Лекция 7, часть 1

Москва - 01 January 2007
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:29:26 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 1243 | скачано: 880 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, с вопросиков можно начинать по предыдущим темам, которые мы проходили в прошлый раз. У кого что созрело, что возникло по прошлым занятиям. 2 недели мы отдыхали.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] в пище, и вообще, все разделяется на категории, которые зависят от того, ради чего человек ест пищу. Если мы употребляем пищу ради здоровья, то лук и чеснок полезны для здоровья, они являются лечебными и описываются в аюрведических трактатах. Вы можете найти толстенные книги по этим продуктам. Лекарство для человека, которого интересует именно здоровье. Чай, кофе тоже относятся к лекарствам, водка относится к лекарствам, по капелькам должна быть прописана.

00:01:36 Изначально водка была лекарством, если вы знаете историю. Прописывалась по капелькам. 20 капель перед сном. Лекарство. Много разных вариантов лекарств можно встретить. Но! Нас проблема здоровья не интересует, потому что это отдельная тема. Настолько индивидуальная, что фактически семинары по здоровью читать невозможно, хочу сразу всех предупредить. Не то, что невозможно – вредно, потому что, если я дам общие рекомендации, то для кого-то они будут смертельно вредны. Для кого-то жутко полезны, для кого-то смертельно вредны. Здоровье – это абсолютно профессиональная тема, человек должен лично прийти к врачу, лично ему сказать, что у него болит, врач должен лично ему сказать, как ему лечиться.

00:02:25 Невозможно прочитать семинар о каком-то методе оздоровления. Это глупо по своей природе. Это глупо, нелогично. Если читается семинар о здоровье для всех, то, как правило, это вообще не семинар о здоровье, это просто теория здорового образа жизни или ещё что-то. Или от этого большой вред. Человек приходит домой и думает, что раз он послушал семинар, то теперь сам может практиковать методику оздоровления. Но любая методика оздоровления без наблюдения со стороны может привести, вы сами знаете к чему… К веселым последствиям. Нас не интересует тема здоровья, человек должен сам пойти и подобрать себе диету. Нас интересует то, что воздействует на наши мозги. Мы занимаемся интеллектуальной деятельностью, мы хотим разобраться в сложнейших вещах, мы хотим понять сначала себя, это очень сложно. Потом мы хотим понять других, это вообще сложно. В 2 раза сложнее, а может быть даже и в 100. Мы хотим понять, как нам, непонятным, общаться друг с другом. Как нам, непонятным, родить кого-то и ещё воспитать до непонятно какого состояния. И уже на этом семинаре мы говорим, как понять Истину.

00:03:37 Очень сложные вещи. А раз мы разбираем сложные вещи, то значит и питание должно быть направлено на то, чтобы мозги работали в максимальном режиме. Чтобы не было состояния помутнения. Наверняка вы замечали, что состояние помутнения время от времени даже без еды на нас находит. Идешь, помутился, и прошел мимо. Забыл, куда шел. Замечали? Можно идти и забыть, куда шел. Проехать остановку, на красный свет попер. В простой ситуации, когда ничего не попадает в наш желудок, наше сознание помутняется. Я не говорю про любовь. На год может сознание помутиться. Потом, когда человек приходит в себя, он в ужасе удивляется, как он во всё это попал!

00:04:20 Достаточно часто сознание выходит из-под контроля, и естественным образом оно выходит из-под контроля, когда что-то попадет в нас. Оказывается явное воздействие. Выпейте стакан водки, сразу поймете. Сразу же все меняется. Даже просто поели – сознание меняется. Мы стараемся избегать пищи, которая воздействует на сознание в качестве помутнения. Лук и чеснок, к сожалению, вызывают эффект помутнения сознания. Да, это не заметно, пока вы не занимаетесь активно интеллектуальной деятельностью. Это происходит, поверьте мне. Лук и чеснок снижают функциональность мозга и более тонкие идеи уже понять трудно. Просто ум на них разбивается. Снижается способность понимать нелогические вещи. Логические вещи можно с луком и чесноком понять. Хоть намажьтесь! Но вот уже нелогические вещи, вещи, на уровне правого полушария, вещи, где нужно принимать, сердцем чувствовать, нелогичные вещи…Уровень отношений, уровень любви, уровень дружелюбия, уровень роста – это нелогичные вещи. Это интуитивные вещи. На уровне интуиции это уже сказывается.

00:05:51 Если уровень нашей умственной деятельности находится в рамках логики, никто даже не заметит. Вы встретите массу негодования, если скажете, что это как-то действует на мозги, потому что любой ученый вам скажет, что ничто на него не действует. Даже помогает. Потому что деятельность на уровне логики. Но как только вы выходите в сферу нелогичности… вот тут начинаются проблемы. Т.к. мы не просто работаем вне сферы логики, и мы только и стараемся находиться вне сферы логики, потому что логика нам не помогла, поэтому для нас это очень важно. Пища на уровне саттвы – это многотысячелетняя традиция. Много тысяч лет человек обращается к интеллектуальной деятельности, занимается каждый день интеллектуальным ростом, он пытается в чем-то разобраться, он избегает определённых видов пищи.

00:06:53 Это никак не сказывается на нашем питании, на калориях, но на сознании это легко можно заметить, если практиковать реальный уровень мышления, не то, что на подсознании, а на грани логики и интуиции. Это наша задача – включить правое полушарие. Мы сейчас не гармоничны, потому что только логика работает. Нам кажется, что если логично, то это верно. Если интуитивно, то это не верно. Но если мы становимся гармоничными, то оказывается, что мы теряем половину данной нам информации.

00:07:34 Я бы не сказал, что это смертельно или жутко вредно, нет. Это личный выбор человека, который встаёт на путь интеллекта. На путь развития интеллекта. Есть и другие побочные явления, как у любого лекарства, если его употреблять не по предписанию и просто так, бесконтрольно, то, конечно же, будет побочный эффект. Еще вопросики. Тема «Внеземные источники информации», мы разбираем трактаты, которые открывают гармонию в нашем сознании. Я как раз это объяснял. Есть трактаты, которые рассчитаны на логику, где нужно понять взаимосвязи на уровне «так нужно, потому что». А есть трактаты, которые рассчитаны обратиться к нашему сердцу.

00:08:33 Это трактаты о любви, трактаты о дружбе, о духовном пути. Это то, что логикой уже не объяснишь, то, что рассчитано на наше правое полушарие. Семинар получается немного долгий, но зато мы со всех сторон подходим к этому явлению. Сейчас у нас будет 15 занятий, 3 недели подряд. Кто сможет выжить. Это достаточно серьезно, и потом можно будет все прослушать в записи, если что-то пропустите. Первый диск по первой части. Мы прочитали 6 мантр из этого трактата. Он уже есть. Он готов, на столике есть. Те, кто что-то пропустил, могут восстановить и догнать нас, разобраться, ничего особенно сложного нет. Каждая лекция достаточно закончена сама в себе, не нужно особенно какие-то термины познавать, никаких терминов не было.

00:09:53 И не будет. Мы постараемся обходиться без терминов, чтобы в любой момент мы могли присоединиться и отсоединиться, и опять присоединиться. В свободной форме работать. Еще вопросики. Что вызвало сомнения, переживания перед тем, как я начну. Потом будет поздно. Разобрались? Переведите телефоны в режим, который вам нравится. Приготовьте ручки-тетрадки.

00:10:50 Чтобы только вы догадались, что кто-то о вас волнуется. Итак, мы хотим понять себя – глобальная тема. Нам интересно, кто мы такие, что происходит вокруг, однако, как мы выяснили, одних научных изысканий для этого будет недостаточно. Настоящее понимание глубины жизни происходит от того, что мы начинаем что-то практиковать, какой-то путь. Мы начинаем что-то делать. Особенность нашего времени заключается в том, что существует перегиб в сторону информации. Жуткое количество информации. Практики никакой.

