Как получить и сохранить знание

Владивосток - 25 March 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:59:08 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 1507 | скачано: 2068 | избрано: 60
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 [Анонс] Каждый вторник, в одиннадцать утра прямой эфир из Владивостока, Трушкин Василий Рюрикович, «Самое сокровенное знание», только на «Аир-веда» радио и только для вас.
[Радио ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех, всех, кто собрался сегодня в одиннадцать утра послушать прямой эфир из Владивостока. Мы продолжаем «Самое сокровенное знание» и тема « Как получить и сохранить знание». Сегодня Тушкин Василий Рюрикович филолог [неразборчиво], специалист в области ведической культуры и мы продолжаем. Так же вы можете присылать вопросы, уважаемые радиослушатели в чат по скайпу и на наш почтовый адрес: Аир-веда радио собака мел точка ру, с удовольствием ответим на все ваши вопросы. Добрый день, Василий Рюрикович.
[Тушкин В. Р.] Здравствуйте.
[Радио ведущая] Очень рада вас приветствовать. Итак, давайте не будем затягивать в долгий ящик в силу того, что я и сама немножко припозднилась, давайте начнем.

00:01:07 [Тушкин В. Р.] Хорошо. Сегодня у нас тема называется: «Как получить и сохранить знания». Казалось бы, вопрос сам по себе достаточно простой и говорить здесь особенно нечего, но тем не менее есть один маленький секрет, который сегодня мы постараемся обсудить в этом вопросе. Потому что, во-первых, многие люди не совсем правильно понимают, что такое знания более того многие люди обладая, как им кажется знанием, почему-то не могут его сохранить в практической сфере они не могут жить по этому знанию и есть причины для этого. Причем, конечно же, под знанием, я имею виду знания я духовные, поскольку сейчас мы говорим именно в контексте нашего духовного развития, такова наша специфика.

00:02:05 Так вот, многие люди считают что между знанием и информацией нет какой-то особой разницы. А между тем разница огромная. В чем она? Разница в том, что информация может быть ложной, знание ложным быть не может. Проблема состоит в том, что многие люди думают что знание, информация это одно и тоже. Знание это то, что изначально называется термином: «видия». Видия - это буквально то, что мы видим, мы видим определённые тонкие связи, мы видим определённые закономерности в этом мире, в этой жизни. И вот это, видия или знания приходит к нам из, из начального источника, из вед, из богооткровенных писаний.

00:03:00 Но оно приходит к нам через уста личностей, которые это знание не просто получили, а определённым образом закрепили в себе. То есть, то, что сейчас называется знанием, допустим то, что есть в книгах, в Интернете и т.д., большей частью это информация, более того большей частью она не всегда является точной. Поэтому нужно различать эти моменты. Что знания это то, что пришло непосредственно из высшего источника и передалось нам по цепи ученической преемственности, это знания. Большая часть того, что люди называют знанием, это просто информация, которая иногда соответствует традиции знания, часто не соответствует и является ложной. Итак, знания можно приобрести тогда, когда мы открываем своё сознание, открываем своё сердце этому знанию.

00:04:09 Т.е. не зависимо от того духовно это знание или материальное знание, потому что в ведах так же много материального знания, квалификацией для приобретения знания является вера, т.е. когда человек открывает своё сознание вот этому источнику знаний. Итак, тема наша: «Как получить и сохранить знания». Получить можно тогда когда мы обладаем определённой верой. Когда мы увидели личностей, которые действительно, практически чему-то научились на основе этого знания и не просто говорят что-то, а они так живут. И вот когда мы слушаем таких личностей, которые качественно сумели изменить свою жизнь, тогда мы получаем знания. И это происходит через нашу веру. Мы верим, что мы, это знание будет нам полезно, и мы готовы его принять.

00:05:05 Да! Если предположим, вы что-то приняли, взяли какую то вещь, допустим, деньги, положили в карман, но если карман дырявый, то мы можем эти деньги потерять. Итак, мало получить, мало обрести, ещё и необходимо сохранить. Так вот в [Багават Гите] в древнем ведическом трактате говорится, что для получения знания нужна вера, а для сохранения знания нужен контроль чувств. Т.е. это знания, которые мы получаем, мы должны уметь сохранить. Так вот современный образ жизни он способствует тому, что люди просто какую-то информацию или даже знания, в одно ухо впускают, в другое выпускают, крайне мало, кто из людей способен сохранить это знание на практическом уровне держать его в себе.

00:06:11 Именно потому что сейчас в обществе совершенно не поощряется практика контроля чувств, совершенно не поощряется. То есть люди думают что можно жить как угодно и что угодно делать и при этом обладать знанием. Нет, можно обладать информацией или лишь поверхносно этим знанием обладать. Т.е. это примерно будет так, что вот у человека может быть не очень то красивое тело, но если опытный так сказать модельер или какой нибуть там закройшик то он может зделать такой красивый костюм, одев который человек вроде бы внешне скроет все свои недостатки вот, но костюм есть костюм это не сам человек.

00:07:00 Т.е. есть какие то дефекты фигуры или какие-то его недостатки они могут быть не видны из-за вот этой внешней привликательной лечины. Но если костюм снять, каких-то таких бывает экстроординарных форсмажорных обстоятельствах, вдруг этот костюм спадает, то под всем этим оказываеться, что человек не настолько уж и привликательный, красив. Точно так же вот этот вот, это знание порой является просто некоторым прикрытием, т.е. оно как бы сверху, но не внутри и причиной того, что оно является просто покрытием. Является некоторой, скажем, просто образованностью или эрудицией, является то, что люди не собираются менять свой образ жизни и не пытаются контролировать свои чувства. Потому что мы привыкли к тому, что любые наши капризы, любые наши желания, они должны мгновенно исполнятся и чего это ради, я должен так сказать, в себе это подавлять или как-то контролировать, вот.

