Лекция 10, часть 3

Москва - 01 января 2007
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:34:13 | качество: mp3 64kB/s 43 Mb | прослушано: 425 | скачано: 514 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, вопросики можно начать задавать.
[Из зала] [неразборчиво]

00:00:46 [В.О. Рузов] Во всех правилах есть исключения. В основном, живые существа не агрессивны. В основном, нужно очень сильно кого-то задеть, чтобы появилась агрессия, т.е. так просто на улице никто к Вам не подходит и не нападает на Вас. Нужно кого-то явно задеть, оскорбить чем-то. Но всё равно небольшое количество форм жизни предназначено для неисправимых негодяев. Есть неисправимые, рецидивисты. Поэтому им специальные формы жизни отведены, это формы ядовитых змей и скорпионов. И несмотря на то, что Вы ничего не делаете этим живым существам, они могут Вас укусить и убить. Они из-за своего агрессивного поведения беспричинно нападают на человека.

00:01:56 Я сталкивался на Востоке с очень опасными змеями. И было однозначно понятно, что очень агрессивное поведение. Поэтому так как такие агрессивные существа должны быстро отработать свою карму и перестать причинять беспокойства другим живым существам, поэтому на Востоке рекомендуется, если Вы где-то встретили такое живое существо, не задумываясь его убить. Потому что если Вы не убьете, кто-то из живых существ может пострадать, ни за что, это очень опасно. Это как пожар. Если Вы увидели пожар, надо тушить. Поэтому если Вы увидели скорпиона на дороге, его нужно сразу же раздавить. Иначе наступит другой человек. Часто они очень спокойно сидят, никого не трогают, а оптом они просто кусают и все. Просто так. Как змея, если Вы потревожили змею, она просто кусает и все. Ей все равно, Вы её просто разбудили и она Вас укусит.

00:02:58 Такие очень агрессивно настроенные живые существа, поэтому они являются исключением.
[Из зала] [неразборчиво] А малярийные комары?
[В.О. Рузов] Не такой уж это большой рассадник заразы, не так то просто заразиться малярией. Кто последний раз болел малярией? Я езжу на Восток, тоже не болею малярией. Хотя меня укусило миллион индийских комаров. Скорпион меня пытался укусить, его сразу же убили. И змея меня пыталась укусить, её сразу же убили на месте. Очень быстро, не задумываясь. Те, кто были более опытные, чем я, они сразу же убили этих живых существ. Я даже не успел разглядеть, кто это. А комар не агрессивен, он не желает Вам зла, он просто хочет поесть. Он не агрессивен, он не может Вам причинить зла большого. Это ещё нужно умудриться, чтобы заболеть. Это нужно себя особенно вести, нецивилизованно, поэтому, если Вы хоть чуть-чуть разбираетесь в том, как защищаться от комаров, никто Вас не укусит особенно, есть простые средства.

00:04:14 Масло Нима, оно очень горькое. Вы этим маслом Нима натираетесь вечером и комары днем не кусают, только вечером. И комары не кусают, им не вкусно, Вы горькими становитесь, горькое никто не любит. Поэтому они пробуют Вас, им горько и они не кусают. Очень просто. И вообще все разумные люди вешают противомоскитные сетки на кона, поэтому в любой нормальной гостинице висят противомоскитные сетки и никого дома нет. Ну на крайний случай Вы можете включить средство в розетку, если уж совсем трудно и устроить всем газовую камеру. Это если уж совсем трудно. Иногда приходится делать, когда какие-нибудь дрявые сетки, но что делать. Поэтому обычно человек заболевает, когда он в самую гущу лезет, в палатке спит на воздухе, ему все равно. Он всю ночь от комаров отбивается, его 400 000 комаров за ночь кусают и конечно один попадается бешеный больной комар. И тут в Москве тоже можно встретить такого комара, если уж очень сильно захотеть.

00:05:27 Тут тоже есть малярия, мне говорили специалисты, что есть. Поэтому и тут можно что угодно получить. В общем-то это не агрессивные живые существа, они кусают не из-за того, что хотят укусить, а из-за того, что им есть надо. А вот скорпион и змея не будут Вас потом есть, они просто кусают Вас и уходят довольные. Вот в чем разница. Большая, концептуальная разница. Остальные живые существа им просто кушать хочется. Поэтому сделайте так, чтобы Вы были не вкусными и они не будут Вас кушать. Или едят таблетки Нима, листья Нима жуют и кровь становится горькой и им становится не вкусно.
[Из зала] [неразборчиво] Тигру ведь тоже хочется кушать?
[В.О. Рузов] А вот с тигром уже надо дружить. Т.е. не надо ходить там, где живут тигры. это самая хорошая дружба с тигром, если Вы знаете, что он там живет, не ходите туда, потому что он хочет кушать. Факт. И если он будет голодный, он съест. Потому что мы обед чей-то. Поэтому разумный человек сидит дома и один никуда не ходит. Есть такое правило на Востоке: меньше, чем вчетвером никуда не ходить. Потому что если Вас четверо, тигр уже не нападет, любое животное боится толпы. Оно не нападает, если толпа, оно нападает, если дичь отбилась от стада.

00:06:57 И вот когда мы отбились от стада и очень довольные и веселые пошли изучать местный лес, где живут разные веселые существа. Так в лесу можно и на гориллу попасть. Горилла очень интересное живое существо. Такая очень сильная и здоровая обезьяна, обычно грустный сидит в лесу. Его даже сначала и не узнаешь, что это он. Ему грустно скучно. Но если Вы будете проходить мимо, он захочет с Вами пообщаться. А у него такие длинные-длинные руки, длиннее чем тело. Он будет долго с Вами разговаривать. Поэтому, если Вы знаете, что там кто-то живет, что это такой открытый зоопарк, национальный парк, не ходите туда. Обычно в районе жилых массивов, где живут люди никого нет. Им там нечего делать, веселым живым существам.

00:07:56 Есть такие простые агрессивные живые существа, которые могут Вас маленько пободать, разные дикие коровки, дикие козы, то обычно палки достаточно, обычно палку они понимают, это уже хорошо. Обычно все путешественники ходят с тростью. Это не значит, что им ходить трудно, нет, это они ходят с палкой, т.к. палку все понимают, и все сразу уходят, всем сразу понятно. Но если это большая стая не очень сильных живых существ, то Вы ничего не сможете сделать. Поэтому просто нужно вести себя тихо и скромно. Тихо проходить мимо, никого не трогать, а не ругаться с ними и не показывать им палку. Поэтому если Вы хоть чуть-чуть поживете в местах, где есть веселые живые существа, за первые две недели, Вы всю технику изучите и все будет хорошо. В первые разы меня укусили все живые существа, которые только могли. Краб в море укусил, рыба в озере укусила, коровы меня боднули и быстро я все понял.

00:09:05 Т.е. за первые разы я все понял, что живых существ трогать не надо. Мы думаем, что они нарисованы, а они не нарисованы, у них есть рога, зубы, поэтому их не надо трогать. Просто жить рядом и не трогать никого. Хорошая культура взаимоотношений. Простая культура. Начинаем трогать, начинаются проблемы. В общем-то ничего сложного нет. Такие же взаимоотношения как и с людьми, не надо никого трогать. Поэтому никто к Вам сам не придёт и не укусит, поэтому это надо кого-то обидеть. Например, Вы купили фрукты и идете мимо обезьяны, это оскорбление обезьяны. Это Вы их обидели очень сильно. Поэтому будут проблемы. Нельзя мимо обезьян ходить с фруктами. Это прямое очень грубое оскорбление обезьян, они будут обижены и у Вас будут проблемы. Скорее всего они у Вас все отберут.

00:10:08 И на Ваших глазах съедят. Т.е. когда они отбирают они очень наглые и страшные, садятся перед Вами и едят Ваши фрукты с очень довольным лицом. Потому что все честно. Нечего оскорблять обезьян. Ходить перед ними с фруктами. Все очень просто. Если что-то ест корова, то не нужно её нервировать, когда она есть. Потому что, когда кто-то ест, его трогать нельзя. Потому что если Вы будете её нервировать, она сделает широкий жест головой. А размах у коровы очень большой, примерно метр. Рога острые. Поэтому сразу понимаешь, что лучше мимо проходить, когда кто-то ест. Не нужно трогать живых существ, когда они спят, едят или стадом куда-то идут. Тоже самое и в людской жизни, не нужно трогать человека, который ест, спит или толпой куда-то идет. Принцип тот же абсолютно. Будут проблемы.

