Свобода и ответственность

Москва - 01 января 2007
Шестой стих Шри Ишопанишад. У вещей нет свободы выбора, а значит нет кармы. Социальная ответственность за свои действия. Как животные служат человеку. Все изменения начинаются с себя. О важности уюта в доме, в жизни. Из чего складывается удача. Почему нельзя провоцировать зависть других людей. Культура поведения в разных слоях общества. Почему мы не можем понять другого человека. Принцип семьи: каждый должен уметь уступать другому. Как реальность учит нас жизни. Второй уровень развития сознания. Кризис средних лет. Знание и осознание налагают ответственность за других. Чего нам не хватает, чтобы преодолеть препятствия на пути к Истине. Ответы на вопросы. Третий уровень развития сознания. О любви материальной. Почему важно общаться с уважаемыми людьми.
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:31:01 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 604 | скачано: 635 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Шестой стих Шри Ишопанишад

00:00:00 [Рузов В.О.]: Итак, вопросики, пожалуйста, по предыдущим лекциям. Сегодня у нас первая часть этого большого семинара завершается, потом будет перерыв у нас, да? До второго числа. Все отдохнут, все купили себе книжку, да? Трактат, который мы изучаем. Домашнее задание будет её прочитать, потому что я один её читаю почему-то. Надо чтобы другие её тоже читали, чтоб был какой-то диалог, чтобы, в конце концов, не только по моим словам шли какие-то вопросы, обсуждения, а чтобы речь шла о самом трактате также, чтоб мы сам трактат также обсуждали, чтоб была некоторая действительно глубокая деятельность, поэтому трактатик возьмите, прочитайте за это время. И со второго числа мы целых три недели, 15 лекций с понедельника по пятницу, суббота, воскресенье - выходной. Три недели подряд его должны пройти. Это самый маленький трактат, который мы нашли. Меньше просто нет. Видите, сколько времени уходит на него, соответственно, всё будет интереснее и интереснее, потом мы съездим на две недели в Индию, вернемся и всю зиму будем дальше продолжать. Все, да, я не против. Я буду рад со всеми встретиться на благословенной земле, никакой проблемы нет в этом, поверьте мне, из Москвы очень дёшево летать в Индию, потому что, когда я летал с дальнего Востока, это обходилось в три раза дороже, потому что один перелет до Москвы сколько стоит, он дороже, чем сам перелёт в Индию.
[Из зала]: [неразборчиво]

00:01:45 [Рузов В.О.]: Да, к сожалению. Поэтому воспользуйтесь этой возможностью, потому что вы, фактически, прямо в аэропорту живёте, можно просто сесть и долететь. Большинство людей, Бог знает откуда добираются, тратят огромные деньги, время, поэтому воспользуйтесь этой возможностью. Достаточно это всё дёшево, по сравнению с любой другой туристической поездкой это в три раза дешевле. Не считая только Турцию, но туда ни за какие деньги ездить нельзя, потому что ничем не отличается от отдыха на ближайшей речке. Люди все те же, всё то же абсолютно, никакой разницы нет, поэтому не забудьте, что со второго числа всё продолжится здесь же в это же время, по тому же трактату. Мы прошли 5 стихов, да? Вопросики задайте мне. 6-й заканчиваем, да?
[Из зала]: [неразборчиво]

У вещей нет свободы выбора, а значит нет кармы

00:03:05 [Рузов В.О.]: А причем здесь карма? Карма – это когда последствия деятельности. Карма – это значит, что вы входите в свою квартиру, а коврик не успел вам под ноги прыгнуть, и он получает карму - последствия своей деятельности за то, что не исполнил свой долг и не попался вам под ноги, понимаете? Карма – это когда мы совершаем какое-то действие и несём за это последствия, отвечаем по заслугам, понимаете? Но вещи не отвечают по заслугам. Понимаете? У них нет выбора. Он где лежал коврик там и лежит. Лежит сбоку и ему всё равно, что вы идёте по холодному полу босиком. Он за это ответственности не несёт. Надо он вам – передвиньте его. Понимаете? Вот тот, кто не положит коврик ровно и все другие ходят по холодному полу босиком – вот те несут карму. Гвоздь не виноват, что он загнулся. Он не виноват. Понимаете? Виноват тот, кто, в конце концов, неправильно по нему стучит - в этом идея.
[Из зала]: Можно сфотографировать?
[Рузов В.О.]: Да. Мы все улыбнемся.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да. Поэтому они, к сожалению, не несут никакой нагрузки, не несут, поэтому в общем-то ответственность или последствия своей деятельности несёт только то живое существо, которое имеет выбор, но выбора нет никакого.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Знаете, все тюрьмы несчастливые. Конечно.
[Из зала]: [неразборчиво]

00:05:00 [Рузов В.О.]: Естественно, есть некий вариант совместимости. С чем-то мы совместимы, с чем-то нет. Кому-то нравится жить на нижних этажах, кому-то нравится жить на высоких этажах, а кому-то нравится жить в центре города. Кому-то нравится жить на окраине. Могут быть с соседями варианты различные. Кому-то нравится однокомнатная квартира, кому-то пятикомнатная. Кому-то двух ванных мало. Конечно, есть какой-то вариант совместимости, но это не говорит о том, что сама квартира несёт какую-то ответственность. В конце концов, мы её заселили. Но, как знаете, мы не влазим в там какие-то штаны, одежду или обувь, обувь тут не виновата. Это мы в неё не влазим, понимаете? Причем тут обувь? Она тут не при чём. Поэтому мы… она не несет ответственность. Её сделали и всё, она не виновата. Поэтому, так как у нас есть выбор, соответственно, у нас есть различия в нашем поведении. Мы можем так себя повести или иначе, соответственно, мы несем ответственность. Если мы себя так повели – будут такие последствия. Иначе повели – будут другие последствия. Это очень просто. В конце концов, это выражается даже в финансовом плане. То есть в этом магазине мы купили дешевле, в том купили дороже. Что нам мешает пойти в другой магазин, даже в финансовом плане?

Социальная ответственность за свои действия

00:06:20 Мы можем так поехать, можем так пойти, то есть это выбор и мы будем нести соответствующие последствия, будем за это отвечать. Отвечать по гражданскому закону, по уголовному закону, то есть, по человеческому закону – так или иначе какая-то ответственность приходит. Какая-то ответственность есть, поэтому приходится её нести. Потому что воспитывается в человеке, как мы выясняли, - воспитывается разум. Что это за функция разума? Разум – это умение нести ответственность за поступки, которые ты совершаешь – это считается воспитанный человек. То есть воспитанный человек отдает себе ответственность за те поступки, которые он совершает. Если он не отдает, значит это не воспитанный человек. Фактически, преступник. То есть, если мы не привили эту функцию ответственности за поведение – это уже преступник. Сначала, так сказать, социальное преступление он совершает. Ему всё равно. Например, он старших не уважает – это социальное преступление. В некоторых странах за это очень серьёзно наказывают, или он не уважает ценности культуры. Попробуйте в некоторых странах хлеб на землю бросить – будут большие проблемы. Большие проблемы будут, понимаете? Как ты смел бросить хлеб на землю, - скажут? То есть мы не уважаем ценности – это культурное преступление, потом, в конце концов, гражданское преступление совершаем. Думаем: «А почему это у них есть, а у меня нет? У меня тоже должно быть. Почему это?» Совершаем гражданское преступление.

00:07:52 Знаете, есть такая любимая русая игра, не знаю, здесь, наверное, редко наблюдается, но поставить забор чуть дальше. Вот чуть дальше забор поставить, а когда ставят новый забор, его всегда на метр дальше ставят. Знаете? Такая традиция русская. Всегда. Вот никто ещё на то же место забор не поставил. Всегда ставят чуть-чуть, хотя бы на пол метра, но дальше. Так интересное такое явление можем наблюдать, все. И так постепенно у улиц пропадают тротуары. Если вы видели такие улицы интересные: были сначала большие тротуары, потом они всё меньше-меньше-меньше. Я помню улица, на которой я жил, через 20 лет там всё, тротуаров не осталось. Осталась одна дорога, а все заборы полностью к дороге переехали, и никого не волнует какие-то там замеры, просто взяли всё сдвинули. Это уже гражданское преступление. Обманываем своих соседей, граждан. И, в конце концов, человек развивается в этом желании получать больше и уже идет на уголовное преступление. Вот называется и воспитали свободного человека. Поэтому эта идея свободы должна основываться на умении нести ответственность. Если просто свобода, вот эта идея, что я свободный человек, - всё это приводит просто к поголовному преступному сознанию, просто к поголовному преступному сознанию. Понимаете? То есть воровали и будут воровать, просто воруют. Ещё вопросики пожалуйста.
[Из зала]: [неразборчиво]

Как животные служат человеку

00:09:39 [Рузов В.О.]: Никто не говорит, что ради одежды нужно кого-то убивать. Принцип такой: у животного есть некоторое предназначение, и предназначение животного пока оно живо, оно выполняет свою функцию: охранную или что-то давать, там шерсть. Молоко – всё что угодно или хотя бы просто не мешать, жить неподалеку, заниматься своим делом, есть так сказать более слабых. Простая понятная функция. Но, когда животное умирает, как оно будет развиваться? Оно продолжает служить человеку, отдавая свою кожу. Да, поэтому традиционно на востоке делается не из шкур убитых животных, а умерших своей смертью. Естественно, на западе насилие проявляется во всем. Мы в автобус с насилием заходим и выходим также, я уже не говорю про то, что если мы хотим что-то получить, мы естественным образом применяем это насилие. Но также делаются музыкальные инструменты, тоже из шкур убитых животных, то есть много применяется кожи – это считается очень хороший материал очень качественный и поэтому это возможность животного послужить человеку, отдать ему так сказать всё. Фактически своё тело отдать. Оно отдает из костей делают какие-то инструменты, ещё что-то, очень дорогая слоновья кость и так далее.

