Философия Сознания Кришны вечна

Бомбей - 31 March 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:28:26 | качество: mp3 128kB/s 26 Mb | прослушано: 366 | скачано: 197 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 4, текст 11, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 31 марта 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всём следует Моим путем, о сын Притхи».

00:00:44 Все ищут Кришну прямо или косвенно. Кришна значит Всепривлекающий, Он привлекает всех. Бхагаван-это привлекающая всех Верховная Личность Бога. Все прямо или косвенно ищут Всепривлекающего Кришну «ананда майя бхиасат», Верховное блаженство. Мы можем привести пример: мы заботимся о своем теле, мы хотим, чтобы оно было здоровым, красивым, ухоженным. Зачем? Почему мы заботимся о теле? Потому что я-душа, неотъемлемая часть Кришны, я живу в этом теле, поэтому я забочусь о нем. Никто не заботится о мертвом теле, это факт. Я забочусь либо о своем теле, либо о телах членах своей семьи, жены или детей. Почему? Потому что в моем теле живёт неотъемлемая частичка Кришны, там находится душа. Как только душа, это неотъемлемая частица покидает тело, тело утрачивает всякую ценность, его выбрасывают. Это подтверждается практическим опытом, поэтому я дорожу своим телом, ибо в нём находится неотъемлемая часть Кришны. Вы дорожите своим телом, а я своим по одной только причине: там пребывает неотъемлемая часть Кришны. Мы дорожим этой частицей, ибо она частица Кришны, поэтому в конечном итоге моя любовь направлена на Кришну-Всепривлекающего.

00:03:08 Итак, все ищут счастья, но не знают, где его искать. Все пытаются найти Кришну, но пребывают в заблуждении. К Кришне можно обратиться напрямую, но мы этого не хотим, мы делаем это косвенно. Но косвенно или прямо, все ищут Кришну. В Шримад Бхагаватам сказано [санскрит], Абсолютная Истина-это «татва». О «Татве» может говорить только тот, кто всецело познал ее, «татва» значит Истина. [Санскрит], что говорят знающие Абсолютную Истину? Абсолютное знание выше двойственности «атвайям». Что это? Брахман, Параматма и Бхагаван. Разные люди со своего угла зрения по-разному описывают Абсолютную Истину, однако объект один и тот же. Есть разные религиозные традиции, но объектом является Кришна. Одни традиции открыто говорят о Кришне, другие описывают Его в косвенных терминах представляя Его, например, как безличного Брахмана.

00:05:07 Гьяни, постигающие Абсолютную Истину путем умозрительных рассуждений, стремятся нивелировать многообразие материального мира. К этой категории относятся «шунья вади» - последователи философии Будды. Столкнувшись в этом исполненном многообразии материальном мире с полным разочарованием, они стремятся к чему-то противоположному и этой противоположностью становится философия пустоты - «шуньявада». Продвигаясь в своем поиске истины, приверженцы этой школы приходят к философии «брахмавады»-отрицающей многообразие, но признающие только свет, сияние брахмаджйоти. Это уровень постижения Брахмана. Что же касается йогов, то они постигают локализованный аспект Абсолютной Истины-Параматму, при помощи медитации. В конечном счете человек познает Бхагавана-Верховную Личность Бога.

00:06:31 Например, люди видят солнечный свет, но все знают, по крайней мере ученым известно, что источником солнечного сияния является солнце. Если бы у вас была возможность отправиться на солнце, вы бы увидели, что оно собой представляет на самом деле. Если вы пойдете ещё дальше и проникните внутрь солнца, то увидите там Бога Солнца. Его имя упоминается в Бхагавад Гите - Вивасван. В начале этой главы, 4 главы, Кришна сказал внутри солнца находится личность, повелевающая этой планетой, божество по имени Вивасван. Но, чтобы попасть на солнце, у вас должны быть необходимые качества. Солнце существует, это не выдумка, мы видим его каждый день, но мы не способны отправиться туда, нет и у нас возможности проникнуть внутрь, это не осуществимо. Ни Кришна, ни Его Кришна-лока не являются иллюзией, нет, это не иллюзия, это реальность.