00:08:12 Такова ситуация, современная. Потому что люди сейчас лишены высшей цели и поскольку в жизни у них нет, такой как бы внутренней супер задачи. Им, в общем-то, и не зачем, они не чувствуют, зачем это им нужно заниматься вот этим вот контролем чувств и как-то свою энергию направлять куда-то там, наверх, такого понятия нет. Люди, могут стремиться к каким-то определённым внешним достижениям, допустим накопление, какого-то капитала или какого то положения, статуса в обществе, что-то еще. И вот это как бы внешнее накопление и им нужно для того, что бы быть полностью независимым как раз в потакании своим чувствам.

00:09:02 И это все рождается из духовного кризиса, из непонимания, что, того что у человеческой жизни вообще другая цель, что развитие называется «внутренние развитие». Т.е. знания, которые мы получаем из совершенного источника, должно быть воплощено на практике. Вот такого понимания у людей нет, причём это знание должно трансформировать нас, полностью. И для понимания того, что существует Бог, в общем-то, не много чего нужно. Он достаточно очевиден для многих людей, у которых развитый духовный разум. Например, тот же самый Эйнштейн говорил, что: «Бог это- реальность для разумных». Если для человека, Бог не является реальностью, значит этот человек, просто-напросто не разумен.

00:10:04 Можно вот с этого начать и этим же закончить, вот. И дело все в том что, абсолютно очевидным для всех, Бог не будет никогда, поскольку в этом случае нарушилось бы право не верующих на то, что они хотели бы жить без всякого Бога и они имеют на это право. Вот поэтому здесь он очевиден только для тех, кто хотел бы его видеть и те, кто находятся в [гуне] благости. Сейчас даже если бы, он сам пришел и выступил по центральному телевиденью или проявился в какую-то вселенскую форму, то просто ученые сказали бы, что это какое-то неизведанное досель атмосферное явление или массовая галлюцинация, поэтому все в порядке успокойтесь, никакого Бога нет. Т.е. никакой аргумент за или против Бога, никогда не удовлетворит всех.

00:11:00 Поэтому общественная, признание или не признание, это вторичный фактор. Важнее всего доказать присутствие Бога, самому себе. И если человек, вот этот вот опыт реально приобрел сам, тогда он этим опытом также может теперь делиться с другими. Итак, есть разные аргументы так сказать, какие-то в пользу Бога, прямые, косвенные. Вот, например, есть так называемый моральный аргумент Эммануила Канта, который говорил что, наличие любви и морали, в развитом сознании, в сознании человека, говорит о том что, есть какая то объективная любовь и мораль во внешнем мире. И вот эта вот любовь и мораль порой заставляет нас идти на принятие, каких-то физических неудобств.

00:12:01 Например, когда один человек, жертвует своим временем, своим чувством наслаждения, ухаживая за больным, вот. Или родители жертвуют своим чувством наслаждения, ради воспитания ребенка. Или какой-то человек жертвует даже своей жизнью, совершает какой-то подвиг, во имя Родины, во имя какого-то высшего идеала. Т.е. это говорит о том, что материальные и чувство наслаждения может быть принесено в жертву чувству долга какому-то, какой-то моральной категории или чему-то духовному. И вот это очень ценят люди. Например, в природе мы наблюдаем такой феномен, что крокодил может перекусить хребет буйволу, но он очень бережно держит в своих зубах яйцо со своим собственным детенышем, не считая его пищей. Почему? Как он различает то, что можно съесть, чего нельзя, что движет им?

00:13:04 Т.е. просто наблюдая мир, мы можем понять, что здесь есть какая-то высшая сила, которая направляет движение живых существ. И что может быть источником вот такой вот там морали морального поведения, каким-то импульсом к жертвенному поведению, что может быть причиной этого. Материя или сознание? Очевидно, что не материя, потому что материя нам демонстрирует только то, что есть по факту, а сознание думает о том, что должно быть. Вот, т.е. люди, когда смотрят, на какие-то не удовлетворительные проявления жизни, они говорят: « Безобразие, так не должно быть, должно быть вот так, так, так и вот так». Т.е. что-то у них внутри, какой то идеальный фрагмент, их бытия, фрагмент сознания говорит, что вот так быть не должно, из этого сознания исходит моральная категория, вот.

00:14:00 Итак, свободная воля сознания отличается от, так сказать [гетерминированости] материи. Сознание может манипулировать материей, потому что сознание обладает совсем другой природой. И моральные законы, и духовные законы побуждают меня действовать правильно, и они побуждают меня чувствовать ответственность. Если я, например, действую не правильно. Очевидно, что мертвая материя не может внушить нам таких стандартов. Вот значит, мораль исходит из не материального источника. Или, например, сточки зрения такого чистого материализма или теории того же естественного отбора и выживаемости, нет необходимости в сложных формах жизни. Зачем они нужны? Они такие хлипкие, куда более живучими оказываются простейшие живые существа, какие-то мхи, бактерии и т.д., они могут жить и при минусовой температуре, при плюсовой температуре, их не убивает радиация, они наоборот ещё больше становятся и здоровее от этой радиации.

00:15:08 Вот, т.е. совершенно не понятно с точки зрения материального развития, материальной эволюции, зачем нужен человек с таким развитым сознанием, с отягощенным чувством совести, которая не позволяет ему делать все что угодно, вот. Зачем это нужно? Допустим, животное убивает свою жертву, без всяких проблем и мук совести, вот, а человеку так просто сделать это не удаётся. Либо это, так сказать, какие-то совершенно конченые отморозки, ради больших денег, и то они, так сказать мучаются от всего этого, вот. А обычный человек он в принципе не способен на это, потому что у него развитая мораль, которая уже происходит из этого раскрытого развитого сознания. Вот и поэтому, если мы допускаем, что есть высший план, план по раскрытию сознания, план по обучению нас любви и морали, тогда становится понятным, зачем и для чего нужны вот эти вот высшие формы жизни, хотя их воздержание требует сложных инфраструктур, организации и т.д.