00:11:04 В этом предназначение животного - отдать всего себя, для того, чтобы развиваться - это метод развития. Поэтому, в общем-то, мы видим, что в нашей жизни мы тоже стараемся всего себя отдать, есть некоторая жертвенность. Некоторые даже своё тело завещают на органы на ещё что-то. У нас нет такой традиции, но сам принцип что это присутствует, мы пытаемся что-то максимально послужить человечеству. При жизни хотим выполнять свои функции, которые в нас заложены, выполнять свой долг, работать по призванию, стараться, чтоб другие были счастливы и после жизни хотим тоже что-то полезное после себя оставить, поэтому тут мы в общем-то схожи, есть это единство некоторое, которое заметил Дарвин, то есть у них тоже есть эта задача - что-то оставить после себя, поэтому в общем-то нет большой проблемы. Проблема в том, что мы путаем последовательность, понимаете? Путаем последовательность. Нужно дать спокойно этому животному уйти в мир иной, и тогда оно уже полностью используется на другие цели. Сейчас, как мы выяснили, всё связано с насилием, поэтому мы не можем этому противостоять. Есть такое движение зелёных, в общем-то. Конечно шуму много, но нулевой результат, абсолютный ноль.

Все изменения начинаются с себя

00:12:20 Не нужно менять внешнюю ситуацию, нужно попытаться как-то хотя бы изменить себя, как мы выясняли, и может быть мы изменим часть нашего окружения – вот это что-то реальное. Но плавать вокруг корабля на надувной лодке и делать вид, что мы очень сильные, что-то из себя представляем - никакого толку нет. То есть вот эти вот внешние проявления, они конечно экстравагантные, они красивые, они вызывают у человека чувство собственного достоинства великое, что он так много делает, но на самом деле лучше бы он сам перестал употреблять тех же животных в пищу, но в той же среде зеленых вегетарианство непопулярно. О нём даже речи не идёт. Они защищают животных изо всех сил, но простейшую вещь понять не могут, что они сами их тоннами убивают. Понимаете? Вот это определенный нонсенс. Эффект нулевой, соответственно нулевой, нулевой к сожалению. То есть польза, она начинается, как мы выясняли, с себя, если я себе не могу пользу принести, как же я другим могу её принести? Поэтому что-то простое. То, о чём мы говорим, мы говорим о принципах, как в себе что-то изменить. Если мы в себе сможем что-то изменить, может действительно, мы сможем ещё кому-то помочь. Естественно у каждого есть своя миссия, мы говорили, и каждый может воздействовать на определенный круг ближних людей. Поэтому кто-то может только на себя воздействовать – бывает такое.

00:13:48 Кто-то на одного человека, кто-то может на свою семью воздействовать, кто-то на улицу воздействовать. Кому-то на город получится, кому-то на страну, мы видели. Это называется термином на санскрите шакти, шакти называется сила или электричество, мощь. И у каждого есть мощь, мощь. Поэтому мы видим: по тому, сколько человек слушает нас, мы можем понять, насколько наша шакти, мощь развита. И не стоит перепрыгивать эту планку. Вот есть у вас один человек есть – этого достаточно. Даже если ваш собственный ум, то есть мы с позиции своего разума говорим своему уму – это уже много. Вы чувствовали, как он против всё время? Поэтому если вы хотя бы свой ум убедите – это вы уже одного убедили, а это самый такой наглый, самый отщепенец, он прямо живёт и всем пользуется, а своё все равно гнёт, свою линию, причем ещё какую. Был вопросик, да?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Есть разница для нас. Для ковра разницы нет.
[Из зала]: [неразборчиво]

О важности уюта в доме, в жизни

00:15:10 [Рузов В.О.]: Потому что один будет блага приносить меньше, другой больше, понимаете? Пользы будет больше от него. Пользы больше. Уют, есть такое понятие – уют. Когда мы уютные, то мы можем посвятить себя самообразованию, самообучению, саморазвитию, например, тут уютная библиотека - мягкие стулья, приятное помещение. Вообще видел много библиотек, одна из самых приятных библиотек – факт. Мы везде читаем лекции, я знаю, что это такое – очень уютно, просторно, высокий потолок, себя хорошо чувствуешь. Уютно, да? Все согласны? Вы везде за мной ходите, мы везде читали лекции, однажды, я читал даже в телевизионной мастерской лекцию, в подвале. Бывают разные ситуации. На дискотеке приходилось лекцию читать, в военной части - где мы только не читали лекции. Сам принцип… уютно – можно слушать. Да? Уже неуютно – всё, уже думаешь, когда это всё закончится, холодно, дует, жестко, дышать нечем – всё, даже просто какая-то недостаточная… чуть-чуть не хватает уюта – уже всё. Поэтому факт – есть разница, в уровне уюта разница есть, причем колоссальная разница, серьёзная разница. Вы это замечали дома? Мы же дома что хотим создать? Уют. То есть, мы же дома не ставим просто деревянную скамейку там – факт. То есть мы пытаемся как-то уют создать. Для чего? Чтобы можно было отдохнуть перед тяжёлым рабочим днём.

00:16:48 Если мы не отдохнём – всё, какой будет тяжелый рабочий день – с ума сойдёшь. Если сегодня всю ночь вам будут колотить в стену – такое бывает. У нас там какой-то рокер живёт за стеной и ему время от времени хочется «дым над водой» поиграть всю ночь пам-пам-пам… и он всю ночь его играет. Не знаю, что там играть, там три ноты, но он её очень упорно всю ночь играет, время от времени там видно злость, стучась головой об стенку, – это потому что у него это всё равно не получается. И так потом конечно с треугольной головой приходится утром просыпаться. Уют – факт. Поэтому, например, в восточной культуре имеется в виду уют только, если дом полностью ваш – тогда это уют, факт. Если хотя бы ещё один хозяин там есть – уже всё, уже жить невозможно. Поэтому мы видим, что наше это, так сказать, максимальное конечно строительство, оно может быть экономически выгодно и оправдано, что мы на трёх метрах земли построили 64 этажа – это понятно и всех ногами на голову друг другу поставили – может это и экономически оправдано, я понимаю, чтоб быть ближе к станции метро, но с точки зрения уюта – уют нулевой. Уют просто нулевой. Человек должен чувствовать, что это его, что он имеет право на это всё, и он должен с чувством радости прогуливаться вокруг собственного дома, видя, как это всё здорово интересно и развивается. Если этого нет, конечно появляется вот это вот сознание общежития. А что такое общежитие? Ничего не надо. Пропади пропадом тот подъезд, пропади пропадом эта дверь. То, что за этой дверью, мне всё равно, там хоть пусть трава не расти. Никто никогда не выйдет и не побелит сам свою площадку и даже не подметёт так просто. Вы последний раз когда белили свою площадку лестничную кто-нибудь?

00:18:49 [Из зала]: Иногда подметаю.
[Рузов В.О.]: То есть, факт. Это редкость. Это значит, вы очень хороший человек. А так просто человек не пойдёт. Вот пока она чёрная не станет, её пока дети спичками не закидают, тогда они напишут жалобу все вместе в ЖЭК, и ЖЭК придет и отремонтирует, потому что не наше, не наше. В правилах восточной культуры объясняется, что человек должен не только на территории своего дома убираться, а он должен убираться за территорией своего дома. Вот все прилегающие к территории своего дома дороги он должен выходить подметать и поливать, и это реально происходит на Востоке. Я когда приезжаю в Индию, я вижу, человек выходит за территорию своего дома, подметает дороги, абсолютно уличные дороги, когда люди ходят и поливает их водой, когда жарко, пыль эту прибивает, сам. Это считается его территория. Это уже не чья-то. Это уже не чужая дорога. Это его дорога. Она пролегает, более того, он должен осветить дорогу перед своим домом. Не важно, поставили там этот фонарь или нет, он должен сам свою лампу повесить на своём заборе и осветить эту часть дороги. Это его обязанность, потому что люди проходят мимо его дома и каким словом они его потом вспомнят, когда пройдут? Вот если человек там в лужу залезет, он каким словом вспомнит этого хозяина? Нехорошим, да? А если всё будет освещено, подметено? Мы подумаем: «Какой хороший человек!» От этого зависит наше состояние.

Из чего складывается удача

00:20:25 Если все вокруг в нашу сторону чертыхаются, врятли мы можем ждать какой-то удачи, потому что удача в законах кармы описывается, как сложенная из благословений других людей, которые нас окружают – вот из этого складывается наша удача. Она складывается, в общем-то, не из нашего образования, понимаете, не из нашего воспитания особенно. Она складывается не из нашего рождения, она складывается не из того, сколько нам лет – пятое, десятое, она складывается из того, как окружение к нам относится, как люди к нам относятся. Если все вам дают свои благословения, добрые пожелания тогда у нас появляется возможность осуществлять свои проекты. Мы способны осуществлять свои проекты, поэтому культура – это умение создать вокруг себя доброжелательную атмосферу - это культура. И когда нас соответственно воспринимают культурно, нам дают свои благословения люди, они говорят о нас хорошо, у нас появляется шанс исполнять свои проекты. Разобрались? Ещё вопросики?
[Из зала]: [неразборчиво]

00:21:44 [Рузов В.О.]: Люди завидуют, если вы выставляете свои достижения на показ. Если ваш забор слишком низкий, и вы специально выставляете свои достижения так, чтобы другие их заметили, понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Не нужно её выставлять на показ. Все вещи, которые вызывают зависть, должны убираться с глаз. Не можете спрятать – не покупайте такую вещь, потому что, если мы провоцируем зависть других людей, мы виновны. Мы будем нести ответственность за это, понимаете? Поэтому, если уже купили что-то, то сначала обеспечите себя тем местом, куда это будет ставиться. Понимаете? Потому что иначе на утро на этой машине что-нибудь напишут, в лучшем случае, понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Провоцировать нельзя. Выйдите на улицу и скажите кому-то: «Ну, дай мне в глаз, ну, дай, ну, что тебе стоит? Ну, чё, слабо?» И он вам даст в глаз, а вы милицию зовёте.
[Из зала]: 50 на 50.