00:11:35 Можно слушать телевидение 10 часов в день, но на что это его побуждает? Что он меняет в себе? Ничего. Знание должно иметь эффект побуждения к деятельности. Само по себе знание. Если знание позитивное, то человек должен измениться после одной понятой мысли. Достаточно одной мысли. Мы видим, в чем этот перегиб. Если мы возьмем эти трактаты, мы увидим интересную рекомендацию, что к следующей идее, к следующей теме, к следующей мысли нельзя переходить до тех пор, пока предыдущая мысль не то, что не осознанна, а не проверена на практике.

00:12:27 Пока мы не пришли домой, не попробовали, не ощутили результат, иначе начинается что? Мы начинаем идти через ступени. Первую мысль не попробовали «а, нормально», вторую не попробовали – тоже нормально, третью не попробовали – тоже переживем, четвертую не попробовали, «в принципе ясно», а пятую «а вот это интересно, надо попробовать». А это какая ступенька? Пятая. Придите сегодня домой и прыгните на пятую ступеньку сразу. Что получится? Нос разобьем. Может быть, особые спортсмены перепрыгнут, но я, явно, нет. Нос разобьем. То же самое происходит и при получении знаний.

00:13:14 Если мы послушали, но не записали и не решили это сегодня проверить, хотя бы в ближайшее время, начинается перепрыгивание через ступеньки. Начинаем разбивать нос. «Вот сказали, я попробовал, а ничего не работает, только хуже стало». Вы слышали такое? Я слышал много раз. «Я попробовал то, что вы говорили, только хуже стало». Но что я говорил? Я говорил, что если мы не начнем практиковать, смысла в знании никакого нет. Ну, изучили мы все эти лестницы, что в этом доме 664 ступеньки, как мы попали на верхний этаж? Мы не попали на него, мы посмотрели снизу и пошли дальше. Это то же, что мы подошли к какому-то супермаркету и прочитали все вывески на входе «Какие интересные магазины внутри! Сколько всего интересного, какое все увлекательное, как бы я всё это купил!» И пошли спокойно дальше. Результат – ноль.

00:14:10 Мы ничего не получили, поэтому сейчас даже высшее образование этим свойством обладает. Человек 6 лет получает информацию, но практики ноль. Он выходит абсолютно непрактичный. Теории 6 лет, практики никакой. Каждый день 4 или 5 пар. Сколько сейчас мучают студентов. Много информации, но практика какая? Один процент практики, минимум практики. А что это значит? Все идет во вред. Что значит, «во вред»? Значит, что если знание нас не изменило в лучшую сторону, оно начинает в человеке вызывать негативные желания. Мы видим, что в среде учащихся процветает. Благочестие, чистота, бескорыстие, глубина взаимоотношений. Нет, процветают большие проблемы. Тяжелейшие проблемы, никто ничего не может с этим сделать, почему? Это называется умственное несварение.

00:15:26 Возьмем простое физиологическое несварение. Мы слишком много съели, но не переварили. Что начинается? Токсикоз. Начинается много больших проблем. Токсин, человеку от этого плохо, из него идет яд. В соответствии, если мы получили слишком много знания и не используем это знание, не переводим его на уровень действия, то же самое – умственный токсикоз. Начинают лезть дурные мысли. «Чем бы всё это проветрить?» И находят, чем. Дается новый вариант. Пиво – очень интересный вариант проветривания мыслей. Пиво – очень интересный напиток. Можно быть алкоголиком без внешних условий. Даже закуски не надо.

00:16:14 Понимаете, что интересно? Быть алкоголиком, употребляя водку или ещё что-то, какие-то жуткие вещи, уже так просто не будешь. Нужны условия. Нужно собраться с кем-то втроем, нужно закуску найти, нужно место найти. Нужно стакан найти. Много условий, в ресторан пойти. Но что дает пиво? Пиво дает возможность купить, открыть и пить. Никто не нужен, ничего: ни закуска, ни люди, ни соседи. Человек сидит спокойно пьет. Это самый страшный алкоголизм. Тяжелейшая форма алкоголизма. Культура хоть как-то от этого защищает, но пиво дает возможность быть бескультурным. Так проветриваются мозги. Проветрились, там ничего не осталось. 6-7-8 часов человек получал знание, а что с ним делать, он не знает, пришел домой и проветрил, на всякий случай.

00:17:08 Абсолютно бесполезная жизнедеятельность. Ноль и даже минус. Мы хотим понять очень высокие вещи. Мы хотим понять Истину, мы начинаем осознавать, что у нас есть какая-то часть Истины в сердце. Интуиция – что такое? Часть чего-то мы знаем, мы никогда это не получали, но мы чувствуем, как правильно. У нас есть совесть, часть Истины. Мы все чувствуем одни и те же позывы в нашей совести. У всех они одни и те же. Мы подсознательно понимаем, что хорошо и что плохо. Какая-то есть природа. В нас есть те же качества, которые присущи Истине. Есть некоторая связь. Очень тонкие моменты, какие? Желание все знать – это качество Истины в нашем сердце. Мы хотим все знать. Хочется быть вечным, мы хотим, чтобы ничего не кончалось, как можно дольше продолжалось. Это присутствует. Есть желание наслаждаться. Это истинное желание. Это настоящее желание. Но какого знания нам не хватает? Как всё это проявить.

00:18:24 Если мы начинаем всё это проявлять сами, без знания, то начинаются проблемы. Мы пытаемся наслаждаться, но у кого-то получается? Не получается: все очень плохо заканчивается, не надолго, какие-то побочные эффекты возникают, много трудностей, - не получается. Есть интересная тонкость. Не смотря на то, что в качественном отношении у нас есть родство с Истиной, качества те же: мы хотим вечности, мы хотим знания, и мы хотим наслаждаться. Но в количественном наслаждении есть большая разница. Мы должны регулировать количество своих наслаждений.

00:19:18 Мы должны регулировать свои желания, свои позывы, свои мысли, своё поведение, у нас должна быть самостоятельная система ограничений. Мы должны сами принимать добровольные ограничения. Если этого нет, начинаются проблемы. Любая проблема в нашей жизни означает, что мы переступили дозволенный порог, мы в чем-то переборщили. В чем бы мы не переборщили, будет проблема. Просто хлеба переешьте, и будет проблема. Даже если мы самое вкусное переедим, конфет, мороженое – будет большая проблема. Если в нашей жизни есть какая-то проблема, где-то мы переступили черту. Никто не виноват вовне. Мы сами переступили эту черту. Вовне – это обо что мы стукнулись. Если мы головой стукнулись о забор, то он тут ни при чем. Мы слишком быстро бежали. Если об 5 ступеньку стукнулись лбом, ступенька тут ни при чем. Мы переступили черту, мы переборщили в чем-то.

00:20:28 Переборщили чем-то излишне активно, очень радостно. Любое знание немного грустное, почему? потому что если мы не поняли, что знание – это получение информации о том, как поставить самому себе ограничения, нам будет сразу очень грустно. «Что такое! Одни ограничения! Лук не ешь и то не говори, сюда не смотри, туда не ходи». А я ещё ничего не говорил об ограничениях. Если бы я сейчас открыл семинар об ограничениях, мне бы года не хватило рассказать, какие ограничения нужны. Правила дорожного движения сложно выучить? Если все эти ограничения не выучить, что будет? Плохо будет, очень грустно и закончится все быстро, и будет поздно кому-то что-то говорить, что я это недоучил. Я это проспал. То же самое мы получаем через культуру. Нам сразу говорят при воспитании, но, к сожалению, культура потеряла глубину передачи уровня ограничения для разума.

