Образование согласно Бхагавад-гите

Бомбей - 05 April 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:29:16 | качество: mp3 128kB/s 27 Mb | прослушано: 285 | скачано: 213 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава четвертая, текст 16, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 05 апреля 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Даже очень разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что есть действие и что-бездействие. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать. Обретя это знание, ты оградишь себя от всех бед».

00:00:46 Итак, мы снова начинаем с того же. У всего сказанного одна основа: все должны работать. Кришна нигде не говорит Арджуне «тебе не нужно действовать». «Я-твой друг, Я-Верховная Личность Бога, просто ложись спать, а Я всё сделаю за тебя». Он нигде не говорит об этом. Он мог бы так сказать. Например, в наше время самозванцы, выдающиеся себя за аватар Бога, говорят своим поклонникам «просто думайте обо мне, я всё сделаю за вас». Но Кришна никогда так не говорил. Кришна сказал [санскрит], но Он никогда не призывал к бездействию, никогда, скорее наоборот, Кришна говорил «деятельность лучше праздности», даже если в действии вы совершаете ошибку, это лучше, чем бездействовать. Он сказал просто «действуй, у тебя есть право исполнять свои обязанности, соответствующие твоим возможностям и твоему положению». Кем бы вы ни были по своему положению, брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой, в любом положении вы должны действовать, но плоды своего труда посвящать Кришне, это называется тьягьей.

00:02:47 Тьяга-это посвящение результатов своей деятельности Кришне, это сатъяса. Сат значит Всевышний. Каждый, кто отдает всё Кришне, всевышнему, является саньяси, об этом будет говорится в пятой главе. Карьям-это мой долг, [не понятно] в нашем обществе, у каждого нашего члена есть определенные обязанности, каждый член относится к ним ответственно, как к порученным обязанностям. Мой Гуру Махарадж поручил мне это служение и это мой долг, карьям, карьям, значит это мой долг, я должен исполнять его. Он научен это делать согласно варнашраме дхарме, человек научен этому, с самого начала своей жизни, брахмачарьи учится посвящать все свои действия гуру, это брахмачарья. Как предписывают шастры, брахмачарьи живёт под опекой гуру, совершая любое порученное ему служение. Несмотря на то, что Кришна-Верховная Личность Бога, тем не менее, когда Он жил брахмачарьей в доме Своего Гуру Сандипани Муни, Он собирал в лесу хворост для очага, Он делал это каждый день.

00:04:56 Не подумайте, что, будучи Верховным Господом, Он не должен был ходить в лес, нет. В Шримад Бхагаватам, в книге «Кришна», вы прочтете о том, что когда Судама Випра встретил Его, то разговорился с Ним об их детской жизни. Кришна напомнил ему: «Судама, помнишь тот день, когда мы пошли собирать дрова для нашего Гуру Махараджа, когда началась гроза, мы не могли выбраться из леса, нам пришлось провести там целую ночь, на следующее утро пришел Гуру Махарадж с учениками и вызволил нас из джунглей, ты помнишь?» Кришне пришлось пройти через это. Таково обучение, с самого начала брахмачарьи воспитывается так, чтобы к концу жизни стать саньяси. Как проходит его обучение? Он учится собирать милостыню для гуру. Брахмачарьи ходит по домам семейных людей и просит их «мать, подай мне что-нибудь для моего Гуру Махараджа».

00:06:14 И женщины давали ему милостыню. Дело в том, что все семьи отдают сыновей в гурукулу, поэтому родители охотно жертвуют и все собранные подаяния брахмачарьи приносит в ашрам, где живет, готов на любое служение. Он может быть сыном царя или ученого брахмана, но поступив в гурукулу, он обязан совершать служение наравне со всеми. В шастре, в Бхагавад Гите, в Шримад Бхагаватам, вы прочтете об обязанностях брахмачарьи, о долге грихастхи, ванапрастхи и саньяси, там всё описано. Брахмачарьи обучается тому, чтобы не присваивать себе нечего из собранных подаяний, он нечего себе не оставляет. Несмотря на то, что он обязан принимать пищу только в ашраме, к еде он притронется только когда гуру позовет его: «мой дорогой учение, пожалуйста прими свой прасад. Говорится, что если гуру вдруг забудет позвать его, ученик не станет есть. Вот, кто такой брахмачарьи. Тот, кто строго следует.