Почему нельзя провоцировать зависть других людей

00:23:07 [Рузов В.О.]: Не будем на проценты делить. В этом мире зависть есть, понимаете? Это все знают? Все. Поэтому нельзя провоцировать зависть, провоцировать нельзя.
[Из зала]: Я с этим не согласна. Это какая сейчас философия? Вы сейчас что говорите? Если у тебя есть машина, не нужно её показывать. Хорошо, на машине нельзя ездить.
[Рузов В.О.]: Кто сказал?
[Из зала]: [неразборчиво] Купила костюм, в этом костюме не ходи. [неразборчиво] потому что соседи увидят.
[Рузов В.О.]: Да. Вы можете говорить мне что угодно сейчас, но законы культуры таковы: если вы богаты – не идите к бедным. Если вы бедны – не идите к богатым.
[Из зала]: С этим я согласна.
[Рузов В.О.]: Я об этом и говорю – не провоцируйте. Если вы богаты, не живите в бедном районе и не ставьте свою машину между велосипедами других водителей. Понимаете? Если вы богаты, то зачем вы работаете дворничихой и в брильянтах подметаете дворы? Не работайте дворничихой. Идите работать в банк куда-нибудь, в богатое заведение. Это называется культура. Поэтому, по культуре мы не должны провоцировать людей, понимаете? Не должны провоцировать, поэтому, испокон веков люди живут кварталами, понимаете? Вот если все богаты, никого не трогает, что у вас дорогая машина. У него тоже дорогая машина.

00:24:49 Все понимают: не важно, дорогая машина или дешёвая – она всё равно ломается, абсолютно, всё равно. Люди это начинают понимать, но сытый голодному не товарищ. Сытый провоцирует голодного, понимаете? Потому что у голодного что появляется? Зависть. И у него появляются коммунистические идеи, понимаете? Надо всем голодным собраться, у сытых отобрать всё и это разделить между голодными. Вот эта провокация приводит к революциям. Она приводит к революциям, поэтому, даже если вы приедете, например, на ближний запад вы увидите, что богатые люди они одеваются просто. Одеваются просто. Они просто себя ведут, стараются просто себя вести. А если уж они какую-то роскошь приобретают, то они её приобретают в квартале, где все богатые, а у нас можно увидеть – абсолютно бедный район и храм стоит имени Иван Иваныча. Понимаете? Имени Иван Иваныча и весь район ему завидует. Это провокация всего района, провокация всего района и я не призываю, так сказать, особенно скрывать свои доходы или ещё что-то – нет. Но культура – это не провоцировать. Потому что мы становимся виновны, если мы вызываем какие-то явления. Если мы вызываем какие-то явления - мы также в этом виновны. Мы не должны провоцировать никого.

00:26:15 А, к сожалению, провокации в этом мире легко удаются, потому что все на взводе, потому что у многих не получается, многие бы этого хотели, но не могут себе это позволить. Понимаете? Поэтому умение не провоцировать – это одно из качеств культуры. Поэтому как в Ведах говорится? Если вы поели и выходите на улицу, вы должны обязательно взять часть того, что вы ели, и раздать другим: пирожки, что угодно, вы не должны сытым выходить к голодным. Вы должны выходить, чтобы их угостить и когда я жил, я помню, в нашем дворе всегда, когда мы ходили на обед, у нас были бабушки. Эти бабушки всегда готовили много пирожков и мы выходили угощали друг друга всегда. Бабушка говорила мне: «Никогда после обеда не выходи с пустыми руками». Она давала мне много пирожков, я выходил и угощал свих друзей. Все были довольны. Понимаете? Потому что даже такой маленький момент, он очень важен. Или например такую культуру мы тоже можем на Востоке пронаблюдать интересную: когда дети идут в школу им каждому мать с собой даёт какую-то еду, и знаете, как они едят? Не каждый под партой, а они всё на один стол выкладывают и каждый ест, что хочет. Общий стол стоит. Дети. Их так учат. Нельзя одному есть учат. Нельзя. А в кругу мужчин это вообще страшное явление.

00:27:45 Если вы будете где-то один есть в кругу мужчин – это всё сразу крест на вас поставят, плохо будут вас называть, поэтому это очень тонкие принципы. Они очень тонкие, потому что разумность - это умение никак не вызывать негативные явления в этой жизни, максимально их не вызывать, потому что их и так много. Их и так много. Просто если мы будем перечислять всё негативное, у нас жизни не хватит, поэтому мы об этом даже не говорим особенно. Мы говорим о том, как максимально этот уют вокруг себя обеспечить и мы будем в этом уюте, если мы не будем никого провоцировать. Также и в семье - муж не должен провоцировать жену, жена не должна провоцировать мужа. Понимаете? Они не должны провоцировать детей.
- Ну, давай поговорим - провоцируем, потом драка вечерняя.
Не надо. В основном, процентов 70 скандалов, которые происходят, они спровоцированы. Провокация. Поэтому культурный человек, разумный человек будет следить за тем, чтобы своим действиями своим внешним видом, своими словами не спровоцировать какое-то негативное поведение. Это сложно, да.
[Из зала]: [неразборчиво]

Культура поведения в разных слоях общества

00:29:23 [Рузов В.О.]: Я понимаю, да. Я знаю один храм, который сделан из чистого золота и туда жертвуют только золото. В южной Индии есть такой. Можете этих людей туда отправить. Они сразу ощутят себя, они сразу ощутят себя среди своих. В Москве не знаю, я ещё тут мало в общем-то живу, но в Индии я знаю такое место. Обычно такие храмы, куда могут прийти люди богатые и чувствовать себя естественно, у них ещё посредине храма ставят 10-15 метровую колонну из чистого золота, примерно. Специально ставят. Но там ещё 12 ворот напротив этого храма на всякий случай. Чтобы местные жители не утащили.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да. Есть в этом правило: мы не должны провоцировать других, мы не должны их обижать, поэтому в какой-то мере, например, на Востоке храмы, большие храмы, там есть разные входы. И обычно для людей, у которых нет денег, они просто встают в очередь и проходят. Если вы очень богаты, то обычно у богатого человека нет времени, но у него есть желание увидеть Бога, что-то ему дать, потому они подходят к специальному окошку, говорят: «Извините, нужно пройти» и их проводят через специальный проход по своей дорожке, они жертвуют божеству, уходят, то есть это нормально.

00:30:54 Это не какой-то разграничение на свой - не свой, чужой – не чужой, нет, просто у нас разные потребности. Мы разные – это уважение к каким-то чувствам. Естественно, люди бывают разные и я видел множество раз, когда люди очень богатые вели себя очень скромно и никак не старались выделятся, то есть это уже очень от менталитета зависит. Я знаю множество людей, которые обладают достаточно большим уровнем процветания, и вы никогда не догадаетесь, что у них такой уровень процветания. Это очень скромные люди, они ведут себя очень скромно. Только вот когда лично знаешь, кто это, поэтому все таки это зависит от менталитета, поэтому один человек может вести себя просто, имея высокий уровень процветания – слава ему за это, но другой не может, ему и не надо. Поэтому судят по плодам, в конце концов. Как, в конце концов, в окончании всего что происходит в жизни этого человека – деградирует он в результате своей деятельности или его сознание возвышается. Понимаете? А по какому-то внешнему поведению мы не поймём сейчас - хорошо это или плохо. Мы просто разные и не входит вообще в нашу задачу давать оценку. Я напомню также, что наши лекции не идут в стиле такого маленького суда над человечеством. Понимаете? Наша задача не собраться здесь и не кого-то осудить. Нет. Наша задача что сделать? Понять, что нам делать, понять, что нам делать, поэтому я рекомендую быть очень аккуратным и стараться вести себя скромно, когда ситуация должна быть скромной и вести себя торжественно, когда ситуация торжественна, поэтому, как мы говорили на прошлой лекции: если похороны - надо плакать, если свадьба – надо смеяться.

Почему мы не можем понять другого человека

00:32:53 На похоронах нельзя смеяться, а на свадьбе нельзя плакать, то есть мы должны себя вести соответственно, иначе это будет провоцировать – чего это он плачет на свадьбе? К чему это? Вот. Будет много вопросов. Это называется сострадание. То есть, когда нам хорошо, но мы попадаем в ситуацию, когда кому-то плохо, мы должны почувствовать, как кому-то плохо и помочь. Мы не должны дальше радоваться тому, что нам хорошо, иначе это уже будет издевательство. Понимаете? Поэтому насколько мы сострадательны, настолько и будет зависеть наше поведение. Но мы не должны других как-то оценивать или осуждать. Нам не понять мир другого человека. Нам свой мир не понять. Кто-то может свой мир понять: почему ко мне эта мысль пришла, почему та? Почему эти желания, а почему так, почему мне хочется это, а не то? Почему мне сладкое нравится, а солёное нет? Мы не можем ответить на вопрос почему, да? Почему у нас что-то происходит? Никто не может: ни психология – никто. Потому что мы разные, мы индивидуальности, а соответственно, как мы можем другого человека понять – почему он так поступает, что там у него? Эта оценка очень поверхностна, очень поверхностна. Знаете такое некоторое - эффект черного ящика. То есть на выходе видно, а что там внутри никто не знает. Понимаете? На выходе видно что, на входе видно, а внутри непонятно – чёрный ящик. Также сознание сейчас для нас оно, в общем то, и называется... мы сознание то понять не можем, а там ещё подсознание есть. Понимаете? То есть сознание непонятно, а есть ещё поднепонятно.

