Плоды нашей деятельности принадлежат Кришне

Бомбей - 09 апреля 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:28:18 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 145 | скачано: 120 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 4, текст 20, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 09 апреля 1974 года в Бомбее, Индия.

00:00:14 Перевод: «Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук».

00:00:40 Прежде всего я переведу это на хинди, затем я буду говорить по- английски. Это очень трудная задача, все ожидают получить какие-то блага для себя, какую выгоду мне принесет этот бизнес, такова наша болезнь, каждого из нас. Все люди в этом мире не покладая рук, трудятся, чтобы добыть средства к существованию. И при этом подсчитывают, сегодня я заработал столько-то, а столько-то заработаю завтра. Так я смогу день от дня увеличивать размеры своего банковского счета. Об этом очень хорошо сказано в 16 главе Бхагавад Гиты.

00:01:48 Асура джана, найди эту страницу в 16 главе, асура джана, продолжает говорить на хинди. Асурик значит непреданные, атеисты,какая страница? На какой странице? 731. Итак, в 16 главе говорится о том, чем атеист отличается от теиста, человека, сознающего Бога. Там сказано, Кришна объясняет, что все люди локи, в любом месте, на любой планете делятся на два класса, некоторые планеты заселены асурами, эти планеты называются Асура локами. В другом месте сказано, кто такие асуры, а кто такие дэвы. Существует целый сонм полубогов, те, кто поклоняется полубогам, тоже демоны. Только Вишну бхакту бавэд дайва, Вишну бхакта, это преданный Верховного Господа, Личности Бога, дайва.

00:03:41 Это мантра из Риг-Веды. Сурайя и асурайя. Сурайя, дэйва, полубоги поклоняются только тад Вишну парамам падам, Верховной Личности Бога. Асура- это полная противоположность полубогу. Иными словами, асуров не интересует поклонение Вишну, они не знают, что высшая цель жизни - достижение Вишну, Господа Вишну, Верховной Личности Бога. Асуры действуют ради кармических плодов, они тоже трудятся, но ожидают насладиться результатами своего труда. Этот выбор есть у каждого. Каждый вправе действовать на свою ответственность и наслаждаться или страдать.

00:04:58 Например, государство предоставляет свободу каждому гражданину, вы можете действовать, как вам хочется, однако нарушители закона будут наказаны, этого не избежать. Вам предоставили свободу, действуйте, как считаете нужным, но, если вы нарушаете законы страны, то подлежите наказанию, как преступник. Тот же самый принцип действует в царстве Бога. Нам дана некоторая свобода, свобода выбора, ибо мы неотъемлемые частицы Бога. Кришна говорит: «все эти живые существа Мои мельчайшие частицы, малые частицы Моего тела». К примеру, сын является частью тела отца, точно также мы неотделимые частицы трансцендентного тела Кришны. Таково наше истинное духовное положение.

00:06:18 Поскольку Кришна свободен в абсолютном смысле, мы тоже наделены свободой в незначительной степени, таково наше положение. Если мы правильно воспользуемся этой свободой, то станем счастливыми, если же мы злоупотребим ее, то будем несчастными, но свобода у нас есть. Кришна говорит, Он просит Арджуну, «просто предайся Мне», Он всемогущий, Он может заставить любого предаться Ему, но Он не делает этого, Он не хочет этого, Он предоставляет свободу. Так как Кришна предоставил вам некоторую свободу, Он не хочет ее ущемлять.

00:07:17 Зачем нам Кришна дает свободу? Такова природа Кришна. Кришна говорит Арджуне: «теперь Я рассказал тебе всю Бхагавад Гиту, что же ты решил? Ты можешь поступать, как пожелаешь». Он спросил у Арджуны, потому что тот решил «я не буду сражаться, я не хочу убивать своих братьев, племянников, учителей и деда. Прости меня, Кришна, но я отказываюсь от битвы». Поэтому Кришна преподал ему целую науку в форме Бхагавад Гиты и после Он спросил: «итак, каково же твое решение? Ты можешь поступать, как считаешь нужным, ты можешь отклонить Моё предложение, а можешь принять». Это свобода.

00:08:21 И тогда Арджуна сказал: «да, каришйе, вачанам тава, я приму Твое предложение». Это сознание Кришны. Кришна даёт наставление каждому, в этом состоит предназначение жизни, постепенно прийти к сознанию Кришны. Кришна будет рассказывать обо всем этом, как действовать так, чтобы постепенно достичь сознания Кришны. Дело в том, что сознание Кришны — это наше изначальное сознание, сейчас оно осквернено. К примеру, изначально дождевая вода кристально чиста, но как только она падает на землю, то сразу же становится грязной. Вот и мы, как души чисты, мы чисты, как Сам Кришна.

00:09:17 В десятой главе Кришна объяснял павитрам парамам бхавам, Кришна парам павитрам, абсолютно чист и будучи Его неотъемлемыми частицами, мы тоже чисты, такова природа нашего истинного «я», мы чисты, но, соприкоснувшись с материей, мы осквернились. Подобно тому, как чистая дождевая вода при соприкосновении с поверхностью земли, становится грязной, поэтому мы видим, что реки полны грязной воды, а вода не грязна, она лишь кажется грязной, ибо смешалась с землей. Мы падаем, когда отрицаем верховное положение Кришны и пытаемся подражать Ему. Почему Кришна должен быть наслаждающимся? Мы тоже будем наслаждаться.

