Веды и Христианство. ч.1

Владивосток - 18 December 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:56:20 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 3719 | скачано: 2936 | избрано: 106
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Звучит музыка] Каждый вторник. В одиннадцать утра. Прямой эфир из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович. Самое сокровенное знание. Только на Аюрведа-радио и только для вас.
[Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Рада приветствовать вас на волнах Аюрведа-радио в такой прекрасный день! Сегодня вторник, восемнадцатое декабря. Не за горами Новый год, ну и после такой замечательной музыкальной композиции рада представить вам в прямом эфире Тушкина Василия Рюриковича, филолога-востоковеда, специалиста в области ведической культуры. Мы продолжаем семинар «Самое сокровенное знание» и тема сегодня достаточно интересна «Веды и Христианство». Будьте любезны пожаловать на волны Аюрведа-радио. Здравствуйте, Василий Рюрикович!
[Тушкин В.Р.] Здравствуйте!
[Ведущая] Очень рада вас приветствовать. Сами [?] темы я уже объявила, Итак, давайте приступим.

00:01:00 [Тушкин В.Р.] Хорошо. Итак, сегодня у нас тема сравнительного анализа двух духовных традиций. Эта тема является достаточно актуальной, потому что мы живем в то время, когда культуры во-общем-то влияют друг на друга, люди не разделены больше так сильно географически как в былые времена, когда люди меньше путешествовали. Не было таких технических средств в массовом порядке как сейчас, вот. Во-общем-то люди жили более локально, в рамках своих культур. Меньше общались и поэтому вот этих вот накладок, что называется, практически не было. А сейчас мы живем в эпоху, когда идет такое глобальное, что называется, переселение, люди с Востока порой едут, так сказать, особенно там, с Востока в Европу хотят поехать или в Америку.

00:02:03 Америка очень такая страна, где много смешанных национальностей и Россия тоже в этом плане очень такой яркий коктейль всевозможных, разных традиций, вот. Поэтому сейчас мир представляет из себя такую очень красочную смесь и внешне и внутренне. Разные национальности живут бок о бок, люди с разной идеологией, с разными верованиями, вот. Поэтому вот этот вот диалог, что называется, или хотя бы внешняя попытка понять друг друга, она является очень актуальной, потому что, в противном случае, люди, как бы, склонны вариться в своей такой субкультуре, по умолчанию воспринимая носителя другой традиции как таких, идеологических, если не врагов, то, по меньшей мере, чужаков каких-то таких вот. Вот и для [неразборчиво] стечения обстоятельств исторических, врагам, как известно, объявляют войну. Поэтому для того, чтобы люди смотрели друг на друга все таки не через призму каких-то религиозных убеждений или национальных убеждений, а через призму знания, для этого, собственно говоря, вот я лично и стараюсь вести свою такую просветительскую деятельность, чтобы мы могли увидеть все вот это вот, именно глазами знания, а не глазами какого-то, так сказать, такого предубеждения или национализма.

00:03:35 Естественно, что мешает этому межконфессиональному диалогу, так называемая «ревность веры.» Вот это вполне естественное явление, оно проявляется в том, что представители любой конфессии, есть какое-то чувство некоторого превосходства над другими, ощущение какой-то монополии на истину. Чаще всего это происходит от невысокого уровня культуры, от желания всегда во всём быть первым и от недостатка знаний. И я, в плане своей деятельности, ставлю своей целью именно как раз восполнять недостаток знаний и, возможно, кому-то это поможет взглянуть на ситуации именно через призму знания, а не через призму предубеждения. О причинах существования различных религий мы уже говорили неоднократно. Я коротко лишь скажу о том, что вполне естественно, что не от одного корня растет дерево. Общий какой-то ствол и от этого ствола могут отходить разные ветки и они смотреть могут даже в разные стороны. Одна ветка может быть больше, другая меньше. На одной больше плодов, на другой меньше плодов, но все они исходят из одного корня, из одного семени, все они исходят из одного ствола, вот. Поэтому, хотя они могут отличаться друг от друга размерами, направлением, количеством, ещё разных веточек на этой ветке, тем не менее, необходимо видеть определённую общность, вот.

00:05:05 И время так действует, что мы видим, что даже в рамках существующих традиций происходит, хочешь, не хочешь, такое вот разветвление или еще, если уже приводить такой, знаете, современный компьютерный пример. Можно сказать, что существуют различные, такие вот, операционные оболочки в компьютере, которые предоставляют нам доступ к внутренним возможностям компьютера. То есть раньше была система DOS, потом Windows, теперь существуют там ещё linux, всякие разные разные системы, вот. Windows macintosh, всякие разные, т.е. фактически, это просто разные языки или разные способы каким-то образом подключиться к внутренним возможностям компьютера. И точно также существует единый мир с единым Богом, с едиными законами, вот, и различные духовные традиции, это своего рода такие вот оболочки или интерфейсы такие, через набор определённых правил, понятий, ритуалов, терминов, через которые мы взаимодействуем с этим самым единым Богом, с этим самым единым миром, с этими самыми едиными законами. И вполне естественно, что, как бы, разные оболочки, разные версии, они могут как-то конфликтовать между собой.

00:06:31 Примерно тоже самое мы наблюдаем и в современном мире, когда религиозные люди, они не спорят между собой, в существование Бога, вот. Они принимают, что он есть, но каким образом, он какой он из себя, как ему нужно правильно поклоняться и так далее, всякие разные детали, особенности духовной жизни. Тут очень много разных разногласий, разночтений, вот. Каждый, естественно, претендует на какую-то свою исключительность, свою правоту, вот. Это вполне естественно для человека, вот и, тем не менее, я попытаюсь сегодня начать эту тему, она может занять два, может быть даже и три занятия, попытаюсь в два, в две лекции уложиться, вот. Попытаюсь с позиции знания проанализировать, как бы это сказать, сделать сравнительный анализ двух традиций: Ведической традиции и Христианства.