00:34:35 Понимаете, как интересно. Поэтому мы в себе не можем разобраться абсолютно, то есть это абсолютная загадка, несмотря на тонны книг психологических, абсолютный ноль, то есть ни на шаг не продвинулась цивилизация к пониманию сознания. Ещё есть подсознание, и мы ещё пытаемся понять другого человека, более того, ещё пытаемся создать с ним семью. Понимаете? Нужно быть абсолютно смиренным, абсолютно нетребовательным, может тогда получится семью как-то сохранить и довести это всё до какого-то цивилизованного конца, то есть умереть вместе радостно и желательно в один день, чтобы, так сказать, потом не было никаких размышлений по этому поводу. Да? Ещё вопросики. Разобрались, да?

Принцип семьи: каждый должен уметь уступать другому

00:35:31 [Из зала]: [неразборчиво] слушаю-слушаю, пытаюсь разобраться. Тяжело конечно [неразборчиво] надо быть смиренным, скромнее и стараться [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Мы говорили, что нужно вести себя соответственно ситуации.
[Из зала]: Соответственно ситуации. Если ситуация пиковая, всё равно надо уступить, да? А если такой человек, что невозможно найти компромисс, как быть - постоянно уступать?
[Рузов В.О.]: Вы задаете вопросы воздушные. Конкретное что-то спросите. Это очень воздушные вопросы.
[Из зала]: Хорошо. Сейчас конкретно спрошу: в тяжелой в пиковой ситуации, в ситуации ссоры…
[Рузов В.О.]: Ссоры с кем?
[Из зала]: Ссоры с близким человеком. Если человек по характеру неуступчивый, тяжелый характер…
[Рузов В.О.]: Так кто этот человек? Ближних много бывает – старший, младший, равный?
[Из зала]: Равный.
[Рузов В.О.]: Брат, сестра?
[Из зала]: Жена.
[Рузов В.О.]: Это не равный, это уже жена.
[Из зала]: Не жена, девушка.
[Рузов В.О.]: Это не равная. Супруги не равны.
[Из зала]: Ладно, молодой человек и девушка в своих отношениях. Как быть, если…
[Рузов В.О.]: Если вы не готовы этой девушке уступать, лучше семью не создавать.
[Из зала]: А стоит ли?
[Рузов В.О.]: Дело то ваше. Принцип такой: каждый в семье должен уметь уступать другому, только на этой основе мы можем создать семью. Иначе мы создадим не семью, а маленькую боевую бригаду. Это будет маленький боксерский кружок, маленький и каждый вечер будет тренировка и кто-то один будет грушей.
- Сегодня ты груша!
- Почему это я груша?
- Потому что я так сказал!
Девушка – это та, которую вы должны носить на руках. Носить на руках всю жизнь, а она будет всё тяжелее и тяжелее.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Хочется иногда уронить.
[Из зала]: Что я должен быть скоромнее, сказать: «Ты знаешь, в Ведах сказано, что надо быть скромнее, успокойся, детка, будь скромнее»

00:38:08 [Рузов В.О.]: Так вот запомните, наставления культуры не используются для других. Они используются только для себя. Поэтому для себя скажите:
- Детка, будь скромнее.
Семья может просуществовать всю жизнь только на том условии, что мы готовы терпеть друг друга со всеми этими плюсами и минусами. Понимаете? Плюс к этому они будут раскрываться в процессе жизни. Никто до семьи свои минусы не раскрывает. Вы знаете об этом? Их складывают всё время эти минусы. Они как плюсы эти минусы. Мы напрягаемся изо всех сил. Видели как девушка, парень, они идут на свидание и они напряжены. Там пол дня ушло на то, чтобы лицо сделать более менее нормальное, чтобы снять всё это – страх. И они ни чихнуть, ни кашлянуть, то есть, чтобы не дай Бог не проявилась какая-то природа и потом когда свидание закончилось, идут, пока ещё их видно. Она за угол зашла:
- Фух, Господи…
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Умная женщина не проснется. Вы много ещё всего интересного узнаете.
[Из зала]: Если одни человек понял, что надо быть скромнее [неразборчиво]

00:39:43 [Рузов В.О.]: Я вам скажу профессионально. Если вы не готовы терпеть друг друга до свадьбы – не создавайте семью. Это вам профессионально, как специалист говорю, потому что если вы не можете сейчас друг друга терпеть, но когда вы максимально напряжены и хотите быть, как можно лучше, то когда вы полностью раскроетесь, тогда будет вообще весело – понимаете? Это просто превратится в очередной боксерский кружок, поэтому большинство семей распадаются сейчас в первые три года совместной жизни. Не нужно создавать очередную плохую семью. Вы должны настолько любить друг друга, чтобы быть готовым терпеть всю жизнь. Всех нужно терпеть. Даже себя нужно терпеть. Тело не хочет прямо сидеть. А оно должно прямо сидеть! Знаете об этом? А оно не хочет, оно… Но это вредно. Мы должны это терпеть. Вы должны терпеть меня. Я должен терпеть вас. Мы терпим всё, абсолютно всё терпим: погоду, деньги, страну, президента. Мы терпим всё, но, чем ближе к нам что-то, тем больше мы должны это терпеть. Понимаете? Поэтому близкие – это самые ближние, их нужно терпеть больше всего. Потому что никого нет кроме ближних. Ближними так просто не становятся. Их мало вообще ближних. Их любить надо, пока они ещё живы, а они быстро умирают, кстати. Это очень грустно. И когда они умирают, оказывается, что мы всю жизнь не любили друг друга, а доказывали какую-то правоту, а какую уже не помним. Мы даже не помним, какую правоту мы доказывали. И потом так больно стоять у могилы и думать: «Я мы всю жизнь-то просто дрались из-за чего-то, даже из-за чего не помним. А жизнь была то где? Где была любовь? Самоотдача? Жертвенность? Терпимость? Где желание доставить приятное человеку?»

00:41:41 Я сейчас у меня была дилемма: я год готовился к фестивалю к одному. Туда меня пригласили. Я должен был читать два семинара – это такое событие чрезвычайной важности, я готовился к нему год, у меня заболела жена, я ни секунды не думал: ехать к ней или нет. Как вы думаете: поеду я или нет? Нет. Я ни секунды не думал даже: ехать или нет. Я подумал: «Пропади пропадом весь этот год и вся эта подготовка, и вся эта важность, если один человек подумает, что я его бросил, когда ему плохо». Я подумал: «Мне не нужен весь этот мир радостный, если один человек, самый ближний будет думать, что я его в трудный момент бросил». Даже ни секунды не сомневался, ни секунды. Это очень важно понять, что чем ближе к нам люди, тем больше надо жертвовать ради них, понимаете? Потому что мы иногда ради всего мира себя отдаём, а с самыми ближними на ножах, а с самыми ближними оказывается большая проблема. Это просто моё решение, мой опыт. Я просто хочу поделиться этим вариантом разворачиваемых событий.
[Из зала]: Пример ситуации [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Что как? Виноват. В чем конкретно виноват?
[Из зала]: Она взяла ушла, к другому ушла.
[Рузов В.О.]: Я не понимаю.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ну, это опять воздушный вопрос. Вот она моя жизнь. Зачем кого-то придумывать? Давайте брать реальную жизнь.
[Из зала]: Хорошо. К примеру, после выздоровления ваша жена взяла и ушла к другому через три дня, и ваша годовая работа псу под хвост.

Как реальность учит нас жизни

00:43:25 [Рузов В.О.]: Хороший пример. Это пример не из жизни. Давайте из жизни. Живой пример. Пример, он должен быть. Вот когда будет, тогда поговорим. Пример должен быть. Не нужно придумывать какие-то иллюзорные вещи. Жизнь реальна и отношения реальны. Очень часто мы пытаемся знаете: из точки А со скоростью 35 км выехал поезд в точку Б со скоростью 75 км, через сколько они встретятся? А никто не учел корову, которая вышла на рельсы и стоит. Этого в учебнике нет, а жизнь другая. Понимаете? Я сегодня ехал, всё рассчитал по минутам, что сюда приеду за полчаса и мы в метро встали в пробку, и я стоял и думал: «Вот тебе да!» Понимаете, жизнь другая совсем, поэтому жизнь, вот то, что мы изучаем, мы изучаем живую психологию, поэтому все примеры должны быть живые, настоящие, потому что, как бы мы не моделировали ситуацию, поведём мы себя другим образом. Мы сейчас можем моделировать что угодно, но учимся на реальных живых примерах. Психология – это всегда аналогия, запомните, потому что логики в поведении нет. Нам кажется, мы сейчас что-то смоделируем, а потом это произойдёт и я так себя поведу – фигушки. Можете моделировать, как вы себя после свадьбы поведёте, вы заметили – всё не так пошло. Можете моделировать как угодно: «Да, я нормальный человек, если это произойдет, я себя поведу так-то и конечно же приму трезвое решение, всё будет вот так и все мне будут рукоплескать».

