Веды и человек

Владивосток - 15 мая 2007
Какова природа человека? Каковы потребности души? Свойства души. Признаки присутствия души в материи. Что происходит после смерти? Отличие души от тела. Кто является «водителем» нашей судьбы? Признаки присутствия сверхсознания в теле. Что происходит с сознанием в момент смерти тела? Внешняя реинкарнация. Почему люди разные? В чем смысл человеческой жизни? О чакрах. Предназначение души.
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:22:45 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 4033 | скачано: 2288 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [ Радиоведущая]: А сейчас мы выходим на связь с Василием Рюриковичем. Здравствуйте, Василий Рюрикович. Очень рада вас слышать в прямом эфире. Итак, мы начнем, я уже объявила нашим радиослушателям, что сегодня у нас лекция из цикла « Самое сокровенное знание» на тему «Веды о человеке».

00:00:23 [ Тушкин В.Р.]: Сегодня мы продолжаем наш курс лекций в рамках « Самого сокровенного знания» и тема сегодняшняя на очереди – это «Веды о человеке». Вопрос о том, кто мы такие, что из себя представляем, [помехи] пожалуй, основным, поскольку [помехи] мы ответим на этот вопрос кто такой человек [помехи] и смысл нашей жизни. Хотя, кажется, что ответ прост, проблемы современных людей порождены именно тем, что они не до конца понимают, из чего состоит человек. И мы попытаемся ответить на этот основной вопрос бытия, опираясь на древнюю мудрость Вед.

Какова природа человека?

00:01:08 Итак, древнейшее писание Земли, Веды, утверждают, что человек состоит из трех основных структур: физического тела, тонкого тела, или психики, и души, которая является источником сознания. Рассмотрим эти составляющие человека более подробно. Физическое тело – это наиболее очевидная реальность. Согласно Ведам, у физического тела существуют 4 основные потребности: питание, сон, совокупление и оборона. Мы очень остро ощущаем эти потребности. И ради телесного комфорта пытаемся их максимально полно удовлетворять. Ради питания существуют сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговая сеть. Вилки, ложки, поварешки, плитки, посуда и многое другое. Ради комфортного сна люди стараются оборудовать своё жилище всеми удобствами, которыми их снабжает современная индустрия, гражданское строительство, диваны, постельные принадлежности и так далее.

00:02:15 Третья потребность физического тела – это совокупление, секс, или общение с противоположным полом. Для этого существует индустрия развлечений, которая стимулирует интерес мужчины и женщины друг к другу. Существует институт семьи и брака, который призван удовлетворить эту потребность. По меньшей мере, один ведический трактат на эту тему, Камасутра, приобрел всемирную известность. И, наконец, четвертая потребность физического тела - это потребность в защите. Наше физическое тело и наше жилище часто подвергаются негативным влияниям со стороны внешней среды, например, может быть очень жарко или очень холодно. Сильный ветер или какие-то климатические сильные изменения, осадки. Или человек может заболеть или получить травму, подвергнуться нападению хулиганов или грабителей. И поэтому существует система защиты нашего тела и благосостояния. Для достижения этой цели существуют дверные замки, глазки, сигнализация, газовые баллончики, другие средства самообороны. В обществе действуют страховые компании, система здравоохранения, милиция, охраняющая нас от внутренних врагов, армия, охраняющая нас от внешних врагов.

00:03:37 Итак, чем более полно общество обеспечивает нам эти четыре потребности, тем более общество считается развитым с материальной точки зрения. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Есть у него и другие, более тонкие потребности. Возникает вопрос: откуда исходят они? Тонкие потребности, естественно, исходят из более тонкой структуры. То есть нашего тонкого тела или нашей психики. Каковы потребности этого тонкого тела? Тонкое тело нуждается в информации, в эмоциях и творческом самовыражении. Иногда мы говорим: «Как дела?», «Какие новости?». Читаем газеты, смотрим кино, общаемся с людьми, чтобы что-то получить, какую-то новую информацию. И поэтому вот эта потребность тонкого тела она выражается в том, что люди могут требовать свободу слова, свободу мысли, свободу творчества, печати. И через это самовыражение проявляет себя наше тонкое тело. Иногда это тонкое тело видно как аура, выходящая за пределы физического тела. Для осуществления потребностей тонкого тела существуют учебные заведения, средства массовой информации, интернет, библиотеки, концертные и выставочные залы, театры, кино, клубы по интересам.

00:05:01 Итак, казалось бы, что анализом физического и тонкого тел можно закончить описание человека. Физиология изучает физическое тело, психология изучает тонкое тело, но исчерпывается ли этим человек? Все ли его потребности мы рассмотрели? Веды говорят о том, что есть еще более тонкие потребности, которые исходят из глубин самой души, которая тоньше нашего психического тела. Согласно Ведам, душа - это вечный и неизменный аспект нашего «Я», в то время как физическое тело и тонкое тело постепенно меняются.

Каковы потребности души?

00:05:37 Каковы же потребности и признаки души? Потребности души – это вечность, всеобъемлющее знание и счастье. Как порождение временного, если считать, что сознание родилось из материи, может желать чего-то вечного? Но на самом деле мы видим, что что-то внутри нас нуждается в том, что материальная природа нам предоставить никак не может. Мы не может найти какую-то вечную, абсолютно стабильную ситуацию. Если мы в чем-то нуждаемся, это обозначает, это где-то есть. Например, наше физическое тело может нуждаться только в тех элементах, из которых оно состоит. Ничего другого оно хотеть не может того, чего в реальности не существует.

00:06:22 Итак, если внутри нас кто-то желает вечной жизни, это обозначает, что такова природа этого желающего, то есть сознания. Сознание стремится к вечному состоянию. Именно сознание является главным, основным признаком души. Вторая потребность души – это всеобъемлющее знание, которое отличается от обычного прикладного знания, необходимого для создания материального комфорта. Духовное знание выходит далеко за границы повседневности материальной практичности и дает нам ответы на запредельные вопросы бытия: Кто мы такие? Откуда мы пришли? Каков смысл жизни? Именно в таком знании больше всего нуждается душа, потому что обычное прикладное такое мирское знание – это, скорее, потребность нашего тонкого тела, нежели души. Тонкое тело может интересоваться такими вопросами, как просто какая информация, какие новости, что где происходит и так далее, какие-то практические материальные вопросы пытается выяснить. А вот это вот сокровенное знание, именно, такое вот запредельное знание, знание о таких принципиальных вещах, о смысле жизни, о своем положении – вот это знание является потребностью, именно, самой души. Именно в таком знании больше всего нуждается душа.

00:07:39 Третья потребность души - это потребность быть счастливым и наслаждаться во всех обстоятельствах. Это мы можем заметить на примере нашего ежесекундного поведения. Мы ищем место поудобнее, пищу повкуснее, выбираем себе удобную красивую одежду, приятную музыку, стремимся общаться с интересными людьми и так далее. Одним словом, не сговариваясь, все пытаются взять от жизни самое лучшее, наслаждаться. У сознания есть такое свойство – из реальности выхватывать самое привлекательное, самое лучшее и этим пытаться наслаждаться. Согласно Ведам, так неосознанно проявляется в нас стремление к совершенству, с которым мы некогда были в контакте.

00:08:23 Итак, все эти три потребности сознания исходят из души. Очевидно, что они вступают в противоречие с ограниченными возможностями нашего физического тела. И вот это создает внутреннее чувство неудовлетворенности жизнью даже в условиях материального благополучия. По статистике, максимальный процент самоубийств, вызванных неудовлетворенностью и ощущением бессмысленности бытия происходит в наиболее материально развитых странах. Казалось бы, чего им не хватает? На уровне физического тела все есть, все социальные гарантии, все возможности, все удобства, возможности в материальной информации, в материальных наслаждениях. Для тонкого тела все тоже существует. И, тем не менее, многие люди, обладая материальным благополучием, испытывают какой-то внутренний кризис, ощущение бессмысленности бытия. Это происходит именно потому, что вот эти вот потребности души тонкие оказываются неудовлетворенными.

Свойства души

00:09:25 Итак, современная наука утверждает, что сознание – это продукт высокоорганизованной материи или мозга. Например, до этого я уже сказал, что, согласно Ведам, раз уж мы ссылаемся на Веды, сознание – это принципиально иная энергия, отличная от материи. То есть они могут с ней взаимодействовать, но сознание и материя – это разные вещи. Разные категории. И сознание не рождается из материи. Но современная наука утверждает, что сознание – это продукт высокоорганизованной материи или мозга. Однако это утверждение весьма и весьма спорно. Ведь сама по себе высокая организация материи уже требует сознательного подхода или разума, манипулирующего материей. Вот, то есть, если уж говорить, что сознание – продукт высокоорганизованной материи, то кто-то должен был обладать сознанием и эту материю столь высоко организовать, чтобы из нее получилось сознание. То есть в самом этом определении уже скрыто некое такое логическое противоречие, которое и опровергает само вот это вот утверждение. Кроме того, ни один из химических элементов, в том числе элементов нашего мозга, в отдельности сознанием не обладает. Никакое соединение этих элементов между собой тоже не порождает сознание и, тем не менее, каждый из нас обладает сознанием.

