Служение Кришне - это акарма

Бомбей - 07 April 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:24 | качество: mp3 128kB/s 28 Mb | прослушано: 169 | скачано: 205 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава четвертая, текст 18, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 07 апреля 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью».

00:00:43 Меня попросили лишь перевести этот стих на хинди. Итак, разумные, буддхиман, это тема очень проста и в то же время сложна. В связи с этим, приводится пример мальчика, запускающего летучих змей и управляющего ими с помощью катушки. Вращая катушку в одну сторону, он опускает змей, вращая в другую сторону-поднимает его. Тот, кто наблюдает за этим со стороны, видит только, как мальчик вращает катушку. Аналогично, не обретя глубокий разум, человек не способен понять природу кармы и акармы. Этой теме посвящена Бхагавад Гита. Арджуна рассуждал, если я убью своих родных, стоящих по другую сторону поля брани, своих братьев, племянников, моего учителя, деда, то запятнаю себя грехом. Он считал, что эта война греховна. Всё, что мы считаем грехом и добродетелью, называется кармой. Карма приносит два плода: страдания или наслаждения.

00:03:09 Конечно, в материальном мире нет наслаждений, но мы соглашаемся страдать, в надежде обрести наслаждение и это называется наслаждением. К примеру, благодаря неустанному и неусыпному труду бизнесмен получает какую-то прибыль, скажем два [не понятно] и он считает себя очень счастливым, он наслаждается. Но в действительности ему приходится трудиться в поте лица, однако не имея знания, он думает, это дело приносит мне доход, я богатею, какое счастье. Те, кто тяжко трудится лишь в угоду своим чувствам, это очень свойственно странам Запада, даже глубокий старик, воротила бизнеса, или влиятельный политик тяжело трудится, а ночью идет в ночной клуб, платит полсотни долларов только за вход, чтобы выбросить кучу денег на вино и женщин. Вот, что такое счастье в его понимании.

00:04:41 Даже 80-летние старики посещают такие клубы, потому что в материальном мире счастьем считаются вино и женщины. Прахлада Махарадж говорил, что грихаметхи привязаны к материальной жизни, гриха-это значит «заключенный в комнату». Я-живое существо, душа, заключенная в этом теле, я заперт в этой вселенной. Эта вселенная тоже тюрьма. Тех, кто привязан к своей клетке, в виде собственного тела или вселенной, называют грихаметхами. Атма таттва-наука самопознания остается для них тайной. Мы тяжело трудимся, чтобы обрести счастье, но это невозможно, мы различаем между добрыми делами и злыми, это тоже хорошо. Когда человек отличает грех от добродетели, он лучше тех, кто поступает бездумно. Однако можно подняться как над грехом, так и над добродетелью. Это называется акарма. В отличии от кармы, то есть добрых или злых дел, акарма не влечет за собой никаких последствий, ни хороших, ни плохих. Карма же подразумевает какой-то результат, либо хорошие последствия, либо плохие, это карма.

00:07:06 Итак, во второй главе мы уже говорили о том, как следует по словам Кришны совершать карму. Если вы действуете ради ягьи, ягья-это деятельность, угодная Господу, это ягья. Люди должны совершать ягью, об этом сказано во второй главе. Поэтому мы должны учиться тому, чтобы всю свою деятельность совершать ради ягьи, ради удовлетворения Верховной Личности Бога, ягьяртхе, ради Его удовлетворения. Это ведическая цивилизация. Цель ведической цивилизации-удовлетворить Всевышнего. Брахман, кшатрий, вайшья, шудра, смысл существования этих сословий в том, чтобы служить Верховной Личности Бога. Однако, в настоящий момент, мы настолько образованы, что даже не знаем о Верховной Личности Бога, вот в каком мы положении, мы даже не знаем, что это значит. Кто такой Вишну, как удовлетворить Его, в чем смысл ягьи, мы нечего этого не знаем, всё это забыто, но это не ведическая цивилизация. Ведическая культура начинается с ягьи ради Верховного Господа Вишну.