00:11:21 В основном живые существа так просто не нападают, их нужно задеть. Но вот эти агрессивные живые существа не ради еды нападают, а просто из-за своей природной ненависти. Некоторая тюрьма для души, которая предназначена для этого. Лучше или сразу убежать или если это опасно для других – убить. Иногда приходится убивать, ради защиты других.
[Из зала] [неразборчиво] Скорпион подползал к брахману, а он его постоянно убирал, но не убивал. Всем ли людям нужно убивать скорпионов?
[В.О. Рузов] Вам лучше убить. Этот Брахман был умный. Это был сезон, когда скорпионы не ядовиты. Поэтому когда они Вас укусят Вы не будете болеть. Но если Вы не разбираетесь довитый сезон или нет и он Вас укусит в ядовитый сезон, у Вас будут очень большие проблемы.

00:13:12 Вы можете даже не выжить. А брахман был грамотный и знал, что есть неядовитый сезон, и поэтому его можно куда-нибудь отбросить. Никому вреда он не принесет. Поэтому если Вы не знаете когда ядовитый сезон, когда он сидит на дороге и может кого-нибудь убить или укусить, а от укуса Вы как минимум 3 дня будете в коме, при смерти, будет тяжелейшая температура, Вас будет ломать и если рядом не будет специалиста, Вы просто умрете. И если сезон достаточно ядовитый, есть два типа скорпионов: серый и черный. В одни месяцы они ядовитый, в другие месяцы не ядовитые. Но представьте, что этот скорпион укусит Вашего ребенка и он точно умрет. Если это большой человек, то этот яд как-то распределится и здоровый человек выживет. Но если это маленький ребенок и на него подействует весь этот яд, то будут большие проблемы, он может умереть. Поэтому это входит в задачу защитника. Поэтому, если Вы знаете кто когда не ядовит, поэтому можете вытаскивать его из лужи и бросать обратно сколько Вам угодно, если Вам это нравится.

00:14:36 Но если Вы не знаете ядовит или нет скорпион в данный момент или змея, лучше убегите или если там ходит народ лучше позовите здоровых мужчин с большими палками и пусть они разберутся с ним на месте. Потому что это агрессивные живые существа и если Вы не предпримите никаких мер – это будет Ваше убийство. Если Вы видели, что кого-то могут убить и не предприняли мер, то Вы несете карму убийства человека. Это вредно, нести карму убийства человека. Простой пример. Если увидите крышку незакрытого колодца, что она отошла, но если Вы не можете её закрыть, Вы должны кого-то позвать, что-то предпринять, какие-то действия сделать, потому что кто-то может туда провалиться. Я знаю человека, женщина, ей было 60 лет, и она ушла в колодец прямо с головой. Очень опасная ситуация.

00:15:36 Я вообще поражаюсь как она живой осталась. Это моя знакомая. Мы должны встать около этого колодца и решить ситуацию. Потому что, если мы увидели и не решили эту ситуацию, а потом кто-то пострадает, мы будем виновны. На нас вина ляжет. Дело не в колодце. Нам дано это испытание. Мы должны принять решение. Поэтому, если это опасная ситуация для других существ, мы должны пожертвовать своим удобствами, своим спокойствием ради блага других. Поэтому иногда потребуется кого-то убить ради блага другого. Бывают очень серьезные ситуации. Иногда приходится вступать в какие-то конфликтные ситуации ради защиты других. Очень много всего агрессивного в этом мире происходит. Поэтому мы также должны уметь применять агрессию. И война может быть, все что угодно, любая агрессивная ситуация. Нужно принять решение. И иногда даже придется отсидеть за принятое решение.

00:16:40 Почему нет. Мы обязаны принимать решения. Никто не знает, как потом люди осудят наш поступок. Никто не знает. Но когда есть конкретная ситуация, есть агрессия. Кого-то надо защищать. Мы не можем просто стоять и смотреть на ситуацию. Мы должны что-то делать. Поэтому иногда придется карму получить в полном объеме, поступить с нашей точки зрения честно и потом не обижаться, если люди нас не поняли. Бывают очень интересные случаи в жизни. Во всех традициях говорится не суди, потому что Бог знает в какие ситуации мы попадем, когда придется принимать какое-то очень серьезное решение. Поэтому нельзя судить других людей, которые попали в серьезные ситуации. Мы не знаем как мы себя поведем в этой ситуации. Очень сложные бывают ситуации. Никто не знает как судить, 12 человек голову ломают и не знают прав человек или нет.

00:17:43 Не советую быть судьей. Чтобы быть судьей надо быть абсолютно не предвзятым человеком. Очень трудно взять и решить, правильно человек поступил в этой ситуации или нет. Потому что очень серьезные испытания, чтобы мы серьезно очистились, даются очень серьезные испытания. Поэтому лучше не судить других, если у нас ет таких полномочий. Но какие-то простые вещи надо знать. Слава Богу, в России не ползают ядовитые змеи и скорпионы, но тут люди достаточно опасны. Поэтому лучше держаться дальше от опасных людей. Поэтому нужно быть разумным. И если Вы попадаете в жаркие страны, где есть такие проявления. Там много всего интересного. Там в море кто-нибудь кусается, медузы, акулка может маленькая подплыть, все что угодно. Меня за ногу так одна рыбка укусила, у меня следы от зубов на ноге остались, показывать не буду, но остались. Краб меня укусил. Я в море зашел и поехал. Чувствую еду.

00:19:03 Я не понял сначала, думал, что песок такой. Но потом крабу это не понравилось. Он поднял клещи и за палец меня укусил, вот я подпрыгнул. Хотя тяжелый, из моря выскочил быстро, хотя палец потом долго заживал. Поэтому нужно знать. Если Вы в какую-то природу погружаетесь, то сначала спросите у местных жителей. Чего стоит ожидать от этой природы, потому что природа бывает разная. Если, например, тут комаров практически нет, то если Вы поедете на дальний восток, то Вы узнаете не только что такое комары, но и их младшие друзья мошка. Я могу вам не понаслышке рассказать, что такое мошка. Это когда Вы идете все в мошке, а за вами летит целая туча черная этой мошки с желанием покушать и кусает она очень противно, не как комар. Она кусает в складки тела и потом это не заживает. Поэтому достаточно такой противный сезон.

00:20:05 Отдых не очень то веселый. Поэтому нужно просто спросить у местных жителей, как и что. Где кто кусается, где какие люди. Мир достаточно интересный. К кому лучше не лезть, куда лучше не ходить. Необходимо сначала спросить, тогда все будет хорошо. Если мы сначала спросили и разузнали, тогда никаких проблем не будет. По своему опыту могу сказать. А езжу я везде, лезу Бог знает куда, много где путешествую, но сначала я все узнаю. Я не помню, чтобы у меня были большие проблемы. Так маленько покусывали, но чтобы были серьезные проблемы, я не помню. Просто сначала нужно все узнать, что может быть проще. Такая у нас сегодня интересная зоологическая тема. Еще какие-то вопросы есть, по природе, по животным?

00:21:07 Я расскажу. Мир интересный.
[Из зала] [неразборчиво] За убийство скорпиона какие кармические последствия?
[В.О. Рузов] Никаких. В Ведах объясняется, что тут карма не идет, так как это агрессор и он причинить вред другим, поэтому за убийство убийцы не идет никаких последствий. Но это виде исключений. Мы говорили, что в любом правиле есть исключения. Насчет других живых существ нужно быть аккуратным и предпринимать шаги, чтобы они Вас не кусали. Любые другие существа от них можно уберечься и они не причинят другому живому существу никакого разумного вреда. Очень разумным нужно быть в этом плане человеком.
[Из зала] А положительная карма?
[В.О. Рузов] В какой то мере даже положительная. Т.е. если за вами идет толпа людей и Вы уничтожаете агрессора, явного, от которого другие могут пострадать, Вы получаете карму защитника, благочестие, можете родиться на планете Солнца.

00:22:17 Есть планеты специальные для тех, кто защищает.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Нужно умудриться птицу живую встретить. Экология определяется по количеству птиц, живущих в этом месте. Например, в некоторых местах, где я останавливаюсь на Востоке, есть справочники птиц этого места, которые насчитывают до 600 видов. Т.е. поверить невозможно. И каждая птица, которую Вы видите, она новая. Можно каждый день там ходить и смотреть, птицы будут каждый день новые и необычные. Не то, что у нас: ворона, сорока. Воробья и то уже так просто не встретишь. Черные страшные птицы. Это ещё нормально, хоть какие-то птицы есть. На подходе в Китаю и птицы пропадают. Уже исчезают. В пищу начинают переходить. С экологией проблемы, поэтому живые существа нормально не могут жить в таких условиях. Поэтому не так просто с кем-то встретиться.