00:10:46 Ученые международного института Бхактиведанты предлагают для души ввести такой научный термин «спиритон», обозначающий индивидуальное сознание или душу. Потому что многим людям, хотя они термином «душа» постоянно пользуются, это слово кажется ненаучным, каким-то таким простонародным. А поскольку все-таки это явление-то повсеместное – сознание, душа, этим обладает все, то нужен какой-то научный термин. Сейчас, как ни странно, среди всех наук нет такой науки, которая изучала бы сознание. Психология не изучает сознание. Она проявляет, изучает проявления сознания на материи. Это психология называется. Как сознание ведет себя в материальной сфере. Обусловленное, покрытое сознание. А тем, что такое сознание в чистом виде, как таковое, без соединения с материей, этим вопросом никто не занимается. Такой науки нет. И тем не менее, для того, чтобы правильно понять даже как сознание действует в материи, необходимо ведь понятие о том, что это такое само по себе. Может ли оно существовать вне материи или не может. Так вот ученые международного института Бхактиведанты предлагают ввести такой вполне научный термин «спиритон», который происходит от английского слова «spirit» - «дух» или «душа», который и указывает на такую антиматериальную частицу, внешним признаком которой является индивидуальное сознание. И вот эта частица сознания принципиально отличается от мельчайших частиц материи. Таких, как электроны, позитроны и так далее.

00:12:20 Основные свойства вот этого спиритона, антиматериальной духовной частицы, таковы. Первое - спиритон является носителем жизни. Второе - число этих спиритонов бесконечное, неограниченное. Третье - спиритон не может быть создан или уничтожен, то есть он обладает вечной природой. Четвертое - спиритон обладает сознанием и свободной волей. И пятое – спиритон обладает личностной природой. И поскольку этот спиритон, или душа, относятся к категории высшей энергии, в отличие от материи, низшей энергии, то он не обладает материальными характеристиками. И потому его невозможно обнаружить при помощи каких-то материальных экспериментов. Было бы очень странно, если при помощи материального эксперимента обнаружили духовную частицу. То есть для обнаружения духовной частицы нужен духовный опыт, духовный эксперимент. Однако, тем не менее, есть косвенные признаки, по которым все-таки мы можем определить присутствие спиритона в материи.

Признаки присутствия души в материи

00:13:22 Итак, каковы же эти косвенные признаки присутствия сознания, души или вот этого спиритона, внутри материи? Первый признак, когда материя лишена сознания или этого спиритона, она инертна или мертва. Когда спиритон находится как бы внутри материи, материя проявляет признаки жизни. Подобно тому, как неживая машина проявляет признаки жизни, когда человек заводит ее. То есть вот стоял просто кусок железа, стекла, пластика, резины и ничего не происходило. Приходит человек, открывает машину, садится и машина, кажется, проявляет признаки жизни. Пошло, так сказать, двигатель завелся, фары стали мигать, машина поехала куда-то. То есть она стала проявлять признаки жизни тогда, когда появился живой человек. Точно так же материя начинает проявлять признаки жизни только тогда, когда внутри находится вот этот вот спиритон, носитель сознания или душа.

00:14:18 Второй признак, отличия мертвой материи от живой материи, то есть материи, где действует этот спиритон, состоит в том, что материя мертвая сама по себе характеризуется очень низким содержанием информации. Или отсутствием специфической внешней формы. Кроме атомной и молекулярной структуры. А присутствие спиритона в материи наоборот наполняет материю высоким информационным содержанием. И придает ей конкретную специфическую форму. То есть чтобы увидеть это, просто сравните, допустим, кристаллическую решетку минерала, мертвой материи, и сверхсложную структуру живой клетки. То есть когда материя лишена спиритона, она характеризуется низким информационным содержанием. А когда спиритон, душа, там есть, то появляются вот эти вот живые клетки, которые полны уже этой информации. Молекулы в клетках, молекулы ДНК и так далее. Это сверхсложная структура.

00:15:13 Итак, там, где есть живое существо, спиритон, там высокое информационное содержание. Спиритона нет – материя дает минимальное информационное содержание. И также присутствие спиритона передает материи какую-то конкретную специфическую форму. Веды говорят о том, что существует в этом мире 8 миллионов 400 тысяч форм жизни. То есть жизнь имеет определённую форму. А там, где жизни или спиритона нет, там, соответственно, и формы такой конкретной жизни, они упрощаются, какие-то простые материальные формы. Камень или что-то еще такое, то есть минимально выражена внешняя форма. Какие-то её признаки. А когда спиритон есть, тогда максимально они выражены. Органы чувств появляются, какая-то очень такая разнообразная, специфическая материя становится. Там, где появляется это вот живое существо, спиритон.

00:16:03 Третий признак отличия неживой материи, там, где нет спиритона, от живой материи, там, где спиритон есть, состоит в том, что присутствие спиритона в материи запускает четкий и отрегулированный механизм обмена веществ. Чего в инертной материи не наблюдается. То есть инертная материя, у нее нет этого как бы обновления. А там, где появляется живое существо, живая материя происходит обмен веществ, это обозначает что новая материя поступает, старая материя уходит. На уровне, допустим, каких-то растений это фотосинтез и так далее. Или у животных, у людей это проявляется в том, что постоянно обновляются наши клетки нашего тела. То есть . происходит этот вот живой обмен веществ. И этот механизм запуска обмена веществ, он происходит именно там, где есть вот эта вот спиритон, носитель жизни.

00:16:57 Следующее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что неодушевленная материя склонна терять [неразборчиво] при трансформации, но материя, внутрии которой находится спиритон при трансформации и воспроизводстве не теряет своей сложной специфической формы. Мертвая материя не воспроизводит себя, живая воспроизводит. Например, машина – это сложный механизм. Но это мертвая материя. И поэтому, когда машина разваливается, она после себя не оставляет наследства. Было бы очень здорово, если бы из старой машинки появилась новая машинка. Не нужно покупать нам. Маленькая машинка выросла бы, напоили бензином – все отлично, у вас есть новая машина. К сожалению, это не так. Есть инертная материя, мертвая материя, она с течением времени упрощается, разваливается, рассыпается и не оставляет никакого, как говорится, наследства. Но, например, дерево, даже уже умирая, оно после себя оставляет семена, из которых вырастут новые деревья. То есть та материя, в которой спиритон находится, она склонна к воспроизводству [неразборчиво], а материя, в которой спиритона нет, она просто идет с течением времени к упрощению и она не воспроизводит сама себя.

00:18:11 Следующее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что мертвая материя растет лишь за счет внешнего накопления массы. А когда спиритон находится внутри материи, то он стимулирует рост изнутри, демонстрируя сложный процесс раскрытия сознания. Например, кристалл тоже растет. Но он растет просто в объеме, наращивает внешнюю массу, не меняя своего качества. То есть кристалл есть кристалл. Нет, не раскрывается никакого сознания в процессе вот этого роста. Однако, живой организм, то есть там, где есть спиритон, когда он растет, то этот рост обязательно проявляется в том, что меняется его сознание. Например, у человека в детстве, пока маленькое тело, сознание не развито, потом уже становится более развитым, юность, зрелость, старость. То есть рост идет изнутри, не просто за счет какого-то накопления внешней массы как у того же кристалла, а именно за счет того, что внутри есть нечто обладающее сознанием, и это нечто, эта душа раскрывается. И на разных уровнях своего развития проявляет различное внутреннее содержание, различного уровня сознания. Итак, это еще один признак присутствия спиритона в материи, что это какая-то необычная материя, в ней есть какая-то другая природа, другая частица.

00:19:24 И последнее отличие мертвой материи от живой состоит в том, что инертная материя при воздействии на неё проявляет лишь пассивное сопротивление материала, а присутствие спиритона внутри материи создает механизм адаптации к внешним воздействиям. И проявляется как активное сопротивление препятствиям. Пример. Если мы бьем просто по мячу, ударяем, то мяч отскакивает от ноги, от стенки, то есть сопротивление идет только на молекулярном уровне. На физическом. Однако, если мы ударим животное или человека, то есть существо, где есть внутри этот спиритон, носитель жизни, то оно либо убежит от нас, либо окажет какое-то активное сопротивление, на которое мертвая материя не способна.

00:20:08 Итак, достаточно уже аргументов в пользу того, что материя инертная от материи живой отличается принципиально, но что именно вносит эти изменения? Совершенно непонятно. Потому что, как я сказал, у вот этого вот сознания или у души, у нее нет внешних, вернее, у нее нет материальных никаких признаков, есть только внешние проявления сознания. И не более того.

Что происходит после смерти?

00:20:37 Итак, то, что сознание обладает природой, отличной от природы физического тела, можно так же понять и по некоторым другим факторам. Например, как мы говорим о себе? Называя части своего тела, мы говорим: «Это моя рука, это моя нога, это моя голова, это мое тело». Мы не говорим «Я тело». Мы говорим «мое тело». И когда мы говорим «мое тело», мы подразумеваем, что у тела есть хозяин, то есть душа. Например, когда умирает родственник, члены семьи восклицают: «На кого ты нас покинул?» То есть само вот это утверждение подразумевает, что из тела ушел кто-то, потому что тело здесь, никто никого не покинул. Пожалуйста – вот оно лежит. Но, тело без души, без сознания, уже не обладает какой-то ценностью.

