Лекция 13

Москва - 01 января 2007
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:41:12 | качество: mp3 64kB/s 46 Mb | прослушано: 432 | скачано: 538 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, вопросики, какие есть по 12-му стиху, по всем предыдущим темам.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Нет. Ману относится к разряду прародителей, праотцы. Поэтому Ману – английское слово man – человек, мужчина. Man, ману тут так они перекликаются, т.е. прародитель – тот, кто дает какое-то определённое… дает начало какому-то роду.

00:01:00 Поэтому, в разные времена известны разные прародители, и вот такая вот, в общем-то, должность прародителя звучит как «ману» это описывается и мы видим, что у нас разные прародители, видя по нашим каким-то национальным признакам, есть явные отличия, переходят в какие-то характеристики от разных праотцов, прародителей, видно конечно же какое-то начало, что мы имеем какие-то такие социальные характеристики, какие-то черты характера общие, даже какие-то телесные признаки, иногда цветом кожи отличаемся достаточно серьезно, поэтому да, есть такие разные прародители, несут в себе определённые черты характера, давая определённую обусловленность в душе, чтобы она могла в этом мире как-то реализовать свои потребности определённым образом. Чтобы она себя чувствовала нормально, в нормальном, соответствующим ей окружении.

00:02:06 Мы чувствуем себя нормально, когда окружение нас понимает, поэтому, в общем-то эти национальные особенности, они тоже нужны, чтобы мы себя нормально чувствовали, мы сразу же видим, кто меня будет понимать. Вот, например, когда мы уезжаем за рубеж, где-то очень далеко встречаем русского, сразу очень довольны. О, родственная душа, сразу поговорили о борще, о пельменях, все сразу довольные, говорим: «Да, трудно тут без борща, без пельменей». Вроде, тут не ценишь, там начинаешь ценить. Или просто хлеба нет такого. Даже просто к хлебу привыкаешь, уже хлеба долго не ешь такого, уже всё, уже … Видно, что человек тебя понимает, поэтому даже на чужбине всё равно, даже представители какого-то одного такого класса, мировосприятия стараются объединяться вместе, какие-то организовывают схемы социальные, какие-то структуры, диаспоры, чтобы быть в кругу понимающих. Это делает сознание спокойным, это делает отношения спокойными, всё понятно. Т.е. понятно, что ожидает впереди. Т.е. нет сюрпризов.

00:03:25 Поэтому, например такие отношения с явно отличающимися людьми, они несут в себе какие-то в себе сюрпризы, таят, потому что мы не знаем, что там скрыто. Мы знаем, что например человек одной системы мировосприятия, он может быть по своей природе искренним, он всё выскажет в глаза, всё раскроет, например, как русская традиция, поскандалит, всё высказать, накалить всё до максимума. Это понятно всё – поскандалили, поругались, и живем дальше спокойно. Но в другой какой-то системе этого не будет. Не будет никогда, никто ничего не скажет, может быть такие, часто, особенно, встречался. Всё очень добренько, настолько добренько, что начинаешь подозревать, что надо быть очень аккуратным, то слишком все добренько.

00:04:29 Потом понимаешь, что в культурной традиции положено до конца всё скрывать. Потом, вдруг, с таким сталкиваешься каким-то поведением за твоей спиной, что становится плохо, и думаешь: «Вот, какие двуличные люди!» Они не двуличные. У них так в культуре положено. Это мы просто такие, а они такие. Просто мы разные, а не то, что одни более искренни, а другие более двуличны… нет, просто мы по-разному проявляем свои культурные особенности. И когда мы знаем, как они проявляются – нам проще. Мы себя чувствуем расскованней, спокойней, нам понятно всё, проблемы нет. Но когда мы в какой-то другой среде, всё очень непонятно, подозрительно, мы не знаем, как себя вести. Что как? Ничего не понятно. Поэтому, конечно же для нашего здоровья, если мы хотим быть здоровыми, нужно быть в понятной среде, тогда мы будем здоровы, если среда непонятна – мы напряжены, мы ждем подвоха.

00:05:29 Конечно, будем болеть, будем просто болеть. Поэтому, со всех сторон, это нормально быть в среде. И тоже самое распространяется на философскую схему. Философская схема такая же, тут уже наши особенности не имеют большого значения, но в философском плане нужно тоже быть в окружении того, кто тебя понимает. Иначе тоже чувствуется некоторая одинокость, напряженность, ожидание какого-то сюрприза. И тут нужно иметь какую-то возможность, чтобы общаться с себе подобными. Это нормально. Поэтому, принцип, он распространяется на все уровни поведения.

00:06:20 Еще вопросики, пожалуйста.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Даются в Ведической традиции, имя обозначает качество. У нас так же. Если посмотрим на имена, они означают качество. И фамилии, Дровосеков – все понятно. Плотников, и т.д. т.е. мы понимаем с чем связано, т.е. какие-то качества определяются. Поэтому, чем личность интереснее, тем больше имен у этой личности. Больше качеств дается. Поэтому, больше всего имен у Бога, так как это самая интересная и непонятная личность, поэтому там миллионы и тысячи имен, тысячи и миллионы имен. Если личность по проще, то уже насчитываются сотни, поэтому, обычно есть какие-то трактаты, которые описывают 108 имен полубогов, можно найти 108 имен Лакшми, 108 имен Шивы, уже на какой-то другой уровень, и даже если мы чего-то достигаем, то нам дают какие-то звания. Иногда даже может, чтобы их зачитать уйдет минут 5, дважды орденоностным, трижды там, четырежды… и т.д. когда зачитывают все награды, почести… иногда очень долго уходит, очень большая такая речь.

00:08:06 Поэтому, чем личность более известная, тем более развернуто описание этой личности. Поэтому встречаются разные имена. Разные характеристики. Как правило, если мы знаем перевод, то мы понимаем данную характеристику. Так очень интересно, по поводу таких восточных имен целые трактаты написаны, что они значат. Потому что огромное количество имен. У нас немножечко есть такое некоторое ограничение, мода некоторая, поэтому основных имен не много, но в восточной традиции миллионы, просто миллионы. Поэтому, можно постоянно встречаться с абсолютно новыми именами и удивляться насколько бесконечен этот мир, имя должно подчеркивать, опять-таки, характер человека. Поэтому традиционно долго подбирается имя астрологическим путем, и в результате наблюдения родителями за детьми по некоторым традициям имя дается через год, после рождения ребенка.

00:09:10 Т.е. год смотрится, как он себя ведет, и подбирается имя в соответствие с его качествами характера, с советами астролога, и это имя должно всех устраивать, поэтому иногда два, три имени дают. Есть детское имя, которым сразу нарекают, чтобы звать с самых первых дней, есть имя, которое уже дали, обряд ребенку навсегда, есть имя, которое дают при духовном посвящении, есть имя, которое дают при отречении человека, поэтому такого человека, пожившего долго в такой серьезной культуре, у него целый набор в нем. Такой набор, это нормально. Еще вопросики?

00:10:00 [из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Речь идет не о неравенстве, а, речь идет, наоборот, о равенстве всех перед Богом. Т.е. мы все как души равны перед Богом, но социально у нас есть разные предпочтения. Поэтому, социально человеку дается возможность уважать свой выбор, следовать своему выбору, а не идти за модой. Т.е. дается, как знаете у нас стих был такой, что все работы хороши, выбирай на вкус. Такая идея, поэтому [варнашама] это умение быть довольным своей работой. Это такой некоторый глобальный профсоюз. Такие 4-ре глобальных профсоюза.

00:11:15 Первый профсоюз – это профсоюз учителей, второй профсоюз – это профсоюз руководителей, третий профсоюз – это профсоюз торговцев, и четвертый профсоюз – это профсоюз служащих. Вот четыре профсоюза и они стоят на защите своей деятельности, обеспечивая её уважение, значимость, какую-то финансовую подоплеку. Поэтому, наоборот, это институт, который поддерживает равенство деятельности, уважаемость деятельности, поэтому это уважение – это результат правильного подхода к системе разделения по своему предназначению.

00:12:00 Мое предназначение – человек не стесняется своего предназначения. Если человек чувствует, что именно это его предназначение, то он находит эту систему, которая поддерживает его, и ему не стыдно. Потому что время от времени какие-то классы объявляются постыдными. Как какое-то время класс торговцев был постыдным, да? Спекулянтами называли, боролись, все достаточно трудно было бедным людям, по природе хочется все перепродать, и их оскорбляют сильно, «спекулянтами» и т.д. ну, вот, люди такие, не могут не перепродать, невозможно. Или интеллигенция была в своё время, после революции под давлением, только у нас могло возникнуть такое выражение, как «вшивый интеллигентишка». Это надо ж умудриться, такое сочетание придумать. Т.е. явно, что не к добру. Причем, до сих пор такое вот сохранилось, поэтому время от времени в негармоничной культуре происходит давление на какие-то определённые прослойки. И «варнашам» - это система гармонизации.

00:13:15 Когда всё гармонично, когда все направления жизнедеятельности, они уравновешены, они уважаемы в обществе. Нет этого перекоса, а то вот, видите, перекосы время от времени происходят. Побеждает какой-то один класс и всё, и делай, что хочешь. А все остальные ни к чему, или там военный переворот – это победили военные, и всё. И ничего не сделаешь, военный режим, ничего не поделаешь. Но сейчас эта система не работает. Так как культура уничтожает людей, поэтому нет уважения к чужой специальности. Эта работа не уважается. Человек сам не уважает свою работу, так как считает, что занимает её временно ради денег, а если подвернется случай и денег будет много, он никогда в жизни больше не будет работать. Т.е. человек работает, чтобы не работать.