00:23:50 Здесь люди опасны. Здесь другая экология. Здесь людская экология. Нужно с людьми умудриться выжить в мире, не сойти с ума, от близкого общения. Иногда очень трудно поменять общение. Просто попадается сосед и вы ничего не можете сделать, Вы сходите с ума. Поэтому нужно научиться жить с людьми вместе. Животное оно убежало и все, а сосед не убежит. Он затаится, злобу затеет. Поэтому с людьми нужно научиться жить в дружбе и миролюбии. Еще вопросики. Разобрались. Хорошо. Вчера мы остановились на шестом пункте. Он звучит так.

00:25:07 Человек должен найти истинного духовного учителя, который может постепенно привести его к духовному самосознанию, беспрекословно выполнять все его указания, служить ему и задавать уместные вопросы, в этом пункте речь идет об учителе. Отношения с учителем, самые интересные отношения в этом мире, самые глубокие. Фактически, если у нас отношений с учителем, мы ещё не испытывали никаких отношений в этом мире. Отношения начинаются тогда, когда у нас начинаются отношения с нашим учителем. До этого фактически это не отношения, это некоторая тренировка взаимоотношений. Мы тут попробовали, там попробовали, но глубины большой нет, даже, если это всепоглощающая любовь по сравнению к отношению к учителю, это ничто.

00:26:10 Это, скажем так, одна десятая процента. Т.е. глубина не соизмерима. Любые отношения в этом мире, по сравнению с отношениями к учителю, несоизмеримо меньше. Поэтому мы должны пройти эту школу других взаимоотношений, чтобы потом с учителем не наломать дров. Поэтому вы заметили, что учитель сразу не дается? Есть в этом некоторая проблема. Не так просто его найти, не так просто, чтобы он нас принял, не так просто вступить в эти взаимоотношения, очень трудно. И так как глубина велика, поэтому нужно получить эту квалификацию, нужно сначала понырять на мелководье. Т.к. там настоящая артезианская впадина. Настоящая глубина этих взаимоотношений и на вид они очень узкие, несколько метров, 20 метров. Но они идут между скал, почти отвесные скалы. И когда ты примерно прослеживаешь эти две прямые, то понимаешь, что лучше эту реку не переплывать, поэтому горные реки лучше не переплывать. Это по поводу природы.

00:27:52 Там где горные реки, вы обычно увидите большие стенды с фотографиями утонувших людей. Потому что они все смелые и сразу хотят переплыть речку. Видят там пляж на том берегу. Но т.к. она узкая, концентрация воды очень сильная. Поэтому тут же между пластами человека уносит и он ничего не может сделать. А речки движутся пластами. А горных рек есть такая особенность, что пласты могут навстречу друг другу двигаться. Т.е. вы можете увидеть, что река течет в обратную сторону. Т.е. меняются пласты, может верхний пласт в одну сторону, средний пласт в другую сторону, нижний пласт в другую сторону. Я знаю нескольких опытных плавцов, которые утонули.

00:28:50 Профессионалы. Невозможно справиться, настолько сконцентрирована сила реки. Поэтому отведены специальные места, где можно принимать омовение на востоке, они называются гхат. Поэтому, если вы приезжаете на Восток, вы должны спросить, где тут ближайший гхат. Там обычно ступеньки и если есть течение, то огорожено цепями и Вы можете держаться за цепи и принимать омовение. Все уже продумано и вас никуда не унесет. Но если хочется русского экстрима, то можете стать знаменитым, на стенде экстрималов. Но лучше не рисковать с горными реками, концентрация огромная, сила огромная. Глубина и сила отношений с учителем также максимальна и нужно всячески быть аккуратным в этих взаимоотношениях. Это не простые взаимоотношения. Это не дружеские отношения. Это даже не любовь. Это особый тип взаимоотношений, которым посвящены тысячи трактатов. Тысячи трактатов написано о том, как правильно относиться к духовному учителю.

00:30:28 Как правильно быть учеником. Очень глубокая наука. Очень сконцентрированная наука. Очень легко совершить какие-то ошибки, поэтому нужно быть очень аккуратным. Мы должны тренироваться во всех взаимоотношениях вести себя правильно. Мы видим, что в наших взаимоотношениях постоянно происходят какие-то ошибки. Но это можно легко исправить. Взяли торт и пошли исправили. Но если это будет при глубине и при течении очень опасно. Кто такой духовный учитель, которого мы должны найти? Это тот, кто понимает ценность всего, что есть в этом мире. Ценность всего, что создано абсолютной истиной. Кто понимает ценность всего, что есть перед нами. Например, ранее ученые считали, что 90% ДНК являются мусором. Есть понятие мусорная часть ДНК.

00:31:32 Т.е. в Вас мусора 90% с точки зрения науки. На 90% мы все мусор. Что-то в этом есть, но как-то подозрительно. Однако сейчас мнение резко изменилось, если Вы прослеживаете, что происходит, то Вы заметили, что вот эти части, якобы мусорные, связаны с самыми важными познавательными функциями человека. Познавательные процессы: память, письмо, чтение. Очень трудно они прослеживаются. Но уже все заподозревали, что есть какая-то связь. Есть какая-то задача у всего, за всем стоит какая-то цель. У этого мира есть цель и у всего в этом мире есть цель. умение понимать цель этого мира и использовать все с соответствии с этой целью – это и есть функция учителя, который может нам объяснить цель всего, значимость всего. Идею того, что происходит и тогда мы понимаем как себя вести в той или иной ситуации. Какова же основная цель этого мира? Цель очень интересная. Цель этого мира показать нам бессмысленность чувственных наслаждений.

00:33:08 И в какой-то момент мы это понимаем, мир так устроен, он показывает нам бессмысленность чувственных наслаждений. В какой-то степени нам нужно все попробовать, но когда мы это попробовали, посмотрели, мы начинаем это понимать потихоньку. Бессмысленность. Грустно становится от всего этого. Очень интересная цель. Посмотрите как человек идет против этой цели изо всех сил. Нет, я всё равно попробую дойти до конца в этом поиске чувственного счастья, но ничего не получается. Соответственно, если мы понимаем бессмысленность чувственной жизни, чувственных наслаждений, мы понимаем куда двигаться дальше. Мы понимаем ценность духовной жизни, мы понимаем ценность духовного развития. Мы понимаем ценность настоящего счастья, мы сможем это оценить. До тех пор пока мы не смогли в этом разобраться, пока нам кажется очень важным наша чувственная жизнь, мы не сможем повернуться лицом к своей духовной жизни.

00:34:21 Поэтому, если сказать просто, цель у нас одна в этом мире. Не иметь никаких материальных целей. Все наши цели должны быть связаны с нашим духовным развитием. Так или иначе вести нас к совершенству, так или иначе подводить человека к святости, к чистоте, к развитию, к совершенству. Так или иначе, любая цель. Помните мы говорили вчера, что предмет можно осквернить, можно освятить. Поэтому мы должны постоянно контролировать, что я делаю, для чего я это делаю. И учитель способен показать нам этот путь, он способен показать нам как в нашей жизни задействовать то, что есть в нашем развитии. Вам сначала трудно догадаться. Вам кажется или то или это. Но на самом деле можно совместить. И цель учителя помочь нам совместить то, что у нас уже есть, с тем, что мы хотим. Показать нам путь.

00:35:32 Поэтому не значит, что до этого пути у нас не было. Путь у нас был, просто мы не хотели его видеть, мы не понимали как по нему идти. В чем принцип, как по нему идти. Мы может быть и слышали, что есть духовная жизнь, может быть мы даже что-то поняли из духовной жизни, но практичность не была для нас понятной. Т.е. мы не могли понять как это в своей жизни применить. И как раз цель учителя – это показать как это применить в нашей жизни. Помочь нам в жизни применить те духовные принципы, которые мы знаем. В общем-то, все знают духовные принципы, все о них слышали тысячи раз, но вот с применением проблема. Это и есть любой учитель. Мы можем сколько угодно сидеть дома и читать какой-нибудь учебник, но пока нам учитель не покажет как все это применять на практике, мы будем долго путаться. Наверняка у вас есть опыт. Кто-то должен показать. Иначе у нас такие абракадабры получатся, если мы сами будем все формулы брать. Скорее всего пойдем самым длинным и неуклюжим путем. Но учитель приходит и показывает какую формулу нужно взять.

