Какие недостатки есть у каждого человека?

Москва - 01 January 2007
Как работает кармическая реакция. Первый стих «Шри Ишопанишад». Трактаты Апаурушея — особый раздел знания, переданные внеземными существами. Первый недостаток: мы не можем действовать безошибочно . Культура поведения людей. Смирение приносит счастье. Второй недостаток: мы не можем понять смысла происходящего. «Карма излишнего». Третий недостаток: мы вынуждены обманывать других. Скупость и богатство. Ад и Рай. Четвертый недостаток: несовершенство наших чувств. Задача человека - научиться контролировать свои чувства. Метод получения совершенного знания - стать учеником. Ответы на вопросы. Карма-йога - это сознание ученика. Что такое гармония. Как научиться контролировать свои чувства. Зачем нам нужен духовный учитель?
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:31:59 | качество: mp3 64kB/s 42 Mb | прослушано: 4067 | скачано: 1811 | избрано: 52
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Рузов В.О.] Потихонечку с вопросиков давайте начинать.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Рузов В.О.] Я понял. Можно проследить или нельзя проследить, откуда идёт та или иная кармическая реакция. Тут два момента. Точную временную точку, откуда началась та или иная кармическая реакция, мы проследить не можем. Но она проявляется так, что мы способны понять, что именно произошло в том или ином случае.

00:01:14 То есть мы способны понять, что нужно исправлять, поэтому эта кармическая реакция будет проявлена так, что мы поймём, к чему это всё. Мы поймём, что нужно делать, в каком направлении двигаться. То есть это не так, что судьбе надо нас озадачить насмерть, чтобы мы точно не догадались. Нет. Принцип любой кармической реакции - это чтобы человек в конце концов понял, за что это всё происходит. Поэтому обязательно даётся виденье. Если человек хочет это увидеть, он обязательно поймёт, в чём принцип исправления, за что идёт то или иное последствие. Поэтому естественным образом он сможет понять, в какую сторону двигаться, в какую сторону меняться, что нужно конкретно менять в том или ином случае. А иначе как бы мы тогда вообще догадывались о том, что надо как-то меняться?

00:02:13 Нет, мы чувствуем, что есть реальные проблемы, мы догадываемся, мы понимаем, что «…Да, было такое. Было». Есть некоторый такой момент озарения. Если человек концентрируется на проблеме, то он способен понять, что произошло. Как, например, в восточной астрологии есть такой момент. Нам кажется, что когда астролог узнаёт прошлое, то он что-то высчитывает. Он не высчитывает. Невозможно ничего высчитать, нет. Он медитирует на прошлое человека. И даётся особая методика медитации по цепи ученической преемственности. Если медитировать правильно, то астролог прямо видит прошлое этого человека. Он его видит, поэтому потом просто приходит рассказывать. То есть это не так, что берутся какие-то числа, цифры, что-то высчитывается. Нет. Настоящее виденье прошлого – это умение медитировать, войти в это понимание прошлого.

00:03:11 И то же самое происходит в нашей реальной жизни. Когда что-то происходит и мы должны увидеть это прошлое, то этим серьёзным размышлением по поводу того, что произошло, мы способны понять, почему это происходит. И, в общем-то, сама ситуация обычно складывается так, что она концентрирует нас на этом раздумье. Например, мы говорили, депрессия или болезнь. То есть это останавливает человека. Почему оно останавливает? Чтобы человек прекратил внешнюю деятельность и занялся внутренней деятельностью. Руки опускаются, да? Не то, что руки. В основном не руки, в основном ноги останавливаются. То есть карма бьёт по ногам обычно: человеку не хочется никуда двигаться, ему хочется сесть и сидеть. Обычно карма бьёт по ногам, чтобы человек остановился и задумался над тем, что происходит. Если человек хотя бы ненадолго задумался над тем, что происходит, он способен понять, в чём причина данного события теоретически. А точно необязательно. Точно дату необязательно восстанавливать. То есть не входит в нашу задачу, понять точно. Мы сможем просто понять, где этот родник, от которого вылилась такая река.

00:04:32 [Из зала] Больные говорят о том, что надо остановиться и задуматься?
[Рузов В.О.] Нет, дело не в больных ногах. Просто я имею в виду, что человеку не хочется двигаться.
[Из зала] Вообще желания нет?
[Рузов В.О.] Вообще нет. То есть это депрессия возникает, нежелание двигаться: просто хочется сидеть, ничего не делать.
[Из зала] Когда депрессия, хочется лечь и лежать просто.
[Рузов В.О.] Ну, да. Я и говорю, что просто полное нежелание двигаться. Человек может просто сесть и смотреть в одну точку. Всё, значит, надо уйти вглубь себя и понять, почему всё это происходит. То есть даже сама жизнь останавливает человека: «Просто остановись, подумай». Нам всё помогает. Но человеку говорят: «Не нужно об этом думать, выпей антидепрессантов, сорок чашек кофе». Нет, нужно подумать. Если человек подумает, то он увидит решение. Раз он увидит решение, он быстро примет соответствующие шаги, ситуация разрешится и не уйдёт вглубь. Если человек просто выпьет антидепрессанты, как-то развеселит себя внешним способом, он не увидит, что является причиной данной ситуации, соответственно, не будет решать и ситуация уйдёт в подсознание. Значит, ждите какую-то хроническую болезнь, влезете где-то что-то. Начнёт вылазить. Оно внутри так очень грамотно сидит до поры до времени, потом вылазит.

00:06:00 Обычно хроническая проблема также легко определяется, её причины также легко определяются. Это то, о чём мы не хотим думать. Вот о чём мы не хотим думать, закрываем, уходим от этого, – всё, начинается хроническая болезнь. Не хотим решать. Попробуйте что-то не решать: «Не хочу я думать, что у меня зуб болит. Не хочу об этом думать и уже год об этом не думаю». Это никак не решит проблему. То, что мы не хотим найти корень этой проблемы, это ещё не значит, что мы её решили. Это значит, что всё только нагнетается, накапливается. Поэтому потом обычно какие-то явления начинаются достаточно серьёзные.
Ещё вопросики. Всё мы разобрали по прошлым темам? Всё понятно? Все довольны? Чтоб к следующему нам уже приступать.

00:07:07 Значит, диск у нас готов, поэтому те, кто уже заказали, сегодня можете получить. Те, кто ещё не заказали по прошлой теме, можете его просто купить.
[Из зала] На DVD будет?
[Рузов В.О.] Она на DVD.
[Из зала] Сейчас?
[Рузов В.О.] Да, сейчас на DVD.
[Из зала] В MP3-формате?
[Рузов В.О.] Да. Итак, мы начнём новую тему. И боюсь, что надолго, поэтому приготовьтесь. За этот раз мы даже, я думаю, не закончим эту тему, думаю, что она будет в два приёма, потому что я в начале сентября уеду в Саратов, потом вернусь и мы продолжим до начала ноября. Поэтому сразу не расслабляйтесь.
[Из зала] Когда вы приедете?
[Рузов В.О.] Я уеду в начале сентября, а приеду через неделю. Где-то в первый числах я буду в отъезде. Я потом скажу точно даты.
[Из зала] В сентябре вы отъедите?
[Рузов В.О.] Да, в начале сентября я отъеду на недельку и потом всё время я буду также дальше здесь.

Первый стих «Шри Ишопанишад»

00:08:15 Семинар будет называться «Внеземные источники информации». И за основу мы будем брать классический ведический трактат, который называется « Шри Ишопанишад», запишите себе. Мы будем разбирать этот трактат и будем говорить на эту тему. Будем продолжать тему, которую мы начали, в основном будем говорить о трактатах, которые создают это изменённое состояние сознания. Поэтому мы разберём один из них, первый. Он состоит из восемнадцати стихов. Поэтому 18 тем мы должны будем разобрать. Я думаю, что одна тема не за одну лекцию получится, а лекции за две или даже больше, потому что темы очень глубокие, очень интересные.

00:08:20 Мы будем проходить стих за стихом, чтобы этот трактат разобрать. Это один из основных трактатов ведической литературы. Фактически он включает в себя всё ведическое знание. Есть такая интересная система в Ведах, что Веды дают знания с разной степенью сжатости. Поэтому есть трактаты на миллионы стихов, есть трактаты на тысячи, есть на сотни, есть на десятки, а есть такой же глубины трактаты, но на единицы стихов, и, соответственно, глубина серьёзнейшая.

00:10:16 В этом идея, потому мы начнём с самого маленького, но самого глубокого, чтобы его быстро пройти и, соответственно, осознать достаточную глубину ведической мудрости. Сегодня мы начнём с первой мантры. Этот трактат состоит из 18 мантр, как мы выяснили, и первая мантра на санскрите (я сейчас прочитаю) звучит так: «Ишавасйам идам сарвам, йат кинча джагатйам джагат, тена тйактена бхунджитха, ма грдхах касйа свид дханам». И перевод этой мантры такой: «Все живое и неживое во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит».

