Санкиртана - йога для нас

Бомбей - 17 апреля 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:31:34 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 229 | скачано: 130 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава четвертая, текст 28, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 17 апреля 1974 года в Бомбее.

00:00:15 Перевод: «Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие - совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги и изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты».

00:00:34 Шрила Прабхупада: Можешь прочитать также комментарий
Комментарий: Жертвоприношения можно разделить на несколько категорий. Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалая и видья-питха. В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей.

00:01:22 Есть также люди, которые стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя также суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определенные виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью. Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой - погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями.

00:02:14 А еще кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемые ради обретения различных совершенств в материальном мире. Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и «Веданта-сутру», или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний.

00:02:42 Все эти йоги с усердием совершают различные виды жертвоприношений, чтобы подняться на боле высокий уровень бытия. Однако метод сознания Кришны уникален, ибо он дает человеку возможность непосредственно служить Верховному Господу. Ни одно из перечисленных выше жертвоприношений не поможет человеку обрести сознание Кришны - это возможно лишь по милости Господа и Его преданных. Следовательно, метод сознания Кришны выше всех остальных методов самоосознания.

00:03:24 Итак, благотворительность или жертвование своей собственностью на благо других - это тоже ягья, но это называется карма канда ягьей, кармической деятельностью. Совершая такую ягью, человек может улучшить свое материальное положение. К примеру, кормление бедных, это тоже ягья, однако, если тоже самое связать с сознанием Кришны, такая деятельность становится совершенной. Люди склонны кормить бедных, но это возможно делать немного по-другому, а именно сначала пищу предлагать Вишну, она становится прасадом и раздача такой пищи лучше, чем раздача обычной пищи.

00:04:36 Раздача обычной пищи-это пунья, благочестивая деятельность, но, если, это связано с Кришной, это называется ягьей. Дравья ягья, раздача пищи и одежды называется дравья ягьей, но ягьей это можно назвать тогда, когда такая деятельность связана с сознанием Кришны, тогда это ягья, ягья-это Вишну. В нашем движении Сознания Кришны мы тоже раздаем пищу, в наших ста филиалах по всему миру, но мы делаем это, опираясь на принцип нирбанда Кришна самбанда юкта варагим учате.

00:05:31 Если мы просто совершаем благочестивое дело, это хорошо, но это не совершенное действие. Допустим, я совершил много благодеяний в своей жизни, тогда благодаря своему благочестию, я в следующей жизни рожусь в хорошей семье, я могу родиться в хорошей, добропорядочной семье, это называется джанма. Также я могу обрести айшварью, богатство, шри, красивое тело и образование. Несколько раз я объяснял, что, если человек стал очень образованным, это тоже происходит благодаря его благодеяниям в прошлой жизни. Если человек стал сказочно богатым, этим он обязан своей прошлой благочестивой деятельности, но Нароттам Дас Тхакур говорит, карма канда вичар, если мы совершаем кармическую деятельность ради того, чтобы улучшить свое материальное положение.

00:06:52 Я могу родиться в хорошей семье, но тем не менее остается риск деградации, поскольку порой мы рождаемся в богатой семье и из-за этой роскоши, в которой мы купаемся, и мы заводим дурную компанию, и начинаем действовать греховно, это приводит к падению. Поэтому философия вайшнавов не сильно то одобряет даже благочестивую деятельность, не говоря уже о греховной деятельности, вайшнавы не одобряют даже благочестивую деятельность. Таких людей привлекает только сознание Кришны, их интересует только служение Кришне, это настоящая ягья, поскольку в Бхагавад Гите говорится, что те, кто посвящает себя преданному служению, я несколько раз объяснял, это значит, слушать о Кришне, просто слушая о Кришне, если мы постараемся постичь Кришну, это лучше, чем дравья майя ягья, раздавать милостыню, пожертвования.

00:08:12 Но так как мы не можем посвятить себя, чистое преданное служение означает шраванам киртанам. К примеру, Харидас Тхакур был занят лишь шраванам киртанам, он повторял 300 000 Имён, Харе Кришна маха мантру. Мы не можем этому подражать, это невозможно, но таково чистое преданное служение. К примеру, наши Госвами, шесть Госвами во Вриндаване, [не понятно] описывает их практику преданного служения, Кришна киртана гаган артана паро, они всегда повторяли мантру Харе Кришна, уткиртана, громко, Кришна уткиртанам, они также танцевали. Например, здесь юноши поют и танцуют, это очень хорошо, они следуют по стопам Госвами.

