Страдания в Сознании Кришны - это аскезы

Вриндаван - 02 August 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:39:11 | качество: mp3 128kB/s 36 Mb | прослушано: 427 | скачано: 226 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 4, текст 10, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 02 августа 1974 года во Вриндаване.

00:00:29 «Бхавам» также означает «природа». Например, мы называем природу «сва бхава», «мад бхавам»-это одна природа, материальная природа, это тоже «бхавам» Кришны, то есть, природа Кришны, нет нечего, кроме Кришны, но это Его внешняя природа. «Бхина» значит отделенная энергия, действия осуществляет энергия, хотя это природа Кришны, она тем не менее является отделенной природой. Например, мой голос записывается, если включить воспроизведение, вы услышите тот же звук, но всё же он отделен от меня. Точно также, материальная природа – природа тоже природа Кришны, нет нечего кроме Кришны. Есть две природы: духовная природа и материальная природа. Материальная природа-это внешняя энергия, а духовная природа-энергия внутренняя.

00:02:02 Мы тоже являемся духовной природой, пограничной, мы можем оставаться в материальной природе, а можем перенестись в духовную природу, поэтому нас называют пограничной природой. Есть три природы: внешняя, внутренняя и пограничная. Пока наше существование проходит в материальной природе, внешней природе, мы несчастны, таково положение вещей. Если рыбу выбросить из воды на сушу, она будет несчастна, она погибнет. Точно также, если вас-обитателей суши поместить в воду, вы будете страдать и умрете. Мы принадлежим духовной природе. Как говорит Кришна, материальная природа «апара», что значит низшая, не подходящая для нас, отсюда мы несчастны. Пока мы находимся в материальной природе, мы неизбежно будем несчастны.

00:03:22 К примеру, наше тело создано из материальной природы, и мы заключены внутри его. Пока у нас материальное тело, нам придется оставаться несчастными. Прежде всего мы должны попытаться понять, почему мы несчастны. Мы несчастны, потому что находимся в материальном теле. Что такое несчастье? Оно сводится к четырем принципам [санскрит], мы рождаемся и вновь умираем, а пока живем, нам приходится страдать от болезней и стареть, сущая правда. Поэтому, разумные люди должны понимать природу страданий материальной жизни и пытаться освободиться от них. Кто в этом сомневается? Это факт. Поэтому, наша единственная обязанность: вырваться из материального существования, наша единственная задача именно в этом, а не в том, чтобы приспосабливаться здесь в погоне за счастьем.

00:04:50 Этим занимаются карми, глупцы. Нельзя отрицать того, что как бы вы не пытались приспособиться в этом материальном мире, здесь невозможно стать счастливым, это никогда не станет возможным. На Западе люди пытаются найти счастье в материальной жизни. В действительности, они не знают, что такое счастье, для них материальное счастье-это секс, они наслаждаются сексом каждый день и все же, ходят на стриптиз, чтобы попытаться найти там счастье, откуда ему взяться там? Его быть не может, но люди приспосабливаются, они делают разные попытки. Бхагаватам отвечает на этот вопрос, все эти люди думают о собственной выгоде, но не знают, в чем она заключается. «Бахир артха», «бахир артха» значит внешняя материальная энергия, они думают, что приспособившись к материальной жизни, станут счастливыми, но им невдомек, что в их интересах восстановить свои отношения с Вишну, «свартха гатим», иными словами стать вайшнавом.

