Русь и Веды

Владивосток - 10 January 2007
Общие корни Древней Руси и Древней Индии. Источники лекции. Где находится историческая родина славян? Факты, свидетельствующие о существовании Арктики. Почему исчезла Арктика? Значение слова Мир. Значение слова Славяне. Значение Слова Арий. Философские и культурные сходства Древней Руси и Древней Индии. 1. Иерархия Богов. 2.Сходства имен Богов. Истоки язычества в Древней Руси. 3. Сходство концепции трех уровней мира. 4. Признание присутствия Бога в сердце. Природа Совести. 5. Божественное происхождение пищи. Прасад. 6. Поклонение Богу трижды в день. Объяснение термина «Тридевятое царство». 7. Звук Ом. 8. Змей Горыныч и Дракон. 8. Свастика. 9. Чакры. 10. Исчисление времени. 11. Письменность. 12. Названия цифр. 13. Календарь. 15. Лексическое сходство санскрита и русского языка. Ошибочность идеи «Русские веды».
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:17:35 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 19378 | скачано: 5864 | избрано: 232
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Общие корни Древней Руси и Древней Индии

00:00:00 Доброе утро, дорогие радиослушатели. Меня зовут Василий Тушкин и я сегодня начинаю читать в прямом эфире свой курс лекций, который называется «Самое сокровенное знание». И он предназначен для людей, которые интересуются духовностью вообще и в частности – ведической традицией, которая является, как известно, общей и для Древней Руси и для Древней Индии. Действительно, очень много параллелей, очень много интересных вещей в культуре, философии. Но на Руси очень многое из этой древневедической культуры было утрачено, объявлено язычеством, уничтожено. А в Индии это уцелело.

00:01:03 Итак, в последние годы у нас в стране вспыхнул интерес к древней истории наших предков, славян, их верованиям и культуре. Появилось много публикаций, пестрящих таким словосочетаниями, как «русские веды», «славяноарии» и т.д. Многие пытаются провести языковые и культурные параллели с Индией и выяснить, кто на кого повлиял. Действительно, схожих моментов очень много, и я приведу наиболее яркие из них. Из всей обширной семьи индоевропейских языков наиболее близки друг другу – это русский язык и санскрит, язык Древней Индии. А также наблюдается удивительное сходство дохристианских культов славян с религией древних ариев – индуизмом. И те, и другие называют книги знаний Ведами. Веды – это просто «знание», отсюда происходят такие слова, как «ведать» - «знать» и «невежество» - соответственно, «отсутствие знания». Это слово очень прочно вошло в наш обиход как составная часть таких слов как «правоведение», «товароведение» и так далее. И также мы знаем, что «веди» - это третья буква русского алфавита: «аз, буки, веди…». Любопытно, что даже национальная валюта двух стран похоже называется: у нас рубли, у них - рупии

Источники лекции

00:02:33 Итак, я ещё хочу сказать о источниках, которыми я пользовался при подготовке к этой лекции. С индийской стороны это были такие книги, как « Махабхарата» - древнеиндийский эпос, Риг-веда – один из древнейших первоисточников, Пураны – это такие хроники древности, так же доктор Тилок, его монография, которая называется «Северная прародина в Ведах». С русской стороны я использовал такие источники, как «Книга Велеса» в переводе Александра Асова, книга «О сакральной Руси» Юрия Миролюбова, «Русские сквозь тысячелетия» или так называемая «арктическая теория», автором этой книги является Наталья Романовна Гусева. «Загадки русского севера» - книга Владимира Демина и «Славяно – арийские Веды» - это издание инглингской церкви.

00:03:31 Больше всего я буду ссылаться на Велесову книгу, поэтому о ней я скажу чуть-чуть более подробно. Эта книга была обнаружена во времена Первой мировой войны в Орловской губернии одним из офицеров Белой армии, который во время этой гражданской войны эмигрировал и осел где-то в Бельгии. Потом эту книгу он передал одному из филологов, исследователей, и она дошла, так сказать, уже до наших дней в переведенном виде. Она из себя представляет такую книгу на буковых дощечках, которую вырезали, предположительно, новгородские жрецы, волхвы в 9 веке новой эры. По поводу этой книги существует много разных кривотолков, некоторые утверждают, что эта книга является подделкой. Но – когда мы говорим о слове «подделка», то тогда очень важно сказать подделка под что, потому что должен быть какой-то оригинал, если нет оригинала, то не под что подделывать. Можно подделать книгу, но невозможно подделать идеи. И, к счастью, эти же идеи встречаются и в других источниках, в других книгах, поэтому – независимо от того, насколько этот источник является авторитетным или подделанным, идеи, в общем-то, есть и в других местах, поэтому это не столь существенно.

00:05:11 Итак, эта Велесова книга посвящена богу Велеса, Велесу, которого считали покровителем скота, и в этой книге описывается история славян и других народов Евразии в период с 20 тысячелетия до н. э. – до 9 века н. э. Велесова книга – эта одна из немногих славянских священных писаний, очень многие были уничтожены или утрачены. Есть ещё такие книги, как «Звездная Книга Коляды», «Песни птицы Гамаюн», «Голубиная книга». Не так много их осталось, к сожалению.

Где находится историческая родина славян?

00:05:47 Итак, мы начнем анализ, сравнительный анализ двух культур с одной такой наиболее любопытной детали, которая больше всего, пожалуй, привлекает внимание на начальном этапе. Эта информация в обеих традициях о некоей земле на крайнем севере, которую в европейской традиции именуют «Гиперборея». «Гипер» обозначает «крайний», «борея» - обозначает «север». «Крайний Север» - Гиперборея.

00:06:22 В своих Центуриях известный предсказатель Мишель Нострадамус называет русских «народом гиперборейским», то есть народом, пришедшим с крайнего севера. В древнем русском источнике «Книга Велеса» тоже говорится об исходе наших предков с Крайнего Севера в период примерно 20 тыс. лет до новой эры в связи с резким похолоданием, вызванным каким-то катаклизмом. По многим описаниям выясняется, что климат на Севере раньше был иным, другая была биосфера Земли, о чем также свидетельствуют находки окаменелых тропических растений в северных широтах. Интересно так же то, что в Антарктиде, на Южном полюсе, при исследовании дна возле Антарктиды обнаружены русла былых рек и даже на самом континенте находят обледенелые деревья. Это говорит о том, что либо полюса раньше были в другом месте, либо эти полюса были обитаемы из-за того, что сама биосфера Земли была другой, более приемлемой для жизни.

00:07:29 Михаил Ломоносов в своем биологическом труде, который назывался «О слоях земных», недоумевал, откуда на крайнем севере России взялись «столь многие слоновые кости чрезвычайной величины в тех местах, к обитанию им неудобных». Буквально так он написал. Один из античных ученых, Плиний Старший, писал о гиперборейцах как о реальном древнем народе, который жил у полярного круга и который генетически был связан с эллинами через культ Аполлона. При чем Аполлона, бога Солнца, по эллинской традициям называли таким эпитетом, как Аполлон Гиперборейский. Итак… Его сестру, кстати, Артемиду также называли Артемида Гиперборейская. И в своей книге «Естественная история» этот историк, историк Плиний, дословно говорит так про Гиперборею: «Страна эта находится вся на солнце с благодатным климатом. Там не известны раздоры и всякие болезни». Это место в русском фольклоре именовалось «Подсолнечным царством», т.е. царство, которое находится под солнцем. И современное слово Арктика или ещё Арктида, как её называют, происходит от санскритского корня «арка». Арка- это солнце, мы знаем, что арка – это как бы такая вот линия, которая описывает движение или траекторию движения Солнца от восхода до заката. Так вот одно из древних названий Солнца на древнем языке санскрите – Арка.