00:09:12 Так предписывает варнашрама. В мире нас называют индусами. Слово «индус» имеет иностранное происхождение. На самом деле индийская цивилизация или бхаратия кришти, цивилизация бхаратия, это варнашрама дхарма. Этот вопрос задал Шри Чайтанья Махапрабху в беседе со Шри Рамананда Раем. Рамананда Рая был губернатором Мадраса, относящегося к варисийя, который правил Махараджа Пратупарудра. Шри Чайтанья Махапрабху был санньяси, Рамананда Рай принадлежал ко второму классу, он не был брахманом, варисийя, представителей его сословия считали шудрами, и он принадлежал к общине караны, однако он был настолько сведущ в духовных истинах, что Шри Чайтанья Махапрабху обсуждал с ним вопросы духовного роста.

00:10:37 Его первый вопрос был таким: каков путь духовного возвышения человека? Садья садана. Рамананда Рай ответил: человеческая жизнь предназначена для познания Вишну, своего положения, своих отношений с Вишну и путей достижения величайшего успеха в жизни, самбандана абхидэйя прайоджина. Всё знание Вед можно разделить на три темы. Прежде всего, мы должны знать, кто такой Бог, затем мы должны постичь наши отношения с Богом, далее, если мы будем действовать согласно этим отношениям, то цель нашей жизни достигнута самбандана абхидэйя прайоджина. Самбанда-это взаимоотношения, абхидэйя-действия, а прайоджина-высшая цель жизни. В конечном итоге, цель нашей жизни-постичь Вишну, натте видух, не только сейчас, но и раньше были люди, не знающие о цели жизни, потому что это материальный мир.

00:12:17 В материальном мире людей главным образом интересует удовлетворение чувств, однако мы не знаем, что этот путь, путь кармы или наслаждений чувств, порабощает нас. Поэтому ведическая культура предполагает систему регулирования материальных удовольствий. [санскрит], вот чем мы наслаждаемся в этом мире, это главная программа удовлетворения чувств. Вьявая-это сексуальные взаимоотношения, амиша-это употребление рыбы и мяса, мадьясева-прием одурманивающих средств. К этому склонны все обитатели материального мира, этим главным образом живёт западный мир. В нашей стране это не было распространено, но сейчас индийцы стремятся популизировать своей стране эти ценности: ешьте больше мяса, пейте вино и тяжело трудитесь. Вот такую программу рекламируют лидеры. Мы уже можем наблюдать это.

00:13:56 Если людей на это поощрять, они всё больше будут погрязать в этом. Ману самхита говорит, к этим наслаждениям склонны все, однако их необходимо сводить к минимуму, ибо это не совместимо с духовной жизнью. Даже те, кто делают лишь первые шаги в духовной жизни, не заинтересованы в амише, мадьясева, их это не привлекает, мы убеждаемся в этом на практике. Для этих юношей из Европы и Америки было привычным делом иметь подружку или парня, пить спиртное, принимать наркотики, играть в азартные игры и есть мясо, они привыкли к этому с детства, но они отказались от всего этого. К этому склонны все живущие в этом мире. Ведическая цивилизация старается держать эти желания под контролем, у вас есть склонность к сексуальным отношениям, отрегулируйте их, вступив в законный брак.

00:15:14 Ведическая цивилизация не поощряет жизнь подобную той, что у кошек и собак, которые совокупляются при первой встрече, нет. Бхагавад Гита гласит дхарма авирудха акама, Кришна говорит: «Я половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам», поэтому Веды нечего не запрещают, нечего, но всё должно быть в рамках, такова человеческая жизнь. Такая регулируемая жизнь начинается с варнашрамы дхармы, системе четырех варн и четырех ашрамов, брахман, кшатрий, вайшью, шудра, это варны. Эта программа дана Верховной Личностью Бога, ей нельзя пренебрегать, в противном случае, наша деятельность приведет к хаосу, поэтому здесь сказано карма ниакарма ниахпашъет. Если мы регулируем нашу жизнь с помощью варнашрамы, то действуя согласно своему положению, как брахман, кшатрий, вайшья или шудра, мы не будем втянуты в трясину кармы, это называется акармани чакарма. Кармани значит то, что приносит последствия, однако наша задача действовать так, чтобы последствий не было, это возможно, благодаря бхакти йоге и это подтверждается в Брахма-самхите.

