Истинная природа Господа

Бомбей - 26 March 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:39:18 | качество: mp3 128kB/s 36 Mb | прослушано: 460 | скачано: 227 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 4, текст 6, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 марта 1974 года в Бомбее, Индия. Перевод: «Хотя Я не рожденный и Моё трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике».

00:00:39 Итак, Кришна-Верховная Личность Бога, раскрывает природу своего явления и ухода. Люди не знают об этом. К примеру, мы не видим солнце ночью и раньше люди думали, солнце умерло или ушло, но позже наука помогла людям понять, что солнце всегда находится в небе и лишь в силу изменчивости нашего положения, мы не видим его ночью. Но солнце не исчезает. Если такое возможно даже с материальным объектом, насколько в большей степени на это способен Высший Дух. Поэтому, Кришна не рождается и не умирает. Мы тоже не рождаемся и не умираем, потому что мы – Его неотъемлемые части. Для нас не существует рождения и смерть, об этом говорилось во второй главе Бхагавад Гиты. Неотъемлемые частицы, атомарные частицы, мы атомарные по своему размеру. Шастры, в частности Падма-пурана, а также Упанишады говорят о нашей величине.

00:02:38 Если разделить кончик волоса на сто частей, а затем одну сотую часть разделить снова на сто частей, получится величина души. Итак, наш размер мельчайших живых существ, атомарных частиц, составляет одну десятитысячную кончика волоса. Можно лишь только представить себе такой размер, мы «ачинти», но из ведических текстов мы узнаем о своей величине. Душу нельзя назвать «нирокарой», это неправда, у нее есть «акара», но в нашем нынешнем материальном положении, мы не можем измерить её. И так как мы не можем её измерить... когда я изучал геометрию, нам говорили, что у точки нет ширины и длины, однако на самом деле у нее есть и то, и другое, но мы не можем это измерить. Аналогично душа по своей природе меньше точки, мы не можем измерить её при помощи материальных измерительных инструментов.

00:04:13 В любом случае даже, если вы сможете это сделать, таков её размер. Бхагавад Гита так описывает эту частицу [санскрит] Она также не рождается и не умирает, она настолько могущественна, что благодаря её присутствию в теле, тело излучает здоровье, сияние, очень подвижно и наделено превосходным мозгом. Но стоит этой атомарной частице покинуть тело, как последний превращается в бесполезную груду материи. Если даже невидимая частица Верховной души наделена такой силой, можно лишь представить, каким могуществом обладает Верховная Душа, всепроникающая вселенская форма. Поэтому Кришна говорит [санскрит], хотя Я не рождаюсь и не умираю. Слово «атма» может иметь три значения: тело, ум и душа. Всё это называется атмой. Между телом, умом и душой Кришны не существует разницы. Тело Кришны-«авьяя», наше тело «вьяя», бренно и изменчиво.

00:06:16 Попросите их прекратить. Наше тело разрушается, изменяется, мы рождаемся младенцами, растем какое-то время, существуем без изменений, производим побочные продукты, изнашивая тело, появляются дети-побочные продукты, в старости мы разрушаемся и наступает конец существованию тела. Это называется [санскрит], шесть изменений материального тела. Но Кришна не претерпевает этих изменений, тело Кришны «авьяя», Его ум «авьяя», это значит, что в отличие от нас, между душой Кришны и Его телом нет разницы, «авьяяатма» Его ум, Его тело, Его атма-душа тождественны друг другу, Он-высшая душа, целое. Не существует разницы между Его телом, умом и душой, это следует понять, «авьяяатма». Те, кто не могут это понять, проводят различие между Его атмой и телом. Философы майавади признают Кришну Богом или по крайней мере признают Его божественную природу, но воображают, что Его тело из материи.

00:08:03 Нет, это не так. Если Его тело из материи, тогда как Он мог помнить о том, что делал миллионы лет назад? Мы не можем помнить даже того, что делали вчера вечером или даже сегодня утром, мы забываем, тело меняется, кровяные тельца обновляются, это научный факт. Но Кришна не такой, поэтому Он рассказывает о Себе. Для того, чтобы мы могли постичь Кришну, слушая Его Самого, мы не должны обманывать людей своими превратными толкованиями, в таком случае Кришна останется для нас загадкой, ведь наши чувства не совершенны. Либо вы должны узнавать о Кришне от Самого Кришны, что невозможно, либо от того, кто удостоился милости Кришны. Понять Кришну может тот, кто одарен милостью лотосом стоп Кришны. [санскрит], тот. Кто принял у Кришны прибежище, то есть чистый преданный, он может помочь вам понять Кришну. [санскрит] Тот, кто удостоился толики милости Кришны, может понять Его.

