Смирение

13 марта 2010
Что такое смирение? Терпение. Две силы действия. Самый главный принцип духовного прогресса. Потребность в смирении. Этапы самопредания (шаранагати). Ступени классической йоги. Сила смирения и слушания. Высочайшее положение преданного.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:37:49 | качество: mp3 64kB/s 17 Mb | прослушано: 995 | скачано: 1624 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое смирение?

00:00:00 Определение смиренности: смиренность — это не требовать к себе незаслуженных почестей и не причинять вреда другим живым существам. Очень интересное такое определение, что вот ненасилие здесь входит тоже в это определение смирения, потому что грань между ненасилием и смирением, она очень тонка. Смирение — это качество, которое автоматически дает склонность к ненасилию. Сначала человек обретает способность видеть грязь в своем сердце, считать себя недостаточно возвышенным, продвинутым, то есть считать себя ниже окружающих людей.

00:01:00 И когда человек обретает эту способность, у него автоматически пропадает желание совершать какое-то действие, причиняющее беспокойство окружающим людям. Это также нельзя воспринимать однобоко. Потому что менеджеры, духовные учителя, кшатрии, они иногда совершают насилие над своими подчиненными для принесения блага, но делают это без ненависти. То есть надо понять, такое бывает иногда. Другое определение смиренности: смиренность — это значит человек не должен беспокоиться о получении удовлетворения от почтения его другими людьми.

00:01:59 К сожалению, мне сложно читать эту тему, потому что я не обладаю этим качеством. [смеется] Вот. Это очень... Действительно, как бы существует много как бы вариантов такого скрытого лицемерия, когда даже мы говорим слова «я не обладаю этими качествами», но внутренне считаем, что обладаем. То есть, настоящее смирение означает, что человек понял свою как бы... свою природу. То есть, что он еще... Не имеется ввиду духовную природу, а имеется ввиду количество грязи в сердце. То есть не говорю, что я понял до конца это, но что по крайней мере по косвенным признакам есть какие-то предположения, [смеется] что достаточно грязи и очень трудно как бы вот это... Особенно, подготовив эту тему, очень трудно ну как бы думать о том, что впереди. [смеется].

00:03:04 Если человек не имеет достаточно качеств, то впереди ничего хорошего. Потому что мы сейчас разберемся в этой теме. Смирение — это фактически одно из основных качеств преданного. То есть, это то, с чего начинается вообще преданное служение. Это слово стоит перед всеми определениями, необходимыми для преданного служения. Вот смотрите, Шикшаштака: « Святые Имена Господа следует повторять в- первое слово - смиренном состоянии ума». То есть все вот, что мы ни будем читать, связанное с преданным служением - самое первое слово всегда: «смиренный». То есть, это характеристика любого действия преданного. Смиренное состояние ума, смиренное состояние сознания.

00:03:59 Смиренные поклоны, одавать почтение. Почтение — это качество, которое вытекает из качества смирения. Без смирения человек не может почтительно относиться. Вот смотрите, это вот в целом как бы Шикшаштака, вот эта вот шлока, она фактически дает определение, что такое смирение: смирение означает повторять Святые Имена Господа в смиренном состоянии. Смирение означает считать себя ниже соломы. Почему говорят «ниже соломы»? Почему святые люди солому зажимают во рту? Зачем зажимать солому? Это игра такая что-ли, зажимать солому во рту? На самом деле, во-превых, пшеница, сама по себе пшеница, она обладает качеством смирения. Поэтому в Христианстве святые люди, они питаются одним хлебом белым. Многие - для того, чтобы вырабатывать в себе качество смирения, столь необходимое для духовной жизни.

00:05:09 Во-вторых, пшеницу, солому пшеничную всегда используют как подстилку, или... И в домах, допустим, в Индии, она в доме, солома по-другому и не находится. То есть, солома означает, что по ней ходят уже автоматически. То есть, это не просто такая... подстилочный материал. Если человек что-то кладет в рот, он автоматически резонирует с тим, с этим качеством. И таким образом, чтобы помочь себе быть смиренным, святые люди сжимают во рту солому, чтобы слиться с этим состоянием, психически настроиться на это. Потому что настрой на смиренное состояние очень важен во всех отношениях. Допутим, если сейчас сюда зайдет Брахма, Господь Брахма, вот...

00:06:05 Почему он сюда не заходит? Потому что мы не сможем правильно среагировать. Он, в принципе-то, готов, но мы не сможем правильно среагировать. Поэтому чистый преданный, зная силу вайшнава-апарадхи и зная силу смиренного состояния, они пытаются всеми силами настроиться на состояние смирения, прежде чем общаться с продвинутыми личностями. Поэтому они очень серьезны и используют все возможности для того, чтобы настроить себя должным образом. Поэтому в Чайтанья Чаритамрите видим очень часто: когда к Господу Чайтанье подходят преданные, они там клали себе солому в рот. Вот так они пытались все способы использовать, чтобы не нанести оскорбление Богу и потерять Его.