00:36:40 И у нас сразу все получается. Тоже самое и в духовной жизни. Если мы сами будем пытаться что-то менять, мы будем менять самым неуклюжим образом, с самыми большими проблемами. Мы поругаемся со всеми. Мы потеряем здоровье, мы потеряем время. Столько чудес происходит в духовной жизни. Я видел все виды чудес. Если я начну о них рассказывать, то вам станет очень грустно, поэтому я не буду о них рассказывать. Просто если человек идет сам, у него есть такая тенденция идти самым трудным и длинным путем почему-то. Поэтому кто-то должен показать пальцем. В этом функция учителя помочь нам увидеть свой путь. У разных живых существ есть разные особенности, например, свинья не может посмотреть на небо, она вниз все время смотрит. Она небо ни разу не видела в своей жизни. Поэтому кто-то должен нам показать. Мы тоже всю жизнь проходили и в землю просмотрели под ноги, а небо то ни разу и не увидели. Поэтому путь то есть, но насколько мы хотим его увидеть. Задача учителя показать нам пальцем и сказать: посмотри небо.

00:38:10 Показать нам очевидное, потому что своих сил не хватает, чтобы понять своё предназначение. Для этого и приходит учитель, чтобы показать очевидное. Не что-то привнести, а показать на очевидное. Поэтому он учит нас концентрации на нашей собственной цели и если у нас хватает мужества последовать советам учителя, то путь открывается перед нами. Это похоже на современные картинки, вроде бы ерунда, но если вы сконцентрировались на ней, то появляется стереоизображение. То же самое и учитель учит нас концентрироваться на своем пути. Вроде бы сначала не видим, не понимаем, какова цель моей жизни, каково мое предназначение, что я должен делать. Но если я сконцентрирован и есть помощь учителя, то все становится понятным. Как же я раньше не мог понять, что же я делал всю жизнь. Это значит человек принял учителя. У него четкое понимание своей цели. Четкое понимание, что он должен делать, четкое видение, человек принял учителя. Это яркий признак человека с учителем.

00:39:36 Он четко понимает, что делать. Т.е. никаких проблем нет. Он абсолютно спокоен, цель ясна, видна, все ясно. Идет спокойно. Но со стороны не понятно как можно так жить. Но человек видит свой путь, поэтому спокойно по нему идет. Необычно. Так и наша жизнь на первый взгляд может быть абсолютно беспросветно. Часто человек попадает в состояние депрессии, когда жизнь кажется абсолютно беспросветной. Наверняка все это чувствовали. Я лично много раз это чувствовал. Наверняка кто-то тоже. Или я один? Чувствовали беспросветность? Время от времени встречается. Нам кажется так. Но стоит прислушаться к советам учителя, принять его и следовать, оказывается, что наша жизнь не беспросветная, оказывается у нас есть глобальные задачи, мировые цели, в наших руках судьбы миллионов и будущее нашей планеты. Как мы вообще могли думать что наша жизнь беспросветна?

00:40:47 Как мы вообще могли так думать? Оказывается у нас глобальные задачи у каждого. Причем у каждого. От нас зависят судьбы миллионов. Факт. Мы кармически связаны с судьбами миллионов. Как минимум мы связаны с десятью поколениями наших родственников вверх и вниз. Это мы связаны прямо. Если мы просто меняемся в лучшую сторону это позитивно сказывается на 10 поколений родственников вперёд и назад по нашему древу, представьте какая толпища начинает двигаться. Мы все в связке. Если мы сделали шаг вперед, то вся толпа вместе с нами сделала шаг вперед, даже не понимая что произошло. А косвенная связь до 108 поколений доходит. Это даже мы когда никого в этом мире не трогаем. У нас просто внутренние изменения происходят. На 10 поколений вперёд и назад прямое воздействие, на 108 поколений вперёд и назад косвенное воздействие. Представляете какая толпища сразу.

00:42:09 А соответственно и в плохую сторону тоже самое происходит. Какую то гадость сделали, это тоже сказалось на всех. Поэтому человек должен понимать, что от него в действительности зависит многое. И поэтому мы должны чувствовать эту ответственность. Поэтому иллюзия это когда мне кажется, что я здесь один. Я здесь один и это моя жизнь. Кого она может волновать? Живу как хочу. Нет, никто здесь один не живет. У нас такие связи, что мы даже себе представить не можем, какая ответственность на нас висит. Поэтому культурный человек и бескультурный отличается вот этим пониманием ответственности. Чем более культурный человек, тем больше ответственности он понимает. Тем больше ответственности он чувствует.

00:43:06 Минимальная ответственность развитого человека – это чувствовать ответственность за свой город. Это достаточно, как вы думаете? Для начала. Это минимальная. Даже не семья. Семья – это очень маленькая ответственность. За свой город чувствовать ответственность, это минимальная. Средняя ответственность – это за свою страну чувствовать. Но это не политика. К политике не имеет никакого отношения. Мы чувствуем ответственность, что люди страдают. Мы видим как люди страдают в этом городе, поэтому мы хотим что-либо изменить. Если нас не волнует, что люди страдают в этом городе, то мы просто железобетонные и ничем не отличаемся от железнобетонной сваи. Поэтому мягкое сердце, когда мы не можем спокойно жить вместе, когда другие страдают.

00:44:03 Т.е. если люди на улице не улыбаются, мы уже не можем спокойно жить в этом месте, мы должны что-то делать, хотя бы себя менять. Потому что, если мы меняем себя, всё равно все вокруг чуть-чуть меняются. Все равно начинается движение, мы чувствуем эту ответственность. И учитель развивает в нас эту ответственность. Так необычно. Поэтому вдруг все может измениться. Мы все индивидуальны. У нас есть эта индивидуальность, а значит для нас уже приготовлен индивидуальный путь к счастью. Сейчас мы разберемся, что это такое. Так мы все разные, то и путь у всех немного разный. Но этот индивидуальный путь к счастью пролегает через близкие взаимоотношения с другими людьми. Поэтому вот так углубляя свои индивидуальные отношения мы можем понять свою индивидуальную задачу.

00:45:16 Когда мы углубляем свои отношения задача становится понятной, которую в свою очередь мы можем выполнить только в сотрудничестве в другими людьми. Задача у нас индивидуальная, но осуществить её можно только в сотрудничестве с другими людьми. Чтобы не возник эгоизм. В ведической психологии это называется эффектом цветочной гирлянды. Очень древний эффект, он очень красиво описан. Видел кто-нибудь цветочную гирлянду? У нас редко встречаются, но можно увидеть. Во всяком случае в фильмах видели? Как она создается. Разные цветы. Обычно 8 видов цветов используется. Классическая гирлянда. 8 видов цветов. Описано в ведическом цветоводстве. Есть целые трактаты как правильно составлять, какой должен быть запах, какой длины. И эффект в том, что все цветы разные, по разному пахнут, разного цвета, но когда они в гирлянду на ниточку нанизываются, то получается очень красиво. Хотя они разные все, но в гирлянде становится очень красиво. Сам по себе цветок на Востоке не используется. Цветы вместе используются, в гирлянде.

00:46:43 И получается чрезвычайно красиво, очень ароматно и здорово. Поэтому и мы каждый индивидуальны, у каждого свой аромат, хорошо если аромат, так или иначе когда мы можем сотрудничать, когда мы можем правильно взаимодействовать, то появляется особый эффект, в современной психологии это называется синергией. Тоже наверняка все слышали, но правильно будет назвать все-таки эффект цветочной гирлянды. Синергия новое слово, а вот эффект цветочной гирлянды как-то приятно звучит. Все-таки мы изучаем ведическую психологию. Но принцип есть. Все-таки он прослеживается. Когда люди умудряются взаимодействовать, что-то необычное происходит, другой эффект. Поэтому и мы должны научиться быть связанными единой нитью своего предназначения, своей миссии. Осталось просто найти своё место в одной из гирлянд.