00:07:28 Надо сказать, что эта тема для нас достаточно актуальна, потому что в своё время Христианство пришло на смену Ведизму на Руси, который выродился из язычества, а сейчас та же самая ведическая традиция вновь появилась в нашей стране, уже немножко в другом историческом контексте. Говорить о том, что для нас является более традиционным достаточно бессмысленно, поскольку любая культура в какой-то момент является новшеством и лишь спустя несколько поколений превращается уже во что-то такое привычное и общепринятое. А цикличность истории невозможно остановить и поэтому, как известно, все возвращается на круги своя, вот. Некорректно, конечно, оценивать одну традицию с точки зрения другой. т.к. в этом случае субъективизма практически не избежать. Учитывая это, я, будучи последователем Вед, постараюсь, на сколько это возможно, в процессе этого анализа, стоять на позиции знания реальных фактов, а не на позиции веры в то, что наше всегда лучше просто потому, что оно наше.

00:08:37 Итак, если начать с общепринятой истории, то ведическая традиция объективно значительно старше христианства, но при этом она сохранила свою большую целостность, по меньшей мере в Индии. Что касается Христианства, то также объективно мы наблюдаем, что всего за две тысячи лет своей истории оно разделилось более чем на две тысячи различных течений. Само по себе это говорит об отсутствии механизма хранения традиций и передачи духовных знаний. Иначе почему так много разночтений? Почему так много различных групп? Почему так много споров и несогласий? И если эта тенденция дробления сохранится, то целостность христианского учения будет, вообщем-то, утеряна и грядущим поколениям будет очень трудно понять в чем же его суть.

00:09:30 Обычно христианство провозглашает Библию единственным авторитетным писанием, но если мы будем внимательными, то вот есть такая цитата, во втором послании к Тимофею от апостола Павла. Там сказано, что все писания даны по Божьему вдохновению и благоприятны для изучения. То есть это уже такому широко мыслящему христианину дает шанс допустить, что в других писаниях тоже может проявиться воля Бога, его какие-то мысли и пожелания нам. Есть такое непринятое апокрифическое Евангелие от [неразборчиво] Мормона и там Бог, обращаясь к человеку, говорит: «Разве ты не знаешь, что существует больше чем одна нация? Разве ты не знаешь, что я, твой Господь, создал всех людей и помню даже о тех, кто живёт на островах? Разве ты не знаешь, что я правлю и на небесах и под землей и несу своё слово всем чадам человеческим и всем нациям земным? Я говорю всем нациями одно слово, однако, это не должно думать, что если я произнесу одно слово, я не могу произнести другого, ибо дело моё ещё не закончено и не закончится оно до скончания человечества, а потому [неразборчиво] Библию ты не можешь думать, что она содержит все мои слова. Также ты не можешь думать, что я не вдохновен писать ещё сверх того. Я повелеваю всеми людьми и на Востоке и на Западе и на Севере и на Юге и на островах в море. Я повелеваю им написать слова, которые я диктую им. И по написанным книгам я буду судить мир.»

00:11:03 То есть подобные цитаты дают такому широко мыслящему христианину шанс допустить авторитетность других священных писаний, тем более, что сам Иисус Христос признавал неполноту своего учения. Такая фраза, например, известная: «Много имею ещё что сказать, но не вместите, ибо черствы сердца ваши» - Евангелие от Иоанна [неразборчиво] То есть отсюда однозначно следует, что есть ещё какое-то сокровенное знание, которое Христос не открыл по причине неготовности своих учеников. Он сокрушался, на самом деле, об их неготовности в таких словах, он говорил: «Если о земном говорю и не верите, что ж тогда будет...Как же вы поверите мне, когда я скажу о небесном?» Тоже цитата из Евангелия от Иоанна. Тем не менее, не вдаваясь пока в эти эзотерические моменты, сравним некоторые общеи моменты двух духовных традиций Вед и Христианства. Попытаемся прояснить какие-то противоречия, т.е. очевидно, мы увидим общность и также увидим, очевидно, некоторые расходящиеся моменты, попытаемся их объяснить.

00:12:11 В любой традиции самое начало духовной жизни ознаменуется пониманием того, что кроме бренной оболочки тела существует вечная душа. Признаком этой души является индивидуальное сознание. Посмотрим теперь, как вот это вот фундаментальное понимание выражено в Ведах и в Библии. В Евангелие сказано, есть такая цитата, что дух бодр и дух животворит, плоть же немощна, т.е. сама энергия,бодрость исходит из духа, а плоть немощная и она получает энергию от духа. Или другая такая фраза: «Водворясь в теле, мы устраняемся от Бога.» То есть изначально имеется в виду, что мы находились с Богом, но уйдя от него мы водворились в теле, т.е. вошли в это тело. Не смотря на такие, вообщем-то, однозначные утверждения об отличии души от тела, часто мы наблюдаем разговор, допустим, что и на практике последователи Христианства отождествляют все таки себя с телом и оспаривают вот это вот отличие души от тела утверждая, что душа и тело это одно и тоже.

00:13:16 И, в частности, часто нам приходится видеть такие проявления как национализм, отождествление с национальностью, русский, православный, никакой другой веры не может быть, т.е. привязанность, если русский, значит вот такая у тебя должна быть вера, никакой другой. Хотя русское это тело, душа не может быть русской. Но находится на духовном уровне уже обозначает находиться на уровне души, которая отлична, естественно, от тела и от его национальности. И вот такое понимание, духовное понимание, сразу же снимает очень много искусственных проблем, которые рождены из отождествления души с телом, с национальностью, и, соответственно, приводит к проблемам национализма, какой-то религиозной нетерпимости, которая основана не на духовном понимании, а на ложной предпосылке, на том, что душа и тело это одно и тоже. Иногда, приводится такое ветхозаветное высказывание о том, что душа есть кровь, вот, но, если бы душа была кровью, почему тогда в Новом Завете сказано, что плоть и кровь не могут следовать в Царство Божие? И тление не наследует нетления. Если душа это действительно кровь, то почему же тогда кровь не может наследовать Царство Божие, если сказано, что душа это кровь? Очевидно, что, конечно, кровь пронизана сознанием души, как и все остальные субстанции тела, но в момент смерти, кровь остается в теле, а душа уходит из него. Поэтому этот вопрос о том, что душа является кровью или не является, он на уровне здравого смысла решается. Если бы душа была кровью, так сказать, то каким образом она бы существовала вне тела? Ведь кровь остается в теле, а душа уходит, это означает, что просто кровь пронизана энергией души, но не более того.