00:14:10 И соответственно, он не уважает других так же, думая, что другие точно так же работают, чтобы не работать. Поэтому, такое давление создается психологическое, и всем немножко неприятно. Такое чувство, что ты враг какой-то, если заходишь в магазин, ты враг, например. И к какому-то сотруднику каких-то органов вы приходите, тоже себя чувствуете врагом. Каждый человек, который попадает в зону деятельности чьей-то работы, начинаешь себя чувствовать таким, мешающим, потому что работа – это по своей природе забота о ком-то. Но когда забота не проявлена, то все начинают мешать, все только мешать начинают, поэтому сейчас все просто мешают друг другу, поэтому и такие отношения, такие вот… депрессивное состояние. Все мешают друг другу.

00:15:03 А варнашама – это всеобщая забота, это когда все рады друг другу, как объекты заботы, поэтому все очень рады, очень рады забота. Есть о ком позаботиться, все очень рады, очень рады. Просто глазам не веришь. Даже когда бываешь в местах, где хотя бы чуть-чуть проявлена вот эта забота, прямо глазам не веришь, насколько люди заботятся, насколько вот это глубоко, вот эта идея позаботиться друг о друге, насколько все рады вот этой возможности позаботиться.
Итак, мантра тринадцатая, насколько я помню звучит она так на санскрите: [читает на санскрите]

00:16:12 Что переводится так. Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иные плоды, чем поклонение тому, что не является высшим. Все это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили. Т.е. речь идет о чем? Речь идет о том, что если человек по ошибке, или неведению встаёт на ложный путь развития, то рано или поздно он это заметит. Рано или поздно мы заметим, что мы не туда едем. Вот бывает, сели не на ту ветку и поехали. Вы заметите через некоторое время. Не на тот автобус сели – вы заметите, что-то не то. Что-о незнакомый маршрут. Что-то не так. Другое всё. Что-то не так. Поэтому, когда человек встаёт по ошибке, или неведению на ложный путь он замечает рано или поздно.

00:17:13 Особые признаки, которые должны его насторожить. Мы должны знать эти признаки. Что-то нас должно насторожить. И в первую очередь нас должно насторожить проявление такого негативного качества, как гордость. Гордость – это явный признак того, что мы едем куда-то не туда. Что какой-то маршрут не тот. Знаете, как иногда бывает, что спереди один номер автобуса, а сзади другой. Так интересно. И все садятся в два автобуса, едут и гордость – это остановка в развитии. Если проявляется гордость – значит мы остановились. Гордость – это скрип тормозов. В общем, всё. Подозрительно, остановились и стоим. Все сразу же нервничают. Замечали? Ну, попробуйте, что хотите остановите – сразу же все будут нервничать.

00:18:00 Метро остановите на пару часиков, все будут очень сильно нервничать. Очень сильно будут нервничать. Очень сильно. Лифт остановите на пару часиков, не дай Бог, сегодня вечером. Очень сильно будем нервничать. Или вас сейчас милиция остановит и скажет: «Стойте здесь, никуда не уходите». И очень сильно будем нервничать. Если нас остановить – все будут нервничать. Поэтому, когда приходит гордость – это наше развитие остановилось. Мы начинаем нервничать. Что-то не то, вроде делаю тоже самое, а не чувствуется развития. Стоим, стоим. Все начинают нервничать. Нервы появляются, волнения, тревоги, что ж такое? Гордость может быть в разных вариантах. Особенно опасна гордость, которая становится идеей нации, или государства. Не помню, я рассказывал, нет? Однажды НАСА запустило Аполлон, и гордо на весь мир заявило, что: «Мы доказали, что наука не зависит от Бога». Была история, я рассказывал? «Мы доказали, посмотрите, всё! Наука не зависит от Бога!» Но потом начался пожар на корабле, начался пожар, ничего нельзя было поделать и тогда НАСА объявило по национальному телевидению просьбу, чтобы вся нация молилась Богу о спасении космонавтов. Чтобы все молились Богу о спасении космонавтов.

00:19:30 Не прошло и двух дней между двумя этими заявлениями. Вообще, чем наглее культура, тем интереснее сравнивать высказывания в этой культуре через некоторое время. Интересно, поэтому очень часто аналитики проводят такие высказывания, что говорится, буквально в течение месяца, всё меняется настолько иногда… заносчивы бывают люди, что не проходит и нескольких дней, а иногда и часов, чтобы мнение полностью изменилось на противоположное. Полностью на противоположное.

00:20:05 Так интересно. И разумный человек приспосабливается, пытается приспособиться к этой ситуации, которая возникает вокруг него. Неразумный – пытается приспособить мир к себе. Разум – это умение приспособиться к ситуации. Глупость – это приспосабливать к себе мир. Для этого необходимы некоторые качества характера, и гордость мешает этому умению приспосабливаться. Поэтому прогресс… мы должны вспомнить такой момент, мы тоже о нем немного говорили, прогресс зависит от неразумных людей сейчас. Прогресс возникает по неразумности. Т.е. современный прогресс – это успешное, очень успешное проявление глупости. Мы не против прогресса, упаси Бог, но мы должны точно определиться, что такое прогресс. И восточная философия определяет прогресс, как развитие человеком способности себя контролировать. Вот это прогресс.

00:21:20 Если человек развивает способность себя контролировать – это считается прогрессом. Если изобретается то, что мешает контролировать чувства, мешает контролировать поведение – разве это прогресс? Это не может являться прогрессом. Это регресс. То, что мешает контролю чувств – это регресс. То что помогает контролю чувств – это прогресс. Например, свет! Прости, Господи, за свет. Свет помогает контролю чувств, или мешает контролю чувств, как вы думаете? Присаживайтесь… Например, человек должен во время лечь спать, это контроль чувств, человек должен прийти с работы, поесть, почитать книжку и лечь спать. Вот, искусственный источник освещения помогает ему контролировать свои чувства или мешает?

00:22:12 Мешает. Я не против света, упаси Бог, свет не будем выключать. Сам принцип, что в философском плане искусственный свет нельзя назвать прогрессом.
К сожалению. Да, простит меня весь прогресс вместе взятый, но он мешает контролю чувств, поэтому люди ложатся спать в Бог знает во сколько. Факт? – факт. Так уже происходит. И поэтому, мы должны точно понять, что же нам помогает, а что нет? Например, стул – т.е. человек, если сидит на ровном и твердом, он контролирует свой позвоночник, иначе сидеть, просто, невозможно. Иначе нужно просто лечь. Для того, чтобы сидеть на ровном и твердом нужно контролировать свой позвоночник.

00:23:03 Никак иначе. Нужно позу принять. Но если мы сидим на кресле иди диване, это помогает нам в контроле нашей спины? Никак. Потому что они специально устроены, чтобы развалиться. Это поэтому прогресс? Не прогресс. Поэтому, мы видим и должны четко понимать, мы не против прогрессов, мы не против диванов и стульев, упаси Бог. Мы должны четко понять, что такое прогресс. Потому что заявляя, что мы в чем-то прогрессируем, нужно понять, а в чем же мы прогрессируем? И тогда мы будем делать более разумные шаги. Поэтому, прогресс – это отказываться умение контролировать, и отказываться от ненужного и глупого – вот это прогресс. Это действительно показатель развития цивилизации. Цивилизация прогрессирует, если она способна отказываться от глупостей, контролировать свои чувства, избегать ненужного. Вот это прогресс цивилизации.

00:24:03 Если мы просто научились выскакивать, как мячики, в космос, и залетать быстренько обратно, так знаете, если со стороны посмотреть, такие мячики выскакивают: «Что тут, где? Ясно» - и назад. Это нельзя назвать большим прогрессом. Это как рыбы выскакивают из воды, назад. Так же наши космонавты. Вылетели: «Ой, кто здесь, кто здесь?» и улетели. Прогресс… Прогресс – это нечто внутреннее, прогресс – связанное с качествами человека. Поэтому, когда, например, из-за своей лени человек не хочет готовить вкусную и здоровую пищу, нужно что-то изобрести для убыстрения, например микроволновая печь. Изобретается, чтобы было быстрее, как можно быстрее, как можно проще, без усилий. Холодильник изобретается, полуфабрикат изобретается. Полуфабрикат – вообще страшное название. Пол уеда. Тогда полу что? Полу еда, полу что? Вот вопрос, если это полу еда, тогда она полу ещё что? Очень подозрительно.

00:25:22 Т.е. это не прогресс, это путь к быстрому старению. Нет ничего более вредного, чем вот такая вот пища. Потому что тело быстро стареет, мозги отключаются, нет понимания, несвежая, плохо приготовленная пища. Намного легче изобрести кондиционер, чем правильно построить проветриваемый дом, чтобы он самопроветривался естественным образом. Проще изобрести трактор, нефтеперерабатывающие заводы, потом воевать за них всю жизнь, чем просто заботиться о быках. Проще, все эти нефтепроводы несчастные, проще. Т.е. все заканчивается тем, что прогрессом считается то что легче, быстрее и не требует поддержания и заботы. Прогрессом считается то, о чем не надо заботиться. Вот если бы мы изобрели то, о чем не надо заботиться – это прогресс.