00:45:08 Попадаем в ситуацию. Только через пол часа после того, как она закончилась, мы вспоминаем, что хотели выйти из неё хорошо. Попадали? Вот всё попадаю, должно нормально быть, потом закончилось, я там такого вообще наговорил… нет логики никакой. В психологии логики нет. Её невозможно наперёд по какой-то формуле просчитывать, невозможно. Мы можем учиться на реальности, то есть реальность нас учит. Реальность очень проста. Для чего вообще приходит реальность мы говорили? Реальность приходит для того, чтобы нас чему-то научить, поэтому разумный человек, он понимает: если ему что-то показывается – это показывается для того, чтобы в будущем, встретившись с этим, а значит он должен будет с этим встретится, он уже знал, чем это всё заканчивается. Вот это бдительность, мы говорили, или бледность лица. Это называется бабушкина бледность. Понимаете? Вот молодые приводят домой кого-то: «Вот, мы встретились, полюбили друг друга, можно мы выйдем замуж?», и они идут к бабушке и бабушка смотрит на них и говорит: «Детишки, погуляйте ещё годика три – там посмотрим. Если вы хотя бы ещё месяц вместе пробудете». То есть у неё есть опыт. Она видела тысячи пар. И она знает, чем всё заканчивается. Ей никакую астрологию знать не надо, никакую психологию, никакую хиромантию или нумерологию. Она просто видела их всех давным-давно и причем в гробу, видела их всех, видела. У неё есть реальный жизненный опыт. И, так как, раньше семьи были большие - там в семье 30-40 человек, то и опыт был большой.

00:46:56 Сейчас если один ребёнок в семье, у нас какой опыт? Один опыт. Понимаете? Вот мы его один кое-как пережили с Валидолом и Валокордином, слава Богу, выдали, фух, семья, слава тебе Господи, не наркоман, не в тюрьме, семья, работа… понимаете? Сейчас какая-то новость – человек сразу к Валидолу тянется. Если там звонок телефонный или что-то… вам сообщение. Факт. Мало опыта, понимаете, мало, но культура - это когда человек много опыта переживает, и он к старости естественным экспертом становится. Он видит: уживутся люди – не уживутся. Поэтому это называется смотрины. Что такое смотрины? Это когда бабушки собираются и смотрят: уживутся они или нет и всем сразу видно – ну, не пара они, они и неделю-то не протянут, понимаете? Факт. Поэтому смотрины очень важны. Даже если вы в социум ходите какое-то время – год все заметят: пара вы или нет. Это заметно. Даже люди неопытные увидят: пара вы или нет, поэтому очень важно. В этом и заключается проверка сочетаемости в странах, в которых есть эта культура. Люди просто при большом стечении людей встречаются, они встречаются на праздниках, там на выходных где-то ещё, где много людей, они встречаются и так как общественное мнение не может быть тихим, понимаете то это обязательно даёт им определенные выводы, они понимают в чём принцип. Разобрались? Это большая тема.

00:48:40 Это лучше послушать предыдущие семинары по семейной жизни, у нас есть целые диски с множеством лекций по семейной психологии – это большая тема. Я всё равно не могу её раскрыть за одну лекцию – это очень большая тема, поэтому лучше специальный семинар прослушать на тему семейных отношений. Эта тема бесконечна, потому что один человек, как мы выяснили, бесконечно непонятен, второй человек бесконечно непонятен, а когда они вместе – это фактически чудо, что два абсолютно непонятных человека могут вместе оставаться так долго и ещё маленького непонятныша рожают или трёх непонятнышек – уже как повезёт. Вопросики ещё.

Второй уровень развития сознания

00:49:25Давайте, я немножко рассажу про второй уровень. Мы говорим о уровнях развития сознания. Мы вчера выяснили первый, он назывался каништха адхикари. Адхикари – это квалификация. Каништха – это начальная квалификация. Сегодня мы до второй ступени дойдём, также слово адхикара присутствует. Адхикара – это квалификация. Второй уровень называется матхьяма. Матхьяма адхикари - человек на второй ступени развития сознания. То есть, буквально это переводится, как человек различающий. Если на первом уровне различия нет, то на втором уровне уже есть различия. Что он видит? Он видит различия между четырьмя типами живых существ. Он понимает, что такое истина, он разбирается в этом, он может об этом спокойно говорить. Он отличает истину от того, кто её ищет. Он видит ищущего, он может опознать, кто ищет истину а кто просто так, его носит его туда сюда, налево направо.

00:50:26 Он отличает их от невинного человека, а большинство людей в этом мире невинны, они просто не знают как себя вести, им просто не рассказали. Они не знают, поэтому ведут себя, как им кажется правильно. А как правильно никто не знает, поэтому это невинный человек, он ничего плохого не хочет, он просто не знает как, поэтому на всякий случай делает как попало. И он отличает также четвертую категорию – это человек, который ненавидит тех, кто занят поиском истины. Бывает такое: человеку не нравится, когда кто-то что-то ищет, надо работать, делом заниматься, лоботрясы и так далее, ненавидит, если у человека есть какие-то гуманитарные задатки поиска. И как они себя ведут? Они себя ведут по-разному с теми кто принадлежит этим 4 категориям. Их поведение отличается, как мы говорили, дистанцией. Культура – это дистанция, поэтому культурный человек с разными людьми разную дистанцию соблюдает. Это и есть культура – умение держать дистанцию. То есть они любят истину, да? Они любят истину, они дружат с теми, кто занят поиском истины, они стараются пробудить желание искать истину у невинных и они стараются избегать тех, кто ведёт себя агрессивно, чтобы их не провоцировать – то о чём мы сейчас говорили, чтобы их не провоцировать – очень просто. Так кто же такой человек на втором уровне развития сознания?

"Кризис средних лет"

00:51:45 Если сказать ещё проще – это человек прозревший. Такой человек понял, что он не понял, чем он всё время занимался до этого. Вроде бы он чем-то занимался, а зачем он не понял. Современная психология называет это кризис средних лет, когда человек оглядывается назад и думает: «Столько было усилий, а к чему это всё вообще? Есть у меня телевизор, диван, кровать, а к чему это всё? У других тоже есть – а к чему это всё?» Вот это начинается кризис средних лет – человек начинает понимать что то, что он делал до этого было да всего много, а зачем он так и не понял, к чему это всё было? Он начинает разбираться в тонкостях этого пути. До этого он был однозначно уверен, что выбрал правильный путь развития, что действовал правильно всё нужно. Но теперь он хочет быть уверен, что он в действительности выбирал это всё, что не жизнь его заставила так себя вести, а в основном, человека жизнь заставляет так себя вести – вгоняет в эти рамки, а теперь ему хочется понять вообще, а если бы был выбор, он бы так себя повёл? Он захочет стать на платформу выбора, он захочет понять: а сам ли я живу? На основе ли действительно свободного выбора я делаю то, что я делаю или я всё таки задавлен тисками жизни? Как я себя веду? Вот это кризис средних лет. То есть, одним словом, он уже не может притворяться. Он уже не может делать вид, что всё нормально. Он уже не может делать этот вид, у него уже начинается желание поиска. Надо разобраться. Понимаете? То есть он отдает себе отчет, что не до конца понимает все эти тонкости, поэтому боится упустить время. И, фактически, до этого вся наша жизнь – один сплошной фанатизм, то есть мы всё делаем фанатично.

00:53:42 Мы работаем фанатично, живем фанатично, женимся фанатично, то есть вроде бы, на первый взгляд, такая преданность во всем существует, человек всему предан, всё так хорошо делает, но он окончательно не понимает, для чего он это делает, как мы выяснили, это называется фанатизмом. Что такое фанатизм? Фанатизм – это сознание с отключенной функцией разума. Понимаете? Вот вроде бы делаем всё как надо, до конца доводим – всё здорово, а мозги то не работают. Мозги отключены, не работают. Вроде бы делаем столько всего, а мозги отключены. Я знаю, что я прав и этого достаточно. А почему ты так делаешь? Так надо. А поему так надо? Так надо! Просто поговорите. Очень интересное явление. Так надо. Все делают. 100% фанатизм, мозги не работают, выбора нет. Выбора нет. А кто тебе сказал, что ты прав? Понимаете? Кто тебе сказал, что именно так надо? Мне сказал очень уважаемый человек. Кто этот уважаемый человек? Это все. Все так делают. Очень интересно. Толпа становится уважаемым человеком, только я не помню как его зовут. Кто-то сказал, а кто - не помню. Понимаете? Очень интересно. Поэтому он сразу всё понимает такой человек обычно. Он никогда не признается, что у него есть какие-то сомнения, у него никогда нет вопросов, потому что функция обдумывания не работает. А, всё нормально, всё понято. Надо жить себе нормально и всё будет хорошо. Поэтому когда разум отключен всё кажется очень простым. А всё понятно. Что тут изучать? Это? А, понятно! Изучайте себе дальше. Кажется всё очень простым, всё понятным, но когда разум включается, приходится всё заново перечитывать, переспрашивать, переузнавать. Понимаете, приходится всё заново.

Наш разум боится ответственности

00:55:32 Оказывается, мы разум-то не включаем. Оказывается, мы слушали, видели, но разум не был включен, не было этого понимания, поэтому на этом уровне, на втором уровне становится понятным, что развитие, духовное развитие, интеллектуальное развитие – это не дешёвка. За это развитие нужно заплатить большую цену. Цена – не просто наша жизнь, это было бы очень легко: взять и отдать жизнь ради какого-то развития, мы и так её отдаём ради какого-то развития. Цена – это отдать свой разум, подключить его, начать действовать на основе разума. Жизнь отдать проще, чем разум, так как разум дороже, поэтому человек становится по-настоящему развитым только тогда, когда он готов принять путь своим разумом. Когда он готов за всё нести ответственность, не сваливать ни на кого ответственность, самому её нести. Любой человек может прийти, например, на лекцию телом. Телом очень легко прийти, но как трудно прийти разумом на лекцию. Почему мы не хотим подключать свой разум? В чём секрет? Потому что мы боимся ответственности, как мы выяснили. Мы боимся ответственности, так сказать, рядовому человеку легче прийти домой выпить и уснуть. Но подумать, зачем он этот день провёл и зачем он будет жить завтрашний день и к чему это всё было, и к чему это всё будет – это очень сложно. И так как разум всё равно кипит, бушует, разум возмущенный, понимаете, бушует, то надо его выключить вообще чем-то окончательно. Чем? Интоксикациями, что-нибудь принять, чтобы он просто отключился, поэтому пока мы просто слушаем, мы можем соглашаться или нет, но ответственность на нас не ложится, да?

