Веды как синтез науки и религии

Владивосток - 26 June 2007
Что мы можем считать наукой? Веды как наука. Веды открывают более тонкие законы мира. Вместе с интеллектом должна развиваться и мораль. Невозможно до конца понять реальность, не учитывая тонкие законы мира. Как технический прогресс приводит к деградации? Почему ведическое знание более научно, чем техническое? Чтобы понять Веды, нужно принять их парадигму. Как Веды описывают реальный мир через иллюзорный? Шесть основных постулатов Вед. Как реально воспринять и принять Бога? Так почему же всё-таки синтез?
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:04:52 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 2350 | скачано: 2385 | избрано: 50
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Заставка радио]: Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович. Самое сокровенное знание. Только на Аюрведа радио и только для вас.
[Ведущая]: Мы начинаем нашу сегодняшнюю программу и как обычно, по традиции, Тушкин Василий Рюрикович. Прямой эфир из Владивостока. Напомню, что Василий Рюрикович филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры. И он читает на нашем радио семинар «Самое сокровенное знание». Здравствуйте, Василий Рюрикович.
[Тушкин В.Р.]: Здравствуйте. Сегодня у нас тема «Веды как синтез науки и религии». Итак, добрый день. Мы продолжаем нашу тему - «Самое сокровенное знание» - и сегодня Веды как синтез науки и религии.

Что мы можем считать наукой?

00:00:59 Вообще в умах людей, как правило, наука и религия – это вещи совершенно разные, можно сказать даже противоположные. Потому что они дают людям разные мировоззрения. Сейчас люди считают, что научное мировоззрение — это передовое мировоззрение, а религия больше связана с каким-то анахронизмом, пережитком прошлого. Потому что раньше науки якобы не было и поэтому людям приходилось быть довольными какой-то сентиментальной верой или какими-то недоказуемыми догмами.

00:01:38 И поэтому многие считают, что жизнь раньше была более примитивной. Да, в техническом плане она была значительно проще. Хотя были также и другие технологии. Но само понятие прогресса было другим. То есть наука нужна как некий инструмент прогресса. Но сейчас под прогрессом, как правило, понимают технический прогресс. Прогресс техники. Если, предположим, раньше люди ездили на лошадях, на телегах, сейчас они едут на машинах, где двигатель обладает мощностью многих лошадиных сил.

00:02:14 Они говорят: «Вот это очевидный прогресс». То есть от какой-то упряжки, от лошади, от телеги до машины — это очевидный прогресс. И, поскольку, вот такое понятие прогресса сугубо техническое. И раньше вроде бы такого обилия техники не было, то у людей складывается впечатление, что и науки собственно говоря не было. Но у науки может быть более широкое определение. Наука, она не только такие технические темы охватывает.

00:02:45 Например, в общем-то несколько десятков лет всего, как наукой стала считаться психология или наукой стало считаться обществоведение, то есть до этого таких наук, собственно говоря, не было. Науки были большей частью точные: математика, физика, химия, биология - какие-то такие вот вещи более осязаемые, наблюдаемые, связанные с материей. А уже та же психология или социология, или обществоведение.

00:03:13 В строгом смысле это вещи, которые связаны уже с тонким миром людей, которые так вот просто не пощупаешь. Тем не менее сейчас эти разделы знания так же начали относится к науке. Хотя они не такие, может быть, жёсткие, точные, как та же самая математика, там нет, может быть, жёстких формул, тем не менее. Мы говорим сейчас о духовности. Наш курс посвящён изучению духовности.

00:03:42 И как я сказал вообще в самом начале, что люди представляют науку и религию или духовность прямо противоположными вещами. Но в строгом смысле слова это разделение является искусственным. И сегодня я буду рассказывать о том, что духовность в том виде, как она изложена в Ведах, в этих древних Священных писаниях, она не противоречит науке. Более того, она удивительным образом гармонично соединяет в себе вполне научные точные понятия, которые проверяются экспериментом.

00:04:18 И эти научные понятия, они просто немножко касаются другой сферы реальности. Вообще Веды постулируют существование двух видов реальности. Материальная реальность, которую мы все с вами ощущаем, осязаем до определённой степени, и высшая духовная реальность, которую своими физическими чувствами мы не ощущаем. Тем не менее, эта тонкая реальность, она существует, существует процесс, который позволяет нам с этой реальностью контактировать.

00:04:47 И это тоже проверяемый процесс, достаточно точный процесс, поэтому тоже может быть назван наукой. Итак, в отличие от верований, или просто от какой-то веры, Веды — это проверяемое научное знание. Сейчас наука, как правило, относится к духовным процессам со скепсисом. Но научный подход, по идее, должен допускать даже невероятное.

00:05:10 Например, известный физик в своё время, лауреат Нобелевской премии, Нильс Бор говорил, обращаясь к одному молодому учёному, который пришёл к нему со своей какой-то новой теорией: «А достаточно ли ваша теория безумна, чтобы я её рассматривал?» То есть учёный не должен бояться ничего такого необычного, что выходит за рамки традиционных представлений. Потому что, на самом деле, все какие-то открытия, все фундаментальные прорывы в науке, они именно происходят на границе возможного.

00:05:42 И, в общем-то, сами учёные говорят о том, что судьба многих научных идей такова, что сначала, если учёный, допустим, на много обогнал своё время каким-то своим открытием какой-то теорией, то его, как правило, встречают в штыки. Они говорят: «Такого не может быть». Через какое-то время начинают задумываться и говорит: «Ну в этом что-то есть». Через какое-то время люди говорят: «Ну кто же этого не знает?»

00:06:05 То есть очень многие научные открытия, теории, которые считаются сейчас общепризнанными, когда они появлялись, они имели очень много оппонентов, но такова судьба научных теорий. Поэтому по-настоящему широко мыслящий учёный, человек науки, он не должен так вот огульно духовную сферу списывать как что-то такое совершенно иррациональное, не подлежащее рациональному познанию, не поддающееся эксперименту. Это не так. Это очень такой поверхностный подход.

00:06:35 И вот задача сегодняшней моей лекции состоит в том, чтобы показать, что ведическая наука, ведическое знание — это вполне адекватная альтернатива современной науке. Потому что современная наука — это тоже такая тема очень неоднозначная. Она даёт очень много нам непредсказуемых побочных эффектов. Допустим, совершенно однозначно, никто в этом даже не сомневается, что экологический кризис на земле очень серьёзный, он вызван исключительно наукой.

00:07:01 Ничем другим, кроме как наукой. Но смысл в том, что мы не осуждаем науку, а в том, что мы говорим, что она должна быть более одухотворённой. Потому что сначала, чтоб называть что-то наукой, нужно дать точное определение, что такое, вообще говоря, наука? Учёные Института Бхактиведанты, который я представляю, они предлагают такое определение науки. Что наукой называются знания и технологии, которые позволяют предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания.

00:07:37 Ещё раз скажу, наукой называются знания и технологии, позволяющие предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания. Итак, это означает, что у нас есть какое-то последовательное теоретическое понимание, и когда мы его воплощаем на практике, какую-то технологию уже применяем, то она даёт предсказуемое последствие, и мы можем предсказуемо манипулировать материей.

00:08:04 Предположим, включаете свою печку, конфорку ставите на одно деление, на другое, и она предсказуемо работает. Она предсказуемо работала вчера, предсказуемо работает сегодня, предсказуемо работает завтра. Это обозначает проверяемый эксперимент, мы уверены в этих вещах. Это всё основано на каких-то чётких законах и поэтому мы это называем наукой и технологией. Итак, это у нас будет рабочее определение науки, которым мы будем пользоваться сегодня в процессе этой лекции.

