Происхождение, структура и цель Вед

Владивосток - 17 January 2007
Происхождение Вед. Истоки. Два аспекта истинного знания. Веда – это изначальная вибрация в пространстве. Кто такие Риши? Появление письменности - это признак деградации. Особенности санскрита. Четыре недостатка человеческой природы. Особенность нынешней эпохи – узость мышления. Заслуги мудреца Вьясы. Веды - это авторитетное и самодостаточное знание. Авторитетные утверждения Вед. Доказательства авторитетности Вед. Внешняя структура ведической литературы. 1 Первый раздел Вед - шрути. 2. Второй раздел Вед - смрити. 3. Третий раздел Вед - ньяя. Шри Ишопанишад. Шримад Бхагаватам. Внутренняя структура Вед. 1. Карма-Канда - раздел Вед, описывающие материальный подход к жизни. 2. Гьяна-канда - раздел Вед, описывающий филосовский подход к жизни. 3. Бхакти-Канда - раздел эстетической реализации личности. Цель и назначение Вед. Притча о ученом и лодочнике. Самое главное – это знать высшую науку о душе. Вопросы - ответы. Как можно достичь гармонии между духовной и материальной стороной жизни. Как избегать перегибов в какую-либо сторону? Насколько обязательно человеку проходить все эти этапы развития? Можно ли сразу перейти к духовной практике?
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:10:22 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 10622 | скачано: 4538 | избрано: 150
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Происхождение Вед. Истоки

00:00:00 Сегодня у нас лекция номер два, которая называется «Происхождение, структура и цель Вед». Само по себе слово «веда», я уже говорил, обозначает просто «знание», но мы сейчас говорим не о каком-то обычном мирском знании, а о знании, которое содержится в этих древних священных текстах, которые называются Ведами. И вот это вот ведическое знание принципиально отличается от современного знания тем, что оно дает целостное представление о мире. Например, на Западе мы наблюдаем сейчас такой феномен, как информационный бум. Огромное количество информации. Но, к сожалению, во всём этом море-океане информации нету вот этой вот ниточки или нету этой вот центральной такой линии, которая помогла бы нам связать все воедино. Увидеть целостную картину мира. Например, в той же самой науке нет целостности. Допустим, мы говорим, что вот наука – это что-то очень серьезное, но вот мы знаем, что в той же физике, предположим, существует несколько уровней понимания реальности.

00:01:21 Физика Ньютона, где действуют четкие классические вот эти вот законы механики, физического мира. Уже более высокий уровень - это теория относительности, которая превосходит вот эту вот классическую механику Ньютона, там уже более тонкие вещи. И мы знаем, что при определённых скоростях, допустим, близких к скорости света, уже законы классической механики не действуют. Уже не действует гравитация и так далее. И ещё другой, более высокий уровень физики – это квантовая физика. И всё это разные измерения, можно сказать, одной и той же науки. И долгое время физики вот эта попытка создания единой теории. Единого как бы такого принципа, единой какой-то формулы, единого подхода, которая бы объясняла всю реальности целиком. Но до сего момента в классической науке эти попытки пока что не увенчались успехом.

00:02:23 Вот это говорит о том, что у людей даже очень умных, развитых, интеллектуальных на Западе вот это вот единой, целостной картины мира, к сожалению, нет. Т. е. много информации, но мало мудрости. И мудрость – это как раз именно то, что позволяет нам связать все с первоистоком. Т. е. настоящее знание – это знание о причине всех причин. И как раз Веды – это вот и есть такое знание, у которого на Западе нет аналога. Т.е. знание очень целостное, которое показывает все процессы, которые происходят с нами здесь, в этом мире, каким образом эти все процессы связаны между собой, закон причинно-следственной связи. Или закон кармы. И всё это восходит к первоистоку, к источнику всех энергий, откуда все берется. Т.е. это знание такое метафизическое, знание, идущее свыше, знание, идущее от Бога и ведущее к Богу, соответственно. И цель процесса познания – именно прийти к причине всех причин.

Два аспекта истинного знания

00:03:36 Сейчас люди думают, что цель познания, допустим, люди куда-то идут учиться, поступают в университет, цель познания это просто освоить какую-то материальную сферу знания, деятельности, какие-то механизмы … работать в ней, зарабатывать деньги, поддерживать себя – вот и все. Т.е. знание просто кормит человека. Какая-то квалификация вот такая. Но истинная цель познания она значительно выше, т.е. цель познания – это прийти к причине всех причин. Причем не просто познать эту причину всех причин, не просто познать истину или познать Бога. Но ещё и полюбить Бога. Т.е. два аспекта – это разум, интеллектуальное развитие. И второе – это эмоции, что я не просто знаю Бога, а я могу с ним вступить в эмоциональные отношения. Т.е вот это будет целостность развития или гармоничное развитие, можно сказать.

00:04:31 Итак, вот этим принципиально Веды отличаются от того, что мы называем знанием сейчас на Западе. Естественно, что у всякого знания, у всякой информации есть какое-то происхождение. И в этом мире, допустим, мы получаем знания от личности, от ученых каких-то. Так же мы получаем знания через открытия, через деятельность своих собственных чувств. Когда мы получаем знание через деятельность своих собственных чувств, это как раз наш непосредственный опыт, эмпирический опыт и это знание, основанное на открытиях. Но веды это литература откровения, т.е. все то, что описано в ведах это довольно-таки трудно, практически невозможно, открыть самому, но это открывается сверху, свыше.

00:05:33 Допустим, в Ведах есть такая хорошая пословица, которая гласит, что если вы решили увидеть царя, то вам это будет непросто сделать, потому что царь - это великая личность и он очень занятой человек, к нему так просто не пройдешь. Но если царь решил увидеть вас, то никаких проблем не будет, потому что царь есть царь. Он легко увидит вас. И в этом случае, если он решил увидеть вас, тогда и вы его легко увидите. Т. е. смысл в том, что ведическая литература приходит к нам не просто из каких-то материальных опытов, а ведическая литература это литература откровения, когда абсолютная истина сама открывается нам. И поэтому в одном из классических ведических текстов, который называется Бхагавад-гита, в третьей главе, так и говорится на санскрите, на древнем языке:«брахма кшараса мунд`хава», что «Веды исходят из Высшей Личности». Это своего рода как бы такое эманация из Бога. Или его информационное поле, если говорить таким современным языком. Т.е. Веды - это идеи, идущие от Него.

Веда – это изначальная вибрация в пространстве. Кто такие Риши?

00:06:45 Иногда мы слышим фразы типа, что «идеи витают в воздухе». Это правильно, потому что говорится, что окружающее пространство или то, что называют физический вакуум, оно имеет тоже свою изначальную вибрацию. Так вот веда – это изначальная вибрация в пространстве. В Бхагавад-гите Верховный говорит: «Я есть звук в эфире» или «звук в пространстве». Вот этот изначальный «звук в пространстве» это и есть Веда. И все эти веды, все эти идеи они уже присутствуют в пространстве, необходимо только иметь определённый настрой сердца, для того, чтобы эти идеи улавливать. И есть определённые личности, мудрецы или их называли в былые времена на древнем языке санскрите термином риши. «Риши» – буквально обозначает «видящий», т.е. тот, кто видит. Можно смотреть на мир, но не видеть ничего. Или видеть какие-то просто внешние объекты, но не видеть вот этого знания, всех этих тонких законов, которые стоят за миром. Так вот риши или эти мудрецы - это те, кто обладали определённым настроем сердца, определённой чистотой сердца, в следствии этого они улавливали эту веду в эфире, в пространстве и выступали в качестве своего рода ретрансляторов. Т.е. Бог – это как излучатель, а мудрецы – это ретрансляторы. И они не писали веды, они их записывали, т.е есть разница. Одно дело, когда я пишу сам, что-то выдумывая, другое дело – когда я пишу под диктовку.