Факты, свидетельствующие о существовании Арктики

00:09:00 И вот – Арктида или Арктика – это как раз то, что происходит от этого корня арка, то есть «находящийся под солнцем». Недавние исследования в Шотландии показали, что ещё 4 тыс. лет назад климат на данной широте… Шотландия – мы знаем, что север Англии, был сравним со средиземноморским. И там водилось много теплолюбивых животных. Российские океанографы и палеонтологи так же установили, что где- то от 30 до 15 тысячелетия до н.э. климат Арктики был достаточно мягким. Академик Трешников пришел к выводу о том, что подводные горные образования, так называемые хребты Ломоносова и Менделеева, ещё 10 -20 тыс. лет назад возвышались над поверхностью Ледовитого океана, а там находилась зона умеренного климата. Т.е. есть вполне обоснованные научные свидетельства того, что эта зона могла быть обитаемой, приемлемой для жизни.

00:10:02 Имеется так же карта известного средневекового картографа Герарда Меркатера, датированная 1569 годом, на которой Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка из 4х островов, с высокой горой посередине, т.е. вот там, где сейчас находится Северный Ледовитый океан, там находилось четыре этих острова. Конечно, это совсем не значит, что 1569 году ещё эти острова там были, они исчезли значительно раньше. Но на этой карте они ещё отражены. И вот эта вот гора посередине - это Вселенская гора, которая описана в эллинских мифах как Олимп. А в индийском эпосе она описана как гора Меру. Авторитетность этой карты Герарда Меркатора не вызывает никаких сомнений, поскольку там уже изображен пролив между Азией и Америкой, который был открыт Семеном Дежневым лишь 1648 году, т.е. позже, чем эта вот карта была составлена. И этот пролив начал называться именем Витуса Беринга только 1728 году, т.е. очевидно, что эта карта составлялась по каким-то неизвестным древним источникам. По мнению некоторых российских ученых в водах Северного Ледовитого океана действительно существует подводная гора, которая практически достигает ледяного панциря, т.е. она находится под этим ледяным покрытием Ледовитого океана.

00:11:35 Ученые предполагают, что она, как и эти вышеупомянутые хребты Менделеева и Ломоносова, погрузилась в морскую пучину сравнительно недавно. Гиперборея так же отмечена на карте французского математика, астронома и географа Финея в 1531 году. Кроме того, она изображена на одной из испанских карт конца 16 века, хранящихся в мадридской национальной библиотеке. Фотографии этих карт приводятся в книге Демина «Загадки русского севера», если кому-то интересно посмотреть, то эту книгу можно найти.

Почему исчезла Арктика?

00:12:14 Итак, эта исчезнувшая древняя земля упоминается в былинах и сказаниях северных народов, о путешествии в Подсолнечное царство или в эту Гиперборею, повествует древнее сказание из сборника фольклориста Рыбникова. Вот я приведу цитату оттуда, дословно: «Прилетел он в царство под солнышком, слезает с орла самолетного и начал по царству прохаживать, по подсолнечному прогуливать», т.е. это цитата из вот этого сборника древнерусского фольклора. Причем интересно то, что у этого так называемого «орла самолетного» есть винт и неподвижные крылья, там написано буквально так: «Летит птица и не машет крылом». Т.е. это, конечно, немножко поворачивает наши мозги, потому что мы привыкли думать, что технический прогресс, допустим, такие средства передвижения, как самолеты – это сравнительно все недавнее. Но вот – представление об истории сейчас довольно-таки сильно меняется, потому что в древних этих индийских Ведах есть такой раздел, который называется «Вайманика шастра» или «Виманика шастра». «Виману» обозначает «летательные аппараты», «шастра» обозначает «трактат». И вот эта «Виманика Шастра» описывает различные средства передвижения в пространстве – от механических, как вот сейчас мы летаем на самолетах, до таких, более тонких. Например, движение по солнечному свету, движение при помощи энергии магнитных полей, движение при помощи мантр - таких особых звуковых формул своего рода.

00:13:56 И вот мы встречаем подобное описание и в этом древнерусском фольклоре, что в это Подсолнечное царство, то есть в эту Гиперборею, которая находилась на Крайнем Севере, оказывается, летали и туда и отсюда. Еще интересно то, что индийский ученый, доктор Гангардхат Тилок в своей работе «Арктическая родина в Ведах» приводит цитаты из древнейшего источника, из Риг-веды, которые гласят о том, что созвездие семи великих мудрецов – это то, что мы привыкли называть Большой медведицей, находится прямо у нас над головой. Т.е. если человек находится в Индии, то, согласно астрономии, Большая медведица будет видна всего лишь над горизонтом. Единственное место, где она находится прямо над головой – это местность за полярным кругом, на Северном полюсе. Т.е. что это обозначает? Значит ли это, что персонажи Риг-веды или те, кто её записывали, эти древнеиндийские мудрецы, находились там, на Крайнем севере? Довольно трудно себе представить индийских мудрецов, сидящими среди сугробов и белых медведей на Крайнем Севере. Но если поднять эти затонувшие острова и изменить биосферу Земли, тогда описания Риг-веды обретает какой-то смысл. Если допустить, что действительно была там какая-то земля, и был приемлемый климат, вот, тогда это все уже, так сказать, укладывается в рамки здравого смысла.

00:15:29 Другая теория гласит о том, что время от времени меняется полюса Земли, это утверждают геологи, вот, и есть такое мнение, что предыдущее полюс был где-то в районе Памира, т.е. Памир называют Вершина Мира, т.е. там был Северный полюс предположительно, а Южный полюс находился в районе островов Пасхи. Т.е. может быть был полюс в другом месте. Как раз Северный полюс находился в районе Памира, т.е. недалеко от Индии, вот, но более вероятный вариант- это то, что все-таки вот эта вот ведическая культура, в частности и Риг-веды – это текст Риг-веды были известны более широкой сфере, т.е. Веды были достоянием не только Индии как сейчас, а они были достоянием значительно больших народов и они были распространены на значительно большей географической территории.

Значение слова Мир

00:16:23 И вот это все, так сказать, больше похоже на правду. По мнению некоторых филологов, на самом деле вот эта санскритское название горы Меру или вот этот греческий Олимп, который возвышался на Северном полюсе, происходят от этого слова «Меру» – происходит русское слово «мир». Меру или мир. У слова «мир» в русском языке сейчас три основных смысла – «мир» в смысле «вселенная», «мир» в смысле «люди», как когда мы говорит «всем миром собрались», и «мир» – в смысле «гармония». Т.е. вот эта вот гора Меру была своего рода такой вот осью. Согласно индийской космологии гора Меру на метафизическом плане пронизывает полюса Земли и является незримой осью, вокруг которой вращается мир людей. Хотя физически эта гора сейчас не проявлена. Довольно интересно, что недавно в космологии среди некоторых ученых появилось такая концепция, что Вселенная на самом деле является не открытой системой, как большинство людей думают, а вселенная – это замкнутая система, как – мы будем говорить об этом чуть позже, во время темы «Веды о космосе». Что космос – это замкнутая сфера и эта сфера пронизана некоей такой осью, вокруг которой все вращается. Так вот на метафизическом уровне это есть вот эта вот невидимая ось, вокруг которой вращается все мироздание и так же она имела своё внешнее проявление в виде вот этой вот горы Меру, которая из-за какого-то катаклизма погрузилась на дно Северного Ледовитого океана, и сейчас всё это скрыто ледяной шапкой.