00:08:06 В ведических писаниях мы находим планету, именуемую Голокой Вриндавана, обитель Кришны. «Ниджа тхамни», значит личная обитель. Кришна-Личность, Бог-личность. Например, губернатор является личностью и у него есть своя резиденция, правительственный дом. Так и у Верховного Господа. Он-Личность и у Него есть Своя обитель. Об этом сказано в Брахма-самхите. У нас есть картина, изображающая Голоку Вриндавана, её нарисовали в максимальном соответствии с представленными нами описаниями шастр. Голока Вриндавана описана в Брахма-самхите. У Говинды есть Своя обитель-Голока Намни, Его обитель называется Голокой Вриндавана, Голока Намни. «Ниджа тхамни»-это Его Личная обитель, хотя любая «дхама», каждая планета, все во Вселенной, во всём творении является «дхамой» Кришны, обителью Бога.

00:10:07 Он Владелец всего, все является собственностью Кришны, Верховного Господа. Это сознание Кришны. Все принадлежит Кришне, мы должны осознать эту истину, так предписывают Веды. Проблемы исходят от нас, ибо мы забыли об истинном собственнике. Мы пытаемся стать хозяевами индивидуально и коллективно. Это Индия, это наша Индия, это Америка, наша Америка, это наша Германия. Не наша, всё это принадлежит Кришне и это сознание Кришны. Все принадлежит Кришне и у каждого есть право. Дело в том, что каждый является сыном Кришны. В Бхагавад Гите Кришна говорит, как у сыновей есть право наслаждаться собственностью отца, так и у нас-живых существ, не только людей, но и у деревьев, растений, животных, у всех живых существ «сарваюнишу» есть право жить за счет Кришны, ибо мы все сыновья Бога, Кришны и Он кормит всех. Каждому выделена своя доля, об этом говорят писания, но зачем все так устроено? Люди не знают об этом. Это сделано, потому что «мама вартманувартанте манушйах партха».

00:12:14 Конечно, это прежде всего относится к «манушйах», только человек может развить сознание Бога, не животное. Поэтому, здесь в частности упоминается «мама вартманувартанте манушйах сарвашах», «все пытаются достичь Меня», говорит Кришна», но разными путями», в соответствии со своими способностями. Одни пытаются достичь сияния Брахмана, другие постичь Параматму в сердце каждого живого существа, а третьи-познать Личность Верховного Господа и достичь Его. Вайшнавизм-это прямой путь. Кришна говорит: «если вы идете прямым путем, например, если вы достигните солнца или встретите Божество солнца-Вивасвана, то вы одновременно узнаете, что такое солнечный свет и что такое планета Солнце. Аналогично, если вы сможете осознать Самого Кришну, то аспекты Брахмана и локализованной Параматмы откроются вам сами собой. «Брахмано пратиштха», говорит Кришна. Что есть Брахман?

00:13:57 Солнечный свет существует благодаря солнцу и хотя сияние солнца простирается на огромные расстояния и освещает всю вселенную, его источник-солнце. Точно также, как бы велико не было сияние Брахмана, оно лишь свет, исходящий из тела Кришны, об этом мы узнаем из Брахма-самхиты. На самом деле, пытаетесь ли вы познать безличный Брахман или идете путем йоги, постигая Параматму или вы хотите осознать непосредственно Верховную Личность Бога, всё это пути познания одной Абсолютной Истины, постигаемой с разных точек зрения. Поэтому Кришна говорит «йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджами ахам».