00:21:24 Итак, ушел кто-то из этого тела, кто обладал истинной личностью и был подлинным хозяином этого тела. Без сознания, души, тело теряет всяческую ценность и поэтому его либо закапывают в землю, либо кремируют. Интересен тот факт, что химический состав мертвого тела и живого тел полностью идентичен. Более того, смерть – это мгновенный процесс. Когда из глаз вдруг исчезает живой блеск, а осциллограф, фиксирующий электрические колебания в мозге, показывает прямую линию. Если взять промежуток времени между тем моментом, когда человек был еще жив и тем моментом, когда обнаружилось, что он мертв, то за это ничтожно малое время, на молекулярном уровне, не могло произойти никаких изменений. Поскольку для этого понадобилось бы очень большая энергия. И поэтому вопрос к материалистам: почему человек умер, если в момент смерти не происходило никаких изменений в биохимической структуре?

00:22:23 Есть люди утверждают, что жизнь или сознание порождается какими-то химическими реакциями, то никаких химических реакций за это время не произошло. Все как было, так и есть на биохимическом уровне, но вот он человек был жив, теперь мертвый. Единственное научное объяснение этого заключается в том, что в момент смерти от тела отделяется сознание. Или душа. Истинная причина жизни. И поскольку сознание нематериальное и не имеет массы, то оно отделяется от тела мгновенно, не требуется никакой большой энергии для этого. С этого момента процесс разложения тела начинает идти очень быстро. То есть вообще человек старится достаточно долго. Он начинает стариться с тридцати, сорока лет и так далее, вот. Но когда душа или сознание покидают тело, вот теперь процесс разложения очень быстро начинается. И это происходит потому, что сознание или душа, которая обладает природой вечности, она своим присутствием в теле, как бы консервировала, сдерживала все деструктивные разрушительные процессы. И вот когда она, обладающая вечной духовной природой, ушла, теперь больше ничто не сдерживает его от разложения. Поэтому после ухода сознания из тела процесс разложения начинает идти очень и очень быстро.

00:23:39 Опыт клинической смерти так же подтверждает разную природу сознания и тела. Около 30% людей, переживших клиническую смерть, вспоминают этот опыт выхода из тела и воспроизводят с большой точностью те события, которые они наблюдали со стороны в то время, как их физическое тело было бездыханно. И это подтверждает утверждение Вед о том, что душа является источником изначальных чувств. То есть пять чувств, которые у нас есть: слух, обоняние, осязание, вкус и зрение, это чувства, которые присутствуют в самом сознание, в самой душе. Но они проходят изнутри души по определённым каналам в нашем тонком теле есть такие невидимые каналы, энергетические, кто-то может быть знаком или не знаком с китайской медициной или с ведической медициной Аюрведой, знает о том, что есть такие каналы, они называются «нади», внутри тела. И они невидимы, по ним течет такая тонкая энергия, « прана» её называют. И вот эти пять чувств, они соединяются с этими пранами, такими энергетическими потоками внутри, а эти праны на более грубом уровне представлены уже как нервная система. А нервная система уже связана непосредственно с мозгом, а мозг связан уже с внешними выносными органами чувств: глазами, с ушами, кожа, язык и так далее. То есть чувства души изначально они проходят по этим тонким каналам, потом переходят в нервную систему, в мозг и касаются внешних физических чувств. И вот настоящее видение, настоящие слух, восприятие и так далее – это все на самом деле изначально происходит там, внутри сознания. Потому что когда мы спим, допустим, наши глаза закрыты и возникает вопрос: чем мы видим сны? Это же реальное видение, значит, мы видим эти сны какими-то внутренними чувствами, не внешними чувствами.

00:25:43 Итак, опыт клинической смерти показывает, что когда физические внешние чувства не работают, тем не менее, человек каким-то образом может обретать чувственный опыт. Он слышал, что говорят эти хирурги, которые оперировали его, и видел их, потом, после реанимации, он может свидетельствовать об этом с высокой степенью точности. Не все, я говорю. Некоторые как бы отключаются полностью, но процентов тридцать людей, прошедших через клиническую смерть, они сохраняют такое видение, такое восприятие.

Отличие души от тела

00:26:11 Итак, именно вот эти внутренние чувства души – это то, что является нашими изначальными чувствами. Именно этими внутренними чувствами, например, слепая болгарская прорицательница Ванга видела будущее. А внешне глухой Бетховен слышал музыку. Об отличие души от тела говорят не только священные писания, не только Веды, но и некоторые ученые. Например, еще в 1896 году профессор МГУ Лопатин опубликовал статью под названием «Понятие о душе по данным субъективного опыта». Основная идея у его статьи состоит в том, что внутри тела находится некий субъект восприятия, который фиксирует физические и психические процессы, которые происходят с нами в течение времени. Само восприятие движения или прохождения какого-то процесса возникает лишь когда этот субъект восприятия находится в состоянии покоя относительно какого-то процесса или движущегося объекта.

00:27:17 Например. Сидя в поезде, мы ощущаем движение относительно неподвижных объектов – столбы, дома, деревья мелькают мимо нас. Но, если смотреть на поезд, который движется параллельно с нашим, на той же скорости, в том же направлении так далее, тогда ощущение движения пропадает. И вот по этой аналогии профессор Лопатин утверждает, что, раз наше внутреннее сознание замечает, как меняются наши физические, психические состояния в физическом и тонком телах, это значит, что это сознание обладает иной природой и находится вне времени.

00:27:53 Итак, смотрите, пример. Я внутри, вот этот вот субъект внутреннего восприятия, душа, фиксирует определённое физическое состояние, допустим: «Я хочу есть» или, наоборот, «я хочу спать». То есть какие-то физические состояния. «Я болен» или «я сплю» или «я просыпаюсь». «Мне холодно» или «мне жарко». И вот внутри меня кто-то эти состояния фиксирует. Как они начинаются, приходят, и как они заканчиваются. Было «тепло» – стало «холодно» или наоборот: «хотел есть» – «перестал хотеть есть». Что-то болело – перестало болеть. То есть какие-то физические процессы транзитом прошли через меня и внутри кто-то их зафиксировал. Точно так же этот некто, субъект внутреннего восприятия, он фиксирует и психические какие-то состояния. Допустим, у меня было плохое настроение - потом стало хорошее настроение. И так далее. То есть если кто-то внутри нас фиксирует, как что-то движется мимо нас, состояние психическое или физическое, которые находятся все во времени. То есть все материальные объекты, тонкое тело и физическое – они все находятся во времени. И раз кто-то фиксирует прохождение их физических и психических состояний, это обозначает, что сам этот субъект, который все это замечает, он находится вне времени. А поскольку вся материя движется во времени, значит, душа, или субъект этого чувственного восприятия, нематериален, находится вне времени.

00:29:16 Еще одним косвенным доказательством того, что материя и сознание обладают разной природой, является то, что сознание постоянно пытается преодолеть законы природы, сковывающие нашу свободу. Если бы сознание было порождением материи, оно бы безропотно повиновалось законам материального мира. Но мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию. Сознание постоянно пытается вырваться из этих жестких [неразборчиво]. Наука изобретает пути преодоления гравитации, ищет пути к бессмертию, пути к вечному счастью, что по определению невозможно во временном материальном теле. Поэтому между вот такими потребностями души и ограниченными возможностями физического тела существуют постоянные противоречия, не дающие полностью покрыться трем качествам души: вечности, знанию и счастью. И очевидно, что сознание по всем свойствам отличается от материи. Достаточно примеров.

00:30:15 Еще один любопытный момент – это то, что ленинское определение материи, которое, по-моему, до сих пор сохранилось в философии, косвенно указывает, что мы как субъекты психического восприятия, или как души, отличаемся от своих тел. Согласно этому определению, материя – это объективная реальность, данная нам в чувствах и ощущениях и не зависимая от них. Итак, анализируем это определение. Материя - это что-то такое [неразборчиво], значит, мы ей не являемся. Простая логическая мысль. Это определение имеет смысл только в том случае, когда мы принимаем, что мы, как души, носители индивидуального сознания, получаем тела, как биологические костюмы. То есть тела даны нам. Материя – это что-то объективное, реальность, данная нам, то есть материальное тело дано мне, душе, в чувствах и ощущениях и не зависимо от них. Итак, остается, конечно, открытым вопрос о том, кто дал нам эти столь совершенные и привлекательные костюмы, но об этом пока мы говорить не будем, это более поздняя тема.

Кто является «водителем» нашей судьбы?

00:31:20 Итак, тело, физическая, внешняя оболочка, психика, наше тонкое тело, вторая оболочка. И душа как личность, на которую одето тонкое тело, физическое тело, находятся в такой же зависимости друг от друга, примерно, как воздушный шар. С душой, потому что душа все время стремится вверх, к чему-то возвышенному. Итак, этот шар, наполнен теплым воздухом, стремится вверх. Итак, корзина - это физическое тело, которое тянет вниз постоянно, тянет душу вниз. А каким образом эти две противоположные структуры связаны? Корзина тянет все время вниз, а шар стремится вверх. Они связаны через тонкие стропы. Так вот тонкое тело – это такие невидимые стропы, которые связывают вечную душу с временным телом.