00:08:31 Так вот веды – это писания, которые не написаны людьми, а которые записаны людьми. Вот и эта традиция передачи знания называется таким термином парампара. «Парампара» буквально обозначает «сверху вниз», т.е. то, что идет сверху вниз. Итак, если Бог – это изначальный источник знания, из которого всё это знание исходит, иманирует, то мудрецы являются такими ретрансляторами - из поколения в поколение от учителя к ученику всё это переходит, вот. И они в данном случае ничего не добавляют и ничего не убирают, они просто как почтальоны действуют. Почтальон он просто может взять письмо, какое-то послание и в другое место перенести. Он ничего туда не дописывает, ничего не вычеркивает. Вот точно так же действовали и продолжают действовать эти мудрецы, риши, которые передают веду или духовное послание, идущее от Бога. И вот это знание обладает удивительным свойством, оно рассеивает тьму, т.е. мы знаем, что знание часто сравнивают со светом. Говорят «ученье – свет, а неученье – тьма».

00:09:51 Итак, знание, как и свет, имеет источник. И знание, как и свет, обладает таким качеством, как способность рассеивать тьму невежества. Отсюда, например, даже система образования называется «система просвещения». Просвещение. Свет. Освещенный. Т.е. знание обладает природой света.

Появление письменности - это признак деградации. Особенности санскрита

00:10:13 Еще один интересный момент, связанный с ведами – это то, что веды изначально существовали в устной традиции, потому что у людей была очень хорошая память и в записях не было необходимости. Сейчас считается, что письменность – это признак цивилизации. Согласно ведам, появление письменности – это как раз начало деградации цивилизации, потому что у людей становится плохая память и поэтому им все необходимо записывать. И веды как информация в пространстве, в эфире, является вечным. Но книги, в которых веды записаны, эти книги, конечно же, имеют определённый возраст. Так вот эти книги, ещё их называют другим термином «шастра». Шастра – трактаты определённые. Они появились на Земле примерно где-то 5 тыс. лет назад. Сами книги. Но знание, которое в них изложено, оно не имеет начала, оно не имеет возраста, оно вечно, хотя книги имеют свой определённый возраст. И эти книги были записаны в начале нынешней эпохи, которая называется Кали Юга или Эпоха Кали. Это эпоха деградации. Удивительно, что, если верить современной историографии, примерно тогда началась история человечества. Но, согласно ведам, как раз в это время она стала заканчиваться. Это заканчивалась история цивилизованного человечества, ведического человечества. И стала начинаться история современного горе-человека, который ничего толком не помнит, ему все нужно записывать, который считает, что он произошел от обезьяны и так далее. Совсем другая история, но об этом будем говорить позже, на другой лекции.

00:12:12 Итак, веды были записаны, причём на очень интересном языке, на языке санскрите. Санскрит – это самый сложный язык на Земле. И язык сам по себе является уже показателем уровня развития цивилизации. Зачем примитивным людям прошлого, если раньше были примитивные люди, иметь такой изысканный, утонченный и сложный язык? Он им просто не нужен. Мы знаем, что примитивные люди - они вообще общаются жестами, общаются на пальцах, обходятся очень ограниченным запасом слов, а развитым людям, очень глубоким людям, очень тонким людям, которые глубоко копают, которые ищут истину, которые общаются с этой истиной, им как раз нужен такой очень тонкий, глубокий язык. Так вот само по себе наличие вот этого языка, санскрита и его такая удивительная сложность и глубина, одно это уже говорит об уровне ведической цивилизации. Что в былые времена жили не какие-то примитивные варвары, а как раз очень утонченные люди, которые имели вот такой язык. И сейчас то, что мы называем эпохой прогресса, на самом деле это эпоха деградации. Сейчас на санскрите очень мало кто может изъясняться, сейчас этот язык в основном письменный. Это язык, на котором остались записаны эти памятники, Веды.

Четыре недостатка человеческой природы

00:13:47 И ещё одно название для вед – это апаурушея. «Апаурушея» буквально переводится как «не человеческая». Т.е. знание, произошедшее не от человека. Потому что обычные люди, согласно ведам, обладают четырьмя типичными недостатками. Первый недостаток человека обыкновенного - это несовершенные чувства, т. е он можем ослышаться, кого-то там одного за другого принять, что-то неправильно увидеть и так далее. Итак, наши несовершенные чувства приводят ко второму недостатку, который называется - склонность совершать ошибки. Если я, естественно, мои чувства несовершенны, допустим… если я принимаю красный цвет за зеленый, зеленый за красный, я совершаю ошибку и иду не на тот свет. Вот. Итак, второй недостаток такой обусловленной души – это способность совершать ошибки. Третий недостаток – это тенденция впадать в иллюзию. И четвертое – это тенденция к обману, при чем совершенно даже неосознанному.

00:14:52 Итак, несовершенные чувства – отсюда рождается тенденция совершать ошибки, впадать в иллюзию и обманывать других – вот это четыре типичных недостатка обычных людей. И поэтому от обычных людей вот такое вот совершенное, необычное знание, такое как Веды, идти просто не может.

00:15:12 Итак, Веды – это апаурушея, не человеческое знание, которое имеет в качестве своего источника совершенную, совершенное существо, совершенный источник, абсолютную истину, которая умеет говорить. Как раз веды – это есть слова вот этой абсолютной истины. Ну, а что касается, допустим, вот этой вот цепочки человеческих недостатков: несовершенные чувства, тенденция совершать ошибки, впадать в иллюзию и обманывать других – это видно постоянно. Вот допустим, до сих пор, хотя уже многие этого не принимают всерьез, но тем не менее в качестве научной парадигмы принята эта дарвинская идея о происхождении человека от обезьяны или происхождение его от материи. Почему она возникла? Это опять вот это же самое. Несовершенные чувства, т.е. Дарвин вел какие-то определённые наблюдения, и ему, вследствии этих наблюдений, показалось. Показалось, что между человеком и обезьяной есть какое-то определённое сходство. Конечно же, оно есть, вот. Но не такое, как он себе представлял. Вследствии этого он совершил определённые какие-то ошибки. Хочешь – не хочешь, а сам того, может быть, не желая, он обманул не одно поколение людей, введя их в заблуждение, о том, что мы произошли из какой-то низшей природы. Отдельно потом у нас будет лекция о происхождении человека, сейчас я не буду на этом заострять внимание, просто это иллюстрация к тому моменту, что даже умные люди, представители науки, они тоже имеют несовершенные чувства и поэтому они впадают в иллюзию, совершают ошибки и даже невольно обманывают других. Поэтому обычные люди не могут быть источником вот такого вот совершенного знания, как веды.