00:14:58 В другом месте, в Новом Завете, дух и тело опять противопоставляются друг другу как принципиально разные субстанции. Вот такая цитата: «Плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти. Поступайте по духу и вы никогда не будете исполнять вожделение плоти.» То есть опять же, очень четко, без всяких натяжек мы видим противопоставление, что это разная совершенно природа: духовная и материальная. А что касается ведической традиции, то Веды буквально пестрят утверждениями об отличии души от тела. Например, вот цитата из Бхагавад-Гиты: «Активные чувства стоят выше мертвой материи. Ум - выше чувств. Разум - выше ума, а душа стоит ещё выше разума.» Или другая цитата из той же Бхагавад-Гиты: «Верховный Господь направляет скитания живых существ, душ, которые находятся в телах как в машинах [неразборчиво] материальной энергии.» То есть совершенно очевидно - телу приписывается образ машины, а душе - образ того, кто в этой машине находится, пассажира.

00:16:06 Итак, вот по этому первому пункту, что душа и тело это разные вещи, мы, в принципе, наблюдаем согласие полное. Из такого понимания, что душа и тело это разные вещи вытекает следующий очень важный аспект духовного знания. Это знание о реинкарнации. В действительности тело временно, а душа вечна, то что с ней происходит в момент выхода их тела, если она её не достигла духовной зрелости и не готова вернуться к Богу? Современное Христианство официально не принимает доктрину реинкарнации, но так было не всегда. Идея перерождения души была жива в Христианстве до пятого вселенского собора Христианской церкви в Константинополе, который проходил в шестом веке нашей эры. А причина отмены этой концепции это указ Папы под давлением императора Юстиниана. Когда Христианство после нескольких веков гонений стало официальной религией Римской Империи, то его решили сделать более социально приемлемым.

00:17:10 Идеологи тех времен считали, что если люди знают, что у них есть вечная жизнь, больше чем одна, что они могут перерождаться, то это может, как бы, так сказать, расслабить людей, сделать их более безответственными и, в этом смысле, им показалось более практичной идея или концепция одноразовой жизни, после которой наступает или вечный ад либо вечный рай. И по замыслу политиков это должно было больше стимулировать людей быть законопослушными и ответственными в этой жизни. Поэтому многие тексты с идее перерождения, они были просто изъяты из Библии. Но, даже по некоторым оставшимся косвенным фразам можно судить, что последователи Христа были знакомы с идеей реинкарнации. Однажды, когда ученики вместе с Иисусом встретили слепого человека, они спросили: «За чьи грехи наказан он врожденной слепотой, за свои или за грехи родителей?» То есть сам по себе вопрос подразумевает, что какие-то грехи были совершены до рождения души в этом теле. То есть если заранее человек...Если он первый раз живет, дается ему сразу первый шанс, то почему уже какой-то есть врожденный дефект?

00:18:19 Или скажем дети, если мы утверждаем, так сказать, что это первое рождение, никогда до этого не совершали никаких грехов, то как объяснить, что дети рождаются с какими-то врожденными болезнями или там какие-то больные или какие-то там существуют вообще там отклонения с самого начала? В чем тогда справедливость Бога, если всем даны равные шансы? Однако, если мы поднимаем идею реинкарнации и вот эту вот ответственность, что живые существа приносят с собой ответственность из жизни, тогда все становится совершенно понятным, что нынешний ребенок это в прошлом взрослый человек, который совершал какие-то действия, за которые теперь он получает определённые последствия. Итак, ученики Христа спросили значит: «Почему этот человек рожден, родился слепым? За чьи грехи, за грехи свои или за родителей?» То есть предполагалось, что какие-то грехи были совершены до рождения, а если грехи совершены до рождения в этом теле, значит в каком-то другом теле должны были быть совершены. Простая логика. Если бы Христос считал такие идеи ересью, он бы сразу их опроверг, однако он этого делать не стал и просто вернул ему зрение, сказал, что этот человек родился слепым, чтобы на нем свершились дела Господа. То есть для того, чтобы использовать его в качестве такого, как говориться, демонстрационного материала, на котором Христос мог бы показать свою Божественную благодать, Божественное проявление.

00:19:41 Один из известных ранних христианских теологов Реген [?] открыто говорил о реинкарнации. Откуда он взял эти идеи, как не из первых версий Евангелия? Он был таким твердым христианином. Он ни на какие другие традиции не обращал внимания и откуда вот эта вот идея реинкарнации была у него? А Фома Аквинский, известный христианский теолог, он в своем трактате «Сумма теологии« говорит о способности души погружаться в низшие формы жизни, то есть опускаться вниз, это обозначает термином «гравитация». Гравитация - опущение вниз. И также он говорит о том, что душа может подыматься вверх, «левитас», то есть подыматься, левитация, это взлетать, буквально, выше. То есть это вполне естественно, что живое существо обладает свободной волей, соверша определённые действия может идти выше или идти ниже, как в рамках одной жизни, точно также и в рамках перспективы будущего. И многие ранние христиане принимали реинкарнацию, т.к. она объясняет очень хорошо многообразие форм жизни, а также различные противоречивые вопросы, которые иначе не объяснишь. Например: почему с хорошими людьми происходят плохие вещи, а откровенные негодяи могут процветать? Также общеизвестно, что Иоанна Крестителя считают перевоплощением ветхозаветного пророка Ильи.

00:21:04 Что касается Вед, то там говорится о существовании в этой Вселенной восьми миллионов четырехсот тысяч форм жизни или типов тел, которые представляют душе возможности испытать в разных телах все многообразие чувственного опыта. Это подобно тому, как один и тот же человек может пересаживаться в разные машины, самолеты, пароходы, подводные лодки и так далее. И благодаря этому, он может наслаждаться движением в разных стихиях: на земле, в воде, по воздуху. Согласно Ведам, реинкарнация является своего рода механизмом, гарантирующим нам исполнение всех наших желаний, на что одной жизни явно мало, т.е. у нас столько разных желаний, что заканчивая свою одну жизнь мы чувствуем, что не все ещё мы сделали что хотели, поэтому нам дается ещё и ещё шанс, до тех пор, пока нам все эти вещи не надоедят.

