Карма, акарма, викарма
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава четвертая, текст 17, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 06 апреля 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие, и что такое бездействие».
00:00:44 В этом стихе Кришна говорит о системе деятельности. Он начал с [санскрит], гуна карма вибхагаша. Мы должны всегда помнить об этом принципе, деление на четыре сословия в соответствии с качествами и кармой, поэтому Кришна говорит: кармано хи апи боддхавйам, что такое деятельность на самом деле, боддхавйам чавикарманах, викарманах-значит «запретное». Каждый человек обязан понимать разницу между действием и запретным действием. Например, законопослушные граждане знают, что такое законная деятельность, а что есть деятельность противозаконная. Разумные граждане поступают по закону, а преступники нарушают его и потому вынуждены страдать. Вы можете обмануть созданное человеком правительство, можете скрыться, вернее думать, что скрылись, но вы не сможете скрыть свою викарму, своё преступление от глаз Верховного Господа, это невозможно.
00:02:26 Вы можете скрываться от полиции, от человеческих законов, но вам не удастся спрятаться от взора Всевышнего, это невозможно, потому что Всевышний пребывает в вашем сердце. Он находится в сердце, как ануманта и упадрашта, он наблюдает за вашими действиями и дает вам дозволения на это. Без дозволения сверхдуши, пребывающего в сердце каждого, даже вор не может совершить своё преступление. У вас есть этот опыт. Предположим, вы собираетесь сделать что-то не очень хорошее и совесть гложет вас: «нет, нет, не делай этого, ты не должен так поступать». Если же мы стоим на своем, то Господь соглашается исполнить наше желание, «на твой страх и риск» - говорит Господь, так как без санкции Всевышнего мы не способны нечего сделать.
00:04:05 Бог не дозволяет никаких преступлений, однако, если мы настаиваем на том, чтобы сделать что-нибудь преступное, Бог дает разрешение: «хорошо, делай на свой страх и риск». Когда, видя нашу настойчивость, Господь дозволяет нам, что-либо сделать, мы навлекаем на себя ответственность за последствия совершенного нами поступка. Так мы получаем другое тело. В шастре сказано джанту живого существа, мы получаем тела разного вида. К примеру, мы с вами, сидящие здесь мужчины и женщины, у каждого из нас свои внешние особенности, отличные от других. Почему мы все разные? Мы все люди, но почему у нас разные тела? Кроме людей есть ещё животные, птицы. Причина всему этому-кармана, наша кармическая деятельность. Мы не знаем этого закона, мы поступаем безответственно, не зная о том, к чему приводит наша деятельность, поэтому мы получаем тела разного типа, оказываемся в разных ситуациях, у нас разная работа и так далее.
00:05:56 Поэтому люди должны учиться, как в начале говорил Кришна, 4 класса людей должны быть заняты разной деятельностью в соответствии со своими качествами, гуна карма, прежде всего гуна, гуна-это качество. Мы можем это наблюдать в нашей жизни. Если мы хотим заниматься той или иной деятельностью, прежде всего, проверяется у нас наличие требуемой квалификации. Если, предположим, я хочу работать инженером, у меня должно быть качество инженера. Если я хочу работать адвокатом, у меня должны быть соответствующие качества. У всех нас разные качества, разная квалификация и разная работа. Для того, чтобы понять своё призвание, необходима помощь. Кто может нам в этом помочь? Отец, царь или правительство, старшие, гуру? Кто-то должен направлять нас. В наше время эти законы не известны людям.
00:07:37 Есть много гуру, много отцов, много родственников, много мужей, есть много наставников, но они не знают, в чем заключается цель жизни. Поэтому шастра говорит: «если тебе не известна цель жизни, не становись гуру, не становись отцом, не становись матерью». В чем заключается цель жизни? [санскрит] мы этим больны, мритью, нам приходится умирать, мы строим множество планов, стремясь найти счастье, но как мы планируем остановить смерть? В этом состоит высшая цель жизни, но люди не знают этого. Бхагавад Гита всё объясняет, поэтому мы вновь и вновь просим каждого изучать Бхагавад Гиту, как она есть. Не становитесь ученым, чтобы давать глупые комментарии, искажающие смысл Бхагавад Гиты. В ней есть всё.