00:57:16 Сейчас мы все слушаем. Ответственности никакой. Мы можем или соглашаться или нет – разум не включен всё равно. Мы просто или соглашаемся, или нет. Думаете, это функция разума? Нет. Это не функция разума, это функция тела – соглашаться или нет. Вот нам дали какой-то бутерброд и мы соглашаемся есть или нет. Какой тут разум? Никакого разума нет. Просто функция тела: нравится, не нравится, очень низкая функция. Ответственности никакой, но как только мы поняли, что надо делать, как только мы поняли, что конкретно каждый из нас должен делать и мы это действительно поняли, осознали и приняли, то тут же становимся ответственными за что? За то, что это не делаем. Понимаете? Тут же. Мы тут же несём ответственность за то, что поняли, и не делаем, поэтому меньше знаешь - легче спать, помните мы говорили? Потому что тут же несём ответственность. Например, если мы не врачи, мы не несём ответственности, что кому-то на улице плохо, не несём, но если у нас есть образование и мы способны жизнь спасать, и проходим мимо человека, которому стало плохо, мы уже несём ответственность. Факт. Ответственность. Очень просто, поэтому если мы просто изучаем истину – это оно, никакой ответственности нет. Но если мы поняли, что истина – это счастье, а люди вокруг страдают, им плохо и мы спокойно проходим мимо и нам хорошо – это значит, что мы совершаем вариант преступления, понимаете? Вариант преступления – факт. Это значит. Что мы немилосердны, как минимум, как минимум, немилосердны, поэтому знание делает человека серьёзным.

Знание и осознание налагают ответственность за других

00:59:02 Знание делает человека очень серьёзным, потому что он знает, что есть ответственность, есть ответственность. Как мы говорили вчера, воспитанный человек от невоспитанного отличается пониманием ответственности. С кем бы вы хотели создать семью: с ответственным человеком или с безответственным? По секрету скажите мне. С ответственным как-то, да. Как-то приятнее. Факт. Необычно, понимаете? Поэтому осмысление делает нас таким военнообязанным. Если мы что-то осмыслили и поняли, мы тут же становимся военнообязанными. Если мы уклоняемся от призыва, значит, понесём достойное наказание. Так и развитый человек, поняв, как мы выяснили, что все вокруг страдают, он уже не может просто так бездействовать в собственное удовольствие, он хочет что-то сделать, хотя бы чуть-чуть. Каждый день ко мне приходят на консультацию люди и спрашивают как нужно поступать конкретно в той или иной ситуации. Все, почти все. Но, я им говорю, что выбор, как поступать, вы должны сделать сами. Они очень сильно удивляются.
- Не понял! А что это за консультация такая?
- А вы чего хотели? Чтобы я за вас выбор сделал? Ни в коем случае. Потому что вы тогда кем будете? Вы будете просто исполнителем. Роботом, фанатом и ещё ответственность за это буду нести я, потому что я за вас сделал выбор – вот здрасьте.
Это карма. Так нельзя делать. Это будут большие проблемы. Нет. Вы должны сами выбор сделать, просто я могу рассказать, чем обычно всё заканчивается, потому что я знаю, чем обычно всё заканчивается. У меня есть опыт. Ко мне люди всю жизнь ходят, я знаю, чем всё это заканчивается. Вот так будете себя вести - грустно всё закончится. А так будете себя вести – может быть, хорошо всё закончится.

01:00:56 Пожалуйста, выбирайте: налево пойдёшь – всё потеряешь, направо пойдёшь – вообще ничего не найдёшь, а прямо пойдёшь – лучше вообще туда не ходить. То есть вот и мы можем рассказать, чем всё закончится. Можем рассказать – в этом и есть консультация со специалистом, но никто не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь – никто. Всем легче сходить, деньги заплатить и спросить:
- Скажите как конкретно, а потом несите ответственность, а потом мы с вами поговорим, будем деньги назад требовать.
Нет. Но психолог тут вообще не причем. Причем тут психолог? Причем тут астролог? Причем тут вообще все? Нет. Вот этим желанием человека узнать точно, что делать с радостью готовы воспользоваться обманщики эзотерики. С радостью, они готовы, пожалуйста, мы вам точно скажем, что делать – оплата по результату. Оплата по результату. Этим радостно пользуются, но на самом деле они не понимают, что ничего не дают человеку. Он просто будет потом всё сваливать на другого и всё. Он даже опыта не получит, потому что если мы сделали неправильно, то это даже для нас полезно, потому что мы получили тяжелый опыт и он необходим для жизни, понимаете? Даже если мы очень постарались сделать правильно и сделали неверно, мы хотя бы получили опыт, как не надо, но если мы свалили свой выбор на другого – никакого опыта нет. Мы говорим: «Ну вот, к негодяю сходил, в следующий раз к другому пойду». Понимаете? Какой выбор? Факт. Поэтому если мы не побоялись взять ответственность за свой выбор, у нас появляется шанс дойти до конца своего пути.

Чего нам не хватает, чтобы преодолеть препятствия на пути к Истине

01:02:33 Если мы не побоялись взять шанс, эту ответственность, самим выбрать, мы пришли до конца нашего пути, но тут мы сталкиваемся с трудностями, которые мешают нам в нашем развитии – препятствия. Вообще на пути к любой цели всегда есть препятствия. Пробовали чего-нибудь достигать? Всегда есть препятствия, всегда. Для чего? Кто это всё устроил? Потому что главная цель любого действия – это очиститься. Очистить своё сознание, очистить свою деятельность, очистить свои желания, стать выше, возвышеннее и трудный путь очищает нас от эго, от эгоизма, чтобы к цели мы уже подошли готовенькими её воспринять. Понимаете? Чтобы мы к цели подошли готовенькими и восприняли её уже готовенькими очищенными, понимаете? В этом и есть, очень просто – готовенькими. И чего же нам не хватает на этом пути, чтобы легко преодолеть все проблемы? Как ни странно любви, любви к Истине. Чтобы легко преодолевать все препятствия, необходима любовь к Истине. Любовь очень интересна. Поговорим о любви. Любовь по своей природе делает так, что наше сознание включается в режим супер активности. Видели, какие активные люди, когда они любят друг друга? Такие активные, прямо там встретились и тут, и везде, и прямо не растащишь их. Родители не знают, куда деваться, когда любовь начинается - всё. И тут они умудрились и там, и везде, всё так активно. Такой разум сразу. В столбик поделить ещё не может, а уже всё. Уже такой разум, активность, так всё здорово получается. Понимаете? Факт. То есть появляется эта супер активность в разум включается, но, скажем так, если мы кого-то любим, то всегда найдём возможность достичь какой-то цели.

01:04:28 Любовь – она включает эти функции разума, чтоб мы достигли. Нам всё равно, что вокруг, человек даже через забор полезет, с моста прыгнет – всё что угодно. Ему всё равно, да? Потому что он хочет дойти до этой цели. Поэтому полюбив Истину, что мы получим? Мы получим легкость в преодолении трудности на пути к ней, легкость в преодолении трудностей. Кстати подумайте, почему мы иногда с таким трудом осуществляем что-то в своей жизни? По той же причине – мы не очень-то на самом деле хотим чего-то достичь. Мы не очень-то любим то, чем мы занимаемся, не очень-то любим и мы не любим людей, ради кого мы всё это делаем. Иногда мы просто любим себя и ради себя хотим это сделать. Но когда появляется любовь к делу – дело обязательно осуществится. Обязательно. Оно не может не осуществиться. Обязательно осуществится, поэтому у меня спрашивают:
- Вот, у меня ничего не получается, что мне для этого сделать?
Я говорю:
- Может всё-таки кого-то другого полюбить. Может ты просто не любишь всё это? Может тебе просто деньги нужны? Или тебе так сказали. Может просто выбора не сделал?
Если просто не любите друг друга? «Вот у нас что-то не получается встретиться уже два месяца. Где-нибудь слышали такое, чтобы парень и девушка скромно говорили: «Что-то мы уже полгода встретиться не получается, он на работе, я там в школе». Не может быть такого.