00:15:12 Если вы хотите познать одно лишь сияние Брахмана, хорошо, вы можете это сделать. Если вы хотите путем йоги, медитации осознать Параматму, хорошо, Кришна одобряет и это. Если же вы желаете постичь Верховную Личность Бога и обрести близкие отношения с Ним, играть с Ним, как пастушок, танцевать с Ним, как гопи и заботится о Нем, как о сыне, как это делает Яшода мата, это тоже возможно. Кришна открыт каждому, и вы можете обратится к Кришне в любом Его аспекте: Брахмана, Параматмы или Бхагавана- Верховной Личности Бога. Вам самим решать, какое из проявлений Господа больше привлекает вас, это зависит от вас, но Кришна готов принять вас в любом Своем образе, какой вам больше нравится.

00:16:22 Итак, Брахман, Параматма и Бхагаван-это одна истина, но различающаяся в зависимости от осознания. Например, издали вы видите большую гору, она кажется вам размытым облаком. Подходя ближе, вы обнаруживаете на ней что-то зеленое. Если же вы взойдете на саму гору, то найдете там огромное разнообразие: дома, деревья, людей, животных. Тоже самое можно сказать про духовный мир. Например, Господь Будда в своих проповедях не шел дальше отрицания материального мира «шуньявады», это факт. В одном из предыдущих стихов говорилось, если вы привязаны к многообразию материального мира, вам не войти в полный многообразия духовный мир. Кришна так добр. Если в вас живёт даже слабое желание наслаждаться материальным миром, вам придется остаться здесь и в соответствии со своей кармой, вы родитесь либо Господом Брахмой, либо крошечным муравьем. Когда же вы полностью освободитесь от материальных привязанностей, тогда вы достигните духовного мира.

00:18:04 Смысл нирваны, о которой говорит философия Будды «шуньявада» и выражение «витарага» один и тот же, вы должны обрести не привязанность, свести материальные наслаждения к нулю. Формула «бхакти»-это тоже [санскрит], очищение сердца от всех материальных желаний, тогда начнется духовная жизнь, таков путь. Если вы искусственно хотите превратить разнообразие материального мира в нирвану, в нуль, как это предлагает философия Будды или шанкары, это невозможно. «Авьякта» значит ноль, нечто безличное. Даже, если вы стремитесь все обезличить, у вас нечего не получится, потому что, как живые существа, мы хотим разнообразия. Разнообразие-мать наслаждения. Мы не можем оставаться нулем. У вас есть опыт, например, когда вы летите на самолете, через несколько часов, через 4-5 часов, вам это смертельно надоедает, вы хотите на землю, вы проходили через это.

00:19:40 Так как в небе нечего нет, мы не можем там оставаться более 4, 5, 6 часов, мы должны спуститься на землю. Тоже самое можно сказать про море. Нам всё это знакомо. Если вы пробудите в море 3-4 дня, ему нет конца и края. Свое первое путешествие в Америку я совершил на корабле, я плыл 35 дней, через 4-5 дней я не мог уже смотреть на море, ничто не доставляло нам столько облегчения, как вид какого-нибудь острова, понимаете? Философия «шуньявады» не принесет вам счастья. Предположим, вы путешествуете в открытом космосе, в «шунье», радость придет к вам только тогда, когда вы достигните луны или какой-нибудь другой планеты, тогда только вы станете счастливы. Если же вы не достигните никакой планеты, то вам придется вновь вернуться на землю. Так и философия «шуньявады» не сделает вас счастливым, поэтому в Шримад Бхагаватам сказано, здесь Кришну называют «Аравиндакшей», потому что Его глаза подобны лепесткам лотоса. Мой дорогой Аравиндакша, лотосоокий Кришна, те, кто считают, что достигли освобождения и стали Нараяной, только думают так, «манина», значит воображать. Они не знают о лотосах Твоих стоп, о Тебе, они не признают Тебя, как Личность, их разум не чист, «авишудха», он все ещё не чист, так как они, так и не сумели понять Абсолютную Истину.