Значение слова Славяне

00:18:15 Итак, перекрестный анализ разных культур говорит о существовании в недалеком прошлом высокоразвитой цивилизации на Севере, которая исчезла при неясных обстоятельствах. Населяли эту землю те, кто славили богов или вселенскую иерархию, и потому этих людей называли славянами. Т.е. славяне – это не этническое понятие, а это скорее этическое понятие, т.е. это понятие, которое указывает на занятие человека. Славянин – тот, кто кого-то прославляет, вот. Естественно, что всякая культура в своей основе – в первооснове является духовной культурой, духовность обозначает понимание того, что мы не одни в мире, что как есть те, кто младше нас, те, кто зависимы от нас, точно так же есть те, кто старше нас, те, от кого зависим мы. И всякая культура изначально является ритуальной культурой. Ритуал это как раз связь между теми, кто внизу и теми, кто вверху. Так вот, славяне – это те, кто прославляли как бы вот эту вселенскую иерархию, тех, от кого люди непосредственно зависимы.

Значение Слова Арий

00:19:29 Одним из своих предков славяне считали бога Солнца, которого они называли Яро или Ярило. И потому одно из названий этого народа ярославы. Т.е. те, кто прославляли этого Яро, бога Солнца. Другой часто встречающийся термин в связи с древними славянами – это термин «арий». И слово «арий» это санскритское слово, обозначает вот что. Оно обозначает, первое - «благородный» и второе - обозначает «знающий высшие ценности жизни». Опять же, вокруг этого слова очень много различных спекуляций, что арии – это чуть ли вообще не цыгане какие-то, которые с севера вторглись в Индию. И что вот якобы в Индии жили какие-то древние, вернее, какие-то необразованные народы, дравиды, черные, вот, глупые, а пришли с севера белые арии, пропели веды и оставили эту культуру там. И потом куда-то, значит, ушли и исчезли. Вот это так называемая теория арийского вторжения, которая на самом деле не выдерживает никакой критики. Очень много там слабых разных мест, вот. И есть очень много свидетельств того, что даже до всех этих дат так называемого арийского вторжения, арийская культура уже существовала в Индии. Более того, получается, что индусы, если они были действительно учениками, а эти славяно-арии были учителями, в этом случае ученики оказались талантливее своих учителей. Потому что учителя все растеряли и сейчас еле-еле вспоминают, а ученики это все сохранили.

00:21:05 Конечно, всё это обстояло не совсем так, вот. И ведическая культура не просто откуда-то там с севера пришла, вот. А ведическая культура уже была на территории Индии, о чем свидетельствуют очень многие исторические и археологические свидетельства. Задолго до времени вот этой вот миграции славяно-ариев с севера. Эта миграция славяно-ариев с севера действительно была, но это не было связано с привнесением ведической традиции в Индию, потому что в Индии ведическая традиция была ещё до этого. На самом деле ведическая цивилизация была как бы такой протоцивилизацией. Она была изначальной цивилизацией Земли. И поэтому и славяне были её носителями, и индусы были её носителями, вот, и поэтому здесь нельзя сказать, кто раньше, кто на кого повлиял, это была на самом деле культура и знания, которое распространено было на всей земле.

00:22:02 Итак, слово «арий» - оно не указывает на какую-то национальность, арий указывает на уровень цивилизованности, на качество сознания, то есть «арий»- это благородный и «арий» - это знающий высшие ценности жизни. Этот термин, арий, встречается, например, в таком древневедическом индийском писании, как Бхагавад-гита, где такой… такая фраза на санскрите приводится, как [?]анария джушта асварг`ям, т.е. обращение к главному герою Бхагавад-гиты, Арджуне, где Верховный Господь, рассказывающий Бхагавад-гиту, говорит к нему: «Ты ведешь себя не как арий, и поэтому ты не достигнешь высших планет», т.е. однозначно, что арий в данном случае это не какой-то там человек, представитель какой-то там национальности, а арий – это представитель определенного сознания. Итак, обычно этим термином «ария» называли высшее сословие ведического общества в Древней Индии. Каким образом этот термин перекочевал к славянам не совсем ясно, но некоторые исследователи усматривают связь этого слова с именем божественного прародителя славян, этого Яра или Ярило, которого они прославляли. Т.е. Яр или Ар, или Арий это очень похожие корни.

00:23:18 в книге Велеса говорится о том, что именно этот Яр после резкого похолодания на севере вывел уцелевшие племена славян с Крайнего Севера в район современного Урала. Откуда они потом пошли на юг и дошли до штата Пенджаб в современной Индии. Этот штат Пенджаб он в Книге Велеса называется термином Пенджа. Оттуда их позже вывел на территорию восточной Европы индийский полководец, которого в книге Велеса называют именем Яруна. А в древнеиндийском эпосе Махабхарата этот сюжет тоже упоминается и Яруна там назван своим изначальным индийским именем Арджуна. Арджуна и Аруна – очень похоже. А, кстати говоря, имя Арджуна буквально означает «серебряный, светлый». И перекликается с латинским «аргентум», серебро. Аргентум, арджуна. Возможно, что ещё одно толкование слова «арий» как «белый человек» тоже восходит к этому корню «ар» или «яр», т.е. белый человек как светлый, серебро.

00:24:25 Итак, на этом мы немножко прекратим исторические, так сказать, параллели, потому что это тема очень большая сама по себе, цель сегодняшней лекции у нас – обзорная. Но для тех, кто интересуется этой темой более подробно, я рекомендую обратиться к книгам Владимира Демина «Загадки Русского Севера», Натальи Романовны Гусевой «Русские сквозь тысячелетия» и книга Велеса с переводами и пояснениями Александра Асова, вот.

Философские и культурные сходства Древней Руси и Древней Индии

1. Иерархия Богов

00:24:50 А теперь мы поговорим о философских и культурных сходствах. Как известно, все древние культуры были основаны на понимании того, что человек зависим от внешних сил, которые имеют свои персонификации или божества. Современная наука склонна обезличивать все, деперсонифицировать, т. е. мы сейчас живем в мире энергий, которые как бы бесхозны. То есть вот, вода, земля, огонь, воздух – всё это якобы никому не принадлежит. Хотя мы видим, что если мы возьмем, допустим, какую-то небольшую модель как город, то у всех этих энергий есть свои распорядители. Т.е. воду нам подают, скажем, какой-то Водоканал, электроэнергию тоже нам подают, коммуникации, связь, тоже какие-то компании всё это обслуживают, т.е. практически все энергии, которые мы имеем, они имеют своих распорядителей. И если немножко расширить эту логику до масштабов вселенной, от масштабов города, от масштабов страны до масштабов вселенной, то выяснится, что все эти энергии, все эти стихии – они тоже находятся в ведении определённых существ, которые значительно превосходят нас, поэтому нам их трудно осознавать. Так же, как, допустим, человек видит муравья, но муравей не обязательно видит человека, потому что человек для него слишком велик. И, например, мы живем – и в нашем теле какие-то бактерии и так далее, но эти бактерии нас не осознают, мы их можем осознавать, они нас не осознают. Точно так же мы живем в этом космосе и не очень-то хорошо понимаем, где мы находимся. Так вот, настоящая культура – это культура, которая учит человека пониманию, где он находится.

00:26:39 И настоящая культура – это культура, которая показывает, что все энергии в строгом смысле слова имеют своих хозяев. И точно так же, как, допустим, за свет, за воду и за остальные услуги надо платить, вот, точно так же за свет, за воду во вселенной нужно платить. И вот эта вот культура благодарности называется ритуальная культура, когда люди прошлого понимали, что все эти стихии находятся в заведовании определённых этих высших существ, которых называют полубогами, допустим. Или на санскрите их называют термином деватам. Это могущественные существа. И вот когда мы как люди вступаем с ними в какой-то контакт, это называется ритуалом. Вот и теперь мы узнаем о том, как на… как, вернее, в разных странах, в частности – в Индии и на Руси, вернее, не как, а кому поклонялись, с какими божествами были связаны какие стихии. И вот, у всех народов есть какое-то понятие о том, что эти божества, хотя и находятся в высших легионах космоса, благодаря своему могуществу и необычным способностям они могут слышать наши просьбы и могут реагировать на них. И вот, я приведу несколько таких имен, которые являются общими для Древней Руси и для Древней Индии. Имена божеств, к которым обращались, которым поклонялись ради какого-то благосостояния, гармонии жизни здесь, на Земле.