Веды как наука

00:08:31 В древние времена, ведические времена тоже существовали такие вот предсказуемые технологии, предсказуемые манипуляции материей на основе теоретического понимания. Например, если мы откроем некоторые ведические тексты, то мы узнаем, что существовала генная инженерия. Например, есть такое писание Шримад Бхагаватам, и там в четвёртой песне Шримад Бхагаватам описывается как брахманы, это такие технологи или священники тех времён, они из тела одного человека, Махараджа Вена, получили тело другого царя - Махараджа Притху.

00:09:05 В Махабхарате, древнеиндийском эпосе описывается так же клонирование, как, значит, из одного кусочка плоти было получено сто сыновей. Была такая женщина, её звали Гандхари, она родила как бы такой концентрат, что называется, плоти, который был расчленён на сто частей, каждая из них была помещена в отдельную, так сказать, пробирку, или какой-то кувшинчик. И при помощи определённых технологий, определённых вибраций, мантр, всяких разных таких алхимических манипуляций, получили сто сыновей Дхритараштры.

00:09:43 Также в Ведах описываются межпланетные путешествия при помощи всевозможных средств, таких как движение по солнечным лучам, на энергии мантр, при помощи энергии магнитных полей и так далее. Там описывается электричество. Там описывается, так называемая Анушакти, то есть то, что сейчас называется ядерной энергией и так далее. То есть это не такая простая вещь в строгом смысле слова. И не нужно думать, что люди древности были примитивными.

00:10:12 Такие понятия у нас сформировал учебник истории пятого класса. Истории древнего мира. Как сейчас помню, в школе когда учился, что какие-то там бегали примитивные люди с какими-то там палками и копалками, охотились на мамонтов. Примитивные люди, как были, они так и сейчас есть. Идите посмотрите тех же пигмеев в Африке или жителей джунглей Амазонки, или жителей крайнего севера. Это как были такие простые народы, так они и есть.

00:10:36 Они никуда не делись. Цивилизованные люди всегда были, всегда есть и всегда будут. Эти цивилизованные люди на основе Вед владели определёнными технологиями. И эти технологии, в принципе, мы можем применять даже и сейчас. Конечно не всё. Есть некоторые технологии закрытые. Например, ядерное оружие направленного действия, как им пользовались в ведические времена. Сейчас его нельзя отдавать людям. Потому что иначе мир разлетится.

00:11:00 Поэтому эти все вещи скрыты. А есть технологии, в принципе, вполне проверяемые. Например, технология та же самая освящения пищи. Когда мы берём просто-напросто воду или какую-то пищу и произносим над ней определённые молитвы или мантры, и она становится совсем другой. Это видно при помощи съемки Кирлиана, то есть аура у воды становится или пища становится совершенно другой. Большая разница неосвящённая вода или освящённая вода.

00:11:27 Кто же её освящает? Просто какая-то мантра или что-то ещё? Нет. Тот, к кому мы обращаемся. Если вы эту воду предложите, допустим, статуе Ленина или телеграфному столбу, то ничего не изменится, аура останется той же самой. А если вы предложите её божеству или какой-то иконе, она будет освящённой. То есть в этом простой эксперимент. Вот в 95 году весь мир облетели съёмки, когда в индийский храмах божества Ганеши, Шивы и других пили молоко. Это было видно.

00:12:00 Эти съёмки есть до сих пор. То есть совершенно очевидно, что происходило какое-то чудо. Вроде бы неживая материя, она не должна поглощать вот эту субстанцию, что-то там такое говорили про пористый мрамор и так далее. Но были и металлические божества, и тем не менее, происходил один и тот же феномен. Итак, кроме того, что многие люди религию считают верой, и какой-то такой происходит субъективный процесс во взаимоотношениях души и Бога.

00:12:31 Также поклонение этому невидимому Богу даёт вполне видимые качества. Например, в Шримад Бхагаватам есть такая цитата, где говорится, что «эксплуатируя материю и игнорируя Бога, человек утрачивает правдивость и чистоту, лишается милосердия, справедливости, духовного разума, стыда, воздержанности, славы, терпимости и способности совладать со своими чувствами. Он также лишается удачи и всех прочих добродетелей». Это то, что происходит, когда человек отрывается от Бога.

00:13:04 А теперь наоборот, говорится: «Но, когда человек начинает служить Богу, у него развиваются такие качества, как правдивость, чистота, милосердие, сосредоточенность, духовный разум и прямодушие. К нему приходит материальное благополучие и слава. Он становится терпимым и обретает контроль над умом и чувствами». То есть это вполне ощутимые и предсказуемые результаты. Человек общается с Богом через определённую технологию, через определённую связь и получает от него духовные качества.

00:13:34 Это по принципу с кем поведёшься от того и наберёшься. Итак, если духовной реальности нет, то каким же образом человек, общаясь с чем-то нереальным, развивает в себе реальные качества? Как может нереальное повлиять на реальное? Это элементарная логика. Но Веды поэтому, мы должны понять, вполне укладываются в сферу науки в таком определении, что наукой называется знание технологии, позволяющей предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания. То есть всё вполне реальные вещи.

Веды открывают более тонкие законы мира

00:14:07 Кроме того, ведическая наука не ограничивается сферой только материи, но также даёт нам и духовные технологии, которые возвышают сознание и позволяют осознавать более высокую реальность. Но с течением времени многие ведические технологи или брахманы утратили свою квалификацию с наступлением нынешней эпохи, эпохи Кали юги. И поэтому многие ведические технологии просто перестали работать.

00:14:39 Потому что они были основаны на искусстве правильного повторения определённых мантр. Мантра произносится в эфире, в самом тонком слое реальности и из этого самого тонкого слоя реальности она возбуждала такие более грубые слои реальности, уже стихии: воздуха, стихии огня, стихии воды, земли. То есть вся трансформация, которая происходит на физическом уровне, они могут быть включены с самого глубинного уровня, с уровня пространства.

00:15:07 А это пространство, оно подвергается воздействию звуковой вибрации. И так, при помощи всевозможных мантр, эти брахманы-технологи, они могли с этого самого тонкого уровня реальности вызывать определённые изменения, манипуляции уже в более грубых сферах реальности. Так действовало это ведическое оружие и прочие другие технологии. И когда вот эти технологи-брахманы потеряли свою квалификацию, что естественно для нашего времени, тогда возникла необходимость уже в новых технологиях.

00:15:39 Так как совсем без технологий жить невозможно. Но те технологии, которые мы сейчас знаем, современные технологии, они, к сожалению, не учитывают духовных некоторых законов и потому они имеют побочные эффекты. То есть, вообще, в основе реальности, как я, кажется, уже говорил, лежат четыре группы законов. Это законы неорганического мира, химия, законы органического мира, это уже биология, законы социального развития и, так называемые, трансцендентные законы.

00:16:11 Четвёртая группа законов это уже отношения души с Богом, с высшей реальностью. И вот, к сожалению, современная технология, современная наука, она действует в рамках первых трёх категорий закона и совершенно игнорирует четвёртую, высшую категорию закона. А ведические технологии, они как раз были связаны с понимаем вот этой вот четвёртой группы законов.

00:16:34 То есть как материя связана не просто с материей, допустим, молот по наковальне бьёт, два материальных элемента взаимодействуют, а каким образом материя связана также ещё и с сознанием, с душой и с Богом. Итак, пример, допустим, вам. Если человек сейчас на основе современных технологий, на основе знания законов физики, разработал какую-нибудь новую технологию какого-нибудь механизма, который применяется на бойнях, убивает, допустим, живые существа, убивает коров.