00:09:09 Кришна говорит, что истинная проблема нашей жизни-это джанма мритью джара вьядхи, это проблема, круговорот рождения и смерти, мы получаем тело по карме. Мы получаем тело по карме [санскрит], это не в вашей власти. Предположим, если вы живете, как животное, то по закон природы, в своей следующей жизни вы получите тело собаки, или кошки, или свиньи. Если же вы действуете, как праведник и наделены добродетелями, хорошими качествами, в следующей жизни вы станете полубогом, вы родитесь на высшей планетарной системе, всё это объясняется в Бхагавад Гите. Как об этом узнать? [санскрит], если вы поступаете, как достойный брахман, саттва ста, саттва ста, значит брахман, то вознесетесь на высшую планетарную систему, урдхвам.
00:10:43 Если вы живете, как подобает брахману, то вас ждут высшие планеты, Джанлока, Махарлока, Таполока, Брахмалока, Ситхалока. Есть множество планет, люди не знают этого, им не дают такого образования, но мы узнаем об этом из ведических писаний. Если в вас живёт качество раджа гуны, творческая энергия, вы остаетесь на средней планетарной системе Бхур, Бхувах Сваха, эти слова известны брахманам, которые знают гаятри мантру: Ом, Бхур Бхувах Сваха. Тамаса, тама гуна, джаганья, они едят отвратительную, мерзкую, не чистую пищу и такие люди идут на низшую планетарную систему: Тала, Патала, Витала, Патала, Расатала, Тала-тала, есть множество планет. Или они рождаются в царстве животных.
00:12:07 Итак, мы создаем своё следующее тело своей деятельностью, кармана. Поэтому Кришна говорит [санскрит] вы должны знать об этом, потому что вам придется родиться вновь. Вы можете глупо заявлять: «нет, мы не перевоплощаемся, [санскрит] это атеистическая теория, она гласит, что, когда тело превращается в прах, всему приходит конец. Известные профессора, великие ученые, так называемые ученые, утверждают подобное, жизни нет, всему приходит конец со смертью тела, но это не так. Если мы примем авторитет Бхагавад Гиты, а мы должны его принять, только глупцы не делают этого. Бхагаван говорит [санскрит] это происходит с нами каждый день, дехантара.
00:13:15 Например, днем мы находимся в этом теле, ночью, когда нам снятся сны, мы обретаем другое тело, мы где-то странствуем, забыв о своем теле, мы заняты другим делом, но когда мы просыпаемся, то забываем о своем теле, которое видели во вне. Наша жизнь-это тоже сон, сейчас мы видим сон наяву, а ночью, когда спим, видим сон, который нам снится во сне. Но зритель-душа, вечен, душа остается наблюдателем и днем, и ночью, таково наше положение. Мы меняем наше тело. Например, я был ребенком, вы были ребенком, но мы забыли об этом, однако это не означает, что у нас не было детского тела. Аналогично, у меня было тело в прошлой жизни, тело у меня есть сейчас, так почему его не должно быть в будущем? Это здравый смысл. В этом нет сомнений.
00:14:18 [санскрит], об этом свидетельствует Кришна, авторитет в этой науке. Я могу возражать, но Кришна утверждает, что душа получает новое тело и на основе чего создается тело? На основе вашей деятельности, кармана. Если вы ведете безрассудную жизнь в тама гуне, вы получите тело в невежестве, безобразное, мерзкое тело, родитесь в нищенских условиях, без возможности получить образование, в полном невежестве. Это реальность. Если же вы действуете в саттва гуне, то получите тело лучшего качества. Тот, кто живёт под влиянием раджа гуны, получает тело со средними качествами. Это слова шастры, вы должны признать это. Поэтому Кришна говорит, викармана-это запретная деятельность, то чего делать нельзя.
