Две цели явления Кришны

Бомбей - 28 March 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:11 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 439 | скачано: 240 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 4, текст 8, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28 марта 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».

00:00:40 Итак, здесь рассказывается о деяниях Кришны, Верховной личности Бога, о том, как и когда Он нисходит в этом мир. Кришне принадлежат все планеты, Сарвалокам, Лока-это планеты, или вселенные. Существуют бесчисленные вселенные, безграничное множество, все они появляются за время выдоха Маха Вишну. «Джагат анда»-это вселенные «Джагат анда натха», множественное число, вселенные бесчисленны и в каждой их них пребывает господствующее Божество Вселенной, Господь Брахма. Точно также, в каждой вселенной находятся бесчисленные планеты. Каждая вселенная полна бесчисленных планет, а на каждой планете своя атмосфера, отличная от атмосфер других планет. Так устроено творение Бога. Все эти неисчислимые вселенные поддерживаются лишь одной полной частью Кришны, в главе Вибхьюти йога, Кришна объяснил Арджуне, Кришна находится внутри этих вселенных, не только во вселенной, но также и в атоме [санскрит], так Кришна управляет материальным творением.

00:03:28 В ведических писаниях есть много мест, где говорится о бесчисленных вселенных, нам неведомо даже то, что происходит в одной вселенной, а Кришна должен знать о делах во всех вселенных. Этот материальный мир называют «экамша», из всего творения Кришны, он занимает лишь одну четверть Его творческой энергии, «экамшенам». Три четверти Его творческой энергии-это духовный мир. Материальный мир существует для того, что живые существа получили шанс, огни пришли сюда наслаждаться. Живое существо-это вечный слуга Кришны, если вместо того, чтобы стать слугой Кришны, оно желает подражать Кришне в наслаждениях. Дело в том, что наслаждающийся-это Кришна, «бхокта», но, когда мы пытаемся подражать Кришне, мы можем на практике убедиться в этом. Здесь каждый пытается стать большим или небольшим Ищварой, Кришной. Ишвара-это Кришна, Ивара Парамах Кришнах, но здесь все пытаются стать Ишварой, что создает борьбу за существование, никто не хочет становится слугой, хотя все служат майе. По своей природе мы не можем быть Ишварой, никто из нас, это иллюзия.

00:05:37 В действительности мы слуги, но пытаемся стать Ишварой, это майя. Это положение живого существа называется «дхармаси кланих», несоответствием его изначальной природе. На самом деле я-слуга, но пытаюсь стать господином. Это и есть «дхармаси кланих». Когда мир наполняется, конечно преданные стараются стать слугами, они стараются, преданное служение, сознание Кришны- это школа, где люди учатся быть слугами Бога. Все люди мнят себя Богом, хозяином, господином, это иллюзия. Чтобы рассеять эту иллюзию и вернуть живому существу его истинное положение-ты не господин, не наслаждающийся, ты лишь вечный слуга Кришны. Если вы займете своё естественное положение, вы станете счастливы. Искусственные же попытки стать Кришной приводит к несчастью, искусственное положение не принесет нам никакого удовлетворения.

00:07:16 Кришна-Пурушам, Он-Пуруша, а мы-пракрити. Есть «апарапракрити», есть «парапракрити», материя [санскрит] земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго-всё это материальные элементы. «Апарьяям» -это низшая материальная природа, но существует высшая природа. Мы живые существа-пракрити, мы не Пурушам, мы пытаемся стать Пурушей. Предположим, женщины искусственно пытаются стать мужчиной, это сопряжено с большими трудностями, аналогично, по своему положению мы пракрити. Пракрити значит то, чем наслаждаются, а Пурушам-тот, кто наслаждается. Итак, наше положение быть объектом наслаждения, но мы пытаемся стать наслаждающимися. Наше положение быть подчиненными, но мы хотим стать господами, это называется «дхармаси клани», «бхавати бхарата». Однако есть те, кто выше этих заблуждений, кто не подвержен этой иллюзорной энергии. Кто это? Преданные, «садху», «садху», есть такое слово, что означает честный, порядочный. Есть описание «садху» [санскрит].