Терпение

00:07:03 Таким образом, дальше нужно стать терпеливее дерева. То есть, терпение — это уже означает смирение. Мы сейчас разберем это с вами. Это очень важный момент. Есть одна очень важная для понимания качеств личности, необходимая для преданного служения, шлока в Бхагавад-гите, сейчас мы её процитируем на русском языке. Вот смотрите, очень важный момент, как руководство к жизнедеятельности нашей жизни. 10.34, комментарий: «Если, обладая, первое: славой, второе: удачей, третье: изящной речью, четвертое: памятью, пятое: рассудительностью, шестое: целеустремленностью, человек остается смиренным и добрым...»

00:08:09 Если, вот смотрите, обладая славой, остается смиренным... Редкий случай. Да? Обладая удачей, остается смиренным- редкий случай. Обладая изящной речью, остается смиренным - редкий случай. Обладая памятью - редкий случай. Обладая рассудительностью - очень редкий случай. Обладая целеустремленностью - очень редкий случай. Если он остается при этом смиренным, еще и добрым к тому же, то это качество называется терпением. То есть, только с помощью терпения это возможно. Потому что на человека действуют гуны материальной природы. Как они действуют? Если нас прославляют, и мы не успели среагировать правильно... А как реагировать правильно, если нас прославляют? А?

00:09:02 Да, понять, что как бы все принадлежит Богу. То есть, Господь действует в этом мире; мы просто как бы подчинены Его воле. Если мы неправильно отнеслись к прославлению, в эту же секунду вспыхивает вожделение, ложного эго, гордость. И зачастую, человек не всегда... Только чистый преданный способен постоянно думать о Господе. И когда ему говорят, он автоматически думает: «О, как прославляют Господа...» Но мы-то как бы играем в смиренность, в основном: когда нас прославляют, мы делаем смиренный вид. Когда нас ругают, мы делаем смиренный вид. Но на самом деле смиренность — это значит, что ложное эго не подвержено воздействию. Потому что слово, контактируя с ложным эго, вызывает автоматически реакцию. Эта реакция приводит к повышению эгоизма. Это происходит само собой, не зависимо от нашего желания и воли.

00:10:03 Так действуют гуны материальной природы. Поэтому говорится, что преданный не должен желать себе почестей, и должен наоборот избегать почестей, потому что это вполне опасное, вполне реальная опасность, которая действует конкретно; не спрашивает нас, будет от этого хорошо или плохо. Поэтому терпение означает способность победить ложное эго. Потому что человек, обладающий терпением, способен не чувствовать боли. Боль идет от ложного эго. Если нет ложного эго, боли тоже нет. В этом мире боль, ощущение боли идет от ложного эго. Поэтому терпение — это очень высокая вещь. И без смирения... Смирение — это последний этап к терпению. Терпение дает возможность человеку стабильно двигаться в духовной жизни.

00:11:03 Он способен преодолевать влияние гун материальной природы. Это означает терпение. Есть в комментариях Шрилы Прабхупады такие вещи: «Если преданный обладает смиренностью и одновременно мудростью...», вот этими двумя вещами. Что такое мудрость?
[Из зала] Вигьяна?

[Торсунов О. Г.] Да. Мудрость — это Вигьяна. Что такое смиренность? Это понимание своей греховности. Да? Ну как можно быть смиренным, если ты не понимаешь, что ты греховный? Да? Смиренность означает, как Харидас Тхакур говорил: «Я низкорожденный». Да? Он это ради шутки говорил что-ли?

00:12:01 Или как? Или как мы обычно играем в смиренность: «Проходите» «Только после вас, Прабху» «Нет, только после вас, Прабху» «Нет, только после вас». [смеется] Мы просто играем. Мы не понимаем, что это просто игра. Или мы кланяемся друг другу, приносим друг другу смиренные поклоны. Потом ругаемся через пять минут. Смиренный поклон означает вход в определённое состояние. Мы об этом еще будем говорить. Если человек сделал смиренный поклон, значит он уже не будет ругаться. Это мы просто играем. Конечно, это не значит, что мы должны перестать кланяться, уважать друг друга, просто мы должны обладать знанием все равно. Не смотря ни на что, мы должны обладать знанием, мы должны понимать как бы, чем мы занимаемся здесь пока. [смеется] Как Шрила Прабхупада часто в Шримад Бхагаватам говорит: «Благо обретают те, кто занимаются преданным служением и также те, кто занимаются подобием преданного служения». [смеется]

00:13:03 Такие фразы проскакивают иногда. Очень понятны эти фразы мне, например. Итак, те, кто обладают смиренностью и мудростью одновременно, это состояние называется истинным знанием. Истинное знание — это обладание смиренностью и мудростью одновременно. Если человек, обладая Вигьяной, при этом не обладает смиренностью, то тогда такого человека называют гордецом. Да? Он ведет себя очень напыщенно. И особенно не привлекает. А как определить, что человек обладает истинным знанием? Истинное знание означает, что человек будет одинаково по-доброму относиться ко всем. Если человек может по-доброму одинаково относиться ко всем, значит он понимает духовную природу. Это и есть истинное знание.