00:22:10 Что представляет собой полное знание об Абсолютной Истине? Вы должны знать Брамети, Параматмети, Бхагаванети, вы должны знать эти три Истины, только в этом случае ваше знание можно называть полным. Так предписывают Веды. Постигнув Кришну, Верховную Личность Бога, вы познаете и Брахман и Параматму. Если же ваше понимание не идет дальше Брахмана или Параматмы, вы не постигли Кришну, поэтому сказано «авишудха будхайя», разум ещё не чист. Подвергая себя суровым аскетическим подвигам, философы достигают сияния Брахмана, «парам патантья тха», но они вновь падают. Приведу уже знакомый пример: вы можете подняться очень высоко, например, в наши дни люди пытаются долететь до Луны или Венеры, мы не знаем, летали они туда или нет, но мы слышим об этом из средств массовой информации. Но так как они не находят там никакого прибежища, они возвращаются.

00:23:35 Поскольку философия имперсонализма не дает им прибежища у лотосных стоп Кришны, они вновь возвращаются в этот материальный мир, поэтому вы заметите, что столько великих Свами сначала отрекаются от этого мира [санскрит], они говорят этот мир «митхья», давайте обретем Брахман, давайте станем Брахманом, но затем, просуществовав несколько дней в так называемом Брахмане, они вновь возвращаются в мир, чтобы открывать больницы, школы. Они не смогли найти для себя никакой деятельности, а так как делать что-то надо, они находят себе занятие, открывают больницы, благотворительные фонды. Пока вы не обретете прибежища у лотосных стоп Кришны, вас будет привлекать материальная деятельность. Если же вас привлекают лотосы стоп Кришны, тогда «витарага бхаяршока». «Мам упашрита», когда вы находите прибежище у лотосных стоп Кришны, вы становитесь «витарага бхая кродха», избавляетесь от привязанности, страха и гнева. В противном случае, вас снова привлечет материальный мир, поэтому философия «шуньявады» искусственна.

00:25:03 Возможно в ней возникает необходимость в определенный период, например, Господь Будда проповедовал свою философию «шуньявады», философию нирваны, потому что на тот момент в этом была необходимость, это не вечная философия. Любая философия, за исключением философии Кришны не вечна, ничто не вечно, все эти идеи временны, их предназначение временно, но философия Кришны приносит вечное благо. Люди могут задать вопрос, Господа Будду признают аватарой Господа Кришны, тогда почему Он проповедовал атеистическую философию? Он проповедовал, что Бога нет, «шуньявада», однако в то время это было необходимо. Почему? Это объясняет Джиатема Госвами, в то время под предлогом совершения ягьи, люди в массовом количестве убивали животных. В Ведах содержится предписание по закланию «пашу» животного во время совершения некоторых ягьи, не всех, это относится к тамасика ягье. Так или иначе, Веды дают такие указания.

00:26:44 Когда Господь Будда начал проповедь ненасилия «ахимса парамодхармам», ведические ученые обратились к Нему, как можешь Ты проповедовать ахимсу, ведь Веды разрешают [санскрит], как можешь Ты это отменять? И тогда Господь Будда сказал: «ваши Веды Меня не интересуют», поэтому Будду считают атеистом. Того, кого не интересуют Веды, технически называют атеистом. «Настика» значит атеист. Затем пришел Шанкарачарья, чего Он хотел? Дело в том, что из-за проповеди Господа Будды, вся Индия обратилась в буддизм и Шанкарачарья хотел вернуть авторитет Вед, их философии имели временное значение, Господь Будда и Шанкарачарья приходили ради определенных целей. Дело в том, что люди настолько погрязли в насилии, убивая животных, что философия Будды была просто необходима. Затем она была вытеснена и её место заняла доктрина имперсонализма «шанкары».

00:28:02 После «шанкары» приходили другие ачарьи Рамануджа ачарья, Мадхавачарья и другие учителя Вайшнавизм. В конце концов пришел Чайтанья Махапрабху и все они установили, что «брахмасатьим», то есть все три аспекта Абсолютной Истины, такова эволюция философии. Кришна обобщает эту тему здесь в одной строчке «мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах». Кукую бы философию вы не исповедовали, философию Будды, Шанкары или вайшнавизм, ваша конечная цель-Кришна.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 15 September 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 27 September 2021