00:15:21 К примеру, мы запрещаем нашим ученикам вступать в недозволенные половые отношения, это запрещено; нельзя употреблять одурманивающие средства, шастры не дозволяют этого [санскрит], 4 вида греха, это 4 столпа греховной жизни: недозволенный секс, одурманивающие вещества, употребление в пищу мясо и азартные игры. Четыре вида греха. За свои грехи мы получим тело, которое будет плодом наших грехов. Благодаря праведным делам, мы обретем [санскрит], мы родимся в очень хорошей семье, в лучшей нации, джанма, рождение в хорошей, благополучной семье, в семье просветленных людей, в семье брахмана, очень важно. Всё это объясняется в Бхагавад Гите, йога прашта.
00:16:37 Предположим, человек встал на путь Сознания Кришны, бхакти йоги, если он добросовестно отнесется к этому, тогда, тогда он познает Бога, он познает Его царство и после смерти войдет в царство Господа. Это единственное прибежище. Даже, если, встав на этот путь, вы не смогли дойти до конца, в следующей жизни, вы тем не менее непременно родитесь в семье брахмана или очень богатого человека, [санскрит]. Шучинам значит «лучший из брахманов, вайшнав. Шучи-это брахман, мучи-это сапожник, мучи, значит сапожник. Есть один стих на бенгальском [санскрит], первая строчка: «тот, кто обретает Сознание Кришны, даже, если он родился в семье сапожника, мучи», это известно каждому индийцу. [санскрит] «хотя он родился в семье мучи, сапожника, он становится шучи, брахманом, если [санскрит], если он стал преданным Кришны, если обрел Сознание Кришны. И далее, [санскрит], если человек родился в семье брахмана, но оставил баджан Кришне, духовную жизнь, он становится мучи, кармана, потому что он изменил свою карму.
00:18:57 Поэтому необходимо ввести это образование в обществе, гуна, прежде всего, каждого человека нужно научить жить в саттва гуне, в добродетели, все должны учиться тому, как быть образцовыми людьми, каждый должен учиться. Если он продолжает вести себя, как животное: ест, спит, совокупляется, обороняется, умирает, подобно кошкам и собакам, это неправильно, поэтому Кришна говорит о том, какого рода карму должен совершать человек [санскрит], нужно учиться правильно действовать, а не делать безрассудно всё подряд. У шудры, например, тоже есть определенные обязанности, я уже несколько раз объяснял. Но, если мы примем Сознание Кришны, то уже не имеет значения, кто мы по своей квалификации, брахманы мы или кшатрии, вайшьи или шудры, это не важно. Тот, кто совершает служение в Сознании Кришны, стоит выше брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, поэтому это называется карма йогой.
00:20:35 Вы предрасположены к определенному виду деятельности, действуйте в согласии с вашей природой, [санскрит], трудитесь, в соответствии с вашей квалификацией, но плодами своего труда поклоняйтесь Верховной Личности Бога, это рекомендуют шастры. Это Сознание Кришны. Не подумайте, что каждый должен отвечать высшим требованиям брахманической культуры, это не имеет значения. Приведу уже знакомые примеры с Шримад Бхагаватам [санскрит], мы должны понимать, в чем смысл этих сословий: брахман, кшатрий, вайшью, шудра. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам [санскрит], мукха, значит «лицо», баху-«руки», уру-«живот», а пада-«ноги». [санскрит] брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно сравнить с различными частями тела Вират Пуруши Кришны. Вы понимаете, каковы обязанности брахманов-быть ртом, у вас есть язык и дхарма брахмана-есть и декламировать ведические мантры.
