Духовные причины экологического кризиса

Владивосток - 17 July 2007
Исторические предпосылки кризиса духовности и экологии. Как научно-технический прогресс повлиял на экологию Земли? Как на экологию влияет мясная промышленность? Какие пути выхода из экологического кризиса возможны? Четыре шага к балансу духовного и материального. Первый шаг: переход на вегетарианство. Второй шаг: реформа образования. Третий шаг: переход на духовные источники счастья. Четвёртый шаг: переход на новый уклад жизни. Простое и примитивное - не одно и то же.
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:57:01 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 2792 | скачано: 2032 | избрано: 41
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Заставка радио]: Каждый вторник, в 11 утра прямой эфир из Владивостока, Тушкин Василий Рюрикович «Самое сокровенное знание» только на Аюрведа-радио и только для вас.
[Тушкин В.Р.]: Здравствуйте. Меня зовут Василий Тушкин, и мы начинаем очередную лекцию в рамках курса «Самое сокровенное знание». Сегодня у нас на очереди лекция, посвящённая такой теме, как «Духовные причины экологического кризиса». В прошлый раз я рассказывал о том, что Веды являются, своего рода, удивительным синтезом науки и религии.

00:00:55 И я говорил о том, что существуют различные типы технологий: технологии духовные, технологии, основанные на гармонии человека с природой, с Богом, и технологии разрушительные синтетические, технологии, которые основаны на эксплуатации ресурсов, на разрушении окружающей среды. И поэтому сегодня, естественным образом, мы перейдём, так сказать, плавно к этой теме, которая, как раз, глубже раскроет вопрос взаимоотношения человека с природой, с Богом, с высшими законами, и как это всё отражается непосредственно на нашей среде обитания.

Исторические предпосылки кризиса духовности и экологии

00:01:37 Итак, совершенно очевидно, что современные технологии не так эффективны, как это может показаться, а их побочные эффекты, порой, перекрывают те блага, ради которых эти технологии создаются. И, как раз, в этот раз мы поговорим о некоторых ужасных последствиях современных технологий в сфере экологии. Не секрет, что экологическая ситуация в мире стала ухудшаться именно в связи с научно-технической революцией и введением новых технологий. Современная наука стала бурно развиваться в Западной Европе в последние где-то 300-400 лет в посттрадиционной культуре.

00:02:22 А традиционная культура всегда в качестве своего основания имела веру в высшее существо или в Бога, и убеждённость в том, что раз Бог совершенен, то и его творение так же совершенно, и поэтому оно не нуждается в реформах. И вот такое духовное понимание в практической и экономической сферах выражалось в том, что люди не усложняли свою материальную жизнь развитием искусственных потребностей, индустрии.

00:02:51 Экономика была преимущественно аграрной. Крупной индустрии не было. Ремёсла удовлетворяли бытовые потребности людей. Люди были, как-то, проще, мудрее, так как они жили ближе к природе и чувствовали свою зависимость от неё. В доиндустриальной Европе люди верили в то, что человеческая жизнь имеет объективную духовную, божественную цель. Поэтому материальный прогресс играл второстепенную роль по отношению к духовному развитию.

00:03:22 Очень хорошо сказал о менталитете людей тех времён профессор Ейского университета Роберт Лопец, он сказал так, что «этим людям не было нужды, как Эйнштейну создавать общую теорию физики, ибо Господь, обладающий всепроникающей природой, уже создал эту общность и единство. Он поддерживал порядок в мире, уравновешивал все противоречия, был импульсом всех действий, а также являлся общепринятой целью жизни».

00:03:48 То есть так вот он сформулировал их представление об общности, когда они пытались создать единую картину мира, не на основе физических представлений о единстве реальности, а когда вот этой, как бы, главной точкой сборки, центром всей этой схемы мироздания выступала разумная личность - источник творения. Это и было, собственно говоря, их общей теорией, общей концепцией мира.

00:04:16 Итак, даже первые учёные Европы, такие как Николай Коперник, например, признавали, что Вселенная – это божественное творение. Но уже позже, в эпохи Ренессанса и, так называемого, Просвещения (в кавычках), учёные, опьянённые своими открытиями, всё меньше стали замечать руку Бога на холсте Вселенной. Космос в их глазах становился всё более холодным и безжизненным местом, которое управляется не божественными силами, а, просто, математически описуемыми физическими законами.

00:04:50 Так появилась философия редукционизма. А редукционизм обозначает – сокращение, редакция, то есть когда всё творение низводится до материальных элементов, отказывается в существовании чему-то более высокому, духовному. И так появилась философия редукционизма, которая до сих пор составляет основу современной науки. Эта философия означает, что душа и Бог безжалостно упраздняются как ненаучные понятия.

00:05:18 Все наши внутренние переживания и устремления учёные пытаются объяснить рефлексами и высшей нервной деятельностью. Попытки понять феномен жизни на опытах с мышами или лягушками убедили учёных в верности материализма, как им показалось. Как сказал один мудрый человек: «Варварские методы привели к варварским выводам». Но как именно сознание возникло из мёртвой материи до сих пор непонятно всем учёным, это загадка, как была, так и есть.

00:05:46 Итак, знание, не отягощённое ответственностью перед Богом, нужно было учёным для того, чтобы покорить природу. Всем известен афоризм Френсиса Бекона: «Знание-сила». А вот ещё известное высказывание нашего известного учёного ботаника Мичурина, когда он сказал: «Мы не можем ждать милости от природы. Взять их у неё - вот наша задача». То есть дух насилие над природой, желание покорить природу, ясно прослеживается в этих словах.

00:06:16 Но, по иронии судьбы, чем больше мы пытаемся покорить природу, тем больше мы становимся зависимыми от неё, это очевидно. И вот этот процесс разделения науки и религии, когда наука и религия разошлись, неслучайно начался именно в Европе, потому что европейское духовенство, вследствие тесного слияния и компромиссов с политическими кругами, стало терять духовное знание, то есть самую сущность религии.

00:06:42 Утратив знание, священники стали противопоставлять веру разуму. Примером этого является инквизиция. И этим самым они отворотили от религии интеллигенцию тех времён, которая стала искать альтернативных путей объяснения мира. И вот это размежевание деградировавшего духовенства и ищущей интеллигенции и стало основой раскола разума и веры, и породило, с одной стороны, материалистическую науку, которой чужда всякая духовность.

