Сознание Кришны для независтливых

Бомбей - 13 April 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:38:25 | качество: mp3 128kB/s 35 Mb | прослушано: 141 | скачано: 184 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава четвертая, текст 24, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 13 апреля 1974 года в Бомбее.
Перевод: «Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и всё, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта».

00:00:42 Это сознание Кришны, сарвам калведам брахма, в действительности нет нечего материального, потому что энергия и источник энергии, в Вишну-Пуране есть такой стих, что такое джагат? Материальное проявление, это энергия Кришны, энергия Верховного Брахмана. Весь этот материальный мир представляет собой нечто вроде солнечного света. Мы можем понять положение этого материального мира и положение Верховной Личности Бога, положение духовного мира, изучая природу. Как говорится в Вишну-Пуране, например, огонь расположен в одном месте, но он излучает свет, каждый из нас может это понять. Аналогичный пример, солнечный шар находится в одном месте космоса, но солнечный свет распространяется повсюду.

00:02:47 Агни или огонь находится в одном месте, но свет его распределяется во всех направлениях. Солнечный свет распространяется по всей вселенной, мы видим каждый день, солнечный шар пребывает в одном месте, солнечный шар сам по себе не вездесущ, он не занимает собой всю вселенную. Точно также, свет исходит от огня, свет и тепло, две энергии огня. Так как энергия огня распределяется по всей вселенной, это не говорит о том, что огонь перестает существовать, нет. Огонь существует дальше. Это описание Кришны. Кришна распространяет себя подобно теплу и свету, но это не означает, что Кришна перестает существовать, Он не материальный объект. Кришна распространяет себя всевозможными путями посредством своей энергии, своих личных экспансий.

00:04:34 Он не перестает существовать. Лишь тот, кто придерживается материальных представлений, считает, что, если Брахман вездесущ, то как он может существовать в одном месте? Это идея майявади. Например, если вы берете большую газету, разрываете её в клочья, разбрасываете их, изначальная газета перестает существовать, но Кришна не такой. Не думайте, что так как Кришна распространяется посредством своих энергий, пракрити, энергия значит пракрити, это не означает, что Кришна перестает существовать, это философия майявады, согласно которой Брахман- Всевышний распространяется повсюду и потому изначально Его форма перестает существовать. Нет, это не так.

00:05:43 В Ишопанишад говорится, что Он настолько совершенен, Он полное целое и даже, если от Него отнимается полное целое, он всё равно остается полным целым, это Брахман. Мы привыкли мыслить ограниченными рамками, у меня допустим есть тысяча долларов в банке, если я отнимаю, снимаю понемногу, то счет постепенно заканчивается, но это не так. У вас тысяча долларов, вы снимаете тысячу долларов, и у вас остается тысяча долларов, вот, что такое духовная реальность. Один плюс один равно одному, один минус один равно одному. Это описывается здесь.

00:06:43 Тот, кто совершает жертвоприношения, компоненты жертвоприношений, такие как злаки, гхи, которые предлагаются огню. Огонь-это Брахман, компоненты тоже Брахман, человек, совершающий жертвоприношение, тоже Брахман, но все они относятся к разным категориям. Не думайте, что так как всё это Брахман, поэтому всё это Бог. Нет. Это называется философией Чайтаньи Махапрабху, ачинтья бхеда бхеда таттва. Можно привести пример, капелька морской воды и само море по химическому составу одинаковы, но капелька морской воды не может быть равна морю, такова философия вайшнавов, но, если рассуждать, опираясь на философию майявады, если взять каплю, она отделяется, если вы снова её возвращаете в море, то всё становится единым. Но философия вайшнавов утверждает, что это одновременно едино и отлично. Такова философия Чайтаньи Махапрабху, ачинтья бхеда, бхеда, одновременное единство и различие. И в Бхагавад Гите говорится: «Я пронизываю Собой всю вселенную, джагат авьят муртина в Своей непроявленной мурти, у Него есть мурти, Он говорит «мая», Моя, Мною, Мною значит Личность, «мая».