Трактаты Апаурушея — особый раздел знания, переданные внеземными существами

00:11:16 С этой концептуальной информации мы начнём. И мы начнём говорить об этих особых трактатах, которые призваны ввести человека в это состояние другого миросозерцания, другого миропонимания. И такие трактаты называются особым образом. Есть особый стиль трактатов и тоже один термин мы сегодня запомним, такие трактаты называются «апаурушея». Эти трактаты — особый раздел знания и буквально значит, что они даны существами, не принадлежащими к этому миру, то есть буквально запредельная информация. Поэтому семинар и называется «Внеземные источники информации». Мы будем говорить об информации, которая создана не на Земле. Мы будем говорить о внеземной информации. Сейчас очень много по этому поводу спекуляций, очень много контактёров с антеннами на голове. Не верьте. Не так-то просто получить внеземную информацию. Не так-то просто. Сейчас, точно могу сказать, никто не может её получить. Она уже вся давным-давно получена, записана и опробована, проверена. Никто сейчас никто не получает. В основном это всё легкие стадии шизофрении, как специалист вам могу сказать.

00:13:06 Если у вас кто-то заговорил в голове, вы не контактёр, лучше пойти проконсультироваться с хорошим психиатром, дабы на ранней стадии оккупировать начинающееся психическое расстройство. Не так это просто, стать реальным получателем знания. Поэтому мы тоже не будем на этом семинаре из своих волос делать антенны и медитировать на Альфу Центавра. Нет, мы обратимся к уже реально полученному знанию и постараемся его расшифровать для нас, что это значит. Расшифровывать мы тоже будем не самостоятельным образом, мы будем ссылаться на тех дешифраторов, которые признаны в культуре ведической мудрости, будем ссылаться на авторитетов этой области соответствующим образом.

00:14:01 Поэтому мы выяснили, что это особый вид трактатов, которые являются именно этим источником информации для нас. Соответственно, эта система передачи знания очень глубокая, мы можем очень много вытащить из этого всего. Посмотрите, мы взяли всего две строчки, но нам предстоит минимум две лекции, чтобы в этом разобраться. Итак, всем интересно, что нам хотят сказать, всем интересно, в чём смысл этой информации, все пытаются заглянуть куда-то далеко за пределы Вселенной, все пытаются что-то понять, увидеть, вглубь себя заглянуть. Но уже, как мы выяснили, уже столько сказано, что нам даже за всю жизнь не изучить толику всего этого богатства, того, что уже сказано. Достаточно изучить уже это. Поэтому мы должны быть разумны. Разумность — это умение сначала извлечь благо из того, что уже есть. Глупость — это добавлять.

00:15:03 Мы купили пару булок хлеба и не можем их съесть, ещё 4 булки хлеба покупаем. Какой смысл? Это расточительство, из-за этого начинаются серьёзные проблемы. Поэтому мы также должны разобрать то, что уже есть, и начать с той информации, которая уже дана и в которой нужно разобраться. И данное произведение, которое мы разбираем, также относится к внеземным произведениям, то есть оно также имеет внеземную природу и призвана ввести человека в это изменённое состояние сознания, изменить его тип мышления. И оно устроено по принципу красноречия. Есть особый принцип красноречия, особый необычный принцип. Сейчас мы разберём, что такое красноречие по ходу дела. Красноречие — это истина, высказанная кратко. То есть красноречивый человек — это не балабол, который два часа болтает непонятно, что, очень красивыми словами. Вовсе нет. Красноречие — это умение высказать истину кратко.

00:16:03 Поэтому те трактаты, которые мы разбираем, они входят в этот разряд красноречивых трактатов. То есть очень кратко высказаны истины. Или ещё одно название, это название «сутра». Сутра — очень краткое высказывание. И в этом произведении, как мы выяснили, 18 таких кратко высказанных истин. И все они говорят о самом главном.

00:17:15 Принцип в том, что все они говорят об очень интересном явлении, которое нас сейчас удивит. Все эти трактаты красноречиво утверждают, что все мы нищие. Очень интересное утверждение, необычное. Можно сказать: «Ну как нищие? Сейчас точно у меня в кошельке и дома нормально всё». Нет, очень интересную вещь они утверждают. Очень интересную вещь. Причём есть нищие, объясняют эти трактаты, думающие, что они бедные, а есть нищие, думающие, что они богатые. Очень необычный подход. Но тем не менее это не меняет положение дел. Мы все нищие, оказывается. Почему? Эти трактаты объясняют: мы потеряли что-то бесценное.

00:18:02 Когда мы потеряли что-то очень бесценное, всё, что у нас осталось, это нищета. Итак, мы потеряли что-то несравненное, несравнимое, настолько дорогое, что что бы мы тут ни накопили, хоть все богатства Земли, это будет нищета. Это будет просто нищета. То есть мы просто нищие. И мы так давно это потеряли, что даже забыли, что у нас это было. Так давно потеряли, даже забыли, что у нас это было. Это и называется нищенство. Нищенство — это состояние бедности, в котором уже не помнишь, что когда-то был сказочно богат. Вот это называется нищенство. И мы сейчас все пребываем в этом состоянии, да? Нет? Все забыли, что они были сказочно богаты? Я вот как-то забыл. Думаю, большинство тоже. Очень интересное состояние. Что это за богатство? Кто знает? Многие знают.

Первый недостаток: мы не можем действовать безошибочно

00:19:02 [Из зала] [Неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, это бескорыстная и бесконечная любовь — вот, что это за богатство. Бескорыстная и бесконечная любовь, то есть высшая форма любви. И мы даже забыли, что такое когда-то было. Факт, в этой жизни точно не было. Мы забыли, что это когда-то было. Но сначала мы должны разобраться в следующем явлении, на которое нам указывают комментаторы этого стиха. Очень интересное явление, необычное явление. Оно состоит в том, что все люди, которые живут на этой планете, все до одного имеют четыре недостатка. И поэтому мы все несовершенны, потому что у любого есть четыре недостатка. Очень интересно. Первые недостаток: мы не можем действовать безошибочно. Никто не может действовать безошибочно. Очень интересно. Что это значит? Это значит, что нам необходимы понятные границы, держась которых, мы можем себя чувствовать спокойно.

Культура поведения людей

00:20:06 Нам необходимы эти границы. То есть нам необходим некоторый поручень. Мы должны чувствовать себя спокойно в этой запутанной и непростой жизнедеятельности. Все наверняка заметили, всё достаточно запутано. Если б было незапутанно, мы сейчас бы пошли и заработали все деньги, которые нам нужны. Но всё очень запутано. Вроде кажется, что тут заработаешь, — идёшь, ничего не зарабатывается. Вроде кажется, с этим человеком будет здорово, — идёшь, вообще даже не здорово. Всё запутано. Есть некоторая загадка. Поэтому что задаёт такие границы? Как мы выясняли, такие границы задаёт, конечно же, культура. Культура — это не просто свод непонятных правил поведения, как зачастую нам это кажется. Нет. Культура — это ограждение вокруг минного поля, очень серьёзная вещь.

00:21:04 Поэтому что происходит, когда культура разрушается? Начинаются глупейшие ошибки. Все начинают совершать глупейшие ошибки, разрушается культура. Поэтому эта линия, линия передовой между, скажем так, тёмными и светлыми силами, она проходит через культуру. Поэтому глядя на культуру, мы можем понять, кто, в принципе, сейчас побеждает. Кто сейчас побеждает?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, есть, да, ряд сомнений. Как вы понимаете, успех пока, к сожалению, не на нашей стороне. Но зная этот секрет, мы также понимаем, как и победить, в принципе, в этом явлении. Да? То есть что нужно делать? Нужно распространять и поддерживать культуру поведения. Очень просто. То есть должен стоять этот знак: «Осторожно — минное поле». Он должен сказать: «Осторожно — минное поле». Какой-то знак должен стоять. Если его нет — всё, начинаются проблемы.

00:22:06 И основу любой культуры можно найти в ведических трактатах. Поэтому мы их изучаем, потому что в них заложены эти основы, которые задают изначальные принципы грамотного поведения. И фактически что такое культура? Сейчас мы разберёмся. Культура — это умение не совершать оскорбления. Культура — это умение не оскорблять. Очень интересно. Так как любое оскорбление — это возвращение на уровень, с которого мы начали своё развитие. Это перемотка назад моментальная. Знаете, есть такая кнопочка «Назад». Тут же назад, на это самое место. Поэтому что такое оскорбления? Это взрыв противокультурной мины. То есть бух — она взорвалась, и всё уничтожается. Всё просто уничтожается. Уничтожаются результаты нашего правильного поведения. Помните, да, мы говорили? Был у нас семинар «Наука о глупости». Мы это долго и упорно разбирали, что очень быстро происходит этот возврат назад. Очень быстро, моментально. Мы могли долго-долго идти вперёд. Какой смысл? Тут же возвращаемся назад. Поэтому очень разрушительное явление происходит.