00:16:09 А с точки зрения просто биологии, люди вообще наверно не нужны, потому что о какой-то малейший вирус и все уже, проблемы так сказать, у них всякие разные, вот. Поэтому очевидно, что сознание обладает другой природой, и оно должно прийти к пониманию в сверх сознании Бога. Вот поэтому и нужны такие высшие формы, через которые такие сознания раскрывается, вот. Т.е. духовное знание позволяет нам понять, смысл своей жизни, направление своей жизни, вот. Можно так сказать, по разному спорить на все эти темы, Бог есть, Бога нет, у кого-то есть вера в эти вещи у кого-то нет, у кого-то больше разуму у кого-то меньше разума. Но для человека с более или менее развитым разумом, это высшая духовная природа, очевидна, как опять же Эйнштейн сказал, что: «Бог очевиден для разумных людей», вот.

00:17:08 Что касается всяких разных аргументов, которые у нас могут быть, вот, то аргументы всегда очень не совершенны. Например, наши чувства говорят нам о том что, солнце размером с пятак, вот. Т.е. эмпирически нам кажется, что оно маленькое, хотя мы прекрасно знаем, что оно большое, вот. Логически тоже Дарвин построил свою теорию вполне логично, о том, как из низших форм жизни, появляются высшие формы жизни, но это вовсе не обозначает, что она истинна. Иллюзия тоже может иметь логическую структуру, но это совсем не переводит иллюзию в статус реальности. Вот поэтому, какие-то эмпирические свидетельства или логические аргументы, они не могут не доказать Бога не опровергнуть Бога. Вот это вот знание высшие о Боге, мы получаем, через акт веры, из высшего источника через цепь вот этих вот достигших какого-то духовного успеха людей, через цепь духовных учителей, вот.

00:18:12 Итак, когда вот это вот знание духовное у нас реально есть, вот тогда человек, для того что бы сохранить его, должен следовать каким-то определённым правилам. Поэтому мы видим, что практически в каждой традиции, есть какие-то определённые, регламентирующие правила, десять заповедей допустим, те же там, не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т.д., вот, которые и позволяют человеку контролировать чувства и удерживать это знание внутри. Т.е. знание может быть переварено усвоено, оно может стать нашим непосредственно. Если человек просто принемает знания как некую информацию, но не включает это знание на практике, т.е., не конторолирует свои чувства через эти знания тогда рано или поздно он теряет эти знания.

00:19:13 Например в [Махомхарэти], в древнем индийском эпосе есть такая история. История про то как значит, в одном лесу жили два мудреца, одного из них звали [Раиквья], он был великим философом, вот, а другого звали [Борадважио] он был таким преданым Богу, покланялся Богу, занимался мистической мидитацией, вот. И у этого философа по имени [Раидхия], у него было два сына, вот, [Параварс] и [Араварс]. И поскольку они были учеными людьми, такими брахманами, они преподавали, все кто приходили к ним, выражали какой-то почет, какие-то пожертвования приносили, вот. А сын [Барадваджи], которого звали [Явакрида], вот он ничего такого не получал, ни какого почета, ни какого почтения, он завидовал этим двум своим сверстникам [Параварсу] и [Араварсу], вот.

00:20:12 И [Явакрида], этот завистник решил получить знания просто, так сказать, через какую-то определённую [аскезу], истязание плоти и стал молить об этом [Индру]. Есть в ведической концепции такое существо, которое контролирует, так сказать, многие, разные процессы здесь, в этом мире, его зовут [Индра], вот. И он стад молиться [Индре]: «[Индра], дай мне знания», а [Индра] ему сказал, что: «Для этого ты должен принять духовного учителя. Ты должен быть смиренным, терпеливым, изучать священные писания, вот, контролировать свои чувства, иначе это знание не пойдет тебе на пользу», вот. [Индра] исчез. И этот [Явакрида] опять взывал к нему в молитве, вот. [Индра] ему второй раз объяснил тоже самое.

00:21:03 И когда уже [Явакрида] на третий раз стал в своей молитве обращаться к [Индре], то он увидел просто старика, который сидел на берегу реки, и бросал в реку, такие пригоршни песка. [Явакрида] спросил: «Что ты делаешь?». Он говорит: «Я строю дамбу». Ну, тогда [Явакрида] засмеялся и говорит: «Кто ж так строит дамбу? Все твои жалкие щепотки песка, они просто смываются приходящей водой, так ты ничего не сделаешь». Тогда, этот старик сказал ему, это на самом деле был [Индра] в облике старика, он говорит: «Вот точно так же и ты [Явакрида], если хочешь получить знания, должен следовать процессу, как я тебе сказал. Ты должен с верой принять учителя и следовать процессу, контролировать свои чувства, тогда что-то будет толковое. А так ты надо мной смеешься, когда видишь, что я кидаю эти горсти песка в воду, пытаясь построить платину. На самом деле ты выглядишь так же смешно, когда пытаешься обрести знания, просто через какие-то такие вот процессы, которые не являются авторитетными, вот».

00:22:08 Но тем не менее [Явакрида] все таки уговорил его, что бы тот все таки дал ему знания, каким-то таким мистическим путем, что бы у него в сердце проявилось. [Индра] сказал: «Хорошо. Ладно, ты получишь, так сказать, это знание, получишь почет, будешь ученым человеком. Но я тебе говорю, что поскольку ты это знание получаешь не стандартным путем, не через процесс принятия учителя и контроля своих чувств, то знай, что от этого своего знания никакого толку не будет, благо никакого не будет». И тут, значит [Явакрида] стал действительно таким известным человеком. Вдруг так сказать, стал проявлять такую эрудицию, ученость, к нему тоже стали приходить разные люди за советами, вот. И у него стала расти гордыня, потому что настоящее знание, оно порождает в человеке смирение.

00:23:02 Вот как мы знаем пословицу, что «зрелый колос голову к земле клонит», чем более он зрелым становится, тем более он становится тяжелым, тем он ближе склоняется к земле. Или когда, предположим, плоды становятся зрелыми, то они оттягивают ветки, этой яблони вниз, вот. А когда этот колос ещё зеленый, допустим, то он стремится так гордо вверх. Так вот и [Явакрида], который получил знания вот таким вот путем не стандартным, он вместо того, что бы развить в себе смирение перед Богом, перед высшими силами, как и должен настоящий мудрец, он наоборот стал гордиться, вот. Его отец наблюдая как его сын не совсем правильно развивается, вот, предупредил его об опасности гордыни, вот. Он сказал, что: «Ни до чего хорошего, это не доведет». Но [Явакрида], как многие молодые люди, проигнорировал совет своего отца.