00:47:46 И все будет хорошо. И поэтому учитель это очень необычно. Учитель это крайне глубоко. В этом нет ничего поверхностного. В этом нет ничего легкого, нет ничего понятного. Это чрезвычайно личные отношения. Это очень глубокие взаимоотношения. Это очень ответственные взаимоотношения. И человек должен изо всех сил молиться, чтобы встретить своего духовного учителя. У учителя серьезнейшая ответственность со своей стороны. Почему трудно найти учителя? Потому что учителей не так много. Учитель – это сложнейшая ответственность. Учитель берет ответственность за своего ученика навсегда. И эта ответственность продолжается из жизни в жизнь. Если он берет за вас ответственность, то эта ответственность не снимается. Представьте себе, если кто-то берет за вас ответственность навсегда. Это очень редко в этом мире случается. Поэтому очень трудно встретить учителя, который возьмет за вас ответственность навсегда. Соответственно и наше встречное желание должно быть таким же глубоким.

00:48:58 И мы, как говорится в этом пункте, должны беспрекословно выполнять наставления духовного учителя. Стать последователем. Поэтому когда такая глубина, представьте один берет ответственность навсегда, а другой берет обязательство беспрекословно выполнять указания своего учителя, такой глубины взаимоотношений в этом мире не найти так просто. Поэтому и уровень отношений совсем другой. Колоссально другой уровень. Это очень интересно. То, что делается в мире Запада, растаптываются взаимоотношения учителя и ученика. Существует такое скрытое отношение к учителю, как к временному фактору. Когда мы используем учителя для своего развития. И когда мы проходим курс обучения не остается никаких взаимоотношений. Не остается благодарности. Мы даже забываем как его звали.

00:50:18 Мы даже забываем, как его звали. Даже имени можем не вспомнить. Все помнят все имена всех своих учителей? А я вот что-то уже забыл. Вот школьных уже не помню. Только одного-второго помню, а всех уже не помню. Вот как-то вот не привили в детстве такого отношения, даже и не помню уже, забывается. Нет такого вот очень глубокого отношения. Поэтому эта культура, к сожалению, уходит и поэтому и глубина уходит, и мы не стремимся к этой глубине. И мы не можем даже поверить, что она есть. На Востоке, если человек принимает учителя, всё, он вешает фотографию на самом видном месте. На самом видном месте. Если дома у человека не висит фотография его учителя, всё, значит у него нет взаимоотношений со своим учителем. А у Восточного человека такого, но это просто у рядового человека дома висит как минимум 2 фотографии. Это фотография его отца и деда такая в общем-то, и фотография его учителя. Такая простейшая культура. Ведь даже в лавочке любой, зайдете в лавочку, в лавочке висит фотография этого родителя, вот. Обычно отец там или дед.

00:51:38 Висит фотография. И чтоб мы могли не забывать, и мы не забываем, если мы видим изображение этого человека. Изображение этого человека. Поэтому что-то в этом есть, да после школы мы делали все групповые фотографии. Ну да часто мы вспоминаем об этом. Поэтому необходимо что-то изменить в своем сознании и для этого вот какой-то такой адаптирующий момент должен проходить. Адаптирующий момент. Поэтому есть 2 типа учителей, это учителя, которые помогают нам, которые рядом с нами находятся, но не берут за нас полную ответственность, такого учителя называют Шикша-Гуру. Шикша-Гуру – это тот, кто нам что-то советует. И на основе таких Шикша-Гуру мы можем тренироваться устанавливать взаимоотношения с учителями. Т.е. у нас ещё нет такой глубины взаимоотношений, они не требуются, потому что в общем-то просто мы у кого-то спросили совета, и это уже Шикша-Гуру. У кого бы мы совет не спрашивали, эта личность уже для нас Шикша-Гуру - учитель, который дает совет. Поэтому таких людей много вокруг нас, да? Кто есть, давайте перечислим. В реальности кто это? Родители дают нам советы? Дают, вот видите. Это уже Шикша-Гуру. На Востоке мать считается первым учителем человека. Первый учитель, потому что мать больше всего дает советов, заметили?

00:53:10 Папа дает реже, но так, доступно. Доступно. Обычно он вмешивается, когда уже надо дать доступно. Так очень ясно и понятно. С таким постукиванием кулаком по столу, когда уже понятно, что всё.. Обычно мама так 99% советов дает, мама. И когда уже совсем серьезно, приходит папа. Т.е. поэтому мама – первый учитель. Она дает большинство советов. И, конечно же, эти взаимоотношения такие в общем-то самые активные, с папой и другие люди, которые находятся вокруг нас. Факт, можем сами проследить сколько вокруг нас учителей, сколько нам уже дано учителей вокруг, у которых мы готовы что-то спросить, которые нам сами дают советы, множество. И на этих отношениях мы должны тренироваться, развивать эту глубину понимания. И когда мы их разовьем, и тогда перед нами появится другой тип учителя, называется Дикша-Гуру. Дикша - буквально тот, кто берет ответственность. И поэтому у Дикши.. У Шикша-Гуру нет требований, он просто дает совет и все. Но у Дикши уже есть требования. Он говорит: «Я буду нести за тебя ответственность всегда, если ты будешь делать следующее, следующее, следующее...» И обычно есть требования.

00:54:31 И ученик обязуется выполнять эти требования. И когда ученик обязуется выполнять эти требования, тогда учитель берет за него ответственность. Факт. Потому что просто сопротивляющегося или даже просто праздно болтающегося человека не вытянешь никуда. Представьте, что вы куда-то тащите кого-то за собой. И он не прикладывает никаких усилий. Как его можно тащить-то? Он очень тяжелый, даже если просто. Ну любой из нас кажется человек, что его, так кажется взял его, понес . Попробуйте человека понести куда-то. Очень трудно, попробуйте. Так, знаете иногда на свадьбах женихи такие довольные, самоуверенные, думают сейчас невесту на руки схвачу и понесу. Хвать... Ой-йо-йой, не несется.. Невеста оказывается весит тоже достаточно, 60 кг. тоже не шутки. Ну эта такая среднестатистическая невеста. Тоже попробуйте 60 кг. пронести. Поэтому роняются время от времени, видили? Я видел. Бах... Ой... что ту, да. А кажется, раз поднял, понес воздушная, белая. Не так просто. Потому что человек что он... не помогает никак, не помогает. Сразу становится очень тяжело. Поэтому если ученик не хочет никак помогать, не берет на себя ответственность тоже изо всех сил карабкаться, как же его вытащишь-то?

00:55:56 Всей толпой не вытащишь. Пять мужиков надо, чтобы одного вытащить. Даже вдвоем так просто без носилок не утащишь. Нужно умудриться, он такой здоровый, факт. А тут.. А он ещё может и сопротивляться, что интересно. Вот. Ученик ещё может и сопротивляться руками, ногами. Так.... знаете. Всеми руками и ногами он цепляется при том у меня то, у меня сё, мне некогда и не то вообще, и то не могу и это не получается. Конечно уж, как тут поможешь?! Поэтому когда ученик хочет изо всех сил, и учитель помогает, тогда все хорошо. Вот это называется принять духовного учителя. Принять духовного учителя это не то, что я сказал: «Вот у меня такой-то учитель с Венеры, все. замечательный Гуру или такой». Да нет. Принять духовного учителя это четко у него узнать, что я должен делать и делать это изо всех сил... делать изо всех сил, вот в чем задача. Делать это изо всех сил. Иначе будут большие проблемы. Никто никому не поможет. Поэтому сейчас на Западе столько всевозможных учителей, якобы учителей, и столько принимается учителей на Западе сейчас, столько всего сейчас, модно уже очень иметь учителя . Но по-настоящему ничего не работает. Почему? Потому что, во-первых, учитель не берет за себя ответственность навсегда, очень хитрые учителя, не берут на себя ответственность всегда, не являются Дикша-учителем.

00:57:28 И ученики тоже, ему абсолютно все равно, что там учитель какой, просто формально это. Это как знаете, как брак по расчету. Просто вот ради прописки. Там все. В брак вступили и все. То же самое, так же у нас человек принимают учителя. Его спрашиваешь: «Так и что тебе учитель сказал делать?». Еще говорит: «В смысле?» «Ну у тебя же есть учитель. Что он сказал тебе делать конкретно, в чем твой путь? Что ты должен делать?». И чем даже в ужасы: «Ах, он ещё что-то говорить должен?». Вот такое у нас принятие. Это все равно, что мы в институт поступили, а в него не ходим, знаете поступили и довольны. Сейчас так учатся люди. Они поступают в институт, а ни на одно занятие они не приходят. Потом просто по факту рассчитываются за каждый экзамен. Знаете, Вы так иногда две трети группы не ходят. Есть там у них какой-то подпольный счет за каждую сдачу. Скажите, есть там такое, да? За каждый экзамен, за каждый зачет просто расплачиваются сразу в конце и все. Но в жизни, в духовной жизни, так не получится. В духовной жизни необходимо действительно вот это вот глубочайшее взаимоотношение. Глубочайшее отношение. И тогда все будет меняться. Тогда все будет по-настоящему меняться. По-настоящему мы почувствуем движение вперед, почувствуем, что наша прошлая жизнь уходит, вы прямо реально увидите, как уходит прошлая жизнь.