00:23:23 И иногда мы не просто критикуем друг друга, не просто. Иногда мы критикуем путь развития другого человека, его методики развития. Мы разбирали также, что нет ничего опаснее этого явления. Один из основных философов ведической ученической преемственности, его звали Бхактивинода Тхакур, очень известная личность, стоит запомнить это имя. Обычно все знают Ганди. Но Ганди столько весёлого совершил. Именно от Ганди началась эта идея вседозволенности на Востоке. Именно от Ганди. Именно с этой временной точки культура начала деградировать на Востоке. Было официально разрешено курение, алкоголь и все остальные вещи. И Восток начал разрушаться. Никогда Восток так не был разрушен, как за время периода правления Ганди. Поэтому мы будем изучать других личностей, которые дали позитивные толчки в установлении культуры на Востоке. Это Бхактивинода Тхакур — одна из самых известнейших личностей. Если вы знаете Бхактивинода Тхакура, то считайте, что ваше образование идеально, считайте, что вы всё знаете, что нужно знать. А если, не дай бог, вы ещё что-то прочитали из его работ, то считайте, что всё, можно больше нигде не учиться.

00:25:07 [Из зала] [Неразборчиво]
Бхактивинод Тхакур — это один из основных мыслителей восточной мысли. Он давал самые глубочайшие понятия, как нам жить в реальном мире и совмещать это с духовным ростом. Это самое сложное, что может быть. Поэтому он научил нас этому. И наша задача дорасти до этих произведений. И именно он учил, что любой духовно развитый человек должен прославлять любых духовных лидеров, какую бы философию они ни несли. Он должен давать это прославление. Поэтому он в своих трактатах учил, что нужно прославлять все другие традиции, в своих работах он прославлял всех пророков, все традиции, он описывал их важность. Он показывал пример того понимания, что мы все разные, поэтому для нас разных приходят и разные методики развития. И мы должны просто их оценить. И оценить свою методику развития — это значит не критиковать чужую методику развития. Это очень важно.

00:26:28 Поэтому мы не должны сокращать свой путь через минное поле, скажем так. Потому что кажется, что если мы действуем некультурно, то можно быстрее чего-то достичь. Очередь такая. Кажется, мы стоим в очереди так долго, эта очередь на два часа. Какой метод? Пойти без очереди. Да, очень простой метод. Видите, время от времени люди с этим экспериментируют: «Кто тут первый? Вы за мной». Да, очень простое решение. И видите, как это всё печально? Человек идёт без очереди, все на него орут, он орёт на всех. И вроде бы он достигает результата, кажется, умный человек, да? Но он что делает? Он идёт по минному полю. Что он делает? Оскорбляет всех. И все его проклинают. Видите, как это происходит интересно? Каждому на голову наступил. Наступил всей очереди на голову. Это называется «быстрее».

00:27:29 Есть такое слово интересное – «быстрее». Быстрее не значит хорошо. Почему вы думаете, что быстрее хорошо? Тут есть такая интересная лестница на этот этаж. Вы попробуйте по ней быстрее сегодня назад спуститься. [Смеётся] Это будет хорошо? Это будет весело, [смеётся] это не будет хорошо. А попробуйте сегодня поужинать быстрее или поспать быстрее. Почему быстрее хорошо? Кто сказал, что быстрее хорошо? Кто вообще это придумал, что быстрее хорошо? Это одно из сумасшествий. Это форма сумасшествия, когда человек думает, что быстрее хорошо и он пытается что-то делать быстрее. Это псих называется. Он пытается есть быстрее, [смеётся] сидеть быстрее, слушать быстрее. Что быстрее-то? Сумасшествие.

00:28:25 Поэтому Всемирная организация здравоохранения объявила этот век веком психических расстройств. Потому что всё быстрее. Бриться быстрее, всё быстрее. Даже сейчас бритвенный станок мне подарили, он сам двигается. Его включаешь, он сам двигается. А можно я сам подвигаю? По-старому как-то спокойнее. И сам бреешь, и он тоже ещё бреет сам. Ужас какой-то для мужчин. То есть быстрее. Удивительное явление. Нет. Нам хочется быстрее, но, оскорбив, надавив или обманув, мы ничего хорошего не добьёмся. Это абсолютно невыгодно, абсолютно неразумно. Необходимо учиться добиваться поставленных целей культурными и приятными способами, человеческими способами. Мы, конечно же, можем получить что-то через насильственные методики. Конечно можно. Но, скорее всего, за это придётся платить. То есть то, что мы получим, придётся потратить на что? На лекарства. Таков закон. Если мы что-то получили нечестным способом, это всё пойдёт на лекарства. Да, получили, но придется всё потратить на лекарства, потому что последствия серьёзные. По минному полю бегаем. Поэтому есть очень интересный закон.

Смирение приносит счастье

00:30:00 В этих же трактатах мы можем встретить интересное объяснение. Говорится так: «Счастье приходит не к самым хитрым, а к самым смиренным». То есть что такое смиренный человек? Это человек, который действует максимально культурно. Это не забитый человек, это не ленивый человек, это культурный человек. У нас забыли, что такое смирение. Термин «смирение» вообще исчез из русского языка. Как вы его часто слышите в день, слово «смирение»? Дай бог раз в год его услышать. А это основополагающий термин культуры, «смирение». Нам кажется, смиренный человек если не будет быстрым, он просто разорится и умрёт. Нет, Веды утверждают совсем другой закон: «Счастье приходит не к самым хитрым, счастье приходит к самым смиренным». Историю расскажу одну на вышесказанное.

00:31:01 Однажды одна обезьяна долго жила в доме у мудреца. И мудрец очень любил играть в шахматы. Шахматы достаточно интересная игра, всё-таки многочисленные варианты, очень интересно. И за много лет она выучилась играть не хуже своего хозяина. Нормально, обезьяны многое могут запомнить, повторять. Выучилась играть хорошо. Про это узнал царь этой страны и купил эту обезьяну для собственного развлечения. Представьте, обезьяна в шахматы играет — замечательно, интересно. Но царь радовался недолго, потому что он постоянно проигрывал обезьяне. [Смеётся] И придворные стали подшучивать: всё-таки несерьёзно — царь проигрывает обезьяне. Если бы наш царь проиграл обезьяне в шахматы, то пресса бы, наверное, год не успокоилась. Поэтому не положено царю проигрывать обезьяне в шахматы. А её уже всё, не выгонишь, надо как-то выходить из этой ситуации.

00:32:11 И он обратился за помощью к своему министру. Было много министров. Бирбал был очень известный министр. И он дал царю совет, после которого обезьяна стала постоянно проигрывать царю. Как вы думаете, что он ему посоветовал?
[Из зала] Не кормить.
[Рузов В.О.] Похоже, да. Очень интересно, он предложил царю поставить рядом с шахматной доской тарелку с бананами. Всё, какие там шахматы? Никаких шахмат. Поэтому и в нашей жизни даже при небольшом отвлечении от дела мы тут же совершаем ошибку. Вспомните, о чём мы говорили, с чего мы начали. С того, что мы ошибочны. Чуть-чуть нас что-то отвлекло — всё, тут же мы совершаем ошибку. Тут же совершаем ошибку. В этом идея. Как только нас что-то отвлекло, тут же ошибочность. И мы ошибаемся. Почему мы отвлекаемся, чуть позже поговорим.

Второй недостаток: мы не можем понять смысла происходящего

00:33:07 Второй недостаток, который проявлен во всех жителях этой Земли, это то, что мы часто заблуждаемся, то есть не можем понять смысла происходящего. Не можем понять, что происходит, часто заблуждаемся. И одно из классических заблуждений, это идея, что от уровня процветания зависит счастье человека. Классическое заблуждение? Классическое. Да (сейчас мы разберёмся в этом моменте), до некоторой суммы это так и есть. Что это за уровень, до которого это работает? Это уровень, когда человек может купить себе еду, одежду и снять жильё в недорогом месте, буквально объясняется. В недорогом месте. В недорогом. Понимаете разницу? И не шикарную одежду, а нормальную. То есть надо нормальную одежду, нормальную еду и нормальное жильё в недорогом месте. Это называется минимальный прожиточный минимум, да? Что?

«Карма излишнего»

00:34:20 [Из зала] А прожиточный минимум 3 тысячи.
[Рузов В.О.] Да я не про цифры говорю. Я же объяснил, что входит в этот момент. Понимаете? Очень просто. Очень простое явление. И если действовать грамотно, в принципе, должно хватать, факт. И большинство из жителей западных стран обладают этими возможностями. Факт, есть эти возможности. Но дальше уже, выше, всё не так просто. Дальше, сколько бы мы ни богатели, это не оказывает никакого влияния на уровень нашего счастья. До уровня прожиточного минимума мы не можем испытывать счастья, когда всего нет. Как-то трудновато всё равно. Трудновато. Но когда мы достигли этого уровня, дальше уже не помогает, уже не действует. Это уже заблуждение. Дальше не оказывает влияния на спокойствие, на удовлетворение, на счастье.