00:24:00 Сейчас мы видим, что многие из молодежи, так сказать закончили какие-то учебные заведения, вот нахватались всякой разной информации и они такие в общем заносчивые, но это как раз признак невежества, вот. Потому что, как говорится «мудрость мира сего, есть безумие перед Богом». Человек, который обладает реальным знанием, получил его от учителя, от наставника и воплощает его на практике, он наоборот становится, очень смиренным. Благодаря этому его знания, понимания его, возрастают. А [Явакрида], как и многие современные, так сказать, знатоки, эрудиты совершенно не следовал, этому всему процессу и поэтому знания у него было только внешним. И вот однажды весной, этот [Явакрида] стал жертвой вожделения, весна, тепло, цветочки расцветают. И вот он однажды где-то там, в саду увидел жену [Паровасу], одного из вот этих сверстников, вот.

00:25:07 И настолько, значит вожделение ударило ему в голову, что он совершенно потерял контроль над чувствами своими и завладел этой женщиной, силой взял её, вот, т.е. знания практически не помогло ему победить вожделение. Вот это как раз и есть пример того, что знания, которые получены не правильно, оно не дает практических результатов. Т.е. на самом деле, когда чувства не контролируются то, что они делают? Они убивают знания. В [Баговах Гите] есть такой стих, где говорится, что [кама] или это вот не контролируемое вожделение, оно полностью убивает всякое знание и понимание. Там буквально сказано: «[гьяна вигьяно нашину]», т.е. [гьяна] (знание) и [вигьяна] (практический опыт, понимание) [нашино], они на нет, сводятся, вот этими не контролируемыми чувствами.

00:26:01 Вот поэтому как бы возвращаясь к главной теме нашей лекции, получение знания это одно, а сохранения знания, это другое. Вот если например, человек дома натопил, все у него тепло, но окна открыты или там какие-то щели, то всё это тепло просто-напросто уйдет, вот. Для того, что бы его сохранить, для этого все должно быть хорошо закрыто. Точно так же не контролируемые чувства, это то, что как раз лишает нас знания, поэтому вот оно было, и его уже нет. Как студент перед экзаменом, что-то там такое выучил, потом экзамен пошел, сдал и все, у него, через три дня он уже практически ничего не помнит, о чем он там говорил. Вот такой, вот такие вот процессы. Вот поэтому, для того, что бы уметь сохранить знания, для этого необходимо, следовать этому четкому процессу, вот. И в каждой традиции существует вот это вот практика, что человек должен, так сказать, как-то ограничивать себя.

00:27:07 Причем эти ограничения, они конечно, сейчас воспринимаются как нечто болезненное, но в целом, они являются нормой. Потому что если человек сам себя не ограничивает сознательно, на основе знания, то жизнь его ограничит, вот. Человек может сколько угодно, что угодно есть, что угодно пить, сколько угодно гулять, вот, но каждому назначен какой-то свой придел. Если человек не включает свой разум и не ставит свою жизнь в рамки какой-то определённой меры, так сказать, какого-то разума, то через какое-то время его здоровье, его отношения, его состояние ухудшается. Ему говорят: «Ну, куда же ты столько... нужно как-то себя ограничивать», т.е. какие-то ограничения они вполне естественны и сама жизнь налагает это ограничения на нас, вот.

00:28:02 Но смысл этих ограничений состоит вовсе не в том, что бы лишить нас чего-то. А смысл ограничений состоит в том, что бы перевести нас на другой уровень жизни, т.е. духовная практика она состоит из двух аспектов. С одной стороны ограничения, как бы некоторые запреты: «это не делай, то не делай», допустим, не пей вина, не ешь мяса и т.д., вот это запреты. А с другой стороны, есть позитивные рекомендации, допустим, как вот веды говорят: «изучай священные писания, молись, повторяй определённые [мантры]» и т.д., вот «служи Богу, совершай служения людям», т.е. позитивные какие-то вещи. Т.е. религия, это не просто запреты, вера и запреты, а это определённые запреты, которые ограничивают влияние на нас двух низших качеств: невежество и страсть.

00:29:00 Т.е. запрещаются те вещи, которые тянут нас вниз, не благостные вещи, а те которые нас вниз тянут. Поэтому это как бы такие доброжелательные запреты, которые ограничивают нас от дурного. То же самое что, допустим, родитель говорит ребенку там: «Вот с тем то хулиганом там, не играй. Туда-то не ходи, там опасно, потому что там тебя могут побить или ограбить или ещё что-то». Вот точно так же и Верховный Господь, через духовную традицию, через духовное знание предупреждает нас, говорит: «Не касайся этих низших [гун] природы: страсти, невежества». Почему? Потому что они тебя ограбят, потому что через не контролируемые чувства, через страсть и невежества, все то знание, которое человек получает, оно просто-напросто уходит из него, вот. Т.е. ничего не задерживается, вот и поэтому время практически тратится впустую, т.е. эти все ограничения они нужны не столько Богу, сколько они нужны нам.

00:30:01 Он ничем не ограничен, он никогда не бывает в иллюзии, вот, но мы, будучи маленькими духовными частичками, имеем такую тенденцию, впадать в иллюзию. И поэтому нам необходимо, жить в этой жизни очень и очень осторожно, вот, прекрасно зная, что нас освобождает, что нас связывает, что нас ограничивает, вот. И проблема состоит в том, что большинство людей не знают, как быть счастливыми в [гуне] благости. В основном современная жизнь пропагандирует счастье в невежестве, счастье в страсти. Все знают, как можно быть счастливым от алкоголя, или скажем там от каких-то таких вот блюд, наслаждения от секса, ещё таких вот вещей. Понятные в принципе доступные вещи, вот люди думают: «Вот такое счастье только и бывает», вот. Но счастье бывает разное, если вы помните, в прошлый раз как у нас лекция была на тему «Три вида счастья» и мы говорили о счастье в невежестве, о счастье в страсти, о счастье в благости.