00:08:43 Итак, как же Он пронизывает? Например, мы личности, я нахожусь здесь, но сейчас меня нет в квартире. Вы здесь, сейчас вас нет дома. В этом разница между Кришной и мною. Кришна также Личность, как и я, но Кришна может находится повсюду и тем не менее Он остается Личностью. Это Кришна. Акхилатма бута, об этом сказано в Брахма-самхит. Об этом также сказано в Бхагавад Гите, Ишвара-Верховный Господь пребывает в сердце каждого, в вашем сердце, в моем сердце, говорится конкретно, в сердце. Мы ищем душу, где Сверхдуша, где душа, но она находится в сердце, и мы также видим, что пока сердце бьется, есть жизнь. Как только сердце перестает биться, жизнь заканчивается и шастра также говорит Ишварах сарва бхутанам хридеша Арджуна тиштатти. Отыщите, где же Сверхдуша и душа. Но поскольку вы не можете отыскать, это не означает, что души нет, нет Сверхдуши, это не так.

00:10:29 Лишь из-за своего не совершенного знания или метода познания, вы не можете найти её и как вы сможете её найти, ведь как говорит шастра, величина души составляет лишь 1\10 000-ую часть кончика волоса. Мы не можем даже кончик волоса измерить. Но поскольку мы не можем её отыскать, мы говорим, что её нет. Нет, она есть. Поэтому мы должны смотреть глазами шастры, а не своими несовершенными глазами, которые бесполезны. Те, кто считают, что духовная наука подчинена экспериментальному знанию, заблуждаются, потому что экспериментальное знание не совершенно, поэтому мы должны постигать духовные темы, шастры юнитва, как говорит Веданта-Сутра, мы должны узнавать об этом из шастры.

00:11:50 Итак, здесь Кришна говорит, всё может быть превращено в Брахман, это факт, сарвам калвидам брахма. Как же это осознать? Вот это и есть сознание Кришны. Это прекрасно объясняется в Бхагавад Гите. К примеру, Кришна говорит: «все есть Кришна». Как же это осознать? Кришна говорит, тем, кто не находится на высоком духовном уровне, он советует идти следующим путем в познании Кришны. Как? [не понятно], «Мой дорогой Арджуна, Я вкус воды». Начните с этого, апсул-в жидкости, вы можете почувствовать, что у любой жидкости есть вкус, иначе, как вы могли бы пить это? У всего есть вкус. Весь мир наполнен вкусом. Если бы вкуса не было, никто бы не был склонен чем-то наслаждаться, чем угодно. Поэтому сексуальную жизнь называют ади расой, изначальным вкусом.

00:13:09 Итак, когда мы пьем воду или молоко, или даже вино, любую жидкость, если вы просто постараетесь практиковать это, этот вкус, это, чем я наслаждаюсь, есть Кришна. Вот с этого начинается ваше сознание Кришны. Это не очень трудно, каждый на это способен. Если вы не можете повторять святое имя, не можете слушать о Кришне, если вы не можете познать Кришну, поскольку путь преданности-это шраванам, киртанам Вишну смаранам, но не все склонны слушать о Кришне. Кришна участвует в битве на Курукшетре, Кришна играет во дворе Яшоды майи, есть множество описаний в Шримад Бхагаватам. Обычные люди, которым не хватает разума, они не способны понять, что Пара Брахман, Верховный Брахман, может ползать во дворе матушки Яшоды, им это очень трудно понять. Поэтому в десятой песне Шримад Бхагаватам есть описание деяний Кришны.

00:14:31 Поскольку, пока человек не осознал, кто такой Кришна, Его деяния не будут его интересовать, но преданные знают, что Кришна и Его деяния тождественны, они абсолютны. Поэтому, если мы не можем постичь Кришну, Кришна так добр, Он нисходит и являет всевозможные игры. Если мы просто будем слушать о Кришне, это всё равно, что общаться с Самим Кришной. Если мы повторяем Имя Кришны, мантру Харе Кришна — это Кришна. Так говорит шастра, Имя Кришны чантамани, духовно, оно не материально. Вы не способны долго повторять какое-либо материальное имя: мистер Джон, мистер Джон, мистер Джон, вы устанете, но вы можете продолжать повторять Харе Кришна 24 часа в сутки и не устанете никогда, в этом разница. Но они этого не понимают. И чем больше вы воспеваете, тем больше вам это нравится.