00:07:44 С малых лет каждую женщину брахмачарьи называли мать. Этому их учили, [санскрит] с самого начала своей жизни они относились ко всем женщинам, как к матери. Такова ведическая традиция. Каждую женщину называют матерью, независимо от того моложе она или старше, это не имеет значения, к женщине следует относится, как к матери. Так учил Чанака пандит. Кого можно называть ученым? Того, кто наделен тремя качествами. Какими? [санскрит] Всех женщин он считает своими матерями. Сейчас в Индии стало модным обращение бахинджи - сестра. Нет, это не соответствует этикету. По этикету, женщину, не важно, младше она или старше, следует называть «мать». Это брахмачарьи. Шастра дает очень строгие указания в отношении брахмачарьи.

00:09:28 Шастра запрещает находится с женщиной в уединенном месте, даже с матерью, сестрой или дочерью. В чем причина таких строгих ограничений? Балаван индрийа грама-чувства очень сильны. Только у глупцов и негодяев очень сильные чувства. Нет. [санскрит], даже, если вы великий ученый, чувства настолько могущественны, что могут прийти в волнение даже в присутствии матери, сестры или дочери. Таковы указания Вед в отношении брахмачарьи. Таковы принципы человеческой жизни: брахмачарья, тапасья, владение чувствами и умом, тигьяна, раздача милостыни, всё это различные методы духовного продвижения. Однако, тот, кто идет путем бхакти йоги, естественным образом следует всем вышеупомянутым методам. В этом преимущество бхакти йоги.

00:11:03 Общество, члены которого в совершенстве знают все эти кармы, является совершенным обществом, человеческим обществом. Поэтому Кришна говорит кавайя, даже великие ученые не знают, как определить род занятий для того или иного человека, это не делается в одночасье. Все учатся в школе, колледжах, сдают экзамены, но так как люди не учатся в соответствии с их природой, их качествами, получив образование, они не могут найти себе работу.  Все дело в том, что людей не учат по природе, по качествам. К этому сводится принцип кармы. Кришна начал говорить об этом в этой главе. Это очень важно, варнашрама дхарма очень важна, потому что в нашей жизни должна быть цель. В настоящее время люди не знают в чем цель жизни, цель жизни-наслаждать чувства, всё, индрийа трипти. Но шастры запрещают это. Далее Гита будет говорить о [санскрит], карме и викарме. Предписанные обязанности, соответствующие квалификации, положению, профессии, называются кармой. Противоположное этому деятельность, именуется викармой. Карма, акарма, викарма. Кришна будет говорить об этом.

00:13:01 Итак, сегодня и не только сегодня, образ жизни построенный на материализме, всегда склоняет к викарме, запрещенной карме. Об этом говорит Ришабхадев в Шримад Бхагаватам. Сейчас, в Кали Югу мы можем наблюдать это повсюду в мире, викармити. Как только люди не грешат, это называется викарма. В частности, мы выделяем следующие разновидности викармы: не законные половые отношения, употребление мяса, приём одурманивающих средств, включая чай, кофе и курение, всё это викарма. Люди не знают об этом, но продолжают это делать, поэтому много, много лет тому назад Ришабхадева предупредил своих сыновей: «мои дорогие мальчики, праматта, пра-значит «достаточно», «чрезвычайно», пракришта рупена, мотта, значит «безумный». Все люди, потеряв голову, пускаются во все тяжкие грехи, они не знают, что считается греховной деятельностью, они думают, что всё это нормально. Нет.

00:14:35 Природа спросит с вас по все строгости и даст вам соответствующее тело. Приведу уже знакомый пример: если вы подхватили какую-нибудь болезнь, она причиняет вам страдания. Таков закон природы. Точно также, это объясняется в Бхагавад Гите, почему кто-то рождается в неблагополучных условиях, а другой рождается в сорочке. В чем причина? Кришна дает объяснение каранам гуна сангасья. Причина в том, что каждый из нас заражен разными качествами материальной природы, поэтому мы должны быть очень осторожны. Есть три качества и их комбинации. Три изначальных качества: саттва-гуна, раджа-гуна, тамас-гуна. Если умножить три на три, мы получим девять комбинаций этих качеств, затем помножив девять на девять, мы получаем 81 комбинацию. Они отличаются друг от друга, как оттенки палитры, соединяясь друг с другом, эти качества образуют 8 400 000 форм жизни, кармана дайвана трина.

