Постижение Абсолютной Истины, Кришны

Женева - 01 июня 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:34:19 | качество: mp3 128kB/s 31 Mb | прослушано: 255 | скачано: 115 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 4, текст 11, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 01 июня 1974 года в Женеве.
Перевод: «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи».

00:00:56 Мы продолжаем обсуждение вчерашней темы, как можно очиститься и вернуться домой к Богу. Вторая строка этого стиха имеет особое значение: «мама вартманувартанте», «все люди ищут Меня». Как мы вчера объясняли, Кришна «сад чит ананда виграха», трансцендентная форма вечности, знания и блаженства. В Веданта сутре, кратком изложении философии Вед сказано «ананда мао биосат», по своей природе душа исполнена радости. Верховная Личность Бога-Верховное Живое Существо и мы тоже живые существа, но мы не верховные, попытайтесь понять разницу. Качественно мы и Верховный Господь одинаковые, по своей природе и Господь, и мы преисполнены счастья. Например, здоровый человек счастлив, но перестает быть таким, когда заболеет. Точно также мы, будучи неотъемлемыми частицами Всевышнего, по своей природе преисполнены радости, однако соприкоснувшись с материальной энергий, мы стали печальными. В Упанишадах, в Ведах сказано [санскрит], Бог-главный из живых существ, Он-главный из личностей, Он главный из знающих, так Его описывают шастры.

00:04:45 Например, среди нас мы можем найти более разумного, более знающего, если мы будем продолжать этот поиск, то придем к Богу, Бог-самый разумный, самый знающий, самый богатый, совершенный во всем. В последней строфе Кришна сказал: «мат бхавам агата», «мат бхавам» означает Моя природа. Итак, если говорить о природе Кришны, то как вы видите, Кришна всегда наслаждается игрой на Своей флейте, общением со своими спутниками, своей возлюбленной Радхарани и гопи. Нигде вы не встретите Кришну в мрачном настроении, Он всегда радостен. И так как мы Его неотъемлемые части, в нас тоже живет склонность танцевать с юными девушками, наслаждаться их обществом. В этой склонности нет нечего искусственного, это естественно радоваться, но так как мы связаны с материей, мы не можем наслаждаться радостью во всей полноте. Наши попытки наслаждаться принимают множество уродливых форм. Те, кто были в нашем храме, знают, что мы поклоняемся счастливым Радхе и Кришне, вместе с гопи они играют на флейте и различных музыкальных инструментах, танцуют. Такое определение приводится в Веданте сутре «ананда майя биасат» - радостный по природе, таково царство Бога, в нем нет места печали и горю. Кришна говорит [санскрит], насколько ты предан Мне, настолько ты ближе ко Мне.

00:08:26 Кришна проявляется в трех аспектах: «Брамети, Параматмети, Бхагаван ати шабьете», как безличный Брахман, как локализованная Параматма или Сверхдуша или как Верховная Личность Бога - Кришна. Есть три категории трансценденталистов: гьяни, йоги и бхакты. Гьяни пытаются постичь Абсолютную истину, как безличное проявление Брахмаджйоти. Гьяни-это философы теоретики, пользующиеся методом «нети, нети», они пытаются постичь Абсолютную Истину при помощи своих ограниченных познаний. Йоги, мистики пытаются отыскать Верховную Личность Бога в своем сердце, ибо Господь пребывает в сердце каждого в образе Сверхдуши. В Ведических писаниях сказано [санскрит], йоги, мистики практикуют медитацию, стараясь отыскать Верховную Личность Бога, Сверхдушу или Параматму в сердце. Но бхакты, преданные встречаются с Верховной Личностью Бога лицом к лицу. Например, когда Кришна приходил в этот мир, бхакты лично встречались с Ним. Не все понимали, что Кришна-это Верховная Личность Бога, но бхакты знали об этом.