00:21:40 Осталось что-то более-менее, на уровне бытовых ограничений. Но глубина ограничений пропала. Понимание, почему нужно себя ограничивать, в чем себя ограничивать, зачем… Этим определяется воспитанный человек. Очень интересное определение сейчас мы дадим. Запишите. Воспитанный и разумный человек - тот, которому нравится слушать об ограничениях. Нравится слушать. Невоспитанный, некультурный человек, о чем ему нравится слушать? О вседозволенности. Легко определить, кто культурен, кто - нет. Мы видим, что у нас есть какая-то доля культурности, поэтому есть к чему стремиться.

00:22:32 Количественно мы другие, мы отличаемся от Истины. Хотя мы частички Истины, но количественно мы от нее отличаемся. В этом разница. Это можно сравнить с костром и искрами от костра. Если Истина сравнивается с костром: ярко, хорошо жжет, искорка обладает теми же качествами: если упадет, прожжет насквозь. Сидели у костра? Домой приходишь – дырки. Прожигает. Такая же горячая, также светится, но есть ограничения. Существенное количественное ограничение. Мы очень маленькие, подобные этим искоркам, если мы пытаемся стать костром – будут проблемы. Мы должны знать норму.

00:23:20 Норма. Даже когда человек пьет, он должен знать норму. Хотя в этом нет никакой нормы. Т.к. между нами нет качественной разницы, мы тоже светим, тоже обжигаем. Замечали, что общение обжигает? Общение обжигающе, поэтому сейчас люди не любят общаться. Т.к. культура общения ушла, люди не любят общаться. Тут же обожжешься. Выйдите сейчас на улицу время спросить. Вам скажут, где часы продаются, все объяснят подробно. Как только пропадает культура, мы начинаем обжигать. Культура – это умение общаться приятно. Это пропадает.

00:24:10 Мы должны помнить, что есть фактор обжигания. Итак, мы понимаем, что мы частички, маленькие искорки. Духовно развитый человек воспринимает все живые существа как связанные между собой. Есть связь. Принцип в том, что все мы родственники. Это страшная идея. Потому что своих хватает. А тут оказывается ещё другие есть, а как тогда делить машины, квартиры? Это не значит, что надо сразу все делить, все отдать, нет, должно поменяться отношение. Братья и сестры… как только человек встаёт на духовную платформу, сразу же появляется идея братьев и сестер. Слышали такое? Человек пытается понять эту платформу. У нас одни родители. Даже если мы будем разбираться в наших древах, то, в конце концов, все сведется к небольшому количеству прародителей.

00:25:31 Однако, это история, мы не может это проследить, сейчас никому это не интересно. Сейчас редко встретишь человека, который помнит до 5 колена. В восточной культуре есть такое понятие как почтение старших. Отчего это, к чему? Если мы почитаем старших, мы помним, кто они были, и оказывается, что все мы родные. Если сейчас вы приедете в какую-нибудь восточную республику, там все, более-менее, братья и сестры. К вам могут спокойно прийти и сказать «брат». Или «сестра». Если покопаться, то каким-то боком мы все соприкасаемся. Мы все похожи. Вы знаете об этом? Для вас китайцы все похожи? Вот и мы все похожи. Мы все родственники, мы все на одно лицо, мы просто об этом забыли. Мы фактически родные близнецы.

00:26:39 Мы забыли об этом, разобщились. Забыли, что у нас есть связи, поэтому появилось противостояние. Появилась конфликтология, наука нашего века. Мы изучаем не конфликтология, кто заходил на наш сайт, знает, что наша наука называется «нектарология». Нектарология – это умение извлекать нектар из отношений. Это задача культуры - научить человека радоваться общению. Перед нами стоит такая задача. Мы выяснили, что у нас стоит задача – поиск счастья, поиск радости, поиск блаженства. Нигде оно не находится, только во взаимоотношениях. Качественное единство всех нас должно возвести наше мышление на другой уровень.

00:27:41 Это значит, что отношения между нами тоже должны быть на более высокой платформе. Что это такое? Терпимость и благодарность. Между родными всегда существует 2 жестких ограничивающих правила. Что бы ни происходило, мы должны быть терпимы и благодарны, иначе невозможно жить вместе. Что бы мы ни создали: дружную компанию, семью, любовь. Даже коллектив. Как только уходит терпимость и благодарность, все сразу превращается в ад. Это место называется ад кромешный. Кто-то, может быть, это уже сейчас испытал в своей жизни. Я испытывал. Когда нет терпимости и благодарности, жить в этой атмосфере невозможно. Ад не где-то далеко. Где-то далеко тоже что-то есть. Но прямо тут можно его испытать. Мы сами создаем эту атмосферу вокруг себя.

00:28:41 Такие два простые качества! Мы видим, что нужно нам, и человек разумный понимает, что нужно ему, и осознает, что нужно другим. Что нужно другим: их нужно терпеть и быть им благодарным. За то, что они делают для нас то, что мы не хотим, но они хотят это для нас сделать. Они нам так хотят помочь. Это их помощь. Они хоть что-то делают. Терпимость и благодарность. Но сколько нужно человечеству, чтобы вернуть эти два качества в культуру? Этого нет. Семьи разваливаются, войны идут, нет простых двух качеств – терпимости и благодарности. Все просто. Мы умудряемся воевать друг с другом на всех уровнях. Я сегодня воевал в метро. Приходилось воевать, чтобы выйти из вагона. Было некоторое противостояние.

00:29:59 Приходится воевать везде на всех уровнях. Нам дано лицо. Тело могло быть сделано и без лица. У некоторых животных невозможно понять, где у них лицо. Оказывается, это не лицо, когда разберешься. Мы имеем власть выбирать его выражение. Выражение колена никак не выберешь. Выражение плеча тоже. На руке можно создать какое-то выражение. Но лицо все-таки особенно выразительное явление, поэтому лицо отвечает за наш фактор коммуникабельности.

00:30:48 Лицо – это то, что в нашей власти, мы выбираем его выражение. Да, окружающие могут считать нас своими врагами, есть такая тенденция сейчас – считать всех своими врагами. Но! Ничто не мешает нам воспринимать их как своих родственников и проявлять на своем лице как минимум терпимость и благодарность. Это уже делает лицо приятным для общения. Если нет терпимости и благодарности, сразу понятно, что общаться невозможно.

00:31:25 Но если есть терпимость и благодарность – уже можно. Уже есть возможность себя нормально чувствовать в присутствии этого человека, если на его лице есть терпимость и благодарность. Уже не по себе становится, если меня терпят и мне благодарны. Уже хочется что-то сделать в ответ. «Меня терпят, может быть мне поменять своё поведение?» Это уже шаг вперед. Только в таком состоянии сознания можно обрести душевное равновесие. Это простой секрет. Мы испытываем беспокойство, давление, нервозность. Стрессовость. Секрет зависит от нас. Если мы просто на лице выражаем терпимость и благодарность, естественно вокруг нас воцаряется миролюбивая, спокойная… даже если все вокруг нас враги. Помните, я рассказывал, что в ведической культуре рекомендуется, что, даже если в гости к вам пришел враг, вы должны встретить его так, чтобы он не догадался, что он в доме врага.

00:32:38 Помните, я рассказывал? Это очень трудно. Представьте, к вам пришел враг, ест, ходит везде – очень трудно. Это секрет к обретению счастья и спокойствия. На Востоке это осталось. Вы заметили, они стараются все время улыбаться? Это не наш пластик-смайл, когда мы в магазине встречаем тигровую улыбку продавца. И особенно прощальный взгляд, когда вы не купили. Я когда встречаю такой взгляд, мне не по себе. Очень звериный взгляд, замечали? Абсолютно круглые глаза, неморгающий взгляд и желание вцепиться когтями в спину. Это не помогает, потому что другая мотивация. Человек просто хочет продать. Но если мы хотим счастья, просто эгоистично хотим для себя счастья…поэтому ради хороших отношений с другими пытаемся держать себя хотя бы физиологически… да, это пока физиологическая связь, но без тренировки не получится попасть в какое-то состояние сознания.