00:17:06 То есть этот человек получает таким образом себе свою пищу, что нормально. Но вместе с ней он также получает и негативную карму. Хотя он не знает об этом. Потому что он нарушил закон четвёртой группы. Какой закон четвёртой группы он нарушил? Закон: не убий. Это моральный закон. Этот закон не входит в категорию законов органики или неорганики, и даже он не входит в сферу законов третьей группы общественных отношений. Хотя по идее должен входить, потому что животные тоже часть общества.

00:17:36 Но люди так не рассматривают. Поэтому смотрите, на основе законов первой группы, чисто такого технического уровня, человек разрабатывает какую-то новую технологию, которая даёт ему какие-то определённые плоды позитивные, как ему кажется, - пища. Но он, поскольку он игнорирует законы четвёртой группы, законы вот этой вот высшей морали. Совершает насилие. То он, сам того не понимая, нарушает этот закон, игнорирует его и получает негативный плод также.

00:18:03 Он получает видимый для себя, кажется ему, позитивный плод, но также получает негативный плод. А как поступить допустим в такой ситуации, учитывая законы всех уровней, том числе и закон четвёртого уровня? Очень просто. Если человек хочет есть мясо. Но при этом он знает закон не убий, тогда что он будет делать? Он будет разрабатывать технологию получения соевого мяса, допустим. Та же самая текстура, похожие вкусы, но уже он не нарушает принципа не убий.

00:18:30 И получает что-то похожее на то, что он любит. И законы четвёртой группы — это как раз и есть сфера изучения ведической науки. Веды, конечно, также рассматривают и законы более низких категорий, но в связи с духом, в связи с законами вот этой вот четвёртой группы. Например, мы можем считать, что планеты держатся на орбите просто благодаря гравитации Солнца или каким-то другим физическим законам. Но это на самом деле не совсем так.

00:19:01 И в Бхагавад-гите говорится, что планеты держатся на орбите благодаря тому, что в каждом атоме, в каждой планете находится частица высшего разума, так называемого, сверх-сознания или параматма, которая пронизывает собой всю Вселенную. И благодаря этому они держатся на орбите, только благодаря этому. Как проверить? Да очень просто. Мы можем, представьте себе, подумать.

00:19:25 Благодаря чему держится наше тело? Благодаря моему скелету или благодаря мышцам, или благодаря мозжечку, который поддерживает какое-то равновесие. Нет конечно. Моё тело держится благодаря присутствию сознания в теле. Как только сознание уходит, мозжечок на месте, мышцы на месте, кости на месте, тело падает. Понимаете? То есть оно поддерживается другой, метафизической силой, силой сознания.

00:19:50 Точно так же и космос, только может казаться, что он держится на какой-то центростремительной, центробежной силе или на законах гравитации, это всё лишь поверхностное объяснение. Более глубинное объяснение состоит в том, что планета держится на орбите, благодаря энергии высшего разума, который это творение создал и держит его определённым образом.

Вместе с интеллектом должна развиваться и мораль

00:20:09 Следующий момент — это то, что само присутствие неизменных законов в изменчивом мире заставляет уже задуматься об их истоках. Закон — это то, что постоянно повторяется в каких-то условиях. И вот раз в изменяющейся реальности действуют неизменные законы, то эти неизменные законы, кто может быть их гарантом? Их гарантом может быть только тот, кто сам находится в неизменной реальности. Веды говорят, что сами по себе неизменные законы уже подразумевают разумного законодателя.

00:20:41 Потому что законы, как мы видим, они регулируют порядок. И как только человек нарушает какой-то порядок, нарушает какой-то закон, он сам же страдает от этого. Итак, в постведическую эпоху, уже в наши времена возникли другие технологии, которые учитывают только законы низших групп, первой, второй, третьей максимум, не учитывая законов четвёртой группы, трансцендентных законов, духовных законов.

00:21:05 Каковы примеры этого? Ну вот допустим, на основе научных каких-то, так сказать, изысканий люди поворачивают реки вспять, они строят атомные электростанции, они делают синтетические ткани, которые опасно носить, потому что они изолируют тело от окружающей среды. Они строят дома, в которых нельзя жить. Они создают пищу синтетическую со всякими консервантами, которую нельзя есть. Очень много всяких разных канцерогенов, вредных веществ и так далее.

00:21:35 Вот вам пожалуйста примеры технологий, которые мы все наблюдаем, которые, как кажется, дают какие-то определённые блага, но также мы уже замечаем, они приносят очень много побочных эффектов. Это совершенно наблюдаемые вещи. Это не нужно долго доказывать. И с самого начала своего возникновения современная наука, к сожалению, игнорировала законы высшего порядка. И это привело к тяжёлым экологическим и другим последствиям.

00:22:01 Сам человек страдает, страдает экология, а тело, которое живёт в этой среде, оно также страдает. Плюс питание, плюс образ жизни. Сейчас мы живём в таких местах, где всё пронизано электромагнитными колебаниями. Сотовые телефоны везде, кабели работают, компьютеры, телевизоры. Это очень плохо влияет на самом деле на наше здоровье. Это всё продукты технологии. Получается, что, с одной стороны, технологии помогают человеку жить, с другой стороны, она также и разрушает наше здоровье.

00:22:30 То есть какой-то элемент непредсказуемости. Понимаете? А мы с самого начала определили, что наука — это такое знание, такая технология, которая позволяет предсказуемо манипулировать материей, на основе построенного последовательного теоретического понимания. Итак, если вот такие непредсказуемые последствия, то что же это, так сказать, за наука? Не хватает явно понимания каких-то более тонких наук, тонких законов. Итак, сейчас в связи с этим появилась необходимость возвращения к естественным технологиям.

00:23:05 Раз современная наука неспособна прогнозировать последствия всех своих технологий, то это обозначает, что она не совсем соответствует понятию науки. Что её точно необходимо обогатить пониманием вот этих вот более тонких законов, законов духовного мира, духовной реальности. К сожалению, в современной науке также отсутствует система нравственных ценностей. Хотя именно они являются самой сутью человеческой жизни. Самой сутью. Сейчас предположим, эта интеллектуальная доминанта эти моральные законы полностью вытеснила.

00:23:40 Например, уже сейчас студент запросто может какой-нибудь запустить, даже школьник уже на основе какого-то знания технологии, может запросто запустить какой-нибудь вирус в интернет, который парализует деятельность каких-то предприятий или чего-то ещё. Какой-нибудь умный хакер, он запросто может через интернет ограбить банк или влезть в какую-то, скажем, сеть и людей через неё, так сказать, терроризировать, вымогать деньги или ещё что-нибудь такое.

00:24:09 Студент запросто может рассчитать силу, с которой снаряд ударит в цель, даже не задумываясь, а стоит ли это делать? То есть сейчас эта интеллектуальная сторона развивается, развитием считается интеллектуальное развитие. Но вследствие нехватки духовного понимания и нехватки духовного развития, получается такой перекос, что интеллект или какие-то открытия оказываются в распоряжении людей с низким моральным уровнем. Совершенно однозначно, что это не является каким-то гармоничным развитием.

00:24:40 Это, так сказать, очень легко понять. И вот такая механистическая бездуховная наука, она не должна быть образцом человеческого мышления. Потому что человек должен развиваться гармонично. В человеке должно развиваться не только интеллектуальное, но также и моральное, и духовное начало. Ведь это же не просто, скажем, такой какой-то риторический вопрос. Как нам развиваться? Это вопрос выживания человека на планете.

00:25:06 Потому что если будет такой сильный перекос в сторону исключительно интеллектуальной доминанты, развития разума, но при этом параллельно не будет развиваться мораль и духовность, то фактически человек просто-напросто убьёт сам себя. К этому уже идёт, если мы не остановимся, если мы не будем к этому чисто техническому развитию также прибавлять и развитие прогресса духовного. Это обязательно. Иначе, так сказать, это просто путь саморазрушения.