00:07:12 А, с другой стороны, духовность стала полностью сентиментальна, то есть из неё практически исчезло духовное знание. Итак, это разделение привело к тому, что проиграли всё. Религию стали обвинять в сентиментальности, недостатке знания, а науку стали осуждать за излишний рационализм, холодность и бездуховность. В Индии, как интересно, такого раскола между наукой и религией никогда не было.

00:07:37 Поскольку Веды, как раз, объединяют в себе науку и религию, в прошлый раз я об этом рассказывал, и они дают человеку подробное научное описание мира и при этом высшую духовную цель жизни. Одним словом, Бога, как источник мира, можно не только познать своим интеллектом, но также можно ещё и полюбить, то есть, разбудив своё эмоциональное и духовное начало. Лишь во второй половине двадцатого века со времён правления [Джоахарлала Неру] Индия, игнорируя своё духовное наследие, стала на порочный путь материализма.

Как научно-технический прогресс повлиял на экологию Земли?

00:08:12 Итак, нынешние экологические проблемы являются естественными и предсказуемыми последствиями деятельности цивилизации, основанной на материалистической науке и технократии, которые зародились в Европе несколько столетий назад и позже распространились по всему миру. И в этой лекции я не пытаюсь осудить науку и технологию, как таковые, а просто пытаюсь показать, к чему они приводят, когда игнорируют духовную сторону реальности без достаточных оснований.

00:08:43 Почему мы должны игнорировать духовную сторону? Потому что она не описывается языком физики и математики, ну и что? Многие науки не описаны математическим языком, например, не такие уж, как говорится, старые науки: социология, психология - которые стали называться науками не так давно, несколько десятков лет назад. Они тоже, обществоведение какое-то, это науки, лишённые математического языка, казалось бы, тем не менее, им присвоен статус науки.

00:09:13 Почему духовное знание, религия лишена такого статуса? Это не совсем справедливо. Итак, когда наука игнорирует духовную сторону реальности без достаточных оснований, тогда получается, что этот технический прогресс, к сожалению, не сопровождается прогрессом духовным. Без технологии, конечно, жить невозможно. Но есть технологии естественные, которые не нарушают отношения человека и среды обитания. А есть технологии синтетические.

00:09:42 И вот эти синтетические технологии, как раз, и являются основной причиной экологического кризиса, потому что биосфера земли не усваивает многих продуктов современных технологий, и они остаются здесь, они разрушают саму эту среду. В одном из интересных стихов Бхагавад-гиты – одного из основных ведических писаний, говорится о том, что атеистические взгляды неизбежно приводят к разрушению мира.

00:10:11 И разрушительная деятельность на ведическом языке, на санскрите, звучит как угра карма. От корня Угра происходит русское слово угроза, то есть Угра карма – это угрожающая или разрушительная деятельность. И поэтому атеизм или материализм – это, не просто какая-то философия, а это философия с определённым практическим последствием, потому что всякая философия имеет свои моральные и материальные последствия.

00:10:36 И можно посмотреть, к каким экологическим последствиям привёл воинствующий материализм. Я буду приводить некоторые статистические данные, которые я взял из базы данных Всемирной Организации Здравоохранения и Комитета по контролю экологической ситуации при ООН, в частности, я буду приводить некоторые цифры оттуда. Там говорится, что миллионы гектаров тропических лесов вырубаются ежегодно под пастбища для убойного скота.

00:11:08 При нынешних темпах все тропические леса будут вырублены чрез 80 лет, а леса – это, как известно, лёгкие планеты. Второй показатель экологического кризиса – разрушение почвы через химические удобрения. Естественную питательность почвы сейчас заменяют химией, поэтому овощи и фрукты становятся безвкусными, да ещё и опасными для здоровья. Начиная с 50-х годов, уже одна пятая плодородных земель планеты уничтожена разрушением почвы химикатами.

00:11:40 Для защиты урожая от насекомых, овощи о фрукты опрыскивают пестицидами, которые потом возвращаются к нам же вместе с пищей. Следующий показатель экологического кризиса – это горы мусора, которые стали символами эпохи потребления. Жители, так называемых, развитых стран используют в десять раз больше стали, в 12 раз больше топлива и в 15 раз больше бумаги, чем жители развивающихся стран.

00:12:10 Ядовитые отходы. Современная промышленность активно использует такие тяжелые металлы, как свинец, хром, ртуть, никель и кадмий. Их неизбежное присутствие в воде и в воздухе через пары вызывает малокровие и умственную отсталость, особенно у детей. Следующий момент экологического кризиса – это аварии на химических заводах. Например, в 1985 году в Индии на карбидном заводе сорвало клапан, и в воздух вылетело 30 тонн метана, 3000 человек погибли, 14 тысяч получили различные увечья, ранения, проблемы со здоровьем.

00:12:48 Следующий пункт экологического кризиса – это ядерные отходы и аварии на атомных электростанциях. Про Чернобыль уже написано много, не стоит об этом говорить. Я скажу о других данных. В США, в среднем, за год аварийное отключение АЭС срабатывает 765 раз, то есть, практически, каждый день два раза на какой-то электростанции, настолько они ненадежны и опасны. Ядерные отходы, которые либо тайно сбрасывают в океан, либо честно закапывают в землю, сохраняют свои токсичность, сколько вы думаете? 250 тысяч лет!

00:13:27 Около тысячи видов редких животных уже находится на грани уничтожения вследствие экологического кризиса. Теперь, что касается загрязнения воды. Ежегодно при авариях на нефтяных скважинах в океан уходит до 120 миллионов галлонов нефти. Но в 6 раз больше загрязнения составляют стоки с городских улиц, автотранспорта, промывки топливных танков и так далее. Одна треть населения Земли используют питьевую воду, не соответствующую санитарным нормам.

00:14:00 А поскольку тело человека состоит на 75% из воды, это сильно, естественно, садит почки, печень и так далее, потому что это качество такой грязной воды, оно подкашивает здоровье очень сильно. Далее - воздух. Больше всего токсинов поступает в организм через воздух. Автотранспорт – это главный источник этой проблемы. Две трети населения городов дышат таким воздухом, как если бы они выкуривали 10 сигарет в день.