00:26:16 Вот здорово, замечательно. Такая штука, ничего не требует, заряжать её не надо, поддерживать не надо, сама работает, не ломается. Вот прогресс. А мы будем просто лежать и отдыхать, все будет хорошо. Прогресс – это желание ничего не делать, одним словом. Чтобы роботы работали, потому что они железные. Чтобы роботы работали, такая вообще страшная идея, чтобы роботы работали, а человек ничего не делал. Руководил. Очень подозрительно. Одним словом, к чему мы подошли, к тому, что любовь – это не эффективно, не экономично, и вообще, глупо. Потому что требует большой заботы. А современное понимание прогресса – это избавиться от заботы.

00:27:05 Поэтому, ребенок сейчас что? Сейчас идея с рождением детей не прогрессивна. Почему? Потому что требует много заботы. «Мы же жизнь потеряем, воспитывая этих детей», - говорит современный человек. «Я жизнь же потеряю? А когда жить? Эти дети! Жить-то когда?» Очень подозрительно. Требует заботы. Ребенок требует заботы, причём на всю жизнь. Один раз родил – заботься всю жизнь. Представьте себе. Это очень неэкономично, невыгодно. Вообще, детей рожать невыгодно. Один раз родил – всю жизнь им деньги давай. А они ничего не делают вообще. Очень невыгодная структура. Но она не имеет отношения к выгоде. Потому что неправильно понимается прогресс. Семья оказывается очень сложной и ограничивающей. Такие ограничения! Зачем такие ограничения? Очень сложно всё. Достаточно просто немножко познакомиться как-то, погулять, и всё. Можно даже не спрашивать, как зовут партнера.

00:28:05 Не обязательно. Кличка вполне устроит обоих. Ник. Кличка. Да. 56-64-81 РБГД-6. Понимаете? И сиди думай, кто это? Мне когда пишут, спрашиваю: «А вы кто? Мужчина или женщина?» И мне такой ответа: «Как вам не стыдно?» Я говорю: «Значит, женщина» Я спрашиваю, а как я догадаюсь, что 56-64-81-РБГД-6 это женщина? Я не знаю, никаких признаков половых нет в этом имени? Как догадаться? Даже если имя Саша – я не знаю, кто это мужчина или женщина? Бог знает, кто это Саша? Он или она». Очень трудно сейчас общаться, мне очень трудно. Я все время, для меня это целая проблема, когда мне кто-то пишет, я пытаюсь узнать «Кто вы? Вы кто? Вы хоть представьтесь? Кто вы, я не знаю, с кем я разговариваю? Мужчина, женщина, сколько вам лет? Откуда я знаю, сколько вам лет? 80 или 15, я не знаю, сколько вам лет, ну представьтесь». Т.е. уже пропала эта культура, помните, мы говорили, что культура, это когда кто-то третий представляет обоих друг другу.

00:29:20 А теперь вы просто сидите и вам приходит сообщение «Вы добавлены» и думаешь: «Да, я добавлен, это не к добру». И так немножко пробивает холодок… меня добавили! Я все поэтому сразу пишу, когда знакомлюсь – «Я женат» сразу всем, потому что так всё очень бесцеремонно. Всё так просто и легко, надо всем всё объяснять. Ужас. Культура минимальна. Т.е. кличек вполне достаточно. Люди готовы общаться на уровне кличек. Никого истинное имя не интересует. Вообще никого.

00:30:00 Абсолютно никого не волнует кто ты, что ты, откуда ты. Так мы скатываемся на уровень ниже животного. Даже у белочек есть привязанность к семье и детям. Белочка, простая белочка умирает от разлуки с собственной семьей. Белочка! Умирает, если её от семьи убрать, она умрет от горя. Белочка. А у нее мозгов-то… одна ложка чайная, даже она умирает от разлуки.
Итак, гордость разрушает накопленное человечеством умение себя ограничивать. Мы накопили это, такой опыт себя ограничивать, столько всего действительно пережито, столько святых показали свои примеры, столько аскезов прожили жизни, столько примеров, всё для нас, для нас, для нас, но за несколько лет мы умудряемся всё разрушить.

00:31:00 Одна секунда гордости, мы говорили, разрушает тысячу лет аскез! И приходит вожделение. Вожделение – это наказание за гордость. Поэтому, видите, сейчас все так немножечко озабочены. Такой мир немножко озабоченный. Всё, везде немножечко «про это». Всё обязательно немножечко к этому сводится, чтобы вы не делали. Всё, любая телепередача, любой фильм, любой мультфильм, всё немножечко с уклоном. Потому что приходит как наказание – вожделение, ослепление. Вожделение – это ослепление. Сейчас человеку нравится быть таким сексуальным, но это переводится, как «ослепленным». Сексуальный, значит ослепленный. Значит, без мозгов. Мозги отключены. Что-то одно: или то, или другое.

00:32:01 Мозги отключены, не работают. Ослепленность. Поэтому так в человеческий мир приходит похоть и заменяет собой любовь. Теперь успешным считается такой сексуальный человек, а не верный, надежный… подмена происходит. Подмена. Поэтому, мы выяснили, гордость – это форма ослепленности. Это форма ослепленности своей правотой. Человек ослеплен. Всё, прожектором его в лицо. Поэтому, есть такое, например, известное цыганское проклятье, самое страшное цыганское проклятье «что б ты возгордился», страшное «что б ты возгордился», и всё. Всё остальное придёт само собой. Весь набор. Этого достаточно, чтобы разрушить жизнь человека. Поэтому нужно сопереживать гордому человеку, потому что он уже при смерти. У него уже всё разваливается, всё под ним шатается. Поэтому, если вас кто-то обижает, или оскорбляет – просто пожалейте этого человека, потому что всё это поведение – оно от гордости происходит. Раз человек так горд, то о нем надо заботиться, купите ему там килограмм мандаринов, пусть съест, лекарств купите хороших. Так интересно происходит.

00:33:36 И вот эта слепота от гордости, ослепление от гордости считается самая опасной слепотой, так как человек это замечает не сразу. Человек ослеп, но не замечает своей слепоты, ему кажется, что он всё видит очень точно. Ему кажется, что он всё очень ясно воспринимает. Это очень опасное явление. Разъедает саму душу человека. Полная иллюзия. И в последней стадии такого ослепления является оскорбительное отношение к окружающим. Это уже последняя стадия. Человек становится оскорбителен.

00:34:12 И на Востоке очень интересно говорят про оскорбления, например, есть такое высказывание «оскорбить человека - перерезать себе вены». Очень необычное высказывание. Почему так говорится? Потому что вот это вот поведение полностью убивает наше сознание. Мы как будто, сами вскрыли себе вены, и все эти жизненные соки, вся наша энергия, она вытечет из нас. Мы совершили ужасное действие. Поэтому кровь жизни вытекает из тела и смерть приходит незаметно, но неизбежно, человек слабеет, сереет на глазах, будущее меркнет, теряет свой смысл. Поэтому гордость – это такой психологический алкоголизм. И поэтому возникает вот этот настоящий эффект опьянения. И толку никакого нет. Поэтому нужно уметь оценивать своё поведение.

00:35:27 Ту же историю можно вспомнить, не помню, рассказывал её или нет. Однажды пять братьев-пандалов, после битвы на Курукшетре совершали большое жертвоприношение. И принесли много даров для бедных, раздавали долго, упорно: золото, ковры, еду. Много всего раздавали, и все были очень удивлены, столько всяких подарков, столько всяких денег, еды. И никто никогда не видел такой щедрости, действительно, столько всего раздавали… это не как у нас, вагон водки привезут, в городе раздадут, и всё: «Голосуйте за нашего депутата». Очень подозрительная щедрость. Так ездят тут у нас депутаты с водкой по району.

00:36:23 Но по совершению обряда явился маленький мангуст, такое маленькое животное, вроде кошки, и половина его тела было золотое. Золотая половина тела, другая простая, и он начал кататься по полу в этом зале, где проводилось жертвоприношение, где раздавались все эти дары. И когда он покатался, он вдруг сказал человеческим голосом: «Все вы врете, это не настоящая благотворительность, ерунда это всё». «Что ж ты такое говоришь, мы целый день раздавали золото, еду, ковры, да что ж это такое? Никто никогда такого не видел: драгоценности бедным, столько людей, все стали счастливыми, богатыми, никто такого не делал». Но мангуст сказал: «Подождите, я вам расскажу одну историю про свой золотой бок».

00:37:10 Он сказал, что в одной деревушке жил бедный человек со своей женой, сыном, невесткой. И они были очень бедны, жили скудно так, и в этой стране был голод несколько лет длился голод, такое бывает иногда, многолетний голод… поэтому они страдали, и семья голодала уже много дней, когда наконец отец принес немного еды, немного муки, и он разделил её на 4 части между всеми членами семьи, и не успели они сесть кушать, как кто-то постучал в дверь. И отец открыл дверь, и там стоял гость. А на Востоке гость священен. Поэтому, его пригласили и отец отдал ему свою тарелку, свою часть пищи, и гость быстро её съел и сказал: «Конечно, большое спасибо, но так как я был очень голоден, то это маленькое количество пищи возбудило во мне аппетит, ещё хуже будет».