00:59:01 Пройдет год и увидите, что жизнь прошлая очень далеко. Эта беспросветность ушла и вдруг мы поднялись очень высоко и достигли таких зримых настоящих результатов. Вот по этой части задавайте вопросики. Такая очень серьезная тема.
[Из зала] Можно ошибиться с выбором учителя?
[В.О. Рузов] Можно.
[Из зала] Что тогда происходит?
[В.О. Рузов] Так как ошиблись в выборе учителя, значит вы выбрали не учителя. Понимаете? Поэтому мы получаем опыт, а потом выбираем учителя. Потому что вы выбрали учителя, это уже не ошибка. А если вы выбрали не учителя, это называется лжегуру, т.е. тот кто не берет за вас ответственность, такое бывает сейчас. И потом вы это почувствовали, что эта личность не взяла за вас ответственность. Даже вы все усилия прилагаете, но это не та личность, она не взяла за вас ответственность. Это называется вы приняли лжегуру, т.е. фактически гуру не был принят, учитель не принят. Это, например, как вы поступили в институт не аккредитованный.

01:00:16 Вроде вы поступили, но институт не может вам выдать диплом. Поэтому вы не поступили в институт на самом деле. Просто получили опыт и теперь уже знаете, что лучше спрашивать про аккредитацию. Поэтому бывает такое, тут не нужно волноваться. Бывает попадаю в не аккредитованный институт. Ничего страшного. Поэтому это и не было принятием, это был такой эксперимент. Но мы должны сохранить благодарность к этому учителю, потому что он нас научил как нужно выбирать учителя, это уже тоже большое благо. Такое бывает. Поэтому не каждый учитель является духовным учитель. Есть Шикша и Дикша. Поэтому советов могут давать сколько угодно. У нас может быть хатха-йога учитель, учитель математики, учитель аюрведы, фэн-шуй. У нас может быть учитель чего угодно. Но только духовный учитель берет ответственность за нашу духовную жизнь, только он. Все остальное Шикша-Гуру, они просто дают нам советы.

01:01:35 Как правильно мебель поставить, как правильно лечиться, как правильно жениться. А в задачу духовного учителя не входят наши бытовые проблемы. Не входят. Он решает наши духовные задачи. Так интересно. Необычно.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Есть разные типы общения с учителем. Есть близкое общение с учителем. Но не всегда это возможно. Например, мой учитель путешественник. Он 3 дня в одном городе находится. Кто-то видел его. В Москве он приезжал. Поэтому я не могу с ним быть рядом. Невозможно. С ним только секретарь ездит, охранник.
[Из зала] А переводчик есть?
[В.О. Рузов] Да, конечно, есть переводчик. Поэтому все что я могу делать, это записывать его лекции и их прослушивать. Также как у нас есть лекции, я беру лекции своего учителя. Я знаю все его наставления и то, что он требует от меня лично.

01:02:53 И поэтому я выполняю это изо всех сил, этого вполне достаточно.
[Из зала] В принципе, он требует от каждого?
[В.О. Рузов] Есть одинаковые требования для всех и ещё индивидуальные требования к каждому. Все очень просто. Поэтому необязательно сидеть и выуживать из учителя, ну ещё что-нибудь скажите. Все ясно и конкретно. Он вам все в момент приятия объясняет. Причем он принимает очень грамотно. Он не принимает сразу. Он дает испытательный срок. Он говорит свои требования и дает вам год подумать. Вы год думаете об этих требованиях и пытаетесь им следовать. Если вы готовы идти дальше, тогда он принимает вас. Сначала он все спокойно расскажет. Дадут время поразмыслить. Вы пообщаетесь с учениками этого учителя. Вам все расскажут. Все будет ясно и понятно. Жутких требований нет. Есть одно простое требование: быть высоко культурным человеком. Изо всех сил стараться быть высококультурным человеком и поэтому даются высококультурные требования.

01:04:14 Очень жесткие. Например, мой учитель он требует, что человек не должен курить или пить, никогда, он не должен не играть ни в какие азартные игры, никогда, он не должен употреблять убойную пищу, никогда, и он не должен изменять своей жене, никогда. Это основные жесткие требования. Без этого невозможно. Т.е. учитель не примет без этих требований. Потому что без этого невозможно развиваться. Это культурная основа для духовного развития. Поэтому вот это для всех, и ещё индивидуально он дает конкретные наставления. Поэтому у каждого уже есть своё конкретное наставление. Примерно такая ситуация.
[Из зала] [неразборчиво] Вы для нас кем являетесь?
[В.О. Рузов] Я для вас Шикша-Гуру. Шикша-Гуру – это тот, кого мы хотим слушать.

01:05:26 Если мы кого-то слушаем, это любой человек, кого бы мы не слушали, это Шикша-Гуру. Дикши – это когда человек берет ответственность.
Из зала] А Вы имеете своих учеников?
[В.О. Рузов] Нет. Ученик может принимать учеников только тогда, когда его учитель оставляет этот мир. Поэтому тут уже как на роду положено. Поэтому обычно каждый сам для себя выбирает за кем он следует и идет по этому пути. Иногда приходится много ждать. Я знаю людей, которые 20 лет ждали. Я знаю человека, который 15 лет ждал, когда его примет учитель. Поэтому связь с учителем – это нечто более глубокое, чем формальное посвящение. Связь с учителем – это желание идти за конкретным человеком, за конкретной личностью. Т.е. эта личность настолько вдохновляет нас на духовную жизнь, что мы не мыслим какой-то другой связи, это как любовь. Только нечто более глубокое.

01.06.48 Поэтому тут абсолютно индивидуальные отношения. У меня есть несколько человек, которые ходят идти за мной, я их отговариваю всячески. Потому что тут на 10-летие растягивается. Я отговариваю человека и прошу его принять какого-то действующего учителя, который берет на себя ответственность. Некоторые не хотят. Т.е. это очень индивидуально. Со своей стороны я помогаю чем могу всем. Это очень личностно.
[Из зала] Извините, скорее всего те, кто хочет стать Вашим учеником, они обращаются к Вашему учителю?
[В.О. Рузов] Да, я прошу их принять моего учителя, это более практично. Потому что я следую наставлениям своего учителя. Поэтому я не скажу ничего нового или другого, я просто передам все наставления своего учителя.

01:07:51 [Из зала] Я слушала Индрадьямна Свами, когда фестиваль был, мне он очень понравился. С удовольствием ходила на его лекции.
[В.О. Рузов] В этом принцип, если мы хотим за кем-то следовать, то отношения они всё равно развиваются. Но формальные какие-то вещи нужно принимать в соответствии с практичностью. Потому что практичность – вещь очень важная для жизни. Поэтому формально мы можем следовать за кем угодно, но всё равно наши отношения индивидуальны. И нам необходимы как формальные отношения, так и индивидуальные. Это факт. Поэтому отношений может быть много. У кого-то мы принимаем посвящение, за кем-то мы следуем, кто-то нам очень хорошо помогает, с кем-то у нас дружеские взаимоотношения, это нормально когда много глубоких взаимоотношений. Т.е. это не так, что учитель один и все. И больше никого и знать не хочу. Это называется фанат. Как раз у разумного человека много учителей. Он их уважает всех и развивает с ними взаимоотношения.

01:08:59 Просто они имеют разные полномочия. Например, полномочия Шикши-Гуру не могут перечеркивать наставления Дикши-Гуру. Т.е. Шикши наставник, если его наставления противоречат наставлениям Дикши, то они не выполняются. Поэтому Шикша-учитель его легко узнать, его наставления не противоречат наставлениям Дикши-Гуру. Вот такая тонкость. Не запутались? Все понятно? Т.е. это называется парампара. Парампара – это когда у всех одни и те же наставления. Просто некоторые тонкости есть и все. Тот кто к нам ближе – это практично. Поэтому практичная рекомендация принимать такого учителя, с которым Вы можете часто общаться. Это практично. Потому что если общение редкое, можно много глупостей совершать, когда общения много хорошего, тогда практичней развиваться. Поэтому я рекомендую принимать учителей, которые часто приезжают в Москву. Часто здесь находятся и вы можете часто с ними общаться.