Невозможно до конца понять реальность, не учитывая тонкие законы мира

00:25:31 И вот в том, что в науке нет этой духовности, как раз и состоит главная методологическая ошибка современной науки. Потому что, согласно Ведам, материальная реальность не существует сама по себе. Она существует как некий просто фон, или некая среда, в которой проживают души, психические сознания, которые отошли от Бога. И эта физическая среда, которую мы изучаем, она нам дана только для того, чтобы скорректировать нас и вернуть нас в высшую реальность.

00:26:02 Эта материальная среда пронизана уже законами, какими я уже сказал, законы четырёх категорий существуют. Значит четыре группы законов. Она пронизана ими так же, как лист дерева пронизан какими-то прожилками. Благодаря этим прожилкам у листа существуют совершенно чёткие очертания, чёткая форма. Если эти прожилки убрать, лист потеряет свою форму. Точно так же жизнь является какой-то упорядоченной до тех пор, пока она пронизана вот этими вот законами.

00:26:32 Если эти законы устранить, тогда жизнь превратится, просто-напросто, в полный хаос, беспредел. И творец этой реальности, он пронизывал именно этими законами для того, чтобы эти законы как-то регулировали нашу деятельность. Когда мы нарушаем эти законы, мы чувствуем боль или беспокойство. Когда мы следуем этим законам, мы находимся в состоянии умиротворения, гармонии, мы счастливы, спокойны и так далее. Итак, если изучать реальность без учёта вот этих вот самых тонких духовных законов, тогда мы никогда до конца реальность и не поймём.

00:27:06 То есть очень важный элемент — это как раз понимание того, что сам физический мир, он существует не отдельно от сознания, не отдельно от Бога, а в связи с ним. Этот материальный физический мир, он нужен как прослойка между душой, ушедшей от Бога и самим Богом. Но через эту прослойку, через эту среду, тем не менее, мы можем, через понимание Бога как закон, всё-таки, взаимодействовать с ним.

00:27:29 То есть материальный мир — это механизм, через который его творец взаимодействует с душами и учит нас. Хотя учёные изучают материю в рамках первых трёх групп законов, сама материя, в строгом смысле слова, подчиняется законам четвёртого порядка. Как в том же древнем трактате Бхагавад-гите Верховный говорит, что «вся материальная природа в моей власти. Это материальное творение в должный срок исходит из меня и потом оно входит в меня». То есть это вещи, которые вне нашего контроля.

00:28:01 Люди даже стихию не способны контролировать. Допустим, начинается какой-то ураган или тайфун, или какая-то повышенная солнечная активность, или ещё что-то. И уже всё, учёные ничего не могут поделать, потому что это выходит за пределы их компетенции. Поэтому, в строгом смысле слова, материальная природа находится во власти законов четвёртого уровня, во власти духовных законов. И поэтому полное понимание материи возможно только на фоне понимания Бога, иначе просто невозможно.

00:28:32 Точно так же, как мы рассматриваем какой-то предмет только в свете. Если света нет, хотя у нас есть глаза, есть предмет. Если нет света, то мы не можем понять, что это за предмет такой. И, как правило, этот предмет нужно рассматривать на фоне чего-то светлого. Если этого светлого фона нет, то ничего не видно. Вот точно так же материя может быть понята, в строгом смысле слова, только тогда, когда мы рассматриваем её на фоне духа, на фоне духовного знания, иначе ничего не возможно бы было понять.

00:28:59 Современная наука, к сожалению, считает, что сознание — это продукт материи, а Бог, они говорят, - это продукт сознания. То есть люди выдумали Бога, так они считают. И потому современная наука совершенно не учитывает Бога как объективную категорию. Она считает Его субъективным вымыслом, к сожалению. Однако, законы никуда не деваются. И невозможно жизнь улучшить, не зная всех законов. Какие-то законы реальности мы уже знаем, а какие-то не знаем.

Как технический прогресс приводит к деградации?

00:29:28 И вот мы видим, например, с одной стороны, научно-технический прогресс вроде бы идёт вперёд, какие-то всё новые и новые технологические изобретения, какие-то новые технические появляются приборы, механизмы. Это вроде идёт вперёд. А качество жизни, в строгом смысле слова, сужается. Потому что качество жизни невозможно только какими-то экономическими категориями измерить. Качество жизни обозначает, что туда должно быть много параметров забито.

00:29:54 И мы видим, что с моральной точки зрения жизнь деградирует, причём, очень сильно. Преступность возрастает, опасность войны, напряжённость, терроризм и так далее. Это всё следствие моральной деградации, морального разложения. И вот такая получается парадоксальная ситуация, что технический прогресс и духовная деградация одновременно. И когда эта, так сказать, кривая идёт вниз, другая вверх, этот разрыв достигает какого-то состояния, тогда наступает уже полный кризис.

00:30:26 Вот, не зная духовной цели жизни, не зная духовных законов, люди пользуются материей произвольно и получают очень часто негативный эффект и на сознание, и во внешней среде. Простые примеры. Вот тот же самый НТР, допустим компьютер, сейчас я читаю лекцию через компьютер, вы так же через компьютер её слушаете. С одной стороны, компьютер — это очень полезная вещь. Никто не спорит. А с другой стороны, совершенно точно, что появляется такая вещь, как отчуждение.

00:30:57 Отчуждение между людьми, и уже доходит до того, что общаться с компьютером интереснее, чем общаться с людьми. Потому что компьютер — это машина, которая меня безотказно слушается, я нажимаю на кнопки, на клавиши, даю всякие разные команды, играю в какие-то разные компьютерные игры, манипулирую чем угодно, как хочу - это интересно. С живым человеком так, порой, не пообщаешься, потому что люди могут не согласиться какими-то нашими желаниями.

00:31:22 И от нас требуется какая-то моральная квалификация для того, чтобы с людьми эффективно общаться. А вот с техникой чтобы общаться, никакой моральной квалификации не требуется. Понимаете? И с одной стороны получается, что компьютер это здорово, с другой стороны, мы видим, что люди всё больше и больше замыкаются в себе, становятся такими одинокими, они теряют коммуникативные свои способности, они начинают чего-то бояться, они развивают в себе какие-то неестественные склонности.

00:31:47 Итак, очевидно, что не смотря на рост НТР, появляются также и проблемы. Очень сильное снижение морали. Учёные в основном работают сейчас, лучшие умы работают на войну, это опасность ядерной войны. Какое только оружие ни придумали: атомное, водородное, биологическое, химическое, нейтронное - ужасы всякие. Как можно только убить человека. Разными путями. Это разум. Это придумал разум. Понимаете?

00:32:14 И в следствие того, что люди уже не умеют общаться друг с другом, у них возникают какие-то трения, они боятся, у них возникают страхи и неврозы, какие-то новые болезни, которые являются следствием именно развития НТР. Что люди ведут всё менее и менее подвижный образ жизни, всё больше и больше сидят с этой техникой, с этими компьютерами. И это всё показывает, что всё-таки физическая реальность существует не в отрыве от сознания, а в связи с ним.

00:32:41 То есть раньше учёные считали, что материальное развитие не может затронуть как-то наше сознание, нашу духовность. Оказывается, может. То есть всё-таки мы видим, что сознание подвергается воздействию материи. С одной стороны, сознанием мы влияем на материю, а также материя влияет на сознание. То есть, причём, она не обязательно позитивно влияет, она может также негативно влиять.

Почему ведическое знание более научно, чем техническое?

00:33:06 И, к сожалению, мы видим, что часто в современной науке такая категория как мораль вообще полностью игнорируется. Люди не считают, учёные не считают мораль научной категорией, научным понятием. Они считают, что мораль — это то, что является производным от сознания. Они считают, что первична материя, из материи якобы возникло сознание, а из сознания уже возникли такие категории как мораль, Бог и так далее. Поэтому они игнорируют все эти вещи.