Особенность нынешней эпохи – узость мышления. Заслуги мудреца Вьясы

00:16:58 Итак, веды – это апаурушея, не человеческое знание, знание божественное, знание, откровение, идущее сверху, данное нам сверху. Итак, веды как книги появились на Земле примерно 5 тысяч лет назад. И записал их, подчеркиваю: не написал, а именно записал, такой мудрец, которого звали Вьясадева или Вьяса. Буквально имя Вьяса обозначает «тот, кто разделяет на части», потому что веда едина, знание едино. Но люди в нынешнюю эпоху, сейчас, в Кали Югу, обладают настолько узким сознанием, что воспринять сразу целостное знание они не способны. Поэтому это знание необходимо на какие-то разделы разбить. Например, сейчас мы знаем практически все являются какими-то узкими специалистами в той же самой медицине кто-то там пульманолог, он знает только легкие, уролог знает только мочеполовую систему, кто-то там ещё по разным, так сказать. Нервопатолог он изучает нервную систему и так далее. Мало кто знает человека целиком, т.е. каждый знает какую-то свою заведование узкое, вот. И это особенность нынешней эпохи – узость мышления. Мало кто может целостно так вот воспринимать человека.

00:18:23 Итак, для удобства современных людей Вьяса разделил эти Веды на определённые разделы. Сами по себе веды приходят к нам благодаря принципу эманации. Эманация эта обозначает, что они исходят из какого-то источника и потом, постепенно расширяются. Как, например, луч света имеет тенденцию к расширению. Вот точно так же и веда или знание: сначала оно дается в такой концентрированной форме, очень краткой и лаконичной, а потом в течение времени расширяется, раскручивается, развивается все больше и больше, потому что люди становятся все менее и менее восприимчивыми и им приходится все больше и больше разъяснять эти вещи. Т.е. все больше и больше давать комментариев, чтобы они поняли какие-то простые вещи. Так вот говорится, что источником всей веды на таком, чисто звуковом уровне, является мантра или определённая такая звуковая вибрация, её называют биджа-мантра. Т.е. «биджа» обозначает «семя». «Мантра-семя», из которой все остальное растет. Предположим, огромное дерево может вырасти из маленького семечка и на этом дереве будет множество разных семян.

00:19:40 Так вот изначально вот эта биджа мантра или мантра семени, из которой берется вот эта вот вся веда, является это мантра «ом» или «аум». Три буквы. Я уже в первой лекции говорил о том, что «а» – это Верховный, «у»- это его энергия, «м» – это соединение Бога и его энергии, которая порождает все многообразие мира. Итак, Аум или Ом – это вот эта мантра-семя, биджа мантра, из которой исходит веда. И из этой мантры Ом исходит следующая мантра, которая называется Гаятри. Она уже более, так сказать, длинная по продолжительности. Из мантры Гаятри исходят основные веды и потом с течением времени эти веды обрастают определёнными комментариями. Эти мудрецы, риши, они уже, так сказать, адаптируют, объясняют всё это в соответствии с временем, с эпохой, для того, чтобы люди могли всё это адекватно воспринимать.

Веды - это авторитетное и самодостаточное знание

00:20:39 Следующая особенность веды или вот этого вот ведического знания состоит в том, что веды самодостаточны. К ведам нет библиографии. Например, если вы читаете какую-нибудь научную литературу, то в конце всегда будут какие-то ссылки – откуда автор взял, на кого он ссылается. Такой ученый, другой ученый, какие-то источники, первоисточники, вот. Иначе люди скажут: «Откуда ты это все взял?», т.е. должна быть какая-то база, ты должен опираться на какие-то авторитеты. Так обычно пишется какая-нибудь научная литература, обязательно какая-то есть библиография, какие-то авторитеты прошлого, на которых мы ссылаемся. Так вот веды в этом смысле они, скажем, такие самореферентные, т.е. они ссылаются сами на себя. Потому что нет большего или более древнего, или более глубинного, или более авторитетного источника, чем сами веды, вот. И в этом смысле веды подобны Солнцу, как вот, например, Солнце освещает само себя. Т.е. мы знаем, что своим собственным светом и солнце невозможно ничем осветить. Было бы нелепо попытаться осветить солнце фонариком. Потому что фонарик сам по себе уже является производным от энергии солнца, потому что фонарик работает от батареи, а эта батарея взята из каких-то элементов, которые произошли под воздействием энергии солнца. Вот. Поэтому, допустим, когда темно, когда солнце находится за горизонтом, никакими источниками света солнце невозможно высветить, откуда-то вытащить. Но когда оно появляется, оно появляется само, оно самосветящееся. Оно освещает само себя. Вот этот же самый принцип применим и к ведам, т.е. это самодостаточная литература, как солнце освещает сама себя, сама на себя ссылается, больше ссылаться не на что, вот. И в этом уникальность её такая.

00:22:30 Конечно, современный человек, который вырос на скепсисе и на сомнениях, говорит: «Ну, в таком случае, так сказать, как же мы можем верить всем этим вещам? Это просто какие-то утверждения голословные, какие-то догмы». Хотя, например, в той же самой науке есть такое понятие как «константы», т.е. некие какие-то величины, которые порой совершенно недоказуемы, они просто существуют как такие краеугольные камни реальности или какие-то величины или какие-то цифры, которые порой недоказуемы. Они просто есть, и люди знают, что они верны. И они являются, как бы так сказать, основой всего. Так вот то, что люди часто называют какими-то религиозными догмами, в науке это называется каким-то более таким благозвучным приемлемым термином как «константа». По сути дела это то же самое. Т.е. когда, предположим, мы говорим что-то на духовные темы, и пользуемся такими терминами, как Бог, душа, карма, реинкарнация, что-то ещё – это и есть такие вот уже константы, постоянные какие-то понятия, неизменные, в связи с которыми становится понятно уже все остальное. И в ведах есть некоторые утверждения, которые могут показаться вполне какими-то догматичными или голословными, но, тем не менее, при определённой проверке эмперической выясняется, что эти утверждения вполне авторитетны.

Авторитетные утверждения вед

00:23:57 Допустим, веды говорят о том, что испражнения живого существа нечисты. Все нечисты, в том числе человеческие. Они говорят, но испражнения коровы, это навоз, является чистым. И так, корова, вроде бы не самое высокое существо, человек выше, но тем не менее все испражнения нечисты, одно исключение, в ведах говорится, испражнения коровы- чисты. Навоз. И мы можем сказать «это догма или просто какое-то голословное утверждение», но ученые провели очень простой эксперимент и выяснили, что коровий навоз, при чем только коровий и никакой другой, ни лошадиный, ни ослиный, никакой, только коровий, является чистым антисептиком. Т.е. это такая субстанция, которой в Индии даже моют храмовую посуду, утварь. В Индии, в этой системе храмового поклонения очень высокие стандарты чистоты, т.е. там все должно быть идеально чисто. Так вот в этой такой храмовой очень так сказать чистой культуре, там храмы сами и храмовую утварь моют коровьим навозом. Более того, так же было замечено, что коровий навоз он действует дезинфицирующим образом, допустим, какие-то раны даже им мажут, им моются, коровьим навозом, посуду моют, когда, предположим, полы моют с навозом. Размешивают в воде его, такая как бы вода с навозом, все, там очень чистая такая, благостная атмосфера, там нет вредных насекомых, ничего. Вот, т.е. это удивительная такая субстанция, вот и в этом утверждении вед, что все испражнения нечисты, но навоз коровы чист.

00:25:43 Или другое утверждение вед о том, что кости, скелет, допустим, тоже является нечистым у всех живых существ, но вот раковина или ракушка морская, речная – она является чистой. Опять же – исключение какое-то, так же как навоз. И действительно, можно провести эксперимент, что если в раковину, в ракушку набрать воду, то она будет стоять там и не закисать значительно дольше, чем в какой-то другой емкости. Опять же в храмовой культуре Индии перед началом поклонения, перед началом службы алтарю подается звуковой сигнал через раковину. Т.е. там они обрезаются определённым образом и в нее как в трубу дуют, такой очень глубокий интересный звук, который очищает все пространство вокруг, т.е. это пространство, эфир, в котором прозвучали эти вот звуки раковины, он очищается. Т.е. тоже примеры того, как вот эти вот утверждения вед они не являются голословными, они являются авторитетными.

