Займите язык прасадом и воспеванием

Бомбей - 16 апреля 1974
Возможно ли в действительности управлять чувствами? Почему язык следует обуздать первым? Почему бесполезно пытаться остановить деятельность чувств?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:33:17 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 148 | скачано: 122 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Бхагавад Гите, как она есть», глава четвертая, текст 27, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 16 апреля 1974 года в Бомбее.

00:00:18 सर्वाणीन्द्रियकर्माणि प्राणकर्माणि चापरे ।
आत्मसंयमयोगाग्न‍ौ जुह्वति ज्ञानदीपिते ॥ २७ ॥

sarvāṇīndriya-karmāṇi
prāṇa-karmāṇi cāpare
ātma-saṁyama-yogāgnau
juhvati jñāna-dīpite

Перевод: «Те же, кто желает осознать свое истинное «я» путем обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума».

00:00:30 Читай комментарий.

00:00:33 Здесь речь идет о системе йоги, создателем которой является Патанджали. В его «Йога-сутре» душа описана как пратьяг-атма или параг-атма. Душу, стремящуюся к чувственным удовольствиям, называют параг-атмой, но, когда та же самая душа становится равнодушной к ним, ее именуют пратьяг-атмой.

00:00:58 Душа удерживается в теле десятью воздушными потоками, и ощутить это можно, научившись управлять дыханием. Система йоги Патанджали учит приемам управления воздушными потоками в теле. С помощью этих приемов душа может освободиться от материальных привязанностей. В этой системе йоги конечной целью является уровень пратьяг-атмы, на котором душа отстраняется от материальной деятельности.

00:01:22 Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами восприятия: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы. Таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-ваю. Апана-ваю движется вниз, вьяна-ваю выполняет функции сжатия и расширения, самана-ваю поддерживает равновесие, а удана-ваю движется вверх. Человек, овладевший искусством йоги, использует эти воздушные потоки для того, чтобы осознать своё истинное «я».

Возможно ли в действительности управлять чувствами?

00:02:01 Когда человек достиг просветления гьяна дипите, в нем пробуждается свет знания и тогда ātma-saṁyama-yogāgnau , он начинает управлять чувствами и предлагать их в огонь йоги. Система Патанджали, объясняется в этом комментарии, здесь говорится об управлении разных внутренних пяти видов прана апана ваю. Это механическая система, она также авторитетна, она помогает управлять чувствами. Но есть другой путь, именуемый бхакти-йогой, который не только позволяет управлять чувствами, но предоставляет деятельность этим чувствам.

00:03:21 Если мы лишь искусственно контролируем, к примеру, ум, как ребенок, иногда он что-то принимает, иногда что-то отвергает, санкалпа викалпа, такова функция ума. Умом управлять очень трудно. Когда Кришна попросил Арджуну совладать при помощи практики йоги с умом, тот сказал: «Мой дорогой Кришна, Ты просишь меня управлять умом, но я считаю, это невозможно. Особенно для нас, участвующих в всевозможных политике, нас, для царского сословия, нам приходится иметь дело с разными политическими вопросами. Поэтому, он сказал, я не считаю, что ум можно подчинить, это очень, очень трудно, это также трудно, как управлять ветром, могучими порывами ветра. Это невозможно». Таковым было заключение Шри Арджуны. Об этом будет рассказывается в шестой главе. И действительно, умом управлять очень трудно.

00:04:58 Итак, искусственными методами при помощи системы дыхательных упражнений, это до какой-то степени возможно, но тем не менее это трудно. Как я вчера рассказывал, даже такой великий йог, как Вишвамитра пал. Есть много таких примеров. Был еще один Саубхари Муни, он практиковал практику йоги под водой, но, как только игра рыб возбудила его, он захотел выйти на сушу и жениться. Он хотел жениться на всех восьми дочерях одного царя. Есть много таких примеров.

00:05:58 Умом управлять очень трудно, но наш метод, как сказано здесь, ātma-saṁyama, saṁyama значит контроль. Ум является главным чувством, ум является центральной фигурой из всех чувств. К примеру, сумасшедший не способен управлять своим умом, поэтому он не может должным образом что-либо делать, поэтому его называют безумцем.

00:06:30 Мы понимаем, что умом мы управлять не способны, но, если мы займем свой ум лотосными стопами Кришны, то он будет под контролем. Кришна поможет. Если так или иначе вы займете свой ум лотосными стопами Кришны, тогда постепенно всё будет под контролем.

00:06:58 Есть еще один стих севан муки джих вадау, джих вадау, джихва значит язык. Очень трудно обуздать язык, джихву. Люди об этом не знают, но это правда. Все становятся слугами чувств, начиная с языка. Они не могут совладать с языком, они едят всё подряд, поэтому они не способны владеть и другими чувствами. Таков опыт великих йогов, поэтому практики йоги, яма, нияма, в йоге также запрещено позволять языку есть всё подряд, это невозможно.