00:06:37 Вайшнав-это тот, вся жизнь которого сосредоточена вокруг Вишну. Как говорит Кришна [санскрит], это наша обязанность, но никому это не интересно. «Нате видух», люди не знают, в чем их выгода. Единственное благо, которое мы можем принести себе, восстановить связь с Кришной или Вишну, «нате видух», они об этом не знают. Поэтому мы учредили это движение Сознания Кришны. Люди не знают, все население мира не знает об этом. Такие негодяи, такие глупцы не знают о собственной выгоде. «Дурашая», несмотря ни на что их надежда никогда не сбудется, поэтому она называется «дурашая». Почему?  «Бахир артха манина», беда в том, что их привлекает внешняя энергия, в этом наша проблема, но эти негодяи не знают. Поэтому мы должны руководствоваться шастрой. Но как это сделать? Мы должны идти к тому, кто знает шастру, поэтому Веды предписывают, если вы хотите знать в чем ваша истинная выгода, вы должны обратиться к гуру. Кто такой гуру?

00:08:28 «Шротриам», тот, кто знает шастру, «шротриам», и не только знает, но и сознает Кришну благодаря этому, «брахма ништхам». «Брахма ништхам» - это полная зависимость от Кришны, таков путь, мы должны обладать знанием, должны отыскать гуру, сведущему в шастре, знающего суть шастры, суть Вед. Что есть суть Вед? Веданта. Веданта — значит знать Кришну. Есть разные Веды [санскрит], есть 108 Упанишад, есть Веданта сутра, есть также Пураны, Рамаяна, Махабхарата, а также Вимшати, 20 разных дхарма шастр, Ману-самхита и так далее. В чем предназначение всех этих шастр? Кришна говорит: «цель познать Меня». Это подтверждается в Веданте, в Упанишадах, если вы попытаетесь постичь Кришну, если вы познаете Кришну, вы познаете всё. Обладать знанием, значит знать Кришну, и Кришна подтверждает это. Если ты воистину «татвата» постиг Меня, а также почему Я нисхожу в этот мир, почему становлюсь ребенком Яшоды, сыном Васудевы, почему я действую, почему принимаю участие в битве. Он нечего не обязан делать, так говорит Веда.

00:10:46 Верховный Господь не обязан совершать какую-либо деятельность, но почему Он это делает? Он совершенен, у Него есть все, Ему нечего желать, у Него ни в чем нет недостатка, Он «атматрибта», целостен во всех отношениях и потому не обязан что-либо делать. Таково описание Бога, Он не обязан что-либо делать. Нет никого равного Ему, никто не превосходит Его, это описание Бога. «Сама» значит равный и «адхикьям»-более великий, в этом мире кто-то равен вам, кто-то равен вам, кто-то превосходит вас, кто-то уступает вам, три положения, это относится к каждому. Никто не может сказать: «Я выше всех». Кем бы вы ни были, Брахмой или муравьем, всегда кто-то равен вам, кто-то выше вас, кто-то ниже вас, но, если говорить о Кришне, нет никого, кто равен Ему, нет никого, кто превосходит Его, таков Кришна. Все ниже Его.

00:12:24 Теперь вы в Сознании Кришны, вы изучаете столько книг, находили ли вы, чтобы кто-либо превосходил Кришну или был равен Ему? Нет. Мы можем найти одного, кто превосходит-Радхарани, выше Кришны. Да, благодаря Своей любви, на самом деле Радхарани тоже ниже Кришны, она «дасья», служанка, Она всегда думает только о том, чтобы стать совершенной «дасьей». Она не думает, иногда Кришна ставит Радхарани выше Себя, это не означает, что Радхарани думает также, у Радхарани одна мысль: «как Мне стать совершенной служанкой Кришны». Таково истинное положение каждого. Герои Чайтаньи Чаритамриты только и думают о том, чтобы стать слугой Кришны, это наше истинное положение. Но иногда некоторых преданных Кришна ставит выше Себя, пример тому матушка Яшода. Кришна думает: «Мама Яшода выше Меня».