00:15:50 В противном случае, как эти американские юноши и девушки, 4-5 лет назад они не знали о Кришне, о Имени Кришны, а теперь они по всему миру повторяют эти святые имена, это факт. Один христианский священник был изумлен, в Бостоне он напечатал один буклет, он писал: «эти юноши-это наши юноши, некоторые из них выходцы из христианских или иудейских семей, но прежде, прежде, чем они приняли сознание Кришны, они не интересовались ни Библией, ни церковью, ничем, никогда. Как же так случилось, что эти юноши просто сходят с ума по Богу?» Поэтому, это правда, Кришна и Имя Кришны, неотличны друг от друга. В материальном мире, если вы хотите пить, если вам нужна вода, вы можете повторять «вода, вода, вода», но это вашу жажду не утолит. Вам нужна сама вода.

00:17:09 Однако в духовной реальности, если вы повторяете Имя Кришны, вы наслаждаетесь Кришной, поскольку Кришна и Имя Кришны не отличны друг от друга. По мере нашего продвижения, мы сможем понять, что всё есть Кришна, это описывается здесь. Поскольку всё является энергией Кришны. Например, у огня две энергии: тепло и свет. Там, где есть свет, там должен быть огонь. Там, где есть тепло, должен быть огонь. Нельзя сказать, что тепло есть, свет есть, но огня нет, так нельзя сказать. Даже, если есть дым, значит есть огонь, даже, если есть дым. Майя, внешняя энергия считается дымом огня, но даже в дыме вы можете увидеть огонь. Вы можете увидеть огонь и в свете, и в тепле. Есть три составляющих: дым, свет и тепло, это три компонента огня.

00:18:40 Просветленная душа повсюду видит связь с огнем [не понятно], он может это видеть, это свидетельствует о его высоком духовном уровне. К примеру, мы предлагаем Кришне какое-то блюдо, каким образом оно становится прасадом? Другие скажут, это же тот же дал, бхата, лучи или халава, мы тоже готовим это, почему эти люди называют это прасадом? И почему они относятся к этому с таким почтением? Прасадам –это также Кришна. Таков путь познания, как я уже говорил расуха мапсу каунтейя, когда начинающие принимают прасад, когда они думают о том, что вкус воды-это Кришна, постепенно в них развивается сознание Кришны. Оно дремлет в них, это не нечто искусственное, просто благодаря определенному процессу это необходимо пробудить, это не нечто чужеродное.

00:19:56 В Чайтанья Чаритамрите говорится садхья, значит практика, мы многое практикуем благодаря своему общению, но мы забываем…обрыв записи. Сантах садаэва, мы должны стать санта, святыми, благодаря преданному служению, таков путь, начинается он со слушания. Этот центр открыт, чтобы дать людям возможность слушать о Кришне, с этого всё начинается. Вы нечего не теряете, однако, если это вам что-то даст, почему бы этим не воспользоваться? Каждый кто приходит сюда, совсем не обязательно платить какие-то взносы или терять что-то, вы нечего не теряете, вы только приобретаете, просто благодаря слушанию. И Кришна говорит о Себе Сам, мы должны воспользоваться преимуществами этого движения сознания Кришны, это принесет нам благо.

00:21:23 Итак, Кришна и Имя Кришны ил что-либо в этом мире сарвам калвидам брахма, это Кришна, потому что это энергия Кришны и вы не способны отделить энергию от источника энергии. Я уже объяснил, что невозможно отделить огонь, тепло или дым от огня, потому что это три свойства огня, поэтому в Веданта-сутре говорится [санскрит], первая сутра гласит [санскрит] сейчас вы стали человеком и предназначение вашей жизни-вопрошать об Абсолютной Истине, кошки и собаки не способны на это. Когда путем эволюции мы рождаемся человеком, у нас появляется возможность постичь Кришну, поэтому, когда вам достается человеческая форма жизни, но при этом вы не стараетесь познать Кришну, вы совершаете самоубийство, атмахан, вы сами себе режете горло.

00:22:33 Поэтому мы не должны быть атмаха, у человеческой формы жизни есть цель, не тратьте её впустую, так предписывает шастра, поэтому есть столько ведических писаний, они нужны лишь для того, чтобы разбудить в человечестве сознание Кришны, так, чтобы люди могли освободиться от джанма, мритью, джара, вьядхи, это необходимо. Итак, это брахма марпрадам, Кришна есть Брахман, Парабрахман, Арджуна признал это, он услышал Бхагавад Гиту от Самого Кришны, и он познал Кришну. В десятой главе вы прочтете: «Мой дорогой Кришна, Ты Парабрахман», всё есть Брахман, но Он Парабрахман, в этом разница. Но откуда исходит Брахман? Из Парабрахмана. Брахман тоже является эманацией, Брахман зиждется на Парабрахмане, поэтому Его называют парадхамой, дхама значит уровень, платформа.

