху.
«гопи бартух пада-камалайор, даса-даса-анудаса»
И Гуру Махарадж привел прекрасный пример телескопа. Я очень люблю этот пример. Телескоп, как устроен телескоп? Мой гуру — его гуру, его гуру, его гуру — таким образом, подобно линзам телескопа. И всё это восходит непосредственно к Кришне, моё служение восходит непосредственно к Кришне через мою гуру-парампару. И то, что я делаю, то, что я ем, то, что я приношу в жертву, то, что я жертвую в качестве благотворительности, те аскезы, которые я совершаю, если я сумею плоды всего этого предлагать моему гуру, то всё это восходит непосредственно к Кришне и гуру не присваивает это себе. Гуру не берет ничего себе, ни у кого ничего не берет для себя.

01:16:58 То, что ученик… всё, что приходит к гуру, гуру всегда передает, пересылает это непосредственно в конечном счете, непосредственно к Кришне. Такова природа истинного гуру. Он не хочет брать что-то себе, он лишь:
«йагйа-шишташинах санто,
мучйанте сарва-килбишаих
бхугйате те тв агхам папа,
йе пачантй атма-каранат
»
И другая шлока:
«твайопабхукта-сраг-гандха-
ва̄со- ’лан̄ка̄ра-чарчита̄х̣
учхиш̣т̣а-бходжино да̄са̄с,
тава ма̄йа̄м́ джайема хи
»
(«Шримад-Бхагаватам», 11.6.46)
Вы знаете эти шлоки. Когда мы принимаем маха-прасадам, то мы повторяем эти шлоки.

01:17:52 Уддхава сказал Кришне… Уддхава был министром Кришны, и он, будучи министром, брал многое, многое означает: хорошая еда, хорошая постель, хорошие гирлянды, красивые драгоценности, изысканные, роскошные одежды — многое в качестве министра он использовал, пользовался. И Уддхава сказал Кришне: «То, что я получаю, всё это — Твоя милость. Я принимаю, то, что приходит ко мне Твоей милостью. Я не присваиваю это себе».

01:18:55 Это санскритское слово означает гирлянда, мала — гирлянда, благовоние — гандха, одежда, украшение — аланкара, и постельные принадлежности, и жена [говорит Шрила Говинда Махарадж] — все, всё, что есть у меня, всё это — Твой прасад. Как будет по-английски «прасад», Махарадж?
Преданный: Милость.
Говинда Махарадж: Упа-бхукта. «Упа-бхукта» означает «то, чем Ты наслаждался», «остатки твоей трапезы» можно сказать… Я предлагаю это Тебе. Нет, я скажу это иначе. Я не могу выразиться по-английски, английский ко мне не приходит. Я предлагаю Кришне, и Кришна все принимает. А потом Кришна оставляет мне что-то, чтобы я мог жить, пользоваться этим. И я принимаю только то, что Он мне дает, оставляет. Я не ем рис, я не ем овощи, я не пью воду, я ничего не ем и ничего не пью, я ем и пью только прасад Кришны, маха-прасад. Это зовется маха-прасадам. То, что Кришна принял и Своей милостью дал мне, я принимаю это.

01:20:18 Маха-бхагавата-вайшнав, мы видели много раз во времена Гуру Махараджа и также, и сейчас это происходит подобным образом, иногда Гуру Махарадж говорил: «Нужно накормить Говинду Махараджа, — говорил он, — он едет в Калькутту». Но в храме Кришны, вы знаете, бхогу готовили на кухне, еду, но она ещё не была полностью приготовлена и предложена Кришне в храме. Вот вчера так было, два человека уехали в Калькутту проповедовать, Триданди Махарадж и Адити Мангал, кажется.

01:21:28 Преданный: Позавчера.
Говинда Махарадж: Да, позавчера. Но в то время, когда они уехали, бхогу ещё относили из кухни в храм. Но они уехали в Калькутту и они сказали: «Махарадж, дандават, мы уезжаем». И я спросил у них: «А Вас покормили»? Они ответили: «Нет, бхога ещё не была отнесена в храм». И если бы они не поели, то их здоровье расстроилось бы. И я сказал: «Подождите, я сейчас распоряжусь». И я спросил у Расабдхи Прабху: «Что готовят на кухне? То, что там готовят, вначале Вы отнесите чашку в комнату божеств, а потом тут же дайте преданным, этим преданным, двоим». Было 11 часов, но ещё не все приготовили для божеств. Но то, что уже было приготовлено на тот момент, Вы отнесите божествам, а потом то, что было предложено божествам, отдайте этим преданным, которые собираются в Калькутту.