00:13:38 Либо же Он заставляет матушку Яшоду думать так: «Я покровитель Кришны, я забочусь о Нем, если я как следует не покормлю Его, Он умрет». Это называется «ватсалья расой», родительскими чувствами. На самом деле никто не превосходит Кришну. Она чувствует себя выше Кришны, как служанка, которая думает: «Я должна служить Кришне, я должна вовремя принести Кришне еду, я должна вовремя разбудить Его». Они все время заботятся о Нем, всегда беспокоятся: Кришна может оказаться в опасности, Кришна может заползти в воду, на Него может напасть обезьяна. Яшода все время беспокоится. Хозяйничая по дому, она неустанно следит, чтобы с Кришной все было в порядке, она думает: «если я не защищу Кришну, Кришна может столкнуться с множеством опасностей, но Кришна занимается Своим делом.

00:14:49 Мама Яшода кладет Кришну под тележку, а Кришна ломает её и убивает Шатакасуру, а мама Яшода думает, что Кришне чудом удалось спастись, ведь когда сломалась тележка, вся утварь, лежащая в ней, разлетелась во все стороны. Она была напугана. Так Кришна наслаждается, Он состоит со Своими преданными в разных расах и наслаждается этим [санскрит], это доставляет Кришне наслаждение, у Него нет иных занятий, кроме наслаждения «ананда майя вьяса», Он лишь наслаждается, такова Его природа. Это Кришна.

00:15:45 Мы-неотъемлемые части Кришны и потому в незначительной степени наделены теми же склонностями, что и Он, желанием наслаждаться жизнью, это от того, что мы Его неотъемлемые частицы. К примеру, капля морской воды имеет тот же химический состав, тот же процентный состав содержания соли, пропорция та же самая. Отличается лишь объем, процентное содержание тоже самое, но в малом количестве. Итак, мы «ананда майя», наша природа всегда испытывать радость, но из-за соприкосновения с материальной природой, мы не радуемся, в этом наша проблема. Это Кришна советует здесь, как решить вашу проблему, Он говорит «витарага», отбрось эту привязанность к чувствам, «рага» значит привязанность. «Витарага бхая», в этом мире нам присуще одно качество-страх, мы все время боимся, почему вокруг нас эти ограждения, мы боимся, что на нас нападут.

00:17:27 Эта материальная жизнь [санскрит], мы должны есть, спать, защищаться и заниматься сексом, это материальная жизнь. Духовная жизнь лишена этого, в духовной жизни нет страха, нет привязанности, нет половой жизни. Пример тому, жизнь Госвами, они победили, они одержали вверх над этими материальными потребностями, это называется аскезой, здесь об этом сказано так [санскрит]. Прежде всего «гьяна», мы должны понять наше положение, это называется «гьяна» и практиковать тапасью. Что значит «тапасья?» Это сведение к нулю всех этих материальных потребностей, ибо мы привыкли ко всему этому: еде, сне, сексу и страху. Отказаться от этих вещей в одночасье, невозможно, так как мы привыкли. Если выключить вентилятор, его лопасти будут продолжать вращаться какое-то время, они вращаются, так как сила ещё осталась.

00:19:05 Аналогично даже, если мы согласимся с тем, что от всего этого: еды, сна, секса и страха нужно отказаться, для этого нужна решимость, но мы можем опять вернутся к этому, потому что привыкли, поэтому в Бхагават Гите Кришна говорит, если мы полностью посвятим себя Сознанию Кришны, то даже, если из-за прошлых наших привычек, мы все ещё привязаны ко всему этому, Кришна призывает не обращать на это внимания, но оставаться погруженным в Сознание Кришны. Что это значит Сознание Кришны? Повторяйте Харе Кришна, это позволит вам сохранять ваше Сознание Кришны, если вы не забываете поклоняться Кришне, повторяя маха мантру Харе Кришна, но не привязывайтесь к еде, сну, сексу и защите, будьте отрешены, как душа я не нуждаюсь во всём этом, но я обусловлен материей и у меня есть материальное тело, ради поддержания которого мне нужно удовлетворять эти потребности, но сведите их к минимуму, к минимуму.