Доказательства авторитетности Вед

00:26:49 И ещё в одном из писаний сказана одна такая интересная вещь, что лучшим доказательством авторитетности вед являются те, кто им не следует. Это фраза требует некоторого объяснения. Почему те, кто им не следует, являются лучшим доказательством авторитетности вед? Дело в том, что когда человек следует ведам, т.е. следует знанию, то он всегда живёт с пониманием того, что он есть вечное сознание, вечное живое существо, вечная душа. А тело – это просто временное покрытие. Таково качество цивилизованного сознания. Как только человек сходит с пути вед или с пути знания, то он не оказывается в пустоте. Есть только две позиции в жизни – позиция веды, знания, и позиция неведения или не веды. Позиция невежества. Так вот, как только человек сходит с позиции веды или знания, он тут же оказывается в невежестве. Мгновенно. И в чем это невежество практически воплощается? Оно практически воплощается в том, что вечная душа начинает считать себя временным телом. Вот это основа невежества.

00:28:04 Итак. Как только человек отказывается следовать ведам, он тут же оказывается в невежестве. Хотя между собой люди могут считать себя интеллигентными людьми, о чем-то там говорить, вот. Но с позиции чистого духовного знания, с позиции веды, это выглядит совершенно как невежество, когда человек путает себя, когда душа путает себя с телом. Представьте себе, что, допустим, я, человек, перепутал бы себя с костюмом. Вот, сразу видно, что у человека что-то не то с головой, если я путаю себя с костюмом. Так вот тело это не более чем костюм на душе. И вот когда человек следует ведам и живёт по ведам, у него все время такое очень отчетливое осознание того, что он является вечной душой, вечным сознанием, а тело – это просто костюм для души. И поэтому вот такая фраза, что лучшим доказательством авторитетности вед являются те, кто им не следует. Как только человек сходит с пути вед, он тут же окажется в невежестве, он начинает путать себя, душа начинается путать себя с телом.

Внешняя структура ведической литературы

00:29:02 Итак, это мы немножко поговорили о происхождении вед и некоторых их особенностях. Теперь я расскажу немного о структуре ведической литературы. Структура у вед есть внешняя и внутренняя. Внешняя – это обозначает определённые разделы, книги. Как они там между собой разбиты, какой тематике они посвящены и так далее. А внутренняя структура вед – это то, что связано с уровнем развития человека. Начнем мы с внешней структуры. Т.е. веды, все огромное количество этих писаний, разбито на три основных раздела, которые называются шрути. «Шрути» это буквально «услышанное». Или вот это как раз «литература откровения». То, что мы услышали. Итак, это первый раздел, шрути. Второй раздел смрити, это «запомненное». Запомненное – как мы запомнили, вот. И третий раздел называется ньяя или «логические выводы». Если представить себе обычный учебный процесс, что, допустим, учитель в школе что-то рассказывает ученикам, они его слушают. И вот то, что они слышат, это есть шрути. Услышанное. А потом, допустим, им рекомендуется или предлагается написать изложение. Как вы это запомнили. Итак, это второй раздел, смрити. Как вы запомнили то, что вы услышали. И потом можно сделать какие-то логические выводы из всего этого. Т.е вот такова внешняя структура вед. Шрути. Смрити. И ньяя. Ньяя - это логические выводы определённые.

1 Первый раздел Вед - шрути

00:30:42 И вот в этом разделе, в первом разделе, шрути или услышанное или литература откровений, к этому разделу относятся такие писания как Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Адхарва-веда. Это четыре основных книги вед, которые относятся к категории шрути, услышанного или литература откровения. И в каждой из этих четырех вед есть свои такие подразделы. Самхиты – это определённые гимны и их, как правило, изучают молодые ученики, это так называемые брахмачарьи, послушники. Итак, они изучают Самхиты. Второй уклад человеческой жизни – это семейные люди. Они изучают следующий уже раздел, Брахманы. Когда-то они были учениками, теперь они стали семейными людьми. Они изучают более глубинные вещи. Брахманы. Третий раздел каждой веды называется араньяки. Его изучают отошедшие от дел, пенсионеры. Их называют Ванапрастхи, т.е люди, уже ушедшие на покой от семейной жизни. И четвертый самый сложный философский раздел каждой из этих четырех вед называется Упанишады. Упанишады – это такое очень глубокое философское знание, которое рассказывает об абсолютной истине, о природе души и так далее.

00:32:02 Итак, вот эти вот четыре веды: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Адхарва- веда, они относятся все к первой колонке, к первой категории, шрути, услышанное или литература откровений. И в каждой из них есть своя самхита, свои брахманы, свои араньяки, свои упанишады, которые открывают все более и более глубинные сокровенные аспекты истины.

2. Второй раздел Вед - смрити

00:32:23 Второй раздел вед как книг называется смрити, «услышанное». Т.е это то, что как правило, записано уже несколько более простым, простонародным или свободным языком, в более свободном изложении. В форме каких-то таких более популярных доступных для обычных людей историй. И поэтому большую часть вот этого второго раздела, смрити, составляют так называемые Пураны, это хроники древности, которые в форме каких-то таких вот историй, повествований все истины вед подают. Вот. Другой раздел смрити, вот этой же второй части - это этихасы. Этихасы это эпос, как правило, к этихасам относят два основных эпоса древневедических – это Махабхарата, очень такая известная эпическая поэма, в которой больше ста тысяч стихов, это самое крупное произведение на Земле. И второе, чуть поменьше – это Рамаяна. Т.е. это два эпических произведения, которые в форме очень увлекательных историй, где там есть все – и политика, и любовь и, как там сейчас говорится, экшен, что называется, и философия, и что хотите – там все есть. Но смысл всех этих историй, всей этой политики, всех этих разных интриг состоит в том, что всё это пронизано единой духовной идеей. Т.е это очень не просто увлекательная, а это полезная литература, которая дает людям провсвещение.

00:33:59 Итак, это Этихаса, тоже часть смртити, вот этого второго раздела «Улышанное». И так же к этому второму разделу, смрити, относится так называемые Веданги. Веданги – это уже частные такие произведения, которые, как правило, связаны с практикой. Т.е. к ним относятся такие вещи, как Аюрведа. Аюрведа – это ведическая наука о здоровье. К ним относится Дхамур веда - это воинское искусство. Туда же относится Вастушастра, это искусство ведической архитектуры или ориентации в пространстве. Вот. Там же находится Ардха – это экономика и политика, вот. Там же относятся такие вещи как Камасутра - это искусство чувственного наслаждения. Гандхарва-веда - это искусство пения, танца, театра и так далее. Т.е это все, так же там относится так называемая калпа. Это ритуалы всевозможные. Вьякара ны – это там грамматика санскрита. Нирукти – толковый словарь. Чханда – это размеры ритмов, в которых можно петь веды. То есть вот это все относится к категории веданг, т.е. такие подчиненные части вед. Это все составляет второй раздел, раздел смрити.

3. Третий раздел Вед - ньяя

00:35:20 И третий раздел вед – это ньяя, логические выводы. В этом разделе есть всего одно произведение, которое называется Веданта-сутра. «Веда», как мы уже знаем, это «знание», а «анта» обозначает «конец». «Веда анта» – это «конец знания» или «завершение», вершина знания. А сутра обозначает буквально «сутра» обозначает «нить». Или «трактат». Т.е. нить, на которую нанизаны определённые такие вот афоризмы. Итак, сутра – это афоризмы, в краткой форме изложение всех вед.