00:33:54 Мы хотим, чтобы сразу наш ум, раз – и стал счастливым. Можно легко это сделать, если головой об стенку треснуться. Есть два счастливых типа людей: полные сумасшедшие и великие святые. У нас есть с этим проблема. Легко стать полным сумасшедшим. Без проблем. Где-то полтора литра водки делают человека полностью сумасшедшим. Черти полезут, будете улыбаться и весело хихикать. Наша задача – тренироваться в том, чтобы состояние поднималось к уровню возвышенного сознания.

00:34:34 Что это значит? Физиологически мы должны стараться вводить себя в это состояние. Лицо должно выражать благодарность и терпимость. Делайте со мной, что хотите, я буду вас терпеть. Я очень благодарен. Это дает нам возможность поднять своё сознание. Да, физиологическая связь. Но лицо для этого и дано. Посмотревшись в зеркало, мы можем понять, что мы из себя представляем. И нам расскажут. Настоящее лицо – это не просто какое-то количество макияжа. Настоящее лицо – это выражение терпимости и благодарности.

00:35:20 Да, мы не можем постоянно улыбаться или хихикать. Это глупо. Но терпимость и благодарность – это нормальное, естественное, постоянное состояние нашей физиологии, нашего более тонкого составляющего – сознания, нашего разума. Это нормальное состояние, это состояние здоровья. Если мы здоровы, могут проходить физиологически негативные процессы. И мы можем вылечиваться. Корень всех болезней – это нетерпимость и неблагодарность. Если мы становимся терпимыми и благодарными, прекращается давление негативного поведения. Нам кажется, что последствия будут приходить, только если мы явно что-то плохое совершим. Если я явно что-то плохое сделал, тогда ко мне придут плохие последствия. Нет! Если мы просто нетерпимы и неблагодарны, это уже болезнь. Если я стою в метро, и кто-то локтем лезет в нос, я нетерпимо хочу укусить его за этот локоть, это значит, что я уже заболел. Это значит, что я буду болеть, потому что вся эта жизнь настроена только на то, чтобы мы научились ставить себе добровольные ограничения.

00:36:54 Это два первых добровольных ограничения. Я готов терпеть, я готов быть благодарным. Это очень трудно – терпеть и быть благодарным. Как только человек говорит себе, что с этой минуты… «Вячеслав Олегович так все здорово сказал, теперь у буду терпимым и благодарным». Посмотрите, что сразу начнется. Я много раз это пробовал делать, пока не понял, что так нельзя. Надо очень аккуратно к этому подходить. Нужно это понимать и пробовать делать. Но просто так встать на эту платформу не получится. Это очень высокая платформа, это уровень святого мудреца. Это описывается как махатма. Слышали такое слово?

00:37:39 Махатма. Есть и другое слово – дуратма. Чувствуете знакомый корень? Махатма – тот, кто может быть благодарным и терпимым, дуратма, соответственно, тот, кто не может быть терпимым и благодарным. Секрет мы разобрали. Почему же мы, понимая это, я уверен, что вы это понимали раньше, почему мы, понимая это, не испытываем удовлетворения? Почему есть у нас эти проблемы, с которыми мы сталкиваемся? Сама по себе неудовлетворенность – это признак желания развиваться. Человек, который не удовлетворен, у него есть надежда. Если человек удовлетворен, то все - надежды нет. Никого не хочу расстроить, но ради нашего же блага состояние полного удовлетворения мы никогда не обретем.

00:38:43 Как только мы его обретем, что мы сделаем? Мы тут же ляжем на диван и скажем: «Как здорово! Я достиг того, чего хотел». Вы видели таких людей, их много, они как раз сегодня не пришли на лекцию, почему? Потому что вполне нормально лежать на диване и смотреть то, что дает удовлетворение. Как только приходит понимание удовлетворения, тут же человек останавливается. Как только стало хорошо, человек останавливается, засыпает причем, и больше ничего не хочет.

00:39:27 Неудовлетворенность – это нормальное состояние. Человек не хочет брать с собой в будущее то, что он совершил в прошлом. Это неудовлетворенность. Там столько всего было, брать в светлое будущее то, что мы понасовершали как-то нехорошо, как бы без этого пойти? Нужно без этого пойти, для этого нужна практика. Духовная практика – это возможность пойти в будущее без прошлого! Но! Что-то мы оставим, но что-то нам оставят, для чего? Чтобы мы были бдительными. Что такое бдительность? Мы это разбирали. Напомню. Бдительность – это понимание, что все может закончиться не так, как мы захотели. Мы всегда хотим сделать очень хорошо, а получается как обычно. Человек понимает, что без работы над своим прошлым в настоящем нормального будущего не обрести. У нас есть прошлое, мы можем в настоящем над этим поработать, тогда будущее окраситься в другой цвет.

00:40:47 Посмотрите на лицо штангиста. Он напряжен, глаза навыкате, красивое зрелище. Человек работает, ни с кем не хочет разговаривать. Напряжен, лучше ему не мешать, рядом не стоять. Пытается штангу поднять. Человек работает над чем-то прямо в настоящем. Пытается решить эту проблему. Перед нами тоже стоит серьезная задача – поднять какую-то штангу – разобраться с грузом того, что мы уже совершили.

00:41:21 Разобраться, поднять этот груз. Решить что-то с этим. Поднять штангу очень легко, метод простой: мы совершали глупости, чтобы поднять штангу и навсегда преодолеть вес, чтобы к этому больше никогда не возвращаться, нужно дать себе обет, больше никогда так не делать. Есть разница между индульгенцией: 4 раза тому помолиться, 2 раза – тому. 4 раза лбом об пол и 2 свечки поставить. Нет, так не купишь. По-настоящему прошлый поступок мы не можем аннулировать так просто. Он остался навсегда. Невозможно ничего сделать, чтобы это аннулировать. Может вообще тот, против кого мы что-то сделали, уже давно умер, и его никак не вернешь. Аннулировать невозможно. Но трактаты нам дают один секрет. Восток дает нам секрет. Если человек действительно раскаивается в том, что он совершил, и дает себе обет, что он никогда больше так не поступит, и пока он не нарушит этот обет, прошлое на него не давит. До того, пока он опять так не поступил. Но проблема в чем?

00:42:49 Человек действительно раскаивается, все раскаиваются, я уверен. Когда мы совершаем какую-то гадость, мы раскаиваемся. 100%. Все люди хорошие. Может быть, мы это не показываем, но раскаиваемся. Всем не приятно, мы это переживаем. И потом мы даем себе обет никогда больше так не поступать. Давали себе такой обет? Тут же становится хорошо. Какое-то время живешь, все хорошо, здорово, замечательно. Потом что? Мы попадаем в такую же ситуацию, думаем, что уже все хорошо, и совершаем такой же поступок. Тогда не просто приходит реакция за этот поступок, а ещё и все прошлое наваливается.

00:43:27 И становится в 2 раза тяжелее. Я уверен, все попадали в это. Кто не попадал – счастливые люди. В основном человек попадает в это несколько раз за свою жизнь. Мы должны понять, что метод простой. Элементарно просто. Всё, что от нас требуется – добровольное ограничение. Мы должны сами решить: не буду я так больше поступать, пропади оно все пропадом. Зачем мне это? Буду решать другим способом. И как только мы приняли такое естественное ограничение, что произойдет? Проверка – насколько серьезно мы приняли это добровольное ограничение. К нам тут же придут и предложат разные варианты этого ограничения. Это чудо! Хотите чудо посмотреть? Примите сегодня обет, например, торт не есть никогда. И к вам сегодня вечером придут с тортом. Гарантирую! Полгода никто к вам с тортом не приходил, но как только вы дадите себе настоящий серьезный обет, нешуточный, прямо сегодня кто-то придёт и скажет, что у него сегодня день рождения, и он пришел праздновать.