00:38:22 И тогда жена сказала мужу: «Отдай ему мою часть», и этот человек, этот гость съел часть жены тоже. Тогда тот всё равно не наелся, и сын отдал свою тарелку, и потом и невестка сына отдала свою тарелку. И когда гость был сыт, он довольный ушел, все эти четверо они умерли от голода, этим же вечером. Не выжили. И я катался в этой пыли этого жертвоприношения, эти крошки прилипли ко мне на мой левый бок, мое тело стало золотым, настолько великим был этот дар, настолько по-настоящему это была щедрость, по-настоящему глубокая щедрость. Люди накормили гостя и умерли от голода, вот это действительно… и мой бок, аж, стал золотым от этих крошек. Я просто прикоснулся к этим крошкам.

00:39:21 А тут я покатался по вашему полу и видите, ничего не произошло, поэтому я хожу по свету, и ищу, чтобы найти что-нибудь серьезное. А это ваша гордость, и всё. Вы думаете, что это благотворительность – а это гордость. Должна быть настоящая щедрость. Поэтому, в Ведах объясняется, что гордость – это корень всего плохого, а смирение – это корень всего хорошего. Гордость – это корень всего плохого, а смирение – это корень всего хорошего. Да, быть гордым весело, быть гордым весело и легко. Ходи себе, гордись. А смиренным быть трудно, так как смирение требует огромных усилий. Огромных усилий, настоящего, серьезного развития.

00:40:09 Гордость ничего не требует, просто ходи и гордись. Или даже не ходи, а просто сиди. А лучше, просто лежать. Лежать и гордиться. Всё, ничего не требует. Но чтобы быть смиренным – огромные усилия. Поэтому смирение похоже на балансирование на натянутой веревке: чуть влево, чуть вправо – возгордился и упал. Чуть влево, чуть вправо – всё, гордость… выводит нас из баланса. Поэтому требуется постоянный контроль, постоянная сила воли. Постоянно человек контролирует себя, чтобы не возгордиться. Сюда понесло, сюда понесло… должен быть в этом состоянии сознания. Особое состояние сознания. Особое, необычное.

00:41:02 Знаете, однажды к Ходже Насредину пришел один человек посоветоваться о деле, изложил ему всё дело, рассказал, и в конце концов спросил: «Ну, как, я прав?» И Ходжа заметил «Тут все ясно, ты прав». На следующий день к Ходже пришел ничего не знавший об этом противник того человека, который приходил к нему вчера, и он также всё рассказал, всё делал, всё очень убедительно, и спросил у Ходжи: «Прав я или нет?» Ходжа сказал: «Конечно! Всё говорит о том, что ты прав». Ну, на кухне сидела жена и все это слушала. Жены обычно любят послушать чего там, мужья с кем там, чего разговаривают, поэтому она сидела слушала, а потом к нему подошла и сказала: «Ну, слушай Ходжа, ну, вообще. Пришли два человека, противники, один второй, всё рассказали всё полностью противоположное, и ты обоим сказал, что и тот прав, и тот прав. Этому сказал «ты прав» и этому сказал «ты прав». Разве так бывает, разве так можно?» Ходжа подумал, подумал и сказал «Жена, ты знаешь, ты тоже права!»

00:42:14 Поэтому, культурный человек изо всех сил старается не критиковать других и не дает повода для критики. Сам не критикует других и не дает повода для критики. Мало не критиковать других, ещё нужно научиться не давать повода для критики. Не критиковать легко, это проще не бывает, а вот, не давать повода для критики. Поэтому, настоящее отсутствие критики выражается в том, что мы ещё не даем повода для критики, это очень трудно. Очень трудно. Т.е. такой человек понимает, что ошибки других – это или неосведомленность или недоразумение, в любом случае, какая-то неосведомленность. Что-то человек не знает, поэтому совершает ошибку. Неосведомленность – поэтому он борется не с тем, кто совершил ошибку, он борется с неосведомленностью.

00:43:08 С невежеством борется, с неосведомленностью. Он знает, что если дать до конца разобраться в любой ситуации, если разобраться до конца, в самой сложной, даже, ситуации, то проблема легко разрешится, будет всё понятно. Просто какая-то неосведомленность, недоговоренность, какое-то незнание. Поэтому, как мы говорили, самое главное, после совершения ошибки сделать просто соответствующие выводы. Если мы сделали соответствующие выводы – всё будет хорошо. А то получится, как русской поговорке. Есть такая хорошая русская поговорка «Не стой где попало, а то ещё раз попадет». Нужно быть аккуратным. Поэтому, ошибка, мы говорили, это естественно, неестественно – не делать выводы. И зрелый человек, мы выясняли, отличается от незрелого отличается тем, что у него больший багаж этих выводов из своих ошибок, он больше сделал выводов из ошибок. Поэтому, даже в воспитании детей нужно в какой-то момент перейти на то, чтобы они начали совершать свои собственные ошибки. И начали делать свои собственные выводы. Необходимо тоже перейти к этому.

00:44:20 Поэтому, мы должны понимать, что бороться с невежеством намного труднее, чем стать богатым, или получить власть. Власть и деньги дают возможность человеку менять, в какой-то мере, ситуацию по своему плану. Но ни власть, ни деньги не дают возможности человеку менять сердца людей. Сердца не изменят, не так это просто. Никакие деньги, никакой властью не поменяешь сердце. Невозможно приказать. Посмотрите, сколько вводилось «сухих» законов, и государственным приказом объявлялось: «Всё, пить больше не будем». То-сё, ни на кого это не действует. Так просто властью проблему не решишь.

00:45:09 Поэтому, человек разумный делает всё, чтобы не стать сумасшедшим. В этом идея, чтобы не стать сумасшедшим. Он боится сумасшествия больше, чем смерти. Ему это не нравится все, поэтому он пытается вести себя осознанно. И мы говорили, что делает человека сумасшедшим – вот эти глупые поступки. Глупые поступки. Мы их подробно разбирали, все эти виды глупости, сейчас не будем об этом говорить. Все эти глупости приглашают в сознание человека беспокойство. Глупость – это приглашение беспокойства: «Заходите, Глупость – заходите». Но не стоит также забывать, что есть правила для спокойной жизни, они называются «свадхарма» - это правила для людей спокойных, кто уже успокоен. А есть правила для чрезвычайных ситуаций, да, мы говорили? Ападхарма. Свадхарма и Ападхарма. Поэтому мы должно и о том, и о том говорить – вот эти два типа правил. Мы их разбираем, очень необычные.

00:46:25 Есть интересный пример. В Ведах приводится интересный пример – Вишвамитры, есть такая личность интересная Вишвамитра Муни, великий мудрец, однажды в Индии, в его времена наступила 12-летняя засуха. Страшная ситуация, 12 лет засухи, и люди съели всё. Из еды ничего не осталось. У Вишвавитры Муни умерли все родственники, и сам он страшно голодал долго, и однажды он просто обезумел от голода. Он был всю жизнь вегетарианцем изначально, проблем не было. И он зашел в дом человека простого, который питался … низкая пища. И стал просить чего-нибудь поесть. Но хозяин стал его отговаривать, стал говорить, что не нужно этого есть, это я питаюсь такой пищей, ты не должен есть такое. «Но я всё равно очень сильно есть хочу». Он сказал «Ну, нет, ты даже не знаешь, кого я там сварил, собаку я там сварил». Он говорит «Мне всё равно что ты там говоришь, мой голод сильнее меня.

00:47:34 Это все понятно, но уж, очень хочется есть». Бывали и такие случаи. Мы должны понимать, что нельзя критиковать человека, который попадает в нечеловеческую ситуацию. Нельзя критиковать такого человека. Если человек попадает в нечеловеческую ситуацию, она может легко вызвать нечеловеческое поведение. Поэтому в Ведах приводятся такие истории, чтобы мы понимали, что всякое может в жизни быть. И мы должны понимать, что да, мир так интересен, много бывает сложностей. Но если мы находимся в человеческой ситуации, мы себя должны вести по человечески. Очень трудно попасть в нечеловеческую ситуацию.

00:48:18 Очень трудно. Когда у нас в стране последний раз был 12-летний голод? Да, трудно вспомнить, поэтому да, более или менее, человеческие ситуации. Но иногда бывают такие вот сложности. Поэтому мы должны быть аккуратны. Поэтому любой избыток, любая глупость – это избыток. И избыток делает ум грубым. Сознание становится грубым. Вообще, одна из характеристик развитого сознания – это его утонченность. Все очень тонко. Все становится очень тонким. Это признак развитого сознания. Мы мыслим какими-то грубыми вещами, когда мы сталкиваемся с развитым сознанием, сразу же тонкости проявляются, замечали? Сразу же тонкости, такие тонкости, которых мы не видели никогда, увеличение происходит. Всё, всё видно, тонкости. Знаете, как ткань. Ткань кажется цельной, но когда её видишь, разглядываешь близко, оказывается она из тоненьких ниточек, а каждая ниточка ещё скручена из множества ниточек.

00:49:23 Вот так же и утонченное сознание. Уточенное сознание дает возможность увидеть из чего, из каких ниточек этот мир состоит, и каждая ниточка из чего состоит. И весь этот разбор настолько интересен, что тоже хочется так воспитать своё сознание, довести его до такого состояния, чтобы видеть все эти ниточки. И такой человек воспринимает возникающую ситуацию аккуратно, бережно, стараясь не поранить сердца окружающих людей, в этом разница сознания. Мы очень аккуратно воспринимаем ситуацию, стараясь не поранить другие сердца. Не поранить. Огрубевшее же сознание, если сознание огрубело, оно на такое не способно, и поэтому человек идет по головам. Даже по головам самых ближних, чтобы добиться своего, доказать свою правоту, идет на поводу у своей гордости, но толку от этого никакого нет. Поэтому, вот, эти излишества отупляют наше сознание. Отупляют. Шопенгауэр, я помню говорил, что «Если люди не могут обмениваться идеями, если они не могут обмениваться мыслями, они начинают обмениваться картами, перебрасываются картами.

