Природа звука. Ведические мантры
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [звучит музыка]
00:02:26 [Тушкин В.Р.] Итак, сегодня наше занятие будет называться «Природа звука и ведические мантры». Мы сегодня поговорим немножко и о теории, и немножечко попрактикуемся. Я пригласил несколько своих друзей, коллег. Мы принесли музыкальные инструменты, и потом мы все вместе попоём немножечко. Я продемонстрирую вам на записи, на магнитофоне, что такое ведические мантры.
Где пробоина, через которую постоянно поступают новые проблемы?
00:02:53 Это особенная тема, она связана с духовной практикой. Смотрите, мы рассуждали все эти занятия, и вчера мы сделали обобщающую картину по единой, уже по единой картине мира: как всё связано в этом мире, материальная реальность, как она переплетается с духовной реальностью. И мы увидели, что игнорирование духовной реальности, игнорирование в материальном мире нам создаёт только одни проблемы, мы видим только одну половину схемы. И вот интересный момент, люди, не видя глобальной причины проблем в своей жизни, пытаются эти проблемы решать, но проблемы продолжают возникать. Это можно сравнить с такой ситуацией, что, скажем, вы находитесь в лодке и в лодке у вас пробоина. И вот вы черпаете воду, вычерпываете, вычерпываете, вычерпываете, а вода, значит, продолжает поступать. То есть вы уже устали, но проблема не решается. Вы работаете очень тяжело, но лучше почти не становится. И в этой ситуации разумный человек должен попытаться понять: «А в чём же, собственно говоря, дело? Я так долго уже черпаю воду, но почему-то вода продолжает поступать».
00:04:01 И также мы видим, что люди материальными способами пытаются решить проблемы, проблем масса, одна решается – другая возникает. И вот здесь как раз приходит момент задуматься, а где же эта пробоина, через которую постоянно поступают новые проблемы? И вчера, когда мы говорили о единой картине мира, мы уже выяснили, что проблема в том, что разорвана связь живых существ, которые пребывают в материальном мире с миром духовным, с источником энергии, с Высшей личностью. Так вот материальные способы решения проблем – это вот такие поверхностные, которые пытаются что-то такое убрать, «пыль под ковер замести», «вычерпать воду». Но принципиально, фундаментально дыра остаётся, и через неё поступают эти проблемы. И сегодня мы поговорим как раз о духовном способе решения этих проблем, о практике, как же восстановить эту связь, потерянную с источником энергии, с Высшей личностью.
00:04:58 И в каждую эпоху, мы говорили о четырёх эпохах, существует своя практика йоги, то есть восстановления связи с Верховной Божественной личностью. И в одном из таких писаний «Брихан-Нарадия пуране» сказано, есть такой стих на санскрите: «Хари нама, хари нама, хари нама эва кевалам, калау насти эва насти, эва насти эва гатир анйатха». Переводится так: "В нынешнюю эпоху Кали нет более эффективного пути восстановления своих духовных отношений с Богом, чем Харинама". Харинама обозначает: «Нама» - это имя (от английского «name» происходит), а «Хари» - это одно из имён Вишну. Хари - это обозначает «тот, кто устраняет все препятствия, тот, кто всё уносит». И Харинама - это обозначает Божественное имя, которое является самым сердцем настоящей мантры ведической. И три раза подчеркивается, что это является наиболее существенным способом.
Звук, воздействуя на тонкую сферу реальности, вызывает изменения в материальной реальности
00:05:56 И поэтому сегодня мы рассмотрим немножечко процесс как это действует. Поскольку мы с вами не сентименталисты, мы хотим разобраться, как действует процесс. И я сначала расскажу вам о ведической метафизике, то есть каким образом звук вообще воздействует и на материю, и на сознание в том числе. Согласно Ведам, звук является самой тонкой субстанцией. Помните мы говорили о пяти элементах творения? И первый из них был элемент эфир или пространство. Так вот колебания пространства называются звуком. И изначальный звук – это звук ведический, то есть звук, вибрация, исходящий из самой Божественной Верховной личности. Как мы знаем, в той же самой Библии сказано: «Сначала было слово, и слово было Бога, и слово было Бог». То есть изначальное слово – это божественное слово. И в санскрите оно представлено всем вам известным этим словом ОМ (или АУМ). Это изначальный звук, в котором содержится вся энергия, позже мы поговорим об этом.
00:07:05 В духовном мире существует идеальная реальность и в этой идеальной реальности сами объекты и их звуковое обозначение, то есть слово, не отличаются друг от друга - это называется Абсолютная реальность. Вы говорите слово и значение, которое за этим словом скрыто, не отличается от самого слова. Мы потом ниже будем говорить о том, что в материальном мире я говорю что-то, какое-то слово, «вода» предположим, и слово "вода" и субстанция "вода" отличаются друг от друга. Я не могу словом «вода» утолить жажду. Но в духовном мире, в идеальном мире вот эта вот реальность и названия к ней привязанные, изначальные - они не отличны друг от друга. Я говорю в духовном мире «вода» и передо мной вода, то есть звук и вещь - это неразрывные вещи, это называется Абсолютная реальность.
00:07:56 Итак, там предмет не отличается от звука. И вот эта Веда (или вибрация изначального звука) исходит из Верховной Божественной личности, и мы её улавливаем как-то. Помните эту картинку, что в сердце человека кроме индивидуальной души находится ещё Высшая душа или как Веды говорят: «На древе одного тела сидят две птицы». Одна птичка – это индивидуальная душа Джива, а вторая птица – это Параматма, Высшая душа. И вот они находятся рядом, но между ними некоторая полоса, перегородка - это полоса невежества, стена невежества. Мы её сами построили. И, тем не менее, из этой Верховной Божественной личности, помните мы говорили, такое исходит совершенство, вибрирует совершенство. И вот через эту прослойку, скажем так оболочку, которой мы отгорожены от Бога, эта вибрация Веды исходит, преломляется и теперь она переходит в материальную реальность.
00:08:54 То есть, например, люди делают какие-то вещи: открытия, изобретения происходят. Эти все открытия, изобретения - это не что-то новое, это просто вещи, которые проникают из духовной реальности к нам. Вот этот духовный звук вибрирует и через оболочку вот этого нашего эго, которым мы отгородились от Верховной Божественной личности, искажается и уже воплощается материально. Пример вам: скажем, люди придумали, изобрели самолет и мы думаем такой-то Леонардо да Винчи изобрёл самолет. Мы знаем, что в ведической традиции были давно эти виманы, эти самолеты, но суть не в этом. Суть в том, что сама идея самолета, летательного аппарата, исходит из духовного мира. То есть в «Шримад-Бхагаватам» описывается духовный мир и там описывается, как жители духовного мира летают на таких особенных совершенных летательных аппаратах, которые двигаются на основе силы ума или мантры. Так вот это и есть духовные реальности. И теперь мы через оболочку этого ложного эго получаем саму идею, что «не плохо бы полетать». И теперь эта идея воплощается в грубых элементах.
00:10:00 Мы изобретаем какие-то самолеты, которые скажем уже в металлической какой-то форме и так далее, но сами все эти идеи, они исходят из Идеального мира, из реального мира, а здесь эти идеи воплощаются в какую-то форму. Потом форма здесь ломается, но на уровне идеи вещь остаётся. И мы опять пытаемся её воссоздать, да? И здесь вещь от самой.. от названия отличается.
00:10:20 Итак, цепочка творения какая? Вот эта вот мысль, вибрирующая в эфире сама, к ней, как правило, привязывается какой-то звук, и потом из этого звука уже происходит определенная форма. То есть сначала идёт творение на уровне звука. И ведическая метафизика такова, что из элемента эфира возникает элемент воздуха, из элемента воздуха возникает элемент огня, из огня возникает огонь... вернее из огня возникает вода, из воды возникает земля. И через воздействие на эфир, на самый тонкий элемент творения, можно вызвать изменения в более грубых элементах. То есть, пример, ведические жрецы, когда они проводили определенные ритуалы, они вызывали огонь без спичек. То есть мы знаем, что огонь можно вызвать как? Если там потереть две деревяшки, или ударить камнем о камень. Это о чем говорит? Это говорит о том, что огонь там уже есть. Потому что камень – это форма земли, а земля – это самое плотное и в ней уже присутствует и вода, и в ней присутствует огонь. Если бы там огня не было, то ударив камень о камень, мы не могли бы получить огонь, он уже там есть. Точно также, когда трут дощечки.
00:11:35 Но это грубая форма получения огня. Брахманы или жрецы были способны произвести такую вибрацию звуковую в эфире, что из этих элементов дерева появлялся огонь, предположим. Из грубого – более тонкое. И здесь ничего такого особенно хитрого нет. Мы регулярно, в принципе, занимаемся этим, когда, скажем, чиркаем спичкой, из грубых элементов чирк – огонь появился, или там зажигалкой, кремень о колесико – появляется из другого элемента более тонкий.
00:12:08 Итак, мы видим, что одни элементы находятся в других, исчезают, то есть эта метафизика постоянно происходит. Например, порошок - это земля, исчезает в воде, вы бросаете в воду, растворяется в воде, вода может быть выпарена огнем, огонь исчезает в воздухе, воздух вытекает в пространство. И, если, предположим, грубые элементы исчезают в более тонких, это мы постоянно видим, как грубые элементы в более тонких исчезают, то почему теперь эти тонкие не могут.. вернее, почему эти грубые не могут опять из тонких появиться? Это тот же самый процесс, только в обратном порядке. Понимаете о чем речь? То есть этот порошок растворил в воде – он исчез, грубое в более тонком. Теперь это обозначает, что из тонкого грубое опять может возникнуть. И поэтому, например, если кто-то там произнес какую-то мантру, звук, или там такой-то старик Хоттабыч вырывает из бороды волосок и произносит какую-то мантру [эхтебедох те..] и бьёт молотком, то тут опа, бум, это тут появляется. Да? Или, скажем там, кто-то берёт и на руке материализует яблоко или горстку пепла, или что-то ещё.