00:32:09 Другой пример. Для такой наглядности. Тело – это машина. Душа в оболочке этого тонкого тела это пассажир этой машины. Остается выяснить, кто является водителем этой сложной машины? Явно не душа. Потому что если бы мы были бы водителем этого вот этого тела, то у нас в жизни происходило бы все абсолютно так, как мы задумали. А это происходит далеко не всегда так. Это обозначает какие-то повороты судьбы, какие-то обстоятельства, которых мы бы хотели избежать, но мы вынуждены в них оставаться. То есть мы говорим «вот судьба завела...» или со мной случилось какое-то.... или какая-то сила судьбы... То есть до какого-то момента у меня есть свобода, я иду туда или сюда, но также обязательно какой-то есть элемент предвидения и мы чувствуем, что в нашей жизни есть какая-то еще другая сила, каких-то обстоятельств или судьбы, которая побуждает нас действовать не совсем так, как мы хотели бы.

00:33:08 Итак, выясняется, что физическое тело это машина, мы в ней пассажиры, кто же в этой машине является водителем? Вот, и наука только сейчас начинает понимать, насколько сложные процессы в этом теле физическом происходят. Неужели это мы ими управляем? Если вот посмотреть на процессы восприятия, когда в мозге за мгновение перестраиваются миллионы нейронов. Или сложнейший процесс пищеварения. Или процесс обмена веществ. Если все эти процессы, которые происходят, все они под нашим контролем, то как же так, что мы о них ничего не знаем? Они же происходят уже с нашего рождения, с рождения тела, они уже происходят, а мы только- только, физиологи только- только начинают приходить к пониманию, как же эти процессы сложные на самом деле работают. И вот теперь возникает вопрос. Разве могут такие сложные процессы в физическом теле происходить без чьего-то сознательного участия? Однозначно, что нет.

00:34:09 Любой, даже самый простой процесс, требует какой-то организации. Какого-то сознательного контроля. А вот эти процессы, которые происходят в нашем теле, физиологические процессы, психологические процессы, они очень сложные. Чрезвычайно сложные. И мы вынуждены признать, что они происходят без нашего сознательного участия. Значит, они происходят под чьим-то другим сознательным участием. Под чьим? Кто же водитель? Кто управляет этим телом? Кто избавляет нас от необходимости думать, какой там фермент выделять, как его выделять, какую мышцу напрягать и так далее. То есть совершенно очевидно, что тут не так все просто. И чтобы понять эту загадку, придется ввести дополнительную функцию. Сверхсознание. Веды называют - это Сверхсознание, термином «Параматма». Душу, индивидуальное сознание они называют термином «атма». Или другим еще термином « джива», отсюда происходит русское слово жизнь или живой. Итак, атма, душа, и сверхсознание называют параматма. «Парам» обозначает «высший». Отсюда все эти парапсихологии, то есть высшая форма психологии. Психология каких-то таких высших явлений и феноменов.

Признаки присутствия сверхсознания в теле

00:35:15 Итак, вот это сверхсознание или сверхдуша, она находится рядом с индивидуальной душой, тоже в области сердца, и управляет деятельностью тела. Именно сверхсознание, или вот эта вот высшая душа, является водителем тела. Каковы же признаки присутствия сверхсознания в теле? Они достаточно тоже очевидны и наглядны. Например, есть такие вещи, как шестое чувство, интуиция, вдохновение, просветление, какие-то инстинктивные неосознанные действия, которые оказываются на поверку правильными. Голос совести. Это все как раз проявления вот этого сверхсознания. И я приведу просто несколько примеров, как это происходит.

00:36:15 Например, возьмем интуицию. Ее еще называют «шестым чувством». Всего чувств пять, как я уже сказал: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Интуиция или шестое чувство означает, что я не слышал, не осязал, не видел чего-то там, но, тем не менее, знаю и чувствую, что что-то должно произойти. Обычно информация проникает в наше сознание через чувства. Но само слово «предчувствие» означает, что мы можем получить информацию из будущего прежде, чем событие произошло и проникло в наши чувства. Как такое может быть? Единственное вразумительное объяснение состоит в том, что мы её просто получаем от того, кто находится вне времени и имеет доступ одновременно и к прошлому, и к будущему. Это же называется сверхчувственным опытом или интуицией.

00:37:13 Интересно, что у животных интуиция работает лучше, чем у людей. Почему? Индивидуальное сознание животных как правильно меньше. Оно больше сковывается внешними формами, чем у людей. И поэтому сверхсознание в сердце животного помогает этому живому существу компенсировать недостатки своего сознания. Подобно тому, как родитель делится своей мудростью с ребенком и направляет все его действия, пока тот мал. Животные не читают газет и книг, не слушают последних новостей, не погружаются в бескрайний информационный океан интернета. Поэтому они очень хорошо слышат этот голос сверхсознания, или параматмы, изнутри. И порой удивляют нас своими безошибочными предчувствиями. Но у людей уже больше раскрыт потенциал собственного сознания. И поэтому вот это вот высшее сознание в сердце предоставляет больше личной свободы. И, соответственно, больше ответственности. И вот этой личной свободой люди часто злоупотребляют.

00:38:12 У людей каналы восприятия переполнены внешней информацией. И поэтому они почти глухи к этому внутреннему голосу. Например, в декабре 2004 года на побережье Индонезии и Шри-Ланки обрушилось цунами, вызванное подводным землетрясением. Сотни тысяч людей погибли, но среди животных жертв не было. Потому что еще за два часа до удара волны о берег, все животные покинули прибрежную полосу, предчувствуя опасность. А люди не предчувствовали это, потому что их все вот эти вот внутренние чувства перегружены внешней информацией. Под воздействием вот этого голоса высшего разума изнутри животные совершают порой удивительные поступки. Заболевшая кошка без всякого формального знания ботаники с легкостью находит лечебную траву. Как это она находит – не понятно. Это значит, что есть кто-то, кто знает лечебные качества травы и потребности кошки и сводит их вместе. То есть некий такой невидимый доброжелатель. Как такой внутренний автопилот, навигатор, который ведет эту кошку и говорит: «Вот, это та самая трава, которую нужно есть».

00:39:20 Обычно люди пытаются объяснить подобные вещи загадочным термином «инстинкт», но, если заглянуть в толковый словарь, то слово «инстинкт» объясняется как «разумный импульс, идущий изнутри». А что там внутри, кроме физических органов, лишенных разума? То есть опять же мы приходим к идее какого-то сверхсознания, какого-то высшего разума, который находится в области сердца. Например, птицы, не зная географии, безошибочно летят на юг или на север, когда необходимо. Муравьи строят сложные муравейники и у них удивительная организация, в их обществе не бывает никаких забастовок, революций, экономических кризисов и так далее. Нет какого-то там недоверия к вожаку, к этой там самке или самцу, который там управляет всем этим муравейником. Как она там матка называется или кто-то. Одним словом, мы видим, что у них деятельность организована значительно более высоко, хотя они менее организованные существа сами по себе. Их личный разум менее проявлен какой-то другой разум направляет их.

00:40:25 Например, паук плетет замысловатую паутину, которая является воплощением совершенной инженерной мысли. Пчелы хранят мед в шестиугольных сотах, которые идеально способствуют консервации. Ученые только сейчас начинают разбираться со всеми этими формами. Как вот пирамиды почему, например, тела фараонов в них так хорошо сохраняются, что это формы, способствующие консервации на самом деле. Вот, а пчелы без всяких экспериментов уже откуда-то знают, что вот шестигранная форма сот является идеальной для хранения меда.

00:40:56 Очевидно, что такое точное знание может исходить только из совершенного источника. Вот эта же форма параматмы, или сверхсознания в сердце является предметом медитации для йогов согласно древнейшему трактату по йоге, который называется «Патанджали Йога-сутра». И вот эта вот форма сверхсознания пребывает в каждом атоме творения. Именно по этой причине атом обладает сложной природой. Раньше ученые думали, что материя проста в своей основе. Так называемая «физика элементарных частиц» была. Но чем глубже они изучают эту науку, тем выяснялось, что, в общем-то, эти частицы в своей основе не такие уж простые, а довольно-таки сложные. И эта сложность элементарных частиц, так называемых элементарных, она обусловлена именно тем, что в каждом атоме находится вот этот вот сверхсознание или высший разум. И, благодаря вот этому всепроникающему вселенскому разуму, в каждом атоме, в каждом сердце каждого живого существа, происходит процесс координации кармы или направление судьбы всех живых существ одновременно.

00:42:03 Именно благодаря тому, что в сердце каждого живого существа сверхсознание присутствует и поэтому оно сводит, разводит людей, создает определённые кармические ситуации, направляет тех, кого нужно, так сказать, одновременно на «Титаник», который утонет. Или самолет, который разобьется и так далее. Вот, то есть это все высший разум, который знает судьбу, знает, что должно произойти с каждым живым существом и поэтому он направляет нас. Вот это совершенно точное свидетельство того, что не мы единственные управляющие в своей жизни. То есть у нас есть какая-то определённая доля свободы, вот, но так же есть и какие-то такие ситуации предопределенные, в которые мы явно не сами себя завели, а какая-то другая сила.

Что происходит с сознанием в момент смерти тела?