00:33:31 Но ведическая наука рассматривает материю в связи с сознанием, в связи с моралью, в связи с Богом как источником всего в этом мире. В этом смысле ведическая наука, она более научна. Почему? Да потому что она учитывает всю реальность, а не только материю. А современная наука, к сожалению, игнорируя феномен сознания как духовный феномен и Бога, заводит мир в кризис. Это вещи наблюдаемые. В этом её ответственность.

00:34:03 В современной науке даже есть такой термин как «метод научного тыка». Этот термин подразумевает, что учёные не знают до конца последствий. В строгом смысле слова это очень безответственный подход. Конечно они пытаются сначала на мышах, на лягушках, на чём-то ещё, как бы, на таких менее значимых существах. Но это не всегда тоже даёт им нужный результат. И вот всё-таки приходится учитывать элемент сознания, поскольку сознание — это общепринятый элемент реальности, то должна быть какая-то наука, которая изучает.

00:34:37 Тот же самый Нильс Бор, он говорил, что сознание — это элемент реальности. Поэтому должны быть какие-то законы, по которым сознание живёт и развивается, изменяется. Где эта наука, которая описывает законы развития сознания? Эта наука описана в Ведах. Это как раз и есть ведическая наука, которая описывает как сознание связано с материей, как сознание связано с Богом, что оно получает, общаясь с материей, сознание, что оно получает, общаясь с Богом? Все эти вещи описаны.

Чтобы понять Веды, нужно принять их парадигму

00:35:09 В Бхагавад-гите в седьмой главе стихи четыре и пять описывают вцелом общую картину реальности. Там говорится, что существует восемь элементов, такие как земля, вода, огонь, воздух, эфир, то есть пространство, ум, разум, эго. Это восемь материальных энергий. Когда говорится земля, вода, огонь, воздух, это имеется в виду агрегатные состояния вещества.

00:35:33 То есть когда говорится земля, это твёрдое состояние вещества, вода — это жидкое состояние вещества, огонь — это тепловая энергия или плазменное состояние вещества, воздух — это газообразное состояние вещества, эфир — это пространство, где все эти происходят процессы. А ум, разум, эго — это уже тонкие реалии, это тонкая, невидимая для нас материя, которая формируется, когда сознание, то есть антиматериальный элемент, касается материи.

00:35:59 Там формируется такое вот невидимое для нас, но тем не менее материальное состояние, или то, что называется нашей психикой. Это восемь материальных элементов. А в пятом стихе, там говорится, что помимо этих восьми элементов, существует также ещё высшая энергия. То есть само сознание, сами духовные существа, которые пользуются возможностями этих вот вышеперечисленных восьми материальных элементов. Раньше современная наука отрицала влияние сознания на материю.

00:36:29 Потому что считается, что бытие только определяет сознание. Так они думали. И только сейчас они начинают постепенно признавать, что всё-таки сознание может повлиять на материю. Но знатоки Вед очень ясно сознавали первичную роль сознания в физическом мире. Их технологии манипулирования материей, как раз, работали на основе вот этой вот тонкой связи между сознанием и материей. И именно при помощи сознания включались все эти вещи, анушакти — это атомная энергия, летали все эти их аппараты, так называемые виманы и так далее.

00:37:05 То есть это всё было связано на основе вот этого понимания, что дух способен повлиять на материю. Не только материя на дух, а также дух на материю может повлиять. Поэтому изучать Веды просто так, с материалистическим сознанием, это бесполезно. Для того, чтобы понять Веды необходимо принять саму ведическую парадигму. А ведическая парадигма, она такова, что есть Бог, источник всего, и из него исходит душа и материя. И между Богом, душой и материей существуют совершенно чёткие взаимодействия.

00:37:32 Вот это ведическая парадигма. Без этого понимания, что Бог источник души и материи, понять Веды, в принципе, невозможно. А материалистический подход современной науки допускает лишь воздействие материи на материю, как вот молот по наковальне бьёт и всё. Но такой подход здесь совершенно не годится. Веды утверждают, что все энергии, основные две энергии, это материя и дух, они исходят из Абсолютной Истины или из Бога. И все вещи этого мира появляются здесь через посредство сознания, через посредство воли Бога и других живых существ.

00:38:05 Например, мы читаем, открываем Библию. Там говорится, что и сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. То есть свет, который здесь у нас сейчас есть — это свет духовного мира, он был принесён сюда посредством воли Бога. То есть вот этот элемент воли или элемент желания, он является первичным. Например, современная наука объясняет как происходят разные вещи. Но она игнорирует вопрос «почему». Поскольку наука считает, что какого-то замысла или плана вообще не существует.

00:38:36 То есть, допустим, механистическая современная наука может объяснить как работает телевизор. Как он работает? На вопрос почему он работает? Этот вопрос невозможно прояснить до тех пор, пока мы не примем понятие «желание» или «воля». Так вот, объясняя принцип как работает, мы должны всё-таки понять почему он работает. А работает он просто потому, что кто-то захотел его посмотреть. И поэтому включил.

00:39:02 Точно так же, мы можем рассматривать как устроен этот мир. Но почему он так устроен и кто его создал? На этот вопрос наука ответить не может. Она этим даже не занимается. А это, между прочим, самый главный вопрос. Почему? Не просто как, а почему? Как? - Это технический вопрос. А почему? - Это основной вопрос. Итак, без предварительного элемента воли и желания никакой механизм действовать не будет. Я хочу, чтобы компьютер работал, поэтому он работает.

Как Веды описывают реальный мир через иллюзорный?

00:39:30 Итак, современная наука объясняет только как происходят некоторые процессы в мире, а ведическая наука объясняет почему существует этот мир и почему он именно такой. Конечно, люди, которые немножко знакомы с Ведами, они могут поставить, так сказать, дать такой контраргумент, типичное возражение. Как это Веды могут описывать реальность, если сами они объявляют этот мир иллюзией? Майа, такой термин, майа, обозначает то, буквально, чего нет. Да. Действительно.

00:40:00 Веды называют этот мир иллюзией. Но, отталкиваясь от этой иллюзии, Веды указывают нам на настоящую реальность. Потому что отражение, иллюзия, не может существовать, если бы у неё не было своего прототипа. Тень не может существовать без предмета, который эту тень отбрасывает. Отражение не может существовать без того предмета, который там отражается. Точно так же, если Веды говорят, что этот мир иллюзия, то они отталкиваясь от этой иллюзии, или от отражения, указывают на реальность.

00:40:31 Если вы увидели, допустим, смотрите в зеркало, и в этом зеркале увидели отражение какого-то знакомого человека. Отражение — это не человек, но по этому отражению вы поняли, ваш близкий находится рядом. Повернулись к нему — увидели его. Точно так же материальный мир, Веды говорят, действительно, это иллюзия. Но иллюзия, она не самостоятельна в своём существовании. Чтобы существовала иллюзия, должна быть какая-то изначальная реальность. Так вот Веды, отталкиваясь от иллюзии, указывают нам на реальность.

00:40:57 Итак. Этот материальный мир, он не в смысле иллюзорен, что его нет, а он иллюзорен в том смысле, что он не обладает самостоятельным существованием. Например, в Ведах такая известная аналогия приводится, как змея и верёвка. Допустим, человек в темноте, в сумерках идёт и он видит какой-то кусок верёвки. Но ему показалось, что это змея. И он её испугался. То есть он перепутал верёвку со змеёй, это называется иллюзией.