00:17:14 Арджуна является ярким примером, он был кшатрием, но действуя в этом положении, он не навлек на себя последствий, потому что руководствовался наставлениями Кришны. Это называется акарма. Вы можете быть брахманом, кшатрием, шудрой, не суть важно, если в своей деятельности вы опираетесь на указания Кришны, поступаете в согласии с Его волей, то будете свободны от оков кармы. Действуя так, вы совершаете ягью, исполняя свой долг, вы совершаете ягью, ибо это приносит удовлетворение Верховному Господу. Варнашрама существует для того, чтобы по своим качествам и карме действовать в угоду Всевышнему, вот, что такое варнашрама.

00:18:29 Итак, высшая цель-удовлетворить Всевышнего. Люди не знают об этом, так говорил Прахлада Махарадж. Все стремятся действовать в собственных интересах, но никто не знает, что это значит. Натте видух сварха гатим. Все хотят себе блага, это естественно, но, что есть это благо, не знает никто. Наше благо в том, чтобы Вишну или Кришна был доволен нами, дурашайя- надежда осуществить не осуществимое. Представители современной цивилизации пытаются приспособиться в этом мире за счет материальной деятельности. Наиболее яркий пример тому Соединенные Штаты Америки, Америка предпринимает попытки отрегулировать отношения во всём мире за счет ООН-организации объединенных наций, но у них нечего не получилось, потому что они не знают, как следует объединять нации, натте видух сварха гатим, они не знают. Осуществляя всю свою деятельность, они не сознают Бога, поэтому они потерпели фиаско, такова участь каждого, ибо люди не знают, в чем заключается цель жизни, это ошибка.

00:20:12 По этой причине движение Сознания Кришны пытается рассказать людям о том, что высшая цель жизни-удовлетворить Кришну, Бога. Имя Кришны представляет собой наиболее точное определение Бога. Если у Бога есть Имя, то Кришна наиболее совершенное из них, потому что Кришна значит «Всепривлекающий», я объяснял это много раз. Если Бог не привлекает всех как Он может быть Богом? Если бы Бог привлекал лишь ограниченное число людей, то не был бы Богом. Вы говорите «наш Бог, ваш Бог, его Бог», но если Кришна привлекает всех, Он воистину Бог, это Кришна, это доказано. Сейчас мы видим, что Кришна привлекает всех во всём мире, в противном случае, почему люди привлекаются им в Америке, в России, в Китае, в Европе, во всех странах.

00:21:27 Недавно я получил несколько книг на шведском языке, мы печатаем литературу сознания Кришны почти на всех языках Европы, на английском, испанском, французском, шведском, голландском, немецком, итальянском и эти книги разлетаются, как горячие пирожки. Люди ещё очень мало знакомы с Сознанием Кришны. С Богом можно лично беседовать, с Богом можно встретиться лицом к лицу. В странах Запада не было таких представлений, но это возможно, это факт. Мы можем узнать об этом из ведических текстов, но люди не знают об этом. Лидерами общества становятся бессовестные невежды. Как их характеризуют священные писания? Один слепец ведет остальных слепцов. Чем это кончится? Катастрофой. Поэтому писания предлагают такую программу действий: мы должны поступать разумно и действовать так, чтобы не навлекать на себя ни плохих, ни хороших последствий.

00:23:14 Иными словами, мы должны действовать для Кришны, это акарма, я уже говорил об этом. [санскрит]действовать ради Кришны. Арджуна лучший тому пример, он действовал ради Кришны. Вы тоже так можете. Он сражался, Арджуна не повторял Харе Кришна. Сейчас в Кали Югу, из-за того, что люди…обрыв записи… поскольку они знали свои обязанности, но в наше время [санскрит], в Кали Югу из-за отсутствия делений на сословия, все являются шудрами или даже ниже того. В таких обстоятельствах, единственное средство- это пение или произнесение маха мантры Харе Кришна, это ягья, об этом сказано в Шримад Бхагаватам. В шастре содержится знание обо всем, поэтому мы должны руководствоваться шастрой. В настоящий момент, такое поклонение Богу предписывается для этой эпохи, Кришна варнам твиша Кришнам, твиша-Его облик Акришна-золотистого цвета, это Акришна.