00:07:58 Аналогично мы тоже просим наших преданных не позволять языку прикасаться ни к чему, кроме Кришна прасада. У языка две функции: есть, наслаждаться каким-то вкусом и издавать звук. Если мы способны контролировать язык, не позволять ему прикасаться к чему-либо не предложенному Кришне, если мы не позволяем ему говорить ни о чем, кроме Кришны, произнесение маха мантры Харе Кришна, тогда мы становимся величайшим йогом, величайшим. Просто, если мы делаем эти две вещи.

00:08:48 Конечно, нам приходится есть, это факт, без еды мы не способны жить. Ешьте! Столько блюд можно предлагать замечательных Кришне! Мы предлагаем Кришне всевозможные вкусные блюда, как говорит Бхактивинод Тхакур.

00:09:13 Бхактивинод Тхакур был грихастхой, он был практичным человеком, он знал, шарира абидъя джал, говорит он, наше материальное тело сеть невежества. Как сеть, если вас опутали сетью и бросили в океан, представляете, в каких вы условиях. Вот и мы, чистые души опутаны сетью материального тела и нас бросили в океан невежества. Таково наше положение. Мы боремся за существование. Как же выбраться из сети? Как же выбраться из океана? Таково наше положение.

00:10:13 Итак, Бхактивинот Тхакур говорит, наше тело сеть невежества, оно желает лишь наслаждений, «я съем это, я послушаю это», уши заняты тем, что слушают красивые песни из кинофильмов, язык наслаждается деликатесами в ресторане, как и другие чувства заняты подобной же деятельностью.

Почему язык следует обуздать первым?

00:10:51 В соответствии с системой бхакти-йоги, первое, что нужно обуздать, это язык. Говорится:
[шлока]
, мы получаем знания при помощи индрий, но, если индрийи не чисты, если наши чувства не чисты, они не способны позволить понять нам Кришну, атахши Кришна намади.

00:11:24 Начинается всё со шраванам, бхакти-марг начинается со слушания. Что такое шраванам? Если где-то, кто-то что-то говорит или поет, мы можем слушать это. Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует это. Просто слушайте. Такую рекомендацию дают многие, слушайте, но говорится атахши Кришна намади, наши нынешние материальные чувства не способны даже должным образом слушать мантру Харе Кришна, люди говорят, это нарушение общественного порядка.

00:12:15 Бхагаван в Бхагавад Гите говорит [шлока], четыре категории людей приступают к Бхагавад бхаджанам, это сукритина, благочестивые люди, но современные лидеры говорят, что «бхаджан - это нарушение общественного порядка». Такова наша беда.

00:12:42 Это объяснение дается в Бхагавад Гите, святой человек (махатма) занят повторением святого имени, сататам, постоянно, киртаянта, прославляет. Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует:
киртанья сада Хари!

00:13:16 К этому призывает Чайтанья Махапрабху – «Прославляйте святое Имя Хари!». Хари значит Кришна, он рекомендует это. Но мы встречаемся со столькими препятствиями, потому что люди думают: повторение, пение святого имени, бхаджан - это нарушение общественного порядка. Вот, что такое Кали-Юга. Впрочем, это относится не к Кали-юге, а к любой юге. Преданный слушает и наслаждается этим, а непреданный думает: они нарушают общественный порядок. Поэтому говорится тупые материальные чувства не способны воспринимать это, намади. Не только Имя, они не могут видеть форму Господа Кришны.

00:14:23 Поскольку слушание и созерцание, и обоняние, и ощущение прикосновения.., у нас столько чувств, эти чувства осквернены материей и поэтому они не могут воспринимать, они не могут слышать святое Имя Кришны. Тогда, как же понять Кришну? Дается следующая рекомендация
[не понятно]
прежде всего вы должны занять свой язык служением Господу
.

00:15:05 Осознание Кришны начинается с языка. Каким образом? Просто дайте обет: «я не буду есть нечего того, что не было предложено Кришне». Дайте ещё один обет: «я не буду говорить ни о чем, кроме, как прославлять Господа». Тогда вы достигните совершенства. Очень простой метод. Вы просто должны решиться, я не буду говорить ни о чем, кроме как о Кришне, я не буду есть нечего, что не было предложено Кришне.

00:15:49 И вот наше движение Сознание Кришны как раз учит этим двум элементам, мы раздаем прасад. Если, у нас есть возможность, мы можем угощать людей вкусным обильным прасадом, мы делаем это во всех наших центрах по всему миру. Только благодаря еде человек может стать преданным. Если он будет просто есть прасад Кришны, это такой замечательный метод.