00:10:03 Здесь Кришна Сам рассказывает о Себе, «аджа», Он не рождается и не умирает. Тот, кто думает, Кришна родился и умер, а сейчас родился другой Кришна, ошибается. Кришна один, Он может распространять Себя во множество форм, это другой вопрос, но «ананта айя», у Него бесчисленные формы, но тем не менее Он один «адваиита», Он не падает. Кришна распространяет Себя во многие миллионы форм, чтобы пребывать в сердцах живых существ, но это не означает, что Кришна пал, «авьяяатма», Он остается тем же неизменным Кришной. Кришна присутствует в бесчисленных вселенных, Кришна существует повсюду, тем не менее Он «авьяяатма». Хотя изначальный Кришна распространяет себя в миллионы и триллионы форм, тем не менее от Него нечего не убывает, «авьяям», Его нельзя сравнивать с банковским счетом, который истощается, если с него бесконечно снимать деньги. Вот, кто такой Кришна. Таков вердикт веданты. Всё, что исходит из Кришны-совершенно, совершенно и лишено недостатков, всё. Это Абсолютная Истина.

00:12:18 Итак, во всех Ведах, Упанишадах, Самхитах, разными словами описывается одно и тоже. Здесь Кришна Сам рассказывает о Себе. Тело и ум, и душа Кришны абсолютны, между ними нет разницы, всё это Кришна, «авьяяатма». Ишвара, Он не обычное живое существо, «бхутанам ишварам», в этом разница, Он Ишвара. Мы не являемся таковыми, мы можем быть ишвара повелителями, но не верховными ишварами. Верховного Ишвара называют Кришной. Нас нельзя назвать верховным ишвара, так называемые аватары объявляют себя Богом, но они могут быть только подчиненным Богом, не Верховным Богом. Верховный Бог-Кришна, Бог — значит повелитель. У вас бесспорно может быть какая-то власть, но вы не Верховный повелитель. Верховный Повелитель-это Ишвара, поэтому Кришна говорит «ишвара». «Бхутанам»-это все живые существа или всё, что возникло в этом материальном мире. Он Верховный источник всего этого, это так описывается в 10 главе, всё это описано, таков путь постижения Кришны, но если мы будем давать собственные толкования, это не поможет нам понять Кришну и Бхагавад Гиту.

00:14:57 Это то, что мы можем обычно наблюдать. Кришны не существует, Кришны не было, это сказка, не было никакой битвы на Курукшетре, вот, что говорят так называемые политические лидеры и ученые, но это неправда. Они не понимают Кришны, но только сбивают людей с толку, поэтому весь мир пребывает в хаосе. Попытайтесь понять Кришну, тогда ваша жизнь увенчается успехом. Кришна все объясняет, Кришна так добр, Он расскажет о причинах Своего явления. Зачем? Он приходит, чтобы напомнить нам о Себе, чтобы научить нас, потому что наше понимание ошибочно, мы такие глупцы и негодяи, мы неправильно понимаем Кришну, мы не можем понять. Если же мы поймём Кришну, наша жизнь станет успешной. Это просто. Попытайтесь понять Его. Благодаря одному только этому ваша жизнь увенчается успехом, поэтому Кришна говорит о Себе «Пракритим свам», Его личная энергия или Его Образ, У Кришны есть Своя форма, «шьяма сундара», играющий на флейте, это описывает Брахма-самхита.

00:16:58 Ему очень нравится пасти коров, Он очень любит играть на флейте, Его глаза подобны лепесткам лотоса. Эти описания содержатся в ведических текстах. Итак, Кришна не лишен формы, не подумайте, что как говорят майавади: преданные Кришны вообразили себе Его форму. Нет, эта форма описана в Ведах. Когда Кришна приходил на эту планету, Его образ видели такие великие души, как Вьясадэва, Арджуна. Арджуна видел Его, в Бхагавад Гите он говорит: «Твой образ сокрыт от так называемых ученых, но такие великие учителя, как Вьяса, Дэвала, Нарада, Асита признают Твою форму». Все эти описания можно найти в 10 главе Бхагавад Гиты. Кришна не бесформенен, но Он описывает Свою форму. Мы рождаемся, принуждаемые внешней материальной энергией. «Аханкара», мы пребываем во власти внешней энергии, материальной энергии, У Кришны бесчисленные энергии, майя также означает энергия, также майя-это иллюзия и ещё одно значение-любовь, у слова «майя» несколько значений. И здесь сказано «пракритим и майя», [санскрит]бесчисленные энергии Господа делятся на три категории: внешняя энергия, внутренняя энергия и пограничная энергия. Об этом вы прочтете в 7 главе. Парапракрити и апарапракрити, апарапракрити-это материальная энергия, а парапракрити-это духовная энергия.