00:35:55 И сами по себе веды, конечно же, огромны с точки зрения размера. И жизни человеческой не хватит для того, чтобы все эти веды прочитать. Более того, в ведах содержатся различные наставления, которые порой могут показаться людям в чем-то даже противоречивыми, потому что они даны разным людям, которые находятся на разных уровнях развития, вот и поэтому для того, чтобы изучать веды для этого необходимо принять ведический путь познания. Этому у нас будет посвящена следующая, третья лекция – «Ведический путь познания», сейчас об этом много говорить не буду, вот. Т.е. для того, чтобы в этих ведах не запутаться, нужно иметь должное руководство, необходимо иметь учителя духовного, которого мы принимает и который указывает нам, что делать, что не делать, как понимать те или иные вещи в ведах. Более того, веданта сама по себе она очень сложна, потому что она написана в форме таких кратких афоризмов, которые нуждаются в определённых комментариях. И для современного человека, для того, чтобы понять веды на самом деле нет необходимости их все прочитывать, потому что у человека просто будет несварение. Здесь есть определённые такие, как сказать, дайджесты, т.е. в краткой форме изложены идеи, которые представляют собой всю квинтэссенцию вед.

Шри Ишопанишад

00:37:28 Так вот для первого раздела вед, которые называется, как вы помните, шрути или «услышанное». Для этого раздела Упанишады и в частности есть такая книга, доступная на русском языке, Ишопанишад. Ишопанишад обозначает «главная упанишада». Она небольшая, в ней всего 18 мантр с комментариями. И вот эта вот Ишопанишада, она является квинтэссенцией всех упанишад. Еще называют её «жемчужина упанишад», вот. И ещё такое произведение как Бхагавад-гита, которое так же доступно на русском языке, другое называние Бхагавад-гиты - Гитопанишад. Т.е. упанишады в форме песни, потому что «гита» обозначает «песнь». Итак, Бхагавад-гита или Гитопанишад – это одно и то же произведение, она представляет собой собрание семиста основных стихов, в которых содержится вся суть упанишад.

00:38:23 Итак, для того, чтобы понять первый раздел вед, вот эту шрути, достаточно прочитать такую небольшую книгу как Ишопанишад или Бхагавад-гиту и можно сказать, что мы поняли первый раздел вед, это шрути, «литература откровений».

Шримад Бхагаватам

00:38:40 Теперь, если, скажем, мы переходим ко второму разделу, вот, то, как я говорил, говорил о нем, раздел смрити, в нём основу составляют вот эти вот Пураны. И на русский язык переведена основная пурана. Пураны существует много, есть махапураны, большие пураны, есть упапураны, маленькие пураны. Они предназначены для разных людей. Есть Пураны для людей в невежестве, так называемая тамасика пураны. Есть раджасика пураны, пураны для людей в страсти. Есть саттвика пураны – пураны для людей в благости. Так вот среди пуран, которые предназначены для людей в благости, есть такая так называемая Бхагавата пурана или другое её более известное на русском языке название Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам. Это произведение является многотомным, уже порядка где-то двадцати пяти томов этого произведения с комментариями уже существует на русском языке и ещё осталось немного перевести, ещё может быть где-то будет книг семь – восемь, порядка где-то 30-35 томов. Это будет перевод Бхагавата пураны, т.е. фактически это такое эмпическое произведение, которое описывает различные события, происходившие на этой Земле и в этой Вселенной даже в некоторых других местах. Где в такой вот очень интересной форме историй очень поучительных излагается много разных таких вещей – творение мира, разрушение мира, поддержание мира, причина всех причин, божественная наука, иерархия вселенной, законы вот этого материального мира. Основные вот такие темы. Это темы Шримад Бхагаватам. Так же там очень сокровенная часть это личная жизнь Бога. Описание различных аватар, воплощений Бога, когда он приходил на эту Землю. Описание духовного мира, вот это все содержится в таком поразительном произведении как Шримад Бхагаватам.

00:40:42 Итак, это второй раздел, смрити. И так же Шримад Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта сутру. Как вы помните, возможно, я говорил уже, что Веданта сутра является представителем, это писание является представителем третьего раздела вед, вьяя, «логические выводы». Т.е. Шримад Бхагаватам он принадлежит ко второй категории, смрити, и так же он принадлежит к третье категории, он является как бы таким общим произведением, потому что он составлен так же Вьясадевой, тем самым мудрецом, который записал Веды и Веданту практически в ней философские выводы всех вед. Итак, если вы ознакомитесь с такими произведениями, как Ишопанишад, Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, фактически из этого вы поймете самую суть всех вед. Т.е. сейчас для нас, для людей Кали Юги, вся эта огромная бескрайняя ведическая литература приведена к такому вот общему знаменателю, поскольку жизнь людей в Кали Югу не такая длинная, как жили люди раньше. Сейчас люди живут очень мало, вот. И они не знают санскрита, им трудно, так сказать, разобраться во всех этих сложностях ведических, поэтому для них даны несколько таких основных произведений, которые передают самую суть вед.

Внутренняя структура Вед

1. Карма-Канда - раздел Вед, описывающие материальный подход к жизни

00:42:10 Теперь, значит, это я рассказал немножечко о внешней структуре вед как книг. Теперь я расскажу о внутренней структуре вед. Внутренняя структура вед связана с основными этапами в развитии человека. Веды говорят о том, что каждый человек приходит сюда, в эту жизнь, на эту Землю, для того, чтобы реализовать поэтапно несколько основных своих задач. И большинство людей, конечно же, хотели бы какого-то материального счастья, какого-то материального благосостояния и так далее, вот. Т.е. большинство людей в этой жизни движимы утилитарным подходом к жизни, т.е. они хотели бы от жизни что-то такое получить. Но проблема состоит в том, что большинство людей не знает, как это правильно делать. Т.е. пытаясь в материальном плане наслаждаться, люди, как правило, делают это греховным образом. И, получая какие-то сиюминутные кратковременные наслаждения, они потом получают за это тяжелые страдания. Это называется «двойственность жизни». Так вот веды помогают человеку наслаждаться в этом материальном мире без греха. И вот такой процесс наслаждения в материальном мире без греха описан в таком разделе вед как Карма-Канда. Карма-канда. Т.е. Карма-Канда – это описание определённых ритуалов, которые помогают человеку наслаждаться безгреховным образом. Вот это вот утилитарный подход к жизни, который, в общем-то является общим для всех людей. Но особенность такова, что, как ни наслаждайся в этом мире, даже если мы делаем всё это правильным образом, рано или поздно все проходит. И разумный человек это понимает. И поэтому второй подход или как бы такой естественный уровень развития для нормального человека это уже философский подход.

2. Гьяна-канда - раздел Вед, описывающий филосовский подход к жизни

00:44:16 Утилитарный подход идет сначала, и он описан в Карма-Канде. Когда человек уже пожил какое-то время, попробовал все, приобрел какой-то определённый опыт, он начинает видеть, что эти все внешние временные материальные вещи не могут удовлетворить внутреннюю душу, вечное сознание. И поэтому у него начинает развиваться немножко такой философский подход. И вот этот философский подход он описан в таких вот книгах как раз как Упанишады, которые составляют раздел Гьяна-канда, т.е. это знание. И общая как бы идея этого философского подхода состоит в том, что – как ни наслаждайся, все пройдет, временное пройдет, а куда же деваться вечной душе? Куда ее? Куда душу-то пристроить? Тело – понятно, оно уйдет или в землю, или будет кремировано, на первоэлементы распадется, а вот куда сознание отойдет? И человек уже чуть более развитый, движим вот таким вот философским подходом к жизни, он начинает задумывать об этом. И тут ему в помощь как раз вот эти вот философские разделы вед, Упанишады, которые помогают ему понять, что, кроме временной и материальной природы, есть вечная духовная природа.

