Не оставайтесь во тьме майи

Бомбей - 11 апреля 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:00 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 144 | скачано: 144 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава четвертая, текст 22, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 11 апреля 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявление двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не попадает в рабство их последствий»

00:00:52 В этой четвертой главе Кришна учит искусству деятельности, йадрччха лабха, не будьте жадными, «этот человек миллионер, поэтому я тоже должен стать миллионером», соперничество, конкуренция — это материальная болезнь. Сейчас между капиталистами и коммунистами происходит соперничество. Коммунисты [не понятно] класс рабочих считают, чего ради вся прибыль должна доставаться капиталистам, она должна доставаться нам, ведь мы движим промышленностью, доходы должны разделяться между нами, почему всё достается капиталисту? Но это не решение, это решение в духе «из огня да в полымя». Либо мир управляется на основе принципа коммунистической философии, либо капиталистической философии, люди всё равно не будут счастливы. Здесь дается формула: все должны довольствоваться той выгодой, которую человек может легко получить, вот и всё, йадрччха лабха.

00:02:20 Не думайте, что у всех будет одинаковая прибыль или выгода. В материальном мире все трудятся, кто-то в час зарабатывает тысячу рупий, а кто-то не может заработать даже на горстку пищи. Тем не менее человек должен быть удовлетворенным. Если мы думаем, вот кто-то зарабатывает тысячу рупий в час, я тоже должен столько же зарабатывать. Нет. Тогда вы никогда не будете счастливы. Будьте счастливы тем, что удается заработать вам, потому что все получают прибыль и терпят убытки в зависимости от своей прошлой кармы. Так предписывают шастры. Один человек начинает с небольших вложений в какое-то дело и через несколько лет он становится мультимиллионером, другой человек пытается идти по карьерной лестнице к процветанию, но не может заработать даже на то, чтобы нормально поесть.

00:03:36 Почему? Пурва джинмарджитам видья, пурва джан, один мальчик успешно сдает экзамены, другой мальчик проваливает. Все пытаются и все должны делать всё, от них зависящее, но человек должен принимать те плоды, которые приходят без излишних усилий, без излишнего напряжения, йадрччха лабха. Вот этого недостает в нынешней цивилизации, не только в настоящее время, поскольку Кришна говорил об этом 5000 лет назад, а до этого Он рассказывал Бхагавад Гиту еще миллионы, триллионы лет назад богу Солнца. Таков путь материальной цивилизации, так уж она устроена эта обусловленная жизнь. Конкуренция, настоящая конкуренция началась тогда, когда мы позавидовали Кришне, вот с этого момента началось настоящее соперничество. Кришна Верховный Наслаждающийся, Кришна говорит бхоктарам ягьям тапасам.

00:04:56 Я недавно объяснял, что, как происходит наше падение, когда мы захотели состязаться с Кришной или стать Кришной, то зависть ичха, сарге, сарге означает творение, материальное творение. Мы пришли в этот материальный мир, мы не принадлежим этому материальному творению, но мы пришли сюда. К примеру, человек не принадлежит тюрьме, но из-за своих действий, он попадает в тюрьму, он становится преступником, и поэтому его садят в тюрьму. Виной тому его собственная деятельность, не думайте, что правительство хочет кого-то заключить в тюрьму, а кто-то должен быть на свободе, это не зависит от желания правительства.
Обрыв записи.

00:06:06 Викарма, греховная деятельность, нонам праматма, из-за того, что мы обезумели от чувственных наслаждений, начиная с обитателей вод или растительных форм жизни, или насекомых, или зверей, мы попали, в конце концов в человеческую форму жизни и происходит постоянное состязание за чувственное наслаждение, но человеческая форма жизни подразумевает разум, поэтому университеты, образование, школы, колледжи предназначены для человеческого общества. В животном обществе нет такого. Также и религия, религия тоже предназначена для человеческого общества, почему? Потому что наша жизнь не предназначена для услаждения чувств, как это делают животные. Несколько раз я объяснял, человеческое тело [не понятно], у всех, у животных тоже есть материальное тело и у нас, у людей тоже тело материальное. Прахлада Махарадж также говорит дурлабхам манушам.