00:44:46 «Ты не будешь есть мой торт?» И вы поймете, что надо есть. Сам много раз проверял! Как только даешь серьезный обет, все! Тут же начинаются проверки. Давая какой-то обет, серьезное ограничение, вы должны быть готовы его пройти. Если не готовы – лучше не давайте. Лучше что-то простое. А если уж даете, знайте… это как заявить, что приду и сдам все экстерном. Молодец, конечно, но будут тогда и экзамены по полной программе, и отношение будет тогда другое. В нашу задачу не входит поднять этот груз. Мы можем просто надорваться. Современная психология пытается всё это вспомнить, пережить, переболеть…

00:45:53 Не дай Бог вспоминать всю свою армию, зачем всё это переживать и вспоминать? Не нужно всё это поднимать. Не надо. Мы что-то уже выкинули на помойку. Нет, надо разобраться. Сейчас поедем на главную помойку Москвы, найдем то, что мы выкинули, рассмотрим и выкинем ещё раз. Интересно, что мы разбираем произведение, не связное с логикой. Логики нет. Мы просто берем и принимаем маленький обет так просто не поступать, и раскаиваемся в том, что мы делали. И вся эта помойка уходит. Ее нет, пока мы снова не совершаем грех. Не нужно всё это поднимать. Надорвешься! Я когда слышу про эти практики, мне плохо становится.

00:46:46 Еще человек в прошлую жизнь умудряется залезть. Там искать помойку, в этой жизни мало помоек. Еще в ту помойку залезть. Полная глупость. Полное непонимание настоящей психологии. Мы изучаем не психологию. Психология не способна с этим справиться. Не знает этих законов. Нужно получить их сверху, поэтому мы изучаем эти трактаты, которые дают эти принципы. Человек старается уйти от реальности своего прошлого и переводит свои переживания на подсознание. Пытается куда-то их спрятать, выдавить из себя.

00:47:41 Однако, от этого не перестает быть штангистом. Он уже просто дома тренируется. Его никто уже не видит, но всё это уходит на подсознание, и на подсознании у него начинают кошки скрести. Внутри все это, все плохо, он уже белого света не видит. Лицо не скроешь. Говорит: «У меня все хорошо!» Но видно, что духовно он уже при смерти. «Не лезьте ко мне, у меня все хорошо!» с агрессией. Лицо не скроешь. Неудачи в подъеме психологической нагрузки выражается в виде беспричинной грубости. Наверняка вы дома с этим сталкивались.

00:48:28 Беспричинная грубость. Ни с того, ни с сего, человек срывается и орет на вас. Сталкивались с этим? Это значит, что внутри он пытался штангу поднять. Вы это не видели, все было нормально, он сидел спокойно кушал, ничего не было. Нам кажется, что мы что-то сказали, и после этого началось. Нет. Просто внутри идет работа, он пытается поднять, а она падает ему на ногу, и он орет. А на кого орать? Вы рядом. Никого больше нет. Орет на вас. Беспричинная грубость не беспричинна. Внутри идет жуткая работа. Человек не может вывести её наружу, потому что никто в этом ничего не понимает. К кому идти? К психотерапевту? Лучше не ходить, он сам больной.

00:49:14 Не к кому пойти, нет мудрецов. Культура уничтожила прослойку мудрецов в деревне. Где старое поколение мудрецов-аксакалов? Где они? Исчезли, нет их. Кто сидит на лавочках? Не мудрецы сидят. А те, кто знает всё, что происходит на каждом этаже и в каждой квартире. Мудрец должен знать, как решить проблему в сердце. Как поднять этот груз. Мы потеряли эту прослойку. Это первый признак больших проблем. Должны быть люди, которые знают как. Последствия таких тренировок не скроешь, всё это выльется. Будут проблемы и в семье, и в поведении, и в здоровье. Что же делать? Мы должны понять в первую очередь, что неудовлетворенность - это признак негармоничности. Если мы неудовлетворенны, значит, мы не гармоничны. Следовательно, нужно понять, в какую сторону мы нарушили баланс, и постараться его восстановить.

00:50:21 Если мы поймем, в какую сторону мы нарушили баланс, мы сможем его восстановить. Как мы выяснили, неудовлетворенность защищает нас. Как шест. Если мы встали на трос над пропастью, а путь развития и есть такое прохождение над пропастью…неудовлетворенность – это шест, который помогает нам баланс соблюдать. Мы чувствуем неудовлетворенность и понимаем, что баланс потерян. Восстанавливаем на какое-то время, потом опять неудовлетворенность. Опять восстанавливаем. Это шест. А мы хотим его отбросить. Хочу быть просто постоянно довольным. Это все равно, что идти без шеста. Очень опасно. Не нужно быть постоянно довольным. Это сумасшествие. Будут большие проблемы.

00:51:12 Неудовлетворенность нам помогает, нужно просто её использовать для восстановления баланса. Просто борясь с неудовлетворением с помощью антидепрессантов… сейчас это очень популярно. Недавно я читал газетную статью одного очень известного психолога, показывают его. Такая статья и внизу две строчки – «просто примите антидепрессант». Что такое антидепрессант? Это алкоголь, это сигареты, это кофе и другие варианты. Множество вариантов. Мы отбрасываем от себя инструмент, защищающий нас в нашем развитии. Мы создаем ложную довольность. Чуть-чуть антидепрессанта, и появляется ложная довольность. Мы уже идем без баланса. Антидепрессант – это самообман, тяжелейший самообман. Конечно, если человек явно болен, то пусть это будет для него лекарством. Но если мы почувствовали, что у нас баланс потерян, и мы принимаем антидепрессант, – это тяжелейший самообман. Искусственная бодрость.

00:52:42 Да, мы становимся веселыми, активными, но подходит ли эта ситуация для веселья? Мы над пропастью без шеста. Очень подозрительная веселость. Беспричинная радость очень подозрительна. Да и заканчивается эта бодрость через пару часов тяжелейшей депрессией. Опять нужно что-то употреблять. Так появляется алкоголизм. Есть разные формы алкоголизма: кофейный алкоголизм, чайный алкоголизм. То же самое. Человек уже не может. Если кружку кофе не выпить, он умрет или убьет кого-нибудь. Приступ. В этом мире все обладает какой-то ценностью. Просто мы не всегда по достоинству может оценить то, что нам посылается.

00:53:38 Всё, что нам не было бы послано, в этом есть ценность. Даже если на вид это подозрительная вещь. Даже если от этого возникает неудовлетворение или неприятное ощущение. На самом деле там есть ценность. Например, руда алмазная. Целый КамАЗ набит грязью, видели алмазную руду? Просто грязь. Черная грязь и там маленький на каратик, а то и меньше, алмазик, и чтобы его найти, нужно всю эту грязь промыть, найти. Но там очень дорогая вещь.

00:54:19 Очень дорогая. В нашей жизни также происходят подобные явления: мы с чем-то сталкиваемся и видим только одну грязь. Целый КамАЗ приезжает и вываливает нам под окно все это. Но специалист знает: там что-то есть. Разумный человек – это тот, кто знает, что, что бы ни происходило, в этом что-то есть. Да, это все неприятно, да, это все нужно мыть, да, это тяжелая работа, никто не говорил, что будет легко. Чтобы что-то действительно ценное найти, нужно работать, мы должны это найти. Так интересно! Мы должны понимать, что все в этом мире имеет какую-то ценность. Оно нам посылается сверху. А если сверху, то значит ценное. Представьте, вы сегодня приходите домой и вам говорят: «Вам Путин посылку передал». Вы её сразу выкинете? Нет. Будет очень интересно, что там есть, что-то ценное. Развернули, а там ничего нет. Не может быть. Даже то, что он вам её прислал, уже будет ценно. То, что нам посылается, очень ценно по своей природе, но мы не способны понять, что.