00:13:15 Материализация - вот в этом и суть этой мистики, все вещи уже существуют. Они уже есть в идеальной форме и это просто искусство, как звуком, при помощи звука, этой вибрации можно эти вещи материализовать, вытащить их из более тонкой реальности. Как, предположим, какую-то там клавишу нажав на компьютере, вы вызываете из недр компьютера какую-то программу, какой-то файл. Вот точно также эти ведические технологи, брахманы, знали определенные мантры (или коды), при помощи которых они могли вызвать какую-то реальность. То есть во Вселенной есть, скажем, большой такой банк информации или склад определенных возможностей, к которым есть доступ некоторых личностей. Предположим, в «Шримад-Бхагаватам» есть такая история, как один мудрец, Кардама Муни его звали, что он сделал? Он обладал очень большой мистической силой, способностью, и он, произнеся определенную мантру, вызвал летающий дворец. Но вы скажете: «Это вообще чудеса какие-то».
00:14:23 На самом деле в Ведах описывается, что города летающие есть, всё что угодно. Есть такие цивилизации, которые вообще живут в летающих городах очень больших. Так вот Кардама Муни просто произнёс несколько определенных слов, магических заклинаний. Мантры и те вещи, которые есть в идеальной, невидимой для нас форме, они просто материализуются. То есть этим звуком он просто это вызвал и призвал к себе, и это всё появилось. И в Ведах описываются различные виды оружия. Как, например, ну в сказках может быть мы читали когда-нибудь, кто-то за кем-то там бежит, и этот человек, который от него скрывается, он что-то такое произнес, сказал, и перед его преследователем вдруг целая гряда гор возникла, появились. Это не сказки, это реальное мистическое могущество, когда человек при помощи звука, воздействия на самую тонкую сферу реальности, вызывает изменения в грубой сфере реальности.
Словом можно убить, словом можно спасти
00:15:18 Если, предположим, нам сказать какое-то слово – мы можем покраснеть. Да? Правильно? Или обрадоваться наоборот. То есть происходит вибрация тонкая, и теперь она вызывает какую-то уже внешнюю реакцию. Вы можете такое что-то сказать, и я начну кричать, топать ногами, разгневаюсь, или наоборот очень обрадуюсь. То есть через звук мы можем в действительности воздействовать на это. Или, предположим, какая-нибудь там психическая атака, когда включают сирену, я рассказывал во время этой лекции по поводу природы тонкого тела, как при помощи звука меняется настроение и так далее. И ведическое оружие могло что делать? То есть, предположим, как они воевали эти воины? У них обыкновенный лук и обыкновенная стрела, кажется, они там не ходили с какими-то автоматами Калашникова, но в чем суть этого оружия? Суть в том, что они знают определённые мантры. Мантры - это определённые звуки, потом ниже мы будем говорить, что это такое, и при помощи этих мантр вот эта вот стрела даёт взрыв как ядерная бомба, понимаете?
00:16:19 Он пускает стрелу, заряженную мантрой определенной, звуком, и вот этот вот звук, вибрация определенная в эфире, активизирует другие более грубые элементы из эфира – воздух, из воздуха – огонь, из огня – вода, из воды уже земля. Так вот эта определенная вибрация, она должна закончиться где-то, на какой-то стихии: или на стихии огня, которая ему нужна, или на стихии воздуха, на стихии земли - то есть он может послать на вас стену воды, или там столб огня может послать. И это всё делается звуком, хотя внешне это просто напросто лук и стрела, понимаете? И всё. Или я вам говорил это слово оружие богатырей Палица. Палица – это то, чем палят. То есть как она построена? Такая вот булава и там наверху такой наконечник, да? Вот и этими булавами они действовали как такими, ну, скажем, как вот отбойными молотками там породу делали, этими палицами могли и ходы подземные делать, и она действует тоже как ядерное оружие на самом деле, то есть из неё выделялась огромная энергия, она палила эта палица действительно, в строгом смысле слова.
00:17:22 И всё это как раз происходило вследствии воздействия звука, то есть звук – это самое сильное влияние. Даже сейчас звуковое оружие считается наиболее сильным. Частота 7 Гц, её даже практически не слышно, и она генерирует страх. То есть был такой интересный эксперимент, человек, который установил это, он решил провести такой опыт, причём незаметно для других. Был какой-то концерт в каком-то театре, и туда принесли этот генератор частоты и совершенно незаметно её включили. Звука не слышно - слишком низкая частота. Концерт был сорван, у всех началась паника. То есть все почувствовали какой-то необъяснимый беспричинный страх. Все стали вскакивать с места, дёргаться по сторонам, какой-то ужас на них напал, и, короче говоря, все разбежались. Понимаете? Никто ничего не понял, что произошло. Эти музыканты сидели на сцене, играли и ничего не понимали, что здесь происходит. То есть просто такая вот вибрация генерирует страх.
00:18:22 6 Гц - это частота колебания сердца. Оружие. Если вы включите 6 Гц, то у всех начнётся просто аритмия, потому что феномен резонанса наступит и всё. Но это оружие такое страшное, что против него нет противодействия, поэтому его практически невозможно использовать. Тот, кто включит его, он также пострадает от этого. И мы знаем, что, например, 8 Гц, наоборот, это лечебная частота. Помните, я говорил, это естественный лечебный фон Земли. Потому что вот эти вот вибрации эфира как раз, они уже вызывают изменения в более грубой реальности, будучи самыми тонкими они вызывают изменения в более грубых уже элементах: в воде, в огне и так далее.
Ом - ключ к мантре
00:19:03 Итак, что же такое мантра вообще или звуковая вибрация, о которых мы будем сегодня говорить. Слово «мантра» обозначает следующее: «ман» - это ум, а «тра» - это обозначает исходящий, или очищающий, или выходящий, освобождающий. Ман-тра. И слово «мантра» переводится двумя путями: исходящая из ума и очищающая ум. И так и так можно перевести. «Мантра» - освобождающая ум и исходящая из ума. И изначальной мантрой, изначальной мантрой является эта мантра "Ом" (или Аум), три этих буквы. Из неё вышла другая мантра, мантра Гаятри - это считается такая уже секретная мантра: её не произносят вслух, её произносят шёпотом. И эта мантра считается матерью всех Вед, всего ведического знания, из этой мантры Гаятри уже изошли все Веды.
00:20:07 И как Веды расшифровывают сам этот слог Ом (или Аум) изначальный? «А» - это мужское начало Абсолюта (или Верховная Божественная личность, Кришна), идёт «А». «У» - это женское начало Абсолюта, его энергия духовная (или Радха её называют также, ещё много имён). И «М» - это живое существо, это мы с вами. Итак, весь мир состоит из Бога и его энергии, фактически энергии духовного мира и вот этой вот энергии пограничной - души. Материальная энергия уже проявляется как тень энергии духовной. У каждого из нас есть тень, точно также и у духовной энергии, у Радхи, у неё есть тень, эта тень – материальный мир, и, когда мы не желаем служить Богу, мы уходим в тень, и запутываемся там, в тени этого материального мира. Об этом мы уже говорили много.
00:21:01 Итак, этот звук Аум или изначальная мантра содержит в себе всё, и поэтому его ещё называют Маха-мантра. «Маха» обозначает большой, великий (отсюда русское слово «махина» происходит), Маха-мантра, великая мантра. То есть это всё знание, или все мантры в сжатом виде. И эта мантра звучит вначале всех ведических мантр. Предположим, человек выражает почтение Шиве, он поклоняется, он говорит: «Ом Шивая намаха». То есть «намаха» означает «я приношу тебе своё почтение», «Шивая» - это обращение в Шиве, а «Ом» - это ключ. Без этого Ом, без этого ключа, всё остальное не открывается. То есть Ом – это как такой, знаете, ключ-ходовик, который подходит ко всем дверям, мастер [смеётся], вот это то, что открывается. Если этого звука Ом вначале нет, ничего не будет.
00:21:52 Представьте, предположим, вы звоните в другой город, вы знаете телефон вашего друга в другом городе, но если вы не набрали код, или скажем там восьмерку, межгород, то что вы будете набирать там циферки – всё время будет занято. Ничего не получится у вас, да? Поэтому сначала нужно набрать восьмерка, межгород, потом код, потом уже номер вашего друга. Точно также, перед тем как произносится имя там какой-то личности, которой вы поклоняетесь в этом мире, скажем, Веды предписывают поклонение очень многим разным там дэватам, высшим гуманоидам, перед этим называется слог "Ом". Вот этот Ом символизирует абсолютную истину. И это код, через него уже вход во всё остальное, то есть только с благословления этой Высшей личности.