2.Сходства имен Богов

00:28:15 Итак, на Древней … в Древней Руси было такое понятие как Триглав или три главные божества. Их называли Вышний - это тот, кто выше всех. Сварог – тот, кто сварганил мир, сотворил. И Сива. Так вот эти три главы, три главных божества в Индии назывались «три мурти». «Три» это также «три», а «мурти» - это «форма». И вот то, что у нас называлось Вышний, в Индии называется Вишну. То, что у нас называлось Сварог – у них называлось Брахма. Брахма, Творец. И то, что у нас называлось Сива – у них называется Шива. И у них три функции. Брахма – это Творение, Брахма или Сварог – это творение. Вишну или Вышний – тот, кто выше всех – это поддержание. И Шива или Сива – это разрушение. Итак, это три основных божества, потому что все процессы в этом мире проходят три фазы – творение, поддержание и разрушение. И вот эти вот три божества – Брахма (творение), Вишну (поддержание) и Шива (разрушение) – они как раз и заведуют этими основными энергиями: Творение – Поддержание и Разрушение.

00:29:31 Следующие общие имена для двух традиций – Древней Руси и Древней Индии – это такие имена, как Индра. Индра. На Руси и в Индии считалось, что он заведовал дождем. Другое божество – это Агни. Агний. На Руси его называли так же либо Агний, либо Агнибог. Естественно, он отвечал за стихию огня. Следующее божество это Мара. Мара – это божество смерти. И интересно, что русское слово «умер» буквально означает «у Мары». У Мары – то есть умер, обозначает «находится у Мары». Он умер и находится у Мары. В царстве смерти. Итак, вот это имя Мара является общим для бога смерти и так же ещё другое имя, обозначающее бога смерти – это Яма, вот. И на Руси, и в Индии его использовали, отсюда это слово «яма», как могила, куда кладут тело. Хотя в строгом смысле слова раньше предпочитали на Руси кремацию, эта традиция в Индии по-прежнему остается по двум причинам. Потому что – первое, это не стоит загрязнять землю трупным ядом, а вторая – это такая, более метафизическая, тонкая причина, она связана с тем, что пока остается здесь тело, у души или у сознания, которое из этого тела выходит, сохраняется привязанность к этому телу. Так вот, поскольку, согласно Ведам и вообще любой духовной культуре, смысл жизни состоит в развитии сознания, в духовном развитии, чтобы она была привязана не к телу, а к Богу. Для этого тела кремируются, сжигаются, для того, чтобы разорвать все последние привязанности души к этому телу и позволить душе прогрессировать дальше. Итак, это небольшое отступление.

00:31:26 Следующим божеством, общим для двух культур, было божество Варуна. И там и там называли его Варуна. И он является покровителем водной стихии. Следующее общее имя для двух культур – это на Руси Крышень, а в Индии Кришна его называют. И он связан с такими функциями, как Мудрость и Любовь. Другое имя, общеизвестное в обоих традициях – это имя Рада на Руси, в Индии называют её Радха. То есть это богиня любви, которая радует. И ещё одно общее имя – это Сурья. Сурья – это божество солнца. Отсюда в русском языке происходят такие слова как сурица. Сурица – это квас раньше называли, потому что это напиток из хлебных корок, который становили на солнце, настаивали на солнце. И так же мы знаем, что краска такого солнечного оранжевого цвета называется «сурик». Это тоже происходит от этого корня «сурья». Итак, я привел только те имена, в которых наблюдается полное или частичное соответствие функций. Хотя есть некоторые и другие имена, расхожие, однако даже по тому, что я привел, уже мы видим все-таки такое удивительное сходство. Хотя после такого списка божеств возникает вопрос о том, что была ли эта культура языческая, раз так много божеств. Вот в книге Велеса есть довольно-таки хорошее опровержение того, что все-таки вот это вот многобожие не является язычеством в строгом смысле слова.

Истоки язычества в Древней Руси

00:33:13 Объявить всё это язычеством, многобожием – это очень поверхностный вывод. Несмотря на такое обилие божеств, есть совершенно четкая иерархия, которая выстраивается в пирамиду власти, на вершине которой находится Высший источник всего, Вышний или Вишну. Тот, кто выше всех. А остальные просто представляют его власть на более низком уровне, как министры или заместители. Президент, будучи в единственном числе, представлен через разветвленную систему. Вот и поэтому в книге Велеса об этом сказано так: «есть заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя сваргу». (Сварга – это высший мир). «Но разве Вышень, Сварог и иные суть множества? Ведь Бог един и множествен. И пусть никто не разделяет этого множества и не говорит, что мы имеет многих богов». Это вам цитата прямо из книги Велеса. Т.е. это говорит о том, что монотеистическая традиция или единобожие совсем не подразумевает, что у Бога нет заместителей. Вот, на самом деле, любой процесс, который происходит в этом мире, он имеет свой прообраз в духовной реальности. И здесь мы видим, что практически в любой системе какой-то есть начальник, какие-то заместители, потому что человеку, большому начальнику удобнее общаться с большим количеством через каких-то своих разных представителей. Вот. Т.е. эта идея – иметь министров и заместителей – она, на самом-то деле исходит из высшего источника. Поэтому то, что существуют какие-то различные божества, отвечающие за разные стихии и так далее, это совсем не вступает ни в какое противоречие с монотеистической системой, с тем, что Бог един. Т.е необходимо видеть это все диалектически. Это понимание того, что Бог един и множественен.

3. Сходство концепции трех уровней мира

00:35:12 Язычество на Руси тоже было, но оно было позже, когда вот этого Высшего или Вишну, т.е. того, кто выше всех, забыли, и тогда представления об иерархии нарушились и вот это язычество оно в конце концов практически было разрушено. Так же наши предки верили в то, что реальность, космос, разделен на три уровня. Это тоже очень похоже на индийскую систему разделения: Высший мир, Средний мир и Низший мир. Итак на Руси эти три уровня называли так: высший уровень - это уровень Прави или Правь. Второй, средний уровень, это Явь. И низший уровень – это Навь. Навь или Не-явь, неявленный. Итак, мир Прави – это мир, где все правильно или идеальный высший мир. Это мир, где живут идеальные существа с высшим сознанием. Явь – это наш, явленный, очевидный мир, мир людей. И мир Нави или Не-яви, неявленный, это негативный, неявленный или низший, или посмертный мир.

00:36:20 В индийских ведах тоже говорится о существовании трех миров. Высший мир – это мир, где доминирует энергия благости. Средний мир охвачен страстью, а низший мир погружен в невежество. Вот такое сходное понимание мира дает и сходную мотивацию в жизни. Т.е необходимо стремиться в мир Прави или Благости. А для того, чтобы попасть в мир Прави, нужно все делать правильно. Т.е. по закону Бога. От корня «правь» происходят такие слова, как «правда». Правда – то, что дает правь. «Да»- это «давать», а «правь» - это «высшее». Итак, «правда» - это то, что дает правь. Управление. Исправление. Правительство. Прав. Не прав. Т.е. корнями всех этих слов является вот этот «прав». «Прав» или «правь», т.е. высшее начало. Т.е. смысл в том, что в основе настоящего управления должно лежать понятие о Прави или о высшей реальности. И настоящее управление должно духовно возвышать тех, кто следует за правителем, ведущим своих подопечных стезей прави.