00:31:09 И вот главная проблема нашей эпохи состоит в том, что люди не умеют быть счастливыми в благости, потому что это счастье такое не вещественное, счастье больше внутреннее, вот. А сейчас люди в основном привыкли жить какой-то внешней жизнью. Им скучно с самим собой, им для того, что бы быть счастливыми нужно кучу всего разного внешнего, пойдем туда, пойдем сюда, пойдем в какой-то клуб ночной или ещё что-нибудь такое, вот. «Эта музыка устарела, давай купим новый диск. Этот фильм уже в сериалах смотрели, давай новый, следующий сериал», т.е. постоянно нужно раздражать свои чувства какими-то все новыми и новыми веяниями, которые уже второй раз, третий раз уже не воспринимаются. Потому что они лишены такой внутренней сущности, там нет такого вечного вкуса, они хороши пока они новые, но они очень быстро устаревают.

00:32:03 А счастье в [гуне] благости подразумевает, что мы контактируем с вечными, с вечными субстанциями, с вечными вещами, с тем, что связано с Богом, с вечной природой и поэтому эти все вещи никогда не выходят из моды, они никогда не приедаются, они никогда не надоедают. Если человек все делает, так сказать, четко по технологии, потому что духовный процесс, это определённая программа, определённая технология, вот. И в общем-то так или иначе человек вынужден к какому-то, каким-то стандартам, каким-то ограничениям следовать, не зависимо от того поклоняется он Богу или не поклоняется. Если он не поклоняется Богу, тогда значит, у него есть какой-то богазаменитель, какой-то другой идеал, который является для него не приложенным авторитетом, вот. Если он не предается Богу, значит нужно предаться какой-то материальной системе, где начальник, директор будет от него требовать покорности, послушания, исполнительности и т.д., вот.

00:33:12 Т.е. не возможно не быть как бы, так сказать, не дисциплинированным, не возможно никому не придаваться, не возможно быть независимым, так или иначе. Либо мы поставим себя в какие-то определённые добровольные духовные рамки, что бы способствовать нашему духовному продвижению. Либо, если этого не происходит, тогда мы становимся рабами какой-то материальной системы, материальной природой каких-то материальных начальников и т.д., вот. Поэтому, у человека в принципе выбор только состоит в том, с какой природой ему больше взаимодействовать, с материальной или с духовной. Мы с материальной природой не взаимодействовать, конечно же, не можем, вот.

00:34:01 Но мы можем к этой материальной природе относится очень избирательно, т.е. из этой материальной природы мы можем выбирать только самое чистое, самое лучшее. Ну, [гуну] благости, которая является основой всякой стабильности, основой знания, основой внутреннего удовлетворения, основой определённого постоянства. И [гуна] благости определённый такое, как бы, контролируемый образ жизни, который контролирует все наши чувства, это то, что ставит нас очень четко в иерархию. Т.е. иерархия обозначает, что есть вот эта вот высшая абсолютная истина или Бог, или так сказать, идеал, совершенная личность и как только мы понимаем это, у нас сразу же появляется чувство ответственности за свою жизнь, за свои слова, за свои действия, за своё будущее.

00:35:03 Т.е. [гуна] благости гармонизирует жизнь, она дает нам определённую надежду, она придёт смысл жизни, она дает нам определённую позитивную мотивацию, вот. Но как только, так сказать, вот этого высшего авторитета или абсолютной истины нет, то сразу же снимается всякая ответственность и вообще так сказать, люди, как только пропадает высший авторитет или авторитет Бога, тогда люди начинают постепенно уже бросать вызов и другим авторитетам, так сказать, уже более низким. И таким образом, все из такой естественной вертикали растекается в горизонтальной плоскости, когда одно не лучше другого, вот все такое вот относительное, вот. И в этой ситуации, когда вот это вот вертикаль и вертикальное высшее цель пропадает из нашей жизни, тогда все что остается это единственный мотив, просто наслаждение своих чувств, когда в разуме нет вот это высшей цели, которая как-то бы мотивировала человека, дисциплинировала его.

00:36:15 И все, и тогда уже начинают происходить моральная деградация: разводы, [неразборчиво], аборты, пьянство, наркомания и т.д., вот. Поэтому духовная жизнь, контроль чувств, он является, скажем так, позитивным или практичным, выгодным, если можно так сказать, на двух уровнях. И на уровне духовном, поскольку он приближает нас к высшей цели и на уровне материальном, потому что человек начинает вести такую вполне упорядоченную жизнь, вот. И идея Бога есть практически во всех культурах, вот человеку нужен Бог, а если нет его, значит, тогда нужен какой-то богозаменитель какой-то, идол или какой-то кумир, вот.

00:37:08 Или человек в конце концов себе сам себя провозглашает независимым, он может быть не говорит, что: «Я Бог», но говорит: «Я не от кого не зависим», это и есть форма, способ провозгласить себя Богом. Потому что не зависимым является только сам Бог, больше никого, вот. Но, тем не менее, как вот чувство голода, указывает на реальную нужду в пищи, и на то, что где-то эта пище есть, точно так же и жажда знания указывает на то, что у нас есть развитый разум, который жаждет этого знания. И также это указывает на то, что где-то это знание должно быть. Иначе, у нас не было бы нужды и необходимости в этом знании. Некоторые люди приводят такой аргумент и говорят, что: «Вера в Бога, это признак слабости. Что люди, которые потерпели поражение в борьбе за успех в этом материальном мире, вот они становятся на путь иллюзий, пытаются как-то этого Бога, где-то обрести», вот.

00:38:14 То такой аргумент, он на самом деле не состоятельный. Потому что в действительности духовной жизни, в её вот полном объеме, не только просто как какая-то вера, а вера плюс контроль чувств. Итак мы получаем знания через веру, сохраняем его, впитываем, это знание становится частью нас, через контроль чувств. Это все не для слабачков на самом деле, вот. Это достаточный акт самоотречения, это борьба с духом чувственных наслаждений, внутри себя, вот. Это занятие на самом деле для достаточно волевых и серьезных людей. Отказаться от обычной жизни, в невежестве и страсти, в которой идет деградация, это не так то просто, это требует большой силы.