00:35:18 Поэтому разум, объясняется в этих трактатах, — это умение быть счастливым в простой обстановке. Разум — умение быть счастливым в простой обстановке. В простой. Более того, карма лишнего приводит к серьёзным проблемам. Называется «карма лишнего». Я недавно читал семинар в очень дорогом зале. Зал был театральный, были откидывающиеся кресла очень мягкие. То есть в них человек садился и всё, его уже нужно было троим оттуда вытаскивать, откуда-то из недр этого кресла. И лампы были тусклые. В общем, такая театральная обстановка. Все просто спали. То есть это называется карма излишнего.

00:36:05 То есть да, тут, может быть, немножко стулья не супер и свет, может быть, но эта некоторая простота даёт возможность сконцентрироваться на главном — на том, о чём говорится. Поэтому я сразу говорю, я всегда подыскиваю помещение впритык, чтобы была некоторая простота. Потому что лично мой опыт показывает, что чуть-чуть перебора в этом и всё, уже концентрации нет. Это особая очень интересная карма — карма излишнего. Это похоже на лишний вес. То есть пока человек голоден, то еда для него спасение. Факт? Но если он не голоден, еда для него яд. Знаете об этом? Поэтому нельзя есть, если вы не голодны. Даже если время пришло есть, но вы не голодны, нельзя есть, потому что это будет яд. Понимаете, как интересно? Очень интересно.

00:37:03 Нам кажется, что нам не везёт, и мы пытаемся что-то поменять. Иногда это действительно помогает. Но наша карма очень интересна. Карма такова, что зачастую она зависит от места. Есть такая карма — карма места. Знаете об этом? Очень интересное явление. Поэтому в бизнесе, если вы знаете, есть три золотых закона. Кто знает? Первое, это место. Что второе?
[Из зала] Место.
[Рузов В.О.] Это место. А третье что? Это место. [Смеётся] Три золотых закона бизнеса. Если вы их знаете, будете хорошими бизнесменами. Потому что место решает всё. Чуть-чуть вы находитесь в стороне, уже всё. Чуть-чуть шаг в сторону уже так просто не сделаете. То есть место. Поэтому если вам мало чего-то, говорится в Ведах, нужно сначала поменять место. Но также предупреждается, что «…Смотрите, как бы не стало ещё меньше», потому что место не обязано всё улучшать. Потому что пока мы не попробуем, неизвестно. Поэтому нужно быть аккуратными.

00:38:09 Затем, описывается в ведической науке о бизнесе, вы можете поменять тех, с кем вы делаете свой бизнес, потому что также ещё есть карма социума, карма окружения. Окружение тоже оказывает достаточное влияние на наше поведение. Но даётся норма: этого нельзя делать больше трёх раз. Вот есть ваше окружение, троих можете сменить, если бизнес не идёт. Если вы меняете больше, чем три раза, значит, всё, это уже не работает. То есть три раза даётся, три раза можно поменять что-то в своём окружении. Но я говорил, в общем-то, не об этом. Я говорил о том, что разум — это умение небольшими разовыми изменениями достичь максимального результата. Это разум. Понимаете, не всё менять, разбрасывать и новое делать. Нет. Маленькими изменениями: что-то передвинули маленечко, передвинули, передвинули, поменяли одного человечка — заработало всё. Маленькими усилиями, тогда будет действовать. В этом принцип.

00:39:20 Но человек думает, что деньги его освободят. Мы думаем: «Деньги — это свобода». Но получив их, он вынужден что делать? Кем он вынужден стать? Он вынужден стать сторожем. Вроде бы деньги должны были освободить, дать свободу, но приходится самому стать сторожем. Что это вообще за должность такая, сторож? Высокая вообще должность, нет? Такая рядовая, да? То есть вроде бы все возможности получил, но стал простым сторожем, причём охранять нужно от всех, даже от самых ближних. От всех вообще сторож. Ладно ещё, если чужое охраняешь, как-то не жалко, да? Но когда своё нужно охранять, да ещё от самых ближних…

00:40:09 Поэтому он охраняет свои капиталы от других, которые тоже мечтают, находятся в этой эйфории, что сейчас они деньги получат и это их освободит. Знаете, это все фильмы, которые сейчас показываются, они все только на этой идее построены: «Лишь бы урвать где-то и буду свободно где-то лежать, на каком-то пляже». На этот пляж тоже приезжают непростые люди. Принцип такой: там, где отдыхают богатые люди, туда приезжают самые профессиональные бандиты. Знаете об этом? Вот я расскажу. Там, где отдыхают богатые люди, туда приезжают самые профессиональные бандиты. Места все расписаны. Простой бандит не может туда приехать — не имеет права. Там уже всё поделено, потому что самые профессиональные бандиты. Очень интересно. Иллюзия.

00:41:00 И он становится не просто сторожем, он становится рабом, это ещё страшнее. Раб — это тот, кто не может проявить свою свободу. Так? Поэтому как он может проявить свою свободу? Он не может, потому что в сторону отойти нельзя. Так и богатый человек полностью зависит от своего богатства. Почему? Сейчас тайну богатства расскажу. У вас всё равно есть какое-то богатство дома так или иначе. Факт? Факт. Богатство сохраняется, если на него постоянно смотреть и о нём думать. Это стопроцентный факт. Как только человек отвлёкся, перестал смотреть и думать о своём процветании, оно тут же разворачивается и уходит. Помните, мы пример с сумкой приводили? Даже сумка должна быть на расстоянии вытянутой руки, иначе она начинает уходить. Поэтому нужно постоянно по ней похлопывать, на месте ли она. Поэтому как только человек перестал смотреть на то, чем он обладает, и это действительно богатство, оно тут же уходит. Тут же. Очень интересно. Почему?

00:42:09 Это происходит, потому что богатство имеет женскую природу. Это секрет, у богатства женская природа. Что это значит? Значит, оно требует постоянного внимания. Постоянное внимание. Нет внимания — нет богатства. Очень просто. Поэтому мы должны быть сосредоточены даже на небольшом кошельке, который лежит в нашем кармане. Даже на нём нужно быть сосредоточенным. А иначе вы можете приехать домой и сильно удивиться, что, оказывается, не всё так просто. Это Лакшми, богиня процветания (мы говорили об этом), она не жалеет в принципе своих богатств для усердного и внимательного человека. Не жалеет.

00:42:59 Но есть один закон. Сейчас ещё один закон интересный изучим. Если человек хочет завладеть богатством хитростью, богиня процветания Лакшми даёт его сразу, это богатство, а потом присылает счёт в виде трудностей, неприятностей и проблем. То есть богатство сразу, а счёт потом. То есть обманул: быстро получил, вроде сразу в руках. Но потом приходит счёт: «Бум», — пришёл. Людям же благочестивым, которые честно работают, стараются не просто трудиться, а всё-таки доставлять какое-то счастье другим, благо, она даёт сначала трудности, а уже потом награду. Понимаете разницу? То есть если мы хитрим, то сначала получаем, потом расплачиваемся. А если мы честно работаем, то сначала платим, как и в любом магазине, а потом получаем. Очень простой закон. Для кого-то грустный, для кого-то радостный.

Третий недостаток: мы вынуждены обманывать других

00:44:10 И вот именно такое процветание, которое сначала было в виде трудностей, но потом пришёл результат, именно оно делает человека счастливым в этом мире. Потому что представьте себе, что вы сначала получили много, а потом всю жизнь за это расплачиваетесь лет 20. Вряд ли оно сделает нас счастливыми. Факт? Факт. Поэтому лучше 20 лет тяжело поработать, а потом что-то получить в результате, чем сразу что-то получить, а потом 20 лет в тюрьме сидеть. Понимаете разницу? Есть серьёзная разница. И во всяком случае, эти 20 лет мы на свободе проведём. Факт, есть серьёзное отличие. И третий недостаток, который свойственен всем, кто живёт на этой Земле, это то, что на основе всего вышесказанного мы вынуждены обманывать других. Происходит обман спланированный или неспланированный. Так или иначе он происходит.

00:45:07 То есть мы честно потрудились и иногда нам начинает казаться, что так просто много не заработаешь. «Вроде работаю, как волк, а дохода нет». Недостойно оплаченный труд. Знаете, есть такое понятие интересное. «Так достойно работал». Если ты достойно работаешь, этот труд достойно оплачен. Почему больше достоин? Нет, достоин за честный труд. Но нам кажется, что все, кто богаты, просто правильно обманывают других. Есть такая идея коммунистическая, что если человек слишком богат, он просто хороший обманщик. Очень интересная идея. И это приводит к тому, что мы встаём на скользкий путь хитрости: ограбить всех богатых и разделить между бедными — такая интересная концепция, необычная.