00:11:19 Это Вриндавана лила, игры Господа. Кришна проявляется во Вриндавана лиле, чтобы привлечь нас, чтобы мы могли непосредственно общаться с Верховной Личностью Бога. Вы можете общаться с Верховной Личностью Бога, также, как мы сейчас общаемся друг с другом, но вы должны быть готовы к этому. Если вы хотите познать Кришну в Его безличном аспекте-Брахмана, вы рискуете, я объясню, что это значит. Аспект Брахмана имперсонален, попытайтесь понять это на примере солнечного света: планета Солнце и Божество Солнца, находящегося внутри него. Все перечисленное является светом, свет находится и внутри планеты Солнца и снаружи. Солнечное сияние-это тоже свет, но тем не менее между планетой и сиянием есть разница. Другой пример: если вы посмотрите на гору издали, она покажется вам неясным облаком. Подойдя ближе, вы увидите там зеленые скалы. Объект наблюдения тот же самый, но вы смотрите на него по-разному, с разных углов зрения. Если же вы взойдете на саму гору, то обнаружите там множество деревьев, домов, животных, людей, пышное разнообразие.

00:14:42 Подобно этому, Абсолютная Истина - объект видения, одна, но в зависимости от нашего угла зрения иногда она представляется нам расплывчатым облаком, иногда зеленой горой, а когда вы оказываетесь в самом месте, вы увидите многообразие живых существ, деревьев и домов. Точно также те, кто в своем поиске Абсолютной Истины опираются на свои ограниченные познания, постигают безличный Брахман. Здесь Кришна говорит: [санскрит], каждый, каждый значит те, кто действительно ищут Бога, все они идут по одному и тому же пути, но взирая на Абсолютную Истину с разного расстояния, осознают Её по-разному. Однако они все поднялись над этим материальным миром, я уже объяснил это вчера. Знания и аскезы ведут нас в духовный мир, кем бы мы ни были: гьяни, йогом или бхактой, но в духовном мире мы можем достичь разного положения, в зависимости от угла нашего зрения. Те, кто стремится постичь безличный Брахман, подвергают себя риску, так как в Брахмане невозможно вечно наслаждаться блаженством, а потому иногда, не иногда, а обычно, они возвращаются в материальный мир.

00:17:40 Наша природа-испытывать радость, но мы не способны наслаждаться жизнью в имперсональном брахмаджйоти, поэтому мы вновь возвращаемся к материальным наслаждениям. Например, вы можете подняться высоко в небо на летательном аппарате, но если вы не найдете там прибежища, то есть прибежища на другой планете, вам придется вернуться на землю. Если вы не возвысились до служения Самой Личности Бога, одно лишь осознание безличного Брахмана не сделает вас счастливым, наслаждение подразумевает разнообразие, разнообразные наслаждения, поэтому за наслаждением вы возвращаетесь в материальный мир. Мы были тому свидетелем, многие великие саньяси и трансценденталисты отказались от мира, считая его «митхи», иллюзорным, они приняли саньясу, но через какое-то время вновь вернулись в материальный мир и стали филантропами, открывая больницы, школы, занимаясь разной благотворительной деятельностью.

00:20:11 Это происходит потому что, они не могут познать Абсолютную Истину во всей полноте, как Высшую Личность и потому вновь идут в мир. Поэтому в Бхагавад Гите вы прочтете такие слова Кришны [санскрит], что значит «те гьяни, кто проведя множество жизней в философских рассуждениях, обретают истинное знание, предаются Мне», иными словами они осознают Верховную Личность Бога. В следующей строке говорится: [санскрит], тот, кто осознает, что Кришна, Васудева есть все, что Он источник всего, является Махатмой, освобожденной душой, великой душой, Махатмой. «Маха» значит великий, «атма»-душа, однако такой Махатма встречается очень редко.