00:39:00 Это своё рода, даже подвиг, когда человек жертвует чем-то, так сказать, низменным, хотя и близким и родным чувством наслаждения, ради высшего, это подвиг. Т.е. это то, что подвигает нас выше, продвигает нас выше. Ну конечно можно сказать, что: «Если Бог есть, то почему в мире столько зла?». Но это вопрос на самом деле не к Богу, это вопрос к нам. Потому что мы выбрали этот мир, мы выбрали, мы превратили его фактически сами в тюрьму, в общество богоотступников. Это наш выбор, это не его выбор. И те, кто с ним они вне зла. Зло это не творение Бога. Зло это результат нашего игнорирования Бога. Как есть такая притча. Как один человек он пришел к брадобрею, вот значит побриться и вот, в Индии это было дело.

00:40:03 Он значит сел к нему, тот его намылил, вот, давай его брить и индусы они такой народ общительный, стали разговаривать, вот о том о сем. И этот брадобрей говорит своему клиенту: «Ты знаешь, вот мы живем вроде бы в такой верующей стране, на самом деле я не очень то верю в Бога. Потому что на самом деле столько зла, столько всего. И вот где же этот бог, если злой мир? Почему он допускает всякие разные такие вещи?», вот. Ну, это человек, клиент, слушал, слушал и потом, в конце концов, когда тот его уже добрил, он расплатился с ним, вышел на улицу. И увидел человека обросшего, с такой шевелюрой огромной, длинные волосы, бородище такая, и он тут же развернулся, вернулся в эту лавку к этому брадобрею. Говорит: «Слушай» говорит: «Я вот только что кое-что видел, на этом основании, я утверждаю, что тебя как парикмахера, как брадобрея нет». Тот говорит: «как это меня нет? Вот он я есть, я живой. Я брею людей. Вот, так сказать, моё производство, можно понаблюдать».

00:41:07 А он говорит: «Нет, нет. Я только что видел человека, обросшего с огромной бородой и на этом основании я делаю вывод, что никаких парикмахеров, брадобреев нет. Потому что есть бородатые и обросшие люди». Этот брадобрей отвернулся и говорит: «Так это ж все лишь проблема его. Это он ко мне не приходит, поэтому такой обросший». И тогда этот клиент ему говорит: «Вот знаешь что, ты говоришь, что этот человек обросший, потому что он к тебе не приходит, точно так же я могу тебе возразить, что люди страдают и столько всего происходит, не потому что бога нет, а потому что они к нему не приходят. Потому что они к нему не обращаются», вот. Т.е. наличие каких-то проблем, сложностей и в жизни каких-то не справедливостей, каких-то страданий, это вовсе не аргумент в пользу того, что Бога нет. Это аргумент за то, что люди просто не следуют его добрым советам, вот.

00:42:02 Они не получают нужного знания, они не контролируют свои чувства, поэтому, так сказать, в их жизни происходит вот такое. А теперь мы берем снимаем с себя всю ответственность за свои действия и бросаем вызов Богу, говорим: «Где этот Бог? Куда он смотрит, допускает то-то, то-то и то-то?», вот. Т.е. это типичный пример того, как люди пытаются снять с себя ответственность. Или когда они принимают только одну половину духовной жизни, они говорят: «вот, нам нужно знание, нам нужно что-то такое, дайте нам, вот. Мы верим». Они могут действительно обладать какой-то верой и получать какое-то знание, но знание не удерживается у них в сердце, оно проходит, как через туннель из одного угла в другой. Почему? Потому что они не принимают вторую половину духовной жизни, которая состоит в контроле чувств.

00:43:00 Итак, для получения знания духовного необходима вера, а для сохранения знания, что бы оно превращала нас уже в качественно других людей, необходимы вот эти вот определённые правила. Предположим, эти десять заповедей библейских или в ведической традиции четыре регулирующих принципа, это: отказ от насилия, т.е. мясоеденье; отказ от всяких разных интоксикаций (алкоголь, наркотики); отказ от азартных игр всяких разных таких вот в [неразборчиво] деятельности, которые стимулируют лживое мышление; и определённые ограничения в половой сфере, разной степени строгости существуют. Для кого-то первый шаг, это ограничить половую жизнь рамками брака. Для тех, кто уже достиг этого уровня и духовно развивается дальше, получает высший [кут], следующий этап, они могут перейти только на уровень, когда они используют половые отношения только для зачатия детей.

00:44:02 Это в зависимости от уровня человека, каждый принимает свой стандарт, но так или иначе нужно понять, что если человек свою жизнь добровольно не регулирует, не контролирует свои чувства, тогда никакое знание у него не будет удерживаться. Все, так сказать, он будет топить сколько угодно печку, но если окна у него открыты дома будет холодно. Потому что тепло все будет сразу же выходить, вот. Т.е. должен быть процесс определённой трансформации, это вот эти запреты или регулирующие принципы, они удерживают энергию внутри, а позитивная, духовная деятельность, она трансформирует эту энергию в другое качество. Т.е. мы переводим, конвертируем, вот эту вот силу страсти и невежества, которое в нас есть, которое побуждает нас быть привязанным к этому миру. Через духовную практику мы конвертируем в благость, стабильность, в другое более высокое состояние.

00:45:05 Так предположим, вот молоко в процессе вот этого пахтанья, сепарации, оно так сказать, из него выделяется самая суть, вот это вот масло, топленое масло [неразборчиво], которое может хранится сотни лет. И говорится, чем дольше стоит, тем более ценным становится с лекарственной точки зрения, вот. Т.е. жизнь предназначена не для того, что бы растратить её на какие-то мелочные чувства наслаждения, туда, сюда, а жизнь предназначена человеческая для того, что бы из нее вычленить самое главное. Самое главное в нас сознание, духовное сознание, которое этой частицей высшего сознания, частицей Бога, вот. Это необходимо понять через знания, а через практику, через контроль чувств, через такую внутреннюю конвертацию, трансформацию, вот это знание уже переходит в плоскость непосредственно духовного опыта, когда человек просто вот это вот знание и веру в то что он чтится Богу, он уже воплощает на практике и обретает высший вкус, который позволяет ему уже очень легко, как говорится, обходится без вот этого невежества и страсти рабами, которых являются, к сожалению, большинство людей.

