Храни Сознание Кришны в сердце

Навадвип - 11 февраля 1990
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:35:37 | качество: mp3 96kB/s 24 Mb | прослушано: 20 | скачано: 83 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Таким образом, подобная классификация. И природа кшатрия — это дух воина, он охраняет других, и должен охранять, оберегать религиозных людей, он сражается за дело религии. Его природа, природу такого человека можно назвать природой кшатрия. Кто-то… Если спросить: «Кто готов воевать за свою страну?», то такой человек сразу скажет: «Да, я готов, я хочу». И сразу можно сказать — такой человек кшатрия.
Таким образом, брамин, кшатрий, вайшья, шудра. Четыре класса. И ещё один класс. Они не хотят следовать правилам и предписаниям и живут хаотично, бессистемно не систематизировано и то, что они делают, это очень дурно.

00:01:30 И я не знаю, как выразиться правильно, дурно, так сказать. Они не приемлемы для общества, да, не приемлемы для общества. Антарджами? Да «антарджами» означает «те, кто вне варнашрамы». Пять видов, пять категорий. Так человечество классифицировали риши и тот, кто следует природе брамина, тот брамин. Тот, кто следует природе кшатрия, тот кшатрия. Четыре ашрамы: брахман, кшатрий, вайшья, шудра. Представители этих ашрамов, направляемые, руководимые вайдической религией, — это варнашрама-дхарма. Но в действительности в рамках варнашрамы существует ещё одно явление, иное явление.

00:02:34 В трансцендентном мире также присутствует классификация. И как это называется? Даива-варшанашрама-дхарма. Тот, кто всегда общается с сознанием Кришны, тот, кто продолжает жить, живет в рамках варшанрамы, следуя вайдической системе, то подобное положение вещей именуется даива-варнашрама дхарма, и мы следуем этому. Если мы не способны следовать, если мы не способны жить такой жизнью, то можно сказать, что это падшая жизнь, жизнь в падшем состоянии.

00:03:30 Но с самого начала, если центр нашей жизни — это Cознание Кришны и мы следуем этому, то это даива-варнашрама, мы следуем вайдическим правилам и следуем сознанию Кришны — это даива-варнашрама. Иногда люди не могут должным образом следовать таким образом, идти, но это не сказать, что это очень опасно. Эти люди выходят за рамки варнашрама-дхармы. И Гуру Махарадж проповедовал, его проповедь выходит за рамки варнашрама-дхармы, поскольку это более высокая концепция, нежели варнашрама-дхарма.

00:04:16 Гуру Махарадж — это Гуру Махарадж, он хотел утвердить даива-варнашрама-дхарму, в этом мире. Для чего? Потому что все, любой, кто будет следовать Кришна-концепции, сознанию Кришны, практикующие Cознание Кришны, тот, кто практикует Cознание Кришны, тот садху и все будут следовать этим садху. И таким образом, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел утвердить даива-варнашрама-дхарму.
Но наша цель, там, где наша цель, там также присутствует определённая система, правильная позиция в трансцендентном мире. В трансцендентном мире существуют многочисленные группы. Но мы — эксклюзивные последователи Радхи-Кришны и Махапрабху.

00:05:23 Преданный: Тот, кто практикует, тот зовется садхакой. Но существует иной класс людей, которые следуют преданному служению, но они уже не садхаки, тот, кто вышел за пределы принципов, тот, кто более не садхака. Он находится на более высоком уровне.
Говинда Махарадж: Он 24 часа в сутки занимается, совершает служение Гуру-Гауранге-Радхе-Кришне, служит под руководством гуру, он следует принципам Чайтаньи Махапрабху и поклоняется Радхе-Кришне, Гуру-Гауранге-Радхе-Кришне.