00:09:44 Шри Чайтанья Махапрабху тоже пел и танцевал, его танец описан в Чайтанье Чаритамрите, он танцевал во время праздника Ратхаятри. Итак, пение, танцы, пение святого имени и экстатический танец, это тоже ягья, это совершенная ягья. Это называется санкиртана ягья. Что значит санкиртана? Когда многие люди собираются вместе, поют и танцуют, это называется санкиртана ягьей. Те, кто посвящают себя санкиртане ягье, также совершают ягью, это лучше, чем дравья майя ягья. Дравья ягья, благотворительность. Допустим, у человека нет денег, что тогда? Он живет напрасно? Нет.

00:11:00 В любых условиях мы можем совершать эту ягью, санкиртана ягью, для этого не нужны деньги, [не понятно] санкиртана ягья настолько прекрасна, никакие материальные обстоятельства не могут ей помешать. Если человеку интересно, он может совершать санкиртана ягью или бхакти йогу, шраванам киртанам, в любых условиях жизни. В Бхакти-расамрита-синдху есть история, это не вы думка, это реальный факт. Там описывается, как один брахман был великим преданным, и он хотел оказать прекрасное служение, арчуну, поклоняясь в храме, но у него не было денег.

00:11:56 Однажды он сидел на лекции по Бхагаватам и услышал, что Кришне можно поклоняться даже в уме. Он воспользовался этой возможностью, потому что уже долгое время он лелеял мечту поклоняться Кришне со всей пышностью, но денег у него не было. И когда он услышал о том, что Кришне можно поклоняться в уме, искупавшись в реке Гадавари, он уселся под дерево и в своем уме он построил роскошную симхасану, трон, инкрустированный драгоценными камнями, на трон он установил божество и омывал божество водой Ганги, Ямуны, Гадавари, Нармады, Кавери. Затем он надел на божество очень красивое одеяние, затем предлагал им цветы, гирлянду, затем он готовил для них что-то очень вкусное, он готовил параману, сладкий рис.

00:13:12 Сначала он хотел попробовать не горячий ли он, потому что параману необходимо принимать в охлажденном виде, ее не едят горячей. Он окунул палец в параману и обжег его. Тогда его медитация прервалась, а нечего не было, он все это делал в уме, но он обнаружил, что его палец обожжен и он был изумлен. В это время Нараяна на Вайкунтхе улыбался и Лакшмиджи спросила: «почему Ты улыбаешься?» «Один из Моих преданных вот так поклонялся Мне. Пошли ему Моих людей, чтобы они немедленно привели его на Вайкунтху». Итак, бхакти йога настолько замечательна, что даже, если у вас нет никаких возможностей предложить божеству пышное поклонение, вы можете сделать это в уме, это тоже возможно.

00:14:16 Поэтому говорится ахойтаке априатихата, вы можете практиковать бхакти-йогу в любом положении, но вершиной совершенства бхакти – йоги является шраванам киртанам, полная поглощенность в мысли о Кришне. Это рекомендует также и Бхагавад Гита. Это самый простой процесс, вы должны учиться всегда думать о Кришне. Кришна об этом тоже говорит, мадьяджи. Допустим, если вам нечего предложить, тем не менее вы можете, думая о Кришне, думая обо всех компонентах поклонения, сидя в одном месте, вы можете совершать это все, это называется манмана.

00:15:29 Когда вы размышляете, вы можете предлагать Кришне много разных атрибутов, как я описал. Но Кришна хочет увидеть насколько вы Ему преданны, дравья ягья. Кришна не голодает, не думайте, что вам нужно обязательно накормить Его какой-то вкусной пищей. Вы конечно же должны это делать, но, если у вас нет изысканных дорогих продуктов, вы можете делать это в уме, однако не следует считать, если вы действительно можете всё это предложить, если вы можете предложить Кришне вкуснейшие блюда, но при этом вы думаете, я это сделаю в уме, это обман. Так вы нечего не достигните. Но, если у вас действительно нечего предложить, у вас нет нечего материального, тем не менее вы можете предлагать это в уме, это называется виттасартха.