00:46:22 Все, сегодня на этом мы закончим. У меня сейчас не так много времени, потому что у нас тут уже поздно. И сегодня ещё тут снегопад такой, зима что-то вернулась, поэтому может быть один, два вопроса я отвечу и мне нужно уже ехать домой, поэтому я долго не смогу здесь оставаться на связи, вот. Пожалуйста, несколько, один, два вопроса, я готов на них ответить.
[Радио ведущая] Но вот пока Василий Рюрикович вопросов нет. Наши радиослушатели очень тихо слушали. Я сейчас проверяю, есть ли новые письма на почте, а в чат пока вопросов не поступило.

00:47:00 [Тушкин В. Р.] А по-моему с прошлого раза, остались какие-то два вопроса не отвечены, если я не ошибаюсь. Вы можете если их поднять.
[Радио ведущая] Сейчас откроем, посмотрим.
[Тушкин В. Р.] Угу.
[Радио ведущая] Так давайте, хорошо.
[Тушкин В. Р.] Если нет, так нет.
[Радио ведущая] В какой [гуне] буддизм, как религия ислам и христианство? Или это религии не в [гунах]? Есть ли стадии развития этих религий? Наверное, пророки были безукоризненно чисты, а нынешняя религия? Спрашивает слушательница. И можно ли полагаться помогать людям психологически больным. Если можно, то как лучше им помогать. Часто во мне такие люди ищут помощь, но мне трудно. Можно ли это объяснить. Вот вопрос такой прислала слушательница, в прошлый раз.
[Тушкин В. Р.] Но по поводу религий, я объяснял, что вот эти все названия: буддизм, мусульманство, христианство, это внешние традиции, вот. И эти внешние традиции, они не могут быть по [гунам] распределены.

00:48:03 Потому что цель у этих всех традиций изначально является развитие отношений с Богом, поэтому изначально они все, так сказать мотивируют человека к высшей цели, вот. Но, качество веры человека оно может быть в гунах: в невежестве, в страсти, в благости, об этом я говорил. И это уже связанно не с какой-то религией, не с каким-то измом, вот, а это связанно непосредственно с каждым человеком. В рамках любой традиции, что хотите индуизм, иудаизм, христианство, мусульманство, буддизм, есть люди, которые в рамках той же самой традиции, могу, их вера может находиться: в невежестве, в страсти или в благости, вот. Поэтому если религия пришла от Бога и ведет к Богу, то она конценентна, т.е. вне гун.

00:49:00 Но, сами адепты, последователи этой традиции, в соответствии с уровнем своей зрелости или наоборот не зрелости, они вот могут находиться в этих разных гунах. Другое дело, что некоторые из этих традиций, больше … , т.е. их можно классифицировать не столько по гунам, сколько по тенденциям персонализм и имперсонолизм. Допустим, скажем, в буддизме больше правильная такая имперсональная, т.е. без личная тенденция, когда людей настраивают на без личный аспект абсолюта, брахман или это состояние нарваны, вот. Где говорится о любви, допустим в христианстве, к Богу, то там естественно тенденция персонализская, т.е. личностная, что Бог личность, он любит, поэтому так же должны оказывать любовь и т.д. То же самое встречаем в традиции бхакти, это в индийских ведах.

00:50:01 Вот т.е вот так их можно классифицировать, больше персонализма или больше имперсонализма, вот. Но, даже имперсонализм, в его таком чистом виде, он тоже относится к благости. Потому что он показывает, что живое существо или душа, частица вот этого брахмана, высшего духа, она превосходит материальную энергию, т.е. превосходит и гуны, т.е. она вне гун. Поэтому просто конфессия, их по гунам расписать нельзя. В гунах находятся люди, последователи, согласно своему уровню развитости или не развитости. Что касается второго вопроса, можно ли помогать людям психически больным, если можно, то как лучше помогать. Для этого нужно иметь квалификацию, вот. Если у человека такой квалификации нет, то лучше, как говорится с этим делом не связываться, вот. Потому что это люди тяжелые, ну конечно есть разные степени расстройства, вот. Как правило, это все достаточно плохо лечится, все зависит, конечно, от степени вменяемости человека.

00:51:02 Если человек в какой-то степени вменяемый, хотя бы он понимает, что у него не все в порядке, вот, тогда он как-то можно ему помочь. Если он не контролирует себя, не контролирует свои чувства, тогда помочь ему достаточно сложно. Хотя, в какой-то степени, можно помогать чем? Можно помогать такими вещами, как освященные субстанции, допустим, освященная вода, освященная пища. Вот вода называется чаринамрита, освященная. Вот эти вещи, они действуют на человека помимо его понимания. Они не требуют каких-то таких дисциплинированных действий, т.е. от него не требуется как [неразборчиво], что вот «Лечись! Следуй каким-то там процедурам». Нет. Потому что эти субстанции сами по себе чисты, духовны, они связаны, так сказать, с Богом, освящены, вот. Поэтому они могут приносить людям, как бы облегчение, в каких-то случаях даже могут приносить выздоровления. Нужно понимать, что психические расстройства, они связаны с тем, что человек раньше не правильно пользовался своим сознанием, своим разумом и теперь он этого разума лишился, вот.

00:52:11 Т.е. это вещи не простые. Требуется, что бы человек какое-то время, как говорится, отстрадал в таком состоянии, вот. Или нужно как-то уметь себя очень мудро вести, в противном случаи эти люди, они просто будут действовать как паразиты и самым [неразборчиво] стать, как бы состояние заложника и устать от всего этого, вот. Поэтому здесь все зависит от квалификации, каких-то обстоятельств, вот. Как правило, эти люди должны быть в какой-то степени изолированы, вот. И лучший способ помогать им, это помогать им так, что бы они этого не знали. Если они сами не осознают себя, тогда им помогать лучше не осознанно. Вот поить их такой, вот освященной водой или кормить освященной пищей. Это до определённой степени будет смягчать и в определённых случаях может даже излечить их состояние.