00:22:28 Поэтому, согласно канонам Вед, для того, чтобы предложить пищу Верховному Господу, нужно позвать брахманов и накормить их, «ешьте, вашими устами ест Кришна». Но сейчас этим принципом злоупотребляют, хотя смысл именно таков, ведические тексты не говорят о том. что благодеяние это кормить бедных, нет, кормить брахманов, брахмано бходжана, потому что брахманы считаются ртом Бога. Аналогично, кшатрии должны быть руками Бога, вайшьи-Его животом, а шудры-Его ногами. Но Бог Абсолютен, поэтому для Него не существует разницы между устами и ногами, предлагаете ли вы цветы и туласи лотосным стопам Бога Кришны или украшаете уста Кришны, это равнозначное преданное служение, ибо не существует разницы между ртом и ногами Господа, при условии, что рот действует, как рот, а ноги действуют, как ноги ради удовлетворения Всевышнего.
00:23:59 В таком случае между ними нет разницы. Но если Сознание Кришны отсутствует, то так называемый брахман раздувается от гордости: «я родился в семье брахмана, я выше шудр», это падение. Кем бы вы ни были, устами, руками, туловищем или ногами, истинный смысл этого в том, чтобы поддерживать тело в здоровом и рабочем состоянии, в этом истинный смысл. Точно также, кем бы вы ни стали: брахманом, кшатрием, шудрой или вайшьей, ваше истинное предназначение удовлетворить Кришну. Об этом рассказывается в Бхагаватам. Удовлетворить Кришну-вот истинное предназначение всей деятельности. Когда эта цель теряется, вы не считаете нужным служить Кришне, вы служите лишь своим чувствам. Стханад брашта, я заявляю, это очень легко понять, допустим у меня есть рука, моя рука, но до каких пор она будет считаться рукой? До тех пор, пока служит телу.
00:25:38 Если эту руку отрезать от тела, она может называться рукой, но в ней нет никакого смысла. Тоже самое можно сказать о голове, голова остается головой, пока соединена с телом. Если голову отделить от тела, какой в ней будет смысл? Никакого. Кем бы вы ни стали: брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой, если вы не испытываете привязанности к служению Высшему Целому, вы бесполезны, как брахман, кшатрий, вайшья. Смысл таков. Поэтому Кришна начал с описания чатур варньям маясшриштам, поэтому следует понять в чем смысл разного рода деятельности. Викармана, если ваша деятельность не угодна Кришне, это викарма, запретная деятельность. Деятельность должна доставлять удовлетворение Кришне, в этом её истинный смысл, Он-центр, центр всей деятельности.
00:27:04 Благодаря служению центру-Кришне, вы обретаете самсиддхи, не имеет значения, шудра вы или брахман, инженер или юрист, главное, чтобы ваша деятельность приносила удовлетворение Кришне. Но людей этому не обучают, поэтому наше движение Сознания Кришны учит тому, как служить Кришне, в любом положении. Положение не имеет значения, будь вы брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой, адвокатом, инженером, киноактером или ещё кем-нибудь, это не имеет значения, важно то, стараетесь ли вы удовлетворить Кришну, в этом суть. Если у вас нет этого сознания «я должен удовлетворить Кришну», ваша деятельность [санскрит], это просто тяжелый, бессмысленный труд, потому что, тем самым вы создаете своё следующее тело. Это ваша ответственность.
00:28:14 Если вы поступаете, как свинья, получите тело свиньи, ведете себя, как обезьяна, получите тело обезьяны, поступая, как полубог, получите соответствующее тело. Поэтому следует знать, какой деятельностью следует заниматься. Посвятите себя той деятельности, которая соответствует вашим качествам, но старайтесь удовлетворить Кришну, тогда ваша жизнь успешна. В противном случае это шрама эваха кевалам, поэтому Кришна говорит, викармана, значит удовлетворение чувств. Вчера вечером я объяснял следующий стих из Бхагаватам. Что значит викармана? Всё, что делается для услаждения чувств, викарма. Люди совершают викарму, повсюду в мире мы наблюдаем развитие образования, науки, культуры и так далее. Теперь культурой считаются какие-то танцы, вот, что теперь считается культурой. В чем смысл этих танцев?