00:41:28 Однако, иллюзия состоит не в том, что эта верёвка, а не змея, а в том, что где-то есть настоящая змея. Если бы у нас не было какого-то вообще понятия о том, что есть настоящая змея, то мы бы верёвку за змею никогда бы не приняли. Понимаете? Иллюзия не в том, что нет верёвки, иллюзия в том, что человек в темноте путает её со змеёй. Точно так же этот мир иллюзорен не в смысле того, что его нет, а в смысле того, что он обладает природой тени, природой отражения, природой иллюзии, вот в этом смысле.

00:42:02 То есть мы не можем принять верёвку за змею, если бы не знали, что где-то есть настоящая змея. То есть, чтобы иллюзия существовала, должна быть реальность, от которой эта иллюзия является производной. Или другой пример. Пластиковый муляж яблока. То есть яблоко реально существует. Вот это вот пластиковое, которое можно держать в руках. Но оно иллюзорно в том смысле, что оно не имеет реальных качеств яблока. Допустим, не имеет вкуса, не имеет питательных свойств.

00:42:31 Итак, мы говорим, что это яблоко иллюзорно. Не в смысле, что его нет, а в том смысле. Что у него нет настоящих реальных качеств яблока. Но без прототипа реального яблока невозможно создать этот муляж, это искусственное яблоко. Более того, сама материя не может вводить нас в иллюзию. Ведь кусок пластика не может так самоорганизоваться, чтобы принять эту форму иллюзорного яблока. Кто-то должен сделать это сознательно. Вот точно так же и материя превращается в привлекательный иллюзорный мир для нас не самостоятельно.

00:43:04 А лишь тогда, когда её творец придаёт материи облик подобный облику реальности, похожий на реальность. Точно так же как пластиковое яблоко похоже на настоящее яблоко. Но если мы пробуем его укусить, мы почувствуем вкус какого-нибудь парафина или пластика, только не настоящего яблока. Точно так же этот материальный мир напоминает нам реальность, но когда мы пытаемся им наслаждаться, на поверку получается, что мы разочаровываемся. Потому что в этом мире нет счастья. Здесь только отражение счастья.

00:43:33 А счастье, тем временем, где-то там за горизонтом остается. Итак, материя не может сама нас вводить в иллюзию, она кажется нам привлекательной только потому, что она сделана привлекательной, кто-то сделал её привлекательной. Таким образом, Веды, глядя на иллюзию, на материальный мир, вводят логически творца, который сам эту материю создаёт, этот мир для нас создаёт, и который сам, тем не менее, от него независим. Но если говорить о настоящей реальности, то реальность — это то, что обладает вечной природой.

00:44:03 Этот материальный мир обладает изменчивой, невечной природой. И поэтому он не может называться в строгом смысле слова реальностью. Поэтому называют его иллюзией. То есть он существует, но он в постоянном изменении. Он в постоянном изменении и он не может нам дать настоящего счастья. В этом смысле он иллюзия. Но то, что он есть, это он есть. Итак, Веды, отталкиваясь от отражения, приводят нас к реальности. Какова же эта реальность, о которой говорят Веды?

Шесть основных постулатов Вед

00:44:27 И вот Веды дают, так сказать, шесть основных постулатов, которые составляют саму ведическую парадигму или то, что, так сказать, составляет саму основу реальности. Постулат первый, Веды говорят: есть верховная личность Бога, которая обладает всепривлекающей природой. Всепривлекающая природа означает, что Бог привлекает нас либо прямо, либо косвенно. Кого-то привлекает Бог прямо. Это чистые, очищенные души, они стремятся к этому. Допустим, человека Бог не привлекает прямо.

00:45:02 Что же тогда его привлекает? Его привлекает божественное творение, материальный мир. Песня такая раньше была «как прекрасен этот мир, посмотри». Природа, столько всего здесь удивительного, замечательного, красивого. Итак, если человек не привлекается Богом прямо, то он привлекается Богом косвенно - через Его материальное творение. Но, в любом случае, он привлекается Богом. И поэтому Бога называют Всепривлекающим.

00:45:24 Это слово, это имя, которое на санскрите, на древнем языке отражает эту всепривлекающую природу Бога звучит как Кришна. Кришна — это не индийский Бог, это Бог, обладающий всепривлекающей природой. Итак, первый постулат Вед: есть верховная личность Бога, обладающая всепривлекающей природой, эта всепривлекающая природа обозначена именем Кришна. И у Бога есть все признаки личности. Какие признаки личности? Он знает. Знать может только личность.

00:45:53 Он любит. Любить может только личность. Он наслаждается и так далее. Итак, есть источник всего — Бог Всепривлекающий, он обладает качествами личности. У него есть различные энергии. Он причина всего, сам он не имеет причины. Итак, это первый постулат ведической парадигмы, которая описывает реальность. Постулат номер два: кроме Бога существует бесконечное множество живых существ, душ, - это мы с вами, - они качественно равны Богу, но количественно отличны от него.

00:46:22 Они тоже обладают личностной природой, они тоже могут что-то знать и уметь, они тоже обладают свободой выбора. Эта свобода выбора определяет их будущее. Постулат номер три: есть два вида реальности. Материальная реальность как тень, временная такая реальность или относительная реальность и духовная реальность как первоисточник. И живое существо имеет выбор где жить. Либо в изначальной духовной реальности, либо в материальной реальности.

00:46:51 Постулат номер четыре: если живое существо выбирает материальный мир, тогда сила времени через три гуны материальной природы и закон кармы ограничивает возможности этой души, наделяя её различными телами, в которых сознание души будет проявляться в большей или в меньшей степени. Постулат номер пять: хотя живое существо может уйти от Бога из духовного мира, Он, верховный Господь, никогда не покидает живое существо и Он находится в телах и в каждом атоме, поскольку живое существо реально жить без его энергии неспособно.

00:47:31 Постулат номер шесть: если живое существо хочет вернуться в духовную реальность, тогда оно должно опять принять главенствующее положение Бога и восстановить отношения с ним через практику Бхакти, через практику преданного служения. Итак, это ведическая парадигма. Очень стройная. Но наиболее сложным для людей в этой парадигме является принятие пункта номер один. Принять Бога и воспринять Бога. Это самое сложное. Потому что если Бог не доказуем, если его невозможно воспринять, тогда вся эта ведическая парадигма рушится.

00:48:04 Потому что вся она построена на принципе номер один. Есть Бог источник всего. А если его невозможно ощутить, тогда всё остальное разваливается. На веру, естественно, Бога многие принимать не хотят, а эксперимент сложен. Потому что проводить его нужно на себе, а не на мышах. Однако, этот эксперимент всё-таки возможен, но не методом современной науки, а методом, который даёт нам сам Господь в Священных писаниях.

Как реально воспринять и принять Бога?

00:48:30 И сейчас мы рассмотрим вполне научный подход к практическому восприятию Бога. Потому что именно от этого практического восприятия Бога зависит вся вот эта ведическая парадигма. Понимаете? Итак. Все эксперименты, которые основаны на эмпирическом наблюдении в ограниченном пространстве времени не могут дать нам восприятие всепроникающего и беспредельного существа, то есть Бога. Потому что грубые наши материальные чувства ощутить Бога неспособны.

00:49:00 И поэтому первым условием является очищение чувств, для осознания более тонкой реальности нужны более тонкие чувства. Вообще душа способна ощутить Бога сама по себе, поскольку она духовна. Но когда она покрыта материей, в обусловленном состоянии эти каналы восприятия забиты и поэтому мы не ощущаем реальности до конца. И Бхакти-йога — это процесс, который восстанавливает наши духовные сенсорные способности. То есть почему так? Я душа, а не чувствую себя душой.

00:49:32 Почему я душа, я частица Бога не чувствую Бога? Почему так? Потому что чувства осквернены. Так вот Бхакти-йога — это и есть научный процесс восстановления своих чувственных способностей. Сейчас Бог находится прямо рядом с нами. Мы узнали, что он в каждом атоме, в каждом сердце, но мы не чувствуем его. Разве это нормально не чувствовать того, кто находится рядом с нами? Это не нормально. Поэтому для того, чтобы эту реальность ощущать во всей её глубине, необходимо чувства свои естественным образом подготовить.