00:42:46 Итак, теперь, когда мы коротко рассмотрели физическое тело с его четырьмя потребностями: питание, сон, совокупление, оборона, тонкое тело с его потребностями: информация, эмоции, общение, творчество и душа, сознание, с тремя потребностями: желание жить вечно, знание и счастье. Теперь мы имеет представление о том, кто такой человек. Что это как матрешка в матрешке – внешнее физическое тело, потом находится тонкое тело, потом находится сама душа. И соединены все эти три структуры душа, тонкое тело, физическое тело силой вот этой вот параматмы, или сверхсознания, или, если хотите, Бога в сердце, который держит все это вместе.

00:43:28 Итак, выясняется, что индивидуальное сознание и сверхсознание - это самые главные жизнеобеспечивающие факторы, без них нет никакой жизнедеятельности, вообще ничего. И самое парадоксальное состоит в том, что об этих двух самых главных элементах человека люди сейчас меньше всего знают, понимаете? Вот, и поэтому вот эту вот информацию мы можем почерпнуть в каких-то альтернативных источниках, раз его нам не предоставляет официальная наука, значит, ищущий человек вынужден искать в другом месте. И в Ведах он находит как раз очень много такой интересной информации, которая восполняет это знание о человеке. Итак, человек – это соединение трех таких структур: физического, тонкого, духовного и параматмы, сверхсознания, которое держит все вместе. И удерживает вечную душу в рамках временного тела какое-то определённое количество лет, которое нам по судьбе полагается прожить.

00:44:23 Итак, если сознание обладает вечной природой, а тело временно, что происходит с сознанием в момент смерти тела? По закону сохранения энергии, сознание не должно никуда деться, исчезнуть. Куда же оно попадает? Какое тело оно получает, почему? То есть встаёт вопрос о реинкарнации. О реинкарнации у нас будет отдельная тема потом, сейчас это просто коротко этого коснусь, поскольку уж мы говорим о человеке, то нужно рассмотреть человека также и в перспективе.

00:44:54 Реинкарнация – это не индийская вера о перевоплощении души, а просто это проявление закона сохранения энергии на моральном и духовном уровне. Мы понимаем, как закон сохранения энергии действует на материальном уровне, а реинкарнация – это проявление закона сохранения энергии на моральном и духовном уровне. Если душа достигла в этой жизни определённого уровня развития, он должен сохраниться, чтобы у души была возможность продолжить путь совершенства в более высоких формах жизни. Так же и при деградации сознания, более низкая форма жизни как наказание должна через страдания преподать живому существу некий урок судьбы. То есть реинкарнация формально закрепляет соответствие уровня сознания определённому внешнему телу.

00:45:39 Людям довольно трудно принять идею о том, что душа может попасть в какое-то другое тело после смерти. Помогает понять эту внешнюю реинкарнацию внутренняя реинкарнация, которая происходит с нами каждую секунду. Что это практически означает? Это значит, что мы меняем тело многократно даже в процессе одной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на свои собственные фотографии разных лет. Наука утверждает, что каждые семь лет все клетки нашего тела постепенно заменяются новыми. Это происходит благодаря обмену веществ. То есть с каждым вдохом, глотком воды, кусочком проглоченной пищи в наше тело входит новая энергия, новая материя. А через удивительную систему, через пот и через все наши так сказать отверстия в теле происходят определённые выделения, через выделительную систему из нас выходит старая материя. Этот процесс постоянного обновления клеток делает тело подобным медленному потоку.

00:46:44 Когда мы смотрим на реку, нам может показаться, что это одна и та же река. Но ведь с верховьев постоянно поступает новая вода. Подобно этому полный обмен, например, в жировых тканях тела происходит за месяц. Слизистая оболочка желудка обновляется каждые пять дней. Кожа становится новой каждые пять недель и так далее. Фактически это означает, что тело как нечто постоянное не существует. Но поскольку изменения происходят очень медленно, мы их просто не замечаем. Пламя свечи тоже кажется нашему несовершенному взору, постоянным. Но если посмотреть на него глазами знания, то выяснится, что каждое мгновение одни всполохи пламени угасают, а другие появляются. А впечатление, что я остаюсь прежним, возникает у нас лишь из-за постоянной природы сознания или души. А вот этот вот поток материальных частиц, он просто обтекает душу, меняя наши внешние очертания каждые несколько лет. Это называется внутренней реинкарнацией, то есть сменой тела в рамках одной жизни. То есть идея должна быть понятна. Действительно, тело ребенка совсем не похоже на тело взрослого, а тело взрослого человека отличается от тела дряхлого старика.

Внешняя реинкарнация

00:47:58 Итак, внутренняя реинкарнация - это наблюдаемый факт жизни для проницательного человека. А как же обстоит дело с внешней реинкарнацией? В древнем ведическом трактате Бхагавад-гита по этому поводу сказано так: «Подобно тому, как душа в рамках одной жизни переходит из тела ребенка в тело юноши, затем в тело старика, так и в момент смерти она переходит в новое тело. Подобные изменении не беспокоят того, кто знал свою духовную природу». То есть внешняя реинкарнация это процесс того же порядка, что и переход из тела ребенка в тело юноши. Или еще сказано в Бхагавад-гите, есть другой стих: «Подобно тому, как человек в процессе жизни меняет одежду, то есть сбрасывает старую ненужную одежду и надевает новую, точно так же он сбрасывает старое дряхлое непригодное тело и одевает новое». То есть тело с одеждой сравнивается. И за свою жизнь даже в этом теле мы сменили уже много костюмов, много комплектов одежды, точно так же мы меняем и тела.

00:49:07 Проследить эту внешнюю реинкарнацию довольно-таки сложно. Но иногда возможно. Самым наглядным примером может являться гусеница, которая практически на наших глазах, побыв только какое-то время в коконе, превращается в бабочку. Вот он, пожалуйста, наглядный пример реинкарнации. Индийская вера здесь не при чем. Это прямо у нас на глазах происходит.

00:49:26 Что касается человеческих перевоплощений, то на научном уровне этим вопросом уже четверть века занимается известный американский ученый Йен Стивенсон. У него есть специальный институт, где у него уже не одна тысяча задокументированных случаев реинкарнации, где он проводит очень такое глубинное исследование. И наиболее яркими примером, примером реинкарнации является феномен ксеноглоссии. Ксеноглоссия означает, что человек в этой жизни при определённых обстоятельствах вдруг может начать говорить на языке, с которым он в этой жизни никогда не контактировал, который он не знал, никогда не изучал.

00:50:09 Допустим, Йен Стивенсон приводит из своей практики такой пример, как одна женщина в Америке, домохозяйка, пожилая женщина, никогда не выезжала за пределы Америки, жила где-то в сельской местности. Она, значит, каким-то образом попала к нему на сеанс и он погрузил её в состояние гипнотической регрессии, то есть вернул её в прошлое в состоянии гипноза, и она заговорила на каком-то непонятном языке, который даже не сразу опознали. Он записал эту речь, потом проиграл её лингвистам, специалистам по языку, и они сказали, что это шведский язык, причём какой-то диалект такой, на каком говорят не так много людей в каких-то сельских районах. Вот, то есть как это можно с точки зрения материализма объяснить? Человек никогда не контактировал с этой культурой, никогда не жил там, не было никаких родственников, язык не изучал. Как это он может заговорить? То есть у него в этой жизни не было такого опыта, понимаете? Но вот этот опыт откуда-то проявился. Материального такого, внешнего объяснения нет. Но, если мы принимаем, что есть душа, которая могла, допустим, в прошлой жизни жить в Швеции, она могла знать этот язык, эту культуру, потом, по реинкарнации, она вошла в новое тело, родилась в Америке по закону кармы, то есть по закону причинно-следственной связи. И теперь, в новой стране, в новой культуре, она, естественно, забыла, поскольку нет опыта, забыла этот свой язык. Он остался глубоко в подсознании, в памяти. Он не нужен ей сейчас, она выучила новый язык, привыкла к новой культуре. Но при определённых обстоятельствах, определённым методом можно эту память прошлого активизировать, то есть вытащить из подсознания все эти вещи.

00:51:50 Итак, феномен ксеноглоссии может быть объяснен разумно, адекватно только если мы примем идею реинкарнации, что живое существо может сохранять этот опыт и из тела в тело переходить и, таким образом, в одном теле может эта память прошлого тела всплыть.

00:52:09 Конечно, люди могут часто задают такой очень логичный вопрос: «А почему вот мы все не помним эти наши прошлый жизни?» На самом деле, ответ не такой-то уж сложный. Если нам сейчас дать еще память о нашей прошлой жизни, у нас может просто шизофрения начаться, раздвоение личности. Кто я такой? Порой память даже одной жизни и то отягощает человека, что уж говорить о памяти еще предыдущей жизни, а если еще предпредыдущей и еще несколько жизней до этого, мы просто сойдем с ума от всех этих голосов, от всех этих напластований. Кем мы там были. Мы могли быть другого пола, другой национальности, из другой культуры. И это все создало бы в нашей голове такой зоопарк, такие проблемы. Поэтому нам дается столько памяти, сколько необходимо для того, чтобы функционировать в этом теле.