00:14:25 То есть, если даже вы, некурящий человек, просто живёте в городе, то считайте, что вы дышите таким воздухом, как будто вы выкуриваете 10 сигарет в день. Грязный воздух вызывает, так называемые, кислотные дожди, которые разрушают памятники архитектуры. Например, греческий Акрополь за последние 25 лет пострадал больше, чем за предыдущие две с половиной тысячи лет, потому что интенсивно растёт, так сказать, идёт вот этот прогресс технический и его, такие, побочные последствия, соответственно.

00:14:58 Следующая статья экологического кризиса – это разрушение озонного слоя. Об этом очень много сейчас пишут. Всевозможные спреи, аэрозоли, растворители, и вообще, так сказать, грязный воздух, они разрушают озонный слой. Вследствие этого усиливается солнечная радиация, которая повышает риск заболевания раком кожи и приводит к массовой гибели планктона, который играет очень важную роль в цикле питания обитателей вод.

00:15:27 Также на экологию негативно действуют определённые военные мероприятия. Например, во время войны в Персидском заливе в 91-м году в воду были вылиты миллионы галлонов нефти, чтобы избежать атак из-под воды, столько туда вылили всего, чтобы ничего не видно было под водой. Были подожжены сотни нефтяных скважин, день превратился в ночь над Кувейтом. Чёрные облака распространились по всему Ближнему Востоку и части Южной Азии. Вот, таким образом военные действия влияют на экологию.

00:15:59 Далее, следующий момент – это глобальное потепление. Повышение содержания углекислоты в атмосфере, которое происходит вследствие сжигания отходов и выхлопа газов, приводит к тому, что тепло сильнее удерживается в атмосфере. По данным ООН потепление может привести к таянию льдов и повышению уровня мирового океана на 2 метра за следующие сто лет.

00:16:24 Даже, если повышение произойдёт всего на один метр, это уже затопит 5 миллионов квадратных километров низменных земель, на которых сейчас живёт 1 миллиард человек и которые составляют одну треть урожайных земель планеты. Такие могут быть последствия. Действительно, это очень высокая цена за отказ от простой жизни и возвышенного мышления. Технократия убеждает нас, что именно это и есть прогресс, то, что мы сейчас наблюдаем.

Как на экологию влияет мясная промышленность?

00:16:54 Особую роль в углублении экологического кризиса играет мясная промышленность. Она напрямую связана с уничтожением лесов, образованием пустынь, загрязнением и перерасходом воды, загрязнением воздуха и эрозией почвы. Вот цифры некоторые на эту тему. Каждый килограмм мяса южно-американских коров получается за счёт вырубки 55 квадратных метров тропической растительности. 1 килограмм, представьте себе, мяса – это 55 квадратных метров тропической растительности.

00:17:25 Далее, в США 260 миллионов акров леса вырублено под пастбища для убойного скота. Тот, кто становится вегетарианцем спасает 1 акр деревьев в год. Далее, интенсивное производство зерна на корм скоту приводит к высокому уровню эрозии почвы. И также, если посмотреть, то 1 килограмм мяса производится за счет потери 35 килограмм плодородного слоя почвы. Мясная промышленность сжигает огромное количество ископаемого топлива, загрязняя воздух.

00:18:00 Для производства говядины требуется в 39 раз больше энергии, чем для производства зерна и сои. Около 50% загрязнения воды в США происходит в связи с откормом скота. Пестициды и удобрения, используемые для выращивания зерна для откорма скота, стекают в озёра и реки. Они также отравляют грунтовые воды. Нитраты, испаряющиеся из открытых танков, в которых собирают экскременты животных на бойне, приводят к кислотным дождям, разрушающим леса.

00:18:36 Итак, получается, что построенная на атеизме, стяжательная и безрассудная цивилизация привела планету в серьёзную опасность. И Западные страны несут самую большую ответственность перед миром за этот экологический кризис. Получается так, что стиль жизни этого высшего эшелона: водителей машин, мясоедов, любителей кока-колы и производителей максимального количества отходов - создал очень большую угрозу для планеты. На протяжении веков философы и духовные лидеры осуждали материализм, как гибельный путь.

00:19:12 И всё же, заинтересованные в наживе круги пропагандируют идеологию, которая измеряет качество жизни ростом потребления. Но возрастающее потребление истощает ресурсы и поэтому материализм экономический и экологический, это обречённая философия. То есть, опять же, мы говорим о том, что во всякой философии есть свои совершенно практические последствия. Поэтому это не просто, такая, безобидная вещь, «Верю в Бога, не верю я в Бога». Если человек игнорирует эти высшие законы, то это не просто дело его совести, а это имеет совершенно чёткие последствия.

00:19:47 Поэтому, когда мы пытаемся вот так грубо вмешиваться в материальный мир, использовать не естественные, а именно такие искусственные, синтетические технологии, то это оборачивается такими тяжёлыми последствиями, о которых я только что говорил. Итак, вот это, возрастающее потребление истощает ресурсы. И потом, материализм - экономически и экологически, обречённая философия.

00:20:10 Он не переживёт тех трудностей, в которые загнал сам себя и загнал всех людей. Поэтому нужен уже прорыв к духовному сознанию, об этом, в общем-то, всё больше и больше начинают говорить люди. И хотя до недавнего времени многие люди были убеждены в том, что научно-техническая революция откроет нам врата в рай. Как стало ясно из вот этих данных, которые я привёл, наша планета, как раз, медленно, но верно превращается не в рай, а в ад.

Какие пути выхода из экологического кризиса возможны?

00:20:44 И теперь я расскажу немножечко о некоторых практических путях, которые могут помочь в сложившейся ситуации и указать нам пути выхода из экологического кризиса. Очевидно, конечно, что не сама наука и техника привели планету в ужасное состояние, а дух материализма и отсутствие понимания законов более высокого порядка. Поэтому наивно думать, что какими-то, просто, поверхностными мерами можно решить эту проблему. А ведь именно так думает большинство людей.

00:21:21 И вот я приведу вам некоторые примеры того, как, вполне искренние, но лишённые духовного знания люди пытаются решить проблемы экологии. Чем они занимаются? Они могут создавать какие-то различные комитеты по контролю за экологической ситуацией, они могут проводить массовые демонстрации против строительства АЭС или вредных производств возле городов или деревень. Они могут спонсировать какие-то экологические мероприятия.