4. Признание присутствия Бога в сердце. Природа Совести

00:37:33 Следующее сходство в духовной сфере – это признание присутствия Бога в сердце. В индийской традиции есть такое понятие о том, что рядом с индивидуальной душой есть ещё высшая душа или сверхсознание, высший разум, который находится в сердце. Более подробно я об этом расскажу в последующих лекциях. Вот. И в таком древнем источнике как Бхагавад-гита описано это, как это проявляется сверхсознание в нашем теле. В славянской мысли это понимание о том, что рядом с душой находится ещё высшая душа или сверхсознание, представлено через понятие « совесть». Мы часто пользуемся этим словом, но не всегда хорошо понимаем, что оно значит. Если слово «совесть» разбить на две части, то «со» это обозначает «с чем-то, совместно» как предлог. А «весть» - это обозначает «послание», «весть» или «веда». Итак, жизнь в соответствии с вестью или с ведой. А это называется совестью. Итак, это весть или веда – это то, что исходит из Бога, который находится в нашем сердце. Т.е. внутренне каждый человек – он прекрасно понимает, как правильно действовать, как правильно себя вести. И когда он ведет себя в соответствии с этой вестью, с этим внутренним импульсом сердца, с этим голосом совести, все в порядке. Когда он нарушает вот эту вот «весть», это вот знание, идущее из сердца, то тогда он начинает мучиться. Или мы говорим человека мучает голос совести.

00:39:11 Т.е. что там такое в сердце может нас мучить? Но когда мы узнаем о том, что сердце рядом с индивидуальной душой, с индивидуальным сознанием есть ещё высшее сознание, с которого вот эта вот весть или веда исходит, тогда мы понимаем, что такое «жить по совести». Т.е. жить с этой вестью, с этой ведой, с этим знанием, которое идет непосредственно от Бога в сердце. Вот тоже такая любопытная параллель двух культур. Так же, если говорить о душе, то общеизвестно, что в индийской традиции существует понятие о бессмертии души. Вечная природа души провозглашается индийских ведах. И эта вечная душа может существовать в разных формах, она может существовать в низших формах жизни, она может существовать в высших формах жизни. О реинкарнации более подробно я буду говорить в последующих лекциях, сейчас коротко об этом скажу. Интересно то, что эти же идеи, которые обычно люди считают типически индийскими, они так же присутствуют и в русских этих древних книгах знания. В частности, в древнем этом источнике – в Велесовой книге, так же говорится о том, что души праведников после смерти идут на сваргу, т.е. в высший мир, где Перуница (это жена Перуна, это другое имя для бога солнца) отпаивала их живой водой. А интересно то, что эта живая вода называется амрита на санскрите. И этим же термином пользовались и в древней Руси. Итак, эта амрита или нектар бессмертия, была такой субстанцией, при помощи которой эти души оставались в небесном царстве Перуна или вот этого Яра или Ярила, праотца этих ариев.

00:41:06 А те, кто пренебрегали своим долгом, они могли попасть в более низкие формы жизни, т.е. в самой этой книге Велеса приводится фраза того же Перуна, когда он обращался к войскам, которые не хотели сражаться, и говорил им, что если вы не исполните свой долг, то станете смрадными поросятами. Т.е. очевидно, что это низшие формы жизни. Итак, вот это вот понятие о вечном существовании души, и о возможности души пойти выше или ниже так же присутствует в обеих традициях. В традиционном индийском обществе, встречаясь, люди приветствовали друг друга, вспоминая Бога. Например, верующие в Индии, люди в Индии встречают друг друга, до сих пор говорят фразы типа [?]»Ом намона райанэ», т.е. «слава Всевышнему». И в связи с этим весьма любопытно воспоминание Юрия Миролюбова, который родился в конце 19 века в одной из деревень ростовской области на юге России. Бабушка Миролюбова была очень строгой последовательницей древнеславянской культуры, и от нее он узнал многое о традициях предков. Кроме того, сам он очень долго изучал древнеславянский фольклор и занимался сравнительным анализом культур Руси и Индии. И плодом этих исследований стала двухтомная монография «О сакральной Руси».

00:42:31 Сам Миролюбов эмигрировал, по-моему, во время ещё Гражданской войны или после революции сразу, он жил в Индии какое-то время и потом он осел в Сан-Франциско и умер в 53 году. И уже посмертно его жена собрала все его записки, как раз в этот двухтомник «О сакральной Руси» и сейчас он доступен у нас на русском языке. Так вот, по словам Юрия Миролюбова, ещё в начале 20 века в деревне, где он жил, на юге ростовской области, люди приветствовали друг друга такими словами, когда они встречались: «слава Вышнему, слава Крышнему, слава Яро, слава Коляде». Очень трудно себе представить сейчас, что русские люди вот так друг друга приветствовали, но это исторические документы.

5. Божественное происхождение пищи. Прасад

00:43:25 А в обеих традициях так же говорится о божественном происхождении пищи. На Руси эта связь была видна в такой цепочке понятий, как «хлеб - сноп-Сварог». Что такое хлеб – понятно. Сноп – тоже. Сварог – это, вспоминаем, тот, кто сварганил мир или вот этот вот Брахма по-индийски, Творец.

00:43:49 Итак, Сварог – это тот, кто дает семя, из которого растут травы и злаки, потом эти обмолоченные злаки связывают в снопы, а из зерна пекут хлеб. И вот первый каравай из нового урожая предлагали этому Снопу, т.е. сноп – это был такой символический образ этого Сварога, Бога-Творца. И когда эту пищу ему предлагали, она считалась освященной, и потом эту пищу как причастие, как освященную, по кусочку раздавали всем. Отсюда было такое трепетное отношение к хлебу как к божественному дару, что хлеб нельзя выкидывать, нельзя бросать на землю, потому что люди прекрасно понимали, что пища сама по себе божественна. Удивительно то, что при современных всех технологиях синтезировать, например, зерно, семя чего угодно – пшеницы или риса - в принципе невозможно. Хотя, с точки зрения химии, допустим, проанализировать структуру этого семени не так-то сложно. Казалось бы, можно воспроизвести. Но если вы дадите все деньги мира всем ученым мира, они не смогут произвести на свет даже ни одного зернышка, понимаете? Вот, потому что это семя или зерно кроме того, что имеет какую-то химическую структуру, оно ещё имеет кое-что, некоторые элементы непостижимости, т.е. вот этот как бы генокод зерна, его написать и вложить туда мы не можем. Поэтому в ведах говорится, что пища или то, из чего рождается пища, зерно или семя, имеет божественное происхождение.

00:45:27 Если бы пищу можно было синтезировать современными технологиями, то вопрос голода был бы давным-давно уже решен. Но все прекрасно понимают, что пищу – вот на её таком вот уровне начальном, в виде зерна, синтезировать в принципе невозможно. Итак, хлеб, сноп, Сварог – это такая вот троица была, три таких понятия в древнерусской культуре, которые показывали, что человек в своем хлебе насущном, в своем питании, зависит от Бога. А в индийском источнике таком, как Бхагават-гита, в третьей главе, стихах 14-15 так же говорится, что все живые существа питаются злаками, растущими из земли, питаемой дождями. Дожди рождаются из совершения ритуалов, а ритуалы изложены в ведах. Веды же являются дыханием Всевышнего. Таким образом, человек зависит от Бога даже в вопросах питания. А, кстати, как в Индии, так и на Руси перед едой пищу полагалось освящать. Это своего рода выражение благодарности Богу за поддержку. И эти подношения или жертвы были строго вегетарианскими, бескровными. Вот что сказано в главе «Трояновы века» Велесовой книги, цитата буквально: «Боги русские не берут жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурию (это квас) и мед, и никогда – живую птицу, рыбу. Это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную, человеческую». Т.е. на Руси было ограничение на потребление мяса как и в Индии. В той же Бхагават-гите Верховный говорит о исключительно верховных о вегетарианских подношениях. Он говорит: «Предложи мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью и я приму это».