00:45:28 Т.е. там не говорится особенно много о личности Бога, личностной природе души, там больше говорится такими общими категориями. Противопоставляется духовное и материальное. Такая немножко безличная духовность, т.е. это начало духовной жизни. Итак, это философский подход к жизни. Как правило, у людей материалистически настроенных, даже у мудрых материалистов, этим все заканчивается. Т.е. они видят, что жизнь какие-то материальные возможности предоставляет, но в целом материальная жизнь, конечно же временная, и поэтому они говорят: «Ну, что- нет в жизни какого-то счастья, нужно просто брать все от жизни, вот» и типа приводят такие фразы, как вот у Есенина это было хорошо в песне «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Все. Т.е. они пытаются вот эту вот бренность каким-то образом опоэтизировать, чтобы хотя бы всё это было красиво. Или что-нибудь в духе Омара Хайяма, вот этого древнего персидского поэта, где, так сказать, он так очень философствует обо всем, вот, но вывод его таков, что, независимо от того, как там устроен мир и так далее, ночей и дней… что-то там, все время беспечно проводи, ведь все устроено без твоего совета. Что-то в таком духе. Вот т.е. такая философия, которая, в общем-то, показывает с одной стороны бренность жизни, но не показывает выхода из нее. Ну, жизнь такая бренная, ну, что поделаешь? Вот как есть – так и живи. Т.е. как правило, вот таким вот философским подходом у многих материалистов все заканчивается.

3. Бхакти-Канда - раздел эстетической реализации личности

00:47:08 Но веды идут дальше этого. И поэтому третий раздел вот по такой внутренней структуре вед, это раздел эстетической реализации личности. Первый был утилитарный подход к жизни, просто – правильно материально действовать, без греха наслаждаться в этом мире. Второй уровень – это философский подход, понимание, что? тем не менее? все материальные вещи очень временны, нужно искать какого-то вечного прибежища. И третий подход – эстетический подход к жизни, т.е. это активизация самой души. Если утилитарный подход к жизни, как правило, исходит из потребностей и необходимостей физического тела. Философский подход он больше имеет отношение к нашему тонкому телу: ум, разум, то эстетический подход к жизни это уже реализация самой души, потому что человек это соединение души или сознания, потом тонкой оболочки, покрывающей душу и сознание, психическое тело или вот ум, разум, эго. И физическое тело. Т.е. вот эти вот три подхода к жизни – утилитарный, философский, эстетический – они связаны с тремя основными структурами в человеке. Физическая структура, тонкая, вот эта вот ментальная структура тела, психическая, и духовная непосредственно.

00:48:25 Так вот эстетический подход к жизни это уже конкретная духовность. Если философский подход к жизни это просто способность понимать отличие между сознанием и материей, то эстетический подход к жизни – это уже конкретная духовность. Это уже понимание того, что душа – это не просто какая-то частичка вечного света, которая должна слиться там с каким-то вечным беспредельным светом. Нет. Такое понимание это часть вот этого второго, философского подхода. А уже эстетический подход к жизни, это более тонкое, более глубокое понимание того, что я личность, вечная личность. И Бог вечная личность. И раз мы вечные личности, между нами вечные личностные отношения. Любовные отношения. И вот этот раздел называется Бхакти-Канда или ещё его называют Упасана-канда. Это различные писания, которые рассказывают человеку, как живое существо может вступать вот в эти вот такие сокровенные любовные отношения с верховной личностью Бога. И вот именно на этом уровне происходит раскрытие качеств души. Т.е такая можно сказать высшая форма самоосознания, самореализации, именно вот в этом наступает. Поэтому вот этот эстетический подход к жизни считается, согласно ведам, наивысшим. Вот. И вот эта внутренняя структура вед, т.е она как бы так сказать, не видна, но подразумевается, что нормальный человек должен развиваться именно так. Т.е. сначала какой-то у него утилитарный практический подход к жизни, потом уже с течением приобретения опыта развивается философский подход к жизни, и потом уже начинает делать практические выводы, которые на вот таком духовном эстетическом уровне. Именно вот на этом уровне живое существо испытывает наивысшее счастье, потому что теперь душа уже свободна от давления тела и она свободна от иллюзий, живущих в уме, в этом тонком теле, которое покрывает сознание души.

Цель и назначение Вед

00:50:31 Итак, а теперь мы поговорили о структуре вед. Первая у нас была часть, это происхождение вед, источник вед. Второе – это структура внешняя и внутренняя. И третье, о чем я скажу сегодня, последнее, это цель или назначение вед. Для чего они нужны. Цель вед вытекает из двоякой природы человека. Т.е. сейчас человек представляет собой слияние или соединение материи и духа. Материя бывает грубая – физическое тело, и бывает тонкая материя – это наша психика. И дух или сознание. Это вторая вот. Итак, раз у нас опять сейчас две основных вот этих вот структуры существует, материальная часть нашего Я и духовная часть нашего Я, то цель вед – это показать человеку идеальный образ жизни в этом мире. Как, так сказать, своё тело и ум правильно расположить, как здесь жить, как общаться, как действовать. Вот это первая, так сказать, часть. И вторая, высшая – это как, реализовавшись в материальном плане, так же теперь реализоваться и в духовном плане. Вот, т.е. двоякая цель вед вытекает из двоякой природы человека сейчас. Т.е. сначала нам нужно показать идеальный образ жизни в этом мире, жизнь в благости, жизнь без нарушения законов, жизнь без греха, гармоничные отношения. И на этой платформе человек может нормально, хорошо практиковать духовную жизнь и уже двигаться чисто в духовном направлении, в духовную реальность.

00:52:09 Веды ещё сами себя называют Веда маата, т.е «мата» обозначает «мать». Веды это как мать. И мать – это человек, которые точно знает, кто является отцом ребенка. Вот. Так вот мать как бы высший авторитет в этом вопросе. И Веда Маата или Мать веда объясняет нам, кто является нашим Отцом. Т.е веды непосредственно указывают на Бога как на источник всех душ, всех нас. Так же есть такое сравнение интересное, что этот мир подобен океану, человеческая форма жизни, человеческое тело это лодка для души, на которой можно океан пересечь. Духовный учитель – это капитан, который дает нам определённое направление куда двигаться, а веды – это попутный ветер, благодаря которому, если мы умеем обращаться правильно с этой лодкой, с этим телом, мы можем двигаться в нужном направлении.

Притча о ученом и лодочнике

00:53:08 И есть в ведах такая история, которая показывает именно самую суть, что у знания есть вот эта вот высшая цель. Там приводится история про одного ученого человека и про одного лодочника. Однажды этот ученый человек подошел к берегу реки, ему нужно было пересечь реку, переплыть на другой берег и он сел в эту лодку, лодочник стал грести. И, по мере того, как они двигались, пересекали эту реку, этот ученый решил произвести некое впечатление на своего этого лодочника, который его перевозил. Он говорит: «Скажи, дорогой лодочник, ты знаешь грамматику санскрита?». Лодочник сказал: «Да нет, ты что, я простой человек, я никогда не учился, я не знаю грамматики». А грамматика санскрита в былые времена это очень важно, потому что если человек не знает грамматику санскрита, он не умеет читать. Раз он не умеет читать на санскрите, то, значит, что же он узнает? Итак, он говорит: «Ну, раз ты не знаешь грамматику санскрита, я считаю, что двадцать пять процентов твоей жизни прошли впустую».