00:53:00 Источником памяти так же на самом деле является эта самая параматма или сверхсознание в сердце, которое дает нам ровно столько, сколько необходимо памяти. Если привести какой-нибудь компьютерный пример, то, допустим, у компьютера есть определённая оперативная память, которая позволяет работать одновременно с несколькими программами. Но, если все программы запустить в компьютере – она зависнет. Никакой памяти не хватит оперативной, чтобы все программы запустить. Вот, точно так же ради, так сказать, сохранения работы компьютера, все-таки оперативная память она ограничена, хотя это считается, что, чем больше, тем лучше, тем не менее, она ограничена. Но если человеку дать такую оперативную память, чтобы одновременно помнить все, у нас просто, как говорится, там ум за разум зайдет, заклинит мозги. То есть мы не сможем просто понимать, кто мы такие – мужчины или женщины, или какие-то персонажи из прошлого или кто мы такие? Вот, поэтому карму прошлого мы отжили в прошлых телах и вместе с этими телами уже ушедшими, разложившимися, как правило, и память эта уходит. Но при определённых обстоятельствах сверхсознание оно является таким банком вечной памяти, оно может нам напомнить, что когда было и так далее.

00:54:10 Итак, механизм реинкарнации сейчас о нем подробно говорить не буду, потому что вот у нас будет отдельная тема, то есть в целом он просто напросто закрепляет определённый уровень сознания, который мы развили в этой жизни или, наоборот, мы деградировали. Вот, то есть это закон сохранения энергии. И понять в целом, куда мы пойдем – выше или ниже, можно по уже определённой тенденции или такому как бы вектору, который мы приняли, направление своего развития, направление деятельности. И общая идея такова, что, если человек вел такую возвышенную жизнь, стремился к чему-то возвышенному, духовному, саморазвитию, каким-то гармоничным отношениям, соответственно, его будущее воплощение позволит ему продолжать эти вещи. Если он жил как обычный человек, просто занимался какой-то, так сказать, мирской суетой, материальным развитием и так далее, он может остаться на таком же уровне. Если же он в процессе жизни деградировал, то есть какие-то тенденции такие у него были разрушительные, шел путем саморазрушения, разрушения отношений с другими живыми существами, то, как правило, вот такая вот негативная, разрушительная деятельность его она будет остановлена тем, что он попадет в какие-то такие более низкие формы жизни. Чтобы вот эта вот разрушительная энергия была в какой-то степени ограничена хотя бы телами животных, которые больше слущают параматму, сверхсознание. Потому что в теле человека больше свободы, вот, если дать такому человеку опять же тело человека, он опять, опять начнет все крушить, ломать и так далее. Поэтому его вот эту вот свободу начинают сдерживать.

Почему люди разные?

00:55:48 И для того, чтобы понять в общих чертах, куда человек пойдет, куда душа пойдет выше или ниже, Веды вводят такое понятие как три качества, или три гуны, или три силы материальной природы. По этой теме тоже у нас будет отдельная лекция, поэтому сейчас я скажу только коротко, чтобы рассмотреть в целом как бы понятие о человеке. Что люди бывают разными, почему они бывают разными.

00:56:14 Итак, Веды говорят, что, кроме индивидуального сознания, высшего сознания, тонкой материи, существует грубая материя. Эта материя, она бывает разного качества, то есть материальная природа она неоднозначна. Она бывает трех принципиально разных качеств, которые могут между собой переплетаться в разных комбинациях. Эти три качества или три гуны, три силы,или три таких фильтра – это качество благости, качество страсти и качество невежества, которые скрывают наше сознание. То есть если, допустим, мы представим себе лампочку, которая покрыта каким-то фильтром, желтое стекло, или синее стекло, или красное стекло. Этот свет лампочки будет окрашиваться вот этим вот фильтром. Так вот эти гуны или качества, это такие как бы невидимые энергии, невидимые силы, которые наше сознание, наше тело связывают такими невидимыми путами, невидимыми веревками. И вот эти три гуны или три качества – они порождают, они действуют на нас, они порождают три типа сознания. Сознание, соответственно, в благости, гуна благости. Сознание в страсти и сознание в невежестве.

00:57:29 Общие характеристики таковы. Когда на человека действует гуна благости, это обозначает она такая наиболее светлая, наиболее прозрачная и поэтому качество души она скрывает менее всего. И поэтому люди, которые находятся под воздействием гуны благости – это люди, как правило, стремящиеся к духовности, так как энергия души больше всего пробивается через эту почти прозрачную оболочку благости. Это люди, живущие по высоким моральным законам, они интересуются высшей природой, высшими этими тонкими законами. Ответственные люди. Дисциплинированные. Чистые. Знающие. Ставящие перед собой высокие цели, умеющие поддерживать гармоничные отношения с другими людьми. Желающие помочь другим, бескорыстные люди. Это такие общие характеристики качества благости.

00:58:16 Люди, на которых больше действует гуна страсти. Гуна страсти, как правило, изображают таким красным цветом, она более плотная, и поэтому она, естественно, больше скрывает осознание души. Люди под воздействием страсти они больше активны во внешней среде. Люди в гуне благости больше активны внутренне. То есть они ищут, ищут душу, ищут Бога, пытаются осознать себя, их больше интересует внутренний процесс, они занимаются саморазвитием. Люди в гуне страсти больше занимаются внешним развитием. Им интересно развивать вокруг себя мир. Строить что-то такое. То есть это люди внешне очень творческие, такие, знаете, двигатели материального прогресса. Сильные люди, которые направляют материальный прогресс. Они считают, что счастье зависит от внешних вещей. Люди под воздействием гуны благости уверены, что счастье от внутреннего зависит, а под воздействие страсти они уверены, что счастье от внешнего. Поэтому нужно внешне все делать, чтобы все было во внешнем красиво, хорошо, организованно и так далее.

00:59:15 Итак, какие качества проявляют эти люди в гуне страсти? Они очень энергичны, очень амбициозны, они очень радуются, когда у них что-то получается, они очень огорчаются, когда у них что-то не получается. Они готовы пойти на компромисс с какими-то там высшими законами ради какого-то сиюминутного блага, вот. Они, как правило, получают наслаждение от таких внешних наслаждений, вот. С ними часто происходят стрессовые ситуации, и они хуже контролируют свои чувства. Итак, это человек под воздействием гуны страсти в общих чертах.

00:59:51 Человек, на которого действует гуна невежества это человек… Гуна невежества она такая более плотная, наименее прозрачная, поэтому энергия души через нее наименее всего прослеживается. Менее всего просвечивает. Такие люди они, как правило, медлительны, они вообще не интересуются какими-то высшими духовными законами, кто я такой – душа или не понятно. Было б что поесть, где поспать, с кем совокупиться и какое-то, так сказать, уверенность в завтрашнем дне. То есть четыре потребности физического тела. Питание, сон, совокупление, оборона – вот основные потребности, как у животных, для людей в невежестве. Это очень медлительные люди, это люди, которые не принимают на себя ответственности за свою судьбу, вечно у них все виноваты в том, что они такие несчастные. Президент виноват, мэр виноват, губернатор, еще кто-нибудь, все вокруг плохие. Америка виновата. В общем-то все, так сказать, вокруг одни враги. То есть этот человек он не склонен думать, что все проблемы в нем находятся. Человек гуны благости он принимает ответственность за свою судьбу, а человек в невежестве наоборот пытается сложить с себя. То есть он такая, знаете, невинная жертва, вечный заложник обстоятельств.

01:00:59 Как правило, это люди очень тяжелые на подъем, им трудно очень что-то такое начать, они спят больше, чем надо, больше восьми часов. У них часто бывают депрессивные состояния, они критически настроены, очень вечно ворчат. Им очень трудно какое-то дело начать, они такие ведомые большей частью. Иногда, когда гуна страсти немножко поддерживают их, эти люди могут быть склонны к разрушению. То есть у них есть какая-то активность, но разрушительная активность. Если человеку, например, в гуне страсти нравится создавать, то человеку в гуне невежества больше нравится разрушать. Вот, такое, знаете, терроризм или еще что-нибудь такое. Вот, себя разрушить. Эти люди привязаны к интоксикациям, как правило, они не могут избавиться от привязанностей к алкоголю, к табаку, к наркотикам, то есть они разрушают сами себя, свой организм, свою психику, разрушают всю среду окружающую. Семью, отношения. Безответственные люди. Как правило, их выгоняют с работы. Они не любят работать, они любят перекуривать, отдыхать. Итак, это общий такой портрет человека под воздействием невежества.

01:02:06 Вполне естественно, что в каждом из нас эти три качества, три гуны в разных сочетаниях переплетаются, вот. И человек он не может находиться в полном невежестве. В полном невежестве могут находиться только какие-то определённые низшие формы жизни. Полное невежество оно характеризуется тем, что живое существо есть, существует, но оно не осознает того, что оно существует, у него еще нет как бы вторичной рефлексии, нет никакого самосознания. Оно не понимает, что оно есть. И по этой причине оно не может изменить стандарт своей жизни. То есть мы видим, что животные в процессе жизни не меняют стандартов. Не видели, чтобы медведь себе в берлогу какой-нибудь там шкаф притащил, какой-нибудь цветной телевизор или решил там обновить что-то. То есть они всю свою жизнь живут одним стандартом. У них нет этой вот идеи прогресса материального, который рождается из гуны страсти. Люди в таком состоянии, как правило, редко бывают. Они бывают в состоянии такого глубокого невежества лишь в состоянии такого сна, когда они полностью проваливаются. Как правило, люди под воздействием гуны страсти находятся. Не такое большое количество людей под воздействием гуны благости.

В чем смысл человеческой жизни?