00:06:18 Это руководящие принципы. Тот, кто 24 часа в сутки практикует, тот садху. Но практика означает садхану и садхака, тот, кто практикует, тот садхака.
Преданный: Но садхаки, существуют разные стадии садханы. Если кто-то достиг према-бхакти, то он более не садхака, правильно?
Говинда Махарадж: Нет.
Преданный: …тот, кто достиг уровня према-бхакти.
Говинда Махарадж: Тот, кто достиг уровня према-бхакти, он также практикует, он совершает свою практику. На уровне премы также существует практика, у него есть воля, мышление и чувство. Он не камень, и он движется, совершает движение, и то, что он делает, это сева.

00:07:19 Преданный: Но в объяснении стиха «апичет-сударачаро»: тот, кто находится на высшем уровне, его действия не могут быть поняты садхаками, иногда они могут смотреть на него и могут не понимать, что он делает.
Говинда Махарадж: Да, да. Это… в «Чайтанья-чаритамрите» сказано: есть три категории вайшнава, или три стадии вайшнавизма. Одна из них — это начальный уровень, начальная стадия; вторая — середина, промежуточный уровень и третий уровень. Это, можно сказать, начальная школа, средняя школа и университет. Тот, кто практикует на начальном уровне, тот вайшнав первого класса. Тот, кто практикует в рамках средней школы, образно говоря, тот вайшнав среднего уровня. А тот, кто практикует, учится в университете, тот вайшнав высшего уровня.

00:08:37 Классификация присутствует везде, градация. Мои пять пальцев, пять пальцев моей руки не одинаковы. У каждого есть личность, есть воля, мышление, чувства. Они индивидуальны.
И иногда мы видим, электричество, свет лампы. Этот свет может быть более интенсивным, менее интенсивным, но прежде всего, необходимо само электричество. И тот, у кого в сердце есть эта лампа, светильник, тот будет являть этот свет. Это называется раса-вичар: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхур — раса-вичар. Это высший уровень, но разные настроения, градация настроения, интенсивность этого настроения, об этом идет речь.

00:10:00 Настроение практики, настроение служения — все это индивидуально и отличается. Рупа Госвами отличается от Рагхунатха Даса Госвами, они тоже отличаются, их настроения служения отличаются. Дас Госвами следует Рупе Госвами, но особенность его такова, у него есть особенности в его служении Кришне.
Санатан Госвами — гуру Рупы Госвами, но у него также, он готовит отдельные блюда для Кришны. Но все это предназначено для Кришны, это служение, это электричество, этот трансцендентный свет. Прежде всего, необходимо обрести это движение, свет или жизнь. И мы идем шаг за шагом. И какова наша собственность? Мы будем способны увидеть это и показать. Я правильно говорю, Махарадж?
Преданный: Да.

00:11:02 Это правда, это истина, нет проблем, для меня очень трудно объяснять эти вещи на английском языке, но я пытаюсь объяснять, что я могу поделать? Это мой долг, который Гуру Махарадж дал мне. На бенгали, на санскрите для меня нет проблем, но на английском мне немного затруднительно изъясняться, но я знаю, это трансцендентные реалии и от сердца к сердцу, та вибрация, которая доходит до вашего сердца, входит в ваше сердце, она… если ваше сердце свободно, пусто, буквально, если там есть место для этого знания…
Джанардан Махарадж: Если вы откроете сердце…
Говинда Махарадж: Да, если вы откроете сердце, там найдется место, то это знание войдет в ваше сердце. И необходимо освободить место для Cознания Кришны.

00:12:03 Сознание Кришны очень мягкое. И оно очень чувствительное, бхакти. Это зовется бхакти, бхакти очень чувствительна и она не ходит, не везде для нее есть место, не везде она может жить или обитать. Шастра говорит…
Преданный: Махарадж, объясните как среди миллионов освобожденных душ, может быть, один Кришна-бхакта.
Говинда Махарадж: Коти — это даже больше, чем миллион, — многих миллионов. Судурлабха — крайне редко можно встретить Кришна-бхакту. Да, цель нашей жизни — преданность. Но если мы получаем меньше, если мы не достигаем этой цели во всей её полноте, если присутствует какая-либо связь, какая-то бы то ни была связь, то эта связь спасет нас от величайшей опасности.