00:16:25 Итак, джих вадоу, так же воспевание, слушание, здесь рекомендуется как раз это, атма-самъяма-йога, но вы должны быть решительными, атма самъям - я не позволю своему языку питаться в ресторане. Если вы сделаете это, то вы станете госвами, это называется госвами. Поскольку, все мы годас, го значит чувства. В действительности, все мы слуги наших чувств.

00:17:05 Вся деятельность в материальном мире состоит в том, что все служат своим чувствам, вот и всё. Таков материальный мир. Все трудятся, трудятся очень тяжело. Когда же человек становится разумным, он понимает, «Что же я делаю? Я думаю, что я господин, я владелец, я глава семьи, но что я в сущности делаю? Я служу своим чувствам, чувствам своих сыновей, чувствам своей жены, чувствам своей дочери, чувствам своего слуги, вот и всё!». Если вы скажете что-то не то, даже своему слуге, слуга уволится и у вас будут проблемы, поэтому вы должны служить его чувствам, чтобы он не обижался на вас. Таково наше положение. Поэтому мы просто служим своим чувствам, но при этом считаем себя господином. Это называется иллюзией.

00:18:27 Итак, гьяна дипите, когда вы в действительности обретаете знание, вы приходите к выводу, кто же я, что же я за господин? Я лишь служу этим чувствам, разным чувствам…обрыв записи.

00:18:50 Каков вкус этого знания? Об этом говорит Бхагавад Гита, проживая многие жизни впустую, тратя свое время попусту на удовлетворение чувств. Бахунам джанмананам мантейя, пока человек продолжает удовлетворять свои чувства, свои или чужие, либо чувства самого себя, либо расширенные чувства, чувства своей семьи, чувства своего общества, свой страны, нации, всё это чувственные наслаждения просто в расширенном виде.

00:19:37 Начинается всё с эгоизма, мои чувства, затем чувства моего сына, затем чувства своего внука, затем чувства моей страны, но всё это просто чувственные наслаждения, ни что другое. Когда же человека озаряет, он отдает себя Кришне. Есть такой стих: «Господи, я прожигал своё время на всё это, действуя, как годас, слуга чувств», поэтому говорится камадинам катина, я пытался удовлетворять их насколько это возможно, катина, катитха, чего только я ради них ни делал и тем не менее, они не удовлетворены. И при этом они не хотят сострадать ко мне, натрипта, они и недовольны, и не жалеют меня никогда.

00:20:58 Вы продолжаете служить своей семье. Никто вас не отпустит, если вы скажете, «Ну я столько уже сделал для вас! Отпустите же меня!»... Прежде всего, я сам не хочу, чтобы меня отпускали. Это тоже болезнь. Понимаете? Вы удивитесь! Я на практике в этом убедился. Прежде, чем я начал движение Сознания Кришны, я написал одно письмо Махатме Ганди: «Махатма Ганди, у вас есть положение, люди считают вас великим праведником. Теперь у вас есть ваша свараджа, вы очень любите Бхагавад Гиту, давайте проповедовать Бхагавад Гиту!». Я написал это письмо. К сожалению, через несколько дней его убили. Таково положение.

00:22:03 Все эти великие лидеры, они не хотят, они не хотят уходить от чувственных наслаждений, поэтому гьяна дипите атма самъяма йога гнау из-за невежества людей, думают, что расширенное чувственное наслаждение принесет миру счастье. Нет, это невозможно! Поэтому гьяна дипите. Такого рода чувственные наслаждения не решат проблемы. Каруна (сострадание), «У них нет сострадания, поэтому я оставил их, теперь я пришел к Тебе, мой дорогой Господь. Я служил так долго своим чувствам, теперь я хочу служить Тебе!». Это знание!

00:23:12 «Поскольку я всегда наслаждаю чувства, либо чувства свои, либо чувства своих родственников, но это не сделало меня счастливым, поэтому я пришел к Тебе, чтобы служить Твоим чувствам. Пожалуйста займи меня служением Тебе!». Это называется гьяна.

00:23:37 Это объясняется в Бхагавад Гите:
[шлока]
, гьяна ван, после того, как человек служил чувствам стольких людей из жизни в жизнь, когда он приходит к истинному знанию, когда он понимает, что такого рода чувственные наслаждения не сделают меня счастливым, лучше мне услаждать чувства Кришны. Вот это настоящее знание, гьяна дипите.

00:24:15 В другом месте говорится:
[шлока]
, гьяна ван, это истинное знание. В действительности моё предназначение-служить чувствам Кришны, но я думаю, что стану счастливым, если стану удовлетворять свои чувства и чувства семьи, и чувства страны, чувства нации и так далее, так далее... Это никогда не сделает меня счастливым! В этом секрет!