01:03:09 Итак, вот эти вот три гуны, три качества природы влияет на наше сознание, на наше тело, порождают три основных состояния сознания. Когда на нас влияет гуна невежества, это состояние называется на санскрите [сушуптисонми] сновидение, то есть. Никакого самосознания, никаких представлений о себе. Когда на сознание действует гуна страсти, тогда это порождает состояние, которое называется «сон со сновидениями» или свапна. И буквально это означает, что, человек является кем-то одним, а ему снится, что он является кем-то другим. Приснилось, что он в каком-то другом теле, в какой-то другой ситуации, хотя он находится у себя дома на кровати. Так вот это имеет непосредственное отношение ко всем нам. В каком смысле. В том смысле, что мы являемся вечными существами, вечными душами, а нам кажется, нам снится [помехи] являемся временными телами. Русскими, нерусскими, мужчинами, женщинами, молодыми, старыми и так далее. То есть мы мыслим о себе в представлениях, в категориях тела, хотя мы являемся вечными душами.

01:04:46 Итак, это под воздействием гуны страсти такое состояние у нас возникает, сон со сновидениями, путаем себя с костюмом, с внешним телом. И когда на сознание действует гуна благости, тогда она порождает состояние, которое называется джагрита. Джагрита обозначает «пробуждение». Это состояние, когда душа начинает, наконец, догадываться о том, что она душа. То есть к нам начинает приходить понимание того, что мы являемся вечными духовными существами, это подобно пробуждению. Пробуждению к своему духовному состоянию.

01:05:17 И, согласно Ведам, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы наше сознание вышло из-под этих вот всех трех состояний сознания. Состояния невежества «сон без сновидений», состояния страсти «сон со сновидениями» и даже мы должны выйти из состояния пробуждения. Потому что если человек, допустим, утром проснулся и он понял, что все, что ему там приснилось - это был просто сон, какая-то иллюзия, этого еще мало. Он должен встать, привести себя в порядок и начать действовать в реальности. Потому что если он просто проснулся, но не встал, он может опять уснуть и увидеть какой-то новый сон о себе, уже другой. Вот поэтому Веды говорят, что существует четвертое, высшее состояние сознания, которое стоит выше всех этих трех гун, называемое трансцендентное или духовное, антиматериальное состояние сознания, состояние чистой души.

01:06:06 И для того, чтобы живое существо вышло из-под воздействия всех этих трех гун материальной природы, для этого должен быть эволюционный процесс, некая духовная практика, которая позволяет нам вырваться из-под влияния давления этих трех качеств материальной природы. И, на самом деле, человек так устроен, что мы представляем из себя некую такую энергетическую установку, из которой, так сказать, душа когда-то выйдет. То есть мы должны выстрелить из этого тела, и вопрос, куда мы пойдем: выше, ниже или останемся на том же уровне? То есть как вот из пушки вылетает снаряд, точно так же из этого физического тела когда-то выйдет душа. Куда она пойдет? Выше, ниже, так далее – зависит от этих гун. Если гуна невежества, в гуне невежества мы уходим из тела, значит, в низшие миры, миры животных, растений – туда можем попасть. Если мы в гуне страсти выходим из тела, опять тело человека. Если мы выходим в гуне благости, мы можем попасть в высшие миры, в высшие, так сказать, тела небожителя, об этом чуть позже будем говорить, о космосе, о более таких высокоорганизованных формах жизни, где нет необходимости в грубой физической оболочке и так далее.

О чакрах

01:07:14 Итак, человек - это определённая энергетическая установка. Наверняка все вы практически знаете о том, что в теле человека существует семь так называемых чакр или энергетических центров, которые находятся на вот этой вот линии «столб кундалини». Вот, начиная, скажем, там от промежности и до макушки. Вот и эти семь чакр - это своего рода такие семь невидимых пуговиц, при помощи которых душа в тонком теле пристегнута к этому костюму физического тела. Вот, и эти чакры на внешнем уровне представлены как железы внутренней секреции, вот, а внутренние на внутреннем уровне это источники определённой энергии, они связаны с определёнными функциями в человеке.

01:08:04 Интересно то, что, скажем, у нас на Руси они тоже были известны. Нижняя чакра, Муладхара, которая связана с принципом накопления энергии, с принципом эгоизма, она называлась «зарод» или место зарождения энергии. Вторая чакра Свадхистхана, которая связан с половой функцией, называлась «живот». Третья чакра, Манипура, которая связана с пищеварением, в районе солнечного сплетения, так и называется «яро» или «солнце», солнечное сплетение. Четвертая чакра называлась «сердце», то что находится в середине. Чакр семь, три низшие это вот центральная, сердце, серединная чакра, она связана с такими вещами, как сострадание, уже проявление каких-то чувств к другим живым существам, желание помочь, с чувством любви.

01:08:56 Следующая, пятая чакра, находится в области горла и так и называлась – «горло», на санскрите называется она Вишуддха-чакра, то есть она связана с коммуникативной способностью, способностью общаться. Далее шестая чакра находится в области межбровья или третьего глаза, называется на санскрите Аджна или агья – чакра, по-русски её называли просто «чело», это очень интересное как раз слово, которое связано с понятием «чело-век», то есть для того, чтобы считаться человеком, для этого нужно, чтобы было открыто чело, третий глаз. Вот, то есть это третий глаз – это такой видение, когда человек начинает осознавать кроме материальных законов так же еще вот эти вот духовные законы.

01:09:41 Например, на Руси людей, у которых работали только три первые чакры, связанные с физиологией, с питанием, с размножением, их называли просто «жить». Это люди, которые просто живут на этом физическом уровне. Те, у кого открыто сердце, чуть выше, еще одна чакра, их называли «людь» или «люди», вот, те, у кого сердце не открыто, это «нелюдь», то есть это еще не люди, которые не способны чувствовать других, помогать им, вот. А те, у кого открыто вот это вот «чело» - это есть «человеки». Конечно, это все не так дешево, требуется целый век для того, чтобы это чело у нас открылось и чтоб мы стали действительно «человеками», а не просто жители «людь». Итак, это шестая чакра.

01:10:19 Седьмая чакра называется Сахасрара или она на Руси называлиь «родник» - это высшая чакра, которая связана уже с полной самоотдачей. Если низшая чакра она связана с полным эгоизмом, с накоплением, вот, то высшая связана наоборот, с полной самоотдачей, когда живое существо узнает о существовании высших законов, Всевышнего и посвящает себя деятельности, связанной со служением ему. Это как раз высшее открытие, человек должен проделать этот путь – постепенно от полного эгоизма к полному бескорыстию.

01:10:50 Так вот эти чакры они подобны определённым этажам в теле. Вот, и чем выше человек подымается, естественно, тем дальше он видит. И это определяет, куда мы пойдем после смерти. И уже, так сказать, приближаясь к завершению сегодняшней темы, Веды говорят о том, что кроме материальной реальности, в которой существуют эти вот три гуны, три качества материальной природы: благость, страсть, невежество, еще есть высшая реальность или духовная реальность, из которой живое существо или душа, вот этот вот спиритон носитель сознания, изначально выпало сюда, в материальный мир. Мы должны вернуться в эту духовную, высшую реальность. Это как вот библейский сюжет о возвращении блудного сына. То есть духовная реальность, духовный мир – это как раз то самое место, то самое состояние, в котором осуществляются три основные потребности души – вечность, знание и счастье.

01:11:50 Мы определили, что в человеке - это сознание, которое исходит из души, как раз является самым главным элементом. Что самая суть человека – сознание. Вот эти три потребности души в материальной реальности никак не осуществляются. Здесь вечность, знание и счастье наталкиваются на постоянные ограничения материальной природы. Вот, поэтому человек должен не просто как бы как животное питаться, спать, совокуплять, обороняться, он должен поставить себе другую цель.

01:12:21 Сейчас люди отличаются от животных только образом жизни, то есть животные делают все это примитивно, люди делают это более изощренно. Образом жизни отличаются. А должен человек отличаться от животного не столько образом жизни, сколько целью жизни. Смыслом жизни. Так вот, если человек удовлетворяет чувство так, как животное, просто более изощренно, собака бежит на четырех лапах, а мы едем на четырех колесах – это просто образом жизни мы отличаемся, но если цель у нас одна, она бежит наслаждать свои чувства, и мы едем наслаждать свои чувства, чисто внешние, физические, то принципиального отличия нет. Только чисто внешне, образом жизни. А должен человек отличаться именно целью жизни.

Предназначение души

01:13:02 Так вот это знание о высшей реальности, оно как раз может нам дать, указать высшую цель. Духовная реальность – место, где реализуются именно наши эти вот потребности души: вечность, знание и счастье. И для этого существует, собственно говоря, различные эволюционные процессы, духовные практики, которые помогают человеку подтянуться. Они все оттуда приходят из духовной реальности вот такие вот спущенные канаты, за которые можем здесь зацепиться. Если мы приняли наставления и какие-то рекомендации в определённой духовной традиции, взялись за них, то благодаря этому мы подымаемся все выше и выше, и выше. И, так сказать, в конце концов, сознание может перейти уже в духовную реальность.