01:22:43 И так повелось, такая традиция, со времен Гуру Махараджа, мы видели подобное поведение Гуру Махараджа. Пожалуйста, садитесь, прабху, здесь. Мы видели, как готовилась еда, затем еду относили одновременно в храм, бхогу, и Гуру Махараджу. И Гуру Махарадж сам не предлагал пищу. Когда мы приносили бхогу, ставили ему на стол, то он предлагал дандават и ел. Понимаете, да, что я хочу сказать, Махарадж? Гуру Махарадж думал, что «это послал мне Кришна, это Кришна-прасадам, это уже предложено Кришне. А если бы не было предложено, то, как бы оказалось на моем столе?»

01:24:02 Это идея парамахамса-вайшнава, природа Маха-бхагаваты такова. То, что мы предлагали Гуру Махараджу, Гуру Махарадж думал: «Этот Маха-прасад, источник его — Кришна». И он предлагал дандават и ел. Это высочайшее знание, Cознание Кришны.
«твайопабхукта-сраг-гандха-
ва̄со- ’ланкара-чарчитах
учхишта-бходжино дасас,
тава майам джайема хи
(«Шримад-Бхагаватам», 11.6.46)
Мы живем, питаясь прасадам Кришны. Учхишта означает… Махарадж, как будет «учхишта» по-английски? «Учхишта» означает буквально «остатки», то, что остается от трапезы.
Преданный: Остатки [подсказывает].
Говинда Махарадж: Да, остатки, учхишта.

01:25:03 И Сарасвати Тхакур, прагуру, он дал эту практику своим ученикам и эта практика зовется парамахамса-дхармой. Однажды один брахмачари отправился собирать пожертвования в группе санньяси. Была группа санньяси, им помогал брахмачари. Этот брахмачари ехал на телеге, запряженной лошадьми, да, на телеге, запряженной лошадьми, на повозке. И один санньяси, друг Гуру Махараджа, Гуру Махарадж тоже был санньяси в то пору, и один санньяси сказал Гуру Махараджу: «Чему наш Гуру Махарадж учит нас? Если бы мы сумели это понять, то мы сразу бы достигли высочайшего уровня».

01:26:37 Гуру Махарадж спросил у него: «Почему Вы говорите это?» На что этот человек ответил: «Это моё невезение. Я не в силах в это поверить, но это правда. Я вижу прямо перед собой, что этот брахмачари ничего не знает. Ему 14 лет, что он может знать? Он не знает ни шастру… Что-то он знает, но это ничто, это очень скудное знание. По сравнению с океаном знания это капля. Но этот брахмачари разъезжает на телеге, повозке, собирая пожертвования для своего гуру».

01:27:30 И в то время ездить на повозке, запряженной лошадьми, была роскошь. То была роскошь в ту эпоху. Я тоже собирал пожертвования, когда жил в доме А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа. Я ходил на Багбазар просить пожертвование, подаяние, пешком. У меня не было денег ни на автобус, ни на трамвай. Я ходил пешком на Багбазар, это 4 километра, и возвращался оттуда после сбора подаяний ещё 4 километра.
В то время ездить на лошади, на телеге, за пожертвованиями была роскошь. Но тот брахмачари пользовался повозкой. И санньяси думал: «Я совершаю служение моему Гуру Махараджу. И какие есть у меня шансы, какие возможности? Я буду использовать все возможности, все удобства в служении моему гуру». И это зовется парамахамса-дхармой, использовать все в служении.

01:29:08 И мы практикуем Cознание Кришны в линии парамахамс. И наш Гуру Махарадж дал эту жизнь нам с нашего детства. Наш долг состоит в служении Кришне, и этот мальчик понимает, в чем его долг, и это достаточно для него. Но тот, кто способен понимать, о чем идет речь, тот очень удачлив, а кто неспособен это понимать, тот очень неудачлив. 24 часа, если мы сумеем 24 часа в сутки служить гуру и Кришне, то это полнота нашей жизни. А иначе, то не будет реальная практика Cознания Кришны, если это не 24-часовое служение гуру и Кришне.

01:30:12 Мы можем жить где угодно, мы можем быть грихастха, санньяси, ванапрастха, брахмачари, это не принимается в расчет. Различия существуют такого рода только с точки зрения общества, только для того, чтобы не беспокоить окружающий мир. Варнашрама-дхарма, как сказал Гуру Махарадж, это отношение с окружающим миром, основанное на симпатии и сочувствии. И то, что необходимо мне для моей гуру-севы, необходимо для Кришна-севы, мы должны пытаться использовать и принимать. Такова практика Cознания Кришны.
О, мне очень тяжело говорить по-английски, но что я могу поделать? Уже 8:30.