00:24:46 Почему Акришна, почему золотистый? Этому существует подробное объяснение, это указывает на Шри Чайтанью Махапрабху Кришна варнам, Шри Чайтанья Махапрабху просто повторял Харе Кришна Харе Кришна, вы можете видеть это на этой картине, и мы стараемся следовать Ему, Кришна варна ати, таковы слова шастры.
Итак, кому мы должны поклоняться в эту эпоху Кали? Дело в том, что для разных эпох шастры дают разные предписания. Из-за того, что люди в Кали Югу очень падшие, все шудры, нет ни брахманов, ни кшатриев, ни вайшьев. Шастра предписывает, очень трудно вывести человека на уровень брахманической культуры, культуры кшатриев или вайшьев, потому что, всё пришло в упадок, и деградация будет продолжаться. Поэтому единственное спасение харер нама харер нама эва кевалам, тогда все спасутся. По этой причине мы так спешим распространить это движение, пусть все повторяют мантру Харе Кришна.

00:26:11 Теперь мы видим практический результат, даже в африканских деревнях жители, которые носят огромные серьги, тоже повторяют Маха мантру Харе Кришна, они тоже повторяют, поэтому правительство Африки опасается этого движения. Так или иначе это долгая история. Это движение находит отклик повсюду. Мы бывали в Европе, в Америке, даже в отдаленных уголках Африки, наши преданные на автобусах ездят по отдаленным деревням, где распространяют книги, потому что Чайтанья Махапрабху хотел этого. Мы делаем попытки, посылаем преданных, они помогают. Эти юноши из Европы, Америки очень помогают мне, девушки тоже. Это прекрасная возможность, мы делаем всё, что в наших силах, чтобы распространить это движение.

00:27:21 Итак, благодаря повторению мантры Харе Кришна и преданному служению, хотя это может походить на карму, например, иногда можно слышать, «эти люди тоже заняты сбором средств, они продают свои книги, они тоже едят, неужели они стали такими великими просто потому что танцуют и поют Харе Кришна»? Да, таков путь. На самом деле они стали великими душами, хотя, казалось бы, они заняты такой же деятельностью, ездят на машинах, пользуются микрофонами, печатными машинками, диктофонами, летают на самолетах, они делают тоже самое, что и все остальные. Благодаря чему же они достигли таких высот? Это разумный вопрос. Здесь сказано кармани карма яхпашьет. Хотя их действия не отличаются от действия обычного человека, они пользуются всем, они тоже сражаются за землю ради Кришны. Всё, как у других, но акармани, их действия не приводят к последствиям, ибо совершаются ради Кришны.

00:28:40 В этом секрет. Тамани акарма, акарма, я уже объяснил это, вы можете совершать такую же деятельность, сва кармана, будь это деятельность шудры или брахмана, это не имеет значения, важно действовать ради Кришны. Действуя для Кришны, вы не навлекаете на себя последствия хороших или плохих поступков, такая деятельность выше всяких последствий. Поэтому понятие «хороший и плохой» относится лишь к материальному миру. На духовном, абсолютном уровне таких понятий не существует, любое действие на духовном уровне есть благо. На таком абсолютном уровне нет разделений на хорошее и плохое, там всё духовно. Такой должна быть наша деятельность.

00:29:39 Если ваша деятельность духовна, то есть совершается для удовлетворения Кришны, варнашрама вибхагаша, если своей деятельностью вы можете удовлетворить Кришну, не важно, какого рода обязанности вы исполняете, шудры или брахмана, ваша задача-удовлетворить Кришну, тогда это акарма. К примеру, в этом обществе кто-то моет посуду, кто-то одевает божество, но не подумайте, что тот, кто одевает божество, выше того, кто моет посуду. Нет. Это не акарма. Мойщик посуды совершает преданное служение, и тоже самое делает служитель божества. Преданное служение-вот, что важно во всякой деятельности, тогда она будет называться акармой.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 15 October 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 01 November 2021