01:13:45 Если сейчас живое существо не знает, что такое его личная жизнь, сейчас душа живет вот интересами тела. Фактически, сейчас душа выполняет вторичную роль, хотя она первична. Тело живо только потому, что у него есть душа. Мы рассмотрели очень подробно принципы спиритона, что именно он, спиритон, душа, оживляет материю. Итак, если живое существо, душа, ничего не знает о своей духовной природе, тогда оно является просто-напросто заложником тела. То есть оно выступает просто как батарейка в теле. Оно выполняет служебную функцию. У нее нет своей жизни. Душа не понимает, что такое духовная жизнь, что такое высшая жизнь. Она просто служит четырем потребностям тела. Ну, может быть, еще трем потребностям тонкого тела. Это когда какое-то творчество проявляется, идеи там какие-то, материальные эмоции и так далее. Но что такое жизнь самой души? [помехи] практически неведомо для живого существа. Так вот есть духовное знание, есть эволюционные духовные [помехи] пути, которые показывают, что такое жизнь души как таковой. Более высокая жизнь, жизнь не ограниченная физическим телом. И вот для этого существуют определённые духовные процессы.

01:14:53 И эти две реальности, которые описывают Веды – материальная и духовная, они связаны между собой примерно так же, как какие-то вот вертикальные слои материальной реальности, да? Допустим, представьте себе водоем какой-то, вот, и берег, сушу. Так вот если мы опустимся на дно водоема какого-то глубокого, то там будет темно, туда практически не проникают лучи солнца и там очень такая примитивная, ограниченная жизнь. По мере того, как мы поднимаемся выше, выше к поверхности, становится более светлая атмосфера, потому что лучи солнца проникают туда, вот, и потом мы можем выйти на берег – там уже будет совсем другая жизнь. Так вот наша материальная реальность она подобна вот этому водоему. Низшие слои материального мира – это гуна невежества. Качество невежества, где живые существа там где-то плавают, даже не подозревают о том, что есть берег какой-то, солнце. То есть это вообще для них очень далеко. Гуна страсти еще чуть повыше – уже какой-то свет сверху пробивается немножечко. Гуна благости – это как бы самый верхний, это поверхность вот этого водоема, из которого мы уже можем догадаться даже так сказать, выглянуть, посмотреть там какая оказывается есть другая реальность. Берег там какой-то город и другая культура, более высокая, чем то, что там, под водой. Вот точно так же эти две реальности связаны то, что на берегу водоема, то, что находится там, внутри.

01:16:10 Так вот мы тоже можем считать себя венцом развития и так далее, на самом деле мы находимся в глубине этой материальной реальности, в невежестве и страсти. Большинство людей даже не подозревают о том, что есть какая-то другая, более высокая реальность. Поэтому в человеческом обществе для этого должна быть духовная культура, духовное знание, которое подымает нас, благодаря чему мы можем постепенно увидеть, понять, что есть какая-то другая, более высокая цель. Если мы не переходим вот как бы в прогрессию вот такую по гунам, от невежества к страсти и благости, то с течением времени мы просто- напросто приходим [помехи].

01:16:49 Смотрите как, предположим, жизнь строится человеком. Ребенок рождается в невежестве, то есть он несамостоятельный, он очень зависим, он толком не может ни говорить, плохо что-то понимает, вот, не может сам ни поесть, ни обслужить себя. То есть в невежестве находится. Много спит, мало двигается. Потом, по мере того, как он начинает расти, уже, так сказать, он начинает лучше понимать, больше двигаться, проявляется гуна страсти и какой-то элемент благости. Потом его начинают обучать, уже в школу начинает ходить. Итак, детство – это практически невежество. Дети не подозревают о каких-то высших ценностях, о чем-то еще. Потом молодость – это страсть, когда они учатся, влюбляются, семья, активная работа, творчество и так далее.

01:17:33 Итак, прогрессия от невежества детства к страсти молодости. По этой логике в старости должна быть благость, но, если люди не получили вот этого духовного знания, то многие в старости впадают в маразм. То есть они опять из детства - невежества, юность - страсть и в старости опять оказываются в невежестве. А такого не должно быть. Они должны в старости ходить такие уже просветленные, потому что тело старится, материальные чувственные наслаждения становятся все менее и менее доступными старому физическому телу, поэтому наступает момент, когда люди говорят: «Пришло время о душе подумать». Если это в голову не приходит, если люди не готовят себя к какому-то сознательному духовному будущему, то тогда они готовят себя неосознанно к кризису. К кризису системы ценностей. Когда физическое тело уже толком не работает, а духовного они ничего не нажили, ни к чему духовному не готовятся. Да и жизнь – сплошное страдание. Они вынуждены жить в прошлом, воспоминаниями. О том, значит, как было хорошо в их молодости и так далее. А будущего они боятся, потому что ничего не знают о духовной природе, своем духовном будущем. Нет у них такого духовного прогресса. Процесса, который помогает им духовно прогрессировать. Поэтому духовное развитие является возможным и необходимым для нас. Возможным - потому что у нас есть потенциал. И является необходимым – потому что если мы этого не делаем, мы готовимся неизбежно к кризису.

01:18:52 Вот, и когда мы сегодня во время, так сказать, подачи материала разобрали, что человек в первую очередь является сознанием, душой и во вторую очередь является костюмом, телом, то из вот такого понимания следуют другие приоритеты. Если человек считает, что он является физическим телом, и на каком-то этапе развития материи появилось сознание, это четкий приоритеты: тело первично, наслаждение через тело [помехи] первично, а духовное, может быть, может не быть, как-то знаете какая-то как факультативное знание, опция. Можешь верить, можешь не верить, это вот на таком уровне. Но когда мы поняли, что мы в первую очередь носители сознания, души, обладающие просто физическим телом, тут же меняется приоритеты. Выясняется, что, раз тело живо, потому что есть душа, значит, интересы души первичны. Значит, душа должна быть не просто батарейка в теле, которая обслуживает тело, а наоборот, тело должно служить душе.

01:19:42 Если вы купили машину, то кто водитель для машины или машина для водителя? Понятно, что машина должна возить человека. А не человек должен просто ремонтировать, холить и лелеять эту машину. Так вот сейчас получилось именно так, что душа своей энергией поддерживает тело и все, а на себя времени нет фактически. А вот когда духовное знание, происходит вот этот вот сдвиг парадигмы, то есть меняется восприятие, другие приоритеты, теперь я понял, что я, оказывается, душа, обладающая физическим телом. Тело – это просто машина, а я, так сказать, пассажир там. И есть, тот, кто направляет, дает мне духовное знание определённое, поэтому меняется приоритеты, меняются, так сказать, цели жизни. И смысл человеческой жизни состоит как раз в том, чтобы понять это. Выбрать правильное направление, выбрать правильную цель на основе духовного знания. И уже, так сказать, постепенно двигаться к своей высшей духовной цели.

01:20:34 Все на сегодня. Я считаю, достаточно информации. Мы говорили о том, кто такой человек с точки зрения Вед. И если возникли какие-то вопросы, значит, их можно задавать через оператора или в письменном виде. Все, следующая лекции состоится у нас через неделю, о ней будет объявлено дополнительно. Спасибо, до свидания.

01:20:59 [ Радиоведущая]: « Спасибо Вам, Василий Рюрикович, а могли бы вы ответить на один мой вопрос. Вот женщина, она всегда находится в гуне страсти, я так понимаю? Потому что для нее внешнее очень важно.»

01:21:14 [ Тушкин В.Р.]: Женщины все разные бывают. Но если это женщина обращает в основном только на внешнее, как вот она одета, вот что она. Чисто внешние, на внешние вещи обращает внимание, то это само по себе является показателем того, что гуна страсти доминирует. Но я думаю, что далеко не все женщины такие. Природа женщины такова, что она должна привлечь мужчину. Таков закон природы. Вот, если женщина не будет привлекательна, как же она устроит свою личную жизнь? Вот, поэтому это для нее важный фактор. Причем она это может делать даже неосознанно. Это её как бы такая программа. Вот. Но есть и женщины, которые делают все необходимое для этого, они внешне привлекательны, но при этом они не путают себя с костюмом, при этом они достаточно разумны и прекрасно понимают, что это лишь, так сказать, какая-то внешняя форма. А если женщина действительно полностью [неразборчиво] эти вещи, тогда это само по себе конечно признаком влияния страсти.

01:22:11[ Радиоведущая]: Угу, хорошо, спасибо Вам большое за ответ. Смотрю сейчас вопросы у нас не приходят, я думаю, что наши радиослушатели настолько внимательно Вас слушали и все поняли, что у них даже не возникло вопросов. Но я думаю, что в ближайшее время и по следующим лекциям, которые Вы будете нам давать, у них возникнут все-таки вопросы и они будут их активно задавать. Могли бы Вы напомнить нам, какая будет следующая тема?

01:22:37 [ Тушкин В.Р.]: А следующая тема, я планирую это «Природа тонкого тела». Сегодня мы о нем только коротко сказали, о его основных функциях, а в следующий раз я буду рассказывать более подробно, что это такое.

01:22:50 [ Радиоведущая]: Хорошо. Спасибо Вам большое, Василий Рюрикович, что Вы дали нам очень интересную лекцию. Всего Вам доброго. Дорогие радиослушатели, далее мы продолжаем нашу программу, оставайтесь с нами. Музыка для Вас и Ваших близких.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 06 мая 2013
транскрибирование: Ольга Евдокимова | 05 сентября 2011