00:50:42 «У меня дама пик!» Т.е. когда мыслей нет надо картами обмениваться. Поэтому люди посидели, поговорили 5 минут, мыслей нет, что делать? В карты сыграем? В дурака раскинем? – уже можно не раскидывать. Всё, мысли закончились, поэтому карты появились. Потому что мыслей нет, говорить не о чем. Разумным людям всегда есть о чем поговорить. Просто невозможно, времени не хватит, жизни не хватит. Если сознание утонченное – жизни не хватит чтобы поговорить.

00:51:18 В карты некогда играть. Но теперь уже дети играют в карты. Безумие. Поэтому от любого излишества человек однозначно тупеет. Неизбежно тупеет. От любого излишества, например, сейчас такую, очень аккуратную вещь скажу. Не обижайтесь на меня, но в восточной психологии пристрастие к коллекционированию считается первой ступенью умственного расстройства. Это первая ступень умственного расстройства. Почему? Да простят меня все коллекционеры вместе взятые, но чем беднее внутренний мир человека, тем больше он требует внешних накоплений, чтобы накопить что-то. Когда нет внутреннего разнообразия, требуется внешнее разнообразие. Накопление.

00:52:14 Но это накопление, оно лишь приводит к деградации сознания, к отупению. Отупение происходит. И в отупевшем состоянии сознания невозможно правильно оценивать ситуацию, невозможно делать соответствующие выводы. Вот так маразм распространяется на всех уровнях человеческой жизни. Один из президентов США интересную вещь говорил, такую, очень поучительную. Он говорил: «Когда я слышу, я вспоминаю, что Бог справедлив, я содрогаюсь от страха за мою родину». Если Бог действительно справедлив – надежды никакой.

00:53:07 Факт. А Он справедлив. Поэтому мы должны быть очень аккуратны. Должны контролировать это проявление, вот этого наклона влево или вправо, потому что если чуть-чуть мы пойдем в сторону – ничего не получится, придется упасть. Придется упасть, больно стукнуться, опять залезть на наш путь, опять идти дальше, опять балансируя. Ну, вот так вот аккуратненько нужно действовать. Вопросики пожалуйста, по этой части.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Смотря какие. Да простит меня Дарья Донцова, я бы накапливал мудрость. Просто мудрость бывает в виде книг. Может быть не в виде книг, может быть в виде дисков, в виде чего угодно. Мудрость. Нас интересует мудрость. Но сами по себе книги, тоже, у нас было время, когда все книги собирали. И их даже не давали никому читать. Чтобы не запачкали. Книги не давали читать, я хорошо помню. И сами даже не читали, чтобы не запачкать. Не дай бог у кого-то книгу попросить: «Нет, это у нас… мы книги собираем, мы не читаем, это вредно». Толку никакого, абсолютный ноль.

00:54:32 Да, простят меня все библиотекари вместе взятые, но если книги не читаются – толку никакого нет. Наша задача не накопить, а наша задача все-таки разум получить, поэтому, может быть мало книг, но результат будет большой. У нас, мы привезли немножко ещё Шри Ишопанишад – тот трактат, который мы изучаем, кто ещё не докупил – докупите. Это мы вот привозим с разных городов остатки. Это очень важно, докупите, потому что мы этот трактат скоро закончим и нужно, чтобы он был дома. Поэтому, я их ото всюду привожу, откуда только могу. Докупите себе и друзьям, потому что очень важно. Трактат заканчивается. Факт – одна книжка, но смотрите, сколько мы уже с ней живем? С этой книжкой. Разбираем, разбираем, разбираем, и дай Бог до Нового года нам доразобрать его.

00:55:28 Вот, все-таки я изо всех сил настроился до Нового года разобрать его, изо всех сил, что прямо, тороплюсь, не могу. Пытаюсь быстро-быстро все пройти, чтобы потом начать другой уже. Ну, там уже на всю жизнь уже несем уже… Еще вопросики?
[из зала] Скажите пожалуйста, вот я [непонятно]… 1000 лет духовной жизни, известны случаи, когда [непонятно] дает либо очень большое благо, либо [непонятно] большое количество ступеней духовного развития [непонятно]… с законом кармы, если я кому-то дал по голове, - мне за это бывает, на мой взгляд – не пропорционально. И второе, если человек [непонятно] 1000 лет духовной жизни, и он до сих пор, вот, имеет, опять же, как вы говорите в лекциях, если достаточно долго заниматься духовными практиками в одной жизни, чтобы…
[Рузов В.О.] Ну, если он не будет совершать глупости, если вот такие глупости… например, вы строите дом, построили трехэтажный себе особняк, и уснули спящим, и уснули курящим в кровати. Одна глупость, особняка нет, вы сгорели, и ваш дом сгорел, и ещё все соседние дома сгорели, погибло 25 человек просто от одной глупости, что вы выпили пиво и уснули с сигаретой в руках. Ну, не вы, я просто говорю. Поэтому, глупости – они по своей силе воздействия превосходят тысячи лет мудрости. Понимаете?

00:57:20 Поэтому, они и выведены в раздел смертных грехов, не смертных грехов – каких хотите, в раздел ограничений. Например, ямка. Вы ехали из Владивостока до Москвы, гнали машину, знаете, машины гоняют. И на последнем повороте вы расслабились и заехали в колодец одним колесом. Какой-то один колодец, просто незакрытый люк. И всё. Или в столб въехали, какой-то маленький столб, никому не мешал, всего один. Этих столов было минимум 8 тысяч, сколько там километров. Восемь тысяч столбов вы проехали, и из восьми тысяч вы попали только в один последний – и машины нет. Как же это так не равноценно? Где ж справедливость? Нужно было, как минимум, в 4000 столбов попасть, чтобы машину разбить? Нет – на то она и глупость, чтобы один раз глупость совершили и всю жизнь потом воспитывать этого ребенка, понимаете? Да. Так все происходит. Тут так вот в этом мире все.

00:58:36 Поэтому, нужно быть очень аккуратным по поводу глупостей. Все нас предостерегают, все пророки, все взрослые люди, мамы с папой, все, все, кто более или менее поумнели – они нас по поводу глупости «всё, что угодно, только глупости не делай, только глупостей не надо, потому что одна глупость – и горе потом на всю жизнь». На всю жизнь потом горе! Такие глупости. Это очень даже справедливо, потому что глупость входит в разряд, то, что уничтожает жизнь человека, откатывает нас очень далеко, поэтому вверх идти очень трудно, а вниз – сел на саночки и весь этот путь за одну секунду проехал. За одну секунду. Поэтому, вверх очень трудно идти, а вниз очень легко, не равноценно, как-нибудь так, а очень даже честно. Поэтому, нельзя рисковать тем, что так тяжело идем вверх, что потом просто взять добровольно на санках уехать вниз

00:59:36 Вот это глупо, столько усилий приложить, чтобы по этой горе вскарабкаться, а потом сесть на санки и, весело хохоча, скатиться вниз с ветерком, толку ноль. Вот это глупо, факт. Поэтому очень глупо практиковать, например, год духовную какую-то систему, и потом взять на Новый год нажраться шампанского. «А чего такого в нем?», понимаете? Взять и нажраться «А чего такого, ну это ж маленькая глупость, чуть-чуть же не считается». Взять и нажраться – и весь год аннулирован. Нужно быть очень аккуратным по поводу глупостей. Они могут быть очень невинными такими, очень красиво запакованными. Знаете, глупость обычно очень хороша, так, запакована, с бантиками всё, она завернута в целофанчик, такая игристая. Чего там такого? Но воздействие разрушительное. Очень разрушительное воздействие.

01:00:41 И она все время рядом, наши санки все время рядом, на которые можно сесть и уехать назад в любой момент, поэтому, не делайте глупости. Поэтому, как раз на взвешивании вот эта глупость, она уравновешивает тонны мудрости, так же, как 5 минут на санках уравновешивают полчаса взбирания на эту гору.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] И в чем вопрос?
[из зала] В этом случае получается, что очень большие сомнения получаются в способности достичь [непонятно]
[Рузов В.О.] А в чем сомнения-то, я не понимаю
[из зала] Всегда появляется повод такой, я, конечно, понимаю, что нужно преодолевать…
[Рузов В.О.] Ну вот, появляется повод для гордости, а вы не гордитесь.
[из зала] А если у меня появляется гордость раньше, чем я желаю понять, что мне не нужно сигарету?
[Рузов В.О.] Может на лекцию ходить? Тут объяснят. Мы тут об этом и говорим, что нужно бояться гордости, чтобы она не появлялась! Если вы не боитесь гордости, она появится.