01:10:08 Это очень хорошо сказывается. Хотя как я сказал достаточно выполнять наставления своего учителя, но конечно же личное общение невозможно ничем заменить, нужно стараться общаться, пока есть такая возможность, это очень важно. Но сейчас время техники, в любом случае вы можете запастись записями своего учителя и слушать изо дня в день. Телефоны сейчас работают как плеера, я еду, включаю и слушаю музыку, песни своего учителя, молитвы. Всю дорогу еду, как-то нормально. Так можно с ума сойти, если просто ехать. Сюда 1,5 часа, отсюда 1,5 часа. Нормальный человек может просто сойти с ума. Просто ехать тупо. Но техника хорошая. Телефон и одновременно плеер. Лекцию трудно слушать, потому что гром. Но хорошую музыку духовную, абсолютно спокойно. И другим немножко слышно и им немножко страшно.

01:11:17 Поэтому легко можете переписать, взять записи и быть в этом духовном сознании все время. Только дорогу аккуратно переходите в наушниках.
[Из зала] По-моему, сейчас всё равно ученики принимают учеников.
[В.О. Рузов] Это личное разрешение учителя. Если личность очень знаменитая, и у него становится много учеников, желающих его принять, то, в качестве исключения, учитель разрешает своему ученику в своем присутствии принимать учеников. Т.е. это тоже исключение. Он не принимает индивидуально, а с разрешения своего учителя. Т.е. это не просто его решение. Это разрешение, иногда в соображениях практичности, надо кому-то разрешать. Кто является явно лидером. Их мало и их все пытаются принять как учеников, т.е. с точки зрения практичности лучше разрешить.

01:12:23 Это будет более практично. Это как исключение, но это очень важно для нас. Иначе тысячи людей ходят и не знают, что им делать. Потому что учитель есть, они его уже приняли всем сердцем, а формально не могут принять посвящение. Поэтому когда таких много уже тогда учитель разрешает. Поэтому у хитрых учеников есть такой план, они пытаются объединяться и когда их много становится, тогда их учителю дают разрешение принимать учеников. Везде есть своя некоторая хитрость. Это нормально. Иначе было бы все очень грустно. Всегда можно получить какую-то милость в виде исключительности. Но торопиться нельзя. Поэтому это нормально. Много ограничений. Достаточно сложных. Требует времени. Это сложно брать за других ответственность. Потому что реально берется карма. Учитель несет ответственность за греховные поступки своих учеников.

01:13:25 Реальную ответственность. За кого бы мы не взяли ответственность мы несем карму этого человека. Например, родители отвечают за своих детей. Факт. Если ребенок разбивает какое-то стекло, то родители должны платить. Они не могут сказать, извините другая личность, другая джива. А я тоже другая джива. Мы не знакомы вообще. Мы как пузырьки в океане соединились на время этой жизни, а в следующей жизни разлетимся. Т.е. мы не можем какую-то философию о бренности материального тела, нет, мы должны взять и заплатить. Потому что мы взяли ответственность за эту личность. Точно также и учитель несет ответственность за поступки своих учеников и это очень тяжело. Например, мой учитель попал в тяжелую аварию и он после этого несколько лет не принимал учеников. Потому что в Ведах дается рекомендация не принимать много учеников. Потому что очень трудно нести чужую карму. Со своей бы разобраться.

01:14:25 Кого радует своя карма? Кто доволен? А представьте ещё за собой таких хороших балбесов, ничего не понимающих, чего они хотят вообще и для чего. Просто ради интереса попробовать. Не так то это просто, нужно быть очень мужественным, чтобы брать за кого-то ответственность, но в этом и милость учителя. Несмотря на то, что он понимает, что ученики будут совершать греховные поступки, он всё равно берет за них ответственность. Один из учителей, моих знакомых, я его спрашивал: Вы понимаете, что Ваши ученики не следуют тому, что Вы от них просите? Почему Вы их принимаете? Он мне сказал: Если бы я принимал учеников только по принципу того, что следуют они тому что я говорю или нет, я бы вообще ни одного человека не принял. Он в чем-то прав. Потому что так или иначе, мы начинаем экспериментировать, пробовать, особенно если молодые ученики. Время от времени что-то там переключается.

01:15:37 Поэтому нужно очень заботиться о своем учителе, служить ему, как написано в шестом пункте. Служить ему, задавать уместные вопросы, беспрекословно выполнять все его указания. Потому что он сможет постепенно привести нас к духовному самосознанию. Берет за нас эту ответственность. Эта философия называется Гуру-Таттва. Есть специальные книги на эту тему написанные, вы можете и найти и почитать. Я встречал несколько толстых книг на эту тему. Можете почитать, поизучать. Очень необычно. Т.е. невозможно просто взять и догадаться как и что, просто нужно взять и почитать. Порассуждать, подумать на эту тему. Еще вопросики?
[Из зала][неразборчиво]
[В.О. Рузов] Все берут. Как только мы берем ответственность, берем карму. Какую бы ответственность вы не взяли, это уже все. За что бы вы не взяли ответственность, ответственность это и есть карма.
[Из зала] Вот, например, мой муж был крестным отцом одной девочки, теперь я тоже что ли должна нести ответственность? Он умер. Поэтому я теперь должна нести ответственность за нее?
[В.О. Рузов] Вы же в этом никакого участия не принимали? Вы же не брали эту ответственность? Не концептуально. Конечно что-то же есть. И мы несем ответственность за наших родственников, которые что-либо делают.

01:17:48 Но не так концептуально. Это хорошая же карма за кого-то нести ответственность. Если мы за кого-то берем ответственность, значит мы культурные люди. Культурный человек берет за кого-то ответственность. Просто нужно ещё понимать что такое ответственность. Поэтому мы должны как-то помогать человеку в его жизни.
[Из зала] Если человек ведет себя недостойно? Я знаю, что он посвященный. Как учитель может от него отказаться? Как учитель может узнать об этом?
[В.О. Рузов] Когда заключается этот формальный договор, учитель обещает нести ответственность, ученик обещает выполнять со своей стороны какие-то поведенческие функции. То как только ученик перестает выполнять свою часть договора, то формально он разрывается. Но учитель по своей милости не отказывается от ученика.
[Из зала] Что значит формально?
[В.О. Рузов] Формально договор не существует, человек не считается больше посвященным.

01:19:10 Фактически, после всех своих приключений, он должен прийти и повторное посвящение принять.
[Из зала] Если он считает себя достойным?
[В.О. Рузов] Это не наше дело тогда. Это очень индивидуальные вещи и мы не сможем сейчас решить кто прав кто виноват. Четкие требования, я их перечислил, вот если человек им перестает следовать, злостно, тогда формально договор разрывается. Все остальные вещи это очень сложно. Вот эти четыре. Если человек начинает пить, если он жутко веселится в межполовых отношениях, если он перестает быть вегетарианцем и т.д. Если он эти грубые вещи нарушает, тогда договор формально не действует.

01:20:27 Значит, что договор не разорван. Остальные моменты, очень сложные, они не имеют отношения к духовной жизни, это поведенческие факторы, и тут Бог знает, кто прав кто виноват. И мы не можем быть судьями. Мы не народный суд. Поэтому я вовсе не могу быть судьей и решать, правильно ведет себя человек или нет. Не могу просто, не моя это должность. Мы должны знать что от нас требует духовный учитель, он от нас требует конкретные поведенческие вещи, которые мы перечислили. Все остальное – это такая сложная вещь и не имеет отношения к духовной жизни. Это наши материальные испытания, которые мы должны проходить. Поэтому это на совести лично человека. Бог знает что там происходит, нельзя даже вмешиваться во все это. Даже милиция во все это не вмешивается. Никто не знает. Потому что как мы сегодня выясняли, что если мы сейчас кого-то осудим, то как бы нам не попасть в эту ситуацию на следующей неделе. Если мы скажем что прерывается, мы осудим этого человека, поэтому не будем даже трогать эту тему. Есть некоторый этикет, поэтому когда мы подходим к разбору чьего-то конкретного поведения, лучше этим не заниматься. Или вы должны ко мне лично подойти, когда никого нет, и у меня лично спросить.