00:29:48 В удовлетворении чувств. Юноши и девушки танцуют бальные танцы, услаждают чувства, это викарма. Но здесь тот же танец перед божеством, является бхакти, тот же танец. Вы танцуете в театре, на сцене, но здесь мы танцуем на этой сцене перед божеством. Если вы танцуете под Маха мантру Харе Кришна, происходит ваш духовный рост в бхакти, а те танцы лишь всё сильнее запутывают вас в вашей карме, ибо имеют своей целью услаждение чувств, викармана. Ришабхадэва говорит насада манья, это не хорошо, асан апи, наше тело не вечно, асан апи, оно временно и живёт какие-то несколько лет, клешада, оно источник многочисленных страданий. Мы получили такое тело за свою викарму, каким бы оно ни было богатым или бедным, каждому приходится испытывать тройственные страдания. Когда начинается тиф, он не рассуждает: «это богатый человек, я доставлю ему меньше боли».
00:31:21 Нет, заболев тифом, и богатый, и бедный страдают одинаково. Пребывая в материнской утробе, младенец царицы и младенец жены сапожника, испытывают одинаковые страдания, они стиснуты в тугом мешке, но люди не знают, с какими страданиями сопряжено рождение, столько страданий сопутствует нашему рождению, смерти и старости. Богатые мы или бедные, в старости, тело доставляет нам множество трудностей. Джара, вьядха и мритью, мы не отдаем себе отчета в том, в каком жалком положении находится наше материальное тело. Шастра говорит не рождайтесь вновь, насада мани, не зачем вновь и вновь воплощаться в материальном теле, в этом нет нечего хорошего, атмана-душа, заключена в тюрьму материального тела. Я обрел это временное тело [санскрит]. Если мы хотим остановить эти страдания, связанные с перевоплощением, мы должны знать, что такое карма, что такое викарма. Об этом говорит Кришна.
00:33:13 Акармана-отсутствие последствий. Карма, если вы совершаете праведные поступки, они принесут свои плоды в форме красивого тела, хорошего образования, хорошей семьи, материального достатка, это тоже хорошо, мы считаем, что это хорошо. Мы хотим отправиться на райские планеты, но люди не знают, что даже на райских планетах есть джанма, мритью, джара, вьядхи, поэтому Кришна не советует рождаться в раю. Он говорит [санскрит], даже если вы отправитесь на Брахмалоку, тем не менее круговорот рождения и смерти есть и там. Но мы не знаем о существовании дхамы, если нам удастся вознестись в ту дхаму, тогда нанивартанте, в другом месте сказано, у людей нет знания о том, что у Кришны, Верховного Господа есть Своя обитель и каждый может достичь ее. Как это возможно? «Тот, кто поклоняется Мне, идет Моим путем, путем бхакти йоги, приходит ко Мне».
00:34:53 В другом месте Он говорит [санскрит], поэтому наша единственная миссия: постичь Кришну. [санскрит] это акарма, здесь сказано, акарма-это деятельность, не приносящая последствий. Если цель нашей деятельности удовлетворение собственных чувств, это приведет…, например, солдат на войне убивает и за это его награждают золотой медалью. Но, если тот же солдат, вернувшись домой, убьет хотя бы одного человека, его повесят. Почему? На суде он может возразить: «сэр, участвуя в боях, я убил столько людей, меня наградили золотой медалью, почему же сейчас вы хотите меня повесить?». Потому что ты сделал это, преследуя собственные интересы, а тогда ты сражался по приказу правительства. Поэтому любая карма, совершаемая в угоду Кришне-это акарма, деятельность, не приводящая к последствиям.
00:36:04 Если же вы делаете, всё, что угодно для собственного удовлетворения, вам придется испытать на себе последствия, хорошие или плохие, поэтому Кришна говорит [санскрит]. Разобраться, какую деятельность следует совершать, очень трудно, поэтому мы должны руководствоваться указаниями Кришны, шастры и гуру, тогда наша жизнь будет успешной.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 01 November 2021