00:16:03 Мы заражаемся разными качествами материальной природы и так готовимся к своей следующей жизни. Следующая жизнь существует, люди этого не знают, поэтому мы должны со всем вниманием отнестись к наставлениям Бхагавад Гиты и следуя приведенным в ней правилам и ограничениям, прийти к жизненному успеху. В противном случае, мы- животные, животные, не способные следовать никаким правилам и ограничениям. Попросите животное, собаку, например, «стань брахмачарьи», это невозможно, это невозможно. Брахмачарьи предназначено для человека. 4 ашрама и 4 варны предназначены для всего человеческого общества, а не только для какой-то конкретной страны или общности, нет. Они даны для всех людей. Бхагавад Гита предназначена для всего общества. Произнося эти слова, Кришна не говорит, что это наставление относится лишь к Индии. Где об этом сказано? Должны существовать... почему варны должны существовать только в Индии?

00:17:34 Кришна никогда об этом не говорил. Кришна сказал, все живые существа, во всех формах жизни, сколько бы их ни было, мои сыновья [санскрит]. Кришна нигде не называет себя индийцем или кшатрием, или брахманом. Он говорит: «Я-отец каждого», поэтому чатур варнья или карма канда предназначены для всего человеческого общества. Конечно, животные не могут этому следовать, таково их низкое положение. Поэтому шастра говорит: человеческая форма жизни обретается после многих, многих жизней, [санскрит] судурлабхам, дурлабхам, значит «очень редка», а приставка «су» многократно усиливает значение этого слова. Поэтому мы не должны попусту растрачивать нашу человеческую жизнь на удовлетворение собственных капризов, это великая потеря. Но люди не научены ценить человеческую жизнь. И Прахлада Махарадж говорит о том же самом, о главном принципе ведической цивилизации.

00:19:21 Каумара, с самого начала жизни, каумара-это возраст с 5 до 10 лет. В этот период ребенок должен начать своё образование и прежде всего он должен постигать дхарман Бхагаватам, Бхагавата дхарма, науку о Кришне-Верховной Личности Бога. Я знаю, что среди мусульман существует традиция учить маленьких детей Корану. Это очень хорошая система, но мы забыли о нашей системе, хотя Индия-колыбель духовной культуры. Образование наших детей в школах и колледжах не имеет никакой связи с Бхагавад Гитой. Их учат только тому, как удовлетворять свои чувства. Тоже самое происходит в странах Запада. Людей учат тому, что следует ограничивать удовлетворению чувств, они не знают ни о карме, ни о викарме, но когда студенты становятся не управляемыми, начинают чинить беспорядки, поджигать автобусы, тогда они хватаются за голову. Но почему вы дали им такое образование? Кто за это ответственен?

00:20:56 Эти негодяи не знают, что сказать. Здесь Кришна предписывает. Даже ученые мужи заходят в тупик. Сейчас, когда общество зашло в тупик, мы должны обращаться за советами к Кришне. Кришна готов дать вам совет, как это было 5000 лет назад, когда Он наставлял Арджуну. Его наставления по-прежнему актуальны, не подумайте, что они утратили свою ценность с окончанием эпохи Арджуны и Кришны. Нет. Вы тоже можете воспользоваться теми же советами Кришны и жить по ним. Гуру те викарма, нас научили действовать в обратном направлении. Вместо того, чтобы делать добрые дела, мы научены действовать во вред¸ это не хорошо. Об этом говорит Ришабхадева, [санскрит], что такое дурные поступки? Это удовлетворение чувств. Всё, что вы делаете для удовлетворения своих чувств-безнравственно. Всё, что вы делаете для удовлетворения Кришны, нравственно.