00:20:44 К примеру, я или кто-то другой саньяси, кто такой саньяси? Мы тоже едим, тоже спим, но мы не занимаемся сексом, никакой половой жизни, по крайней мере один элемент мы исключаем, очень важный элемент, это называется «витарага» и мы нечего не боимся, «витарага», всё это можно практиковать. Если мы практикуем, всё будет в порядке, поэтому Кришна говорит «бахаван», не один, «бахава»-многие, многие люди. В шастрах содержатся множество примеров следования «тапасьи брахмачаренья» [санскрит], это разные элементы практики, однако если вы просто примите Сознание Кришны, вы естественным образом будете совершать все эти элементы духовной практики. Если вы становитесь Васудева парайной, то ваш путь уже включает все эти методы.

00:22:10 Утром приходил менеджер Центрального банка, он расхваливал этих европейских и американских юношей за то, что они стали такими замечательными людьми, так как они стали на путь бхакти йоги. Есть такое сравнение «нихарам» значит, как это называется «дымка» или «иней», иногда это бывает по утрам, туман, да. Мы видели, когда я был на корабле в вашу страну в США, неожиданно туман растелился по всему морю. Любой, кто плавал по морю, сталкивался с таким явлением, плыть невозможно, корабль тут же останавливается и гудит, чтобы другие корабли не столкнулись с ним. Никакими мерами туман не прогнать, но как только встает солнце и немного набирает силу, туман сразу же исчезает, туман такой густой, но благодаря лучам солнца, он моментально рассеивается. [санскрит] точно также у нас может быть масса плохих привычек, «рага» привязанностей, однако если мы просто примем Сознание Кришны, они моментально уйдут, подобно туману, сразу же. Поэтому, примите Сознание Кришны, отбросив всякие сомнения, это называется «витарага». Это дар Шри Чайтаньи Махапрабху. [санскрит] значит развеять туман в сознании, мы со всех сторон окутаны туманом, от которого очень трудно избавиться, но всегда оставайтесь в Сознании Кришны и туман пройдет, он развеется, в этом нет сомнений.

00:24:39 Итак, Кришна советует прежде всего обрести «гьяну». Мошенники не обладают знанием о том, как стать счастливым, они думают, что можно стать счастливым, употребляя вино и мясо, занимаясь свободным сексом, негодяи так и думают, это цивилизация обречена. Они не знают о пути, ведущим к счастью, они не знают, «мудха», они не знают, счастье только в Сознании Кришны, это факт. Кришна заверяет «бахава», многие «гьяна тапаса», прежде всего следует знать, что способы с помощью которых мы пытаемся найти счастье, абсурдные, это невозможно. Мы должны прекратить все это, это тапасья, добровольное воздержание от этого. Чем выше наш духовный уровень, тем меньше в нашей жизни всего этого: еды, сна, секса и защиты, таково положение вещей. Как это возможно? Как развить не привязанность? «Ман майя» - всегда думай обо Мне, «ман майя», значит «ман» значит «мне», «майя»-обо мне, думай обо Мне, вот, что рекомендует Кришна.

00:26:28 Таков путь, всегда думай о Кришне, это легко. Например, вы любите кого-нибудь, если вы повторяете его имя, если думаете о нем, вы всегда будете помнить его. Аналогично, если вы просто думаете о Кришне, если просто повторяете Имя Харе Кришна, вы будете оставаться «ман майя», под Его защитой. Вы должны принять прибежище у Кришны. Кришна советует: «прими у Меня прибежище». Конечно, если человек думает о Кришне, то подразумевается, что он принял у Него прибежище, «ман майя». Если вы поступаете так, не только вы, есть множество примеров, например, Прахлада Махарадж или Дхрува Махарадж были великими и стойкими преданными, Нарада Муни, Брахма, Сваямбху, есть великие души, как следовать им? Прахлада Махарадж пятилетний мальчик подвергался нападкам со стороны своего отца, но не мог ему возразить, в страданиях он повторял Харе Кришна, Имя Нараяны, что он ещё мог сделать?