00:24:44 Поэтому Кришна говорит: ты придумал столько разных дел для чувственных наслаждений, хорошо. Перестань заниматься всей этой чепухой! Просто предайся Мне, тогда ты будешь удовлетворен. В противном случае не может быть и речи об удовлетворении. Ты можешь продолжать расширять сферу своих чувственных наслаждений, но это не сделает тебя счастливым.

00:25:18 [шлока]

00:25:28 Таково определение махатмыкогда человек посвящает свои чувства удовлетворению высших чувств. К сожалению, мы считаем, что «у Всевышнего нет чувств, ниракара, у Него нет рук, нет ног, как у меня и тот, кто меня создал, лишен чувств». Но это неправда. Если у меня есть чувства, значит у моего отца, который меня произвел на свет, тоже есть чувства. Вот это верный логический вывод. Как так, у меня есть чувства, у меня есть какие-то наклонности, у меня есть форма, а почему этого всего не должно быть у моего отца и особенно у Всевышнего Отца?

00:26:30 Поэтому Бхагавад Гита говорит. Они не знают, но истинный факт состоит в том, что, когда наши чувства принесены в жертву ради удовлетворения чувств Всевышнего, тогда наша жизнь успешна.
[шлока]
Ошибается тот, кто считает, что у Бога нет чувств. Нет, чувства есть, у меня есть чувства и у Бога есть чувства. Но когда мои чувства будут заняты удовлетворением чувств Всевышнего, вот тогда я достигну совершенства в жизни.

00:27:25 Это можно начать с [не понятно], поскольку мы встречаемся, разговариваем о всякой чепухе на политических конференциях, социальных конференциях, научных конференциях, наш язык без умолка говорит денно и нощно, конференции продолжаются круглыми сутками и также мы едим, услаждая свои чувства. Если людей попросить пожалуйста приходите сюда, повторяйте Харе Кришна, их это совсем не заинтересует, но пригласить их на какое-нибудь политическое собрание поболтать, им это очень интересно. Это называется майя.

00:28:12 Вот мы должны это обратить вспять, вместо того, чтобы занять чувства болтовней, у нас есть столько книг, столько говорить можно о Кришне. Почему бы не воспользоваться этим? Вы можете говорить о Шримад Бхагаватам, о Кришне, о Бхагавад Гите, продолжайте говорить, продолжайте есть Кришна прасад, повторяйте мантру Харе Кришна и тогда вам гарантировано самоосознание. В этом нет нечего трудного

00:28:55 И также говорится самахатма судур лабха, говорится судур лабха. Это махатма. Они находятся под защитой дайви пракрити. Есть две пракрити: духовная пракрити и материальная пракрити. Преданные пребывают не в ведении материальной пракрити, они в ведении духовной пракрити.

00:29:38 Вся деятельность Кришны духовна и преданные, так как они заняты духовной деятельностью, они выше материальной пракрити. К кому это относится? Каждый, кто посвящает себя преданному служению непрерывно, не останавливаясь, постоянно, не находится на материальном уровне, поэтому преданные- махатма. Есть две пракрити, те, кто не является махатмами, дуратмы. Дуратма значит те, кто пытаются удовлетворять атму по-другому, вдали от Кришны, их называют дуратма, дур значит далеко или очень трудно.

00:30:46 Итак, каждый может стать махатмой. Как это объясняет Бхагавад Гита. Просто предаваясь Кришне, не так легко стать махатмой и предаться Кришне, но, если мы сможем это сделать, если мы займем свои чувства в служении Всевышнему Господу.

Почему бесполезно пытаться остановить деятельность чувств?

00:31:18 Мы не сможем остановить деятельность чувств, это у нас не выйдет. Система йоги Патанджали искусственно останавливает деятельность чувств, но это не принесет успеха, потому что чувства настолько сильны, что, как только у них появляется возможность, они сразу же начинают действовать. Поэтому, шастра запрещает: «не садитесь в уединенном месте даже со своей матерью, со своей сестрой или даже со своей дочерью». Потому что, как правило, наши чувства не очень-то возбуждаются в присутствии матери, сестры и дочери, но шастра говорит, хотя это так, тем не менее, не садитесь с матерью, сестрой и дочерью в уединенном месте.

00:32:26 Почему? Я же не дурак. Вы не дурак, но балаван индрийа грамо, чувства настолько сильны, чувства настолько сильны, даже, если человек очень ученый, он всё-равно приходит в возбуждение. Есть множество примеров. Старики по 60, по 70 лет, они возбуждаются при виде молодой девушки. Чувства настолько сильны, поэтому мы должны занимать все свои чувства служением чувствам Всевышнего, это совершенная жизнь.

00:33:12 Итак, начинать нужно с первого чувства, с языка. Старайтесь укротить его, принимая Кришна-прасад и повторяя Харе Кришна!
Спасибо вам большое!

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 07 ноября 2021
транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 06 ноября 2021