00:22:00 Итак, Веды описывают реинкарнацию как непрерывный процесс, который происходит с каждым из нам прямо сейчас, т.е. есть такой стих в Бхагавад-Гите где говорится, что подобно тому, как душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, так и в момент смерти она переходит в новое тело. Подобное изменение не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу. С точки зрения физиологии, благодаря обмену веществ, все клетки тела за семь лет полностью обновляются и каждые семь лет мы оказываемся в новом теле, созданном из новых элементов. Это называется процессом внутренней реинкарнации в рамках одного тела, т.е.это наблюдаемая вещь. А реинкарнация, процесс перехода из одного тела в другое, это просто естественное продолжение реинкарнации внутренней. Другая цитата из Бхагавад-Гиты также на эту тему гласит, что как человек одевает новые одежды, сбросив старые, так и душа получает новое тело, сбросив старое и бесполезное.

00:23:12 Из нашего непосредственного опыта наиболее очевидной ситуацией реинкарнации является превращение гусеницы в бабочку. Вот было существо такое ползающее, теперь стало летающее, совершенно непохожее одно тело на другое, но, тем не менее, мы видим, что это такие вот трансформации, которые происходят прямо у нас на глазах. Кроме того в народе есть ещё обычай, хотя он уже сейчас почти забытый, но, тем не менее, в некоторых местах ему следуют, это обычай, по которому новорожденному младенцу проводят церемонию символического разрезания пут, т.е. между рук и между ног ему быстро проводят ножом. Идея состоит в том, что когда люди умирают, то покойникам связывают руки и ноги вместе и все те процессы, которые происходят с физическим телом, они влияют также на тонкое тело. И поэтому это вот символические путы остаются на тонком теле человека и их видят некоторые экстрасенсы. И чтобы вот эти вот тонкие путы не мешали человеку в новом теле, то их вот таким вот символическим образом, как бы, разрезают. Сама вот эта традиция разрезания пут младенцу подразумевает, что душа уже жила в каком-то другом теле до этого.

00:24:29 Итак, следующий, так сказать, момент, где мы видим тоже определённые параллели между Ведами и Христианством, это интересный такой момент или аналогия, в которой тело человека сравнивается с храмом. В Евангелии, например, по этому поводу сказано так: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога. И вы не свои. Посему прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших, которые суть Божьи.» И далее, во втором послании Петра говорится: «Доколе нахожусь в этой телесной храмине, буду напоминать вам о Христе. Знаю, что скоро должен оставить храмину мою.» То есть совершенно очевидное такое вот идет описание, что тело сравнивается с храмом, а душа это как житель этого храма. Очень интересное сравнение, которое в Ведах также дается. То есть Веды тоже описывают тело как храм, где сердце выступает в качестве символического алтаря, на котором Верховный Господь пребывает в виде Сверх-сознания. [неразборчиво] Святой Дух в Христианстве, а рядом находится индивидуальная душа, источник индивидуального сознания, вот.

00:25:58 Интересно то, что в ведической традиции тело даже украшают как храм, т.е. вот на храмах Вишну в Индии, кто-то может быть там когда-то был, видел или увидит ещё в будущем, такие вот знаки, знаки тилаки, это как вот такой отпечаток стопы, как такая буква V английская вот, как галочка такая и внизу ещё такой треугольничек под ней, называется знак тилаки. И вот этим вот знаком тилаки украшают храмы Кришны или Вишну. В Индии на куполах нарисованы, на стенах и точно такие же знаки тилаки ставят на своем теле вайшнавы. т.е. те, кто поклоняется Вишну или Кришне, вот. И почему они ставят на своё тело такое особое белой глиной? Потому что они считают, что тело подобно храму, вот, и раз оно храм, значит его необходимо содержать в чистоте, в нём находится душа, в нём находится Господь, в нём должен происходить процесс служения, процесс поклонения Богу, вот.

00:27:03 И в Бхагавад-Гите, например, в тринадцатой главе есть такое интересное утверждение, что в этом теле кроме души есть также ещё другая личность, Верховный Господь, который наблюдает за всеми нашими действиями, дозволяет и именуется Высшим Разумом. Теперь давайте просто подумаем: что делает храм храмом? То есть чем отличается, так сказать, дом обычный от храма, кроме каких-то архитектурных особенностей? Очевидно, что храм отличается от обычного строения тем, что в храме присутствуют какой-то символ или образ Бога или, по меньшей мере, там присутствует атмосфера служения Богу. И вот теперь оказывается очень интересная вещь из этого утверждения, что тело это храм, следует очень интересный, далеко идущий вывод, что где бы мы не находились, куда бы мы не пошли, в первую очередь оказывается, мы как живые души, носители сознания оказываемся всегда в храме, т.е. мы всегда живем в храме, независимо от того в храм формальный мы ходим или нет, вот, само по себе тело, оказывается, является храмом, потому что оно находится...И вот это, само по себе, такое понимание, уже принципиально меняет наше отношение к своему телу и к своей жизни.

00:28:22 Потому что, представьте себе: если вы когда-то бывали в каких-то храмах, как мы себя в храме ведем? Ведем себя совершенно в храме иначе, чем в других местах. В храме мы стараемся контролировать свои мысли, свою речь. В храм мы не приносим ничего грязного, вот и поэтому точно также, в храм своего тела нам не следует заносить никакой грязи, никаких грязных продуктов, оскверненных насилием, тоже самое мясо, например, но современный человек, не понимая, что тело, данное им Богом, является своего рода храмом, превращает это тело из храма, на самом деле, в свалку, такое ходячее кладбище различных отходов тел других живых существ. И теперь становится понятным, почему Богу не очень-то приятно проявлять себя в таких телах и почему в большинстве случаев люди не чувствуют его присутствия в своем теле, потому что храм перестал быть храмом, т.е. он номинально таковым считается, но практически люди не пользуются телом как храмом, они пользуются им совершенно, совершенно другой функцией. Итак вот это вот очень важное понимание и мы видим, что по этому пункту тоже существует очень четкое согласие, ясная параллель между ведической и христианской традицией.