01:05:58 Если мы любим кого-то, мы под дверями будем стоять, будем ждать часами, мы умрём, но увидимся, да? Поэтому если мы полюбили цель, мы дойдём до этой цели, поэтому я никогда не поверю, что у человека то-то не получится, я просто не верю в то, что он любит то, к чему идёт. Понимаете, как интересно? Мы просто не любим то, к чему мы идём, поэтому и не получается дойти. Потому давайте сначала разберёмся, что мы делаем. Мы говорим: это же второй уровень – понять, что я делаю на самом деле. Мне вообще надо это всё, что я делаю или нет? Может, я это всё из ненависти делаю, раз всё так трудно, всё так сложно. В любви нет трудностей. Там всё радует. Все трудности в любви радуют. Они вызывают ещё больше радости. Так просто видится, но когда после свадьбы живём всё время вместе он, он, он, сходи уже куда-нибудь хоть на улицу погуляй. Понимаете? А когда мы не видимся? Неделю! Не виделись неделю! Ой, понимаете, уже столько радости! Поэтому время лечит. Расстояние лечит. То есть если любовь ушла, надо на расстоянии немножко друг от друга побыть. Окажется, что всё нормально. То есть слишком близко тоже опасно. Может просто любовь ушла? Очень интересное явление, поэтому любовь – это движущая сила, конечно же мы разбирали на прошлых лекциях формы любви есть, тонкости, которые мы описывали. То есть на этом уровне мы начинаем понимать, в чем состоит глубина духовной жизни, в чём состоит глубина нашего развития, глубина вообще человеческой жизни, человеческих отношений, в чём эта глубина. Например, современный человек может легко заявить, что он духовен. Я - духовен, в чем проблема? Но вы его спросите в чем его духовность? Он скажет:
- Я в театр хожу, на комедии, на выставки.
Однако, что он там видит? Он смотрит на материальную жизнь в сказочном варианте. Такая немножко припудренная, присыпанная блестками та же самая жизнь, только рафинированная боль называется. Рафинированная боль, боль в сахаре, как таблетка бывает в сахаре – противная, горькая, но в сахаре. Боль и страдания. Поэтому мы должны быть очень аккуратны, очень аккуратны.

Ответы на вопросы

01:08:13Сколько время? 9-й час. По этой части мне вопросики сейчас задайте. Это мы второй уровень прошли.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ага.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Я не говорю, что надо знание давать.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Я говорю, что мы должны испытывать сострадание, когда другие люди страдают. То есть мы уже не можем радоваться просто так своим успехам, своим достижениям и своему счастью, если вокруг нас кому-то плохо. Это значит, что мы поняли реальность. Если мы не поняли реальность. Если мы находимся на вот этой на первой платформе, платформе фанатизма, когда нам важно только то, что у нас в жизни происходит, когда нам важен только свой успех и свой путь, когда нас не волнует – мы идём по головам. Вчера мы говорили об этом – мы идём по головам. Человек очень довольный идёт по головам, потому что ему кажется, что главное в жизни – это успех и он думает, что его успех – это быть выше других. Но когда мы поднимаемся на второй уровень развития, мы понимаем, что главное – это, в конце концов, как мы проявляем своё отношение к другим – вот что главное, как мы относимся к другим. Не чего мы достигли в плане высоты, глубины, ширины, денег или ещё чего-то, а чего мы достигли в развитии своих качеств характера? Понимаете?

01:09:43 Поэтому когда… буквально в трактатах говорится так: развитый человек испытывает моментально боль и из его груди вырывается вздох сожаления, когда он видит чужую боль – это естественным образом происходит. Знаете женщины так делают, когда видят что-то – или собачку сбили: «Ах…» Это должно быть естественным, когда мы видим чужую боль. То есть мы должны реагировать на это. Если мы не реагируем на чужую боль, значит, мы просто идём по головам других людей, понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да. Это вот… Вчера мы эту тему разобрали. Послушайте вчерашнюю лекцию. Я пол лекции вчера об этом рассказывал. Вчера мы об этом говорили. Мы говорили о том, что искусство – это когда мы что-то даём с любовью. Когда мы пытаемся навязать - это насилие. Нам кажется, что если мне это помогло и я дам это кому-то другому, то мне это тоже поможет. Чего бы ради, ему это поможет? Не подойдёт. Вот мне мои ботинки очень подходят, мне очень нравиться в них ходить. Какая из женщин этого зала возьмёт мои ботинки, чтобы в них ходить? А знаете, очень удобные. Очень рекомендую. Не так это просто - дать то, что вам помогло, другим. Вы даже можете очень вкусный торт приготовить, кого-то угостить, а он не будет есть. Сталкивались с этим? Даже торт вкусный – он откажется.
- Нет, это я не ем. Я только чуть-чуть засушенный хлеб ем.
Может отказаться, не есть. Это его право.

01:11:41 Я недавно заказал себе пирожков и пришёл, увидел, что они жутко пожарены в дешевом масле. А я вообще растительное масло не ем, я печеные пирожки ем. Растительное масло стараюсь не есть. Жутко пожарены. Я отказался, мы отказались. Люди были очень удивлены:
- Чего это вы отказываетесь?
- Ну вот, не подходит мне.
- Но как? Это очень вкусно.
Говорю:
- Вам вкусно, а мне нет.
- Как это может быть невкусно? Свежие пирожки!
- Не вкусно!
Поэтому мы так конечно что-то хотим, но мы не с любовью хотим передать, поэтому запомните: если от вас что-то не взяли – вы это сделали не с любовью. Вы пытались то засунуть в рот силой. Вот сейчас выйдите на улицу, купите очень вкусное свежее пирожное, поймайте кого-то за волосы и засовывайте ему в рот этот пирожок. И потом говорите:
- А ты чего не ешь? Я не понял! Я ещё один куплю! Ты не распробовал.
Это очень подозрительно. И также мы.

01:12:56 Все должны обливаться холодной водой. Все. Как раз будет зима, нужно обязательно выйти на балкон, обязательно утром, когда как можно холоднее. Воду обязательно за час надо поставить на балкон, чтобы она коркой покрылась. Я должна выйти, локтём разбить эту корку и вылить себе на голову. Да. Но это будет бесплатный будильник для соседей, потому что знаете, что происходит, когда человек это делает? Он непроизвольно орёт. Непроизвольно орёт, причем так знаете очень страшно орёт. Неестественно орёт. Слышали, у нас было такое место, где люди приехали и сняли дом, была зима, они приехали дом сняли среди большой такой деревни, сняли дом и все были моржевики серьёзные. И представьте, тихая деревня, там никогда ничего не было, следующее утро, воскресенье и в 4 часа утра ААААААААААААААА… и так несколько человек подряд на разные голоса. Все потихоньку со всех сторон стали туда подбираться вызывать всякие службы. Я понимаю. Я не против моржевания, я просто объясняю, что нам это очень нравится и мы можем быть очень счастливыми, но другой от менингита умрет через неделю или навсегда себе получит воспаление лобных пазух, что хотите – то есть не всегда вот это наше, оно подходит другим. Понимаете?

01:14:45 Вот это кстати мы говорили это женское искусство - уметь так приготовить на всю семью, чтобы всем понравилось. Одному ему не угодишь, жри, - сказали, поставили – жри. Не нравится – иди в столовую ешь. А представьте большая семья, там всякие родственники с другой стороны, то есть это надо всем угодить. Это вообще, если я себе пытаюсь это представить, я просто не завидую в этом положении тому, кто готовит на всю семью, потому что в еде невозможно скрывать чувства. Вот если вам невкусно, вы не сможете это скрывать. У вас будет кислое лицо. Вы не сможете это скрыть, а потом это надо всё съесть – не сможете скрыть, поэтому в задачу хозяйки входит так всё приготовить, чтобы всем понравилось, а это чудо. То есть, фактически, женщина – это волшебник, потому что ей нужно умудриться приготовить так, чтобы всем понравилось - это невозможно, потому только чудо позволяет женщине так приготовить, чтобы всем понравилось. Это чудо, поэтому все женщины волшебники. Просто все думают, что для этого надо видеть болезни или по фотографии определять – нет. Если вы просто умудрились на всех приготовить и всем понравилось, считайте, что вы 100% как это называется - экстрасенс. Экстрасенс – это человек, который может на всех приготовить, понимаете? Вот он может на всех экстра приготовить. Для себя всегда вкусно, но для других? Ещё когда вкусы меняются постоянно… дети растут – у них вкусы меняются. От настроения тоже меняются вкусы, нужно ещё под настроение попасть. Много тонкостей целое искусство. Ещё вопросики.
[Из зала]: [неразборчиво]

Третий уровень развития сознания

01:17:09 [Рузов В.О.]: Я понял, да. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос, мы радостно перейдем к третьему уровню развития сознания, потому что как раз вопрос про это. Третий уровень также имеет одно из слов адхикара, как квалификация, а первое слово звучит, как уттама. Уттама адхикари – то есть человек, находящийся на третьем уровне развития сознания. Уттама адхикари, он стоит выше матхьямы – это третий уровень развития сознания. Что он видит? Он видит всё, как мы выясняли, во взаимосвязи с Истиной. Он видит, что во всём есть смысл, и такой человек не делает различия между хорошим и плохим человеком. Если до этого мы ещё делили на какие-то квалификации, какие-то полномочия, то на этом уровне уже нет этого деления, потому что такой человек смотрит на всех, как вы сказали сейчас, как на частицы Истины, что во всех есть общая природа. Это сознание. Фактически между нами нет концептуальной разницы. Между нами нет концептуальной разницы несмотря на то даже, что мы можем находится в разных телах. Факт – у нас тела разные. Один может быть директором завода, а другой может быть собакой, которая этот завод охраняет. Тела абсолютно разные, вообще концептуально разные, сильно разные, просто в прошлом мы занимались разными делами, и сейчас получили достойную зарплату в виде физического тела, поэтому кому-то выдали премию, а кому-то минуса насчитали, ещё и должен остался, к сожалению.