00:49:58 И основа этого духовно-научного эксперимента, основа Бхакти-йоги такова, что душа и Бог - родственники, они одной природы. И поэтому с самого начала отношение к Богу должно быть доброжелательным. Это изначальная установка. Раз Он личность, Он имеет право не открываться, если мы плохо о Нём думаем, допустим. Итак, это первый пункт Бхакти-йоги. Доброжелательное отношение. То есть перед началом эксперимента необходимо иметь правильное доброжелательное отношение к Богу.

00:50:28 Это не просто какой-то безличный технический эксперимент, как знаете, соединили какие-то химические элементы между собой и, не зависимо от нашего отношения, эти элементы между собой взаимодействуют, и получился какой-нибудь там, не знаю, дым, вода, порошок, что-нибудь ещё, взрыв какой-нибудь. То есть это мёртвые элементы. Но когда мы говорим о таком интересном эксперименте, эксперименте по обнаружению Бога, поскольку Бог — это личность, то Он сохраняет за собой право.

00:50:52 Так же как, предположим, кто-то узнал, что вы живёте по такому-то адресу и он пришёл на вас посмотреть, проверить есть вы там или нет. И он пришёл. Нашёл правильный адрес, всё. Подходит к вашей двери, он звонит в звонок. Но ведь у вас сохраняется право не открыть. Правильно? Потому что вы личность. Вы посмотрели в глазок. Смотрите, какой-то незнакомый человек, подозрительный. Чего вы будете ему открывать? Мало ли кто он такой?

00:51:14 То есть не смотря на то, что он нашёл то место, где вы должны быть, но вы сохраняете за собой право не открывать ему, если вы не знаете, кто это такой. Если вы видите, что это ваш родственник, друг, без проблем, и вы тут же открываете. А если вы чувствуете, что это какая-то подозрительная личность, непонятно, что от вас хочет, вы скорее всего воздержитесь открывать ему дверь. Вот точно так же. Мы пытаемся обнаружить Бога и Он знает о том, что мы пытаемся Его обнаружить. Понимаете?

00:51:37 Мы не можем провести эксперимент, чтобы Он об этом не знал. Его сознание повсюду. Вот и поэтому Он смотрит на наше сознание, для чего мы хотим Его открыть. Чтобы эксплуатировать его или что? Или чтоб любить его? Он видит все эти вещи прекрасно. Итак, это первый элемент. Первое условие духовной науки, что должно быть доброжелательное отношение к тому, кого мы хотим открыть. Второй пункт Бхакти-йоги таков, что если наши внешние чувства ограничены, то как же мы сделаем первый шаг на пути к Богу?

00:52:07 Решение состоит в том, что с Богом можно общаться как изнутри, так и снаружи. То есть если мы не можем видеть Бога в сердце, что мы можем сделать? Мы можем обратиться к нему через внешние носители. И внешним носителем Бога является кто? Духовный учитель или божий человек, что называется. Тот, кто несёт в себе Бога, в своём сознании. Мы пока ещё можем не развить такого сознания. Но есть люди, которые его уже развили. И эти люди называются гуру или духовные учителя.

00:52:36 У них есть своя квалификация, сейчас мы пока не будем об этом говорить. Сам принцип. Итак. Духовный учитель, носитель Бога, он даёт нам первые наставления в Бхакти-йоге и в этой практике очищения. И сначала новичок духовной жизни полностью зависит от этих внешних наставлений. А потом, когда он уже прошёл определённое очищение, он начинает уже понимать сам этот голос Бога изнутри. Но это происходит только после принятия духовного учителя.

00:53:05 Иначе эта не сработает технология. То есть духовный учитель — это совершенно необходимая фигура в нашей жизни. Как проверить, ученик ощущает Бога или нет? Ведь его опыт субъективен. Такой пример. Допустим, стоят трое человек и они встречают рассвет. Всходит солнце. Из этих троих два зрячих, один слепой. И не смотря на то, что солнце всходит, слепой человек неспособен его увидеть. Каким же образом этот слепой может увидеть солнце?

00:53:37 Он может только поверить зрячим. Иначе, он не может понять, что солнце всходит. Но, тем не менее, хотя он не видит солнце, он может косвенные признаки этого солнца ощутить. Какие? Стало теплее, суше, теплее, птицы запели, солнце взошло. То есть это признак солнца. Поэтому, не смотря на то, что он этого пока ещё не видит, он через чувства других и через косвенные такие признаки может почувствовать, что что-то происходит.

00:54:05 И когда он почувствовал тепло, что солнце всходит, эксперты подтверждают: «Да, действительно, ты находишься на верном пути». Если какие-то признаки у тебя появились вот такого духовного восприятия, что духовная реальность как-то проявляется через твои чувства, значит, ты находишься на верном пути. То есть наш опыт может быть подтверждён опытом более опытных людей, так называемой экспертной оценкой. Эта экспертная оценка является общепринятой практикой в науке, допустим.

00:54:33 В каком-то смысле наука даже более элитарна, чем религия, поскольку не все могут стать учёными, но, тем не менее, все могут понять Бога. Понимаете? Вот понять материальную реальность не все могут, потому что может быть требуется знание сложное математики и так далее. Не у всех такие способности есть. А вот Бога, духовную реальность, которая выше материи, как бы это ни было парадоксально, понять может каждый. Потому что каждый является душой, частицей Бога. И в этом смысле религия, она менее элитарна.

00:55:02 И сначала мы начинаем осознавать Бога в уме. Ум или тонкое тело — это заменитель души или такая мнимая сущность, которая является временной прослойкой между душой и Богом. И ум сейчас выступает в качестве изолятора. Например, вот есть душа, а есть Бог, а между ними тонкое тело. Тонкое тело - ум, разум, ложное эго. В идеале, когда это тонкое тело чисто, это тонкое тело выступает как проводник, проводник Бога. Но сейчас оно осквернено. Чем?

00:55:34 Опытом физического восприятия, опытом материальной жизни, также оно осквернено всевозможными ложными концепциями. Ложное образование, всевозможные какие-то идеи, заблуждения, сомнения, которые живут в разуме, всевозможные привязанности к объектам чувств. Это всё в нашем тонком теле. И сейчас тонкое тело является не проводником Бога, а изолятором от Бога.

00:56:00 Поэтому практика, которая нам даётся духовным учителем, она направлена на то, чтобы тонкое тело очистилось от ложных концепций, от негативного чувственного опыта и наоборот приобрело чистый духовный опыт. То есть это очищение главной среды, через которую мы Бога сможем ощутить. И поэтому в Бхагавад-гите говорится, что тот, кто победил уже свой ум, или очистил его, он уже достиг контакта с Богом в сердце. И процесс очищения включает в себя определённые рекомендации и запреты.

00:56:32 Допустим, если вы помните лекцию про три гуны материальной природы, запрет — это то, что связано с невежеством и страстью. Человеку, который идёт по пути к Богу, ему не рекомендуется или как бы запрещается, хотя запрет он принимает сам, собственно говоря, на основе своего выбора. Не рекомендуются те вещи, которые стимулируют в нас невежество и страсть. Мы уже говорили, что это питание неправильное или, скажем, принятие интоксикаций, алкоголь, наркотики, табак и так далее.

00:57:02 Или такое грубое чувственное наслаждение, которое беспокоит наши чувства и таким образом создаёт помехи в нашем тонком теле, через которые невозможно духовную реальность ощутить. Поэтому то, что связано с невежеством и страстью, с тем, что опускает наше сознание вниз или оскверняет его страстью и невежеством, эти вещи должны быть исключены. А рекомендации наоборот такие, что необходимо принять гуну благости, чистый образ жизни, чистое питание, чистые идеи, чистое знание, чистое общение.