6. Поклонение Богу трижды в день. Объяснение термина «Тридевятое царство»

00:47:32 И в Индии, и на Руси было принято это поклонение солнцу трижды в день. На восходе солнца, в полдень и на закате. В Индии брахманы или священники до сих пор делают это, читая особую мантру, которая называется гаятри. А в русском языке от имени бога солнца, Сурия, сейчас осталось только название вот этой вот краски «сурик» вот, и этот квас сурица назывался. Все мы так же помним из русских сказок так называемое «Тридевятое царство», но мало кто понимает, что эта фраза означает. И вот индийские веды дают нам интересное пояснение этому термину, Тридевятое царство. По индийской астрологии, кроме вот этих 12 знаков зодиака, которые мы знаем, они разделены, вернее, эти знаки, на более узкие сектора. И вот этих секторов 27. Эти 27 созвездий делятся на три группы по 9 в каждой. Итак, три по девять – это у нас будет «трижды девять» – «тридевятое».

00:48:47 И вот первая группа из девяти созвездий, их называют «Божественные созвездия». Вторая называется «Человеческие», и третья – «Демонические». В зависимости от того, в каком из этих созвездий была Луна в момент рождения человека, то этим определяется общая ориентация человека в жизни: стремится ли он к возвышенным целям, он более приземлен или он склонен к разрушению, к каким-то невежественным действиям. Но вот сам образ тридевятого, т.е. «три умножить на девять», тридевятого царства, служит либо метафорой, указывающей на далекие земли, либо прямо говорит о межзвездных путешествиях, которые на самом деле описаны в индийских ведах как реальная возможность для человека тех времен. Т.е. в древнем вот этом эпосе, Махабхарате, говорится о том, как Арджуна, один из главных героев Махабхараты, перед началом великой битвы, летал к своему отцу на Индралоку, то есть это вообще другая планета, потому что его отец Индра был там наверху, в высших сферах. Вот, и когда мы читаем о том, что какие-то герои наших этих древних сказаний отправились в тридевятое царство- это может быть, с одной стороны, метафора, «тридевятый» как метафора чего-то очень удаленного. Так же может указывать на непосредственно какие-то межзвездные путешествия, потому что раньше о Земле у людей были более широкие представления, чем сейчас.

00:50:19 А, кстати, в обеих традициях, Млечный путь, если уж мы заговорили о космосе, считается путем на высшую планету этого мира, где находится Творец этого космоса, Брахма или Сварог. Это не Бог в высшем смысле слова, но вот это его ипостась творческая в этом материальном мире. А Полярная звезда считалась и в Индии, и на Руси – троном Всевышнего. Это своего рода посольство духовного мира в нашей вселенной. Действительно, положение Полярной звезды необычно – это единственное неподвижное светило и потому навигаторы ориентируются именно по нему. Буквально, в книге Велеса сказано так по поводу этой Полярной звезды: «Трон Всевышнего недоступен даже для мысли. Он вне нашего мира. Вход к нему в точке соприкосновения вершины мировой горы Меру и небосвода. Сия гора-ось видна лишь духовными очами, но сама точка соприкосновения видна всем – это Полярная звезда».

7. Звук Ом

00:51:30 Так же интересно то, что в обеих традициях почиталось слово или такое словосочетание как «ом» или «аум». Ну, в индийской традиции это понятно, потому что все ведические мантры они начинаются с этого слога «ом». Т.е. «ом» это такое вот звуковое воплощение Бога, «а» - считается это мужское начало Бога, «у» - это женское начало, потому что в Боге есть и мужское, и женское, и «м» -это их соединение. Соединение Бога и его энергии, вот этого женского и мужского, божественного, порождает уже все многообразие вещей, поэтому «ом» или «аум» - вот эти вот три буквы – они являются таким звуковым воплощением Верховного. Как бы формула, что всё, что есть в этом мире – это мужская половина абсолюта или мужское начало божественное, женское начало божественное, «а», «у» и «м»- это их порождение. Т.е. всё, что мы имеет в этом мире – это соединение Бога и его энергии. И практически все ведические мантры начинаются с этого слога «ом»

00:52:46 Так вот удивительно, что этот слог «ом» он так же встречается и в славяно-арийских ведах, вот, в частности, цитата из книги Велеса: «Прозри, русич, ом. Ом –великий и божий, он единый с нами, ему творите требы и провозглашайте славу с богами воедины» так же ещё по мнению Юрия Миролюбова, то, что вот на Руси, когда человек заблудился в лесу и он кричит «Ау!» это «ау» раньше было «аум». «Аум» или «м», позже это «м» редуцировалось, ушло и осталось только «ау». Т.е. когда человек заблудился, ему приходится взывать к Богу. И вот поэтому слогом «аум» или то, что осталось «ау» он обращался к Верховному.

8. Змей Горыныч и Дракон

00:53:40 Далее, следующая интересная параллель, это известный нам по русским сказкам Змей Горыныч. Они тоже находят своё объяснение в индийских ведах. Там описаны так называемые «многоглавые огнедышащие змеи», которые живут на низших планетах космоса. И наличие этих персонажей в древних славянских сказках указывает на то, что наши предки имели доступ к более далеким сферам, чем мы сейчас. Вот. Этот Змей Горыныч – это то же самое, что вот на Востоке, допустим, в Китае называют этими драконами.

8. Свастика

00:54:20 Следующая параллель может немножко шокировать. Это символ свастики. В сознании современного западного человека этот символ неизбежно связан с фашизмом. Однако, ещё менее ста лет назад свастика находилась на денежных купюрах России. К сожалению, я не могу вам по радио показать эту фотографию, но вот если вы найдете такую книгу как вот эти вот книги «Книга света» называется издание инглингской церкви Их четыре, по-моему части, такие черные книги такие красивые. Вот. Там приводится фотография, значит, тысячная, купюра в тысячу рублей 1917 года и там в центре изображена свастика. Т.е. совершенно очевидно, что этот знак считался благоприятным, потому что что попало на государственной валюте изображать, естественно, не будут. Кроме того, там так же есть фотография нарукавной эмблемы бойцов Красной армии юго-восточного фронта 18го года. И там, значит, на этой нарукавной эмблеме, там изображена свастика и в нее вписана аббревиатура РСФСР.

00:55:46 Так же этот символ свастики часто встречается в древних славянских орнаментах, украшавших жилище и одежду. Т.е. в орнаментах Эрмитажа на самом деле очень много вот этих вот свастичных узоров. И вообще свастика это очень популярный символ, который у многих народов встречается. В Индии знаки свастики ставят на дверях, храмы украшают им храмовую посуду, утварь украшают знаками свастики. Потому что слово «свастика» буквально обозначает «благоприятный». «Су» это обозначает «чистый», «асти» это «есть», а «ка» это «символ». «Суастика» или «свастика» – это символ благополучия, гармонии, символ чистого бытия. Вот. Дело в том, что свастика – это вообще объективный смысл… символ, символ, вернее. И архетип свастики воспроизводится на всех уровнях мироздания. Подтверждение тому – это наблюдение за миграцией клеток и клеточных пластов, в коде которых зафиксированы структуры микромира, имеющие формы свастики. И ту же структуру имеет наша галактика Млечный Путь. Вот, т.е. мы видим, что это определённый объективный символ, который присутствует в природе, в мире, вот, поэтому в нём ничего плохого нет.

00:57:12 Гитлер надеялся, что свастика принесет удачу и ему. Но поскольку в своих деяниях он двигался явно не в сторону Прави, вот, то это привело только к его саморазрушению, т.е. его эта свастика не смогла. Но чего он добился, так это что символ этот конечно очень надолго, так сказать, опорочен связью с этой личностью. Вот, но тем не менее, мы должны быть движимы не предубеждениями, а знанием, так вот знание таково, что само слово «суастика» или «свастика» обозначает «благоприятный символ». И вот такие вот исторические свидетельства того, что этот символ находился на государственных денежных знаках и даже на этих нарукавных эмблемах бойцов Красной армии говорит о том, что ста лет ещё не прошло, как этот символ был признан на государственном уровне как благоприятный. Поэтому требуется, конечно, время для того, чтобы отмыть репутацию этого символа.