01:02:09 Нужно быть готовым. Если мы не боимся гордости – всё. Поэтому, разумный человек боится глупости. Он очень боится совершать глупость. Это хороший страх, это позитивный страх. Мы боимся совершать глупость. Поэтому, как только разумный человек чувствует первые проявления гордости, он тут же это замечает, и борется с ним, и она не расцветает. Потому что гордость надо поливать! Как поливать гордость? Нужно рассказать кому-то, так же? Если у нас что-то есть, чем мы гордимся, так просто этим гордиться нельзя. Нужно об этом рассказывать, тогда она будет расти, крепнуть. Поэтому, если мы действительно разумные, мы будем очень бояться все испортить. Очень бояться. Это как мать, она боится за своего ребенка. Она боится, потому что он маленький еще. Маленький. Его нельзя оставлять одного, нужно следить за ним.

01:03:08 Так же и наш росток развития, он очень маленький, его нельзя оставлять одного, нужно следить, чтобы никуда не упал, ничего… как мать боится, так же и мы должны бояться за свой росток развития, чтобы какая-то глупость не испортила всё, не вернула нам вкус к старому, вкус к противному, вкус к ужасному. А он может легко вернуться. Мы можем потерять это всё за одну секунду. Просто взять и потерять. Так происходит, как паспорт, можно взять и потерять за одну секунду, знаете, сколько будет проблем. Потерял ты за одну секунду, почему я его должен пол года восстанавливать? Ну, такова глупость. Потеряли за одну секунду, а восстанавливать надо полгода. Когда за рубежом находишься, очень сильно боишься, каждые пять минут себя хлопаешь по карману, паспорт, деньги, паспорт, деньги. Потому что не дай Бог, потому что с ума сойдешь, если там потеряешь паспорт и деньги. Поэтому, так же мы должны бояться, чтобы не совершать глупости.

01:04:12 Должны бояться, потому что иначе будут большие проблемы, мы потеряем все это. Мы с таким трудом к этому пришли, мы прошли 8 миллионов, 400 тысяч ужасных форм жизни, представьте, что наш институт 8400000 лет занимает курс. Мы все прошли, мы все сдали экзамены, нас всех умерли, нас съели спокойно, мы все это пережили, и наконец на последнем, всё, у нас сейчас госэкзамен, мы его можем сдать в этой жизни, и мы хотим одним движением, одной буковкой всё испортить и опять скатиться до уровня земляного червя, и опять радоваться дождичку, вылазить из земли, чтобы покататься в луже, поползать в свежей. Какой смысл? Поэтому, конечно же нужно быть очень аккуратным.

01:05:11 Нужно быть очень аккуратным, эти глупости не стоят того, чтобы всё терять. Вот в чем идея. Не стоят того, чтобы всё терять. Поэтому одна глупость уничтожает всё. Можно прожить 50 лет в браке и одной глупостью всё испортить. Можно 50 лет на работе проработать, и одна глупость – и всё. Всё испортить. Всё что угодно можно делать бесконечно долго, а потом взять глупостью всё испортить. Поэтому, до конца нужно быть в таком состоянии аккуратности, в состоянии бдительности, не попадаться на глупости. Не попадаться. Так и есть, никак иначе, нужно быть очень аккуратным. Потому что мы уже много раз на всё это попадались.

01:06:03 Мы тут все попавшиеся. Мы уже попадались на это всё. Поэтому пора перестать попадаться. Мышеловка. Эта насадка очень вкусная, но в результате по хребту попадает. Мышеловка. Нельзя попадаться на мышеловку. Поэтому оно все такое на вид прекрасное, красивое, удивительное, увлекательное, а бьет прямо по спине. Всё. Мне ли вам это всё рассказывать. Вы мне каждый можете рассказать по десять печальных историй из своей жизни. Поэтому опыт уже есть у всех. Как мы опять пробовали и опять получили как следует. Еще вопросики, пожалуйста.

01:07:11 [из зала] Можно? [непонятно]
[Рузов В.О.] Вообще мы говорили про глупость. Я говорил, что одна секунда глупости…
[из зала] Про гордость…
[Рузов В.О.] Про гордость я этого не говорю. Это вы мне все это сказали. Я говорю про глупости.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] В любом. В чем бы вы не возгордились – это аннулирует ваши знания. В любом, вот, в чем хотите. Это тут же происходит аннуляция. Гордость аннулирует то, чем вы гордитесь. Тут же аннулирует. Да, аннулирует. Полностью. Нужно будет заново всё восстанавливать.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Да, всё аннулируется. Просто аннулируется. Такая вот вещь. Это, вот, знаете, как спичка, как брошенная спичка. Гордость сжигает результаты. Т.е. деятельность – это аскеза. Аскеза, это как будто вы собираете какую-то силу. Силу собираете, накапливаете, пружина сжимается у вас. Деятельность. Вы достигаете какого-то эффекта. Эта пружина сжата максимально. И потом, гордость – это взять и распрямить пружину сразу.

01:08:56 И всё. Где результат? Нет никакого результата. Поэтому, если мы не горды, то результаты сохраняются. Аскеза сохраняется. Дает нам силу. И с помощью этой силы мы способны прогрессировать. Мы способны развиваться, мы способны идти по этому пути. Например, вы для машины собираете бензин, насобирали целый гараж, потом бросили спичку все «бах» бахнуло! Ничего не осталось. Какой смысл?

01:09:28 Или, например, вы зарядили аккумулятор, закоротили его, бах, всё, надо заново заряжать. Т.е. одно мгновение – и вся сила пропадает. Результат деятельности пропадает. Как этот день домино. Такой современный буддистский праздник, нужно построить нужно построить огромную янтру, из каких-то ужасных монстров, всяких там больших домов, тараканов, дяденек с сигаретами и всё построить, и потом разрушить. Такая очень буддистская идея, это принцип буддизма, показать человеку, как глупость всё разрушает. Поэтому, они год строят янтру из разноцветного песка, а потом одним движением руки бух – разрушают ее. Чтобы показать, сколько усилий ушло у ста монахов сделать эту янтру за целый год, и потом просто одним движением руки всё это в пепел.

01:10:32 Поэтому буддисты… ну, представьте, вы целый год делаете картину, а потом раз её и на куски. Это похоже, вот этот день домино переплелись традиции буддизма [непонятно] реальности… очень похоже. В этом что-то есть.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Ну, вы это почувствуете.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Почувствуете. Если чуть-чуть хотя бы настроитесь на этот дух, вы сразу почувствуете, как гордость уничтожает результаты. Вы это будете чувствовать, я это вам гарантирую. Я уверен, что вы уже многие всё это чувствуют. Вот сразу чувствуется, вот, уходит… просто уходит, результаты уничтожаются. Уничтожаются результаты.

01:11:22 Поэтому в Ведах сразу говорится, что добро должно быть анонимным. Благочестие должно быть анонимным. Нужно делать добро, но не надо об этом никому рассказывать. Делайте – делайте. Нужно делать добро ради добра, а не ради своей славы. Добро ради славы – это уже не добро, это вред один. Нужно просто делать и не волноваться по этому поводу, какой я великий, я что это делаю.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Ну, когда поймаете, станете счастливым. Вот это мы говорили про баланс. Гордость, она заставляет нас балансировать. Мы идем и чуть-чуть сюда – почувствовали, сюда – почувствовали.

01:12:21 Вот это и есть... всю жизнь так будет, баланс, всю жизнь. Т.е. нет такого секрета, чтобы выкинуть этот баланс и идти спокойно дальше, нет. Постоянно будет происходить искушение, вот эта прелесть, она будет приходить туда, сюда, потому что мы не представляем каких мы можем достичь результатов, конечно это будет нас приводить к какой-то гордости. И баланс будет нарушаться и мы будем видеть какое-то… высоко… Чем выше мы поднялись в своих достижениях, говорится в народной поговорке, тем больнее падать! Поэтому мы должны быть аккуратны.

01:13:00 Мы как скалолазы, нам нужно до самой вершины добраться. Очень высоко падать, очень опасно, поэтому так все аккуратненько, спокойненько, грамотно, контролируя своё сознание, чувствуя, в чем этот вред глупости. Поэтому есть разум. Разум – это понимать, что такое глупость. Поэтому, глупость может приходить, но она… но мы не должны давать ей возможность проявляться. Это есть культура. Вот, культура дает возможность избегать глупость. Например, на Востоке тоже есть проявления гордости и зависти, она есть. Но она никогда особенно открыто не проявляется в общении. Это культура. Что может быть оно и проявляется там, что-то в сердце, но выводить на уровень действия это нельзя. Нельзя корчить лицо при встрече, или говорить язвительно о ком-то, или ещё что-то. Нельзя никогда. Т.е. люди никогда это не выводят на уровень общения.

01:14:16 На уровне общения вы никогда не догадаетесь, что вам человек завидует. Никогда. Настолько будет хорошее общение. И это нормально для культуры. Если мы, хотя бы, не выводим на уровень действия, то мы перестаем подпитывать свою гордость, и она затухнет. Если в костер не подбрасывать дрова – костер потухнет. Погорит-погорит и потухнет. Так же если мы не подпитываем свою гордость внешними действиями, костер гордости тоже потухнет. Всё будет хорошо. Поэтому, не важно что у нас там в сердце возникло, главное, на уровень поведения это не выводить. И к этому привыкаешь. Поверьте мне, к этому привыкаешь, когда уровень чувств и уровень поведения разорваны. Отличаются друг от друга. Это культура. Просто культура. Очень интересно. Да.