00:13:20 Если мы подобно радиограмме в нашем сердце, если мы настраиваем наше сердце на получение этой радиограммы, если мы настраиваемся, настраиваем наш приемник, то мы слышим передачу. Вопрос в том, как настроить? Необходимо настроить сердце должным образом, правильно. С тем, чтобы сердце могло принимать, воспринимать трансцендентную звуковую вибрацию. И звук — это не просто звук, у звука есть форма, у звука есть… служение этому звуку. У этого звука есть параферналии, есть все.

00:14:09 Преданный: Гуру Махарадж говорит, что это явление ахайтуки-апратихата, бхакти, преданность. И ахайтуки, потому что бхакти существует на высшем уровне бытия и этому потоку преданности невозможно противиться, создать оппозицию ему.
Говинда Махарадж: Да, сейчас электричество появилось и если вы дотронетесь, сунете палец в розетку, то вас ударит током. А пока электричества не было, то этого не могло произойти. Это пример. Но электричество сожжет, Cознание Кришны не сожжет.

00:14:56 Мы говорим «сожжет» просто для примера, но оно не жжет, оно исцеляет, оно устраняет все дурные элементы, дурную природу. И там, где живет это Существо, Он, у Него есть асана… Асана, как будет асана?
Преданный: Дом.
Говинда Махарадж: Вот эта асана.
Преданный: Сидение, трон.
Говинда Махарадж: Да, у него есть трон, сидение.

00:15:41 «кришна-нама дхаре ката бала
вишайа-васананале мора чита сада джвале
рави-тапта марубхуми сама
карна-рандхра патха дийа хриди маджхе правешийа
варишайа шудха анупама (1)
хридайа хаите бале джихвара агрете чале
шабда-рупе наче анукшана»
(Шри-Нама-махатмья)
Когда Он займет место, сядет на троне нашего сердца, то Он будет танцевать, и не я буду воспевать, или повторять, но Он будет танцевать на моем языке. Это главное. Но мы ждем, когда этот день наступит, придёт для нас и мы прославляем это сознание всегда. Мы получаем от гуру, вайшнавов правильный канал, русло, канал передачи. Но мы поклоняемся этому явлению, мы получили семя этого знания, но необходимо посадить и… Махарадж, я правильно говорю по-английски?
Преданный: Необходимо посадить семя и затем ухаживать за ним, и растение само вырастет.
Говинда Махарадж: Да, да, именно так.

00:17:05 Преданный: А на испанском объясните, скажите на испанском.
[Шрипад Джанардан Махарадж говорит на испанском].
Она говорит, что ей эго не позволяет правильно, должным образом заботиться об этом растении, ум не позволяет должным образом подготовить сердце для того, чтобы это семя проросло, выросло растение преданности.
Говинда Махарадж: Это не только её проблема, это проблема всех и каждого. [Видимо вопрос преданной выпал из записи]. Поэтому мы нуждаемся в садху-санге. [Шрипад Джанардан Махарадж переводит на испанский].
Говинда Махарадж: И нам нужны хорошие практикующие, общество хороших практикующих.
Это позитивная сторона. А негативная сторона такова: мы должны избегать эго, иллюзорной окружающей среды.

00:18:39 Преданный: Она чувствует истинность того, что вы говорите о сердце, но она не знает, как действовать в этом мире. Она имеет отношения со многими людьми и вынуждена делать многое в этом мире и иногда возникает конфликт, она не знает, что ей делать, поскольку сердце её стремится в одну сторону и в то же время у нее есть обязательства перед обществом, обязанности.