00:29:40 Далее ещё там была такая цитата, сейчас более подробно прокомментирую. Вот евангельская фраза, там говорилось, что мы не свои, а суть божьи, т.е. это тоже совпадает с утверждением Бхагавад-Гиты о том, что души, так сказать, не сами просто по себе болтаются, они являются чьей-то собственностью и в Бхагавад-Гите в четвертой главе, которая называется «Духовное знание», Кришна говорит, что благодаря совершенному знанию ты поймешь, что все живые существа пребывают во Всевышнем и принадлежат ему. То есть он в этом стихе декларирует свое, скажем так, право собственности на души. Вот, это указывает на наше изначальное положение как частиц Бога, вот. А если мы оказываемся частицами Бога, значит вполне естественно, что у частицы есть естественное желание восстановить отношения с [неразборчиво] потому что мы, как правило, служим тому, частью чего себя считаем.

00:30:45 Если я считаю себя частью нации, семьи, какой-то страны, какой-то фирмы, то, соответственно, я и служу нации, семье, стране и фирме, но когда я узнаю о том, что я в высшем смысле являюсь частицей Бога, тогда у меня появляются понимание, желание и возможность служить Богу, вот поэтому это не просто какое-то философское понимание, оно выводит на определённые практические действия, которые дают также практический результат, потому что когда мы поступаем на службу к Богу, когда мы служим кому-то, мы начинаем что-то получать. Точно также, когда мы служим Богу, мы начинаем получать его благословение, его внимание и это вещи, которые невозможно сравнить ни с какими вот реальными поощрениями. Итак, если нам известно откуда мы пришли, что мы частицы Бога, значит очевидно куда нам нужно вернуться, т.е. таким образом, смысл и цель жизни становятся ясными и однозначными.

00:31:44 Из всего этого, вообщем-то, следует приоритет духовного, что духовное должно стоять на первом месте и поэтому, например, в той же Нагорной проповеди в Евангелие сказано, вот такая цитата: «Прежде ищите Царство Божие, остальное приложится. Кто из вас своими силами прибавит росту хотя бы локоть? Даже лилии полевые одеваются лучше, чем царь Соломон, хотя и не работают. Птицы и звери все имеют, чего вы боитесь, маловерные?» То есть вот так Христос обращается к своим ученикам показывая, что если человек занимается в первую очередь духовной жизнью, то об остальной части его бытия, так сказать, Господь позаботится, потому что он заботится даже о неразумных, даже о растениях, о животных, он говорит: все они имеют, птицы, звери, не сеют, не пашут, все имеют, чего же вы боитесь, маловерные? Если он заботится даже о низших существах, что же он не позаботится о высших существах, вот. Если, тем более, ты живое существо высшей формы деятельности.

00:32:44 В другом месте в Евангелие также сказано: «Какая польза весь мир обрести, а душу потерять?» То есть подобные идеи о первостепенной важности духовной жизни, духовного развития, красной нитью, также проходят и по Ведам. Например в Шримат-Бхагаватам есть такие слова, что человек должен стремится к той цели, которая лежит за пределами Вселенной, т.е. не в этом мире, а что касается материального счастья, оно само приходит к нам с свой срок также как само приходит несчастье, хотя мы его и не зовем, т.е. большинство людей стремится ставить целью своей жизни достаточно приземленные какие-то вещи, какой-то материальный успех, некоторым это удается, некоторым это не очень удается, но даже самым удачливым в материальном плане, как бы, что остается в момент смерти? Этот успех они за собой унести не могут, это не является опытом души, это то, что они заработали на уровне своего тела. Их деньги, их слава и прочие вещи, это деньги переходят кому-то другому, слава ещё какое-то время может идти за ними, вот, но потом всё это с течением времени забывается, вот, но настоящая деятельность это то, что, плоды чего живое существо может взять с собой, т.е. это духовные должны быть плоды.

00:34:06 Вот поэтому человек должен стремиться к той цели, которая лежит за пределами этого мира, т.е. цель духовная, связанная с духовной реальностью, вот. Но когда мы такие подобные призывы слышим, то кому-то из современных людей могут такие призывы показаться, на самом деле, высшей формой безответственности под видом духовности. Ну вот почему так? Потому что во-первых: люди, конечно, ничего не знают о нефизической реальности для души, они не знают о существовании высшего духовного мира. Во-вторых: они не думают, что сейчас они каким-то образом способны повлиять на своё духовное будущее, вот и поэтому они живут по принципу, будь что будет, но в той же Нагорной проповеди, например, сказано: «Храните свои богатства на небесах, ибо там, где богатство ваше, там будет и сердце ваше.» Вот. И в Бхагавад-Гите, в ведическом тексте подобная фраза, которая гласит: «О каком бы состоянии бытия не помнил человек в момент смерти, такого состояния он достигнет после смерти.» То есть внутренние ценности определяют наше направление какое-то по этой Нагорной проповеди, где сердце ваше, где ценности ваши, там будет и сердце ваше, потому что мы, то, к чему мы внутренне привязаны, к тому мы и придем после смерти. Вот, тоже самое говорит Бхагавад-Гита: о чем мы думаем, это и определи наше рождение. Поэтому у человека есть такая возможность, есть такая ответственность, он влияет на своё будущее, вот, поэтому духовная жизнь должна обязательно присутствовать в нас, по скольку мы, в первую очередь, душами и являемся.