00:16:27 И в действительности мы видели это, у богатых людей есть божество, недавно мы бывали в таком месте, у него есть божество, но божеству нечего не предлагают, они ему не поклоняются, это не хорошо. Человек очень богат, он в соответствии со своим положением должен предлагать вкусные блюда, раздавать этот прасад, как правило так поступают имперсоналисты. Есть много больших храмов, с большими, большими божествами, но божеству предлагают всего лишь немного кардамона, это не хорошо. Если вы установили божество, вы должны поклоняться, используя лучшие ваши возможности и продукты, это поклонение божеству.

00:17:23 Но, если у человека действительно нечего нет, он может все это предлагать в уме. Поэтому говорится апритикаха, ничто не может помешать такому поклонению, потому что бхакти на практике можно совершать также и в уме, ничто не может этому помешать. Но, если у вас есть что-то, что вы можете предложить Кришне, не надо считать «я буду предлагать все в уме», Кришна тоже не глуп, Он сразу поймет, что он Меня обманывает. Кришна, Он хочет увидеть, насколько же вы готовы пойти на жертву своей преданности, бхактийя. Кришне не нужны ваши продукты, об этом говорится в Бхагавад Гите.

00:18:16 Кришна готов принять у вас даже небольшой листок, патрам, небольшой цветок, маленький плод, каждый может это найти, но даже, если вы не можете это найти, даже, если вы настолько бедны или не способны, вы можете всё, что угодно Кришне предлагать в уме, но, если у вас всё это есть, тогда это будет обман, если вы этого не делаете. Это митья сартха. Люди должны поклоняться Кришне по своим средствам, согласно своему положению, возможно без какой-либо дравьйя, возможно с дравьйей, так совершается ягья, дравьйя ягья тапо ягья, свадьяя. Госвами также совершали свадьяя ягью. Они изучали все ведические писания, все, это называется свадьяя ягья.

00:19:36 Чтение ведических текстов, чтобы понять их и действовать согласно их указаниям, это называется свадьяя ягья. Свадьяя ягья гьяна ягья, читая ведические тексты, вы просвещаете себя знанием, это тоже ягья. Кришна доступен разными путями, в соответствии с вашим положением. Не думайте, что Он обусловлен, Он не обусловлен, поэтому бхакти называют ахойтаки пратихата. Итак, свадьяя ягья. Госвами не только танцевали и пели, это тоже было частью их миссии. Но они также были хорошими учеными. К примеру, в нашем движении Сознания Кришны мы пытаемся издавать наши книги на разных языках, мы уже напечатали книги на английском, французском, немецком, испанском, шведском, японском, китайском, это необходимо.

00:21:01 Поскольку люди сбиты с толку, поэтому им необходимо предоставить возможность изучать и постигать сознание Бога, сознание Кришны, изучая шастры, это тоже нужно. Госвами продемонстрировали свои жизни на практике, Чайтанья Махапрабху на научил их, они были первыми учениками Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь давал уроки Рупе Госвами в течении 10 дней в Алабахаде, Праяге [не понятно] и благодаря этим наставлениям он сначала написал Бхакти Расамрита Синдху, которую мы перевели на английский, как «Нектар преданности». Аналогично, Санатана Госвами получал наставления в течении двух месяцев в Бинаресе, в Аранасе.

00:22:06 Так, что не следует считать, что бхакти это некие сантименты, не основанные на знании. Нет. Бхакти целиком и полностью зиждется на ведическом знании, бхакти шрута грихитая, шрута значит веда, бхакти становится совершенным бхакти, если человек изучил ведическое знание. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорил о Веданта Сутре в Бинаресе, потому, что саньяси майавади критиковали Чайтанья Махапрабху, он сентиментальный саньяси, говорили они. Преданный, он не изучает Веданта сутру, они хулили Господа, и некоторые из преданных Господа попросили: «мы знаем, что Ты не общаешься с саньяси майавади, но они критикуют Тебя. Не мог ли Ты любезно встретиться с ними?»

00:23:10 И тогда Чайтанья Махапрабху встретился со всеми саньяси майавади в Аранасе. У Пракашананды Сарасвати было 60000 учеников, они спросили, Пракашананда Сарасвати спросил Чайтанья Махапрабху: «Ты саньяси, ты не изучаешь Веданта Сутру, но ведь таков обет саньяси, они обязаны это делать» Веданта сутра - это основа сампрадаи. Сампрадая обязана предоставить свой комментарий к Веданта сутре, иначе она не считается авторитетной. И в особенности Шанкара сампрадае они очень любят изучать философию санкхья и Веданта сутру. Итак, когда Чайтанья Махапрабху отправился в Аранасью, он просто танцевал, пел мантру Харе Кришна и люди начали критиковать. Не люди, а вот эти саньяси.