00:21:49 Они стимулируют такие процессы, как переработка отходов, они бойкотируют и объясняют другим вредность определённых товаров, чтобы разорить вредные производства. Они переходят на вегетарианство и кожзаменители. В Европе есть такие энтузиасты, которые говорят: «Снимайте шкуры, не носите все эти одежды, сделанные из меха и шкур, которые являются следствием убийства животных».

00:22:15 Достаточно много таких вот активных группировок, которые пытаются таким путём, как-то, людей пробудить к реальности. Они участвуют в деятельности обществ по охране природы, типа «Гринпис» и тому подобные. Но не смотря на все эти благие начинания, кризис продолжает углубляться, потому что корень этой проблемы остается нетронутым, потому что сам потребительский дух, именно он загоняет нас в кризис. И получается такая интересная вещь, что мы предстаём перед очевидной дилеммой.

00:22:52 В чём она? В том, что, с одной стороны, мы хотим иметь чистую и здоровую окружающую среду, а с другой стороны, большинство людей стремятся к такому стилю жизни, который неизбежно приводит к экологическому кризису и эту самую среду обитания разрушает. То есть мы натыкаемся на такое убеждение, что сила нации измеряется её индустриальной мощью, а счастье людей отождествляется со способностью потреблять и приобретать как можно больше материальных благ.

00:23:24 И как же найти золотую середину? Как найти средство удовлетворения нужд человека, не разрушая при этом саму среду нашего обитания? Совершенно очевидно, что ответ на этот вопрос лежит, вообще, не в материальной плоскости, потому что, если мы говорим, что всевозможные материальные технологии, вся эта техника, и так далее, именно она разрушает окружающую среду, никто с этим не спорит. Действительно, так оно и есть.

00:23:53 Химическая промышленность, автомобили, и прочее, прочее, прочее, так оно и есть, никто не спорит. «Но, если мы от этого откажемся, – люди говорят – ну, тогда пострадает наш комфорт». То есть совершенно очевидно, что что-то нужно принести в жертву. Либо свой комфорт нужно принести в жертву, и тогда мы будем жить в чистой окружающей среде, но будем ездить на машинах, как на лошадях, на каких-то там повозках. Это не всех устроит, то есть выигрывает экология, проигрываем мы, в каких-то других показателях.

00:24:22 Или, наоборот, мы говорим: «Ну, и Бог с ней, с этой экологией. Сколько на нас нашего времени хватит, отпущено, столько и будем, а после нас хоть трава не расти». То есть две, вот такие, могут быть крайности. Одни полные натуралисты, другие, скажем, наоборот, техники, которые говорят: «Только технический прогресс и всё остальное», или пытаются, допустим, найти какие-то альтернативные виды топлива, вместо бензиновых автомобилей, какие-то электромобили, ещё что-то, вот, пытаются найти какие-то альтернативные источники энергии.

00:24:53 Но, в любом случае, эти две крайние тенденции сохраняются. Конечно, у второй тенденции, у неё больше последователей. То есть люди, всё-таки, настаивают на том, что технический прогресс является очень и очень важным. Людей, которые готовы вести такой чистый, духовный, отречённый образ жизни крайне мало. Но смысл в том, что, всё-таки, решение этой дилеммы лежит не в материальной плоскости. Оно лежит в системе ценностей человека. Очевидно, что, если дух потребления не остановить, то кризис будет углубляться.

00:25:29 Но как убедить людей в том, что снижение потребления не отразится на качестве жизни? Это очень трудно. Поэтому без смены акцента на духовную жизнь, этого не произойдёт. Причём, когда я говорю о духовном, то речь идёт не о каком-то там повальном уходе в монастырь, а, просто, о выравнивании баланса между материальным и духовным. По мнению учёных, Международного Института Бхактиведанты для восстановления разрушенного равновесия необходимо сделать 4 кардинальных шага. Какие могут быть позитивные альтернативы?

Четыре шага к балансу духовного и материального

Первый шаг: переход на вегетарианство

00:26:04 Итак, шаг первый, новая диета или переход на вегетарианство. То есть об аспекте здоровья, так сказать, я тут много говорить не буду, это вещи, так сказать, достаточно очевидные, очень много сейчас всего на эту тему написано. Наверняка, на этом же радио «Аюрведа» бывают, так сказать, различные программы, есть много книг, которые вязаны с тем, насколько вегетарианское питание является более предпочтительным, здоровым и естественным для человека.

00:26:36 Поэтому я об аспекте здоровья сейчас много говорить не буду. Скажу здесь коротко только о экономических и экологических преимуществах вегетарианства, поскольку у нас тема «Духовность и экология. Духовные причины экологического кризиса». Итак, опять же несколько цифр вам. На земле, где едва прокармливается один человек, питающийся мясом, можно прокормить 20 вегетарианцев, то есть в 20 раз больше. Второе, на получение одного килограмма говядины, уходит 16 килограмм зерна и сои.

00:27:07 80% кукурузы и 95% овса в США идёт на корм убойному скоту, за счёт этого можно было бы дополнительно кормить 1,3 миллиарда человек, какое огромное количество. Далее, при трансформации зерна в мясо теряется 90% белка, 99% углеводов и 100% питательной клетчатки. Около 50% загрязнения воды в США происходит в связи с откормом скота. В основном данные здесь по США идут, поскольку это их, так сказать, источники. Мясная промышленность в США забирает ежегодно 50% всей потребляемой пресной воды в стране.

00:27:55 Для производства 1 килограмма пшеницы нужно 100 литров воды, а для производства 1 килограмма мяса – 10 тысяч литров воды, вот такие пропорции, такие соотношения. Итак, мясное питание невыгодно, с точки зрения сельскохозяйственной экономики, оно даёт огромное количество отходов и неэффективно с точки зрения питательности. Поэтому существенного вреда природе можно было бы избежать, если бы люди стали вегетарианцами. Итак, для постепенного, так сказать, перехода к более естественной жизни, первый шаг – это новая диета или переход на вегетарианство.

Второй шаг: реформа образования

00:28:34 Шаг номер два, это реформа образования. Совершенно очевидно, что безбожная современная наука изображает человека как бездушного биологического робота, просто, механизм, какая-то плоть, живая материя. Отсюда вытекают и чисто материалистические представления о наших потребностях. Если я физическое тело, значит, у меня в основном физические потребности. И это стимулирует эксплуатацию природных ресурсов ради интересов тела, что неизбежно приводит к кризису.