00:22:20 Итак, преданные Кришны участвующие в этой миссионерской деятельности, в этом движении Сознания Кришны, не обычные души, они Махатмы, редкие души. Хотя все ищут Кришну, либо в образе безличного Брахмана, либо локализованной Параматмы. Тот, кто постиг Кришну, Верховную Личность, есть величайший из всех, тот, кто обрел величайший успех в этом мире. В другом месте Кришна утверждает: [санскрит], нигде Кришна не говорит, что постичь Верховного Господа можно при помощи умозрительных рассуждений или практики мистической йоги, нигде. Он делает очень ясное утверждение: [санскрит], «татвата» означает «воистину». Невозможно постичь Кришну без бхакти, без бхакти йоги, ни гьяна йога, ни карма йога, ни хатха йога не позволят вам достичь этой цели. Идя этими путями, вы сможете постичь Кришну лишь отчасти, как я объяснял, кому-то гора кажется туманным облаком, кому-то чем-то зеленым, а кому-то она предстает во всем многообразии. Осознать Абсолютную Истину без бхакти йоги, можно лишь отчасти.

00:25:32 В другом месте Кришна говорит: «из множества разных йогов, только бхакти йог, который всегда размышляет обо Мне в своем сердце, является величайшим». Итак, движение Сознания Кришны учит всех тому, как стать величайшим из йогов. Каждому это движение дает возможность повторять мантру Харе Кришна, благодаря чему мы всегда можем думать о Кришне. Стоит вам начать повторять Харе Кришна и слушать эти Имена, как тотчас же вы достигаете состояния самадхи, поглощенности Кришной. Мы не выдумали этот метод, это авторитетный путь, данный ведическими писаниями. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой, если вы хотите стать величайшими из йогов, как гласит авторитет Вед, воспользуйтесь этой маха мантрой, повторяйте Харе Кришна. Повторяя эти слова, мы обращаемся Харе, Харе-это обращение к энергии Кришны, энергию называют Харой. Одно из имен Кришны- Хари, а Его энергию называют Хара или Ратха. Кришна и Ратха или Хари и Хара. Для примера приводится слово «лата», «лата» в звательном падеже превращается в «лате», точно также Хара в форме обращения становится Харе.

00:28:47 Итак, мы просим: «о энергия Кришны, о Господь Кришна, пожалуйста прими меня своим слугой». Никто не может приблизиться к Кришне, минуя Его энергию. В Бхагавад Гите сказано: [санскрит], к преданию Кришне приходит те истинные Махатмы, кто после многих жизней, проведенных в познаниях, всецело постиг положения Кришны, они принимают прибежище у Высшей энергии «дайвим пракрити». Поэтому мы поклоняемся не Одному Кришне, но Кришне вместе с Радхарани. Вы видели картину, где Кришна стоит с Радхарани, таково наиболее полное представление об Абсолютной Истине. Если наше представление о Кришне-источнике энергии, лишено знания об энергии, оно не является полным. Все вайшнавы поклоняются Абсолютной Истине, как Личности Бога, наряду с Его энергией. К примеру, есть множество преданных Сита-Рамы, они поклоняются Матери Сите и Раме, есть другие вайшнавы, которые почитают Лакшми - богиню удачи и Нараяну. Мы гаудия вайшнавы поклоняемся Ратхе и Кришне.

00:31:55 Из всего сказанного следует, что все выше упомянутые пути расположены на одной линии и указывают лишь на степень нашего продвижения. Один прошел сто шагов, другой тысячу, третий прошел еще дальше, но цель одна-Кришна. Всякий идущий трансцендентным путем движется к Кришне. Каждый из нас к примеру, дорожит своим телом, но почему мы дорожим своим телом? Причина в том, что в нем находится душа. Когда тело наше или чужое умирает, никто не испытывает к нему любви, поэтому вывод такой: каждый из нас относится к телу с любовью, потому что в нем есть душа-наше «Я». Поэтому вывод в том, что мы любим душу, то есть самих себя. Возникает следующий вопрос: но почему мы любим душу? Потому что она неотъемлемая часть Кришны. Поэтому Кришна-наша конечная цель. Но мы не знаем этого, иногда наша любовь направлена на тело, иногда на ум, иногда на душу, но в конечном итоге, наша цель-любить Кришну, эта любовь заложена в нас от природы. Смысл этого в том, что наша любовь к Кришне вечна.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 27 сентября 2021