00:55:34 Вот это называется глупость. Глупость, когда в ситуации, которая вокруг нас создается, мы не способны понять её ценность. Например, мы приходим в магазин и ничего не понимаем в драгоценностях, может лежать рядом бриллиант и стекло Сваровски, и на вид Сваровски даже красивее. Видели? Они красивее на вид. Если мне показать, я и не знаю, красиво. А что это, я не скажу. Т.е. мы не сможем определить ценность.

00:56:06 А необработанный камень мы вообще не поймем, что это такое. Необработанные камни вообще не понятно, что это такое. Ему пока грань не сделана, не поймешь, что это такое. Мы не можем ценность понять. Но настоящий специалист возьмет в руки и сразу поймет. Разум – это умение стать-таки специалистом – видеть неограненные бриллианты, видеть в том, что с нами происходит урок сверху. То, что нас учит. Он дан для того, чтобы мы стали счастливее. Это разум, в этом ценность. Мы хотим сразу счастья и блаженства, прямо сейчас. Чтобы пришли на работу и нам выдали зарплату за три года вперед. Почему нет? Но мы же будем работать! Попробуйте прийти завтра к вашему работодателю и сказать: «Я даю вам честное слово, что буду работать на вас три года, дайте мне зарплату за три года вперед». И посмотрите на его лицо. То же самое происходит, когда мы говорим: «Дайте мне всё, что я хочу и побольше». Но давай сначала поработаем над этим. Сначала добрые дела посовершаем, будем благодарны, будем терпимы. Хотя бы что-то сделаем. Помните анекдот: «Хотя бы билетик лотерейный купи».

00:57:29 Помните этот анекдот? Хоть что-то надо сделать, хоть какие-то усилия приложить. Мы думаем, что раз – постучится и зайдет, и предложит. Нет, не так-то просто. Не перешли мы пропасть над этим материальным миром. Мы говорим про пропасть, что это за пропасть? Эта пропасть состоит из глупости, жадности, зависти, мы можем в нее упасть и пропасть. Пока мы не перешли, нужно доходить, нужно работать. Нужно дойти до конца этого перехода. Боюсь, что сейчас мы находимся на самой середине, и если сейчас нам что-то дать, то будут большие проблемы. Мы сейчас идем по духовному пути. Что такое духовный путь? Это напряженная работа над самим собой.

00:58:28 Тяжело работать над самим собой? Те, кто работают, знают – тяжело. Да? И мы ещё хотим… мы идем, у нас шест, мы идем, еле-еле балансируем, хочется к старому вернуться или хочется побыстрее нового, или хочется на месте попрыгать, хочется какую-то глупость совершить. И мы хотим ещё мешок денег. Представьте себе ситуацию: так-то не устоишь! Поэтому во всех духовных традициях человеку рекомендуется не перебарщивать со своими запросами. Это не значит, что надо ходить голым или мыться без мыла. Вовсе нет. Это говорит о том, что с тем, что у нас есть, и с этим уже проблема. С этим уже трудно жить, вы заметили? Человеку кажется, что если будет больше, то будет легче жить.

00:59:23 Давайте проверим реально. Возьмите сейчас в руки всё, что у вас дома есть, вам будет легко от этого? Будет тяжело. Соберите все в чемоданы. Выезжали в отпуск? Есть проблема, особенно когда жена 4 чемодана…а мы ещё хотим. Мы это за собой перенести не можем. Не дай Бог сейчас переезд, представляете, что будет? Нам уже этого много. 80% того, что у нас есть, оно уже не нужно. Оно есть, и мы удивляемся, как мы умудрились всё это приобрести. И уже это никому не отдашь. Раньше были переходные подарки. Радость кому-то что-то подарить. У нас даже мысль такая приходит: как только мы купили, принесли домой и поставили, мы тут же понимаем, что купили зря, но хоть кому-то можно будет подарить, и он нас будет за это так ценить! Такой дорогой подарок. Уверен, каждому приходила такая мысль.

01:00:28 Приходит сразу же. «Хоть подарю». Сразу тут же запаковываем, потом скажу, что купил на подарок. Не выйдет. Простота – это одно из условий быстрого прогресса. Если вы спортом занимаетесь, вы же не надеваете костюм, туфли на каблуках. Нужно как одеться? Просто, чтобы это было нормально. Чтобы было удобно. Жить нужно, как удобно. Никто не против удобства. Удобство должно быть. Но когда явный перебор… тут начинаются проблемы, потому что с этим уже тяжело. Простая жизнь дает возможность легко развиваться. Мы не за бедность, упаси Бог. Мы – за простоту, простота дает возможность легко развиваться. Вот даже если бы сейчас стояло здесь 2 чемодана, уже ни на лекцию, ни после лекции так просто не уедешь.

01:01:21 Уже будет трудно. Когда я приезжаю из поездки, у меня с собой чемоданы, знаете, какая проблема? Там уже стоит довольный таксист, три тысячи рублей просит, чтобы до метро вас добросить. И бесполезно ему объяснять, что вы знаете, сколько стоит дорога, ему все равно. Он: «Я знаю, что ты знаешь, сколько стоит дорога, но всё равно у нас три тысячи рублей». Давно не были в аэропорту? Сразу понимаешь, что если бы была бы сумочка, все было бы просто. Сел и уехал. А чемоданы… все уже криво на тебя смотрят. Попробуйте сейчас куда-то зайти с большим чемоданом. Все будут смотреть, ругать вас. Нужно уметь обходиться минимумом. Минимум может быть очень хорошим. Это здоровое мышление. Это трезвое мышление. Это как перебор в весе.

01:02:25 Перебрали чуть-чуть – уже тяжело, уже нужно сбрасывать. У веса есть такая особенность – он не обязан сбрасываться. Фактически мы должны благодарить судьбу за то, что она посылает нам неудовлетворенность. Мы выяснили. Это удивительное состояние развивающегося человека. К нему приходит неудовлетворенность, а он начинает быть благодарным и довольным, потому что ему дан знак, куда все исправлять. Это как подсказка от преподавателя. У меня был такой случай, я что-то сдавал, не помню, что-то такое подозрительное, то ли высшую математику, то ли что… Я сдавал, и те, кто сидели за мной, были такие же, как я. Преподаватель начал мне подсказывать. «Вот тут, может, мы посмотрим формулу, да?» Я: «Да!» «А вот сюда мы это подставим, да? Ты хочешь сам сюда это подставить? Да?» «Да! Очень хочу!» Человека сейчас не выгонишь, все обучение платное, выгонять человека нельзя.

01:03:35 Надо как-то помогать. И судьбе нас также не хочется выгонять. Можно прямо сейчас устроить большое землетрясение и тут никого в живых не останется. Я видел такое. Раз – и города нет. Можно всё это устроить, и все наши проблемы тут же закончатся. Никто это не хочет особенно. Нам хотят помочь. Как мы выясняли, все наши неприятности растягиваются на всю нашу жизнь. Эти подсказки: сюда смотри, сюда смотри, давай работай, сюда это подставим, эту, может быть, формулу возьмем. Подсказывают, а мы не благодарны: «Не надо мне подсказывать!» Это, по меньшей мере, глупо.

01:04:15 Мы должны понять, как устроена жизнь. Мы должны быть благодарны за это. Это и есть настоящий разум. Пробужденный разум от долгой спячки. Когда мы способны благодарить за неприятности. Пока мы не благодарны за неприятности, наш разум не пробужден. Это состояние сна. Но если мы способны понять эту связь. Это на Востоке называется – просветление. У нас, что угодно, подразумевается под этим термином… если вы сейчас спросите кого-нибудь, что такое «просветление», вам такое расскажут, про лучи из затылка, то-се. Вовсе нет.