00:09:32 Кто такой «садху»? [санскрит]это описание «садху», «садху»-это не тот, кто ради пропитания меняет цвет своей одежды или отращивает большую бороду, нет. «Садху»-это преданный. Преданный высшего уровня. Об этом также сказано в Бхагавад Гите. Кто этот человек? [санскрит] Он не занят ничем другим, у него нет другого занятия, часть своего времени он тратит на эту цель, на ту, нет. «Саньяк» он безоговорочно, круглые сутки занят служением Господу, это «садху». Даже если вы найдете в нём какой-нибудь недостаток, «садху»-это «садху бушена», у него нет недостатков, но даже если вы найдете какой-то изъян, если при этом «садху» неуклонно служит Господу, то, как говорит Сам Господь Кришна, он все равно «садху». Здесь сказано «паритранайям садхунам». Какой номер стиха? Стих 8

00:11:27 «Садху» всегда занят служением Господу и у него нет другого занятия. Кришна всегда защищает его со Своей стороны. К примеру, ребенок держится со своими родителями, он не знает нечего, никого, кроме отца и матери, а родители со своей стороны всегда пристально оберегают ребенка. Если вы всецело зависите от Кришны и всего себя отдали в служении Ему, вы «садху», Кришна всегда будет защищать вас. Это естественно. Вы можете спросить, почему Кришна пристрастен к «садху»? Нет, Он защищает каждого. Без Его защиты никто бы не выжил, это факт. Но «садху», преданным Он оказывает особое покровительство, это естественно. Кришна говорит: «Я одинаково отношусь ко всем». Если бы это было не так, как бы Он мог быть Верховным Господом? Он относится ко всем одинаково, но «тому, кто с любовью служит Мне, говорит Он, Я отношусь с особым вниманием». Это не пристрастие, это особая прерогатива Господа.

00:13:26 Например, солнце одинаково равномерно проливает своей свет на всё и каждый может им воспользоваться, но если кто-либо не хочет пользоваться благами солнца, если он закрывает двери и окна, если желает сидеть в темноте, можно ли в этом винить солнце? И Кришна приходит для каждого, Кришна говорит: «прими прибежище у Меня», но мы так не делаем. Вместо Кришны мы принимаем прибежище у многочисленных имитаций Кришны, в этом наша беда, не стоит обвинять Кришну в пристрастности, Кришна открыт для каждого, но мы идем к какому-нибудь негодяю, который объявил себя воплощением Бога, аватарой Кришны. Мы не хотим любоваться волшебством Кришны, но хотим смотреть на фокусы подражателей Кришны, в этом проблема. Зачем нам ходить к кому-либо, если есть Кришна? Если есть наставления Кришны в форме Бхагавад Гиты, зачем нам читать бессмысленные книги? В этом наша беда. Может ли кто-то найти лучшее решение всем проблемам мира, чем Кришна?

00:15:07 Нет, это невозможно. Но тем не менее мы находим какого-нибудь подражателя Кришны, в этом наше несчастье. Поэтому таких людей называют «душкритинам», «душкритам»-это негодяи, «крити»-это более подробно объясняется в 7 главе. В другом месте это слово «душкритин» тоже употребляется, «крити» значит нечто, достойное одобрения, какое-то достоинство, но «душкрити» называют тех, кто наделен хорошими способностями, однако направляет их на греховную деятельность. Тех же, кто пользуется своим талантом ради добрых дел, называют «сукрити». Только «сукритина», праведные, могут совершать преданное служение. «Читур бхаджанте», используется слово «бхаджана», «бхаджана» предназначен для «сукритина», для благочестивых. Неправедные не станут это делать, не благочестивые люди не способны совершать «бхаджану», потому что Кришна говорит: «они не могут приступить к «бхаджану», они считают себя очень продвинутыми, но в действительности, майя отняла у них знания, они не могут понять Кришну, они последуют за каким-нибудь притворщиком, аватарой. Здесь сказано о цели явления Кришны. «Винашайя» означает с целью уничтожения. Если Кришна убивает кого-либо, то тот тоже получает благо, Кришна также уничтожает невежество.