00:54:18 Какое-то время ещё они, значит, двигались через реку и этот ученый опять спросил лодочника: «Скажи, дорогой лодочник, а ты знаешь что-нибудь из области ведической астрологии о влиянии светил, о своей судьбе». Тот сказал: «Куда мне, астрология такая сложная наука, её знают только единицы. Я живу по воле Бога. Что будет – то и будет, как говорится» И этот ученый ему сказал: «Ну, как же так? Человека должен знать свою судьбу. Если ты не знаешь всех этих вещей, не знаешь своего гороскопа, не знаешь всего этого, считай, что полжизни ты прожил впустую». Прошло ещё какое-то время, и этот ученый спросил лодочника: «Скажи, лодочник, а ты владеешь искусством праманы (т.е. логики или способов доказательства чего-там, своих каких-то определённых истин)» Тот говорит: «Нет, я не знаю ничего этого. Всё, что я могу – это грести на лодке и с одного берега на другой переправлять людей и больше ничего не знаю». И этот ученый сказал: «Ну, что ж ты, если ты не умеешь логически как-то доказывать свои аргументы, как же ты можешь общаться? Как же ты можешь отстоять свою правоту в этом мире?» И в это самое время поднялся ветер, что-то такое волнение началось и лодку стало очень сильно раскачивать. И настолько сильно, что даже она уже стала бортами черпать воду. И тут уже пришло время лодочника спрашивать. Он говорит: «Скажи, дорогой ученый, ты плавать-то умеешь?» И этот ученый сказал: «Нет, плавать-то я не умею». И тогда этот лодочник сказал: «Ну, считай, дорогой мой, что сто процентов твоей жизни прошли впустую».

Самое главное – это знать высшую науку о душе

00:56:07 Т.е. смысл этой притчи или истории состоит в том, что человек может быть очень ученым по материальным понятиям. Может знать грамматику, санскрит, астрологию, логику и прочее, и прочее. Какие-то ведические науки, аюрведу и прочее. Это все очень хорошо, это все очень полезно. Но самое главное – это знать вот эту вот высшую науку о душе, вот. Точно так же как знание астрономии и грамматики, логики не может спасти человека, не умеющего плавать, точно так же – даже если человек знает что-то о материальных аспектах вед, о всех этих практичных ведических науках, это все очень хорошо, но это, к сожалению, не помогает живому существу переправиться через океан материального бытия и достичь духовного мира. Поэтому самой сокровенной частью вед является духовное знание, т.е. знание о душе, знание о Боге, знание об их взаимоотношениях, т.е. это знание обладает первостепенной значимостью. И в связи с этим нужно помнить, изучая веды, что является первичным, что является вторичным.

00:57:16 Точно так же, как в теле есть физическая структура, а есть сознание, которое эту всю физическую структуру одухотворяет. И когда человек живет, веды говорят, что он проходит через определённые этапы в своей жизни. Сначала он должен познать законы этого мира. Это так называемая дхарма. Дхарма – это понимание своих обязанностей, это понимание того, что я живу в единой энергетической системе общества. Само по себе общество является частью мира, вселенной, в котором есть могущественные существа, их называют полубоги. И всё это замыкается на источник всего, на Верховную Личность, на Абсолютную Истину. Вот, и дхарма – это понимание своего места, понимание своих законов перед другими живыми существами, перед абсолютной истиной, перед полубогами. Признание этой космической иерархии, мораль, вытекающая отсюда. Т.е. это дхарма. Человек должен быть вот таким ответственным человеком, понимающим свои обязанности. Когда он живёт вот таким образом, тогда к нему приходит так называемая артха. «Артха» это благочестие, награда за благочестие или процветание некоторое.

00:58:30 Итак, веды учат человека определённым ритуалам, определённому пониманию, определённым законам, которые составляют базис или основу его бытия, вот эту вот дхарму благочестия, ответственности, понимания закона. И когда он живёт вот таким вот образом, тогда приходит «артха» – т.е. это экономическое процветание, награда за благочестие. И когда у человека есть чем наслаждаться, тогда наступает третья программа его развития – это «кама», чувственное наслаждение. Невозможно наслаждать свои чувства, если у нас ничего нет, вот. И эта «кама» не обозначает какой-то разгул. Эта кама обозначает наслаждение чувств по законам. И когда человек насладил свои чувства в этом мире, не нарушая законов, у него естественно развивается тенденция к освобождению из этого мира. Он начинает понимать, что есть другая, высшая природа, вечная природа. Что вечная душа не может удовлетвориться временными материальными вещами. Это четвертый этап уже жизни человека, это так называемая мокша, освобождение. Эта мокша бывает двух видов. Либо она безличная, если человек не понимает, что Бог это личность и что душа – это личность, он думает, что душа это просто какая-то частичка, а Бог это просто какой-то свет. Эта частичка, искорка света должна слиться с этим океаном света – и на этом все. Т.е. такая безличностная, мокша-освобождение. А люди, которые глубже понимают этот вопрос, для них наступает личностная мокша. Они понимают, что не просто какая-то искорка сливается со светом, а душа входит в духовный мир, в духовную реальность.

01:00:05 Вот в ведах есть такой пример, где говорится, что зеленая птица влетает в крону зеленого дерева не для того, чтобы слиться с ним, а для того, чтобы насладиться его плодами. Т.е. действительно, если представьте себе – зеленая птица, зеленый попугай какой-нибудь влетел в крону зеленого дерева, кажется, что они слились. Их не видно. Вот, но мы знаем, что он не умер, попугай, он там клюет какие-то плоды. Точно так же для людей не особенно сведущих в этом вопросе может показаться, что частичка света, душа, входит в какой-то океан света и там все, растворяется. Нет, это не совсем так. Так же, как река, впадает в море, кажется, что вода реки сливается с водой моря, но люди – это не реки, это мы конкретные существа. Рыба может попасть туда и рыба не растворяется, в отличие от воды. Она сохраняет своё бытие. Точно так же вот эта вот высшая цель вед – это личностное освобождение. Т.е. такая активная любовь, не просто какое-то такое абстрактное состояние, это активная, действенная любовь, взаимоотношения с Богом. И в этом состоит высшая цель вед.

01:01:11 Но, естественно, что каждый человек воспринимает ведическое знание, ведическую культуру на своем уровне. В этом смысле веды ещё называют таким термином, как кальпатару т.е. древо желаний, которое способно исполнить желания всех живых существ. И материальные желания, и духовные желания, вот. Поэтому одним людям интересны такие утилитарные, практические аспекты вед, вот. Другим интересна философия, допустим. И третьим интересен процесс взаимоотношений с Богом. Вот поэтому ведическая… структура вед она подразумевает и то, и другое, и третье. И каждый человек может взять от Вед то, что он считает нужным. То, что соответствует его уровню и интересу на данный момент. Все на сегодня.

01:02:02 Значит, это была лекция, которая называлась «Происхождение, структура и цель вед». Следующая наша лекция будет называться «Ведический путь познания» и она пройдет через неделю, 23 января, во вторник, в то же самое время. Пожалуйста, если у вас есть какие-то вопросы, вы можете их задавать по электронному адресу моему vkdas@mail.ru Все, спасибо, до новых встреч.