01:22:00 На публике нельзя чужое поведение обсуждать, это некультурно, нехорошо. Поэтому мы не будем этого делать. О другом человеке только индивидуально разговор можно вести. Да, это иногда нужно узнать, иногда мы это видим и не можем это понять. Поэтому нужно лично подойти к человеку и у него спросить, что Вы думаете по этому поводу, чтобы никого не было. Так будет правильнее. Называется индивидуальная консультация. Еще вопросики? Такая сложная тема сегодня, на затравку, чтобы выходные прошли в раздумьях.
[Из зала] Всякий ли аккредитованный учитель может быть учителем конкретного ученика? Может ли быть такое понятие как совместимость?
[В.О. Рузов] Конечно мы должны выбирать учителя. Выбор – это когда мы находим как я говорил находим такую личность, за которой мы готовы действительно идти. Нам хочется беспрекословно выполнять указания такого духовного учителя. В этом пункте как раз дается такое определение, что должно возникнуть. Человек должен найти истинного духовного учителя, который сможет постепенно привести его к духовному самосознанию, речь идет об аккредитации, и вторая часть уже наша, беспрекословно выполнять все указания такого духовного учителя, служить ему и задавать уместные вопросы.

01:23:35 Поэтому, если эта вторая часть у нас в сердце возникла, и есть аккредитация у учителя, соответственно можно вступить в этот союз. Также очень важно понять. Сейчас очень сложную вещь скажу для раздумий. Учитель это не личность. Учитель это должность. Поэтому иногда какой-то учитель может уходить со своей должности. И мы не должны сильно волноваться по этому поводу, потому что должность всё равно кем-то будет занята, поэтому мы спокойно сможем принять другого учителя. Время от времени так происходит. И вы не должны сразу волноваться по этому поводу. Это должность. Учитель – это не конкретно фамилия, имя и отчество. И кто-то занимает сейчас эту должность для нас. И мы принимаем эту личность на этой должности. Но иногда у человека свой путь и он больше не хочет быть учителем, это нормально абсолютно.

01:24:38 Поэтому он от этой должности отказывается и говорит своим ученикам, что найдите человека с такой же должностью и продолжайте свой путь и рекомендует кого-то. Поэтому мы сразу должны к этому спокойно относиться и не переживать. И не волноваться по этому поводу. Время от времени это происходит. Это не является проблемой. Как президент страны меняется, ну что делать. Ответственность перекладывается на следующих. Это не конкретная фамилия, имя, отчество, это должность. Поэтому кто-то нам сейчас нравится на этой должности и мы принимаем, эта личность соответствует этой должности. Но иногда бывает так, что эта личность отказывается от своей должности. И мы должны к этому спокойно относиться. Мы должны это сразу знать. Мы должны принимать свободу воли другого живого существа. Поэтому иногда есть какие-то причины по которым человек не хочет больше следовать этой должности. Это абсолютно нормально. И тогда все будет хорошо. Потому если мы думаем, что конкретная личность, все однозначно, то потом могут быть большие проблемы. Поэтому мы должны сразу четко понять идею Гуру-Таттвы.

01:25:58 Кто-то ей сейчас соответствует. А потом как жизнь повернется, так и повернется. Но мы должны быть спокойны.
[Из зала] Как я могу беспрекословно подчиняться, доверять своему учителю, если есть потом такая возможность, что он потом возьмет свои полномочия и свернет?
[В.О. Рузов] А мы не личности следуем, а принципу Гуру, Гуру – это принцип. Это не личность. У должности есть обязательства. Например, Вы становитесь директором. И вы обязаны платить зарплату, следить, чтобы все вовремя приходили на работу, чтобы вовремя все ездили в отпуск, и какая-то личность занимает эту должность. Вам она нравится и вы идете на работу к этой личности. Но личность может уволиться, тогда другой человек приходит на это место или вы можете перейти на другой завод, но так или иначе вы принимаете кого-то как директора. И этот директор те же самые функции осуществляет дальше. Он выплачивает вам зарплату, следит, чтобы вовремя приходили на работу. Гуру – это должность, она дана Богом. Гуру эту должность занимает. Может перестать занимать.

01:27:22 Это нормально. Вот, если мы это не понимаем, то будут большие проблемы. И было уже много. Поэтому мы это должны сразу понять, что это должность. Поэтому личность имеет право брать на себя ответственность, а иногда отказываться. Это нормально абсолютно. А что делать? Такова жизнь. Поэтому мы должны быть практичными и понимать, что живые существа имеют право на свободу выбора. и учитель тоже имеет право на свой выбор. Если мы не даем учителю право на свой выбор, мы провоцируем, фактически, тяжелую ситуацию. Мы должны понимать, что у всех есть свобода выбора. Директор имеет право уйти на заслуженный отпуск, имеет право. Это его право. Поэтому иногда учитель имеет право уйти на заслуженный отдых. Учитель имеет право перестать принимать учеников.

01:28:23 Это его право. Я знаю множество учителей, которые перестали принимать учеников абсолютно спокойно.
[Из зала] [не разборчиво]
[В.О. Рузов] Это потому что мы неправильно понимаем Гуру-Таттву. Гуру-Таттва – это философия Гуру. К сожалению, до какого-то момента мы не изучали эту философию. Поэтому мы находились в ложных представлениях. Мы думали, что личность – это Гуру. Нет. Гуру – это должность. И какая-то личность эту должность может занимать. И т.к. до какого-то момента нам это не объяснили, до какого-то момента я тоже не мог этого понять. Поэтому нам нужна была хорошая встряска, чтобы в этом хорошенько разобрались. Когда люди сами не хотят в этом разобраться, приходят веселые события, когда все получают хороший урок. Что поделать? Поэтому все получили хороший урок. Все в этом разобрались. И теперь мы с самых первых дней можем про это поговорить. И уже не будет таких проблем. Уже человек спокоен. Он уже знает, что так может произойти. Потому что так было всегда, множество раз. Так есть и так будет.

01:29:36 Это нормально. Т.е. должность может переходить, никакой проблемы нет.
Из зала] [не разборчиво]
[В.О. Рузов] Должности надо доверять. Но мы должны понимать, что личность свободна. Мы должны давать свободу личности. Если не давать свободу личности, тогда лучше сразу пойти и застрелиться. Личность свободна. Мы не можем родить ребенка и требовать, чтобы он всегда сидел рядом с нами. Нет, он уйдет из дома. Вы родили мальчика – он уйдет из дома. Вы родили девочку – она уйдет из дома. Мы не имеем права ничего требовать даже от родственных связей. Личности свободны. И когда мы не даем свободы, мы совершаем насилие. Поэтому когда мы не даем свободы какой-то личности, то значит, мы совершаем над ней насилие. И нам приходит за это карма. Мы совершаем насилие. Если вы кому-то из родственников не даете выходить из дома, привязали его скотчем к трубе, будут большие проблемы. Факт. Поэтому даже в таких сложных взаимоотношениях есть какая-то свобода.

01:30:49 Это абсолютно нормально. Просто мы неправильно поняли эту свободу. Т.е. ученики имеют свободу делать то, что угодно. А учитель такой свободы не имеет. Иногда имеет. Иногда ему просто нужно пойти своим путем. Чтобы в чем-то разобраться. Это абсолютно нормально. Поэтому больше нужно требовать от себя.
[Из зала] [не разборчиво] До какого возраста родители несут ответственность за детей?
[В.О. Рузов] По закону до 16 лет. А по законам кармы всю жизнь несут ответственность. Воспитание – это та наша ответственность, которая связывает нас с ребенком. Поэтому, чтобы он не совершил, это последствия нашего воспитания, в любом случае. Поэтому какую-то часть мы несет. Пусть даже не юридическую, моральную точно. И вы это почувствуете легко. Разобрались? Такие сложные вещи разобрали, постарались это сделать просто, поэтому помните, что мы разобрали самый сложный тип взаимоотношений. Поэтому все сложно и неоднозначно, все интересно. Т.к. отношения очень глубокие, то они могут принести максимально много радости, так и максимально много горя. Поэтому будьте готовы со своей стороны тоже нести ответственность за эти взаимоотношения. Будьте готовы не только к радости великой, но и будьте готовы, что и много горя может быть. Если мы кого-то любим, если мы рожаем ребенка, мы должны быть готовы к тому, что он может умереть в конце концов. Это больно. Поэтому любовь многогранна, требует ответственности, Просто помните, что если что-то в отношениях происходит, не принимайте скоропалительных решений. Подождите лет 10. Посмотрите, посоветуйтесь с опытными людьми, потом посмотрим, что делать. Там будет понятно. Т.е. первые десять лет не разводитесь, если трудности начались. А там как-нибудь разберемся. Это принцип.

транскрибирование: Анна Жмаева | Челябинск | Россия | 20 сентября 2013