00:07:42 В чем различие между телом животного и человеческим телом? Биологически, вот здесь находится наш друг, мистер Гош, он прекрасно знает об этом. В биологическом смысле нет разницы между человеческим телом и телом животных. Те, кто изучает медицину на биологическом факультете, они исследуют лягушек или морских свинок и видят, что разницы нет в структуре. В чем разница? Разница не в устройстве тела, но в развитии сознания. Разница в этом. Если мы не развиваемся, именно эта возможность есть у человеческой жизни, в человеческой жизни у нас есть возможность развивать сознание Кришны, поэтому шастра говорит, в человеческом общество тело не предназначено для того, чтобы растрачивать свою жизнь на чувственные наслаждения, как это делают кошки и собаки, свиньи.

00:08:58 Не создавайте поросячей цивилизации. В шастры говорят о предупреждении, что такое цивилизация свиней? Это там, где никто не ограничен в пище, можно есть даже экскременты. Свиньи не гнушаются даже экскрементами. Если в человеческом обществе нет никаких ограничений в пище, тогда это общество свиней. Если нет никаких ограничений в сексуальной жизни, это общество свиней, потому что свиньи едят даже экскременты и у них нет никаких запретов на сексуальную жизнь, они могут вступать в связь даже с дочерями, матерью, сестрами, не важно, поэтому говорится конкретно майям деха. Свинья денно и нощно бродит по улицам, ищет экскременты, по ночам тоже они ходят, ищут испражнения, особенно те, кому в деревнях доводилось опорожнять кишечник, знают, что, как только вы сделаете свое дело, как только вы уйдете оттуда, свинья тотчас же подбегает и начинает это поглощать.

00:10:19 Такого рода тяжелый труд направлен лишь на удовлетворении языка и гениталий, присуще только цивилизации свиней. Против этого предупреждает Ришабхадева зачем, каман, значит еда, сон, сексуальная жизнь и защита, это каман, телесные потребности жизни. Как только вы получаете материальное тело, вам приходится есть, в духовном теле нет необходимости есть. Еда необходима для того, чтобы поддерживать материальное тело. Многие святые практически не едят, Рагхунанда Госвами, он жил на Радха-кунде, и он питался раз в два, три дня он съедал немного пахты, чтобы удовлетворить тело. Практически он не ел. Рагхунанда Госвами был сыном очень богатого человека, прибыль его отца составляла 12 лаков рупий в день [не понятно] и он пошел на эту аскезу на Радха-кунде и это правда.

00:11:39 В духовной жизни нет ни еды, ни сна, ни сексуальной жизни, ни защиты, всё это материальные потребности. Материальная потребность есть, как у нас, так и у свиней, и у собак. Так, если мы будем также трудится денно и нощно ради удовлетворения своих чувств, то в чем разница между нами и свиньями, и собаками? Именно это и происходит, мы считаем, что наша цивилизация продвинута, считается, что чем больше у вас возможностей для чувственных наслаждений, тем более вы продвинуты, но природа этого прогресса состоит лишь в удовлетворении тела. Как здесь дается эта формула йадрччха лабха сантушто, в материальной цивилизации это невозможно, пока человек не достиг высокого уровня в духовной жизни, он не сможет стать йадрччха лабха сантушто, у такого человека нет материальных потребностей, так зачем ему состязаться с другими?

00:13:01 Йоги должны довольствоваться лишь тем, что необходимо для поддержания души в теле, они не должны услаждать свои чувства, этого достаточно. Допустим, в движении Сознания Кришны, что мы делаем? Мы даем прасад Кришне, мы раздаем всем, мы не делим людей на тех или иных, мы не называем кого-то даридра нараяной, а кого-то богатым нараяной, мы раздаем прасад каждому нараяне, конечно мы не считаем, что все нараяны, ни в этом наша философия. Нараяна выше, Нараяна не принадлежит материальному миру, так говорил Шанкарачарья. Поэтому, философия, которая считает, что так как Нараяна находится в сердце каждого, Нараяна или Ишвара пребывает в сердце каждого, но это не означает, что все стали Нараяной, это ошибочная философия. Если вы делите людей по этому принципу, то почему только даридра нараяна?