00:53:00 И вот ещё вопрос был про хорошую карму, но это….
[Радио ведущая] Да, я сейчас объясню. В прошлой передачи вы ответили на вопрос, я напомню. Не скучно ли людям, существам, живущим на высших планетах? И чем они могут заслужить понижения уровня жизни, опять реинкарнироваться на землю? И вот пришло дополнение к этому вопросу, уже, после того как вы на него ответили. Хорошая карма заканчивается, они же на высших планетах живут только в благости, вот как так понять, там же нет страсти?
[Тушкин В. Р.] Дело все в том, что высшие планеты, это материальный мир, это своего рода как курорт. Если предположим человек, здесь работает, работает, зарабатывает деньги, потом он может на эти деньги поехать куда-то в райское местечко, вот. И пока у него хватает денег, он там может отдыхать наслаждаться, потом когда деньги заканчиваются опять возвращается к месту своей работы, опять начинает зарабатывать. Вот точно эта жизнь на райских планетах, в этой благости, она зарабатывается определёнными, правильными кармическими действиями здесь, определёнными ритуалами, практиками и т.д.

00:54:11 Вот это и есть, как бы поездка, на такой вот вселенский курорт, вот. Но рано или поздно у всех путевки заканчиваются, и они опять возвращаются на средний уровень. Потому что землю называют [кармостран], т.е. место, где люди зарабатывают карму. Там они отрабатывают карму, хорошую карму свою, хорошую карму отрабатывают, получают наслаждения, блага какие-то. А на земле, здесь зарабатывают карму. Поэтому, как деньги, рано или поздно заканчиваются, и приходится их зарабатывать, точно так же и хорошая эта карма исчерпывается и поэтому они опять приходят сюда, в то место, где карма творится и создают себе новую благоприятную карму. По меньшей мере в [Багават Гите], в девятой главе именно так объясняется этот процесс, что они возвышаются до этой [Сварге] (рая вселенского, а потом, когда их карма исчерпалась, они опять падают сюда на землю.

00:55:09 [Радио ведущая] А вот ещё если можно вопрос, очень интересный.
[Тушкин В. Р.] Угу.
[Радио ведущая] Приведите, пожалуйста, пример проблем, которые возникают у людей, которые продвигаются в духовной практике?
[Тушкин В. Р.] Проблемы, которые возникают у людей практикующих духовный путь. Их можно, скажем так, классифицировать по [гунам]. Опять же невежество, страсть, благость. Если человек имел какие-то привычки в невежестве, страсти, благости то, как правило, они так легко не уходят. Ну, привычки в невежестве, в основном, это то что связанно с какими-то такими грубыми питанием: мясо, рыба, яйца, алкоголь, табак, наркотики, это проблемы которые связаны с [гуной] невежества. И человек может каким-то таким волевым импульсом попытаться порвать с этими вредными привычками, но какое-то время они его, так сказать, будут ещё деражать, вот.

00:56:09 В [гуне] страсти трудности, преодоление, это как правило, половое желание, секс. Это более тонкая [гуна] и поэтому сложнее преодолеваются все эти вещи, но если человек, допустим, преодолел и это, теперь он переходит в другую более высокую [гуну] благости. В [гуне] благости он контролирует своё чувство. Но какое препятствие там? Гордыня. Он гордится теперь тем, что он такой чистый, что он преодолел, что у него нет дурных привычек, что он избавился от всего такого, что в основном люди здесь такие все падшие и т.д., в невежестве, страсти, а он уже такой «великий герой», ученый, благостный человек. Т.е. в [гуне] страсти свои подводные камни, свои испытания, вот это вот «медные трубы», слава, он становится известным человеком, его начинают почитать, уважать, вот. И это тоже является определённым испытанием, определённой трудностью.

00:57:00 И смирение поэтому то и нужно. Духовный учитель тот, кто всегда выше нас, вот, что бы у нас голова не закружилась от гордости, вот. Т.е. все как правило, вот эти три [гуны] мы все природы, они и создают все эти трудности, «огонь, вода, медные трубы», вот. Самое трудное испытание, это испытание уже в [гуне] благости, вот. Когда Будда достиг своего состояния просветления тоже различные, так сказать, демоны в уме искушали его всякими этими разными вещами, вот. Он их всех испепелили огнем духовного знания. Поэтому пока человек полностью не поднялся над всеми тремя качествами материальной природы, определённые воспитания нужны, но эти испытания, они на самом деле важными являются для него, что бы он, на каждом уровне подтверждал свою искренность, вот. Потому что если он искренен и он найдет в себе силы следовать процессу и Господь поможет ему своей, так сказать, милостью.

00:58:04 А если человек не искренний, тогда он будет, так сказать, давать какую-то слабину и будет себя оправдывать там чем-то. Что в принципе не дисквалифицируют его духовная жизнь, а просто замедляет процесс, процесс очищения замедляет. Человеку вновь и вновь приходится, проходит через эти испытания, пока, в конце концов, он при помощи духовной силы и так сказать милости Бога, эти все проблемы не разрешит. На этом я бы хотел уже, наверное, закончить, откланяться. Потому что мне уже пора ехать, если уже темно, пятнадцать минут восьмого. У нас уже вечер, снег сильный идет, поэтому мне уже нужно двигаться, вот. Поэтому я прошу прощения. На этом мы закончим.
[Радио ведущая] Да. С удовольствием, не будем вас задерживать. С удовольствием хочу вас поблагодарить, от лица слушателей. Они пишут: «Спасибо за интересный эфир. Очень благодарны вам». Спасибо Василий Рюрикович, удачи вам.
[Тушкин В. Р.] Спасибо. До новых встреч.

00:59:00 [Радио ведущая] До свиданья. Уважаемые радиослушатели вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Сегодня у нас очень насыщенный эфир. Ознакомьтесь с программой расписания передач, очень интересно и присоединяйтесь не только вы, но и зовите своих друзей слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Евгения Ильченко | 06 January 2012