00:46:00 Но богатство, добытое нечестными способами, очень интересно определяется, оно хуже, чем бедность. Богатство, полученное нечестными способами, хуже, чем бедность. Намного хуже, чем бедность. Бедный человек может легко испытать счастье, а богатый обманщик не сможет. Интересно, что даже если мы на какое-то время победили в этой вечной и бесполезной битве за земные блага (да, можем что-то победить как-то в этой битве, обмануть как-то, перехитрить), в этой битве, описывается, победителей нет, потому что при любой битве победителю всё равно будут мстить недобитые враги. Они будут мстить и их дети, и дети их детей. То есть так просто победителем стать не получится. Поэтому в науке воинского искусства интересная даётся рекомендация: даже победившему генералу надо сразу убегать с поля боя, потому что даже если выжил маленький мальчик, он будет стараться его прибить как-нибудь сзади, понимаете, захочет хоть что-то ему сделать.

00:47:17 Представляете, да, мы победили, обыграли кого-то, обманули, урвали, но тут же мы получаем целую армию врагов, желающих нашей смерти. Что это за победа такая? Очень подозрительная победа. Такие партизаны, знаете, появляются. Да, победили, но партизан целый лес. И чем дальше лес, вы знаете…
[Из зала] Тем толще партизаны.
[Рузов В.О.] Да, факт. Поэтому это очень серьёзно, очень опасно. Это, кстати, тест на военного. Вообще, воины по своей природе очень серьёзны, так как они это понимают, что победы нет. Победа никогда не являются победой, это начало новой войны, не более того. Поэтому военные очень серьёзны. Военного можно узнать по очень серьёзному выражению лица. Он не улыбается, даже если он слышит что-то смешное. Он не улыбается. Он не понимает вообще, что с ним шутят. Поэтому даже у военных, мы знаем, есть свой вид юмора. Военный юмор свой. Необычно, потому что он не может смеяться. Поэтому, кстати, не шутите с теми, кто носит форму. Не шутите, это может плохо кончиться, они могут шутку не понять. Не нужно с ними шутить. Пробовали шутить? Опасно. Нужно сразу очень серьёзно говорить: «Да, слушаюсь, повинуюсь». Ко мне иногда подходят, говорят: «Ваши документы». Я говорю: «Слушаюсь. Документы. Какую страницу открыть? Всегда готов. Простите, извините. Разрешите идти?». [Смех в зале] И всё, сразу они довольные, счастливые. Только начните с ними подшучивать: «Шутки шутить вздумал? Пойдём пошутим шутки, 24 часа у нас есть, чтоб шутки пошутить». То есть не нужно шутить с серьёзными людьми. [Смеётся]

Скупость и богатство. Ад и Рай

00:49:17 Поэтому очень интересное явление происходит. Догадавшись, что так просто в этой битве не победишь, человек становится скупым. Тут появляется скупость — другой противовес. Что такое скупость? Как она проявляется? Первый признак скупости, это мало говорить другим приятных слов. Это скупость. Очень интересно. Первый признак: мало говорить другим приятных слов. Поэтому, соответственно, главное богатство, это умение доставлять людям какие-то приятные моменты в их жизни. Например, сегодня есть некоторое понятие Ада и Рая, да? Мы встречаем такие термины. Однако это понятие сейчас очень грубое и непонятное: где-то там кого-то варят, что-то ещё. Сейчас мы разберёмся в этом вопросе, мы увидим, что мы прямо сейчас находимся в самом центре Ада. Прямо сейчас в самом центре.

00:50:22 Что такое Ад? Если мы возьмём более тонкое определение Ада, то Ад — это жестокие и холодные отношения между людьми. Это Ад. Очень интересное явление, необычно. Соответственно, мы можем понять, что такое Рай. Что такое Рай? Это теплота сердец, как мы говорили, это терпимость, это благодарность, это обмен приятными словами, как мы сейчас выяснили. Очень просто. Поэтому что нас окружает — Рай или Ад, — это от кого зависит? От нас самих зависит. Мы создаём эту атмосферу вокруг себя. Ни кто-то, ни атмосфера нас создаёт. Мы создаём вокруг себя атмосферу. Просто можно посмотреть вокруг и догадаться, что мы распространяем, — адскую атмосферу или райскую. То, что вокруг нас, это мы и распространяем. Или притягиваем. Не важно, как выглядит.

00:51:20 Поэтому пришла пора применить настоящий дезодорант, этот аромат приятных слов. Такой культурный дезодорант. Аромат приятных слов должен исходить от человека. Это культура — аромат приятных слов хотя бы. Да, это грубо, да, это просто дезодорант, да, это какое-то физическое действие, но без этого никак. Факт, без этого никак. Просто все вокруг будут отодвигаться на всякий случай. Необходимо хотя бы что-то хотя бы чуть-чуть. Лицо человека — это зеркало его ума. По лицу можно определить, что внутри происходит. Поэтому восточные науки по лицу могут многое определить.

00:52:04 И человек с райским сознанием старается смотреть на других с добрым выражением лица. То есть выражение лица должно быть добрым, ну, хотя бы теоретически. С добрым выражением лица, приятно улыбаться. Человек с адским сознанием не смотрит, а, буквально говорится, он кусает глазами. Особенно когда вы что-то в магазине не купили сейчас. Прямо как будто кусает глазами. То есть надо же как-то развернуть, посмотреть, да попробовать. И оно может не подойти, да? И когда вы говорите, что он не подходит, в этот момент он может прямо укусить вас глазами. Аж убежать хочется от этого места. Поэтому обычно такое лицо напряжено и ничего не выражает, потому что все поняли, что так уж совсем дико смотреть нельзя, поэтому все так стараются сделать из себя стену. Такая белая стена: «Большое спасибо, больше не приходите». [Смеётся]

00:53:14 Мы хотим влиять на других, нам это надо. Конечно же, мы хотим добро нести людям, факт. Это осознание доброго человека, нести людям добро. Нам хочется сделать мир лучше, добрее, счастливее, но это возможно при одном условии — только если мы станем друзьями тех, на кого хотим повлиять. Вот закон культуры. Все хотят на кого-то повлиять? Я уверен, все. Но закон один: только если мы станем друзьями этого человека, мы сможем на него повлиять. Вы влияете на своих друзей? Факт, влияете. И они на вас влияют. Вы заметили, влияние есть? Если мы не друзья, влияния не будет, бесполезно. Минимальное будет влияние. Поэтому рецепт простой. Хотите изменить, как вам кажется, плохого человека, что нужно сначала сделать? Стать ему другом.

00:54:06 Вот это шок, даже страшно становится. Почему нам становится страшно от этого? Потому что мы просто не хотим никого менять. Мы хотим всего лишь навсего попробовать свои силы на жертвах наших психологических экспериментов. Мы просто хотим ставить психологические эксперименты: «Получится — не получится?». Поэтому зачем так мучиться и долго дружбу устанавливать? Лучше просто попробовать: «Так скажу, так скажу. Книжку дам. Не взял? Понятно всё — он тупой». То есть просто ставим эксперименты, грубые уколы. «Вот пациент скончался, но что делать? Сам виноват». Нет. Поэтому пришла пора стать настоящими носителями этого райского или, как мы говорим в нашем случае, изменённого состояния сознания.

Четвертый недостаток: несовершенство наших чувств

00:55:05 Например, если мы возьмём другой трактат, «Бхагавад-гита», то в нём говорится, что мудрец одинаково относится ко всем, будь то его враги или друзья, будь то праведник или грешник, будь то равнодушный или завистник. Он одинаково дружелюбно его воспринимает. Одинаково дружелюбно. Что это ему даёт? Это ему даёт возможность передавать свою мудрость. Это и есть мудрый человек. Мудрый тот, кто может передавать. Поэтому чтобы передавать, нужно стать другом. Вот какая задача-то стоит. И четвёртое несовершенство, до которого мы дошли, выражается в несовершенстве наших чувств. Наши чувства несовершенны. Мы обладаем слухом, зрением, осязанием, обонянием и вкусом — основные явления. Но все они, к сожалению, недостаточно развиты.

00:56:05 Даже в окружающей нас природе, если мы оглянемся, то мы с удивлением заметим, что всевозможные абсолютно подозрительные и простые живые существа превосходят нас в том или ином органе чувств: орлы лучше видят, собаки лучше чувствуют запах, кошки лучше слышат, рыбы лучше плавают, с медведем лучше не бороться. Да, туповатые, но превосходят в разных органах чувств. В чём же наше превосходство? Даже если мы получим золотую медаль чемпиона мира по спорту, то по сравнению с результатами животных мы будем выглядеть очень бледно. Мы чемпионы среди людей, не более того. А называется «чемпион мира». Не хочу никого расстраивать, но много бы животных сильно поспорило с этим моментом серьёзнейшим образом. Если бы он пошёл с ними в лес по этому поводу поговорить без ружья, скорее бы всего, одна бы только медаль осталась от всего этого. Это очень подозрительное чемпионство, выглядит всё очень бледно.