00:17:33 Тот, кто пребывает в невежестве, не знает о ценности жизни, поэтому Кришна убивает его невежество и дарует ему истинное знание. Таково второе значение слово «винашайя», «винашайя» Он убивает невежество, поэтому Бхагавад Гита говорит о двух целях. Первое: принести спасение «садху», преданным. Вторая: убить невежество не преданных, «душкритина». Не преданных Господь уничтожает, но даже это оборачивается для них благом, ибо Кришна Абсолютен. Одного Кришна любит, другого убивает, но результат один и тот же, вот, кто такой Абсолют. Например, мать или отец ласкают одного ребенка и наказывают другого, но обоих любят одинаково, они не пренебрегают одним ради другого. Один ребенок может заболеть, продолжая кормить как обычно здорового ребенка, мать запрещает есть больному ребенку: «нет, тебе нельзя, уходи, уходи отсюда». Но это не есть проявление не добрых чувств матери к сыну, она добра к обоим. Поэтому убивает ли Кришна или поддерживает, разницы нет, это проявление любви, поэтому Он приходит сюда.

00:19:27 Мы пришли сюда с мнимой надеждой наслаждаться. Допустим, я американец или индиец, я наслаждаюсь жизнью, у меня всё есть, у меня всё хорошо, но нет никакой гарантии, что в следующей жизни вы станете американцем и окажетесь в том же положении, поэтому моё так называемое наслаждение иллюзорно, оно не продлиться вечно, потому что мне придется поменять тело, я буду вынужден поменять тело, гарантии нет, таков закон природы. Это место страданий, и оно временно. Если вы хотите пойти на какой-то компромисс, ну и что место страданий, пусть, я постараюсь, как можно дольше наслаждаться здесь, но Кришна говорит «ашашвитам» и даже, если вы придете к какому-то компромиссу, вы не сможете остаться здесь, вас вышвырнут. Как только вы подумаете: «теперь у меня хороший дом, прекрасная жена и дети, я хорошо устроился, сейчас я счастлив», на следующий день вам говорят: «убирайся», всему приходит конец, таков закон. Глупые люди думают: «сейчас я устроился». Что значит «устроился»?

00:21:07 Прежде всего постарайтесь сделать так, чтобы вам позволили здесь остаться, если вы не получите такой гарантии, о каком устройстве может идти речь? В следующей жизни вы можете стать кошкой или собакой, в зависимости от состояния вашего сознания, но эти глупые люди об этом не знают, они думают: «всё хорошо». Не всё хорошо, «садху» могут понять, что эта жизнь подготовка к следующей, это тоже описано в Бхагавад Гите. Вы можете последовать примеру Карны, подготовиться к вознесению на высшую планетарную систему Сваргалоку, Джаналоку, Махарлоку, Тапарлоку, Брахмалоку, очень хорошо, но Кришна говорит [санскрит], даже, если вы отправитесь на Брахмалоку, гарантии нет, вам вновь придется прийти сюда. Так говорит Бхагавад Гита, мы должны очень хорошо изучать Бхагавад Гиту и нам станет понятно. Но [санскрит] если в этой жизни вы подготовитесь к тому, чтобы стать совершенным чистым преданным Кришны, вы уйдете к Кришне. В чем разница между Брахмалокой и Кришналокой? Если вы уйдете на Кришналоку, вам не придется больше возвращаться и воплощаться в материальном теле, вы отправитесь к Кришне в своем духовном теле, у вас больше не будет материального тела.