Вопросы - ответы

Как можно достичь гармонии между духовной и материальной стороной жизни. Как избегать перегибов в какую-либо сторону?

00:62:42 Вот поступили два вопроса, я смотрю, через чат мне. Я попытаюсь сейчас на них, наверное, сразу ответить. Вопрос первый. «Как можно достичь гармонии между духовной и материальной стороной жизни. Как избегать перегибов в какую-либо сторону? Спасибо. Петр».

01:03:02 Это очень важный вопрос о том, как найти гармонию, потому что как правило есть тенденция впадать в крайности, людей заносит либо туда, либо сюда. Для этого как раз-то и необходимо иметь учителя или человека, который направляет нас, потому что духовная сфера достаточно может быть сложна или нова для большинства людей. И поэтому должен быть кто-то, с кем бы мы регулярно советовались. Понятие об учителе достаточно сложное, т.е. принятие духовного учителя – это не просто, что мы совершаем какой-то ритуал и так далее. Мы можем принять духовного учителя на начальном этапе в форме советчика. Т.е. найдя человека, которого мы, допустим, уважаем, в чей авторитет духовный мы верим, каким-то своими качествами он нас убедил в этом. Мы чувствуем, что, когда мы общаемся с ним, рассеиваются наши сомнения, какой-то энтузиазм в духовной жизни появляется. Вот это и есть квалификация учителя. И когда мы находим такую личность, то вот он и выполняет ту роль духовного учителя, вот. Но с другой стороны мы не можем постоянно дергать духовного учителя, досаждать ему своими вопросами и так далее, вот. Поэтому существуют и другие методы вот такого саморегулирования. Все очень просто.

01:04:33 Когда происходит какой-то перегиб, например, либо слишком сильный акцент на материальную сторону, либо слишком сильный акцент на духовную сторону, тогда, когда человек ещё к этому не готов, очень четкие сразу симптомы проявляются того, что это перегиб. И симптомы проявляются в том, что, если человек, допустим, преждевременно забросил свою материальную сторону деятельности – здоровье, семья, учеба, работа, что-то еще, и полностью погрузился в духовность, хотя при этом он к ней явно, допустим, не готов в таком концентрированном виде, то сразу же вот по этой материальной сфере к нему будут приходить проблемы. Т.е. те люди, которые с ним связаны, члены его семьи и так далее, общество, в котором он находится, они будут как бы посылать сигналы на самом деле, что ты в чем-то там не прав. Т.е. совершенно очевидно, что как бы Бог он, находясь в каждом атоме сердца каждого живого существа, он может подавать знаки человеку по-разному, сигнализировать ему.

01:05:32 Т.е. когда начинают появляться какие-то, так сказать, проблемы в той или иной сфере, это обозначает, что мы неправильно действуем. Как, например, боль является симптомом того, что мы неправильно питаемся или какую-то перегрузку, сразу появляется боль, такая как бы сигнальная система в организме, которая говорит о том, что что-то неправильно делается. Страдание само по себе – это способ исправить наше сознание, т.е. через страдание мы начинаем понимать, что что-то неправильно делается. Так вот, когда человек начинает пренебрегать, допустим, материальной сферой жизни, начинает страдать его здоровье – раз. Начинают страдать его отношения с другими существами - два, вот, всякие другие проблемы в материальной сфере начинаются. Это обозначает, что он забросил свою материальную сферу немножко преждевременно. Рановато, когда он ещё не готов. Когда человек готов полностью перейти на духовные рельсы, вот, тогда у него не будет никаких проблем материальной жизни, т.е. все будет естественно. Мир, как бы так сказать, легко его отпустит туда. Но если мы чувствуем какие-то ещё проблемы, тогда это обозначает, что необходимо материальной сфере так же уделять внимание.

01:06:42 С другой стороны, если мы сделаем слишком большой акцент на материальное, тогда начнутся проблемы в другом плане, в духовной сфере. В чем они выражаются? Симптомы духовных проблем состоят в том, что человек теряет ориентацию в жизни, он теряет высший смысл, понимание, вот эту нить. Он перестает осознавать себя в связи с Богом, он перестает понимать своё положение и перестает видеть все процессы, происходящие в мире как процессы, которые завязаны на Бога, на эту высшую точку, на абсолютный источник всего. Т.е. у него начинает появляться такая как бы слабость, опять начинают возвращаться какие-то материальные дурные привычки, с которыми, кажется, он уже расстался, вот. Т.е., если человек пренебрегает духовностью, значит, у него такие вот проблемы из области системы ценностей, кризис системы ценностей, есть внутренняя неудовлетворенность такая. Это обозначает, что он достаточно сильно в материальное погрузился. А если он преждевременно в духовное погрузился, не будучи к этому пока готовым, тогда у него по материальной сфере начнутся проблемы. Как я говорил, здоровье, отношения и так далее.

01:07:45 Вот, и вот это вот искусство, искусство гармоничного соединения духовного и материального, это не простое искусство. Как я сказал, лучший здесь путеводитель – это общение с какой-то такой вот опытной в духовном плане личностью, личностью учителя духовного, вот. Или, если у человека достаточно развитый разум, то он сам вот по этим симптомам может понять, по болевым симптомам либо в духовной, либо в материальной сфере, что он преждевременно туда или сюда, скажем, или какие-то т.е. сильные акценты сделал. Т.е. здесь требуется опыт. Как вот человек, идущий по канату – он же не сразу научился по канату ходить. Он учится балансировать. Т.е. требуется определённое время, определённый опыт и общение, благоприятное общение каких-то людей и так сказать, единомышленников, чуть более опытных. Они всегда могут подсказать, какие-то уже есть готовые решения в некоторых ситуациях, чтобы мы сами велосипед не изобретали.

Насколько обязательно человеку проходить все эти этапы развития? Можно ли сразу перейти к духовной практике?

01:08:44 Второй вопрос был «Вы говорили о четырех этапах жизни: дхарма, ардха и так далее. Насколько обязательно человеку проходить все эти этапы развития? Можно ли сразу перейти к духовной практике?»
И да, и нет. Можно перейти сразу к духовной практике в том случае, если человек все вот эти остальные программы – «дхарма», т.е. понимание исполнение своих обязанностей, «ардха» – экономическое процветание и «кама» - чувственное наслаждение, если он прошел это раньше. Т.е. в целом, скажем так, этого миновать нельзя. Потому что веды – это очень научная литература, здесь все очень четко. Мы не можем так сказать: «А, мало ли что там в ведах написано, в моей жизни все иначе». Нет. Если, допустим, человек сейчас с легкостью принимает духовную жизнь и его другие темы не волнуют вообще, это обозначает, что все эти этапы предыдущие он уже решил раньше, в прошлой жизни. Или, можно так сказать, экстерном. Т.е. полностью их избежать невозможно. Но если в этой жизни человек легко принимает духовность, это обозначает, что предыдущие темы они уже были отработаны раньше, в прошлой жизни, допустим. А если человеку вот так вот просто духовность не дается, то значит, ему в этой жизни необходимо все эти вещи пройти. Т.е. так или иначе, в прошлом ли, в настоящем ли, они неизбежны, эти этапы.

01:10:01 Ну, вот два было вопроса через чат мне задано, как смог, я на них ответил, вот. Если вопросов на сегодня больше нет, тогда я с вами прощаюсь до следующего вторника, всего доброго, до свидания.

транскрибирование: Ольга Евдокимова | 14 July 2011