00:29:07 Отсутствие понятия о, так сказать, неощутимых Боге и душе, оборачивается вполне ощутимыми последствиями. Вот, интересная цитата, что сказал об этом Питирим Сорокин, бывший декан факультета социологии в Гарвардском университете. Он сказал так: «Цивилизацию, зародившуюся в Европе в средние века можно назвать чувственной, в том смысле, что она основана на принципе, гласящем: за пределами реальности и ценностей, которые мы ощущаем своими чувствами, другой реальности и выше ценностей нет.

00:29:42 И этика такой цивилизации, естественно, толкает человека к удовлетворению чувств и сугубо материальной практичности. И неизбежными последствиями такой системы ценностей будет насилие над другими и над самой природой». Очевидно, что мировоззрение – это не такая безобидная вещь, поэтому наше мировоззрение необходимо обогатить пониманием духовной стороны реальности, потому что в мире невозможно всё свести, просто, к атомам и молекулам.

00:30:18 Если бы этого метафизического смысла в жизни не было бы, тогда жизнь потеряла бы, вообще, всякий разный смысл. Из этого свести жизнь, просто, к материальным элементам – это то же самое, что свести литературное произведение, просто, к набору 33 букв русского алфавита. По большому счёту, возьмите любую книгу – это, просто-напросто, 33 буквы алфавита, которые в разном порядке разбросаны, какой в этом смысл?

00:30:44 То есть, очевидно, что для человека, который не умеет читать, это всё набор одного и того же. Но люди, которые умеют читать, они через эти одни и те же буквы в разных сочетаниях находят новый смысл, новые идеи, новые эмоции. Поэтому точно так же наш мир состоит не только из материальных элементов, как текст состоит не только из букв. Эти буквы превращаются в слова, слова в предложения, предложения в смысл, в сюжеты. Точно так же все эти материальные элементы, это лишь внешнее проявление жизни.

00:31:13 А у жизни есть внутреннее, сокровенное содержание. Поэтому наука не имеет права дальше оставаться бездуховной, иначе, это просто приведёт уже к необратимому кризису. Сейчас до определённой степени кризис ещё обратим, многие учёные уже, как говорится, бьют тревогу по этому поводу. Но, похоже, что, как бы, немногое, что можно поделать, потому что у людей именно само мировоззрение такое уже, порочное.

00:31:41 Итак, интересно, что по этому поводу говорил известный нобелевский лауреат по физике Нильс Бор. Он говорил, что «мы все знаем о существовании сознания, так как все мы им обладаем, но сознание – это часть реальности, поэтому кроме законов физики и химии, есть ещё и законы другого рода, по которым развивается сознание». Так вот, например, закон кармы, изложенный в Ведах, и объясняет взаимоотношения Бога – сверх-сознания, души или сознания и физического мира, три основные составляющие: Бог, душа и сознание.

00:32:17 И, как раз, этот закон, он описывает все эти вещи, то есть, в какой зависимости мы находимся. Интересно, профессор философии Массачусетского Технологического Института в Бостоне, Хьюстон Смит сказал о законе кармы. И вот цитата из его статьи: «Современная наука придаёт большое значение причинно-следственным отношениям в физическом мире. Каждое физическое явление имеет свои причины, и каждая причина неизбежно ведёт к своим следствиям.

00:32:48 Веды смотрят шире на эти причинно-следственные связи во Вселенной, так как включают туда также ещё моральную и духовную жизнь человека». Вот это очень важный момент, чтобы люди понимали, что жизнь состоит не только из материальных элементов, что причинно-следственные связи на физическом уровне, это одно. Есть причинно-следственные связи на другом уровне. Мы же говорим, допустим: «Что посеешь, то и пожнёшь.

00:33:16 Как аукнется, так и откликнется», то есть моральная, такая, составляющая в этом законе причинно-следственных связей обязательно должна присутствовать. И всё это восходит к другим, более высоким духовным законам. Итак, понимание своей вечной духовной природы и богоцентрическая модель мира делают человека более ответственным и более широкомыслящим. Некоторые учёные уже понимают, что человек – это нечто большее, чем просто тело и биологическая машина.

00:33:51 Джон Эколс – нейро-биолог и нобелевский лауреат говорит об отличии души от тела, вот таким образом, цитата его: «Главная проблема состоит в понимании происхождения самосознающего Я, которое вступает во взаимоотношения с мозгом, в этом загадка личностного существования. Уникальность каждого из нас можно объяснить только в связи со сверхъестественным источником». То есть, не просто какой-то сентименталист, а серьёзный учёный, нобелевский лауреат говорит о том, что есть сознающее Я, а есть мозг. То есть этим самым он отделяет сознающее существо от мозга.

00:34:32 То есть он пытается сказать, что мыслим мы не мозгом. Мозг играет определённую роль, то есть это как своего рода компьютер, на котором мы работаем. Но оператор или человек, работающий на компьютере, и сам компьютер, это разные вещи. Так вот, он пришёл к выводу о том, что есть мозг, то есть машина, а есть тот, кто с этим мозгом, определённым образом взаимодействует. И вот, как раз, вот этого знания о сознающем существе, нашем истинном Я, которое пользуется физическим телом, частью которого является мозг, вот этого знания, как раз, не хватает.

00:35:08 И Веды сполна ликвидируют, как раз, пробел в этой области знаний, давая подробную информацию о природе души, индивидуальной души и высшей души или Бога. Если бы вот это знание было неотъемлемой частью нашего образования и культуры, то люди были бы больше ориентированы на самоосознание. И тогда акцент на эксплуатацию материальной природы, который сейчас лежит в основе индустриальной цивилизации и ведёт к экологической катастрофе, он был бы значительно меньше.

00:35:41 Итак, пункт второй, реформа образования. То есть, смотрите, начали мы с таких простых вещей как питание, указали на экономическую и экологическую целесообразность вегетарианства. Эта пища, которую мы потребляем, внешняя пища. Теперь внутренняя пища - образование. То есть это переделка системы ценностей, когда мы узнаём, что человек – это не просто биологический робот, а это сознающее существо, вечное живое существо духовное, которое взаимодействует определённым образом с этим телом, с этим мозгом.

00:36:12 Вот, когда это знание, именно, не просто как вера, что есть какая-то душа, а именно, как знание, чётко разработанное духовное знание. Если это знание будет представлено в системе образования, тогда, естественно, у людей будет уже больше появляться интереса к этой духовной сфере. Сейчас к духовной сфере интерес не такой, он есть, но он всё время окрашен каким-то сентиментализмом, что это всё якобы вера, хотя, в строгом смысле слова – это наука.