00:24:24 Допустим мы стоим на поверхности земного шара, аналогично должна быть какая-то платформа. Допустим, откуда исходит свет? Из лампы? Если лампа сломана, то свете не будет. Точно также, брахмаджйоти откуда оно исходит? Каков её источник? Безличная брахмаджьоти не является конечной инстанцией. Абсолютная Истина одна, называете ли её Брахман или Параматма или Бхагаваном, тем не менее существует градация её осознания. Осознание на уровне Брахмана-это осознание её безличного аспекта, осознание Параматмы- локализовано, а осознание Бхагавана -это совершенное высшее осознание. Допустим, вы находитесь под солнечными лучами, это тоже свет, это не тьма. Аналогично, те, кто постиг безличный Брахман, постигли свет, это тоже свет. Те, кто постиг локализованную Параматму, Ишвара сарвах бхутанам, йоги, йоги сознают Параматму.

00:26:13 Йоги практикуют медитацию, чтобы увидеть Кришну в сердце. А гьяни постигают безличный аспект, брахмаджьоти. Но бхакты непосредственно приходят к изначальному источнику Брахмана и Параматмы, к Бхагавану. Ишвара распространяет себя и пребывает в сердце каждого. Кто есть этот Ишвара? Ишварах Парамах Кришна. Итак, если мы понимаем Кришну и энергии Кришны, тогда мы способны постичь этот ведический афоризм, сарвам калв идам брахма, однако, если мы не понимаем Кришну, это невозможно. Если мы не понимаем Кришну, мы пойдем по этому, мы видим столько имперсоналистов, они не способны отказаться от своих привязанностей к материальному миру, это невозможно. В Шримад Бхагаватам сказано, если человек пренебрегает тобою, арвин дакша [не понятно], они не способны постичь Тебя, авишудха будхайя, их разум по-прежнему осквернен, он не чист. Тогда каков же результат?

00:28:14 Гьяна, суровые аскетические подвиги, совершая подвижничество, они могут прийти к безличному пониманию Твоего брахмаджьоти, но они вновь вернутся в материальный мир, поэтому не поняв Кришну, даже, если имперсоналисты достигли высокого духовного уровня, они не способны ничем занять себя и потому снова опускаются на материальный уровень, чтобы открывать больницы, школы, колледжи. Почему? Потому что имперсоналист говорит материальный мир ложен. Если материальный мир ложен, почему же тогда вы пришли снова на этот ложный уровень, чтобы открывать больницы и школы. Это означает, к примеру, если вы поднимаетесь на самолете высоко в небо, например, люди пытаются достичь луны, но там они не находят никакого прибежища и потому возвращаются.

00:29:19 Если вы летите на луну, почему бы вам не остаться там, но они не могут там остаться. Аналогично, так называемое осознание Брахмана или истинное осознание Брахмана не поможет вам, вы должны где-то находится и это лотосные стопы Кришны. Мы должны принять прибежище, это цель, о которой говорит Кришна, паравам гуйям, примите прибежище у Моих лотосных стоп. Такой совет дает Кришна. Сарва дхармам, есть столько разных религий, но, если религия не ведет вас к преданному служению, Верховному Господу, такая религия не совершенна, поэтому Бхагаватам говорит совершенная религия какая? Та, которая учит человека беспримесной непоколебимой преданности Верховному Господу, это религия самая лучшая, все остальные наполнены изъянами.

00:30:44 Иногда их называют обманными религиями, это в начале Шримад Бхагаватам говорится об этом [санскрит] значит «обман». Всё, что называется религией, но при этом основано на обмане, отвергается здесь. Дхарма проджита, проджита значит [не понятно]. Например, вы метете метлой, вы выметаете всю пыль, мусор. Точно также в самом начале Шримад Бхагаватам сказано, что отсюда выметены все виды религии, основанные на обмане. Для кого же это предназначено? Парамуни мацаранам, те, кто достиг ступени нир мацарата, то лишен зависти, зависть-это материальная болезнь, я завидую вам, вы завидуете мне, вот чем тут люди занимаются. Каким бы великим здесь я ни был, но в материальных отношениях есть много тому примеров, люди очень сильно завидуют друг другу, это материальная болезнь.