Виды мантр по гунам материальной природы
00:22:33 Итак, какие бывают мантры? Как мы разбирали с вами всё по гунам материальной природы, точно также и мантры делятся по гунам материальной природы. Есть мантры саттвичные, то есть в гуне благости. Что они дают? Мантры в гуне благости дают человеку мудрость, пробуждают в нём сострадание, божественную любовь, осознание Бога. Именно вот эти мантры, никакие другие, разрушают карму и дают умиротворение. Почему именно саттвичные мантры разрушают карму? Потому что, если вы помните, я вам говорил, что гуну благости (или саттву) олицетворяет Божество Вишну. Вишну или вот эта Сверхдуша, Параматма, это как раз та самая Личность, которая связывает нас кармой, если мы на Него направляем свою энергию, помните я вам рассказывал механизм кармы? Вся энергия – это энергия преданного служения. Налево её отправил – сам себя связал. То есть вот эта вот Личность Вишну, Параматма, она как раз связывает нас, и поэтому только она то и может нас развязать. Поэтому мантры, обращенные к ней, к Божеству в благости, освобождают нас от кармы. Никакие другие виды мантр, обращенные к другим повелителям этого мира, не развязывают нас от кармы.
00:23:50 Итак, только саттвичные мантры разрушают карму, дают умиротворение, и эти мантры возвышают наше сознание. В «Бхагавад-Гите» в самом заключении уже, там есть такой стих, где Кришна говорит Арджуне: «Ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами». «Я освобожу тебя от всех грехов, если ты вручаешь себя мне, начинаешь служить мне». То есть никто больше освободить от грехов не может, потому что он нас и связывает этой причинно-следственной связью, если мы энергию тратим не на преданное служение, а на другие цели.
00:24:26 Второй вид мантр – это мантры в гуне страсти, в раджасе. Эти мантры произносятся, например, ради получения хорошего потомства, какого-то материального процветания, благосостояния. Они не убирают карму, но, наоборот, они дают нам новое рождение, но хорошее, то есть они дают нам хорошую карму. Мантры в гуне страсти - это то, что улучшает наше материальное положение. Но поскольку мы остаёмся в рамках материального мира, поэтому с духовной точки зрения, их как высшее благо рассматривать не приходится. Итак, чтобы своё наслаждение получить, нам нужно опять родиться. Поэтому мантры в гуне страсти - это то, что мотивировано корыстью, определенными материальными желаниями, но сделано по правилам, по закону, поэтому это хорошая карма получается.
00:25:17 И третий вид мантр – это мантры в невежестве, в гуне невежества, в тамасе. Это из области черной магии, проклятия для удовлетворения разных там духов, нанесения вреда другим живым существам. Это разрушительные мантры, мантры в невежестве. Есть такая Веда, я вам говорил во время второго занятия, «Яджур-веда» (или Веда заклинаний), которая содержит в себе эти различные виды мантр. Ещё классификация мантр бывает: мантры ведические, которые находятся в самих изначальных Ведах: Риг-Ведах, Сама и Атхарва – четыре главные Веды. Потом есть мантры, которые взяты из Пуран - это другой раздел Вед - Смрити, это, если помните, когда рассказывал о структуре ведической литературы.
00:26:09 И третий вид мантр – это тантрические. Тантры – это определенные технологии (или процессы, методы), которые являются прикладной литературой. Есть такой раздел в Ведах - Панчаратра называется, тоже вам показывал в этой схеме, где они находятся. И вот мантры Панчаратры, тантрические – это отдельные мантры.
Мантра - это определённое Божество, кому мы поклоняемся
00:26:30 Теперь, как ещё определяется мантра кроме того, что мантра – это то, что освобождает ум или выходит из ума, также мантрой называется определенная комбинация звуков, которая представляет определённое Божество, кому мы поклоняемся. То есть это как раз, вспоминайте тот самый момент, что звук не отличен от личности. Я, например, вас называю кого-то по имени Александр, Андрей – это имя отличается от вас потому, что было время, когда вас не называли, скажем. Но есть личности вот эти вот трансцендентные или духовные личности, где имя и сама личность неотрывно связаны. Если я называю это имя, то эта личность является передо мной. Но правда есть определенное правило, что для того чтобы достичь этого состояния мантра-сиддхи, совершенства в мантре, необходимо с определенным качеством, определенное количество раз эту мантру повторить для того, чтобы это вот Божество, которое олицетворено этой мантрой, этими звуками, появилось и предложило нам свои определенные благословения.
00:27:32 Итак, разные варианты есть, мы называли определённые имена. Есть Брахма - творец этого материального мира, и мантры, которые адресованы Ему, даруют человеку творческую, созидательную энергию. Поскольку Он занимается творением, поэтому может наделить нас творческой энергией. Шива отвечает за разрушение. Поклонение Ему даёт разрушительную энергию. Например, Индра даёт сексуальную силу. Сурья - Божество Солнца, даёт здоровье. Ганеша, есть такое Божество со слоновьей головой, это один из сыновей Шивы, устраняет препятствия. Хануман, есть такие мантры Хануману, дают огромную физическую силу. Парвати - это супруга Шивы, Она может, скажем, дать человеку замечательного супруга (или супругу). Кубера - это тот, кто даёт богатства и так далее. Сарасвати, есть такая Богиня, даёт знания. То есть, кто чем заведует во Вселенной, обращаясь к этому Божеству через определённую мантру, через процесс, человек может получить то или иное благословление: силу, знание, красоту, какое-то процветание и прочие вещи.
00:28:44 Итак, у каждой мантры уже здесь в нашем мире есть определенный мудрец, то есть это тот, кто первый мантру получил, тот, кто был первый инициирован, посвящён в мантру, и который дальше уже передаёт её по цепи преемственности от ученика.. вернее от учителя к ученику мантра передаётся. Так вот есть изначальный мудрец у каждой мантры, который передал её. И те, кто повторяли все эти ведические мантры, перед началом повторения, они выражают почтение этому мудрецу, который стал первоприемником, скажем, этого искусства, ключа. И потом этот ключ передаёт уже дальше другим своим последователям, ученикам.
Структура мантры
00:29:18 Далее, у каждой мантры есть свой определенный размер, то есть правила повторения мантры, вот: триступ, ануступ, ушник и так далее - там много разных видов звучания мантр. И просто я могу вам, скажем так, продемонстрировать, как эти мантры звучат. Потом я ещё вам включу запись на магнитофоне. Я просто могу в течение одной минуты, ну там двух минут продемонстрировать разные размеры мантр, какие они бывают по звуку. Скажем, есть такие мантры, как вот мантры «Брахма-самхиты», звучат примерно так [поёт]:
Хари-и Ом шантиии, шанти-и, шанти-и
Ишвара парама Кришна-а
сат-чит-ананда виграха
анадир адир говинда
сарва карана каранам
Чейта манипра карасадма сукаупа врикша
Вракша врийтейшу суравира випала янтам
Лакшми сахастра шахасандра васейвяманам
Говиндам ади-Пурушам
Тамагам баджа-а ми.
[Тушкин В.Р.] Такой размер мантры есть.
00:30:35 Или скажем другое делать [поёт]:
Ом агьяна тимеранда сяга
Гьянаджана шавакая
Чакшуру нелитаме нага
Тасма шри гураме намаха
Шри чайтанья мано гриштахам
Стапетамена гутале
Сваям рупа кадама ягам
Дадатисвам падантикам
Хари-и Ом, шантим, шантим, шанти-им.
[Тушкин В.Р.] Такие вот размеры существуют. Их достаточно много, это я так просто продемонстрировал.
00:31:10 Как строится мантра? Мантра строится типично: «Ом» идёт звук, потом идёт имя какое-то в самый центр, и в конце или «намаха» слово, выражающее своё почтение, или «сваха» - предложение чего-то. Когда, скажем, технологи-брахманы возливали масло топлёное на огонь, они произносили вот эту мантру «сваха». Например, «Ом Индрая сваха» и выливают это масло в огонь. И этот момент - это называется ритуал. Я вам говорил, что слово «рита» означает абсолютная истина или какой-то фрагмент абсолютной истины. И в зависимости от того какой фрагмент абсолютной истины мы вызываем в мантре, например, Индра, это одно из, скажем так, Божеств или один из представителей абсолютной истины, то в этот момент ритуала я связываюсь с Ним, и Он является. И успех этого жертвоприношения состоит в том, что появляется тот, кого мы зовём, и даёт нам какое-то определённое благословение. То есть ритуал – это как раз момент связи, взаимодействие.
Цели мантры
00:32:13 И также мы сказали, что у каждой мантры есть свой мудрец, основоположник, первоприемник, есть свой ритм, метрика, есть своё Божество, то есть тот к кому обращена эта мантра непосредственно, и четвёртое – есть своя цель. Есть своя цель. То есть, как правило, эти мантры либо сопровождают жертвоприношения, какой-то ритуал, либо эти мантры сопровождают санскару. Санскара – это церемония. Например, церемония бывает там, наречения ребенка именем или зачатие ребенка, перед этим тоже производится определённая церемония, санскара. И для того, чтобы этот процесс, технология вот этой «генной инженерии» удалась, как говорится, чтобы сознание ребенка было соответствующим, необходимы, тоже произносятся определённые мантры.
00:33:03 И также есть ещё другая, ещё одна цель мантры – это просто медитативная. Джапа называется. Я потом вам покажу, что это такое. Тут у меня мешочек есть с чётками. Это определенная практика мантры, джапа. Итак, это цель.
00:33:20 Теперь я вам просто могу продемонстрировать, скажем, фрагмент ведической мантры чуть-чуть [звучит запись мантры].
00:34:45 Закончил, всего минутка была одна мантра, сейчас другая будет ещё [звучит запись мантры].
00:35:30 [Вопрос из зала] В каком мотиве нужно петь мантры?