00:35:43 Как известно, в момент смерти, даже если, по видимости, смерть происходит в бессознательном состоянии, человек вспоминает самое дорогое, к чему он был больше всего привязан. Очень многие люди, проведя в бессознательном состоянии многие дни, даже в коме находясь, как правило, перед смертью они открывают глаза, приходят в себя, т.е. какое-то сознание к ним возвращается, только после этого они умирают, чаще всего. Вот. Даже если человек умер во сне и кажется не проснулся, вот, тем не менее, тут, как бы, для нас невидимые вещи. Вот согласно Ведам всё равно происходит определённый какой-то такой всплеск, включение сознания перед его выходом из тела и вот то, о чем живое существо думает, это как раз и определит его будущее рождение. Если были привязаны к духовной цели, то, естественно, пойдем по духовному назначению, если нет, значит останемся, как говорится, на второй год. Если имеем какие-то материальные желания ещё удерживают нас в этом материальном мире, мы опять будем получать материальные тела для того, чтобы эти желания реализовать и так будет до тех пор, пока душа не созреет и не сдаст свой экзамен на духовную зрелость.

00:36:51 Что практически обозначает жить духовной жизнью? В Евангелие по этому поводу сказано очень интересно, цитата, итак: «Едите ли, пьете ли или что иное делаете, все делайте во славу Божью.» Очень четкое наставление. А в Бхагавад-Гите в девятой главе за три тысячи лет до прихода Христа Кришна сказал практически тоже самое, слово в слово. Вот цитата из Бхагавад-Гиты: «Что бы ты не делал, что бы ты не ел, что бы ты не предлагал или отдавал и через какую бы аскезу не проходил, делай это как подношение мне.» Практически полная калька. То есть посвящая свою деятельность Богу мы получает его благословение и пробуждаем дремлющую в наших сердцах духовную любовь к нему. По словам самого же Иисуса Христа, он говорит: «Блаженнее отдавать, нежели принимать.» То есть это означает, что опыт духовного служения, он принципиально отличается от материального, потому что в служении Богу практически проявляется любовь к нему.

00:37:58 Вот евангельская известная фраза: «Как тело без духа мертво, так вера без дела мертва.» Это известная цитата. И она как раз подтверждает это, что просто какая-то такая внутренняя духовность это хорошо, но нужно обязательно как-то практически выражать. Если просто два любящих человека, один другому говорит: «Я тебя люблю. Я тебя люблю.» А как ничего не делает, понимаете, вот и не подарит ничего такого не сделает. Вот как эта любовь должна [неразборчиво] этого чувства внутреннего должно быть обязательно должны быть внешние проявления, вот. Поэтому тоже самое касается наших отношений с Богом. Вот, то есть наша любовь к нему, она должна выражаться в конкретных действиях вот и... Кришна в Ведах ещё более детально ту идею расшифровывает, он говорит прямо: «Думай обо мне, стань моим слугой, выражай мне почтение, поклоняйся мне, и так, полностью погруженный в меня, ты, несомненно, придешь ко мне.» Это девятая глава Бхагавад-Гиты.

00:38:56 То есть смысл в том, что если мы не служим Богу, значит мы служим кому-то другому, поскольку не служить мы не можем, это природа души кому-то служить. Если человеку даже кажется, что он, по видимости, никому не служит, это означает одну вещь, что он просто служит своим чувствам, выполняя все их прихоти, чувства ему диктуют: хочу то, хочу се, хочу это посмотреть, послушать, попробовать или ещё что-то. И, таким образом, душа становится заложником вот этих вот внешних чувств физического тела. Тем не менее, не смотря на то, что идея служения Богу подчеркивается и в Ведах и в Христианской традиции, есть в Евангелии другие идеи по поводу служения. Вот вам цитата, которая, по видимости, опровергает это, там говорится: «Господь не живёт в храмах рукотворных и не нуждается в служении рук человеческих.» Вот такая вот кажется противоречивая фраза, противоречивая по отношению к тому, что мы только что обсуждали. И некоторые адепты цепляются за эту фразу и говорят, что служить Богу не нужно. Действительно. зачем ему служить, он и так Бог! У него все есть.

00:40:00 На самом деле эта фраза, она просто говорит о независимости Бога от нашего служения. Он, естественно, самодостаточен и не нуждается в нашем служении, но в этом служении нуждаемся мы, потому что если мы не будем служить Богу, то мы будем служить иллюзиям этого мира. Если между нами и Ним нет связующей нити служения, то в чем тогда будет проявляться любовь? Потому что любовь без служения не мыслима. Более того, нужно ещё понять такую вещь, что в процессе вот этого вот служения Богу раскрывается наша собственная природа, т.е., опять же, Боге независим от нас, но мы зависим от него и я уже не помню приводил такой пример или нет, но на всякий случай ещё раз приведу, что, предположим, есть драгоценные камни, которые обладают определённым цветом. Они очень красиво смотрятся на свету, но без света непонятно что это такое, т.е. их ценность на свету проявляется, и точно также живые существа без вот этого вот света духовного знания, без света духовной практики, они, как бы так сказать, внутренне не проявлены. Внешне мы вот имеем какие-то свои особенности материальные, вот, но кто мы внутри, по сути, как вот духовные существа, этого не видно. И только тогда когда начинается духовная практика, вот эта вот наша духовная природа начинает проявляться, т.е. получается, что практически служа Богу мы обретаем себя.

00:41:31 Также как вот камень, который вытащили на свет, он начинает сам играть всеми цветами радуги, только под воздействием света. Света нет и, как бы, непонятно в чем его особенность, в чем его уникальность, индивидуальность. То есть вот этот момент служения Богу, он опять же нужен не столько ему, сколько нам, вот. Но тем не менее он тоже с радостью, он принимает эти все виды деятельности как, предположим, родитель покупает ребенку альбом, карандаши или какой-нибудь пластилин и ребенок в этом альбоме рисует какую-нибудь там картинку и дарит маме или папе, вот, говорит: «Вот тебе подарок«, хотя сами по себе карандаши и альбом, они уже даны родителями, вот. Ребенок ничего нового, как бы, ниоткуда, т.е. это все он получил от них, но он, в знак своей какой-то любви, расположения, что-то там для них рисует, изображает, им дарит и вот это родителю также очень приятно, хотя это может быть какая-то такая не самая удачная картинка, но дело не в этом, дело в том, что существуют отношения,

00:42:33 т.е. служение Богу это не просто, что вот мы должны ему служить как вот, например, мы на службу куда-то ходим, куда-то на работу за какие-то деньги, а это добровольный акт души, у которой есть вот правильное понимание, желание быть связанным именно с Богом, а не с материальной энергией, потому что связь с материальной энергией болезненна, вот. Болезненна, потому что мы видим, что когда мы расстаемся с чем-то материальным, это всегда очень сложно сделать. Отношения или какие-то привязанности к людям или каким-то предметам или к каким-то концепциям, к какому-то там строю, и прочим разным вещам, каким-то историческим обстоятельствам, они очень сильно привязывают нас. Когда меняется строй, меняются отношения, меняется место жительства или теряем какие-то вещи или отношение каких-то людей, это очень болезненно все, вот. Поэтому связь для души с материей, она не совсем естественная, она проблематична и разумные люди стараются сделать теперь ставку на духовное.