00:28:12 Он во всём зависел от своего отца, а отец был безжалостным к сыну, только за то, что тот обратился к Сознанию Кришны, это была единственная вина Прахлады, за это отец жестоко наказывал его. Таков мир, даже отец станет врагом, не говоря об остальных. Если вы будете сознавать Кришну, весь мир станет вашим врагом, вы должны быть к этому готовы, поэтому вам нужна тапасья. Тапасья-это добровольное согласие подвергнуть себя страданиям, добровольное. Если мы и так уже страдаем, почему бы нам не страдать ради Кришны. Все страдают, все несчастны, кто не страдает? Все страдаем, [санскрит] нас всегда преследуют три вида страданий. Почему вы включаете вентилятор? Потому что страдаете от жары. Где нет страданий? Это называется «дидай викам», мы страдаем от палящей жары, от сильного холода.

00:29:35 Эти страдания всегда сопровождают нашу жизнь. Сейчас мы страдаем от невыносимого зноя и думаем, если бы стало прохладней, а когда становится прохладно, мы думаем, если бы стало жарко, потому что тоже страдаем. Когда наступает зима, мы мечтаем о жаре, когда наступает лето, мы мечтаем о прохладе. Мы не можем быть счастливыми. Прежде всего мы должны это знать. Здесь не может быть и речи о счастье, мы просто мечтаем: «ах, если бы наступила приятная прохладная погода». А когда становится холодно, вы думаете: «ах, если бы стало тепло», тоже самое, [санскрит], жевание жёванного, нам было жарко, нам было холодно, но мы желаем, если было бы так, если бы было эдак, но мы никогда не приходим к выводу, что жарко ли, холодно ли, мы вынуждены страдать. Это объясняет Кришна: «пока у вас есть материальная кожа, вам придется терпеть жару и холод», «шитам», ни лето, ни зима не являются источниками счастья, но вы так думаете: если бы было так, если бы было эдак, поэтому «канкша аканкша».

00:31:17 Если вы поднимаетесь на трансцендентный уровень «брахма бхута», «аканкша перестает существовать, вы перестаете чего-либо желать, вот, что такое «гьяна». «Гьяна» необходима человеку. Животные не могут обладать «гьяной», только люди. «Гьяна»-это понимание: пока у меня есть материальное тело, мне придется страдать. До тех пор, пока вы не придете к этому выводу, вы не продвигаетесь. Если мы продолжаем испытывать привязанность к боли и наслаждению тела, конечно никто не хочет боли, но ради собственного наслаждения, вам следует принять Сознание Кришны. Постепенно вы обретете знания. Не знание, как таковое является нашей целью, так называемые наслаждения-это в действительности боль, и она будет продолжаться, пока у нас есть материальное тело, поэтому мы должны практиковать тапасью, аскезу.

00:32:30 Это просто: воздержание от недозволенного секса, от мяса, от азартных игр и одурманивающих средств, это тапасья, добровольное согласие следовать. Те, кто развил все эти плохие привычки, почувствуют некоторую боль, но примите эту боль, это материальные страдания, и они закончатся. Например, иногда для излечения той или иной болезни, пациенту ставят уколы, предписывают какое-то средство и это болезненно, но чтобы вылечиться, мы должны с готовностью принимать эту боль. Точно также, если вы хотите освободится от материального тела, вы должны принять эту боль. Это не боль, она лишь в вашем воображении. В действительности, это наслаждение. Мы должны совершать «гьяну и «тапасью», так как у нас нет знания. Если мы обретем знания и будем совершать тапасью, аскезу, мы очистимся, «путам», мы очистимся, поэтому сказано «бахаво гьяна тапаса» и тогда вы вернетесь домой к Богу.