00:57:12 Никакие мы не чемпионы мира, конечно же. Мы можем соревноваться только среди своих, толкаться среди своих. Не более того. Знаете, гордый муравей чемпион по бегу среди других муравьёв, не более того. Я не против спорта, упаси Бог. Я в том аспекте это говорю, что мы иногда теряем свою жизнь ради какого-то достижения, которое вообще ничего не стоит. Оно даже не мировое достижение, как вы знаете. Чемпион улицы получается, не более того, а жизнь потеряна, силы все потеряны. Уже всё, времени нет. Кстати, в ведической классификации живых существ обезьяны относятся к человеческим формам жизни. Поэтому Дарвин был прав, в принципе. Мы с ним не спорим. Он относит обезьян к человеческим формам жизни, да и современные исследования показывают, что на 95% ДНК шимпанзе и человека совпадают. Почти полностью. Что там обезьяны? Даже коровы умудряются разговаривать друг с другом с разным акцентом. Я сегодня об этом читал, что по акценту можно понять, из какой страны эта корова, из какого города, из какой деревни и даже из какого стада. В разных стадах у коров разный акцент. И опытный пастух должен по акценту определить, откуда эта корова. Как мы по акценту определяем, москвич — не москвич или откуда-то из Украины приехал. Сразу видно, он окает или акает. То есть сразу видно по акценту. Также среди животных есть этот акцент, это понимание в речи. Очень интересно.

Задача человека - научиться контролировать свои чувства

00:59:03 И наша задача не развивать свои способности (сейчас тайну открою), наша задача научиться их контролировать. Не развивать, а контролировать научиться. Потому что, во-первых, развить особенно и не получится, как мы выяснили, это всё равно будет очень бледное место, одно из самых последних, а во-вторых, контролировать — вот, в чём задача. Это путь мудрости. Путь мудрости — это контроль своих способностей. В Древней Индии жили стхапати. Это ведические архитекторы. И когда они строили храм (обычно они строили один храм в своей жизни, огромный храм), то они отрубали себе руки. Архитекторы отрубали себе руки, чтобы не построить более красивый храм, чтобы это было делом их жизни. И они так вкладывались в свои способности ради этого одного проекта, что до сих пор люди приезжают на развалины (видели, во всём мире есть такие произведения), там три камня уже осталось, и смотрят на это, и фотографируют, и рисуют. Видели, какая там сила заложена? Потому что человек всю свою жизнь в это вложил. Не быстрее, а последний раз. Не быстрее. Поэтому такие явления необычные.

01:00:28 Например, развитие зрения. Что такое развитие зрения с философской точки зрения? Это не постройка дорогущих телескопов, чтобы посмотреть вглубь космоса, ничего там не понять абсолютно: «О, видим, сами не знаем, что». А это умение смотреть на представителей противоположного пола без вожделения. Никакой тут телескоп не поможет. Умение смотреть на представителей противоположного пола без вожделения. Научиться так владеть своим зрением намного сложнее, чем увидеть в микроскоп атом. Намного сложнее.

01:01:09 Астрономы (сегодня я интересную вещь услышал) до сих пор не могут договориться, сколько планет в Солнечной системе. Я чуть не упал сегодня прямо с кресла. Голосованием решается, сколько планет в Солнечной системе. Придите вечером, послушайте. Я как астролог чуть под стол вообще не закатился. Вот дожили, XXI век: голосованием решается, сколько планет в Солнечной системе. Что ж такое? Они вообще слышат то, что они говорят, нет? Они вообще понимают, что они делают? Мне иногда кажется, что нет. Всё-таки были правы во Всемирной организации здравоохранения, есть некоторая проблема с психическим состоянием. Это всё равно, что мы сейчас тут соберёмся и скажем: «Давайте решайте, всё-таки мы в Москве находимся или в Ленинграде голосованием». [Смех в зале] Это ж какое-то сумасшествие. Просто сумасшествие.

01:02:10 Факт, не всё так просто. Или, например, развитие слуха. Развитие слуха — это развитие вкуса к слушанию о вечном, а не о временном. Для этого нужно научиться слушать сердцем, объясняется в Ведах. Сердцем. Это значит, что мы пытаемся понять, что нам хочет сказать судьба, на что нас направить, к чему нас подталкивает жизнь. И насколько говорящий ближе к истине, настолько легче в его словах услышать послание из другого мира, эту внеземную информацию. Факт. И такие трактаты, как «Шри Ишопанишад», который мы сейчас изучаем, это идеально подходящий трактат для развития слуха. Поэтому один человек может его читать, другие могут слушать, и это развивает слух, по-настоящему развивает, потому что мы говорим о нечто другом. Не о нашем обыденном. Нет. О настоящем, о вечности. Факт.

01:03:17 Итак, орган слуха разовьётся до умения не слушать, а слышать. Всего одна буква, но есть серьёзная разница. Глобальная разница между «слушать» и «слышать». Замечали, наверное, да? Особенно в воспитании детей это интересно приводится: «Слышишь?». — «Слышу». [Смеётся] Поэтому мы имеем, как мы выяснили, некоторую проблему с этим телом. Мы думаем, что если что-то спрятали внутри, это никто не увидит. Нет, все видят, все знают, из чего мы устроены. Кстати, употребляя алкоголь, мы сталкиваемся с приоткрыванием завесы нашего подсознания и все наши негативные качества выходят наружу. Это не то, что прямо алкоголь даёт все эти качества. Нет. Он открывает завесу нашего подсознания и весь наш букет выходит на поверхность.

01:04:18 Поэтому хотя бы ради того, чтобы выглядеть прилично, рекомендую не употреблять. Оно хоть как-то там держится, всё-таки мы себя сдерживаем. Бывает, время от времени, иногда хочется проявить внутренние качества характера. Надо себя сдерживать, это культура. Но когда человек употребляет эти, раскрывающие уголки нашего сердца, напитки, он не может себя сдерживать. Поэтому всё, весь спектр за вечер проходит, полный цирк от начала до конца. И мы можем заметить, что наши желания очень непостоянны. То нам хочется одного, то нам хочется полностью противоположного.

01:05:08 Ещё у человека есть такая способность хотеть всего одновременно. Замечали? Очень интересно. И не умея контролировать свои желания, мы не можем быть удовлетворены, т.к. они постоянно меняются. Человек должен научиться этому искусству. Именно это и возвышает нас над миром животных. В этом мы можем быть чемпионами. Мы можем контролировать свои желания. Животное не хочет поститься. Вы видели, чтобы животное постилось просто так? Не будет просто так поститься, оно уже просто не может не есть. Оно не принимает пост в честь рождения шестьдесят четвёртого котёнка. Нет. Оно не может не есть, это уже непроизвольное поведение, это не осознанный выбор, факт. Поэтому не контролируют они ничего, а мы можем, это нас и возвышает. Поэтому мы забываем, что это наша обязанность и первичная задача на пути к духовному совершенству, — контролировать свои чувства.

01:06:19 В былые времена (кстати, тоже интересно, можете для себя отметить) даже украшения использовались не как метод привлечь к себе противоположный пол. А как вы думаете, для чего?
[Из зала] Отпугнуть, наверное.
[Рузов В.О.] Очень интересно, как раз наоборот. Не отпугнуть [смех в зале], а как способ снять вожделение. Золото, драгоценные камни снимают вожделение у человека. Золото, серебро снимают вожделение, человек успокаивается. Поэтому сейчас неосознанность, у человека много вожделения, он тянется, чтобы у него было много всего. Весь может обвеситься в золоте. Это ему помогает, факт, снимает вожделение. Но всё равно уже забыто, для чего это всё. Истинное предназначение украшений, это снять дикое вожделение человека, который просто перестаёт себя контролировать.

01:07:13 И так как мы все находимся, как мы выяснили, в равной степени под воздействием этих несовершенств, так или иначе они все действуют на нас, соответственно, у нас и не так просто получится дать другим совершенное знание, т.к. на нас действуют эти четыре несовершенства. Поэтому у нас есть только одна возможность, это научиться передавать совершенное знание (не давать, а передавать), которое получено, как мы выяснили, из запредельных пространств. И именно Веды, то, что мы изучаем, не являются творением несовершенных живых существ, не являются творением земного пространства. Они получены на заре творения через особую личность, исторически известную под именем Брахма.

01:08:06 Сейчас почему-то такое пиво делают, не знаю, почему, большая загадка. Да, знак уважения к Творцу этой Вселенной. Брахма — это не пиво, сразу предупреждаю. Рама — это не маргарин. [Смеётся] Это очень хитрые люди используют в своих корыстных целях очень сильные символы. Представьте, водка «Путин». Также пиво «Брахма». Главное, как бы он не обиделся. И тот Брахма в свою очередь передал это знание своим сыновьям и ученикам, которые продолжают распространять его и поныне. И для интереса могу сказать, что ваш смиренный лектор тоже относится именно к этой ученической преемственности, сампрадаи, она так и называется — Брахма-сампрадая. Та ученическая преемственность, в которой я нахожусь, называется Брахма-сампрадая. То есть это знание, которое от Брахмы идёт, от того, кто получил Веды на заре творения. Очень интересно.