00:20:09 Говинда Махарадж: Да, это придет. Махапрабху сказал Рупе Госвами: Это правда. [шлока] Махапрабху ответил Рупе Госвами. Он сказал… Я объясняю сейчас не совсем буквально, так, как Махапрабху сказал Рупе Госвами, но это в духе, или в линии мысли этой шлоки, поскольку точно, буквально объяснить мне тяжело, но я показываю линию мысли. И мысль такова: тот, кто недавно женился, или та, которая вышла замуж, что мы видим в Индии? Мы видим, что муж или жена не видит лицо мужа весь день и муж тоже не видит жену, лицо жены на протяжении всего дня. Он не общается близко или тесно с женой на протяжении всего дня, но они оба всегда думают о том, когда наступит ночь, все разойдутся спать, отец мужа, мать жены, все пойдут отдыхать и тогда они… для них это не время сна, не время отдыха — ночь.

00:22:08 Жена и муж ждут того часа, того момента, когда они смогут радовать друг друга своим обществом. Весь день они заняты какими-то делами, домашними делами или работой, она готовит, чистит, он что-то делает, но она всегда думает о муже.
Джанардан Махарадж: То, что Махапрабху сказал Рупе Госвами, Махапрабху сказал «жена и любовник».
Говинда Махарадж: Да, да, Махапрабху сказал «любовник», но я не говорю «любовник». Жена в Индии, особенно в Бенгалии, все равно, что любовница, идея такова.

00:23:23 Но необходимо, чтобы сердце было наполнено сознанием Кришны, всегда думать о сознании Кришны. Необходимо думать о гуру, вайшнавах и Кришне, необходимо повторять имя Кришны и совершать другую работу, работу для общества. Да? Для общества. Выполнять долг, выполнять обязанности в этом мире, но в уме необходимо… ум должен пребывать в определённом месте, и это место — это гуру, вайшнавы и Бхагаван.

00:24:04 Гуру очень близок и первый советчик. Гуру — советчик. Гуру — мата, гуру — пита. Он — мать, отец, он — сын, он — все. Таким образом, можно принимать его советы и общество гуру. Когда гуру отсутствует, то вайшнавы и священные писания, и необходимо всегда пытаться, сердце должно пребывать в мире Cознания Кришны, необходимо стремиться к этому и можно выполнять внешнюю работу, нет проблем.

00:24:57 У них есть семейная жизнь, они живут семейной жизнью.
— Вы замужем?
[Ответ не слышен]
— Вы не замужем, нет.
Преданный: Она живет с родителями и с какими-то другими родственниками.
Преданный: «Я учительница, но я хочу работать секретаршей в большой компании», — кажется это она говорит.
Говинда Махарадж: Очень хорошо. Вы итальянка?
Преданная: Да, я итальянка.
Говинда Махарадж: Вы можете совершать, Вы знаете языки, квалифицированы, Вы можете совершать большую севу для Кришны.

00:26:15 Преданный: Она разошлась с мужем, она живет с сыновьями, одному сыну 16 лет, они взрослые и там у нее семья. Она занимается изготовлением натуральных продуктов — хлеб и прочее в Сан-Хосе.
Говинда Махарадж: Да, да, я не знаю английский, Вы можете говорить все, что угодно. [Имеется в виду, Вы можете говорить на дурном английском].
Я всегда хочу служения. Здесь или там — это не вопрос. Вы можете служить там, Вы можете служить здесь, — где угодно. Вы можете жить, где угодно и служить. Служение — это наша жизнь.

00:28:12 Преданная: Я не знаю, какой севы Вы хотите от нас.
Говинда Махарадж: Этот вопрос возник во времена Махапрабху также. Преданные Махапрабху задавали этот вопрос, и ответ содержится в «Чайтанья-чаритамрите». Служение гуру и вайшнавам, удовлетворение, удовлетворять Гуру и вайшнавов и всегда воспевать Харе Кришна маха-мантру, в каком бы Вы положении не находились, это не вопрос, здесь нет ограничений.