00:14:05 Просто мы должны... Для чего я семинар этот провожу? Чтобы мы поняли, что практически можно определить все. Ну вот, допустим, как можно определить, вот мы семинар проводим «Качества святой личности». Как определить, святая личность, или нет? Если одинаково по-доброму относится ко всем, значит святая. Если нет этого качества, значит еще не святая. Если личность святая, значит уже есть мудрость и смиренность. Да? То есть, святая личность обладает истинным знанием. Значит, уже есть смиренность; значит, уже есть мудрость. А человек, который одинаково по-доброму относится ко всем, значит он уже видит Сверхдушу. Потому что без видения Сверхдуши, человек не может понять духовную природу, а понимание... То есть, есть как бы два действия, две силы, через которые действуют наши... ну через которые производятся действия.

Две силы действия

00:15:07 Первая сила — это истинный разум, второе — это ложный разум, то есть ложное эго. Две силы. Другого способа действия нет. Поэтому, тот человек, который отключился на секунду от того, что он видит Сверхдушу в сердцах других живых существ, в эту секунду он, когда он отключился от этого видения, в эту секунду он сразу попадает под влияние ложного эго, потому ложное эго в этом мире действует автоматически. Оно никого не спрашивает. Для того, чтобы действовал истинный разум, надо сильно настраиваться. А если мы перестаем настраиваться, автоматически действует ложное эго, за исключением чистых преданных. Вот. Таким образом, как можно одинаково относиться ко всем? Если кто-нибудь подходит, щипает тебя там сзади, некультурно относится, сразу вспыхивает ложное эго.

Самый главный принцип духовного прогресса

00:16:02 Ты же не успел настроиться, что там Сверхдуша в сердце. Это все достаточно долго, никто же не поворачивается и не настраивается там: «Где там Сверхдуша?» Сразу сначала кулак летит вот так, потом поворачивается. [смеется] Вот часто так бывает. То есть, поэтому, если человек не реагирует на унижения, значит он уже видит Сверхдушу в сердце, он святой. С другой стороны, человек, который состязается с Богом, и при этом пытается продвигаться в духовном знании... Что значит состязаться? Как может преданный состязаться с Богом? Какие варианты у нас есть состязаться с Богом? Ну вот какие реальные варианты состязаться с Богом? Состязаться с Богом.

00:17:06 Это другая. Я про другое говорю. Имеется ввиду как бы не состязаться как соревнование, а соперничать. Да? Правильно. Как мы можем соперничать с Богом? Самый простой вид соперничества, который всегда встречается.
[Из зала] Не служить преданным?
[Торсунов О. Г.] Правильно. Потому что Бог сказал: «Ты должен служить Моим преданным, тогда ты Мой преданный. Все! Если не хочешь, значит не преданный». Если мы ссоримся с преданными, другими словами, и пытаемся продвигаться в духовном знании, в духовном знании вместе с этим продвигаться пытаемся (это 13.8.12, комментарий), то нас ждет разочарование. Там написано. Никаких шансов нет продвигаться!

00:18:01 Дальше написано: «Без смирения понимание невозможно». Понимаете? Понимание невозможно. Будет разочарование. И самая большая гордость - это что такое? Считать себя Богом. Да? Это и есть невежество. Это максимальное невежество. В Ведах, есть определение, столько-то благости, столько-то страсти, столько-то невежества, в процентах. Да? Вот максимальное невежество означает считать себя Богом, когда человек говорит: «Я воплощение Бога. Сначала вы должны познать Кришну и Раму, а потом тогда, только после этого вы сможете понять мою духовную природу». Одна такая личность, она так говорила. Хотя Господь Чайтанья сказал, что «в Кали югу Я приду как скрытая аватара, никогда не буду говорить о Себе открыто».