[Тушкин В.Р.] Это разные, есть разные мантры, как я и сказал, есть разные размеры, есть очень красивые. Это вот чисто ведические мантры из Упанишад. То есть вот сейчас, например, вы прослушали вступление к такому писанию как "Ишопанишад". Они поют: «Харии ом» вот это вот, и дальше идёт: «Ом, пурнамада пурнам тхам». Ну, конечно, есть разные мотивы, они поют в определённом размере. Но это уже вопрос техники, потому что сейчас мы перейдём к другому интересному моменту.
О важности мантра-дикши (получении мантры)
00:36:03 Я вам скажу, как мантра действует. Дело всё в том, что для того, чтобы мантра произвела свой эффект, необходимо быть посвящённым в мантру. То есть Веды приводят такой пример: есть дерево баньян, огромное такое дерево в Индии и это дерево создаётся из очень маленького семечка. Так вот интересна технология прорастания этого дерева. Это семя само по себе не прорастает. Как же оно прорастает? Его склевывает воробышек, потом оно попадает ему в желудок и выходит естественным путем через одно место, да? Так вот когда оно уже выходит вместе с этими испражнениями, экскрементами этого воробья, теперь вот в этой вот оболочке оно прорастает. И вот таким примером пользуясь, Веды говорят, что мантра должна быть пропущена через гуру, то есть духовный учитель, принимая эту мантру от своего духовного учителя, как бы своим чувством как таким ферментом эту мантру обрабатывает и передаёт её дальше ученику.
00:37:05 То есть мантры эти вот ведические без посвящения не действуют. То есть вопросы мотивов, не мотивов, это уже не имеет никакого значения, потому что для того чтобы мантра проросла и дала эффект, она должна быть получена. Вот этот процесс получения мантры называется мантра-дикша (или инициация). Без этого она не действует, как бомба без запала не действует, понимаете? То есть у вас есть бомба, но запала нет – и ничего не будет. Точно также вы можете в книге прочитать мантру, вот мантра такая-то, такая-то, такая-то, но если мантра вами не получена от духовного учителя, то вы не сможете получить этого эффекта, вы просто будете произносить алфавитную мантру. То есть эти звуки, буквы произносить, но вот эта энергия не будет открываться, вы не сможете контакты установить.
00:37:50 Вот эти все ведические мантры, они как раз приходят через церемонию мантра-дикша (получение). И эффект таков, что, как знаете, во дворе мальчишки между собой дерутся там, и одного бьют, и он кричит там: «Папа!» (или «Мама!»), и, естественно, мама, папа слышат, выбегают и отгоняют всех этих хулиганов, да? Точно также, когда этот человек уже связан с этим, скажем, каким то Божеством, которому он поклоняется через инициацию, теперь он называет это имя, и это Божество является, защищает его, или всё что угодно делает, всякие разные варианты. Или другой ещё пример, как, скажем, вы набираете телефонный номер. У вас есть номер, скажем, вот этого фонда. Этот номер - это не фонд, но набирая эти циферки, за этими циферками скрывается определенная личность (администратор фонда или директор фонда). И вам кажется, что какая-то комбинация цифр, ну что это такое, да? Но в действительности, если вы их наберёте, вы услышите голос вам необходимый, который вам скажет всё, что вам нужно. Точно также действует вот эта мантра.
00:38:55 И есть защитные мантры, которые называются кавачи. Кавача – это броня буквально обозначает. И есть в Ведах эти тексты Нараяна-кавача мантра, Нрисимха-кавача мантра – защитные мантры. Но опять же, они должны быть получены. Есть мантры заклинателей змей. Например, когда человека кусает змея, в Индии есть такие личности, их называют мантравалы - маги, чародеи, эти факиры. Если, скажем, человека только укусила змея, этого мантравала зовут, и он, произнеся определенную мантру, способен нейтрализовать яд в организме и постепенно этот яд может вывести. То есть, потому что эти змеи, они поддаются влиянию мантр и их яд тоже ведёт себя соответствующим образом в зависимости от звука.
00:39:46 Итак, опять мы вспоминаем главный момент, что звук – это первая основа материи, и поэтому воздействие на самый тонкий пласт реальности на уровне звука уже может активизировать любой другой пласт реальности на уровне огня, воздуха, воды там, земли, чего угодно. И поэтому искусство мантр - это было самое секретное и самое глубинное оружие. Владея мантрами, человек имел доступ к любым слоям реальности. В этом суть волшебства, мистики и так далее. То есть просто произносится мантра, как ключ раз-раз, из реальности этой появляется это, это, искусство материализации, волшебства лежит в этом всём.
В каждом сердце скрыт звук Ом
00:40:22 Но, в принципе, нас эти материальные мантры не так сильно беспокоят, потому что всё равно без посвящения ими воспользоваться мы реально не можем, нас интересует немножечко другое. Поскольку мы родом, как души, из духовного мира, то в глубине наших сердец, то есть в глубине именно нашего духовного сердца, то есть в глубине самой дживы, души, находится уже всё ведическое знание, вот в этой компактной форме этого звука Ом все Веды находятся. И в «Шримад-Бхагаватам» есть такая цитата очень интересная, просто прочитаю её, там говорится (это Кришна говорит её): «Как безграничный, неизменный и всемогущий Верховный Господь, пребывающий во всех живых существах, я лично помещаю ведический звук в форме "Ом" в сердцах всех живых существ. Он скрыт глубоко внутри подобно прожилке волокна внутри стебля лотоса».
00:41:17 То есть смотрите, представьте себе стебель, и там много прожилок таких волокон, да? Понятно. Так вот много разных, скажем, уровней нашего бытия, много чего в нас есть (мы говорили, тонкое тело, ум, разум, эго и так далее), и вот на самом глубинном уровне нашего существования, духовном, такая вот тоненькая прожилочка, как струнка такая духовная, вот этот вот звук "Ом". Мы все духовные существа и поэтому, далее там, в Бхагаватам говорится, что: «Поэтому пробуждение этого звука, или пробуждение этого знания является естественным для каждого живого существа и необходимым». То есть, если в нас вложены определенные способности, то их пробуждение является необходимым. И более того, если, предположим, в нас эти способности не активизируются, не пробуждаются, мы сами же страдаем.
00:42:03 Как, предположим, в женщине уже вложена эта тенденция быть матерью, и если, скажем, в ней эта тенденция не реализуется, то уже какие-то беспокойства, уже какие-то проблемы у неё возникают, как правило, да? Точно также в нас всех есть вот эта духовная функция, стремление к духовному, и до тех пор, пока наша духовная струнка не зазвучит, не активизируется, мы не будем удовлетворены. Вчера мы говорили о том, что даже люди с хорошим материальным положением, со всех сторон процветающие и так далее, всё равно не удовлетворены полностью пока это духовное начало, душа не пробуждена.
00:42:41 Итак, интересно, что в мире у нас две позиции на которых можем мы стоять: позиция Веды, позиция знания, если мы пользуемся всей этой информацией духовной, или позиция неведы, невежества. И когда мы находимся в невежестве, когда мы не замечаем этого закона, который пронизывает все три стихии обитания, вспоминаем вчерашнюю лекцию, что мы живем в трёх стихиях. Сначала «Я» окружено умом и телом - это первая стихия обитания, потом «Я» окружено обществом - вторая стихия обитания, и потом «Я» окружено космосом - третья стихия обитания. И все три стихии обитания пронизаны единым законом: если я этот закон игнорирую или не понимаю, то по всем трём статьям я получаю проблемы - это называется «позиция невежества». И «позиция Веды» или знания, это обозначает, когда получаю это знание и внутри ума, и тела, внутри общества, и внутри космоса живу согласно этим всем законам.
Общение с людьми, которые занимаются духовной жизнью, пробуждает нас
00:43:36 Как происходит пробуждение? Вот здесь уместен пример струны и резонанса. То есть смотрите, предположим, гитара или там какой-нибудь другой музыкальный инструмент как настраивается? Вот есть струна, которая настроена на определенной частоте, высота звука определенная. И как мы узнаем, что инструмент настроен? Скажем, кто играет там на гитаре той же, открытая нижняя струна, первая, звучит точно также как вторая, прижатая на пятом ладу. И когда мы бьём по одной струне, то если они настроены одинаково в другой, то возникает эффект резонанса. Одинаково они звучат, да? И так мы определяем, что они в унисон звучат, всё нормально, они настроены вместе, идём дальше, настраиваем.
00:44:22 И вот смотрите, в каждом из нас, есть вы духовная жилка, духовная струнка, скажем так, но мы об этом ничего не знаем, мы родились, и мы не получали никакого духовного образования, жили себе и живём, и живём, и не замечаем ничего, да? И не в курсе. И вот кто-то из внешней среды, кто уже активизировал в себе это духовное знание, говорит нечто на духовную тему. Я говорю: «О! Интересно». Это обозначает, что вот этот вот звук духовный, какая-то информация вошла в резонанс с моей этой стрункой. Понимаете? Это означает, что я готов принять и вот этот вот интерес внутри обозначает, что эта вот струна, моё духовное существо вот здесь отозвалось резонансом на какой-то внешний стимул, меня заинтересовало. Вы сейчас здесь все уже двенадцатое занятие не просто так, понимаете? То есть, если бы скажем то, что я говорил, говорю сейчас не вызывало бы никакого сопричастия в ваших сердцах, вы бы один раз пришли и больше сюда не пришли, понимаете? То, что сопричастие есть, это говорит о том, что струнки эти ваши духовные подготовлены к восприятию духовной информации, да? И вы приходите, вам хочется ещё, и ещё, и ещё, да?