00:14:28 Значит должны быть еще и богатые нараяна, должны быть чага нараяна, матсья нараяна, всякие нараяна. Если у вас есть такое виденье, что так как Нараяна находится в сердце каждого, тогда ко всем необходимо обращаться, как к Нараяне, но так не должно быть, это оскорбление. Если я прировняю какого-то большого человека к какому-то незначительному, заурядному обывателю, это оскорбление. В шастре говорится, мы не можем низводить Нараяну даже до уровня Господа Брахмы, Господа Шивы. Если мы хотим служить бедным людям, то это нормально, это хорошее дело, вы сострадательный человек, мы это тоже делаем, когда мы раздаём прасад, для общего блага, ради блага всех, не только даридра нараяны или богатых нараяна, для всех, это прасад Кришны.

00:15:51 Итак, Йадрччха лабха тот, кто достиг высокого уровня в сознании Кришны, будет счастлив даже, если ему дадут немного Кришны прасада, йадрччха лабха. На самом деле, когда мы раздаем прасад, мы раздаем понемногу пхалавы и все довольны и все принимали, потому что Кришна прасад, они приходят сюда, есть много богатых людей, ну и бедных людей тоже, они приходят сюда, чтобы попробовать немного, горсточку пхалавы, не думайте, что они голодают, но люди понимают, что, если я приму немного прасада Кришны, я получу благо. Маха прасад-пища, остатки пищи Нараяны-Кришны, маха прасады Говинды. Говинда, Кришна, Намо Брахмани, святое Имя, Маха мантру Харе Кришна, а также вайшнавы. Те, кому не хватает благочестия, не могут поверить во всё это.

00:17:31 Установите Кришну у себя дома, этот центр, этот центр сознания Кришны. В чем его цель? Вы тоже можете установить дома божество, вы также можете поклоняться божеству, вы можете совершать киртан дома и также можете читать Бхагавад Гиту дома. Не думайте, что мы все это устроили, организовали для того, чтобы вы приходили сюда, платили что-то, а мы получали бы прибыль. Нет, это образование. Мы учим тому, как довольствоваться тем, чтобы принимать Кришна прасад, трудиться для Кришны, вы тогда почувствуете удовлетворение. Делайте что-то для Кришны, работайте для Кришны, готовьте для Кришны, предлагайте это Кришне, принимайте прасад Кришны, и вы будете чувствовать себя очень счастливым.

00:18:42 И вайшнав никогда не является мацара, мацара [не понятно] приводит описание, материальный мир такой, что даже, если ваш собственный брат становится процветающим человеком, вы будете завидовать ему: «о, мой брат преуспевает, а я не смог». Это естественно, это зависть. Поскольку зависть началась с Кришны, «почему это Кришна должен быть наслаждающимся, я тоже буду наслаждаться», с этого началась зависть. Поскольку вся материальная жизнь наполнена завистью, я завидую тебе, а ты завидуешь мне. На этом вертится материальный мир. Здесь говорится вимацара-отсутствие зависти. Как можно не завидовать, если человек не стал преданным Кришны, он неизбежно будет завидовать, такова природа.

00:19:46 Поэтому Шри Бхагаватам говорит, есть множество религиозных систем, основанных на зависти, так называемые религиозные системы, где перерезают глотки животным. Почему? Если вы такой великодушный, если вы видите повсюду Нараяну, почему вы перерезаете глотки этим козам или коровам, или другим животным? Вы должны быть милостивы и к ним тоже. Но это сострадание не родится в человеке, пока он не стал преданным, вимацара, нирмацара, поэтому так называемая религиозная система, наполненная мацарой, завистью, именуется кайвата дхармой, обманом под именем религии.

00:20:52 Итак, сознание Бога не является религией обмана, это религия великодушных. Движение сознания Кришны-это когда все становятся друзьями друг другу. В противном случае, если человек в сознании Кришны не испытывает таких чувств, чего ради он будет идти на все эти тяготы проповеди сознания Кришны по всему миру? Вимацара. Необходимо понимать, что сознание Кришны настолько прекрасно, что каждый должен наслаждаться этим, каждый должен принять в этом участие. Сознание Кришны означает сознание Бога. Поскольку люди страдают из-за недостатка сознания Бога, это причина страданий. Такова формула. Как только мы забываем о Кришне, тотчас же майя проникает в нас, как например, солнце и тень существуют рука об руку, если вы не остаетесь под солнечным светом, вы оказываетесь в тени, во тьме. Если же вы не хотите находиться во тьме, вы выходите на солнечный свет.