01:15:17 Мы не ищем легких путей? Почему невозможно? Всем возможно. Миллионы людей берут это и воплощают.
[из зала] Заносит всё время
[Рузов В.О.] Куда заносит?
[из зала] гордость [непонятно]
[Рузов В.О.] Ну, а кто сказал, что она уйдет сразу? Нет, никто сразу не уйдет, вы сами её сюда звали, она пришла.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Она пришла к вам и с вами живет, вы её сами поселили жить. Поэтому она будет жить и не уйдет так просто. Поэтому, с ней нужно смириться и жить спокойно. Так вся жизнь пройдет, и всё. Но не идти у нее на поводу.

01:16:10 Мы сами всё это позвали в своё сердце. Оно к нам пришло. Не навязывалось, мы сами позвали все эти качества. Поэтому будем с ними жить потихоньку, контролируя их, и выходя из-под их влияния. Так вот, никак иначе. Легких путей не будет. Легкий путь – это только самоубийство. Убили себя – всё, и летай спокойно приведением, мучайся. Поэтому этот путь нам не подходит, потому что он ничего не решает. Будете мучиться ещё больше. А путь изменения себя – это очень сложный путь. Очень сложный путь. Попробуйте хоть что-то в себе изменить? Например, цвет волос? Попробуйте изменить в себе цвет волос. Так просто… покраситься? А корни волос куда деть, они всё равно будут вылазить? Так просто? Что можно в себе изменить-то? Цвет глаз попробуйте изменить. Вес, рост, пол? Что так просто можно изменить?

01:17:21 Так просто ничего не изменишь, называется прарабдха-карма. Поэтому нужно научиться с этим жить, контролировать и не давать над нами власть. Никуда это не денешь, поэтому и гордость в нас, как часть нашего тела сидит. Поэтому нужно научиться с ней жить, держать её на привязи, и не попадать под её влияние. Надо тебе – вот, сама собой и гордись, а у нас свои дела. Ничего не поделаешь. Некоторые вещи будут оставаться в нас.

01:18:02 Но все-таки они облагородятся. У них будет такой благородный оттенок. Например, когда мы гордимся абсолютной истиной – это гордость с благородным оттенком. Поэтому, она не так вредна, в ней нет вреда, потому что она облагорожена. Так вот все чувства облагородятся. Когда мы жадны, когда мы становимся жадными до духовного знания, до духовного общения – это облагороженная жадность, поэтому она уже не приносит вреда.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] да, значит мы гордимся не абсолютной истиной, а мы гордимся своей близостью к абсолютной истине.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Да, начались проблемы. Конечно.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Да, конечно, конечно. Поэтому нужно пробовать, смотреть, слушать, как это делают другие, понимать, как это держать под контролем. Т.е. такое – бешенный пёс, который живет в нашем сердце. И с ним всегда трудности, поэтому нужно его… с ним нужно как-то ужиться в одной квартире. Достаточно много места занимает, но, поддается дрессировке, в любом случае. Поддается дрессировке, поэтому будем дрессировать. Уживаться, понимать, что наш собственный, мы сами его купили. Наш собственный. Никуда не денешься.

01:19:20 Разобрались?
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Полубог – это значит, это буквально перевод слова дэвата. Девата – переводится, как ответственный за какую-то часть вселенной. И в русском варианте – это полубог. Я не знаю, кто это перевел, не передергивайте. Это передергивание. Я про другое говорю, я говорю про «полуфабрикат».
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Это просто передергивание, не имеет отношения к тому, что я объяснял. Полубог – это буквально перевод, как «ответственный за какую-то часть вселенной». Есить 33 миллиона полубогов, они отвечают за разные проявления, за разные аспекты этого мира, это значит, что у них есть ответственность за этот мир, но они не являются абсолютной истиной, поэтому так переводится.

01:21:40 Но это не «полуфабрикат», т.е. не имеет отношения к этому термину, это очень уважаемые люди, очень сильные, уважаемые и возвышенные личности. Поэтому к ним должно быть очень уважительное отношение.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Это министры. Министры вселенского масштаба, очень серьезные люди, у них все очень серьезно. Поэтому, к ним надо так очень аккуратно, бочком, и не ссорясь. Очень хорошие. За все отвечают. И если с кем-то поссоритесь, у вас что-нибудь перестанет работать. Будут большие проблемы. Поэтому с ЖЭКом лучше не ссориться. С ЖЕКом, аккуратно с ЖЭКом, а то свет начнет отключаться. С водой будут проблемы. Сейчас видите проблемы с погодой, ничего не понятно. Потому что нет контакта, нет благодарности полубогам, поэтому все нарушено.

01:23:05 [из зала] Почему? Хорошая погода.
[Рузов В.О.] Хорошая погода?
[из зала] Да, иначе был бы снег.
[Рузов В.О.] Вот это хорошая погода?
[из зала] Конечно.
[Рузов В.О.] Вы думаете так действительно, вы думаете, что зимой должно быть лето?
[из зала] Я думаю, что температура теплеет. Это гораздо лучше, чем холод.
[Рузов В.О.] Это ужасно. Это ужасная погода. Погода – это когда днем солнце, ночью Луна, зимой – холодно, летом - тепло. А осенью и весной – прекрасно. Вот это погода. А у нас целый год непонятно что. Я никак не могу понять все время, что это? Т.е. какой это вообще сезон года?
[из зала] Во время холодов…
[Рузов В.О.] Вопрос, вопрос задайте мне… это не вопрос.
[из зала] Почему вы считаете, что …
[Рузов В.О.] Нет, вопрос задайте мне, объяснять я буду. Это все-таки моя лекция. Задайте мне вопрос?

01:24:07 [из зала] Я не согласна.
[Рузов В.О.] Что делать? Что я могу сделать? Я не могу умереть, но задайте мне вопрос?
[из зала] Можно вопрос задать?
[Рузов В.О.] Да, вопрос задайте.
[из зала] Вы считаете, что погода, это во времена Кришны Вриндавановская погода, вообще реально, или все равно, существует зима, лето…
[Рузов В.О.] А это тут причем, это не имеет к нашей лекции никакого отношения. Я об этом ничего не говорил. Я утверждаю, что это плохая погода, и я описываю, какая погода должна быть. Еще раз. Можете быть со мной не согласной, мне все равно. Послушайте ещё раз: Днем должно быть солнце, ночью должна быть луна. Если идет дождь – он должен идти только ночью. Понимаете? Зимой холодно – это время, когда может быть холодно, а летом – время, когда может быть жарко. Весна и осень – это время, когда погода должна быть прекрасна, идеально. Понимаете? Вот это описание погоды, которая появляется, если отношения с полубогами хорошие. Они отвечают за все эти явления, они нам это устраивают.

01:25:20 Всё. То что вам нравится какое-то другое применение погоды – я тут ни при чем. Это вам просто нравится, ну, хорошо. Вам же нравится – радуйтесь. Когда придёт хорошая погода – вам будет плохо. А всем остальным будет хорошо. Мне лично хорошо, когда солнце целый день светит, не знаю почему, какой-то я странный человек.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Вы.
[из зала] Нет.
[Рузов В.О.] А кто сейчас со мной спорил всё это время? Какая-то другая женщина приходила? Это вы тут, вроде, сидели. Я вас узнал. Поэтому именно эта погода хорошая, да простит меня Бог, днем солнышко должно быть! А ночью луна, так красиво, и дождик ночью должен идти, а не весь день. И то не дождь, а непонятно что. Дождь должен быть дождь, и проходить быстро, я вам сейчас тайну открою. Хороший дождь, который идет 10 минут, но заливает хорошо. Это считается хороший дождь. Он не мучает человека, а вы спрятались на 10 минут, дождь пролил и целый день свежо, свежесть, а не морось.

01:26:26 И всё сырое. Одежда не сохнет, и у всех то ли туберкулез начинается, то ли кашель, то ли что. Нет, поэтому есть прямо описание хорошей погоды, оно есть. И тут ни при чем какой-то Вринаван, или ещё что-то, никакого отношения не имеет. Это обыкновенное описание того, как должно быть хорошо. Так же есть описание, какая пища должна хорошая, какая семья должна быть хорошая. Погода тоже может быть хорошая. А сейчас у нас поганая погода. Поганая… может быть лучше, может быть, и дай Бог, чтобы она была лучше, и я приложу все свои усилия, вряд ли это на кого-то подействует, но может быть хоть маленечко, солнышко мы увидим. Это важно. Жить без солнца невозможно. Солнце дает силу разуму.

01:27:15 [из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] И вопрос? Я тоже видел, даже сфотографировал. Вопрос. Это было единственное, что я видел за последние две недели. Больше солнца не видел ни разу. Это очень вредно. Когда человек не видит солнца, его сознание деградирует. У него появляются дурные мысли. По сегодняшней статистике человек на небо вообще не смотрит. Замеряли, куда смотрит человек – человек смотрит вниз всё время. Вверх не смотрит. Не может смотреть наверх. Там нечего смотреть уже. У человека пропадает желание на небо посмотреть. Там ничего нет. Хорошая погода освобождает человека от дурных мыслей. Замечали это?