00:20:09 Есть два вида пракрити. Так как Кришна является духовным целым, Его духовная энергия пракритим свам, внутренняя энергия-это духовная энергия, поэтому Его тело духовно, не материально, поэтому говорится: «Авьяяатма», оно не тленно, следует понять эти истины. Вновь Он говорит [санскрит], внешняя энергия не заставляет Его рождаться, Он нисходит благодаря Своей собственной внутренней, духовной энергии, поэтому Он «авьяятма». Тем не менее мы не должны считать Кришну одним из нас, потому что Он «Бхутанам Ишварам». Можно привести грубый пример, в период движения независимости Махатма Ганди, многих влиятельных лидеров заключили в тюрьму, но там же сидели и другие преступники, карманники, воры и убийцы. Если бы они подумали: «вот и Махатма Ганди оказался за решеткой», мы одинаковые, он такой же как мы. Нет. Точно также, когда нисходит Кришна, только глупцы и негодяи думают: «Кришна приходит в этот материальный мир подобно нам». Нет, нас заставляют, как заставляют преступников, карманников и убийц. Конечно, Махатма Ганди тоже заставили, но не об этом речь.

00:22:20 Кришна-Властелин «Бхутанам Ишварам», материальная энергия не может заставить Кришну, потому что Он- Ишвара, Он-Властитель. Властителя нельзя заставить. Например, в конституции Англии сказано: «короли не ошибаются», даже, если король что-либо нарушает, закон на него не распространяется. Точно также, Кришна убил столько демонов, но это не делает Его преступником, Он по-прежнему «Бхутанах Ишварах», это следует понять. Может показаться, что Кришна совершает множество поступков, которые для других считаются грехом, это очень глубокая тема. Об этом спрашивал Парикшит Махарадж. Услышав о танце раса Кришны с девушками враджа бхуми, Парикшит Махарадж спросил Шукадеву Госвами «Кришна пришел установить принципы религии, как же мог Он танцевать с девушками-чужими женами?». Есть следующее объяснение «теджья сам надошая» Кришна танцевал с чужими женами, с девушками, все они были девушками, они пришли в середине ночи, чтобы танцевать с Ним, но тела девушек не были материальными, все происходящее имело духовную природу, и чтобы понять это нужно обладать некоторым разумом.

00:24:20 Шукадева Госвами объяснил, что эти темы не для обусловленных душ. Обусловленные существа не должны даже мечтать об этом. Если же вы думаете, что, танцуя с чужими женами, Кришна поступил предосудительно, Шукадева Госвами отвечает «теджья сам надошая», «теджья сам»-  тот, кто наделен великим могуществом, не подвержен осквернению, таков вывод. Как например, солнце. Солнце выпаривает воду из мочи, мы где-нибудь мочимся, а солнце выпаривает из мочи воду. Моча отвратительна, в ней полно инфекции, но это не воздействует на солнце-источника великой силы. Если на такое способны даже материальные объекты, сколь в большей мере это относится к гораздо более могущественной Кришне. Итак, как правило, мы не должны обсуждать раса лилу. Пока мы не достигли высокого духовного уровня и сознания Кришны, мы не должны пытаться понять раса лилу, это сокровенная тема и предназначена она для тех душ, кто достигли освобождения, совершая преданное служение. На самом деле, те, кто с преданностью служат Кришне, освобожденные души, они не принадлежат материальному миру. Итак, только «парамахамсы», освобожденные души, могут наслаждаться описаниями раса лилы [санскрит] мы не должны раньше времени приступать к этим темам. Прежде всего нам следует внимательно читать Бхагавад Гиту, попытайтесь понять Кришну, Его природу и тогда вы будете готовы к постижению Бхагаватам.

00:26:46 Заключительный вывод Бхагавад Гиты [санскрит] если мы можем безраздельно предаться Кришне всем сердцем, мы готовы понять Кришну. Если мы продвинулись в преданном служении, мы готовы постичь Кришну. Тем не менее, чтобы мы смогли понять Кришну, Кришна Сам рассказывает о Себе. Он нисходит при помощи собственной энергии, внешняя энергия не принуждает Его, она принуждает нас. Соприкасаясь с внешней энергией, мы обуславливаемся разными гунами природы и получаем соответствующее тело, но это не относится к Кришне. Прежде всего мы должны понять, что карма не действует на Кришну, карма действует на нас и поэтому у нас разные тела, но Кришна не такой, хотя Он нисходит в различных воплощениях. Когда Кришна нисходит в облике вепря, Он становится не обычным вепрем или кабаном, это следует понимать, Он остается «Бхутанам Ишварах» какую бы форму Он не принял. Ему это нравится. «Атмамайя», Он приходит, прибегая к помощи Своей «атмамайя», не внешней энергии, таков вывод.