00:10:31 Почему только Кришна участвовал в танце раса? Мы тоже будем в нем участвовать. Почему Кришна женился на 16000 женщин? У нас будет по меньшей мере 16 жен. Когда в нас возникает такой дух соперничества, мы падаем. Кришна дает нам шанс: «хорошо, ты тоже можешь, ты тоже можешь танцевать в отеле, на балу и запутаться». Человек не знает, что такое танец раса и поэтому подражает ему, танцуя на балу. Всё, что происходит в материальном мире, лишь имитация деяний Кришны. Веданта сутра говорит, всё, что мы наблюдаем здесь, берет свое начало из того источника, но здесь всё осквернено.

00:11:35 Здесь мы соприкасаемся с тремя материальными качествами: добродетелью, страстью и невежеством. Например, из большого костра вылетает искры, это естественно. Кришна- это костер, а мы- крошечные искры. Иногда искры вылетают из костра и фьють, фьють, падают на землю. Упав на сухую траву, искры вызывают огонь. Если они падают на землю, то какое-то время тлеют, однако, если они упадут в воду, то гаснут тотчас же. Точно также, когда искры наших душ выпадают из костра Кришны, то в том случае, если мы соприкасаемся с качеством добродетели, мы сохраняем в себе часть сознания Кришны.

00:12:50 Примером тому является брахманы. Брахманы наделены такими качествами, как [не понятно]. Упав на землю, мы иногда сохраняем себе качества огня, это страсть. Есть три качества: добродетель, страсть, невежество. Если же мы впадаем в невежество, то подобно искре, упавшей в воду, мы гаснем, лишенные сознания Кришны. Это наш конец. Но всё можно восстановить. Об этом говорится в Према виварте, те, кто в материальном мире пытаются снова подняться, вернуться домой к Богу, есть разные пути, карма, гьяна, йога, Кришна говорит о карме. Он рассказывает о том, как при помощи кармы, деятельности возродить своё изначальное сознание.

00:14:13 Под влиянием этой изначальной болезни, даже те, кто достиг высокой духовной ступени, тоже называют себя богом, они говорят: «я- Бог», это тот же дух соперничества с Кришной. Майя не спит, зачем тебе поклоняться Кришне, ты сам Бог. О, да, я Бог. Это последняя ловушка майи. Поэтому таких людей называют майявади. Никто не может стать Кришной. Всё, что мы наблюдаем здесь, никто не может быть равным Кришне, никто не может превзойти Его. Что же значит Бог? Если столько мошенников объявляют себя Богом, то в чем тогда смысл личности Бога? Это последняя ловушка майи. Если человек пытается стать Богом, это невозможно.

00:15:17 Так поступают асуры. Кришна ждет от вас предания, сарва дхарман. В погоне за счастьем, вы придумали столько всего в этом материальном мире. Всё это глупо, вы никогда не станете счастливыми. Кришна любит вас и потому говорит сарва дхарман притиджа, но майя не дремлет: «нет, зачем? Стань Кришной сам, стань Богом». Так рассуждают асуры, это асурья бхава. Очень трудно отказаться от асурья бхавы. Асурам бхавам постоянно заставляет человека предаваться греху, душкритина, и мудха, считать себя Богом безосновательно, поэтому такие люди мудхи, такова их отличительная черта.

00:16:29 Большие мудхи. Маленький мудха тяжело трудится лишь ради того, чтобы стать счастливым, а большой мудха желает стать Богом. Маленький мудха желает стать министром или президентом, а большой мудха хочет стать Богом. Болезнь одна и та же: «я стану самым могущественным». Это невозможно. Поэтому большие мудхи лишь воображают: «теперь благодаря медитации или мистическим фокусам, я достиг освобождения». Бхагаватам называет таких людей вимукта манина. Они питают иллюзии о том, что достигли освобождения, стали Нараяной. Как можете вы стать Нараяной? Шастра гласит Нараяна дэвам.

00:17:45 Даже Шанкарачарья говорит: Нараяна авьятат пара, Нараяна запределен этому миру, Он не имеет с материальным миром нечего общего. А также говорит и вайшнавы. Господь Брахма и Господь Шива являются полубогами материального мира, и если, вы приравниваете Нараяну даже к Брахме и Рудре - Господу Шиве, или Господу Брахме, они очень возвышенны, он великие полубоги, Господь Шива практически равен Нараяне. В Нараяне проявлены 95% всех совершенств Бога, а в Господе Шивы 85%, в Кришне же- все 100%. Такой анализ приводит писание. Самат твена, равный, если человек рассуждает: «что ж, Господь Шива тоже Нараяна, и Господь Брахма - Нараяна, и Богиня Кали». Это майавада.