00:36:39 В Бхагавад-гите, одном из основных ведических текстов, Верховный Господь говорит, что «среди всех видов знания Я - есть возвышенная наука о душе». То есть наука о душе – это венец образования. Просто проблема в том, что в современной науке это не считается знанием, это считается верой. А в Ведах эта тема очень хорошо разработана, в деталях. И есть уже, так сказать, современные переложения этого на современный язык.

00:37:07 Тот же самый Свами Бхактиведанта об этом очень здорово говорит, в одной из лекций предыдущих я рассказывал об основных признаках этого, так называемого, спиритона или духовной частицы, носителя сознания, какие у него признаки, и как он отличается от материи. Когда это всё поставлено на научную основу, когда это всё так систематизировано подано, то, естественно, что люди начинают у этому более серьёзно относиться.

00:37:29 Если мы, просто, говорим: «Душа. Душа», никто об этом серьёзно не задумается, какая она, душа, что это такое, не определено. Поэтому, когда в систему образования вводится духовная наука, именно наука, не просто вера, какая-то сентиментальная наука, то это сразу же пробуждает в людях какой-то серьёзный интерес. У каждой науки находятся свои адепты.

00:37:50 И тогда, естественно, начинает немножечко смещаться уже акцент в сторону духовного развития, а это само по себе уже умаляет, так сказать, риск всяких разных проблем, потому что люди, которые развивают в себе духовные потребности, духовное знание, они меньше стремятся к материальному развитию. По меньшей мере, этот духовный вкус, духовная энергия, они начинают уже уравновешивать все эти материальные потребности.

Третий шаг: переход на духовные источники счастья

00:38:19 И теперь мы, естественным образом, переходим к третьему шагу, потому что, когда человек обрёл уже какое-то духовное знание, это при реформе образования, шаг номер два, теперь он может начать пробовать переходить на другие духовные источники счастья. Это, как раз, и есть пункт три, переход на духовные источники счастья. То есть сейчас люди в основном ставят своё счастье в зависимость от внешнего потребления, от внешней индустрии развлечений.

00:38:47 И пока люди не снизят уровень материального потребления, экологические и экономические проблемы будут углубляться. Однако, это возможно лишь тогда, когда люди научатся получать духовное удовлетворение из нематериальных источников. И Веды в этом плане предлагают нам богатейшую культуру, которая связывает нас с Богом во всех аспектах жизни. То есть сама тяга к наслаждению исходит из души, она естественна, но сейчас, порвав свои отношения с Богом, мы забыли о том, как душа может наслаждаться духовным способом.

00:39:24 И поэтому мы ищем счастья где? В материальной сфере. Естественно, что вечная душа не может быть счастлива преходящими материальными объектами. А Ведическая культура возвращает нас на путь духовного счастья. Есть духовная музыка, духовное пение, духовные танцы, духовная литература, разнообразные формы служения Богу, богатая храмовая ритуальная культура, всё это даёт очень глубокое удовлетворение чувства, без необходимости интенсивно эксплуатировать природу.

00:39:58 То есть кроме счастья, которое эта культура приносит душе, она также ещё очищает наше тонкое тело, где хранятся семена кармы прошлого. Мы создаём карму, забыв о Боге и используя его энергию для себя. Когда мы продолжаем действовать в таком режиме долгое время, то это уподобляет нас таким ворам-рецидивистам, которые уже не могут не воровать. То есть, когда человек совершает какое-то один раз греховное действие, с первого раза это трудно, но он, когда совершает потом второе, третье, у него уже появляются определённые, такие, навыки, его уже мышление, его желания, они с этими вещами легко согласуются.

00:40:38 И вот, когда человек долгое время неправильно мыслил и неправильно желал, то есть в его тонком теле уже вот такие вот были насечки, так называемые, самскары выработанные, то у него разрабатывалась, так называемая, инерция мышления. То есть инерция мышления, как раз, состоит в том, что люди, порой, даже не могут начать иначе мыслить. То есть вот этот механизм кармы действует таким образом, что уже человек даже не может остановиться от этого кармического разрушительного мышления.

00:41:10 И вот эта энергия негативной кармы проявляется в виде инерции мышления, когда мы, даже понимая, что жизнь надо кардинально менять, продолжаем действовать по-старому. То есть сила кармы удерживает людей в рамках разрушительных установок сознания, которые приводят к экологическому кризису. Когда люди говорят: «Да, да, я всё понимаю, но иначе уже жить не могу и мыслить уже не могу, так уже привык». То есть это обозначает, что уже сознание человека настолько сильно обусловлено.

00:41:40 И под давлением своих прошлых привычек, люди инстинктивно стремятся к излишнему потреблению и внешнему наслаждению, стимулируя чрезмерный экономический рост, который неизбежно разрушает среду, поскольку экономика сейчас не аграрная, а индустриальная. Однако, вот эту разрушительную энергию кармы, которая проявляется даже в виде нашего инерционного мышления, можно преодолеть силой духовной энергии.

00:42:06 И духовная энергия поступает к нам от Бога, когда мы контактируем с ним через процесс служения ему. Эта духовная энергия очищает сознание души, освобождает тонкое тело от кармы и даже гармонизирует процессы в физическом теле, то есть так действует духовная энергия. Для нынешней эпохи Веды предписывают процесс мантра-йоги, как самый эффективный способ очищения. При пении мантр духовная энергия уничтожает карму, так же, как свет рассеивает тьму.

00:42:40 Более подробно мы поговорим об этом в одной из грядущих лекций, которая у нас будет называться «Ведические мантры или магия звука», каким образом звук способен очищать пространство вокруг нас и пространство внутри нас: пространство нашего ума, пространство нашего тонкого тела. Итак, пункт номер три или шаг номер три на пути выхода из экологического кризиса - это переход на духовные источники счастья, когда человек начинает испытывать удовлетворение не от всей этой внешней мишуры, а от внутренних состояний.

00:43:17 Это не обозначает, что каждый должен уйти в себя и мы должны прекратить собираться, и вместе там веселиться, не об этом речь. Просто, сейчас люди не находят счастья внутри себя. Сейчас всё их счастье где-то во вне находится, нужно поехать куда-то, пойти, что-то купить, что-то там смотреть и так далее. То есть всё время счастье должно поступать к нам из каких-то внешних источников.