00:45:34 Есть люди, у которых, скажем, эти струны духовные очень сильно, скажем так, осквернены, закрыты, закрепощены. Мы говорим, и как вода в песок уходит - бесполезно. Люди говорят: «Да не интересно. Это вообще ерунда какая-то». Да? Это означает, что они очень сильно ещё скованы своей кармой, и, если, предположим, эта струна чем-то там сильно обёрнута, испачкана, как-то там она изолирована чем-то – не будет этого резонанса. Но если она чиста, открыта, готова - тогда она будет звучать.
00:46:03 И вот как лучи солнца, предположим, стимулируют возможности зерна семени, точно также вот эта вот звуковая духовная вибрация извне стимулирует рост нашего духовного тела. То есть духовное тело – это духовный я, духовная личность, которая в духовном мире может служить Богу. Сейчас в облике такого маленького зародыша, как вот тело человеческое растёт: зернышко такое, горошинка, потом уже такой вот эмбрион начинает формироваться, вот этот вот зародыш и потом уже взрослое, развитое тело.
00:46:38 Поскольку духовной практикой мы давно уже не занимались, то мы духовно ослабли, мы не пользовались этим очень долгое время. И теперь, когда мы слышим духовный звук, духовную информацию, мы начинаем заинтересовываться, активизироваться немножечко, духовно так приободряться. И если регулярно мы слушаем все эти вещи, подпитываемся и начинаем практиковать, то начинает расти наше духовное тело. Как, скажем, физическое тело в чреве матери растёт потому, что мать питается и этим питанием тоже растёт и тело ребёнка внутри, точно также и в нас есть, в принципе, семя этой духовной жизни, но нужен какой-то внешний активатор, стимулятор, катализатор, который вот этот вот процесс активизирует. И поэтому активизатором этого является встреча с людьми, которые занимаются духовной жизнью. Именно они пробуждают нас, они нас будят. Как вот, например, слово то же самое «будильник», да? Будильник, Будда - это один и тот же корень, это глагол «будить». То есть «будить» от слова «Будда» происходит, пробуждать, да? И мы утром что делаем? Мы становимся пробуждёнными, мы Буддами становимся. Когда звучит будильник, я от реальности, от эфемерной реальности сна, возвращаюсь к какой-то более продолжительной реальности уже там в своей квартире и так далее, да? То есть вот этот вот объективный духовный звук пробуждает нас к духовной реальности.
00:48:02 И есть разные уровни звука, Веды описывают, достаточно сложная тема, только коротко скажу об этом. Есть звук, высший звук, называется "пара" (или звук, идущий непосредственно из духовного мира) и есть звуки низшие, идущие из материального мира, помните, показывал вам таблицу «Индивидуальное сознание в потоке информации», когда звук из духовного мира, из высшей реальности, и звук из материального мира. Так вот звуки мантр, в частности саттвических мантр, или мантр, олицетворяющих именно Божество благости Вишну или Кришну, это звук чисто трансцендентный. То есть превосходящий материю, идущий из духовной реальности, или звук "пара" и поэтому он пробуждает к духовной реальности. Другие мантры, скажем, мантры в гуне страсти, раджаса, как правило, связаны с различными полубогами. То есть это жители материальных планет, скажем так, гуманоиды высшего порядка, которые распоряжаются природными и материальными благословлениями. И поэтому повторение этих мантр в раджасе, даёт нам контакт с ними, но не выводит нас на трансцендентный уровень, не прекращает кармы. То есть, наоборот, мы получаем карму, но хорошую просто. Но остаёмся в рамках по-прежнему заключения материального мира.
00:49:14 И вот мантра-медитация, которой, скажем, сегодня мы немножко позанимаемся, это будет мантра-медитация трансцендентная. То есть медитация на трансцендентный звук, звук идущий как раз с духовного уровня, сверху. В Ведах есть такой стих, где говорится: «Голокера према-дхана Харинама-санкиртана». То есть вот эта вот Харинама – святое имя, санкиртана – совместное пение, это то, что исходит прямо с Голоки. А Голока – это высшая область духовного мира. Помните, я говорил, планета коров - Голока. «Голокера према-дхана», то есть сокровище божественной любви в форме святого звука импортирована прямо из духовного мира. Это звук, идущий сверху.
00:49:53 Итак, вот эти вот различные виды звука, они обозначают разную связь звука и объекта. Мы говорили, что материальные звуки и материальные объекты отличаются друг от друга. Вода, слово «вода» и сама вода отличаются. Но звуки, идущие сверху, пара-звуки, вот тут как раз вся хитрость в том и состоит, что этот звук не отличен от реальности. Если я говорю: «Кришна» - то этот звук не отличен от него. Вопрос только с какой частотой я это скажу. Это уже совсем другой вопрос, вопрос настроя сердца.
00:50:27 Итак, звук пробуждает душу к духовной реальности как будильник пробуждает нас к грубой реальности. И теперь мы подходим к практике йоги нынешнего века. Мы говорили уже о том, что йоги бывают разными, мы говорили о лестнице йоги, о разных уровнях этих эволюционных путей и говорили о том, что бхакти (или йога любовного преданного служения) как раз является самой сутью всякой йоги. Все остальные йоги являются уже, скажем, такими наростами на бхакти. Как вот есть, скажем так, какой-нибудь канат и на канат уже нацеплялись какие-то водоросли, что-то ещё там. Так вот бхакти - это как раз та самая ниточка, которая связывает нас с Богом, потому что связывает нас не карма, не материальная деятельность, не какое-то познание, а именно любовь, потому что Бог есть любовь. А всё остальное уже: та же самая гьяна-йога, карма-йога, йога познания, йога деятельности, медитационная йога и все остальные различные йоги - это уже какие-то такие напластования, но сутью её самой, вот этой связующей жилкой является бхакти.
"Харе Кришна мантра" - особенная мантра
00:51:36 И вот в «Шримад-Бхагаватам» в комментарии на Веданта-сутру приводится такой стих, что в нынешнюю эпоху разумные люди занимаются воспеванием святых имен Бога. И в другом писании ведическом, которое называется «Кали Сантарана Упанишад», приводится "Харе Кришна мантра" полным текстом. То есть кто-то может сказать: «Откуда взялась эта мантра? Может ей всего там тридцать лет как её в западном мире запустили, в 65 году в Америке. Какая-нибудь может американская мантра, кто знает». Вот поэтому я вам говорю для ссылки, «Кали Сантарана Упанишад» - это старая упанишада, в ней говорится: «Просмотрев все Веды, невозможно найти более возвышенного метода религии для этого века Кали, чем пение «Харе Кришна мантры». И приводится здесь её текст полностью.
00:52:28 Итак, в разные эпохи творения существуют разные очистительные процессы (или называют их юга-дхарма). И эти процессы приносит определенная личность, воплощение, аватара, помните, когда мы говорили про аватара, шесть видов аватар. Юга-аватары – это аватары, воплощения Бога, которые приходят каждую эпоху, чтобы инициировать, начать определённый процесс, познакомить людей с практикой очищения нынешнего века. В первую эпоху творения, в Сатья-югу, этой практикой была мистическая медитация - люди жили долго, у них было чистое сознание, они могли заниматься этой медитацией. В Трета-югу, вторую эпоху творения, это была практика огненных жертвоприношений - таких вот сложных ритуалов, тоже таких вот мантр. В третью эпоху, Двапара-югу, процессом было храмовое поклонение - очень изощрённое такое, богатое. В нашу эпоху Кали у людей нет такой силы ума, чтобы медитировать постоянно, мы уже минуту о чём-то подумали, и ум испарился, улетел, не помним, нет такой силы концентрации.
00:53:30 Нет достаточного богатства и квалификации брахманов-жрецов, чтобы проводить такие богатые жертвоприношения, ритуалы. Нет храмов и мало людей-квалифицированных священников, чтобы поклоняться правильно в храме, и мало кто в храмы ходит. Поэтому остаётся очень простой процесс - пение «Харе Кришна мантры», который не требует на самом деле даже посвящения. То есть, как вы помните, я говорил, все ведические мантры требуют посвящения Мантры-дикши. Вот эта мантра, её также называют Маха Мантрой - великая мантра, она не требует посвящения, и она строится очень так нетрадиционно. Если обычно, как я сказал, мантра состоит из этих вот "Ом" идёт там или "Клим", или "Рим", там разные всякие такие слоги бывают вначале, как код, ключ. Потом идёт имя какое-то, называют её мантра атмика, или душа самой мантры. И потом «намаха», «сваха», «гхимахи», разные там слова такие могут быть.
00:54:27 То вот эта мантра, «Харе Кришна мантра», она состоит чисто из имён: Харе, Кришна и Рама. То есть нет этих начальных и заключительных, потому что это самая суть вообще мантры. И полностью эта мантра звучит вот так:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
Перевод мантры: Кришна – обозначает Всепривлекающий, Рама – обозначает Всерадующий, Харе – это энергия служения Богу. И перевод приблизительно такой: «О, Всепревлекающий! О, Всерадующий! Займи меня служением Тебе» - приблизительный перевод этой мантры.