О любви материальной

01:18:47 Кстати, мы можем поменяться своим положением в будущем, то есть процесс такой миграции в общем-то существует, поэтому такой человек понимает, что когда частица Иёстины, воплотившаяся в теле директора завода, не злоупотребляла, как мы выясняли вчера, своей независимостью, которая была предоставлена ей судьбой, а частица Истины, находящаяся в теле собаки, злоупотребляла своей независимостью, поэтому наказана по законам Природы, как мы выясняли, заключена в тело животного. То есть уровень уюта маленький. Будка сильно отличается от трехкомнатной квартиры. Вы заметили? Можете пожить в будке одну ночь, будет понятно, что уровень уюта разный. То есть наказание. Этим и чревата материальная любовь, сейчас мы разберёмся в материальной любви. До этого мы говорили о любви к Истине, а сейчас мы поговорим о материальной любви, в чем её тонкость. Так вот материальная любовь чревата тем, что пока мы любим только часть мира, остальную часть мира мы, к сожалению, тихо ненавидим. Понимаете? Что пока мы любим одну часть мира, другую часть мира мы тихо ненавидим, потому любая материальная любовь всегда связана с материальной ненавистью. Всегда. Если мы любим часть этого мира, то другое мешает нам это любить. Понимаете?

01:20:12 Другие только мешают этой любви. Поэтому если мы только какую-то часть любим, то вторую будем немножко ненавидеть - так интересно, поэтому ради любви к одним мы иногда готовы убить других. Факт. Так происходит. Но любовь ли это? Нет. Это сумасшествие – не более того. Только когда мы способны любить всех, наша любовь становится гармоничной. Тогда она становится любовью. Потому любящий человек любит и своих друзей, и своих врагов одинаково – вот это третий уровень сознания. Любить своих друзей и своих врагов одинаково. Ненавидящий человек любит своих друзей, а врагов люто ненавидит. Поэтому любовь ли это, когда мы кого-то любим, а кого-то ненавидим? Это не любовь. Это ненависть. Это форма ненависти. Любовь – это когда мы и тех, и других любим, но как трудно подняться на такой уровень любви! Поэтому это третий уровень сознания. Мы не на нём точно. Я хочу всех огорчить, но и обрадовать. Это впереди. Это сейчас не наш уровень. Это впереди, поэтому есть к чему идти. Это необычный уровень, он ещё впереди. Поэтому человек находящийся на третей ступени развития не обращает внимания на разницу между директором и собакой. Не обращает внимания. Он любит обоих и старается принести благо обоим. Это называется образованный человек. Его невозможно сбить с толку тем, что мы находимся в разных телах, невозможно. Его это не сбивает с толку. Его привлекает душа, которая находится внутри каждого живого существ. Понимаете? Каждого живого тела.

Почему важно общаться с уважаемыми людьми

01:21:48 То есть в этом стихе, который мы сейчас разбираем, в этом стихе Шри Ишопанишад говорится, что человек должен наблюдать. Он должен наблюдать, то есть смотреть на вещи под определенным углом зрения. У нас должен появится определенный угол зрения - это называется в психологии парадигма. Парадигма – определенный угол зрения и она формируется, объясняется, под влиянием уважаемого человека. Когда мы общаемся с уважаемым человеком, наш угол зрения меняется. Вы замечали это? Наш угол зрения начинает меняться. Когда мы с кем-то общаемся и его уважаем – мы перенимаем его точку зрения, начинаем понимать и наш угол зрения меняется. Очень необычно, поэтому уважаемый человек - это тот, кто способен возвышать видении тех, кто с ним общается. Соответственно, если мы общаемся с уважаемым человеком, который посвятил себя изучению истины, мы начинаем видеть вещи в истинном свете – очень просто. Если человек уважаем и он изучает Истину, мы с ним общаемся и начинаем видеть всё в истинном свете. В былые времена Веды вообще не записывались. Хорошему ученику достаточно было три раза услышать и всё, и он всё понимал, он всё запоминал на всю жизнь и он следовал этим рекомендациям. Но сейчас любой человек может взять и запросто записать свои идеи, облачив их в дорогое издание, тем самым вводя людей в иллюзию. Любой человек может взять что-то и написать. Дорогая книга вовсе не означает, что знание в ней также ценно, как и золоченая обложка – вовсе не означает.

01:23:25 Человек не должен браться за изложение истин на бумаге без разрешения уважаемых людей, не должен, потому что к чему он будет менять сознание других людей? В какую сторону? На что он изменит? Шило на мыло? На что поменяет? Поэтому необходимо что-то излагать, когда мы можем поменять видение другого человека. Тогда нам действительно есть что сказать. Тогда мы действительно что-то поняли на этом пути. Поэтому встать на этот уровень развития может только тот, кто достиг настоящего просветления – объясняется в этом стихе. А это значит, что он в каждом живом существе видит буквально своего брата, брата, сестру, хорошо, брата. Поэтому он что? Он доброжелателен, он терпим и уж тем более - он не будет своего брата есть на ужин, хотя бы брата на ужин есть не будет и всё будет нормально. Да? Ещё один – два вопроса, наверное.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Да, есть такое.
[Из зала]: Зачем нам сейчас навязывают американский образ жизни с их питанием, их одеждой, их деньгами?
[Рузов В.О.]: Кто навязывает?
[Из зала]: Кто навязывает? Правительство.
[Рузов В.О.]: Вот и спросите у правительства. Я рассказываю всё полезное из любых культур.
[Из зала]: Вы сказали сейчас такую идею: любой человек не имеет право написать…
[Рузов В.О.]: Любой человек не имеет. Это глупо.
[Из зала]: То есть он имеет, но это не грамотно [неразборчиво] То есть в своём окружении имеет уважение.
[Рузов В.О.]: Я понял. Надо в уважении разобраться.
[Из зала]: Но, как эти люди, которых все уважают [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Я понял.
[Из зала]: Вы будете делать так, вы будете такими деньгами пользоваться...

01:25:51 [Рузов В.О.]: Да. Интересный вопрос, хороший. Очень сильный вопрос, потому что есть разница, кого уважать и культурный человек должен уважать за возраст – раз. Он должен уважать за власть – обязательно, как в этом случае. Он должен уважать за образованность. Он должен уважать за близость к Истине. Так вот. Как вы думаете, кто из них имеет право поучать других, как жить? Вот тот, кто ближе к Истине, тот имеет право давать другим своё видение, имеет право. Если человек просто уважаем за власть – он не имеет права писать об Истине. Он может писать о власти – книги по менеджменту, пожалуйста – пусть пишет, хоть запишется. Тот, кто старше по возрасту, он тоже не обязан быть ближе к Истине. Он может писать о чем? О культуре. Он может писать легко о культуре тот, кто образован тоже не имеет права писать о Истине. О чем он может писать? О том, в чем он образован, о своей науке, но наставлять других людей как жить может только тот, кто уважаем другими людьми, которые близки к Истине – в этом разница. Поэтому вы правильно заметили, что не важно, что есть разные виды уважения, но наставлять может только тот, кто реально изменил свою жизнь на пути к Истине, а не занял более высокий пост, не стал просто старшим по возрасту или не получил 8 видов образований. Это тоже должно вызывать наше уважение, конечно же. Но это не значит, что мы должны следовать наставлениям этих трёх категорий. Мы должны что сделать?

01:27:37 Мы должны быть благодарны за эти наставления, но следовать мы им не обязаны, но если мы получили наставления от человека близкого к Истине, у нас что появляется, мы сегодня выяснили? Ответственность. Поэтому очень опасно слушать наставления человека, который что-то знает об Истине. Появляется ответственность. Если вам что-то рассказали о менеджменте, вы не обязаны становится менеджерами. Если вам рассказали о высшем образовании, вы не обязаны получать какое-то высшее образование. Если вам рассказали о культуре, фактически, вы тоже не обязаны следовать этой культуре. Например, я сейчас рассказываю о Восточной культуре, вы же не должны ей следовать. Не должны. Нет такой обязанности. Мы своей-то не следуем. Куда нам ещё чужая. Но когда мы слышим, что мы обязаны на уровне души делать, что мы обязаны для своей души и для других душ, которые находятся вокруг нас – это связано с нашим вечным предназначением, поэтому есть дхарма, а есть санатана дхарма.

01:28:39 Дхарма – это обязанности живого существа. У нас множество обязанностей – перед семьёй, перед страной, перед милицией, перед государством, перед телом перед своим, перед детьми – множество обязанностей. Но они временные. Поэтому мы их должны исполнять – да, но они заканчиваются. Всё. Например, я прошёл призывной возраст всё, я никому не нужен. Кому я нужен такой солдат? Никому. Но есть санатана дхарма – это вечная обязанность. Санатана – значит вечный, дхарма – обязанность. И наша санатана дхарма - это самим расти духовно и помогать расти духовно тем, кто находится вокруг нас – это санатана дхарма. Это вечная обязанность живого существа. Понимаете? Разобрались? Высокая нота, хорошая, прямо на ней хочется завершить. Хорошо.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Падают с любой ступени, но это другие падения. Обладатель золотой медали по фигурному катанию падает, его падение отличается от того, что мы сейчас выйдем и поскользнемся на сосульках? Отличается это падение?

01:29:51 Отличается. Ему что делают, когда он падает? Ему хлопают, поэтому есть разница - кто где падает. Большая разница - кто где падает, поэтому наша задача самим под ноги смотреть и всё будет хорошо. Конечно, везде падают. Это значит, что мы должны быть бдительны всегда. На улице гололёд. Материальный мир – это значит, что гололёд, поэтому расслабляться нельзя. Внизу лёд и сверху сосульки, поэтому есть опасность. Потому разумный человек никогда не расслабляется. Расслабимся, когда всё закончится. Экзамены. Впереди гос. экзамены. Надо сдать гос. экзамены. Хорошо. Мне было очень приятно с вами пообщаться на этом семинаре. Мы встретимся со 2-го числа, начнётся большой семинар на три недели, поэтому как-то распишите своё расписание. Часть посетите, сколько сможете, если что, в конце получите общий диск со всеми лекциями этого семинара. Потом сможете переслушать.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 22 июля 2013
обработка текста: Наталья Давиденко | пгт. Дунай Приморский край | Россия | 30 декабря 2016