Метод получения совершенного знания - стать учеником

01:09:13 И метод получения совершенного знания, это умение стать совершенным учеником. Причём позитивный результат наблюдается мгновенно, фактически сразу же, моментально, так как ученик всегда доволен. Почему ученик всегда доволен? Видели, все ученики всегда довольны? Довольные все. Потому что он понимает, что есть учителя, способные ответить на все его вопросы. А учителя обычно видели какие? Обычно грустные. Они понимают, что «…Да, с такими учениками можно и с ума сойти». [Смеётся] Поэтому когда мы встаём на позицию ученика, мы тут же становимся счастливыми, моментально. Моментально становимся счастливыми.

01:10:02 Как только мы становимся учениками, оказывается, что мы окружены учителями, которые готовы раскрыть перед нами свои тайны. Мы способны в каждом окружающем нас увидеть учителя. И всё это делает жизнь ученика очень интересной, очень разнообразной и очень насыщенной. Поэтому такое сознание ученика является признаком нашего развития, признаком изменённого состояния сознания, так как мы готовы учиться у всех. Вот это изменённое состояние сознания: «Я готов учиться у всех». Рядовое состояние сознания, это что делать? Всех учить. А изменённое состояние сознания, это у всех учиться. Вспомните, зелёный плод зреет, зрелый плод начинает гнить. Поэтому мы должны серьёзно понимать отличия в тех уровнях сознания, которые перед нами появляются на нашем пути.

Ответы на вопросы

Карма-йога - это сознание ученика

01:11:09 Хорошо, на вопросики давайте начнём отвечать.
[Из зала] Сознание ученика, это карма-йога, да?
[Рузов В.О.] Имея в виду именно это сознание ученика, которое я описал. Карма-йога — это очень большой раздел. Вот именно это сознание, которое мы сейчас описали.
[Из зала] [Учитель] тоже себя ощущает учеником?
[Рузов В.О.] Да. Учитель, как мы выяснили, это идеальный ученик. Поэтому он с ужасом замечает, что у него появляются ученики и он их уже обязан учить, и он никак не может в это поверить до конца и с этим не соглашается. Просто он понимает, что обязанность такая. Но он не принимает того, что он перестал быть учеником. Нет, он продолжает быть учеником и он старается быть ещё лучшим учеником. Он показывает пример идеального ученика. Поэтому не дай бог свернуть с этого состояния сознания — всё, деградация моментальная. Просто моментальная деградация. Моментальная.

01:12:15 Достаточно знать какую-нибудь одну формулу, чтобы почувствовать себя учителем и остановиться на этом на всю жизнь и больше не развиваться. Поэтому настоящее изменённое состояние сознания, это углубление понимания, что «я ничего не понимаю», углубление своего качества ученика, углубление своего сознания ученика. Вот это настоящее развитие. Пожалуйста.
[Из зала] Что касается духовного знания. Знание материально, предположим. Как оно соотносится с духовным?
[Рузов В.О.] Точно также. Абсолютно точно также. Весь вопрос в том, будем мы счастливыми или крутыми. Вот, в чём вопрос. Потому что, как мы выясняли, быть лучше всех не получится. Как только мы решили быть лучше всех, обязательно есть те, кого надо победить, и те, кто гонится за нами, идут след в след. Поэтому как в этом состоянии можно быть счастливым? Нужно бороться с тем, кто мешает, быть ближе к Солнцу, и постоянно лягаться задними ногами, отбиваться от тех, кто дышит в спину. Как тут можно быть счастливым? Невозможно. Но когда мы сразу принимаем, что «…Я всех принимаю за своих учителей», не с кем бороться.

Что такое гармония

01:13:45 [Из зала] Это гармония, когда мы принимаем всех как учителей?
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] А когда человек находится в гармонии с окружающими, он счастлив или нет? Он может себя считать счастливым?
[Рузов В.О.] Вы меня куда-то завели сейчас какими-то логическими петлями.
[Из зала] Нет. Вот гармония, это и есть счастье?
[Рузов В.О.] Смотря, что вы подразумеваете под гармонией. Скажите ваше определение.
[Из зала] Не причинять никому вреда, в том числе себе, и мирно существовать.
[Рузов В.О.] Например?
[Из зала] Как например?
[Рузов В.О.] Что это значит? Как так быть, чтобы никому не причинять вреда?
[Из зала] Никому не причинять нельзя?
[Рузов В.О.] Вы сейчас вдохнули, несколько живых существ попали к вам в рот и погибли. Вы сегодня хотя бы один стакан воды выпили, сколько вы уничтожили живых существ! Хотя бы один раз на землю наступили, сколько вы раздавили живых существ! Вы на стул сели, сколько там всех сидела тоже, хотело лекцию послушать! [Смех в зале] Вы сейчас спину прямо держите? Значит, вы разрушаете свой организм, если держите не прямо. Этот путь очень сложный.

01:15:00 И есть такое движение на Востоке, в котором именно так стараются стать не причиняющими вреда. Они носят повязки марлевые всё время, перед собой с метлой ходят метут, воду пьют только из колодца, где никто не живёт. То есть стараются. Но всё равно невозможно. Всё равно один шаг — миллионы живых существ. Один вдох воздуха — миллионы живых существ. Всё, что угодно вы делаете, есть некоторое насилие. Поэтому очень сложный путь. Очень сложный. Я бы порекомендовал другое определение гармонии. Гармония — это когда мой план совпадает с планом Бога. Может быть, это высоко звучит. Но если мой план совпадает с планом судьбы, с планом истины, с планом Бога, значит, то, что я делаю, не может причинить вреда. Интересно? И опасно. Поэтому нужно точно понимать, что такое план Бога. Потому что не дай бог мы начнём сами придумывать, что такое план судьбы. Не дай бог. Многие пытались, но начинались войны обычно.

01:16:16 Но если мы изучим науку об Абсолютной Истине, мы точно поймём этот план. А, соответственно, можем и понимать, находится ли наш план в этой гармонии с планом Абсолютной истины. Это, может быть, высоко, сейчас не очень практично, но поверьте мне, если в этом разобраться, тогда можно достичь идеальной гармонии. Это даже в семье проявляется: если планы детей на ужин всё-таки совпадают с планом мамы на ужин, как-то вечер гармонично пройдёт. Да? [Смеётся] И особенно по поводу денег если есть совпадение в семье. Факт? Факт.

Как научиться контролировать свои чувства

01:17:02 Поэтому наша задача свой микроплан совместить с макропланом. Потому что факт, что есть макроплан, есть микроплан. У нас микрокосм, есть макрокосм. Если мы совместим свой микрокосмический план с макрокосмическим, это будет гармония. Вот примерно в этом духе, чтобы сразу такую высокую параллель задать. Мы сюда, в конце концов, не за простым пришли. Да? Простого не будет, сразу предупреждаю, будем высоко залетать. Главное, не разбиться. [Смеётся] Но будем как-то стараться. Ещё вопросики.
[Из зала] «Контролировать свои способности», я не поняла.
[Рузов В.О.] Не есть слишком много, не есть слишком мало. Мы берём все чувства и стараемся их не использовать в максимальном объёме и не отключать полностью, то есть находить золотую середину. Потому что если мы переели, будет проблема. Если мы недоели, тоже будет проблема. Необходимо съесть столько, сколько положено. Очень просто.

01:18:13 Поэтому все чувства поддаются такому контролю, это особое искусство — искусство регуляции. И в йоге оно называется «яма-нияма». Звучит грустно сначала, да. То яма, то нияма. И примерно так и проходит развитие — то мы перебарщиваем, то переотрекаемся, то слишком много аскез, то бросаемся во все тяжкие. Так примерно идёт. Но постепенно методом регуляции мы достигаем стабильности. То есть такие грамотные добровольные ограничения. И не перебор в ограничениях, а именно и не больше, и не меньше. И не больше, и не меньше — в этом идея. Это называется «серединный путь».

01:19:08 Во всём нужно этому следовать, в любом чувстве. Поэтому даются обычно какие-то постулаты или заповеди, которые об этом говорят. В каждой традиции есть такой список: «Тут аккуратнее, сюда не надо, тут тоже будь осторожен, это вообще лучше не делать». В общем, Минздрав предупреждает: «Вредит. Сильно вредит». Также и абсолютная истина предупреждает: «Всё это опасно для вашего здоровья». Поэтому мы это вводим в регуляцию, регулируем. Также, как скорость автомобиля: слишком много — разобьётесь, слишком мало — сзади будут проблемы, разобьют весь бампер. То есть нужно как-то ровненько ехать, чтобы никому не мешать.

01:20:09 [Из зала] Насчёт контролирования зрения и слуха. Получается, мы же не только противоположный пол видим, мы видим стариков. Здесь относится к этим людям, получается, терпимо?
[Рузов В.О.] Да, в этом плане контроль зрения — это видеть всех старших, как своих родителей, всех равных, как своих братьев и сестёр, всех младших, как своих детей. В этом плане это контроль зрения.
[Из зала] [Неразборчиво] Понятно, что внутри происходит, скажем, протест против этого, но как найти правильное смирение, стараться не слышать этого?
[Рузов В.О.] Слух, это значит, что когда я слышу плохое, то я делаю для себя заключение, что я так не должен поступать и что я так уже поступал, раз я это слышу. Если мы что-то услышали, значит, мы однажды это сказали до этого.