9. Чакры

00:58:19 Следующая параллель это тоже довольно интересная вещь. Она связана с чакрами. У большинства людей «чакры» ассоциируются с йогой, с таким древнеиндийским трактатом как Йога Патанджали Сутра. Но в действительности эти семь чакр так же были известны и на Руси. Эти чакры имеют свои грубые воплощения в форме желез эндокринной системы и чакры являются своего рода такими тонкими пуговицами, на которые тонкое тело или наша психика пристегнута к физическому телу. Вот и, естественно, на Руси эти чакры назывались более привычными для нас словами. Если на санскрите нижняя чакра, которая находится в промежности, называется термином Муладхара, то на Руси она называлась Зарод. Следующая чакра Свадисхана она называлась Живот. Третья – это Манипура – у нас она называлась Яро или Солнечное сплетение, Яро – это солнце, вспоминаем. Потом следующая, четвертая чакра, которая на санскрите называется Анахата, на Руси называли её Сердце.

00:59:34 Вообще слово «сердце» указывает на центральное положение. Сердце или середина. Вот, т.е. середина в связи с чем? В связи с тем, что чакр семь: три нижних, которые связаны с физиологическими функциями, три верхних, а сердце – это четвертая, связующая или находящаяся в середине. Т.е. середина человека. Если ноги, скажем, убрать, вот, а взять тело с того момента, где начинаются чакры, с промежности и до головы, то вот в середине сердце находится ровно в середине. Итак, анахата, четвертая чакра, она называлась «сердце». Следующая, пятая чакра, которая называется на санскрите термином Вишудха, она называлась Горло, понятное слово. Потом шла чакра, которая называется Агия или Ажна, а на русском её называли Чело, т.е. это лоб, она находится в районе третьего глаза, в межбровье. И интересно в связи с этим слово «человек». Человек это не просто существо о двух руках и о двух ногах, с головой, в которой непонятно что, вот, а человек – это тот, у кого открыто чело. Тот, у кого, по меньшей мере, открыто вот эта вот шестая чакра. Потому что эта шестая чакра она связана с пониманием уже тонких истин, с пониманием общих законов как в мироздании все увязано воедино.

01:01:01 Вот, раньше на Руси считалось, что есть так называемые «жить» – т.е. это те, у кого открыты только первые три чакры, т.е. это люди, которые озабочены только физиологическими своими функциями, которые связаны с нижними тремя чакрами. Вот, потом следующие это уже было в иерархии «людь», т.е. «жить» – это самое, так сказать, низкие люди, которые даже ещё не люди. Нелюди. Т.е. у них ещё не открыта даже сердце, только первые три чакры. Потому «людь» – это те, кто уже могут сострадать другим, помогать им, те, у кого открыто сердце. И потом – «человеки». Т.е. «человек» – это нечто более высокое, чем просто «жить» или «людь». Т.е. не так-то дешево называться человеком, почему и говорится, что «человек – это звучит гордо». И нужен целый век. Век, чтобы это чело открылось. ЧелоВек. Итак, это шестой центр, Чело назывался, и высший, седьмой центр, который на санскрите называется Сахасрара, тысячелистный лотос, его называли у нас на Руси «Родник», т.е как вот у детей, когда они рождаются, вот этот вот родничок ещё год у них примерно не зарастает.

10. Исчисление времени

01:02:16 Итак, это следующая параллель. Похожим в обеих традициях так же было исчисление времени. Во-первых, год начинался, как и полагается, весной. В марте, в апреле, что соответствует прохождению солнца через первый знак зодиака, через Овен и знаменует пробуждение природы после зимы. Действительно, очень странно, что люди отмечают Новый год посреди зимы. Ничего такого особенного посреди зимы не происходит, потому что время – это объективная категория, и она должна соответствовать определённым объективным процессам, которые происходят в мире. Так вот, существует определённое движение светил, Луны, Солнца по этим знакам зодиака. И поскольку первый знак Овен, то нахождение солнца в Овен оно, собственно говоря, и знаменует начало нового годового цикла. Вот сейчас мы отмечаем этот Новый год посредине зимы – это исключительно дань христианской традиции. Это связано как бы с Рождеством Христовым и так далее, вот, но несмотря на эти вещи все-таки должна быть какая-то объективная привязка к некоторым процессам, которые происходят в природе.

01:03:29 И даже современные названия некоторых месяцев в буквальном переводе отражают прежний порядок, т.е. вот, например, месяц, который у нас называется сентябрь и который общепринято считается девятым, на самом деле является седьмым месяцем. Почему? Например, английское слово «september» сентябрь, происходит от санскритского корня «сапта». «Сапта» – это «семь». Итак, «сапта» это «семь». «September» это «сентябрь», седьмой месяц. А совсем не девятый. Следующий месяц – октябрь. Или по-английски «October» – это от корня «окта». «Окта» обозначает «восемь». Восемь. Тот же октопус, осьминог, тот, у которого восемь ног. «окта» - это «восемь». Итак, октябрь – это восьмой месяц. Ноябрь или английское November – происходит от санскритского корня «нава». «Девять». Итак, ноябрь это девятый месяц. Декабрь – английское December от санскритского корня «дас» – «десять». Действительно, когда мы говорим «декабрь», то это связано со словом «декада», а «декада» – это «десять». Итак, декабрь это десятый месяц, а не двенадцатый. И соответственно, получается, что январь – это одиннадцатый, февраль – это двенадцатый. И где-то вот с весны, марта-апреля начинается новый год. Вот это естественное исчисление.

01:04:55 Во-вторых, и в Индии, и на Руси существовало шесть времен года по два месяца, а не четыре времени года по три. И в этом есть своя логика. Ведь, хотя март и май считаются весной, они весьма отличаются друг от друга. И более детальная разбивка года на шесть сезонов по два месяца точнее отражает действительность. Так же, что касается времени, то течение времени в обеих традициях считалось цикличным, а не линейным, как сейчас.

01:05:30 Самым долгим циклом в Индии считался так называемый «день Брахмы» или Творца, который длится очень много, много миллионов лет. На Руси этот день Брахмы называли днем Сварога. Опять же – вспоминаем, что Сварог и Брахма это синонимы. Конечно, такой длительный цикл во много миллионов лет очень трудно проследить, но если учесть, что принципы макрокосмоса и микрокосмоса общие, то тогда мы можем наблюдать цикличное течение времени в более мелких масштабах. Например, сутки мы видим как меняется утро, день, вечер, ночь, потом опять утро, день, вечер, ночь. В течение года мы видим циклы весна, лето, осень, зима, потом опять весна и так далее. Есть более крупные циклы – 12летние циклы, 60-летние циклы.

01:06:23 Если мы наблюдаем вот эти вот парадигму, т.е. цикличное течение времени в более маленьких циклах, если мы понимаем, что это все проецируется так же и на большие структуры, вот, то тогда мы может понять, что эти же большие циклы они тоже идут, просто наша жизнь слишком коротка, чтобы эти циклы замечать. Вот, и не зря образ времени в разных традициях представлен в виде либо колеса, либо в виде змеи, кусающей себя за хвост, либо в виде банального циферблата. В конце концов, мы знаем такую фразу, что все возвращается на круги своя, т.е. определённый цикл повторяется. Просто в больших масштабах часть окружности вполне может показаться прямой линией. И поэтому близорукие современные люди вполне довольны ограниченной линейной концепцией течения времени. Хотя древние традиции мира говорят о том, что время течет циклично.