01:05:03 Просветление – это умение быть благодарным судьбе за те неприятности, которые приходят в нашу жизнь. Это просветленный человек. Если вы такого человека встретили, с ним нужно общаться. Никак механически в себе это состояние выработать невозможно. Им нужно заразиться, этим состоянием. Нужно увидеть такого живого, у кого это есть. Потому что до конца не верится, что так можно. Но так можно! Необычный разум! Хорошим и плохим, что происходит в нашей жизни, нам кажется, что происходит и хорошее, и плохое, но на самом деле, этим и хорошим, и плохим судьба нам хочет показать путь к счастью. И что вдруг оказывается? Что нет хорошего и плохого. Оказывается, что всё это просто указатели. И хорошее, что происходит в нашей жизни – это указатель, и то плохое, что происходит – тоже указатель к счастью. Знак «проезд запрещен» - плохой знак? Это указатель. Все знаки хорошие. Какие знаки дорожного движения плохие? Вот явно плохой знак. Вы его увидели и заплакали от горя. Кирпич.

01:06:31 Двойная линия. Это указатели, они сохраняют нам жизнь, они нам показывают, как действовать. Нет плохих и хороших знаков. Все знаки полезны. То, что происходит в нашей жизни, мы тоже должны понять, что это просто знак. Он тут ни при чем. Представьте, что вы видите знак «крутой поворот», и вы выходите из машины и пинаете его изо всей силы. «Надоели мне эти крутые повороты, поеду прямо!», но мы так поступаем в своей семье! Мы начинаем пинать знаки, и нас все пинают. Вы пробовали кому-то помочь? Вас не пинали сразу? Я уверен, пытались. Попробуйте кому-то помочь. На улице попытайтесь кому-то помочь. Сразу поймете систему этого мира: мы не воспринимаем то, что происходит с нами по-настоящему, мы полностью слепы. В трактате, который мы изучаем, такое сознание называется слепотой. Был один великий слепой в ведической истории, ему, когда говорили: «Ты же слеп, как ты живешь?», он говорил: «Какая разница?

01:07:57 Ну и что, что у вас есть глаза? Какая разница? Настоящее видение – это правильно оценить ситуацию как знак». Это настоящий разум. Нам стараются показать путь, и чем больше мы отталкиваемся от этих знаков, тем жестче нам показывают путь.

01:08:22 Жестче. И приятное, и неприятное перестает восприниматься как черно-белое, хорошее-плохое. Такой человек способен называться духовно развитым. Проблема, которую мы сейчас разобрали, можете себе где-то отметить, называется проблемой двойственности материального мира. Если вы будете изучать философию, то, то, что я сейчас рассказывал там будет называться проблемой двойственности материального мира. Мы думает, что что-то черно-белое, что что-то хорошее-плохое, что-то противоположное. Нет. Оно все нам хочет показать путь. Пока мы находимся в черно-белом варианте мышления, мы будем кого-то считать своими друзьями, а кого-то считать своими врагами. А потом что-то произойдет, и друзья станут нашими врагами, а враги станут нашими друзьями. Замечали? От любви до ненависти – один шаг.

01:09:17 И так постоянно. Толка никакого. Ноль. Пока мы не встанем над этим. А это совершенно нелогично. «Как это нет хорошего-плохого? Как нет черно-белого? Как это все одинаково?». Оно не одинаково. Мы будем испытывать разные чувства, но осознавать мы это будем как благоприятное для нас. По этой теме можно вопросики мне задать. Мы разобрали вводную тему.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] минимум? Минимум – это то, что мы способны терпеть год. Если вы год что-то можете терпеть – это минимум. Если вы готовы год что-то делать… как человек бегать начинает каждое утро, ещё что-то. Все дают такие обеты. И через два дня всё это заканчивается. Нет. Если мы за что-то беремся, мы должны проверять свой минимум. Очень легко он проверяется – временем. Насколько мы готовы этот минимум практиковать.

01:10:38 Сколько времени. Как проверяется любовь? Она проверяется термином «навсегда». Люди должны прийти в ЗАГС и сказать, что они навсегда готовы быть вместе. Тогда можно что-то начинать. Если мы готовы на два дня это попробовать, вряд ли особенно кто-то согласится. Сейчас выйдите на улицу и кому-то предложите: «Можно я тебя 2 дня полюблю?», а если он скажет: «Можно я тебя месяц полюблю?», вы согласитесь выйти замуж? Но так и происходит! Мы любим месяц, потом все заканчивается, потом начинаем друг друга ненавидеть. Почему это происходит? Мы сразу не подумали о том, а готов ли я в реальности на всю жизнь связать себя какими-то обязательствами?

01:11:31 Готов ли я на это? Мы же разумные люди, мы не должны терять свою голову. Есть такое интересное животное, насекомое – богомол. У него такая интересная голова, странная. Пока у него есть голова, он не способен вступать в любовные связи со своей супругой. Голова ему мешает. Поэтому его жена, чтобы вступить с ним в любовь, откусывает ему голову. У меня такое чувство, что у нас происходит также. Мы сначала теряем голову, потом вступаем во всевозможные связи, а потом оказывается, что мы к этому не готовы. Похоже происходит. Нельзя, когда голова потеряна, создавать какие-то связи. Нужно успокоиться. Поэтому дается более длительный срок. Нельзя за месяц принять решение: жить вместе или нет. Кто готов в этом зале остаться со мной на всю жизнь?

01:12:55 Ааа, полтора часа достаточно. Но если кто-то говорит: «Я с вами останусь, Вячеслав Олегович!», это что значит? Голову ему снесло. Я скажу: «Нет! Через месяц приходи, поговорим». На Востоке годами думают на эту тему. Три года думают, 5-7лет, 10 лет, прежде чем создать семью. Когда это было создано без оторванной головы, в трезвом состоянии, тогда хватает силы оставаться вместе.

01:13:39 Хватает силы оставаться вместе. Наш минимум проверяется временем, насколько мы готовы этим заниматься. Время проверяет все. Проверяйте себя временем, минимум сразу будет понятен. Еще вопросики. Что вызвало сомнения.
[Вопрос] не разборчиво

01:14:28 [Рузов В.О.] я не говорил, что надо проверять годами, я объяснял саму схему, что мы должны понять, насколько мы готовы. Если мы решили, что мы готовы, тогда можно терпеть и быть благодарным. Как институт. Сколько народу в институт поступает? После первого курса что происходит? Более 80% просто уходит, разбегаются. Не готовы учиться дальше. Также происходит в семье. Тоже 80% разбегаются в первые три года, почему? Просто не готовы. Мы выясняли, что культура и разум – это умение принять добровольный обет, никто никого не заставляет. И дальше только терпеть и благодарить.

01:15:18 Терпеть и благодарить. Иначе, толку никакого от жизни не будет. Никакого. Мы должны сами для себя принять обет. Если я на что-то согласился, то, что бы потом ни происходило, я должен терпеть и благодарить. У нас не получится все сделать идеально. У нас не получится связать с идеальным человеком жизнь, знаете, почему? Потому что мы меняемся. Даже если сейчас кто-то для вас идеален, через три года вы изменитесь, вы и он. И что произойдет? Вы уже не будете идеально подходить друг другу. «Он идеально подходит для меня» - самая большая глупость, которая только может быть. Никто идеально друг другу не подходит. Даже стул для вас идеально не подберешь. А тут человек! Он сам себя не понимает, мы это разбирали в начале лекции. Мы не понимаем, что мы хотим, мы не понимаем, что он хочет. Мы оба не понимаем, что мы хотим друг от друга, и это называется идеальная совместимость. Как только хотя бы один поймет, что он хочет от другого, тут же все придут в ужас! Что такое любовь? Любовь – это пока мы не раскрываем друг другу все свои намерения.

01:16:26 Как только раскрыли друг другу все свои намерения и планы, все! Любовь тут же заканчивается! «Это для этого мы создавали семью?» Мы должны понимать, что мы ничего не сможем сделать идеальным образом, и если мы на что-то решились, тогда мы должны это продолжать, не смотря ни на что, сохраняя терпимость и благодарность. Вот схема. Это схема нормальной человеческой жизни. Да, она не будет на 100% веселой, цирком не будет. Большей частью она будет состоять из усилий терпеть и быть благодарным, но это сделает нас людьми. Мы будем чувствовать, что мы растем. Что мы не зря живем, что мы что-то нормальное в этой жизни делаем. Что мы способны следовать своим решениям, принимать обеты, быть терпимыми и благодарными. Что мы действительно живем как люди. А не как богомолы.