00:55:05 Итак, практика бхакти в нынешний век приобретает как раз вот такой вид мантры-медитации или мантры-йоги. И эту мантру в нашем мире активизировал или запустил, так сказать, в широкое популярное употребление Шри Чайтанья Махапрабху в XV веке в западной Бенгалии, и в Ведах он описан именно как воплощение Кришны в эпоху Кали, как юга-аватара, как тот, кто пришел активизировать вот этот процесс. Причём аватара (или воплощение) это те, кто должны быть обязательно предсказаны. Я не могу себя объявить аватарой. Если, например, я скажу: «Я аватара». Какой-нибудь грамотный человек мне скажет: «А где ты предписан? Где ты предсказан?» Есть такая пурана «Маха Бхавишья Пурана» - пурана предсказаний или пурана будущего, где все воплощения предсказаны. Главные по меньшей мере вот такие вот и поэтому никто не может объявить себя таковым.
00:56:03 В Индии очень много стало таких «аватар», Индия стала самым крупным в мире поставщиком «аватар» (воплощений Бога), которые ездят по разным странам и запросто хорошо зарабатывают на этом, продавая людям мантры за 50, за 100 долларов. Очень интересная техника, они каждому ученику говорят: «Я дам тебе особую мантру, только она секретная, ты никому её не говори. Это специальная мантра, подобранная только для тебя, только ты мне дашь определённые деньги». И вот человек даёт деньги, потом поёт какую-то мантру и потом, если скажем, этот человек, не сумев сдержать свою тайну своему духовному брату, вдруг её открыл, случайно выяснилось, что их «гуру» дал им одну и ту же мантру [смеётся]. При это он говорил, что он даёт каждому индивидуальную: «Только ты смотри не проболтайся никому – это великая тайна».
00:56:56 То есть в Кали-югу мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. И люди неразборчивые, они очень легко покупаются на всю эту мистику, на всю такую загадочность, тайну, думают: «Ой-ой-ой-ой, такая особенная мантра у меня будет». И просто-напросто они подкармливают не очень-то таких добросовестных людей.
00:57:20 И этот стих из «Шримад-Бхагаватам», где говорится об этой мантре, об этом воплощении, звучит так: «Кришна варнам твиша кришнам санга панга астра паршадам йагьяй санкиртана прайаих йаджанти хи сумедхасах». Буквально переводится так: «Разумные люди в эпоху Кали будут поклоняться Кришне цветом золота (золотого цвета Его тело было, Шри Чайтаньи), который пришел со своими спутниками и постоянно занят воспеванием святых имен» - это то, что было написано 5000 лет назад. И вот это воплощение Шри Чайтаньи Махапрабху предсказал, что «Харе Кришна мантру» будут петь в каждом городе и деревне - это так называемый "Золотой век", который продлится где-то около 10000 лет.
00:58:06 Вы знаете, что в некоторой литературе говорится, что сейчас Кали-юга, наша эпоха якобы заканчивается. На самом деле это не совсем так. Я вам говорил, что Кали-юга длится 432000 лет, и мы прожили всего пять, она не заканчивается. Но почему такая информация есть в некоторой литературе? Потому что сейчас наступает "оттепель" в эту Кали-югу, то есть на 10000 лет она немножечко отступает. И чем характеризуется этот "Золотой век"? Он характеризуется тем, что сейчас у людей пошёл вот такой взрыв интереса к духовности опять. Ещё, предположим, 15-20 лет назад такое собрание вообразить было бы просто невозможно. То есть, например, меня в 83 году с пятого курса университета чуть-чуть не выгнали просто за то, что я интересовался совершенно такими безобидными вещами как тем же самым буддизмом, дзеном. Это была просто тема моей дипломной работы, так со мной разговаривали, так сказать, товарищи из организации на три буквы, в чём дело, что за интересы такие и так далее.
00:59:10 Понимаете? Это была реальность. И тогда вся духовная литература (здесь взрослые люди - понимаете) только самиздат и только подпольно, не могли ничего. Как коммунисты в свои времена подпольно вели кружки, то же самое было тогда. Буквально какие-то прошли там 15-20 лет и это всё полностью открыто, понимаете? И мы видим, что сейчас многие люди, хотя их духовность может где-то и не очень глубока, но по меньшей мере вопрос какой-то такой терпимости, спокойного отношения к этому стал уже более-менее нормальным. И дальше будет больше, то есть это наступает духовная эпоха, "оттепель". Она идёт, конечно, постепенно.
00:59:53 Итак, по этой причине некоторые, в некоторых местах говорится, что Кали-юга заканчивается. Не заканчивается, это просто как посреди зимы такой бывает день оттепели. На 10000 лет будет такое духовное потепление.
"Харе Кришна мантра" научна
01:00:05 Действие «Харе Кришна мантры» объективно. То есть как огонь обжигает любого, знает человек, не знает, сунь руку в огонь – обожжёт. Точно также действует «Харе Кришна мантра».
01:00:17 Недавно в США один человек, из представителей нашего общества, защитил диссертацию как раз на предмет действия «Харе Кришна мантры», это научный труд. Как проводился эксперимент? Было три группы людей. Одна группа ничего не повторяла, то есть это были просто такие вольные свободные участники, безучастные участники. Вторая группа людей, десять человек, повторяли выдуманную мантру, выдуманную, то есть из санскритских слов была составлена произвольная мантра. Просто взяли состряпали её. И третья группа из десяти человек повторяли «Харе Кришна мантру», не зная её эффекта. Это были люди, незнакомые с духовной жизнью, их просто попросили поучаствовать в эксперименте. И они повторяли эту мантру в течение двух недель. Каков был эффект? Через две недели первые две группы, то есть первая группа ничего не повторяла, вторая – выдуманную мантру повторяла. «Какие у вас изменения?» был опрос, анкета определенная – изменений никаких не было. Третья группа, которая повторяла «Харе Кришна мантру», у всех у них произошли сильные изменения, сдвиги в сторону саттва гуны [смеётся].
01:01:29 То есть несколько из них стали вегетарианцами, некоторые из них естественно заинтересовались духовной жизнью, кто-то из них бросил курить, отказался от интоксикаций, стали чище, интерес к духовному возрос. То есть эта мантра обладает объективным смыслом и объективной силой. Это не вопрос веры. Вы можете попробовать, скажем, там повторять: «Кока-кола, кока-кола, кока кока, кола кола, кола кола, кока-кока». Ничего не произойдет, понимаете, да? То есть любую мантру, какую угодно, можете себе придумать, взять и ничего не произойдет. Но если вы будете повторять «Харе Кришна мантру», не понимая вообще её значение, будет эффект, понимаете? Потому что она, её действие объективно.
01:02:10 Конечно, чем больше знаешь, понимаешь, чем более с правильным сознанием к этому относишься, тем больше эффект. И вот ведическое определение науки интересно. Поскольку мы занимаемся не какой-то сентиментальностью, а научным экспериментальным процессом, который может быть опробован, принести плоды. Как Веды определяют науку? Научное знание, Веды говорят, это то, что позволяет нам предсказуемо манипулировать материей на основе теоретического понимания. Еще раз могу повторить: Научное знание - это то, что позволяет нам предсказуемо манипулировать материей на основе теоретического понимания. То есть есть теоретическое понимание, гипотеза, я начинаю действовать согласно ему и получаю предсказуемый результат - вот это называется наука. То есть, в принципе, вполне понятное нормальное определение.
01:03:01 Так вот, если это определение нас устраивает, то теперь мы проводим эксперимент со своей жизнью, предположим, да? Начинаем повторять эту мантру и эффект на лицо. То есть люди, которые пробуют это, они видят, как возрастают все показатели по саттва гуне, по гуне благости. Это вещи очевидные, эффект ощутимый. Итак, «Харе Кришна мантра» освобождает душу именно от оков кармы.
"Харе Кришна мантра" разрушает карму
01:03:28 В этом повторении мантры есть два этапа. Первый этап – это когда вы не чувствуете особо никакого сильного, может быть, такого духовного подъёма, потому что сердце ещё достаточно сильно осквернено, это просто очищение идёт, уборка сердца. И второй этап повторения мантры - это когда уже сердце достаточно очищено, у вас начинают пробуждаться чувства к Богу, чувство любви. Вот такие два этапа, духовное тело начинает расти. И вот сейчас интересный момент, что само живое существо, душа, как мы говорили, это истинная сущность, связана своей кармой, своей привязанностью с ложной сущностью. То есть физическое тело и тонкий ум выступают как некая ложная сущность по отношению к истинной сущности, и мы с ней связаны кармой. Помните, я приводил ещё пример аэростата, это, скажем, такой тёплый шар воздушный, который стремится кверху, и корзина, которая тянет вниз. Так вот тело физическое – это как корзина, которая тянет вниз, а душа – это то, что всё время стремится кверху, мечтает, грезит, там какие-то идеальные планы строит, это её природа духовная.
01:04:33 Но почему этот шар не может полностью оторваться и улететь? Потому что его тянет вниз. Чем же связана корзина с этим шаром? Стропами. Так вот физическое тело – это ложная сущность, это не я, это мой костюм. А я – это душа. Но вопрос: если я – это душа, почему сейчас не могу выйти из тела и пойти куда-нибудь? Почему, если я это.. если например, я - не костюм, костюм могу снять и пойти, из машины могу выйти и пойти. Машина - это одно, а я – это другое. Но почему я не могу с такой легкостью сейчас выйти из тела, если я говорю, что я не тело? Почему? Потому что есть карма, которая держит меня внутри тела, невидимые стропы, которые привязывают сам аэростат к корзине. Также саму душу с этим телом связывают вот эти вот путы кармы. И поэтому сейчас я - вечное живое существо - вынужден переживать неприятности, которые испытывает тело. На улице холодно... то есть мне - душе - не холодно, но я привязан к этому телу, а тело связано с определенным температурным режимом, и поэтому эти все вещи, которые происходят в теле, они передаются душе, и я вынужден страдать от этого, понимаете? То есть вот эта вот истинная сущность связана с этой ложной сущностью.