00:24:23 Его преданные, они несколько расстроились, из-за того, что их Господа критиковали, поэтому он принял их приглашение и там как раз проходила беседа на тему Веданты с Пракашанандой Сарасвати и Шри Чайтанья Махапрабху победил в этом диспуте, и все они стали Его учениками, об этом рассказано в Чайтанье Чаритамритам. Поэтому, не думайте, что бхакты, конечно сам метод пения и танцев ради Кришны, совершенен и полон, это прямой путь, но, если кто-то желает постичь философию сознания Кришны через философию Веданты, через Упанишады, у него есть для этого все возможности, поэтому мы и издаем столько книг, мы обсуждаем философию Веданты, Упанишад, всех ведических писаний. Шримад Бхагаватам представляет собой сливки всех ведических текстов.

00:25:40 Нигама значит ведические тексты, колпатару, колпатару значит древо желаний. Согласно нашему опыту, плоды манго мы можем получить только с мангового дерева., кокосы мы можем получить только с кокосовой пальмы, но древо желаний может дать вам любые плоды, вы можете получить даже пури и халаву с этого дерева, это называется деревом желаний. Итак, ведические писания называют нигама калпатару, нигама-ведические писания, древо желаний, калпатару. В ведических писаниях есть все знание, Веды значит знание, совершенное знание, будь то материальное или духовное.

00:26:32 Веды даны на благо человеческому обществу. Поскольку живое существо пришло сюда в материальный мир наслаждаться, ему даются указания: хорошо, ты пришел сюда наслаждаться, наслаждайся материей, следуя определенным правилам и постепенно ты достигнешь духовного уровня и освободишься. В этом смысл карма канда, гьяна канда. Гьяна канда-это путь, ведущий к освобождению, затем идет упасана канда. Так, что не следует считать, что преданные это сентименталисты, нет, это не так. Бхакти шрута грихитая, бхакти - преданное служение обретается после того, как человек обрел совершенное понимание ведических текстов.

00:27:27 Но бхакти настолько замечательно, что даже, если человек напрямую принимает бхакти, он автоматически осознает выводы Вед. Такова милость Кришны. Даже, если человек не грамотный, если он искренне идет по пути бхакти-йоги, в нем сами собой пробуждаются понимание ведических философских истин. Это действительно так. Например, эти юноши, они не изучали ведические тексты никогда, но почему они приняли сознание Кришны? Это чудо сознание Кришны, оно не зависит от изучения Вед, но, если вы серьезно относитесь к сознанию Кришны, в вас естественным образом пробуждается ведическое знание. В этом секрет.

00:28:41 Если человек обладает непоколебимой верой в Кришну, непоколебимой верой в своего духовного учителя, ведическое знание само собой пробуждается в нем. Это факт и вы можете убедиться в этом. Они никогда не изучали Веды, они не знали, что такое ведическая жизнь, но каким образом они стали такими замечательными, совершенными преданными? Благодаря непоколебимой вере, это необходимо. И вот это вишваса, говорится, что это вера, вишваса. В Чайтанье Чаритамрите, это слова Кришна дас Кавираджи Госвами, он сказал шраддха, чтобы человек стал преданным, в начале у него должна быть вера, шраддха.

00:29:43 Например, вы дамы и господа, вы приходите сюда, благодаря шраддхе: «давай послушаем, что они говорят о Кришне». Это начало. По мере того, как это шраддха растет и становится устойчивой, это приводит к преданности, шраддха значит постепенно шраддха становится более устойчивой, адауш шраддха, все начинается со шраддхи, с веры. Затем мы начинаем общаться с преданными. Бхава, мы должны подняться на ступень бхавы, и Кришна говорит. Необходимо достичь бхавы, ступени экстатического преданного служения, это совершенство, это совершенная ступень любви к Богу.

00:31:01 Кришна Сам рассказывает об этом. Почему мы не должны воспользоваться этой возможностью, почему мы пренебрегаем? Это сродни самоубийству. Сам Верховный Господь учит нас тому, как стать сознающим Кришну, как достичь совершенства в сознании Кришны и затем вы можете вернутся домой к Богу. Зачем нам терять эту возможность? Это не очень хорошо. Мы должны ей воспользоваться, у нас есть человеческое тело, у нас есть разум. Верховный Господь всё объясняет Сам. Как можно не воспользоваться этой возможностью? Это самоубийство.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 22 декабря 2021