00:28:42 Прочти комментарий.
Из зала: «Господь говорит здесь об особенности Своего появления на свет: рождаясь, словно обыкновенный человек, Он, тем не менее, помнит всё, что происходило с Ним во время великого множества «прошлых жизней».
Таков критерий, отличающий Господа от обычных живых существ, Он помнит, поэтому Его явление и уход, рождение, нельзя ставить в ряд с обычными явлениями, в противном случае, как может Он помнить, мы не помним, мы не знаем, кем были в прошлой жизни или миллионы лет назад, хотя мы тоже вечны, мы не помним. Поэтому между рождением Кришны и нашим рождением есть разница. Когда Кришна появился у Деваки и Васудевы, Он предстал перед ними в образе четырехрукого Нараяны. Кришна не вышел из утробы Деваки, вы читали Его явление в Шримад Бхагаватам, Он предстал перед ними, как четырехрукий Нараяна, а затем Деваки взмолилась: «Господи, Ты пришел, Камса жаждет убить Тебя». Будучи матерью, она говорит правду, «Камса желает тебе смерти, как только он увидит Тебя с четырьмя руками, он тут же убьет». Она была простой женщиной, четырехрукого Нараяну невозможно убить, но она думала: «Так как Ты явился в образе четырехрукого Нараяны, Тебя тут же убьют. Пожалуйста, прими двурукий образ». И Кришна тут же принял двурукий образ. Поэтому Кришну считают обычным ребенком, но Он не обычный ребенок.

00:30:46 Продолжай.
Из зала: Он, тем не менее, помнит всё, что происходило с Ним во время великого множества «прошлых жизней», тогда как обыкновенному человеку бывает трудно вспомнить даже то, чем он занимался несколько часов назад.
Да, в этом разница между Кришной и нами. Мы не помним, чем мы занимались несколько часов назад, что уж говорить о том, чтобы вспомнить о совершенном нами несколько миллионов лет назад. Но мы рождаемся, поскольку мы вечны, мы рождались много раз, в этом разница между рождением Кришны и нашим рождением.
Дальше.
Из зала: Если спросить любого из нас, что мы делали в это же время вчера, мы вряд ли ответим сразу. Обыкновенному человеку наверняка придется напрягать память, чтобы вспомнить, что происходило с ним накануне. И все же находятся люди, которые осмеливаются называть себя Богом, или Кришной. Их бессмысленные заявления не должны сбивать нас с толку.

00:31:41 Да, помня об этих стихах из Бхагавад Гиты, мы не должны принимать этих так называемых обманщиков за Бога, это глупо. Здесь описаны качества Бога, природа Его явления, нужно попытаться понять, Кто такой Бог, нельзя бездумно принимать кого-либо за аватару Бога, нет, это путь в никуда.
Дальше
Из зала: В этом стихе Господь также говорит о Своей пракрити, или форме. Слово пракрти может переводиться как «природа» или как «собственная форма» (сварупа). Господь говорит, что Он приходит в материальный мир в собственном теле. Он не меняет тела, как это делает обыкновенное живое существо. В этой жизни у обусловленной души одно тело, а в следующей-другое.
Да, сейчас у нас человеческое тело, в следующей жизни мы можем получить тело полубога или возможно тело кошки, тело собаки. Тело меняется, но с Кришной совсем не так, «авьяятма», в этом разница.
Продолжай.

00:32:58 Из зала: В материальном мире у живого существа нет постоянного тела: ему приходится переселяться из одного тела в другое. Но Господь не подвержен этому. Всякий раз, когда Он появляется в материальном мире, Он приходит в своем изначальном облике и делает это силой Своей внутренней энергии. Иначе говоря, Кришна появляется в материальном мире в Своем изначальном вечном облике с двумя руками, в которых Он держит флейту. Он появляется в Своем вечном теле, не оскверненном материей. Но, хотя Господь нисходит в материальный мир в духовном теле и является повелителем вселенной, на первый взгляд может показаться…