00:43:39 Как только во внешней среде ничего нет: плохая погода, телевизор не работает, компьютер сломался или какая-нибудь поездка куда-то сорвалась - человек становится несчастным, потому что теперь из внешней среды никакого счастья к нам не поступает. А внутри что? Внутри скука и пустота, вот и всё. Понимаете? То есть человек перестал быть способным радоваться, быть счастливым в жизни, просто от своей духовной природы, внутри, как говорится, «За душой ничего нет» - так говорят в народе. Так вот, там что-то есть.

00:44:08 Понимаете? Там всё есть, но необходимо этот внутренний ресурс активизировать. И для этого-то и существует культура духовного очищения, которая активизирует этот внутренний потенциал духовный, когда человек может быть счастливым независимо от того, в каком положении, каков он внешне: богат, не богат, много у него разных объектов наслаждения или немного. Вот это пункт номер три, переход на духовные источники счастья, которые не зависят от эксплуатации природы, от уровня производства, от чего-то ещё, и так далее.

Четвёртый шаг: переход на новый уклад жизни

00:44:38 И последний шаг, номер четыре, пожалуй, один из самых сложных, это переход на новый уклад жизни. В средневековой Европе, например, сельское хозяйство не работало на рынок, то есть экономика не была рыночной. И поэтому всё было построено на принципе местной самодостаточности. В химических удобрениях не было никакой нужды. По мере развития науки, роста городов и появления промышленности, вот такой тип сельского хозяйства практически полностью исчез.

00:45:13 Где-то в 16-18 веках стала зарождаться рыночная экономика. И само по себе понятие рыночная экономика подразумевает, что на небольших пространствах необходимо выращивать пищи для пропитания значительно большего количества людей, потому что стал рост городов. За счёт чего? За счёт уменьшения деревень. Люди хлынули из деревень в города. И вот теперь, раз, так сказать, уже местной самодостаточности не хватает, экономика уже такая должна быть, более, так сказать, рыночная, глобальная, теперь нужны другие методы обработки земли.

00:45:50 Теперь, значит, по мере развития науки, роста городов и появления промышленности, этот тип сельского хозяйства сменился на другой, появилась рыночная экономика. И стали применяться индустриальные методы в сельском хозяйстве, начался процесс, который даже сегодня разрушает традиционную деревенскую экономику и окружающую среду. То есть совершенно очевидно, что когда пошла индустриализация, понадобились ещё дополнительные руки в городах, на заводах, на фабриках.

00:46:19 Откуда они возьмутся? Они стали, так сказать, из деревни, то есть деревня стала приходить в упадок. И теперь и в городах стало появляться больше людей, которые не производят реально продуктов питания, в городах продукты питания не производятся, они все производятся в сельском хозяйстве. Города просто там уже их как-то обрабатывают, пакуют, перерабатывают.

00:46:39 А сам продукт производится на природе, естественным образом. И потому теперь, так сказать, меньше людей стало иметь свои какие-то участки земли, заниматься сельским хозяйством, поэтому теперь меньшему количеству людей на меньшей земле нужно выращивать больше продуктов для тех людей, которые живут в городах. Вот это породило уже другой тип сельского хозяйства, который неизбежно привёл к усиленной эксплуатации земли.

Простое и примитивное - не одно и то же

00:47:06 Итак, вот такая урбанистическая индустриальная цивилизация является очень серьёзной причиной экологического кризиса. То есть, как бы, сам образ жизни вот такой, порочный в основе своей. Поэтому многие учёные-экологи рекомендуют возвращение к традиционному сельскому укладу и даже пророчат неизбежность, так называемого, постиндустриального периода для человечества.

00:47:33 Один экономист Роберт Хелбронер говорит по этому поводу так, цитата: «Я убеждён в том, что в перспективе придётся постепенно отбросить всю разрушительную технологию и опасный менталитет самой индустриальной цивилизации. Практически это будет означать конец гигантских предприятий и всего урбанистического комплекса». Это говорит учёный, что, вот этот урбанистический образ жизни, в конце концов, бесперспективен. Люди сами уже побегут из этих городов, когда они станут труднообитаемыми.

00:48:06 И это полностью согласуется с ведической концепцией цивилизации. Потому что Веды говорят, что «правильное использование коров и быков освободит людей от зависимости от топлива и машин». Например, тот же самый бык – это природный трактор, который дан нам природой, дан нам Богом. Повозка для быка может быть сделана из всех местных материалов, а его пища растёт здесь же.

00:48:30 Но для того, чтобы сделать трактор, например, нужна целая индустрия, нужны шахты для добычи руды, заводы, нефтяные скважины, очистные сооружения и так далее. Это всё нужно, столько всего, такая инфраструктура, а только для того, чтобы создать какой-то один металлический инструмент, механизм. И именно вся вот эта промышленная инфраструктура и порождает большинство экологических проблем.

00:48:54 Трактор поглощает миллионы литров горючего, выбрасывая в атмосферу миллионы литров выхлопных газов. Расчёты показывают, что для малых ферм быки более экономичны и эффективны, чем трактора. Бык и корова живут в полном согласии с природой, при этом они ещё удобряют землю, а после естественной смерти их шкуры могут стать основой кожаных вещей.

00:49:18 То есть, очевидно, конечно, что сейчас немногих людей привлечёт вот такой образ жизни, он кажется слишком радикальным для нас: другое питание, другая система ценностей, другая система наслаждений, реформы образования, новый уклад жизни - это очень трудно понять современному человеку. Поэтому лучшее, на что сейчас можно надеяться, как говорит, Ален Дюринг из института наблюдения за планетой: «Это на постепенное расширение круга людей, которые добровольно практикуют простой образ жизни».

00:49:51 Конечно, кому-то эти шаги могут показаться слишком уж радикальными. Но, дело в том, что причина кризиса кроется, как раз, в глубине наших сердец, и потому косметическими, поверхностными мерами обойтись не удастся. Люди говорят: «Ну, это уж слишком, менять так, целиком всё». Да, потому что проблема глубоко внутри. Это не просто какие-то мелкие ошибки в расчётах на поверхности. Именно потому, что они внутри, поэтому и менять нужно коренным образом саму систему ценностей.