00:29:01 И пытайтесь служить; то, что возможно, делать то, что возможно. Таким образом, служить гурудеву, служить гуру и вайшнавам, и указания… Гуру не указывает, гуру всегда молит: «Это моя молитва, обращенная к Кришне о том, чтобы он или она совершали служение Тебе, Кришна. Кришна, благослови их». Таково искреннее желание гурудева. И они, ученики, будут пытаться.
В жизни грихастхи, они, прежде всего, живут семейной жизнью, но в центре стоит Бог. Богоцентричная жизнь, понимаете? Кришна стоит в центре семьи, в жизни семьи. И они, когда они пытаются проповедовать, они пытаются служить Кришне, служа в рамках семьи.

00:30:00 «йат кароши йад ашнаси йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа тат курушва мад арпанам»
(Бхагавад-гита, 9.27)
Таким образом, грихастхи, в жизни грихастхи можно совершать служение, понимаете? Что ты делаешь, все, что ты делаешь, ты должен делать что-то для Кришны. Что бы ты ни ел, ни пил и так далее, ни приносил в жертву, какое бы огненное жертвоприношение ты не совершал, и любое жертвоприношение, совершай жертвоприношение для Кришны.

00:31:10 Все, что ты хочешь отдать в качестве дара, подарить, делай это для Кришны. Все, что ты хочешь, иногда ты хочешь медитировать, иногда ты хочешь совершать аскезы, твоя медитация и аскеза должна быть совершаема для Кришны. Например, твоё служение заключается в том, чтобы мыть горшки для Кришны. Ты не можешь, ты болен, но ты пытаешься. Это тапасья. И это зовется тапасья.

00:31:50 С другой стороны, все есть тапасья. Когда ты хочешь удовлетворить Кришну и не хочешь уделять внимание себе, то это тапасья. Кришна сказал: «Все, чтобы ты ни делал, ты должен делать это для Меня. Ты живешь, как грихастха, ты думаешь, что у тебя есть дети, есть мать, отец, и необходимо заботиться о них, радовать их. Пытайся радовать их, удовлетворять для того, чтобы жить духовной жизнью, для того, чтобы существовала гармония.
Если необходимо, корми их, корми ребенка. И о ребенке нужно заботиться, это беспокойство, родители стары, беспомощны, о них нужно заботиться, это тоже беспокойство. Но ты должен думать: «Кришна послал мне этого ребенка для того, чтобы я заботился о нем. И я буду пытаться заботиться о нем ради служения Кришне».

00:33:07 Таким образом, все принадлежит Кришне. Это называется богоцентрическая семья, богоцентричная семья, семейная жизнь, в центре которой стоит Бог, там, где Бог стоит в центре и жизнь происходит соответствующим образом, как было описано выше. И вы видите в Бенгалии, по всей Индии, повсюду, в доме каждого присутствует божество, может быть Нараяна, может быть Гирирадж, может быть Радха-Кришна. Может быть Вишну, маленький храм, может быть, нет храма, но какая-то маленькая комната. Может быть не комната, но маленькая картинка висит на стене. И они поклоняются и пытаются удовлетворить Господа.

00:34:17 Но существует такое явление, как телескоп, телескопическая система. Она содержит множество линз, линзы — это гуру-парампара, мы не можем служить прямо, мы все отдаем гуру. Телескопическая система. Вы посылаете, даете что-то вашему гуру, гуру посылает своему гуру, тот — своему гуру, но это не почтовая система этого мира. Почтовая система — это такая система, когда вы, скажем, в 5 часов написали письмо, потом идете на почту, и письмо отправляется, оно в какое-то время достигает места назначения, но это другая система.
Когда… это такая система, когда передача происходит мгновенно, можно сразу же пересечь огромное расстояние. Понимаете, понимаете, Вы понимаете то, что я говорю? Если взять сто листьев с ветки дерева, то игла пронзит их мгновенно.