00:43:30 Они узнали, что есть у тебя душа она ещё должна быть связана с Богом духовными отношениями и в этом, собственно говоря, и состоит вся идея служения, вот, но служение, оно тоже должно быть, как бы, таким разумным, избирательным, потому что не всякую деятельность можно посвятить Богу как служение. Допустим, мы не можем посвятить ему такие вещи как какой-нибудь наркобизнес, включая даже такие кажется безобидные вещи как изготовление и продажа алкоголя, сигарет. Это фактически, на самом деле, оборот легких наркотиков, потому что они вызывают привязанность, они разрушают здоровье человека, вот, поэтому это, как бы, такая легкая форма наркомании, вот, но, тем не менее, эти вещи мы не можем превратить в служение Богу. Мы не можем превратить в служение Богу деятельность, которая разрушает экологию, допустим, потому что экологический баланс это творение Бога, вот. Под видом технических, промышленных нужд мы травим практически мир вокруг себя. Это называется угра-карма, т.е. угрожающая деятельность, которая угрожает здоровью людей, благополучию всей планеты. Такую деятельность тоже невозможно превратить в служение Богу.

00:44:42 А что касается вот этой вот фразы другой из этой же цитаты, что Господь не живёт в храмах рукотворных и не нуждается в служении рук человеческих, то вот это вот «не живёт в храмах рукотворных», как это можно примирить, допустим, с его всепроникающей природой. Мы же знаем, что Бог проникает повсюду. Почему же такая фраза, что не живёт в храмах рукотворных? Действительно, если Бог находится повсюду, то почему не в храме? Нетрудно понять, что это кажущееся противоречие, на самом деле, очень легко разрешается. Предположим, солнце светит и на Экваторе и на Северном полюсе, но сила его тепла там, естественно, по-разному проявлена. Поэтому можно сказать, что с точки зрения тепла, солнце практически отсутствует на севере, а на юге его много, хотя, как бы, оно и там и там присутствует. Также и Бог, подобно у солнечному свету, он проникает повсюду, но лично он больше присутствует там, где его любят и там, где ему служат.

00:45:48 Допустим, ещё другой пример, что вода, в той или иной степени присутствует повсюду в виде паров, допустим, пара какого-нибудь, но если вы хотите пить, вы же не можете из воздуха добывать воду и пить. Для того, чтобы её пить, вам нужно её из бутылки какой-то пить, из какой-то емкости, где она в концентрированном виде. Точно также можно сказать, что в таком вот не проявленном виде, Бог присутствует повсюду, в каждом атоме, но в таком более концентрированном проявленном виде он присутствует там, где его любят, там, где ему служат, там, где его ждут, вот. Конечно, если храмовые службы проходят без искренней веры, без чувства, то Господь там не проявляется, в этом смысле его нет в храме, в этом смысле, вот. Именно эта идея легла в основу движения протестантов, когда они отошли от католической церкви, посчитав, что та форма вытеснила содержание, но, если люди служат Богу с любовью и преданностью, то он проявляется в любом месте: будь то храм или просто искренне сердце.

00:46:53 Отсюда вытекает следующая параллель о цели духовной жизни. Эта цель заключается вовсе не в спасении и не в развитии мифических сил или даже духовного знания. Потому что все эти блага, они естественным образом приходят к тому, кто развил в себе бескорыстную любовь к Богу. Вот как интересно говорит об этом Евангелие: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание, всякую веру, так, что могу горы переставлять, а любви не имею, я ничто. Если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет в том никакой пользы.» Действительно, в Ведах тоже говорится о том, что всякая наша деятельность внешняя, она в конце концов, должна приводить к пробуждению внутреннего чувства любви к Богу. Сначала это все проявляется как интерес к Богу, а когда этот интерес уже сгущается, тогда он превращается, благодаря процессу такой духовной технологии, уже превращается в любовь.

00:48:07 И в Бхагавад-Гите есть тоже подобное утверждение, которое говорит о первостепенной важности любви к Богу. Вот что там сказано в последнем стихе восьмой главы: «Ставший на пусть любовного, преданного служения Богу не лишается результатов, получаемых от изучения Вед, совершения ритуалов и аскез, раздачи милостыни, философских занятий и благочестивой деятельности. Просто преданно служа Господу с любовью он достигает всего этого и в конце отправляется в высшую вечную обитель.» То есть вот различные существуют виды деятельности: благотворительность, развитие знания и так далее, какие-то ритуалы, аскезы, вот. Ну а если человек занимается служением Богу, то все остальное, оно, как бы, входит в пакет, как есть такой хороший пример, что если у вас есть банкнота в пять тысяч рублей, то в нее входит уже и тысяча и пятьсот и все остальные, так сказать, величины. Точно также, если человек развил в себе любовь к Богу, то все остальные блага, которые может человек получить от всех остальных процессов, они уже автоматически входят туда.