00:50:20 Итак, косметическими методами не обойтись, вот, нужно менять целиком всё. Мало просто ставить какие-то дополнительные фильтры на очистные сооружения и считать, что вот таким образом мы решим экологические проблемы. Нет. Эти фильтры необходимо поставить на свои чувства и желания. И если мы не сделаем этого сами, то сила обстоятельств, рано или поздно, вынудит нас к этим вещам.

00:50:45 То есть смысл в том, что вот этот экологический кризис заставляет задумываться людей именно о самих корнях, о самих глубинных причинах, люди начинают думать, что этот мир несовершенен, поэтому его необходимо усовершенствовать, хотя этот мир уже совершенен сам по себе. И здесь есть естественные, натуральные технологии, которые не разрушают жизнь человека. Что нужно человеку для счастливой жизни, чисто в материальном плане?

00:51:15 В материальном плане ему необходимо питание, ему необходим кров над головой, ему необходима какая-то одежда, ему необходимы какие-то предметы быта. И все эти вещи, они вполне естественно уже существуют в природе. До, сих пор, я сам своими глазами видел, как в Индии в деревнях по-прежнему существуют ткацкие станки, где ткут ткани, там есть местные какие-то красители, которые раскрашивают всё это, очень красивые природные, такие, краски, естественная ткань, никакой синтетики, никакой химии, тут же растет пища.

00:51:50 Всё есть, как бы, всё, что необходимо человеку. Жилище строится из местных материалов, глина, из которой делаются кирпичи, тростник - что хотите, так сказать. Конечно, всё это очень простая жизнь. Но для того, чтобы простая жизнь не считалась примитивной, простое и примитивное – это не одно и то же, для того, чтобы эта простая жизнь не считалась примитивной, для этого её необходимо обогатить возвышенным мышлением.

00:52:15 Вот это как раз есть ведический принцип: простая жизнь, возвышенное мышление. А сейчас у нас получается, наша цивилизация применяет другое: сложная жизнь и примитивное мышление. Что такое сложная жизнь? Сложная жизнь обозначает, что человек живет, допустим, в одном конце города, работает на другом конце города, ему нужно час или полтора, а то и два в одну сторону, потом столько же в другую.

00:52:38 Он дёргается, он нервный, пища у него вся какая-нибудь, фаст-фуд, быстрая, в микроволновке разогреваемая, а этот огонь из микроволновки, он убивает всё, так сказать, что там есть, всю прану, всю жизненную энергию, которая в пище есть, он убивает, потому что это нищий тип огня считается. Веды говорят: «Высший тип огня – это огонь, который происходит из сгорания коровьего навоза. Потом идёт дерево, потом идёт уголь, потом идёт газ, потом идёт электричество.

00:53:09 И в электричестве тоже разные, так сказать, существуют ипостаси. Вот эти скоростные, так называемые, способы приготовления, разогревания, микроволновые печи, они самые искусственные, такие, формы огня, и поэтому они не очень-то благоприятно действуют на людей. Вполне понятно, что люди настолько привыкли к этой искусственной цивилизации, к этой сложной жизни, вот такой, именно сложной жизни, что им очень трудно понять, что такое простая жизнь и возвышенное мышление.

00:53:37 Когда у людей всё уже: уже отключили свет, отключили воду, не работает компьютер, не работает Интернет - всё, это уже для человека современного конец света. Понимаете? Конец света. А ещё 15-20 лет назад мы жили без этого Интернета, и вообще не чувствовали себя ущербными, всё в порядке. Сейчас люди привязаны к этим компьютерам и так далее. И это разрушительно влияет очень сильно на людей. 10-15 лет назад мы жили все без сотовых телефонов, и ничего.

00:54:04 Сейчас уже если закончились деньги на счету, это уже трагедия, я уже не могу получить своих смс-ок или кому-то позвонить, всё уже. То есть это обозначает, что растут искусственные потребности, мало кто думает или осознаёт, насколько эти сотовые телефоны разрушают наше тонкое тело и всё вокруг. То есть мы - дети, всё более и более искусственной цивилизации. А ведическая цивилизация – это простая жизнь, не примитивная, а именно простая.

00:54:33 Простая - обозначает, что всё рядом. Дрова, так сказать, в печке, вода в речке рядом, человек ближе к природе. Всё естественно, всё здорово, никакой разрушающей, вот этой ситуации экологической нет. Но для того, чтобы простая жизнь не считалась примитивной, для этого она должна быть обогащена духовным пониманием. Поэтому-то здесь и говорилось, что не просто новый уклад жизни, а реформа образования, переход на духовные источники счастья, вот в чём соль, вот в этом суть.

00:55:04 Именно вот эти вещи, они позволяют простую жизнь считать не примитивной, а как раз, естественной для духовного развития. И когда люди живут в естественной среде, на той же природе, они, на самом деле, лучше чувствуют эти тонкие законы, законы связи с Богом, чем люди, которые живут в искусственной цивилизации. Говорится, что излишнее общение с механизмами, как сейчас, оно делает сердце человека более механистичным.

00:55:30 А когда сердце становится более механистичным, тогда очень трудно понять живые, немеханистичные истины нашего взаимоотношения с Богом, какое-то чувство любви. Это всё очень трудно, потому что всё на этих грубых, жёстких механизмах, которые сейчас процветают. Итак, я попытался объяснить коротко, каким образом нынешняя экологическая ситуация связана с духовным кризисом, с непониманием нашего положения, с непониманием того, что природа самодостаточна, с непониманием того, что такое естественные технологии, как можно жить просто, но при этом возвышенно.

00:56:09 Естественно, никто не ожидает каких-то резких, быстрых переходов. Поэтому, как я и сказал в самом конце, на что сейчас можно надеяться, это, просто, на постепенное расширение круга людей, которые начинают эти все вещи всё глубже и глубже понимать и которые делают сами добровольный шаг уже в сторону более естественного образа жизни, более простого и возвышенного мышления.

00:56:35 Всё. На этом мы закончим. В следующий раз, в следующий вторник у нас будет лекция на тему «Единая картина мира», которая будет, своего рода, таким, как бы обобщением или естественным продолжением того, о чём мы говорили сегодня. Большое спасибо. Если есть какие-то вопросы, вы можете мне их задать, и мне их передадут через чат. Всё. До следующего вторника. До свидания.
[Заставка радио]: Дарит вам хорошее настроение. Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 28 January 2012
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 30 March 2016