00:23:14 Мы должны идти этим путем познания, «я готовлюсь к следующей жизни». Кто-то готовится уйти на райскую планету, кто-то стремиться достичь Питрилоки, кто-то хочет остаться здесь, в этом мире и родиться человеком или даже животным, так как соприкасается с гуной невежества. Таковы законы пракрити. «Гуна кармани», ваша следующая жизнь будет определяться тем, с какими гунами вы соприкасаетесь, но эти глупцы не знают о следующей жизни, о перерождении. Невежество «мудха», их называют «мудхами», они не знают своего предназначения, они считают, что нынешняя жизнь единственная и что жизни после смерти нет, потому что не могут думать, «душкритина». Дело в том, что если они признают, что следующая жизнь существует, им придется прекратить свои гнусные дела, но им это не по душе, они думают: «нет, нет, жизни после смерти нет, делай, что хочешь, наслаждайся», но природа не позволит этого. Например, если вы думаете, что контактируя с заразным больным, вы не заразитесь, это не так, вы можете так думать, но болезнь повлияет на вас, это факт.

00:24:59 Точно также мы по глупости можем рассуждать, что наши грехи сойдут нам с рук. Находясь под влиянием тамаси гуны, мы совершаем множество отвратительных поступков. Мы можем думать, что это не повлияет на нас, но это не так. Повлияет. Если вы заразитесь, вам придется страдать, это закон природы, этого не избежать. Точно также [санскрит] в противном случае, как мы можем объяснить факт существования такого разнообразия отвратительных форм жизни, таких, как черви в экскрементах. Это тоже форма жизни. И Брахма тоже форма жизни. Почему такая разница? Причина тому карма. Инфекция, это зависит от вашей зараженности гунами, всему есть объяснение. Почему один становится червем в испражнениях, а другой-Господом Брахмой? «Каранам гунам сангасья», соприкасаясь с законами материальной природы, мы заражаемся от них и получаем следующее тело, таково наше положение.

00:26:37 Мы души, мы столь же чисты, как и Кришна, мы неотъемлемые части Кришны, мы едины качественно, но не количественно. Кришна велик, а мы-малы, Он [санскрит], а мы [санскрит], мы «анор», атомарно малы, атомарные искры Кришны. На самом деле мы чисты, но соприкасаясь с качествами материальной природы, мы теряем чистоту. Поэтому, предназначение движения сознания Кришны в том, чтобы очистить нечистых живых существ. Такова цель движения Чайтаньи Махапрабху. Если вы очистились [санскрит] с чего начинается очищение? С сердца. [санскрит] Желание, у нас множество желаний, а Кришна так добр, Он исполняет наши желания. Вы можете делать всё, что захотите, но так вы никогда не станете счастливыми, поэтому Кришна сказал: «отбрось все эти глупые желания и просто предайся Мне, в этом твоё единственное предназначение».

00:28:13 Мы разбирали последний стих. «Глани», мы не должны желать нечего, кроме служения Кришне, такова цель нашей жизни. Мы должны лишь желать служить Кришне и оставаться Его чистым преданным и нечего более, тогда наша жизнь успешна. Мы не должны нечего выдумывать. К какому знанию мы можем прийти? Мы грешим столькими несовершенствами, какой прок в наших рассуждениях, в нашем знании? И карма ради материальных плодов, я буду тяжело трудиться и наслаждаться плодами своего труда, это карма. Гьяна-это абстрактное рассуждение. Рупа Госвами говорит, он призывает действовать из желания удовлетворить Кришну. Например, демон Камса тоже сознавал Кришну, но какова была его цель? Он замышлял убить Кришну, это не «анукульена». «Анукульена», мы должны сознавать Кришну, желая удовлетворить Его. Чего хочет Кришна? Как я могу Ему послужить? Это «анукула». Если же мы не желаем поступать, как угодно Кришне и хотим убить Его, если мы читаем Бхагавад Гиту, чтобы убить Кришну, чтобы доказать, что не было ни Его, ни сражения на Курукшетре, что всё это плод воображения, тогда мы следуем путем Камсы, который желал расправиться с Кришной. Мы не должны так поступать. Такое сознание Кришны называется «пратикула».