00:33:54 Итак, движение Сознания Кришны призвано научить отречению от материальной жизни и добровольному принятию так называемых страданий. Мы должны быть устойчивыми, в действительности, страданий нет, это лишь воображение. Например, многие люди едят мясо, мы его не едим, разве мы страдаем? Страдание существует лишь в нашем воображении. Если вы попросите мясоеда не есть мясо, он подумает: «о, это ужасно», он так и скажет. Да, на самом деле они так и говорят, даже известные люди, лорд Зетланд тоже сказал: «о, нет, нет, это невозможно, это же наша жизнь». Лорд Зетланд спросил наших духовных братьев: «можете сделать меня брахманом?» «Да, мы можем сделать вас брахманом, откажитесь от этого». «Нет, нет, это невозможно, это ужасно». Это кажется ужасным, потому что мы глубоко увязли в майе, стоит вам попросить кого-нибудь отказаться от мяса, тот воспримет ваше предложение с ужасом. Тоже самое произойдет, если вы попросите отказаться от алкоголя или от одурманивающих средств, но в этом нет нечего ужасного, это майя, это не ужасно, но мы так думаем.

00:35:24 Вы не едите мясо, вы разве умираете? Нет, у нас столько вкусной пищи, зачем нам питаться мясом? [санскрит] наша философия, то есть наша вайшнавская традиция, мы не ограничиваемся одними запретами: не ешьте это. Мы предлагаем: ешьте это, мы не наслаждаемся одним, мы наслаждаемся другим, мы предлагаем альтернативу, мы не оставляем вас ни с чем, как это делает философия майявади. Мы говорим, оставьте эту сторону своей жизни, но примите другую, положительную сторону. Например, здесь сказано: они отказались от этого, но это не означает, что они превратились в нуль, нуль-это «шуньявади», философия пустоты. Нет, вы не можете оставаться нулем, это невозможно. Если вы последуете этой философии, чтобы превратить все в нуль, это искусственно, вам вновь придется упасть, поскольку вы не сможете оставаться нулем.

00:36:31 Философы майявади или философы буддисты хотят все превратить в пустоту, это невозможно. Вы не можете существовать в пустоте, ибо вы «ананда гьяна гьасаат», вы хотите «ананда»-наслаждения, в пустоте не может быть наслаждения, разве это возможно? Превратить всё в пустоту и наслаждаться? Нет, это исключено. Поэтому Кришна говорит: «парам дриштва нивартате», посвятив себя деятельности высшего порядка, вы сможете тут же отказаться от чего-то низшего, поэтому, мы должны предоставить людям деятельность высшего порядка, тогда можно говорить об отказе. Если вы заняты чем-то хорошим, вам не захочется идти в отель. Во Вриндаване есть отели, кинотеатры, но пойдете ли вы туда? Если вы привязались к Сознанию Кришны, отель или рестораны, или танцевальные клубы и прочее, потеряют для вас всякое значение, автоматически.

00:37:47 Если же вы пытаетесь превратить все в пустоту, у вас нечего не получится, поэтому попытайтесь всегда быть занятыми чем-то хорошим, тогда всякая деятельность, материальная деятельность превратится для вас в нуль, но нуль-это не наша философия. Мы сторонники позитивного, негативное-не наш путь, они лишь отрицают, одно лишь отрицание нам не поможет, но здесь сказано «витарага бхая кродха», вы должны быть равнодушны ко всем этим бесполезным вещам, но благодаря «гьяне и тапасье», знанию и аскезе, вы очиститесь и придете ко Мне, говорит Господь. Это позитивный подход. Наша философия предлагает позитивный подход, не негативный, как это называется, на санскрите «прямой и косвенный», это косвенный метод, а прямой метод-позитивен. Если вы заняты позитивной деятельностью в Сознании Кришны, в служении Кришне, вы всегда будете находится на трансцендентном уровне, оставаясь равнодушным к материальной деятельности. Вот, чего мы хотим.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 06 September 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 24 September 2021