01:17:34 Жизнь – это некоторый путь жертвенности. Невозможно прожить жизнь за счет других. Нужно жить на основе самоотдачи. Нужно уметь платить за свои ошибки. Что это значит? Мы сделали что-то и другие не должны от этого страдать. А, соответственно, мы должны терпеть и быть благодарным другим, что они нас тоже терпят. Очень просто. Если в этом духе человека воспитать, его жизнь пройдет более-менее гладко.

01:18:18 Это не значит, что в его жизни не будет плохого. Оно будет. Но всё это пройдет гладко, потому что он это нормально воспримет. Он с этим справится. Нет института без экзаменов. Есть разное отношение к обучению. Воспитание дает разное отношение к обучению. Еще вопросики.
[Вопрос] не разборчиво

01:19:18 [Рузов В.О.] чтобы активизировать процесс роста, есть один вариант, но разбитый на подварианты. Этот вариант называется «общение», общение с тем, кто уже достиг какого-то результата. Кто достиг более высокой платформы, чем мы. Соответственно мы можем или общаться с таким человеком, или, как вы правильно сказали, читать о таком человеке. Всегда существуют какие-то произведения, которые являются жизнеописанием таких людей. Это не просто жизнеописание человека, который занимался культурой или искусством, толку от этого не будет. Должно быть жизнеописание человека, который работал над собой.

01:20:11 Таких произведений много, в разных конфессиях есть свои направления. Житие святых. Много вариантов. Лучше же, конечно, общение. Всегда есть кто-то, кто стоит на ступеньку выше нас. Если мы не видим никого, кто стоит на ступеньку выше нас, лучше пойти застрелиться. Это значит, что мы при смерти. Разумный человек всегда должен видеть, что вокруг него множество людей, которые больше понимают, чем он. Это состояние разума. Если мы не видим, что вокруг нас есть люди, которые больше понимают, чем мы, значит, что мы уже при смерти. Предсмертное состояние. Всегда есть кто-то, кто разбирается больше, чем мы. Всегда есть люди, которые испытали больше, чем мы. Даже если человек старше нас возрастом, он испытал больше, чем мы. Если человек старше нас по званию, он испытал больше, чем мы. Если человек в чем-то более опытен, чем мы, он испытал больше, чем мы. Мы можем столько получить интересного от такого человека! Мне всегда очень интересно. Это не так, что мы можем получить опыт только от духовно развитого человека.

01:21:33 Нет. Мы можем получить опыт от любого человека, который хоть что-то испытал, хоть что-то прошел. Это дает такое интересное понимание того, сколько всего интересного можно в жизни получить. И как потом всё это терпеть и быть за это благодарным. Это дает нам возможность подготовиться к чему-то. Если мы не можем получить опыт от более духовно развитого человека, мы должны получить опыт от более взрослого человека, или от более воспитанного, от более грамотного человека. Какой-то опыт можем получить.

01:22:14 Этот опыт мы можем анализировать: как бы я мог терпеть и быть благодарным в этой ситуации. Не просто переживать это как водевиль, как телесериал. Нет. От этого толка никакого. Мы должны извлечь из этого философское благо: как бы я, если бы попал в эту ситуацию, терпел и был благодарным. Вы увидите, что мы много ситуаций не смогли бы терпеть и быть благодарными. А люди вокруг такие терпеливые и благодарные! Мне когда рассказывают… ко мне приходит много людей, и рассказывают… так люди мало что рассказывают друг другу… я вам тайну скажу, никто не рассказывает подробности. Но т.к. я консультант-психолог, люди мне иногда всю правду-матку… и я диву даюсь, насколько люди терпеливы и благодарны, как они умудряются сохранять спокойствие в этой ситуации. Раньше это называлось «пойти в люди». Что это значит? Это значит пойти к тем, кто страдает, и помогать им.

01:23:23 Если у нас нет возможности прямого духовного роста, и мы идем, видя людские страдания, и помогаем людям, и понимаем, что наша жизнь – просто мед. Мы просто в сахаре все катаемся. Я, когда вижу бедные районы этого мира, когда приезжаю в какие-то бедные страны, я понимаю, что Россия – это просто рай на Земле. Я, когда потом сюда возвращаюсь и вижу всех жалующихся, я их понять не могу, я им говорю: «Вы просто не понимаете, как вы хорошо живете!» Один раз достаточно увидеть, как люди по-настоящему страдают, как они живут… съездите в Африку, посмотрите. В Бенгалии есть такая поговорка: мне жали ботинки до тех пор, пока я не встретил безногого. В люди можно прямо тут сходить. Была такая традиция, какой бы он ни был богатый, каким бы он ни был образованным, он обязательно время от времени шел в люди.

01:24:37 Он брал что-то и шел помогать. Что-то делать, лучше всего это кормить. Самый лучший вариант. Каждый человек, у которого есть семья и который способен себя накормить, обязан хотя бы раз в год пойти и накормить других. Много. Обязан посмотреть на голодных. Иначе он перестанет ценить еду. Он перестанет воду ценить, он перестанет ценить то, что мы можем пить из-под крана. Знаете, что вы можете пить из-под крана? Можете мыть фрукты водой из-под крана. Вы знаете, что во многих странах мира нельзя мыть фрукты водой из-под крана, а потом их есть?

01:25:23 Я открою страшную тайну. И руки нельзя мыть водой из-под крана. Вы умрете через три дня. И просто воды из-под крана нет. В конце концов. Много чего нет. Как только мы ходим в люди и делаем что-то, мы тут же становимся на порядок разумнее, на порядок счастливее, на порядок благодарнее и терпеливее. Обязательно нужно выбрать что-то, найти для себя подходящее и пойти, что-то сделать. Называется «благотворительность». Нужно что-то делать, никто никогда этим не брезговал. На Руси этой всегда было традицией.

01:26:04 Что-то делать. Как только есть возможность кому-то помочь, не теряйте ее. У меня был опыт, когда я полностью переоценил свою жизнь. Мы раздавали пищу участникам Великой Отечественной войны. Я вам открою тайну, что мы видим участников ВОВ только на параде с орденами, приободрившихся, живых и не больных. Но если вы реально походите по квартирам и увидите, как они живут, мир изменится. Это самая добрая ситуация, я уже не говорю про инвалидов, про умалишенных и т.д. У меня был опыт, несколько лет я занимался благотворительностью. Я был директором благотворительной организации. Я знаю, что это такое, я до сих пор точно уверен, что я живу в раю. Моя жизнь – это 100% рай. Потому что я видел, как живут другие. Мы просто не видели это. Но это нужно видеть. Когда мы перестаем ценить условия нашей жизни, тогда мы становимся циниками. Мы не способны развиваться, начинаем требовать большего. Не понимаем, что у нас уже намного больше, чем нам нужно.

01:27:28 Начинаем требовать еще. Так проходит жизнь. Просто пропадает. Требуем то, что нам и не нужно вовсе, у нас и так уже все есть. То, что у нас просто есть вода – это уже много. Большинство стран не поверило бы в счастье пить воду из-под крана. А у нас есть такая возможность. Пока еще. И то, мы заказываем фильтры. Так интересно!

01:28:15 Вопросиков больше нет? Мы будем продолжать в этом духе 3 недели подряд, 5 дней в неделю. Все зависит от ваших возможностей и терпения, и вашей благодарности. Все будет записываться. Потом вы сможете все получить, записавшись на диск. 3 недели я буду читать этот семинар, потом я уеду на 2 недели в Индию, потом я приеду, и мы радостно продолжим. Спасибо большое, что смогли сегодня прийти. Было очень приятно.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 06 August 2013