01:28:03 Когда погода действительно хорошая – дурные мысли пропадают. Настроение сразу повышается. Эти физиологические факторы – они очень важны. Поэтому, человек должен жилище своё как-то гармонично расположить, своё время как-то гармонично тратить, и поэтому когда плохие взаимоотношения с «министрами», то к сожалению портятся эти физиологические факторы. Человек себя плохо чувствует. Поэтому, наверняка, я уверен, один из факторов отсутствия солнца – это хроническая усталость. Потому что солнце дает энергию, это батарейка. Я уверен, что все из вас испытывают усталость. Испытывают усталость все, если кто-то думает, что он не испытывает усталость, подождите, значит несколько дней осталось перед хронической усталостью. Потому что перед хронической усталостью возникает такой синдром излишней активности. Человек пытается на последних усилиях убежать от усталости. И он бегает ещё быстрее, но потом в одни момент он отключается на пол года, всё, он просто лежит уже, ничего делать не может.

01:29:10 Сейчас все города этим болеют, потому что над городами прямо нависает плохая погода. Я вам сейчас страшную открою тайну. Плохая погода над городами нависает. Зачем плохой погоде быть там, где нет людей? Погода – это реакция нашего сознания. Поэтому, если у вас есть опыт, я на самолетах часто летаю, очень легко узнать, что вы подлетаете к городу. Т.е. тут же появляются тучи, облака, начинает дождь идти, и вы прилетели в город. Замечали, нет? Кто часто на самолетах летает? Очень интересно. Поэтому, да, реакция на нашу деятельность. Чуть-чуть за город отъедете – уже начнет солнышко появляться. Будет все светлее, интереснее. Всё, отпустит карма. Если вы ещё и в горы куда-то повыше заедете, вообще цивилизация будет отпускать. И вы увидите этот эффект этот интересный хорошей погоды, как он тут же легче становится. Освобождение такое происходит, физиологическое освобождение.

01:30:15 Конечно, это физиологическое освобождение, не философское, но так оно необходимо. Поэтому, да, такой интересный есть эффект.
[из зала] [непонятно] Это только Россия или вообще вся планета?
[Рузов В.О.] Вообще вся планета. Да.
[из зала] Какой прогноз, вообще?
[Рузов В.О.] Вся планета. Прогноз?
[из зала] на будущее
[Рузов В.О.] А зачем прогноз, нам не нужен прогноз. Прогноз не нужен. Мы должны понять, что нам в своей личной жизни делать. А лучше прогнозами не заниматься. Вообще прогноз погоды – дело неблагодарное.
[из зала] Ну, мы сегодня строим прогноз, сегодня…
[Рузов В.О.] Да, вот сегодня уже все понятно.

01:31:07 [из зала] Понятно, что нет связи
[Рузов В.О.] Если что-то изменится – вы это сами увидите, это медленные изменения. Это сотнями лет меняется. Меняет, меняется, меняется – поэтому мы видим, пока все как есть. Поэтому мы видим, как это всё сейчас работает, поэтому можем под это подстроиться и заниматься своей духовной практикой, учитывая эти тонкости.
[из зала] [непонятно] просто понимать?
[Рузов В.О.] Понимать, учитывать, конечно. В нашу задачу, давайте опять-таки вспомним, не входит менять мир. В нашу задачу входит менять себя. Поэтому, если мы понимаем, как устроен мир, тогда нам будет приятно к нему подстроиться. Мы сможем подстроиться, но мы не сможем подстроить мир под себя. Мы не сможем сейчас найти [Индру], провести с ним переговоры, и договориться, чтобы дождь шел только ночью и только час.

01:32:04 Мы не можем, нам с Индрой аудиенцию не устроят. Ничего у нас такого нет, чтобы Индра с нами встретился лично.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Это не плохо, это ещё не плохо. Бывает хуже. Описываются времена похуже, это ещё нормально. Это ещё хоть что-то. Да. Поэтому, к сожалению мы имеем этот факт, и с этим фактом нужно мириться, и попытаться с ним сотрудничать, насколько это возможно. Но бывают места получше. В местах, где есть больше уважения к «министерству» там дождь идет ночью, днем светит солнце. Ночью холодно, днем тепло. Здесь зимой холодно, летом жарко. Весной осенью – приятная погода.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] А зачем? Вот я поэтому время от времени куда-то уезжаю. Потом приезжаю довольный такой. Есть места! Одухотворенные места, конечно же. Одухотворенные места, где ещё действуют эти принципы.

01:33:33 Гималаи – очень хорошие места есть, где живут мудрецы, есть целые города вегетарианские, города, где поклоняются полубогам, есть целые районы, целые деревни, где почитают все силы вселенной. Где запрещены какая-то греховная деятельность, просто запрещена на уровне государства, на уровне законов запрещена. Есть, конечно, более чистые места, факт, поэтому природа более похожа, на то, что описывается в идеале. Причем, очень интересно, необычно.

01:34:12 То что я описываю, можно реально увидеть. Особенно такие проявления. И это возвышает. Просто вы находитесь неделю в этой природе, и ваше здоровье поправляется. Т.е. если эта природа нормально сгармонизирована, в вашем теле тоже гармония наступает тут же. Потому что мы реагируем на гармонию. Когда природа гармонична – мы тут же гармонируем. Поэтому, как только я чувствую, что уже не могу, что сейчас умру, я покупаю билет и улетаю в соответствующее место, на недельку. Прихожу в себя, возвращаюсь и ещё могу несколько месяцев спокойно на этом балансе существовать. Никак иначе.

01:35:03 Разобрались?
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Да, конечно, да. Это ответ. Поэтому, если нет уважения, то придёт и ухудшение всего, погода тоже ухудшится, конечно.
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Погода – это природа. Природа чья? Природа Бога. Поэтому, как мы относимся к Богу, так он проявляет свою природу. Это естественные реакции. Например, если вы к кому-то плохо относитесь, то природа этой личности будет к вам плохо проявлена. Если вы к собаке плохо относитесь, она вас будет кусать. Поэтому, если мы к чему-то хорошо относимся, то природа этого будет позитивна. Очень просто. Если мы блюдо хорошо приготовили, то природа этого блюда будет вкусная, пахнущая и замечательная. Пахнущая и замечательная. Конечно. Пища превратится в лекарство.

01:36:07 Так же и погода. Погода может быть убивающая, а может быть оздоравливающая. Поэтому, если днем нету солнца – это убивающая погода. А если ночью нет луны, то это очень плохо действует на ум человека. Поэтому приходит синдром хронической усталости. Нету подпитки ни солнца, ни луны, поэтому человек просто убитый. Дома такое… домашнее солнце в виде телевизора стоит. Поэтому ничего нас не спасет, кроме мантры. Чем хороша мантра, тем, что если мы пользуемся мантрой, можем извлечь из нее все энергии. И поэтому мы говорили, что есть маха-мантры, и в маха-мантре находятся все энергии. Маха – то супер. Все энергии все включаются. Поэтому в маха-мантре есть и энергия солнца и энергия луны. Поэтому, когда человек повторяет маха-мантру, то он получает все виды энергии. Такой супер-солярий. Турбо супер солярий.

01:37:17 Это факт. А иначе просто не выживешь. Поэтому всегда практикуются мантры. И если, например, нужно изменить погоду, тоже практикуются повторения мантр. И по моему личному опыту, а я проводил множество таких ритуалов, если вы правильно и хорошо проводите ритуал, то обычно ритуал вызывает дождь. Приводит к возникновению дождя, проходит ливень. Дождь. Поэтому мантры действительно действуют, и вот это искусство воздействовать мантрой на то, что происходит в нашей жизни, вокруг нас, - это не потерянное искусство, и этим можно научиться пользоваться. Многие искусства уже потеряны. Например, искусство связи с полубогами уже потеряно. Вы сейчас не сможете с ними связаться, а если свяжетесь – одни только проблемы будут. С сильными людьми лучше не связываться.

01:38:17 Знаете об этом? Что мы с ними делать будем? Мы и принять-то его не сможем. Мы накормить его не сможем. У нас усадить его некуда. Ни накормить, ни усадить, ни отдохнуть – что с ним делать-то? Куда его деть-то. Некуда деть. Поэтому лучше воспользоваться какими-то рекомендованными методами и для нашего времени не рекомендованы связи с полубогами. Рекомендовано повторение маха-мантр, то, что включает в себя все виды сил. Поэтому, если человек повторяет маха-мантру, он получает все виды благоприятных воздействий. Всё будет хорошо. Разобрались? Все довольны?

01:39:02 [из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Минимум, один раз, потом четыре, потом восемь, потом шестнадцать, потом тридцать два, потом шестьдесят четыре… и т.д. Вот так вот кратно все увеличивается, все зависит от практичности. Это должно быть вам приятным и удобным. Мантра должна быть приятна и удобна, вы должны быть счастливы от того, что повторяете мантру. Это не должно быть тяжелой работой. Вы устали… - нет, должно быть приятным. Должно быть праздником для вас. Поэтому, повторяйте столько мантры, сколько вы испытываете радость. Какое-то установленное с самой собой для себя определённое количество. Минимум один, нормально … а то – сто восемь раз.

01:40:03 Всем всё понятно? А то мы такие темы все разношерстные затронули, от всего. Обо всем поговорили сегодня. Главное, чтобы все были довольны. Все довольны?
[из зала] [непонятно]
[Рузов В.О.] Маха-мантры.. их «тры». Вы неправильно слушали «тры» - есть ещё две. Они обычно вместе повторяются. Вот это мы по понедельникам изучим. Там я как раз рассказывал, мы даже их пробовали повторять. Разобрались, хорошо. Большое спасибо за хорошие вопросы. Порадовали меня сегодня. Хорошими вопросами. Все дни мы, значит, занимаемся, до субботы.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 23 февраля 2013