00:49:16 И, например, далее в Бхагавад-Гите дается такое описание, когда описывается иерархия людей, которые стремятся к совершенству, то Кришна говорит, что йог стоит выше аскета, выше философа, выше щедрого жертвователя, а из всех йогов выше всех тот, кто связан со мной горячей любовью. То есть есть различные виды духовных практик, есть различные виды направлений духовных и он говорит о том, что есть люди, занимающиеся какой-то внешней деятельностью, внутренней деятельностью, развитием знания, но среди всех этих видов деятельности, он говорит, высшими я считаю того, кто связан со мной горячей любовью. То есть это чувство любви идет на первом месте. Итак, с любовью к Богу тоже мы определились, увидели, что обе традиции подчеркивают первостепенную важность этого состояния.

00:50:05 А как теперь на счет любви к ближнему, если любовь к Богу уже, как бы, утверждена? Хотя Христианство постулирует любовь к ближнему как вторую по значимости заповедь, то есть есть в Евангелие и такие фразы, которые, по видимости, противоречат этому, например, в Нагорной проповеди Иисус говорит: «Враги человеку - домашние его. И всякий кто оставит дома или братьев или сестер или отца и мать или жену или детей или земли ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.» То есть призыв такой к жертве. Пожертвуй всем ради имени моего. В самом конце Бхагавад-Гиты Кришна тоже делает подобный призыв, он говорит: «Оставь все разнообразные обязанности, просто предайся мне. Я защищу тебя от всех последствий твоих грехов, ничего не бойся.» То есть очевидно, что эти обе цитаты призывают нас, как бы, так сказать, резко бросить все и не теряя времени на мирскую суету погрузиться в духовную практику. К кому, к кому, интересно, обращены подобные призывы? И как это согласуется с любовью к ближнему вот интересно, да?

00:51:17 Совершенно очевидно, что те, кто внутренне готовы к такому шагу, именно так и должны поступить. Если бы не было примеров таких духовных героев, святых, то мы бы никогда не задумались о вечном и о том, что возможен какой-то духовный прорыв. Именно в их чистой и бескомпромиссной проповеди заключается их любовь к ближнему, что они дают людям самый чистый духовный продукт, но, однако же, не все обладают такой внутренней зрелостью и поэтому к такому уровню отречения нужно подойти постепенно. И в связи с этим в священных писаниях говорится о другом, постепенном пути к Богу, который подразумевает гармоничные отношения с близкими, например, такие утверждения как: «Почитай отца и мать.» Но при этом при всем, развивая гармоничные отношения со своими близкими, человек никогда не должен забывать о своей высшей духовной цели.

00:52:12 Веды тоже интересно говорят о таком вот комплексном подходе. В семнадцатой главе Бхагавад-Гиты есть такие слова про аскетизм. Так говорится, что аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему, духовному учителю, брахманам, это священники, старшим таким как отец и мать, а также в чистоте, простоте, воздержании и ненасилии. То есть это второй такой постепенный путь возвышения, он подразумевает любовь к ближнему в более привычном для нас понимании, т.е. смысл в том, что душа не может и не должна жить без любви, вот это природы души. Любовь к Богу, это, скажем так, кульминация способности любить, а любовь к ближнему это то, с чего мы начинаем. Потому что если нет любви к ближнему, нам очень сложно что-то другое развить. С чего-то нужно начинать, что-то нужно, так сказать, культивировать. Если семени любви нет, нечего культивировать вообще.

00:53:10 Постепенно эта вот привязанность к Богу начинает расти в душе, когда человек практикует духовный процесс и самой сутью духовного процесса в нынешнюю эпоху является процесс воспевания его святых имен. Это наиболее простой, могущественный способ духовного служения в нашу эпоху. Вот как по этому поводу сказано в в Евангелие. Послание к римлянам, там сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне спасется.» А в послании к евреям говорится: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющий имя Его.» В Псалтыре дается такое наставление: «Прославляйте имя Господне с восхода до заката с барабанами и цимбалами.» То есть вот это наставление преданные [?] Кришне, по меньшей мере, выполняют с большой точностью, с барабанами и цимбалами, от восхода до заката, по меньшей мере, достаточно часто они поют святые имена Бога. Есть такой ведический трактат «Брихад-нарадия Пуране», где тоже сказано, что в этот век вражды и лицемерия есть только один способ духовного возрождения, это воспевание святого имени Господа. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути, то есть такое троекратное повторение, оно подчеркивает важность сказанного, чтобы привлечь к нему особое внимание последователей.

00:54:41 Итак, я сейчас на этом остановлюсь, потому что эта тема достаточно большая, поэтому я разбил её на несколько занятий, наверное, два будет, вот. И в следующий раз мы продолжим, вот. Еще хочу сказать такую вещь, что, к сожалению, я вот сейчас немножко занят и поэтому я, может быть, один, два вопроса могу ответить, потому что у нас сейчас тут параллельно будет идти лекция, которую мне нужно идти переводить, вот, поэтому у меня сейчас не так много времени, но один-два вопроса я готов ответить, потом я, так сказать, уже вынужден буду извиниться и перейти к своим другим обязанностям и уже мы продолжим свой с вами разговор в следующий раз. Пожалуйста, если есть какие-то вопросы на сегодняшнюю тему...я готов...пять-семь минут...вам уделить

00:55:33 [Ведущая] Вопросов нет. Пока ничего не поступило во время лекции, ничего не было и я думаю, что дабы вы все успели сделать, может быть вас уже отпустить? [смеется]
[Тушкин В.Р.] Угу. Да. Поскольку тема, как бы, будет продолжаться, то, значит что-то о том, кто не успеет, можно потом или вы можете мне по скайпу, по этому, по чату написать..
[Ведущая] Да. Хорошо. А если же у нас появятся вопросы, я обязательно перешлю из вам и на следующей передаче мы их рассмотрим. Я думаю, что мы уже закончим передачу. Я ещё раз напомню радиослушателям, что с нами в прямом эфире был Тушкин Василий Рюрикович, филолог-востоковед, специалист в области ведической культуры. Самое сокровенное знание и только для вас, дорогие радиослушатели. Спасибо вам, Василий Рюрикович, до свидания, до новых встреч!
[Тушкин В.Р.] До свидания!
[Звучит музыка] Прекрасное настроение на Аюрведа-радио.

перевод аудио в текст - txt@audioveda.ru

транскрибирование: Юля Суровцева | 28 September 2011