01:21:07 [Из зала] Если это происходит громко…
[Рузов В.О.] Г ромко, да.
[Из зала] То есть нельзя это не услышать?
[Рузов В.О.] Да, я и говорю. Значит, мы делаем для себя вывод, что нам это возвращается, потому что мы уже так кому-то сделали. Закон сохранения энергии. Поэтому, соответственно, мы делаем вывод, что это было неприятно, когда мы так поступали. Поэтому мы даём себе обет так больше не поступать. Поэтому когда мы видим плохое, мы себе даём некоторые обеты, что это действительно плохо. Мы это принимаем как урок. Когда мы видим хорошее, мы это принимаем тоже как урок. Поэтому в любом случае если мы находимся в состоянии ученика, мы и то, и другое принимаем как урок, поэтому постоянно развиваемся. Если мы не в состоянии ученика, нас это бесит. А если мы в состоянии ученика, мы это принимаем как урок. Да, неприятный урок. Знаете, иногда нужно остаться после занятий и пол помыть на этаже. Да, неприятно, но входит в расписание: «Сегодня ваша группа дежурная». [Смеётся] Моют сейчас полы, нет?
[Из зала] Моют.
[Рузов В.О.] Моют. Пришло время мыть полы. Поэтому нужно быть радостным и не делать это плохо, а делать это хорошо. Полностью этот урок получить, иначе придётся перемывать. [Смеётся] Ещё вопросики есть?

01:22:25 [Из зала] А здесь большой зал нельзя арендовать?
[Рузов В.О.] Это не вопрос. Вопросы по лекции. Все довольны?
[Из зала] [Неразборчиво]
[Рузов В.О.] Мы разобрались, когда мы вводим эти недостатки в разумные рамки контроля, они перестают нам мешать. Перестают нам мешать. Да, они есть. Например, как дыры в окнах. Дыры в окнах есть, но мы их законопатим на зиму ватой, потом скотчем. Есть проблема, но мы их законопатим. Мы понимаем, что они есть, но мы постараемся так урегулировать, чтобы они нам не мешали. Потому что новые окна купить не получится. Да и с ними тоже проблемы. Только кажется, что будет здорово. Со всем есть проблемы. Поэтому наша задача просто всё урегулировать. Регуляция — это умение держать своё тело под таким контролем, чтобы оно не перегревалось и не переостужалось. То есть чтобы жизнедеятельность была ровненькой. В этом состоянии успокоенности мы можем практиковать уже внутреннее развитие. Если этой успокоенности нет или мы слишком быстро бегаем или слишком медленно плетёмся, то мы не сможем развиваться внутри. Поэтому нужно войти в некоторую ритмичность. Это первичная задача.

01:24:18 [Из зала] Вы могли бы подвести краткий итог лекции?
[Рузов В.О.] А лекция не закончилась. Это первую часть мы только разобрали. Завтра мы её закончим. Мы разобрали четыре недостатка. Пока на них нужно остановиться.
[Из зала] С чего начать?
[Рузов В.О.] Начните с того, чтобы её переслушать. Очень хорошая идея. Переслушайте её, потому что, как я сказал, мы одну тему за одну лекцию не разберём. Потому что темы очень большие, это глобальное произведение. Это произведение высшего порядка. Поэтому мы не будем к нему подходить легко, мы будем к нему подходить очень глубоко. Поэтому постараемся за завтра, может быть, первый стих закончить. Может быть, придётся ещё на понедельник отложить, потому что много материала и нужно хорошо в нём разобраться. Поэтому я думаю, что нужно будет и тут всё прослушать, и дома переслушать, и ещё раза на два всё вместе потом целиком. Потому что это глобальное произведение, но поняв его, все основные философские концепции будут у вас уравновешены. То есть фактически вся философия здесь разбирается. Все глобальные вопросы должны быть разобраны в этом произведении. Представьте себе, в этом произведении вся философия. Поэтому достаточно много моментов нужно будет разобрать.

Зачем нам нужен духовный учитель

01:25:41 [Из зала] Как правильно понять, каков план Бога и какова твоя миссия в этом плане, то есть твоя природа? И означает ли, что если что-то тебе легко даётся и тебе делать это приятно, приносит благо, что это происходит по божественному плану?
[Рузов В.О.] Мы говорили на прошлой лекции, что сами мы сейчас не способны со своего микрокосма понимать план макрокосма. Поэтому необходим посредник — тот, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в планах. Таким посредником является духовный учитель. Духовный учитель — это именно тот, кто понимает план макрокосма. Когда кто-то понимает план макрокосма, мы легко подходим к нему и говорим: «У меня вот такой план. Чем это всё закончится?». И он легко может сказать. Ему всё равно до нашего плана, в принципе, но он может точно сказать, совпадает он с планом макрокосма или нет. Вот в этом функция духовного учителя. Поэтому восточные трактаты однозначно утверждают: «Не найдя такого специалиста по плану макрокосма, не стоит даже приступать к активному духовному развитию». Потому что как иначе мы узнаем, совпадает наш план или нет? Поэтому необходим такой специалист.

01:27:07 Просто разговаривая с человеком на эту тему, вы можете понять, разбирается он в глобальных планах или нет. Просто поговорив, вы можете понять. То есть это нечто необычное. Есть такой метод, это вопросы и ответы. Когда вы на эти темы спрашиваете, то вы просто понимаете, разбирается человек хотя бы чуть-чуть в этом или нет. Сразу становится понятно, разбирается или нет. Поэтому ищите таких наставников и консультируйтесь с ними, совпадает ваш план или нет. Самостоятельно очень опасно. Сейчас вы правильно задали вопрос, то, что приятно, всегда ли это план, да? Вот, например, нам бы сейчас приятно было, в принципе, лёжа слушать эту лекцию. Дома мы так и делаем, да, когда книжку читаем или телевизор смотрим. Но как вы думаете, это совпадает, например, с моим планом, как вы будете её слушать? Не совпадает. Поэтому мы приходим и смотрим, как все слушают лекцию. Сидя. И у нас даже не возникает какой-то проблемы по поводу того, «как я тоже буду слушать лекцию». Да? «Я тоже сяду».

01:28:18 Поэтому когда мы видим пример человека, который стоит уже на этом пути и достиг каких-то достаточных шагов, мы просто стараемся делать, как он. Это называется последователь, который просто старается идти шаг в шаг. Это сравнивается с переходом через болото. Идёт тот, кто знает, куда наступить, и задача того, кто идёт, на разбираться в философии всех болот, не знать все типы болот, не думать о времени, не думать о прошлом и не думать о будущем, не уметь писать или читать, а его задача идти след в след, и он перейдёт. Но если человек умный, у него 100 высших образований или он точно может определить азимут или болезнь человека, если он развит во всех видах наук, но не хочет идти след в след за тем, кто уже прошёл эту область, эту топь, извините, пузырьки только останутся от его гордости. И он даже будет не согласен с тем, что его путь не сработал. До конца будет не согласен.

01:29:35 Помните, я рассказывал историю, как два парикмахера спорили и один говорил, что лучше ножницами пользоваться, а другой говорил, что лучше бритвой. И они так спорили, наконец они поругались и один другого кинул в озеро. Тот плавать не умел, утонул. И когда у него осталась только одна рука, он всё равно пальцами показывал, что ножницы: «Всё равно ножницы». [Смеётся] Даже не звал на помощь, просто до конца кричал: «Ножницы. Ножницы». [Смеётся] Даже под водой показывал ножницы. Поэтому наш путь буквально называется на санскрите путь нуга. Нуга — это последователь. Поэтому мы нуги, мы последователи. Мы не хотим свои пути изобретать, нам не нужен наш путь, уже есть эта дорожка. Когда вы идёте через брод, вы разве свой брод изобретаете? Нет. Через установленные места. Поэтому уже есть эти установленные места. И мы изучаем эти трактаты, которые дают эти места, куда можно наступать. Если мы наступаем на эти места, всё будет хорошо. Процесс гарантирован, уже перешли. Многие перешли, факт. Разобрались? Хорошо.

01:31:12 Итак, у нас завтра последняя лекция на этой недели и на следующей неделе будет две лекции в понедельник и вторник. По предыдущему семинару диск готов, на нём есть всё, что было связано с этим семинаром. Здесь весь семинар, поэтому вы можете весь предыдущий материал прослушать. Кто не будет попадать на весь последующий материал, тоже можете заранее записаться, потом получить диск с этим семинаром, который будет у вас целиком. Большое спасибо.

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 11 July 2013
обработка текста: Наталья Давиденко | пгт. Дунай Приморский край | Россия | 06 December 2015