01:05:38 Как мы вчера говорили, что эта ложная сущность - тело и ум – это как раковая опухоль на самой душе. И вот духовная жизнь обозначает удаление раковой опухоли, то есть перерезывание этих ложных связей, когда мы при помощи мантры очищаем своё существование, очищаем свою привязанность к телу постепенно. Потому что душа сейчас как птица в клетке. Клетку мы чистим, а птицу покормить забываем. Все люди озабочены вопросами тела, а сама личность, из-за которой тело то смысл имеет, остаётся без питания. И сейчас мы видим, что материальная цивилизация вот эту ложную сущность - тело и ум - питает, стимулирует постоянно, да? Всё время мы слышим информацию, видим какие-то образы, которые подпитывают ум и подпитывают тело. Но духовную информацию мы сейчас не получаем. То есть получается, что душа как дистрофик, она очень слабая. А физическая - эта ложная сущность - она очень сильная.
01:06:39 И поэтому мы вынуждены таскать это физическое тело на себе как гирю, как, знаете, раньше заключенных держали: такой круглый шар металлический приковывали к ноге, чтобы далеко не убежал. Точно также, если вы видите человека в теле - это обозначает живое существо, как то же самое, что человека-заключенного увидели – значит всё там в полосочку у него, это заключенный. Если вы увидели душу в теле – это обозначает заключенный, потому что тело ограничивает наши духовные возможности.
01:07:07 Так вот, как раз задача духовной жизни состоит в том, чтобы усилить душу, вот эту внутреннюю сущность, дав ей духовную пищу, сделать её способной сопротивляться побуждениям физического тела и ума, способной сопротивляться каким-то греховным побуждениям. И вот, когда ученые впервые, значит, расщепили атом, все были удивлены тем, что из этого атома стала выделяться энергия. Когда атом стали бомбардировать быстро заряженными, высоко заряженными быстродвижущимися частицами, то из него стала выделяться атомная энергия, ядерная, да? Так вот, точно также при воздействии духовной энергии, звуками мантры на атомарную душу, из неё тоже начинает выделяться такая вот духовная энергия. И благодаря вот этой духовной энергии, собственно говоря, и разрушается вся вот эта карма, которая окружает нас.
01:07:59 И благодаря этому у нас появляется сила сопротивляться всем внешним соблазнам, и постепенно человек возвышается, развивает в себе высший вкус. То есть он получает духовную пищу, получает, получает, получает и, в конце концов, он развивает вкус. Говорится, что сейчас мы можем не чувствовать вкуса Святого имени, духовной жизни. И приводится такой интересный пример, что человек, который болен желтухой, ему сладкое кажется горьким. Потому что чувство вкуса связано с печенью. И когда печень поражена болезнью, то это переходит на язык, и сладкое кажется ему горьким. Но единственный способ вылечиться от этого – это потреблять сладкое, мы знаем, что лечит глюкоза, фруктоза. И когда человек ест это сладкое, которое кажется ему горьким из-за того, что он болен, постепенно к языку возвращается естественный вкус, и никакого другого нет способа.
01:08:59 Тоже самое мы сейчас можем не чувствовать никакого интереса к духовной практике: «Ну там Кришна, Рама, ну и что? Ничего». Как говорится: нет резонанса, струнка не дрожит там внутри, да? Но способ излечения от этой «желтухи невежества» один – принимай сладкое, принимай сладкое, хотя оно кажется горьким. На каком-то этапе ты почувствуешь этот вкус - таков процесс. И мантра здесь играет как раз ключевую роль.
О важности регулирующих принципов и внимательного повторения мантры
01:09:22 Чтобы мантра максимально действовала, необходимы два условия. Первое условие - это регулирующие принципы. Помните то, о чем я говорил вам вчера? Это четыре главных принципа: милосердие, чистота, аскетизм и правдивость. В нашем исполнении это выглядит так: милосердие – мы не употребляем в пищу мяса, рыбу, яйца. Второй принцип - чистота – это отказ от интоксикаций: алкоголь, наркотики, табак. Третий принцип - это аскетизм, то есть здесь есть два этапа. Для новичков, как говорится, это отказ от сексуальных взаимоотношений вне брака, то есть ограничение рамками брака. Для людей, которые хотят достичь настоящего духовного эффекта, эта функция постепенно снижается до того, что сексом люди пользуются исключительно для зачатия детей - это функция секса. Но для того чтобы прийти к этому уровню, человек должен развить уже какой-то духовный вкус. И четвертый регулирующий принцип - правдивость, он состоит в том, что, скажем, люди, которые занимаются духовной практикой, они не занимаются какими-то азартными играми, там всякими махинациями в форме обмана и так далее. Вот так практически выглядит это.
01:10:36 Итак, при помощи этих регулирующих принципов, что мы делаем? Мы своё бытие поднимаем до уровня гуны благости, то есть мы как бы высушиваем дерево. А теперь второе условие – это внимательное повторение мантры. И когда внимательное повторение мантры происходит, теперь вот этот духовный огонь, который в нас есть, лучше всего активизируется, разгорается, да? А?
[Из зала] [неразборчиво]
[Тушкин В.Р.] Первое условие – это регулирующие принципы. Второе условие – внимательное повторение мантры. Объясняю аналогию. Сейчас мы как дерево, да? Мантра – это духовный огонь, он должен нас поджечь, к духовному бытию нас пробудить. Но если я мокрый, если я опущен в низшие гуны страсти и невежества, можете пытаться поджигать, будет только чадить дым и всё. Поэтому для того, чтобы дерево, как говорится, легко взялось огнём, оно должно быть сухое. Так вот регулирующие принципы - это то, что поднимает нас в гуну благости, высушивает дерево. И теперь, когда к сухому дереву мы подносим огонь мантры, духовные субстанции, тогда это легко всё возгорается. Вот эти два условия, чтобы мантра возымела максимальный эффект.
01:11:42 Потому что иногда люди говорят: «Ну я пробовал там, ничего не получается. Знаете? Может это вообще какое-то надувательство, мошенничество». Если, конечно же, одной рукой поливать это дерево водой, а с другой подносить спичку – ничего не будет, вполне естественно. Поэтому процесс таков: с одной стороны сушишь, с другой стороны поджигаешь - вот это условие, при котором мантра даёт максимальный эффект. И в процессе этой мантры развивается состояние медитации. И медитацией называется искусство связи с Богом через ум. То есть многие люди думают, что медитация – это какой-то такой безличный процесс. То есть вот просто медитируя на что-нибудь, на какой-нибудь там свет или ещё что-то. Изначальная медитация, в той же самой Йоге-сутре Патанджали на самом деле сказано, что целью медитации является увидеть эту форму Бога в своем сердце, Параматму в сердце увидеть. Так вот медитация – это искусство установки связи с Богом через ум. Ум должен быть спокойным как зеркало. И когда мы чисто повторяем мантру, наше тело «высушено», подготовлено, тогда происходит вот этот вот эффект, в нашем сознании проявляется ощущение Бога, ощущение высшей радости соединения с Ним.
Две формы мантра-медитации: джапа и киртан
01:12:54 И существует два типа практики мантра-медитации. Один из них это санкиртана - это совместное пение, то, что мы в конце попробуем, санкиртана и с музыкальными инструментами. А второй тип медитации – это джапа-медитация. Джапа осуществляется на чётках. Вот у меня такой мешочек, наверное вы видели у многих людей, они так ходят с эимми мешочками. Говорят: «Чего руки перебинтовали? Работать не хотите, наверное? Да? Или, что у вас там в мешочке? может вы там деньги считаете?» [смеётся]. В этих мешочках находятся вот такие чётки. Эти чётки состоят из 108 бусин, есть маленькие чётки - одна четверть круга – 27, коротенькие такие прямо в одной ладони можно их держать. И на этих чётках повторяется Святое имя, мантра - это называется джапа. Слово «джапа» состоит из двух составляющих: «джа» - обозначает рождение (джана), а «па» - обозначает грех. Так вот джапа – это то, что уничтожает цепь рождения и уничтожает нашу склонность к греху. В этом суть джапа-медитации.
01:14:01 И мы держим, скажем, эти чётки, их можно так вот на шею просто одевать. И здесь наверху - такая главная бусина одна и они идут, так построены, как змея. Большая бусина как голова, больше, и дальше как к хвосту маленькая идёт. И вот эта мантра повторяется следующим образом: мы зажимаем её между средним пальцем и большим, вот этот вот указательный не участвует, этот палец для проклятий, считается нечистым пальцем, его из мешочка вот так высовывают, чтобы он не касался - это называется мудра. Знаете мудры? Определенные, скажем, такие вот жесты, когда пальцы соединяются определенным образом, а энергетические каналы замыкаются, да? И происходит нужный эффект. Так вот такая вот мудра - это вы берёте священные предметы этой мудрой и чётки считаются священным предметом. Вы берёте их вот так вот в руку и начинаете повторять эту мантру:
«Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе».
01:15:07 На одной бусине прочитали - раз - её вниз, вторая бусина:
«Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе».