00:22:29 Так можно различить плохую деятельность и хорошую. Аналогично, если вы действуете ради собственного удовлетворения, то поступаете плохо. Если же ваши действия направлены на удовлетворение Кришны-это хорошая деятельность. Прежде всего, мы должны научиться этому. К примеру, вначале Арджуна рассуждал так: воевать и убивать-не хорошо, особенно, если сражаешься с членами своей семьи, нет, нет, я не могу так поступать. Плохая деятельность, он считал, что это плохо. Но он сделал это. Когда он постиг Бхагавад Гиту, он именно так и поступил, потому что был воином. Вначале он уклонялся от битвы, потому что пытался угождать своим чувствам, это очень хорошо, я думаю, кто ты, если ты думаешь так, то всё время совершаешь ошибки. Но тот же Арджуна, осознав Бхагавад Гиту, когда Кришна спросил у него: «что ты решил?» и тот ответил: [санскрит] да, сейчас я принял решение.

00:23:52 Что же значат эти слова вачанам тава? Кришна просил его воевать, Арджуна так и сделал, решил сражаться. Но почему на этот раз он поступил, как праведник? Потому что этого хотел Кришна, а значит, это доброе дело. Таким должен быть девиз нашей жизни: действовать, если это угодно Кришне, это хорошая деятельность, это подтверждается во многих местах Шримад Бхагаватам. Сута Госвами на собрании великих ученых и брахманов Наимишираньи сказал: [санскрит], О лучшие из брахманов, вы собрались здесь, чтобы выслушать меня [санскрит]. Опять он говорит о варнашраме, без варнашрамы общество превращается в сборище негодяев, такое общество нельзя даже назвать человеческим, это общество животных. Но сейчас мы утратили варнашраму.

00:25:02 Там говорится варнашрама вибхагаша, Сута Госвами говорил в собрании великих ученых и брахманов, поэтому он обращается со следующими словами: «Дорогие великие брахманы, двиджа шрешта, двиджа значит брахман, кшатрий, вайшья, а брахман-это шрешта, лучший из двиджей. Двиджа-это дважды рожденный. Первое рождение мы получаем от отца и матери, второе-от гуру и ведического знания. Ведическое знание-это мать, а гуру-отец. Это второе рождение, и получившим его, называют двиджами, дважды рожденными. Рожденных от отца и матери называют шудрами, [санскрит] первое рождение-это рождение шудры, следующее рождение, когда человек постигает ведическое знание под руководством гуру, считается настоящим рождением. Поэтому, все они были лучшими брахманами, двиджами, прошедшими самскару.

00:26:09 Следовательно, Сута Госвами называет их двиджа шрешта. Здесь опять говорится о варнашраме. Запомните это слово дхарма. Когда брахман действует, как брахман-это дхарма. Когда кшатрий действует, как кшатрий, то это дхарма. Брахманы не сражаются, это не их дхарма. Дхарма может отличаться в зависимости от положения, но здесь сказано, когда ягья требует принесения в жертву животного, брахман делает это, но это не убийство. Аналогично, кшатрий сражается и убивает в бою, но тем не менее, это не убийство. Не стоит обобщать «о, убивать-плохо», это обобщение. Убивать плохо для того, кому это не предписано и также необходимо учитывать обстоятельства, всё должно делаться в соответствии с шастрой, а не по чьей-то прихоти, нет.

00:27:45 Таково предписание шастры. У каждого есть определенные предписанные обязанности, соответствующие варне и ашраму. То, насколько совершенно они исполняются, можно определить по следующему критерию: вы-кшатрий, к примеру, Арджуна был кшатрием, он в совершенстве исполнил свои обязанности кшатрия, ибо удовлетворил Кришну. Вот, чего следует желать. Движение Сознания Кришны знакомит людей с самым научным образом жизни, это не плод воображения чьего-то ненасытного ума. Это движение основано на принципах Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам, там всё ясно изложено и если мы воспользуемся преимуществами, которые предоставляет движение Сознания Кришны, наша жизнь будет совершенной. В этом особая прерогатива индийцев, поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, каждый индиец должен прийти к совершенству своей жизни, последовав ведическим принципам и распространяя их по всему миру. Эта деятельность несет наивысшее благо человеческому обществу.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 09 October 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 29 October 2021