00:57:30 То есть рекомендации и запреты — это то, что очищает наш ум, наше тонкое тело, которое является прослойкой между душой и Богом. И с течением времени это тонкое тело, действительно, превращается в проводник. То есть через него мы начинаем приобретать свой внутренний духовный опыт. Но также мы начинаем проявлять и внешние признаки, они проявляются в речи, в поведении, в отношении. Поэтому человек, который осознаёт Бога, он не только внутри субъективный опыт имеет, он также начинает являть некое внешнее качество.

00:58:03 Он начинает так относится к другим людям, что это стало уже очевидным. Вот эта вот любовь к ближнему, она невозможна в строгом смысле слова прежде, чем мы разовьём любовь к Богу. Почему в тех же христианских заповедях последовательность именно такая, что сначала полюби Бога, а потом полюби ближнего. Иначе, не получится. Иначе просто не получится. То есть Бог, он как бы главный в этих отношениях.

00:58:22 Итак, очень важным моментом является такое ещё сознание, когда мы идём этим путём к Богу или ставим в себе эксперимент по открытию Бога, у нас должно полностью отсутствовать какое бы то ни было желание эксплуатировать Бога как материю. Допустим, учёные изучают материю для чего? Для того, чтобы эксплуатировать. Они совершают все эти открытия для того, чтобы как-то эффективно манипулировать этой материей. Но Бога мы открываем не для того, чтобы Им манипулировать. Им, в строгом смысле слова, невозможно манипулировать.

00:58:53 Мы Его открываем для того, чтобы любить Его, для того, чтобы служить Ему, больше ничего другого не может быть. Итак, достичь Бога или открыть Его можно лишь отказавшись от желания Его покорить. То есть это принципиальное отличие от современной науки, которая пытается покорить и эксплуатировать материю. Всеми этими доказательствами бытия Бога, в принципе, можно было бы не заниматься. Потому что в современной науке тоже есть недоказуемые, тем не менее, общепринятые компоненты.

00:59:20 Например, в математике есть это мнимое число ит или айт(и с точкой), то есть это квадратный корень из минус единицы. Этого числа нет в ряду натуральных чисел. Однако, важным разделом математики таких категорий аналитических функций, она основана на этой мнимой единице. И так эта вещь недоказуемая, но тем не менее, она как-то работает. Нет, допустим, научного эксперимента, который доказывает третий закон термодинамики. Но этот закон общепринят, научный закон.

00:59:47 То есть есть какие-то такие вот константы или, так называемые, постоянные величины в науке, которые трудно доказуемы или недоказуемы вовсе, но или пользуются. А когда мы вводим такие же понятия в религию, мы говорим: «Существует Бог, существует душа». Люди говорят: «Как вы докажете?» А они недоказуемы таким, может быть, грубым образом. Но они являются константами, на которых всё держится и технологии работают, духовные технологии работают.

01:00:11 Так же, как они работают в материальном плане, когда люди просто используют все эти научные постоянные, константы, хотя, может быть, не всегда их могут доказать или понять, что это такое. Также в науке и в религии есть своя символика. Допустим, в науке символика — это символика цифр, всевозможных формул и так далее. В религии тоже есть своя символика. Это какие-то образы, какие-то, так сказать, имена, какие-то формулы.

01:00:38 Например, вы возьмёте какую-нибудь физическую формулу. Да? Что сила равна массе, умноженной на ускорение. Да? Вот такая формула, так работает. Пожалуйста в духовной сфере тоже есть формула. Предположим, душа плюс Бог равняется любовь. Это формула. Очевидно. Душа минус Бог и плюс материя равняется страдание. Мы можем это наблюдать непосредственно. Понимаете? То есть эта формула работает вот таким вот образом.

Так почему же всё-таки синтез?

01:01:07 Какие мы можем сделать выводы по этой теме? Вывод таков, что метафизические концепции Вед весьма и весьма могли бы обогатить науку. То есть в Ведах очень много есть интересной информации, которая могла бы обогатить современные научные концепции. Безапелляционно отвергать духовное знание — это очень ненаучно. Что научного в том, чтобы отвергать многовековой опыт человечества? Ничего научного здесь нет. Это как раз догматичный сектантский подход.

01:01:33 Вспомните опять же вот эту вот фразу, которую я привёл, Нильса Бора. А достаточно ли ваша теория безумна, чтобы я её рассматривал? Настоящий учёный не боится этих всех вещей. Он смело должен экспериментировать, допуская даже, порой, невозможное. Другой вывод мы можем сделать такой. То что современная наука и ведическая наука по-своему объясняют мир. И та, и другая наука владеют технологиями.

01:01:55 Значит, они являются науками, но разной эффективности. Потому что ведическая наука основана в основном на естественных технологиях без побочных эффектов. Современная наука, к сожалению, основана на искусственных синтетических технологиях, которые порой дают какой-то сильный побочный эффект. Современная наука противопоставляет человека и природу, игнорирует хозяина энергии и создаёт таким образом проблемы.

01:02:19 А ведическая наука - наоборот, учитывает все уровни закона и потому даёт гармоничную технологию, не разрушающую окружающую среду. То есть современная наука противопоставляет человека и окружающую среду, а ведическая наука, она как раз позволяет человеку жить в полной гармонии с окружающей средой. Далее, при помощи современной науки можно понять максимум только материю, и то не целиком.

01:02:43 А ведическая наука позволяет понять не только материю правильно, но и понять Бога. И не только понять, а также полюбить его. И как раз вот в этом наблюдается синтез науки и религии. Тема сегодняшняя - синтез науки и религии. В чём синтез? Синтез в том, что мы не только можем понять высшую реальность интеллектуально, а можем её также полюбить. Потому что Бог — это не абстрактный символ, не просто какая-то энергия, не какой-то закон, а это личность.

01:03:07 Потому что источником законов может быть только личность. Очень разумных, гармоничных законов источником может быть только личность. Итак, синтез в том, что мы не только интеллектуально развиваемся, а мы можем также и эмоционально развиваться. Понимаете? Это очень важно быть не однобоким человеком, а гармонично развиваться. И самое главное, что даёт ведическая наука, в отличие от современной науки, это то, что она даёт главную технологию - технологию освобождения души из плена материи и технологию счастья.

01:03:36 Это главная формула. Джива или душа плюс Бог равняется счастье, равняется любовь. Вот на этой оптимистической ноте я сейчас закончу эту лекцию. Если будут какие-то вопросы пожалуйста. Так же я хочу сказать, что я уезжаю на некоторое время и поэтому меня не будет в сети до, я смотрю на календарь, до 10 июля. 10 июля. Это будет очередной вторник. Уже в следующем месяце, когда я смогу дать следующую лекцию. Поэтому вот 3 июля во вторник меня не будет. Но 10 числа я буду.

01:04:14 Какая тема, я к сожалению, сейчас пока не могу вам точно сказать, но это, в принципе, не столь важно. Если вас эта тема, в общем-то, интересует. То 10 числа, 10 июля так же я вас жду в это же время на связи. И мы продолжим наш семинар «Самое сокровенное знание». Всё. Спасибо.
[Ведущая]: Спасибо вам, что были с нами и рассказали очень интересную тему. Благодарю ещё раз. До свидания.
[Тушкин В.Р.]: До свидания.
[Ведущая]: Дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа радио. Сегодня в два часа у нас новая встреча, кулинарные курсы, Лика Мякишева. Присоединяйтесь. Это будет интересно.
[Заставка радио]: В объятиях прекрасного. Аюрведа-радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 25 January 2012
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 31 March 2016