И так дальше 108 бусин. Да, нужно внимательно слушать. 108 бусин, они где-то прочитываются, по-разному может быть: 7 минут, 8 минут, до 10 минут - кто в каком темпе повторяет эту мантру. Когда вы прочитали 108 бусин, значит один круг вы сделали, замкнулся, да? И потом начинаете, переворачиваете, и начинаете дальше. Так вот люди, которые серьёзно этой практикой занимаются, они повторяют таких кругов в день не меньше 16 - около двух часов занимает. То есть мы рано ложимся, рано встаём. Утром встал, совершил омовение, тело своё привёл немножко, из такого невежества сна встряхнул его, омыл его, очистил. Теперь омовение ума: омыли грубое тело водой - теперь мантрой, звуками Святого имени омывается тонкое тело. Теперь вся эта грязь уходит оттуда. Потом, скажем, можно начинать Священные писания. Всё. В этом сознании человек утро уже прошёл, готов действовать. Теперь он в течение дня практически неуязвим, не теряет духовного видения. Он связан через йогу, через этот трансцендентный звук с Верховной личностью.
01:16:18 Кроме всего прочего то, что, скажем, на чётках повторяется это Имя, без чёток можно произвольное количество кругов в уме на любые мелодии, хоть на «калинка-малинку», хоть на что хотите, можете петь на свои любимые мотивы популярные всякие разные - это будет действовать.
01:16:36 Итак, теперь следующий момент - это эффект, да? Какой производит? Я приводил вам пример со змеёй, когда змея кусает человека, в кровь поступает яд, и, вследствии того, что в кровь поступил яд, человек попадает в состояние комы, да? Теряет сознание и всё. Так вот эти факиры (или мантравалы, мистики), что они делают? Они нейтрализуют яд при помощи мантр, именно мантр. Змей заклинают мантрами и яд они останавливают мантрами, выводят его из организма. Так вот повторение этой «Харе Кришна мантры» оказывает точно такой же эффект, потому что сейчас наше сознание отравлено ядом невежества. То есть мы являемся духовными существами, мы - частицы Бога, но мы не знаем ничего об этом. То есть мы как бы находимся в забвении духовной реальности. И звук этой мантры как раз выводит нас из этого состояния, мы пробуждаемся.
01:17:38 И когда человек развивает в себе это вот духовное осознание, он, находясь даже в этом материальном мире, смотрит сейчас на мир через призму знания. То есть это обозначает, что «Я живу в этом мире, но мне понятна вся механика мира, вся закулисная кухня. Я понимаю механику гун. Я понимаю законы причинно-следственной связи. Я вижу, что здесь и как происходит. Я могу понять, откуда я, иду куда. Я вижу, как люди деградируют». То есть человеку открывается это духовное измерение жизни, как будто пустили его на кухню, какую-то такую механику он увидел, театр, закулисную сторону театра, понимаете? Однажды я переводил гастроли японского театра, театр теней такой приезжал к нам [Касинокио] в 79 году, я переводил как раз их гастроли, в ТЮЗе они там были. Я сидел за сценой, я видел всю эту кухню. То есть люди, сидевшие в зале, они видели просто иллюзию там, красиво, да? А я сидел тогда, я знал всю эту технику абсолютно, да? То есть человек, получающий через этот вот духовный звук знание, ему открывается вся жизнь, вся эта механика жизни.
01:18:39 Итак, воздействие звука на тело и ум экспериментально доказано всеми этими разными экспериментами. Я говорил вам, что и вибрация сердца, и страх может быть вызван, и радость может быть вызвана, эйфория, и вот этот лечебный духовный фон Земли – это всё мантрой. Итак, духовная мантра – это, скажем так, такая вибрация (или частота), которая заставляет душу трепетать. Если, предположим, 6 Гц заставляют наше физическое сердце трепетать, в аритмию его вводит, то вот эта «Харе Кришна мантра», хотя она может быть тоже чисто по материальным параметрам и может быть измерена на какой частоте она поётся, на самом деле здесь важен духовный параметр. Потому что это духовная вибрация, которая заставляет именно душу пробуждаться.
01:19:33 Помните сюжет я вам рассказывал из сказок? Что лежит Спящая красавица, которую Кощей заколдовал какой-то. И потом приходит великий герой, рыцарь с мечом, и он освобождает эту Спящую красавицу, он её целует, пробуждает и она пробуждается к жизни, и он её освобождает из лап этого Кощея и уводит. То есть это сюжет духовный на самом деле. Душа как раз является этой Спящей красавицей, которая укушена, скажем, этой змеёй невежества, Кощей – это своего рода Кали, принцип Кали, принцип греха, который заколдовал нас всех. А Верховный Господь, Он приходит в облике духовного учителя, который этим оружием мантры (или духовного знания) пробуждает нас к духовному осознанию, освобождает нас и выводит из царства Кощея, из царства невежества, возвращает нас опять в духовные реальности.
01:20:31 Итак, это философия, которую мы изучали. И теперь в заключении этого занятия, конечно же, мы споём, да [смеется], для того чтобы не быть такими голословными теоретиками. Пожалуйста, я приглашаю своих друзей сюда, сейчас мы настроимся чуть-чуть. Как я вам сказал, существуют две формы мантра-медитации. Одна – это индивидуальная, на чётках, джапа, когда я тихонько сам, где-то сам с собой, наедине, может быть перед изображением Кришны, или изображением духовного учителя, с вниманием, концентрацией повторяю эту мантру:
«Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе».
Это моё индивидуальное занятие, да?
01:21:22 И второй путь мантра-медитации – это киртан, совместное массовое действие, санкиртан его ещё называют. И вы наверняка видели шествия по городу, скажем так, по субботам. То есть это на самом деле очень практика серьёзная. Кто-то там, может быть, смеётся, показывает пальцем у виска и так далее. Но представьте себе, что вышли бы, предположим, двадцать человек на улицу с мётлами и подметали бы улицы, сказали бы: «О! Молодцы ребята! Полезным делом занимаются». Но когда они поют эти вот вещи, Святые имена, кто-то думает, что это там... Как один, помню, дядька сказал, увидел нас, говорит: «Вы что, - говорит, - с сумасшедшего дома сбежали?» Мы говорим: «Да, мы уже сбежали, а вы ещё там» [смеётся с залом].
01:22:06 То есть он, конечно, имел ввиду одно, но суть в том, что когда в открытом месте [смеется].. когда в открытом месте на публике поётся эта мантра, то создаётся такой очень широкий коридор чистого эфира, чистого пространства. И многие люди такие непосредственные, простые, как правило, они останавливаются, и они даже не понимают, что их привлекает. Как раз в их сердцах эта вот струночка начинает звучать. Извне активизатор такой вот идёт, и люди, которые внутренне не очень греховные, более ли менее благочестивые, они останавливаются, слушают. И они не понимают даже почему. Ничего особо интересного, одну и ту же мантру, да, мы поём? Казалось бы хватит, а они стоят и слушают. Некоторые часами стоят, слушают. Кто-то, наоборот, ускоряет бег, пробегает, у них аллергия на эти вещи. Это, как правило, признак такой греховности сердца, у них на Бога аллергия, они убегают.
01:23:04 И эта практика, на самом деле, очень благотворна для всех людей, которые слышат. Понимают они, не понимают, как я сказал, это влияние является объективным. Итак, значит естественно, что я вас приглашаю всех поучаствовать в этой медитации. Текст вот написан. Принцип таков: ведущий поёт мантру, а все в это время слушают. Потом, когда ведущий заканчивает петь, все подходят этот же мотив повторяют. То есть, таков принцип: один спел, потом все повторяют. И также для участия ещё можно похлопывать. Ритмика простая будет такая: раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три. Караталы будут бить, да? И вы можете тоже участвовать, похлопывать. И петь тогда, когда, скажем, я закончил, и вместе с нами вы тоже будете пробовать. Мотивы будут такие очень простые в принципе, не сложные, поэтому можно попробовать.
01:24:14 Сначала мы споём одну мантру, которую вы не знаете, это такой буквально один куплет, это как бы такое вводное традиционное. Шрила Прабхупада - это тот, кто основал наше общество, вынес эту культуру на запад, он традиционно пел эту мантру перед всеми классами, лекциями и так далее. Мы её споём, а потом начнётся «Харе Кришна мантра», вы подпоёте. [Поют].
Джая Радха-мадхава кунджа-бихари
Гопи джана-валлабха, гири-вара-дхаги
Яшода-нандана браджа-джана-ранджана
Ямуна-тира-вана-кари
Джая Радха-мадхава кунджа-бихари
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Джая Прабхупада, Джая Прабхупада, Джая Прабхупада, Джая Прабхупада
Джая Горанитай, Джая Горанитай, Джая Горанитай, Джая Горанитай
01:32:01 Итак, в чем суть этой медитации? Почему человек чувствует радость этого процесса? Кришна, Рама – это реальность духовного высшего мира, где вся атмосфера радостна. Бог - это источник радости и через эту медитацию сознание поднимается до духовного мира и погружается в атмосферу чистой духовной радости. Это открывает как раз "клапан" в сердце - доступ к духовному счастью. Заметьте, это не побег от реальности, как некоторые говорят, а это возвращение в Абсолютную реальность. Как раз оттуда-то из духовного мира, от Кришны мы сбежали, вот мы где убежали от реальности в эту временную относительную реальность материального бытия. А сейчас мы, наоборот, возвращаемся к естественной абсолютной реальности через эту медитацию. Материальный мир – это реальность … [плохое качество записи].
обработка текста: Сергей Болдохонов | Иркутск | Россия | 20 January 2020