00:32:15 Что такое материальная болезнь? Все мы завидуем, поэтому Бхагавата дхарма, движение Сознания Кришны предназначено для парамони мацаранам, для тех, кто не завидует, для них. Это описывается там и в действительности наша зависть начинается с Кришны. Кришна просит, но я завидую, чего ради я должен предаваться Кришне, зачем? Он такой же, как я, может быть немного более ученый. Он просит предаться Ему, а я думаю, что Он обычный человек, поэтому я упускаю эту возможность. Итак, наша зависть началась с Кришны. Зачем мне признавать Кришну Верховной Личностью Бога, хотя в шастрах Кришна говорит Сам: нет истины, выше Меня. Но мы этому не верим, хотя мы читаем Бхагавад Гиту, мы не признаем утверждение Кришны, в этом наша болезнь. Из-за зависти. Зачем мне принимать Кришну Всевышним? Это зависть.

00:33:49 Поэтому, пока мы завидуем, мы не можем постичь Кришну. Кто же не завидует? Сатам, преданные. Итак, мы должны говорить о Кришне среди преданных Кришны, не среди посторонних людей. Посторонние люди не способны постичь Кришну, они просто впустую тратят своё время, давая комментарии к Бхагавад Гите, они мудхи, они не могут понять Кришну. Кришна сказал Арджуне: «Я объясню тебе Бхагавад Гиту, потому что ты мой преданный, бхактоси приоси». Кто же может постичь Бхагавад Гиту? Если человек не бхакта Кришны, он не способен. Поэтому Кришна избрал Арджуну, Арджуна не был ведантистом, он был семейным человеком, кшатрием, воином, никто не ожидает, что воин будет ведантистом, при этом он не является великим знатоком ведических писаний, не в этом обязанность кшатрия, это обязанность брахмана.

00:35:22 Брахман пандит, но призвание кшатрия не становится пандитом, тем не менее, Кришна избрал его, Кришна сказал: «Арджуна, я расскажу тебе ту же самую науку, древнюю науку, о которой я рассказывал Вивасвану. Теперь она утрачена, но Я восстановлю ее, Я передам её тебе, потому, что ты Мой бхакта, ты Мой друг». Для того, чтобы постичь Бхагавад Гиту, необходимо обладать этой квалификацией, прежде всего нужно стать преданным Кришны, в противном случае, это всё равно, что лизать банку с медом снаружи. Вот вам мед! О, мед! Но, если вы будете лизать банку снаружи, какой вкус вы получите? Нужно открыть ее, проникнуть внутрь, [санскрит], нужно её открыть, преданные может открыть, иначе вы можете продолжать лизать без остановки многие тысячи лет, никогда не испытаете на вкус что там внутри.

00:36:31 Итак, кто действительно продвинут в сознании Кришны, могут постичь, что Кришна есть всё и это истинное осознание Брахмана. Так гласят Упанишады. Если вы познаете Кришну, вы познаете Параматму и Брахман и материальное, космическое мироздание, всё. Когда вы должным образом познаете Кришну, вы увидите, что всё есть Кришна, потому что всё есть энергия Кришны, я уже говорил, это, как тепло и свет, это сарва калв идам брахма, но это не означает, что Верховный Брахман Кришна перестает существовать. Нет. Несмотря на то, что Кришна распространяет Себя во множество форм, как Параматма, как Брахман, как космическое творение, материальная энергия, как всё, тем не менее Кришна есть Кришна, Он остается Личностью.

00:37:40 В Бхагавад Гите изложено множество путей познания Кришны и если мы воспользуемся возможностью постичь Кришну, если мы не можем постичь Кришну, читая Бхагавад Гиту, шастры, Кришна предоставляет нам самый легкий метод. Хорошо, ты не можешь Меня понять, ты пьешь воду каждый день, по три, по четыре раза, просто помни о том, что этот вкус Кришна, вот и всё. Смаранам, поскольку ты будешь помнить Кришну и твоя жизнь будет успешной, просто, когда пьешь воду. Это очень легко. Совсем не обязательно налагать на себя какую-то суровую аскезу, просто постарайтесь следовать одному наставлению Кришны, когда пьете воду, помните, что вкус этот - Кришна. Начните жить так и ваша жизнь будет успешной.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 29 October 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 19 November 2021