00:33:35 Как могут гуны материальной природу осквернить Его? Кришна говорит [санскрит] если кто-то предается Кришне, майя перестает влиять на него. Как может Кришна попасть под влияние майи, если даже преданный Кришны свободен от её влияния, это глупость. Те, кто говорят, что Кришна тоже воплощается в материальном теле, ошибаются. Также нужно помнить, что Кришне принадлежат и материальные и духовные энергии, поэтому хотя может казаться, что Он воплощается в материальном теле, Его «материальное» тело не действует, как материальное. Он может превращать материю в дух и дух в материю, ибо Он повелитель, Ишвара, Он может менять. Например, электрик может превратить холодильник в нагреватель, а нагреватель в холодильник, пользуясь той же энергией-электричеством. Он владеет искусством этого превращения, но мы на это не способны. В этом отличие Кришны от нас.
Далее.

00:35:09 Из зала: Хотя Он рождается совсем как обыкновенное существо, и хотя тело Господа Кришны, в отличии от материального тела, не подвержено изменениям, кажется, будто Он растет: из ребенка превращается в подростка, а затем-в юношу. Но, что самое удивительное, Он всегда остается молодым. К тому времени, когда произошла битва на Курукшетре, у Кришны было уже было много внуков, иначе говоря, по материальным меркам Он находился в преклонном возрасте. Тем не менее Он выглядел молодым человеком двадцати-двадцати пяти лет. Мы никогда не увидим изображение Кришны в старости, потому что, в отличии от нас, Он никогда не стареет, хотя и является самым старым во всём творении и во все времена-в прошлом, настоящем и будущем. Его тело и разум не стареют и не меняются. Отсюда ясно, почему, даже приходя в материальный мир, Господь остается нерожденным и почему Его разум и вечное трансцендентное тело, исполненное блаженства и знания, называются нетленными. Явление Господа и Его уход подобны движению солнца, которое встает, проходит над нами, а затем исчезает из виду. Когда солнце исчезает, мы думаем, что оно село, а когда оно вновь появляется у нас перед глазами, мы говорим, что солнце взошло над горизонтом.

00:36:29 Кришна не появляется и не исчезает, меняется наше зрительное восприятие. Например, мы смотрим в окно и видим, как скачет лошадь. Когда лошадь появляется в окне, мы можем её видеть, но когда она пробегает мимо и исчезает из поля нашего зрения, мы думаем, что лошадь перестала существовать, но она продолжает бежать. Мы должны помнить об этом примере. Кришну называют «нитья лилой», Он рождается, участвует в сражении на Курукшетре, танцует с гопи, это происходит вечно, в какой-либо из бесчисленных вселенных. Это можно сравнить с переменой времени, сейчас на часах девять часов, сейчас девять часов вечера, но где-то в другой части света сейчас девять утра. То же происходит с лилой Кришны. Лила Кришны происходит одновременно в разных местах, поэтому Его лила называется «нитья лилой». «Нитья» значит вечная, она не меняется.
Продолжай.

00:37:46 Из зала: На самом деле солнце всегда остается на небе, а поскольку наши органы чувств несовершенны, мы считаем, будто оно то появляется, то исчезает. Явление Господа Кришны и Его уход не похожи на рождение и смерть обыкновенного существа: благодаря могуществу Его внутренней энергии Он всегда остается вечным, исполненным блаженства и знания, и Его не может коснуться материальная скверна. В «Ведах» тоже сказано, что, хотя Верховный Господь не рожденный, кажется, будто Он рождается, появляясь в разных обликах. В писаниях говорится, что даже, казалось бы, рождаясь в материальном мире, Господь не меняет тела. Из Бхагаватам мы узнаем, что Он предстал перед Своей матерью в образе четырехрукого Нараяны, украшенной всеми шестью совершенствами. Приходя в материальный мир в Своем изначальном, вечном облике, Верховный Господь являет живым существам свою беспричинную милость: благодаря чему они могут сосредоточить свой мысленный взор на истинном образе.

00:38:43 Согласно словарю «Вишва-коша», слово «майя» или атма-майя, может указывать на беспричинную милость Господа. Господь помнит все Свои предыдущие явления и уходы, а обыкновенное существо, получив новое тело, сразу же забывает о том, что происходило с ним в предыдущей жизни. Господь является повелителем всех живых существ, ибо, приходя на землю, Он совершает чудесные, сверхчеловеческие деяния. Итак, Господь всегда остается неизменной Абсолютной Истиной-между Его телом и Им Самим нет никакой разницы. Тогда может возникнуть вопрос: почему Господь появляется в этом мире, а затем покидает его? Ответ на этот вопрос дается в следующем стихе.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 18 August 2021
транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 19 August 2021