00:19:03 Дело в том, что философия майавады гласит: Абсолютная Истина безлична. Такова вершина понимания, говорят они. Поскольку мы не способны думать о безличном, медитировать на него, давайте же вообразим какую-нибудь форму. Философы майавади говорят о калпане, просто представьте себе любую форму. По этой причине они главным образом рекомендуют поклоняться пяти образам, пяти формам: Сурье - Богу Солнца, Ганеше, Дурге, и Господу Шиве, среди них есть и Вишну. Они тоже Ему поклоняются, но их понимание Вишну отличается от такового у вайшнавов. Их Вишну воображаемый, а для вайшнавов Вишну реален. Кришна реален. Майавади те же мудхи. Почему?

00:20:22 Потому что, видя, что Господь приходит в образе человека, они говорят: «это майя, безличный Брахман воплотился в теле, созданном из майи». Такова философия майавады. Но, в действительности Кришна не воплощается, Кришна говорит [не понятно], Он повелевает майей, как же Он может подчиняться ей? Нет. Философия вайшнавов- это совершенная философия, соответствующая шастре и Ведам, это подтверждают все ачарьи. Мы должны ей следовать, тогда наша жизнь будет успешной. И Кришна учит нас искусству деятельности. Здесь Он говорит: [не понятно] карма бхава, кто готов действовать?

00:21:31 Предположим, вы занимаетесь бизнесом и ожидаете получить с этого один лакхи рупий дохода и вот приходит прибыль. Если вы скажете: «что ж в Бхагавад Гите сказано, тьяктва карма бхала, следует отказаться». Вы готовы к этому? Нет. «Я заработал эти деньги таким тяжелым трудом, почему я должен отказываться от них». Но здесь говорится: «тьяктва карма бхала». Если я скажу об этом обычным людям, карми, вы заработали лакхи рупий, но вам не позволят их получить, у них тут же пропадет стимул к деятельности. Это происходит в коммунистических странах, там занимают людей трудом, но плодов им не дают, плоды забирает правительство.

00:22:34 Поэтому люди не горят желанием работать. Я был в одной коммунистической стране, люди не проявляют интерес к работе. До тех пор, пока у человека не появится возможность удовлетворить личные интересы, никакая работа не будет его привлекать, «зачем мне так тяжело работать?», подумает он. И это естественно. Но здесь сказано: «тьяктва карма бхала». В чем разница между философией коммунистов и вайшнавской философии? Коммунисты тоже говорят, что каждый человек должен трудиться, не ожидая плодов, плоды принадлежат правительству. Что же говорят по этому поводу шастры вайшнавов? То же, что и коммунисты? Нет. Об этом будет рассказываться далее, каришья…
[обрыв записи].

00:23:30 В том смысле, что тьяктва карма бхала, вы должны отдавать плоды Кришне, вот, что значит тьяктва карма бхала. Что касается преданных, то они не берут плодов своего труда и тем не менее испытывают глубокое удовлетворение, нитья тритва. Карми напротив не удовлетворены: «я так тяжело работал, а теперь мне приходится отдавать добытое тяжелым трудом?» Его это очень расстраивает. Однако, кто становиться нитья тритва? Работать и при этом не брать плодов своего труда, оставаясь всегда довольным. Нитья тритва.

00:24:18 Это преданный. Вы увидите, что эти юноши из Америки, Европы, некоторые из них из Индии, они трудятся днем и ночью, они тоже зарабатывают деньги, они принимают людей в пожизненные члены, продают книги, через них проходит много денег, но они не берут себе ни пайсы, они всё отдают Кришне и тем не менее, они счастливы. Это тьяктва карма бхала асангам. Асанга значит «без привязанности». Все собранные деньги они отдают мне, у меня очень большие расходы. Тьяктва карма бхала асангам нитья трипта, при этом они испытывают глубокое удовлетворение. «Я собрал столько денег для Кришны», они черпают в этом удовлетворение. Не ожидайте никакой выгоды, никаких дивидендов.

00:25:31 Как только человек начинает получать дивиденды, его деятельность становится материальной, и он запутывается. Если же он не ожидает дивидендов, он чистый преданный. В этом разница. Гьяна кармади навритам, это карма бхава. Преданный не желает карма бхавы, поэтому трясина материальной деятельности его не затягивает, он не желает, поэтому говорится, хотя он занят деятельностью, со стороны это может походить на карму. Карма и бхакти выглядят одинаковыми, но различие в том, что бхакта посвящает плоды своего труда Кришне, а карми - себе, в этом разница. Хотя он трудится день и ночь, тем не менее, он нечего не делает.

00:26:42 Иными словами, он действует, но не запутывается в последствиях своих действий. Дело в том, что всякая карма приносит карма бхалу, но тот, кто трудиться только для Кришны, не навлекает на себя никаких последствий. Об этом также говорилось во второй главе. Если ваша деятельность не направлена на Кришну, вы увязните в последствиях своей деятельности. Но действуя ради Кришны, вы минуете этой участи, ваша деятельность станет преданностью. Каждый ваш поступок будет выражением преданности. А преданность свидетельствует о вашем духовном продвижении. Деятельность, совершаемая, как преданное служение, без ожидания каких-либо плодов для собственного наслаждения, соответствует уровню освобождения.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 17 января 2022