00:22:27 Точно также, если мы не принимаем сознание Кришны, нам придется принять сознание майи. Если же мы не принимаем сознание майи, то нам придется принять сознание Кришны. Они неотрывны друг от друга. Итак, сознание Кришны — значит не оставаться в сознании тьмы [не понятно], к этому призывают Веды, не оставайтесь во тьме. И что такое тьма? Тьма-это отождествление себя с телом. До тех пор, пока вы отождествляете себя с телом, «я тело, я индиец, я американец, я брахман, я кшатрий, я черный, я белый, я толстый, я худой», всё это телесное мировоззрение. До тех пор, пока мы отождествляем себя с телом, мы сайва гокара, го значит корова, кара-осел. Пока мы не освободимся от этих представлений, от идей, что я тело, Веды призывают к этому, поднимитесь на трансцендентный уровень, ахам брахмасми, я не тело, я вечная душа, брахма, это называется положение брахма бхута. Когда человек действительно понимает этот уровень, это называется гьяной, знанием.

00:24:11 В действительности пока человек отождествляет себя с телом, это не гьяна, это моха, иллюзия. Так что пока человек не избавился от этого сознания «я тело», он не сможет довольствоваться тем, что приходит ему без особого труда. Это называется [не понятно], потому что он знает мне нечего не нужно, но поскольку у меня есть тело, я не могу им также пренебрегать, поэтому я должен что-нибудь съесть, я должен заработать, то, что Бог мне пошлет, Бог всем посылает, никто не умирает с голоду, никто не может умереть с голоду, особенно те, кто сознают Кришну, они не могут голодать, об этом не может быть и речи. Даже, если человек не сознает Кришну, он все равно не голодает, потому что Кришна обеспечивает пищей каждого.

00:25:27 Слон не сознает Кришну, но он получает свою пищу, он за один раз съедает целую кучу, Кришна дает ему пищу, поэтому такой проблемы не существует. Бог обеспечивает пищей каждого, птиц, насекомых, обитателей вод, животных, не думайте, что я должен их кормить, если вам приходится их кормить, то постарайтесь дать им Кришна прасад. Так нужно действовать. Если человек становится сознающим Кришну, понимает «я неотделимая часть Кришны», как Кришна говорит в Бхагавад Гите. Мы в действительности неотъемлемые части Кришны и Кришна обеспечивает пищей каждого. Кришна кормит каждого. К примеру, в нашем обществе мы можем на практике в этом убедиться, у нас около ста филиалов и в каждом филиале живут не меньше, чем 25 человек, от 25 до 250, но у нас нет каких-то кладовых. Каждый день мы зависим от Кришны.

00:26:57 Если пища приходит, это называется акаши пади, пища должна падать с неба, это называется акаши пади. Кришна пошлет, если Кришна посылает, мы едим. Но вы удивитесь, нам приходится тратить не меньше 80 000 долларов в месяц, но Кришна посылает всё это. А почему Он не должен посылать? Если Кришна кормит даже слона в лесу, разве Он не накормит тех, кто посвятили Ему свои жизни? Вишва сапална, это называется верой. Необходимо знать, если Кришна обеспечивает пищей слонов в джунглях и муравьев в норке вашей комнаты, что же мы такого сделали, чтобы Он нас не накормил? Это здравый смысл. Это называется [не понятно]. Но человек должен довольствоваться тем, что Кришна дает ему.

00:28:03 Если Кришна дает лучи пури, это тоже хорошо, если Он дает шушка чапати, сухие чапати, то мы тоже довольны., потому что мы зависим от Кришны, мы довольствуемся тем, что дает Кришна, мы никогда не должны быть не удовлетворенными, «о, Кришна сегодня дал мне только шушка чана, сухой горох». Нет, то, что Кришна дает, преданные довольны этим. Никакой зависти, а зачем мне завидовать? Если кто-то питается сытно и вкусно, а я не так питаюсь, зачем мне ему завидовать? Мы должны быть довольными. Кришна дал ему эту пищу. Например, в больнице один больной питается питательной и вкусной пищей, другому пациенту врач приказал: «ты не должен вообще нечего есть», так зачем ему завидовать?