00:30:30 Мы читаем книги о Кришне, чтобы убить Его. Вот, что происходит. Они говорят не о Кришне, Кришна говорит [санскрит], а ученый толкователь говорит не о Кришне, не о Кришне, как личности, вот, что происходит. Такое сознание нам не поможет. Поэтому приходит Кришна. Люди игнорируют «садху». Критикуют их: «вы хотите служить, вам нужен Кришна, вы отказались от всех материальных удовольствий» и «садху» терпят, преданные терпят. Чайтанья Махапрабху научил нас этому. Как это говорится... Вам нужно научиться терпению. Например, Прахлада Махарадж был терпелив, отец стал ему врагом. Что сделал этот маленький пятилетний мальчик? Отец стал его врагом, только потому что тот сознавал Кришну.

00:31:56 Итак, движение сознания Кришны-это скорее тернистый путь, если вы начинаете сознавать Кришну, вам придется…, например, нам приходится проходить через множество трудностей в связи с этой землей, недавно нам сообщили, что наш план не был одобрен, «никакого храма, сэр». Нам приходится терпеть, что тут поделаешь. Вокруг столько храмов, но виноватыми оказываемся именно мы, потому что мы сознаем Кришну, нам не разрешают строить храм. В этом нет нечего нового, эта психология стара, как мир. Когда майя видит, что кто-то сознает Кришну и выходит из-под её власти, она становится очень сильной. Кришна говорит: [санскрит] майя чинит препятствия, чтобы вы не уходили. Если же вы верны своим принципам, если крепко ухватились за лотосные стопы Кришны, тогда вы спасетесь, Кришна спасет вас. Это наш долг. Мы не можем оставить сознание Кришны, несмотря на все трудности, мы должны продолжать.

00:33:20 Итак, это учение для не преданных. Кришна приходит, чтобы наказать их. Вы видели жизнь Кришны. Читая нашу книгу о Кришне, вы увидите, что до 9 главы Кришна только и делает, что расправляется с демонами. Нет, до 10 главы. Когда Он был в Двараке, Он только и делал, что убивал, столько демонов пало от Его руки: Ариштасура, Гасура, Бакасура, Путанасура, Джарасандха, Тантавакра, это [санскрит], это одна сторона. Другая Его сторона-это «паритранайя садхунам», в действительности Кришна приходит ради «садху», не ради «душкрити», для управы над «душкритина» у Него есть множество представителей. Одно небольшое землетрясение может мгновенно уничтожить миллионы «душкритинам», для этого Кришне не обязательно приходить Самому, но Он приходит, чтобы облагодетельствовать «садху». «Садху» подвергаются сильным гонениям. Например, Прахлада Махарадж был «садху», и отец притеснял его.

00:34:51 Господь Нрисимхадэва явился в этот мир не для того, чтобы убить Хираньякашипу, но чтобы укрепить Прахладу Махараджа: «не бойся, Я здесь, Я защищу тебя». Такова истинная цель явления Кришны. «Паритранам садхунам», «садху» никогда не требует: «Кришна, пожалуйста, приди и спаси меня», нет, они никогда так не скажут. Они знают, Кришна так занят, зачем мне Его беспокоить, лучше я пострадаю, нечего страшного. Но Кришна приходит: «Да, Я пришел спасти тебя». Кришна всегда так поступает, «паритранайя соданам». И между делом, Кришна убивает «душкрити», а также [санскрит], восстанавливает дхарму. Люди следуют множеству ложных дхарм, Кришна говорит, всё это ложные дхармы, истинная дхарма-это преданность Мне, это дхарма.  Такова причина явления Кришны.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 21 August 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 26 August 2021