11. Письменность

01:07:25 Что касается письменности, то до кириллицы письменность на Руси очень напоминала индийский алфавит. Однажды этот Юрий Миролюбов спросил свою бабушку как писали раньше наши предки, и она сказала, что сначала рисовали богову черту, а под ней крюки лепили. Т.е. представьте себе: такая линия прямая и под ней уже какие-то значки. И на самом деле, если вы видели когда-нибудь ведические первоисточники, тексты, то там приводятся тексты на санскрите. И санскрит именно так и выглядит, т.е. сначала линия – и под ней определённые значки. И идея такова, что Бог – это как бы такой высший предел. Богова черта. А всё, что мы делаем, это все находится под Богом. Итак, сначала рисовали богову черту, а под ней крюки лепили. Т.е. это говорит о том, что письменность древнеславянская она графически походила на санскрит, язык Древней Индии.

12. Названия цифр

01:08:28 А цифры, которыми мы пользуемся сейчас и которые мы сейчас называем арабскими, на самом деле взяли арабы, взяты были арабами из Индии, а мы уже у арабов взяли. И в этом можно легко убедиться, если мы посмотрим на опять же нумерацию древних текстов. Если предположим, мы смотрим на санскритские тексты, которые пронумерованы, может быть, санскрит мы не прочитаем, вот но нумерацию их можно понять потому что эти значки очень похожи. Слегка они видоизменены, но очень похожи на те цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Вот, точно так же похоже звучит счет. Например, мы говорим «один» на санскрите «ади», мы говорим «два» на санскрите «дуа», мы говорим «три», на санскрите «три», мы говорим «четыре», на санскрите «чатур». И так далее, т.е. тоже очень похожее звучание.

13. Календарь

01:09:24 Что касается ещё такого термина, как календарь? Нам нужно сказать. Календарь – это буквально означает «Коляды дар». Коляды дар, дар Коляды. Есть такая «звездная книга Коляды». Т.е. это так называемый славянский календарь. И кто такой Коляда? Это тоже санскритское слово, состоит из двух частей «кала» время, «да» -дающий, дающий время. «Кала Да» - это Давший время или давший нам календарь, давший исчисление. Систему исчисления времени. Итак, календарь – это дар Коляды, а сам Коляда – это дающий время. Что касалось времен года, то в обеих традициях эти времена года считались олицетворенными и с этим были связаны различные праздники, такие как «встреча зимы» или «проводы зимы». Зима пришла или зима ушла, вот. И это не просто какие-то такие вот примитивные верования, натурализм такой. А это наоборот, на самом деле, более глубокое понимание природы. Т.е. сейчас, как я говорил, мы живем в эпоху, когда наука обезличивает, деперсонифицирует природу. Хотя в строгом смысле слова все персонифицировано. Все энергии имеют своих хозяев.

15. Лексическое сходство санскрита и русского языка

01:10:48 Сейчас я приведу пример некоторого лексического сходства санскрита и русского языка. На эту тему написано уже довольно-таки много книг подробных, вот, грамматика санскрита и русского очень- очень похожи, но грамматику нам трудно оценить, а вот просто лексику, слова, оценить несложно. Я подобрал несколько таких наиболее похожих терминов, чтобы было наиболее наглядно.

01:11:15 Итак, на санскрите «бхог», по-русски «бог». По-русски «матри», на санскрите «матерь». По-русски или как вот по-украински говорят «пати», на русском, вернее, на санскрите «пати», а по-русски или, точнее, по-украински – «батя» или «отец». На санскрите «братри», по-русски «брат». На санскрите «джива», по-русски «живой». На санскрите «двара», по-русски «дверь». На санскрите «суха», по-русски «сухой». На санскрита «химА», по-русски «зима». «Снеха» - «снег». «Васанта» –«весна». «Плава» – «плавать». «Прия» – «приятный». «Нава» – «новый». «Света» – «свет». «Тамма» –«тьма». «Сканда» – это бог войны, - «скандал». «Свакар» – «свекор». «Дада» – «дядя». «Дура» – санскритский корень – по-русски «дурак», соответсвтенно. «Вак» на санскрите - по-русски «вякать», «говорить». «Адха» – «ад». «Радха»- «радость». «Будха» – «будить». «Мадхо» – «мед». «Мадхуведа» это «медведь», т.е. «ведающий мед», «знающий, где мед».

01:12:43 Интересно и обилие географических названий, так называемых топонимов, санскритского происхождения на территории Руси. Например, есть такие реки как Ганга и Падма в Архангельской области. Т.е. это чисто санскритские называния. Мокша и Кама в Мордовии. Это тоже санскритские названия. «Мокша» означает «освобождение», а «кама» обозначает «мирская любовь» или «страсть». Притоками этой Камы являются такие речки, как Кришнева и Харева. Есть озеро с названием Индра в Екатеринбургской области. Есть река Сома возле Вятки. «Сома» на санскрите обозначает «Луна» или такой вот нектар особый. Есть город Майя возле Якутска и так далее. Т.е. это географические названия с очень четко выраженными санскритскими корнями.

Ошибочность идеи «Русские веды»

01:13:43 Итак, исторические, культурные и языковые связи Руси и Индии очевидны, но типичная ошибка – это искать, кто на кого повлиял. И русские шовинисты на волне интереса к этой теме проталкивают идею о том, что арии принесли веды в дикую Индию с территории Руси. Но я уже говорил о том, что с исторической точки зрения эти спекуляции очень легко опровергаются, вот, и это все не имеет под собой каких-то оснований, кроме желания показать своё первенство. Вот. На самом деле ведическая культура лучше сохранилась на территории Индии и она существует там с давних пор, о чем свидетельствуют раскопки такого города, как Мохенжо-Даро в долине реки Инд, которому уже много тысяч лет и он явно так сказать предшествует этому так называемому «арийскому вторжению с севера». И на самом деле легче понять связь этих двух культур древней Руси и Древней Индии через принятие единой духовной протокультуры, которая предшествовала и тому, и другому. Из которой черпали знания и культуру обе цивилизации.

01:15:01 Вот, несмотря на промежуточную неясность истории вследствие всевозможных катаклизмов и миграции, изначальное происхождение человека и цивилизации известно-духовная реальность, об это говорят все священные писания мира. Именно поэтому мы инстинктивно стремимся вверх, к своим истокам. Веды говорят о существовании высшего идеального мира, который проецируется на материальную природу, как луна отражается в реке. Но этот идеальный образ искажается под воздействием ряби или волн, течения времени. И с начала творения существовала единая цивилизация, с единой культурой, единым языком, т.е. все были единогласны, единый глас, единый язык был у всех. Под воздействием всеобщего закона энтропии, т.е. деградации, сознание стало сужаться, культура стала упрощаться, появились разно-гласия, т.е. разные гласы, разные языки. И сейчас мы уже с большим трудом находим лишь остатки былой общности.

01:16:11 Вот, в общем, всё, что я хотел сказать на сегодня, хотя эта тема очень обширная, вот, тем не менее, вот такой формат лекции он не позволяет всего раскрыть, я назвал некоторые источники, из которых я черпал информацию, и поэтому если кто-то, так сказать, что-то захочет ещё узнать, можно обратиться к этим источникам, вот. Если какие-то у вас есть вопросы по непосредственно этой лекции или непосредственно ко мне по каким-то другим вопросам, то вы сможете связаться со мной по электронному адресу vkdas@mail.ru я постараюсь, насколько мне позволяет квалификация, ответить на ваши вопросы. Ну, и на этом я с вами прощаюсь и в следующий вторник, если все будет нормально, с технической точки зрения, вот, мы встретимся вновь в эфире. И следующая моя лекция будет называться « Структура, происхождение и целевое назначение вед». Вот это будет следующая тема. Все, больше спасибо вам, до свидания, до новых встреч.

транскрибирование: Ольга Евдокимова | 30 June 2011