00:29:00 Он должен понимать, что раз врач так прописал, он предписал мне пост, а другому пациенту он наоборот прописал питательную диету, так пожелал врач, он делает это ради лечения. Нас не должно беспокоить то, что [не понятно] он больше наслаждается, никто больше не наслаждается. Человек наслаждается только тем, что Кришна дает ему, это называется [не понятно] Дван дватита и вимацара, такой человек не завидует. Почему он должен завидовать? К примеру, сейчас бедные люди завидуют богатым людям, потому что у них нет сознания Кришны. Так называемые богатые люди, сами питаются сытно и вкусно, но не заботится о бедных людях, это зависть, так пусть они сдохнут, нет, богатые люди должны раздавать прасад, через сознание Кришны бедным людям, а бедные люди не должны завидовать богатым людям, тогда будет счастье и процветание.

00:30:10 Не нужно организовывать политические партии и завидовать, вимацара. Если вы трудитесь для Кришны, успех вам сопутствует или неудача, это желание Кришны. Здесь используется слово аситха, не думайте, что так как вы стали сознавать Кришну, вы всегда будете успешным. Нет, это не имеет значения. Даже, если вы потерпели неудачу, вы должны знать, верить, что без желания Кришны ничто не может произойти. Если вы потерпели неудачу, вы должны понимать, что это желание Кришны, это сознание Кришны. Так пожелал Кришна, поэтому нет повода для депрессии из-за того, что вы потерпели фиаско. Преданный никогда не впадает в депрессию, даже в самых крайних ситуациях своей жизни.

00:31:11 Например, Прахлада Махарадж был вынужден постоянно терпеть нападки со стороны своего отца, но он никогда не завидовал своему отцу. Когда Нрисимха дэв попросил его испросить благословения, тот отказался просить что-либо для себя, но он умолял Господа пролить милость на его отца: «мой дорогой Господь, мой отец позавидовал Тебе, поэтому я прошу Тебя простить его». Представьте себе, это вимацара, он не был противником своего отца. Точно также вайшнав, человек, сознающий Кришну, является вимацара и движение сознания Кришны-это парамуни мацаранам, оно предназначено для парамуни мацара для парамахамс, для не завистливых. Сухридам сарвагутанам, они друзья всех, не какой-то отдельной категории людей, они друзья всех.

00:32:26 Поскольку закон кармы настолько точен, каждое наше действие записывается, но, если вы живете так, живете так означает, живете в сознании Кришны, вимацара, это возможно только, если вы живете в сознании Кришны и тогда все наши действия они не будут связывать нас. В противном случае, любой, даже самый не значительный поступок станет причиной нашего порабощения. Такова материальная жизнь. Если мы всё больше запутываемся, нам придется снова и снова менять тело, одно за другим. Хотя наше тело временно, оно доставляет нам постоянные страдания, мы этого не понимаем, мы думаем, что мы очень счастливы, но в чем ваше счастье? Поэтому Кришна говорит, хотя вы думаете, что благодаря материальному прогрессу вы стали счастливыми, вы должны всегда помнить о джанма, мритью, джара, вьядхи, вам придется умереть. В чем же ваше счастье? Если вы можете сделать так, чтобы не умирать и наслаждаться всем тем, что вы смогли получить, тогда это можно назвать счастьем, но это невозможно, вам придется умереть, поэтому Кришна выделяет эти четыре вида страданий, как самые главные: джанма, мритью, джара, вьядхи, дукха докшана даршанам.

00:34:12 Итак, люди должны довольствоваться любыми условиями жизни, в которую их ставит Кришна, вы должны стремиться прилагать усилия для того, чтобы развивать свое сознание Кришны, [не понятно] это истинная цель жизни. Не нужно конкурировать со своими соседями, отцом, братом и так далее, для того, чтобы зажить поудобнее, не в этом наше предназначение, это призвание кошек и собак. Тогда что же делать? Тапуть дивьям, человеческая жизнь предназначена для тапасьи, это тапасья. Хорошо, Кришна поставил меня в это положение, хорошо, я буду доволен этим. Это называется тапасья. Зачем мне состязаться с другими, я не стану успешным, участвуя в этой конкуренции.

00:35:06 Так учат все шастры. Неужели вы думаете, что, если вы попытаетесь стать более счастливым, вы будете счастливым? Нет. Шастра говорит, что страдания приходят даже, если вы не просите их, никто не просит, чтобы все страдания свалились на его голову, нет, но они приходят. Точно также всевозможное счастье, в котором вам суждено насладиться, тоже придет, поэтому не тратьте свое время впустую на это материальное счастье. Тратьте свое время на развитие в сознание Кришны и тогда вы будете счастливыми, тогда вы будете свободными и этому учит Кришна.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 16 ноября 2021