00:19:04 Тот, кто хотя бы изучает Шримад Бхагаватам, тот, прочитав это, уже поймет, что это невозможно. То есть, Верховная Личность Бога в Кали югу не объявляет о Себе. Некоторые умудряются объявлять и становятся известными по всему миру. Так вот про таких в Бхагавад-гите в комментарии Шрила Прабхупада сказал: «Это называется абсолютное невежество. Ноль страсти, ноль благости. Все!» Абсолютно гуна невежества, разум в невежестве полном. Значит, прогресс означает прогресс в смирении. У преданного прогресс означает прогресс в смирении. Прогресс в смирении означает понимание своего подчиненного положения по отношению к преданному.

00:20:03 Ну, допустим, я считаю себя старшим преданным - прогресс в смирении в преданном служении нулевой: нет прогресса, деградация идет. Вот. Прогресс в смирении — понимание своего подчиненного положения по отношению к преданному. Мы еще, здесь еще есть высказывания по этому поводу. Вот. «Понимание своего подчиненного положения по отношению к преданному означает понимание своего подчиненного положения по отношению к Господу. Если человек не понимает своего подчиненного положения по отношению к преданному, значит он не понимает своего подчиненного положения по отношению к Господу». И когда человек достигает успеха в этих во всех вещах? Это все 5.13.8, комментарий в Бхагавад-гите.

Потребность в смирении

00:21:02 Там написано: успеха человек достигает в этом, когда он знает это. Знание означает реализованные знания. То есть, когда он приобретает убежденность в этом, что таков путь преданного служения, такой путь прогресса. В этом случае он несомненно будет продвигаться. Есть это такое определение: как можно, оставаясь духовным наставником, продвигаться в духовной жизни. 13.8.12, комментарий Бхагавад-гиты: «Страх перед желанием почтения к самому себе как к духовному наставнику - это и есть желание понять, насколько мы продвинуты в духовной жизни. Когда человек имеет страх как к почтению, чтобы его почитали, страх к почтению, это значит, что этот человек сохраняет желание понять своё положение».

00:22:09 Потому что когда человек не имеет такого страха, он уже не понимает, каково его положение. Ложное эго, значит, захватывает верх. Понимаете? Страх к почтению дает возможность оставаться в обществе преданных. Вот очень важный такой момент. Также смиренность дает возможность понимания отличия материалиста от преданного. Преданный ищет смирения, а материалист ищет славы и почестей, потому что без них он не сможет существовать в этом мире. Деньги неоткуда зарабатывать будет. Того, кого не уважают, тому деньги не дают.

00:23:01 Понимаете? Материалист ищет славу и почести, а преданный ищет смирение. Интересно, что для того, кто обрел совершенные знания и он знает, что он не является материальным телом, первое: почет или бесчестие, равно как и все, что связано с телом, не имет для него никакого значения. А для нас должно иметь значение почет или бесчестие? А? Должно. Потому что мы не достигли стадии совершенства. Мы не должны стремиться к почету.

00:23:59 На стадии совершенства человек уходит из под влияния обязанностей по отношению к окружающему обществу. Он обязан только перед Господом. Это стадия совершенства. Пока человек не достигнет стадии совершенства, он сохраняет свои обязанности перед обществом. Обязанность преданного, который не достиг совершенства, в чем заключается? В том, чтобы быть смиренным. Потому что иначе кто может понять, кто есть преданный, а кто нет? Если преданный хотя бы ведет себя смиренно, это значит, что человек видит, что он верующий по крайней мере. Если человек не ведет себя смиренно, как можно определить, что он верующий? Верить означает победить своё ложное эго. Потому что есть два типа веры — верить в себя или верить в Бога. Если человек верит в Бога, значит он уже смиренный. Так? Подсознательно все это все понимают. Если человек смотрит, кто-то ведет себя несмиренно...

00:24:59 В церковь пришел помолиться, смотрит: там ведут себя несмиренно. Неужели он поверит, что это верующие люди? Сразу видно, что неверующие. Поэтому мы просто должны из уважения к своему положению, то есть к тому, чтобы хотя бы показывать, каким должен быть преданный, хотя бы внешне для начала мы должны, обязаны на нашей стадии культивировать в себе отсутствие почестей. Мы должны культивировать в себе это. Мы должны делать это нацелено. Мы должны к этому серьезно относиться. Особенно, те преданные, на которых смотрят, мы должны культивировать отсутствие почестей, иначе нас не будут воспринимать как верующих людей. Нас не будут считать верующими просто. Понимаете? Потому что верующий означает смиренный, означает отсутствие эгоизма.

00:26:17 Интересное здесь вот есть в Бхагавад-гите, 26.3 комментариях... А, нет, 26 качеств личности в третьем отделе. Там говорится о третьей теме: «Веди себя...» Это Сатсварупа Махарадж написал: «Веди себя, стоящим перед лицом смерти...» первое - вот в этом состоянии; и найдя себя неспособным наслаждаться чувственными удовольствиями», вот в двух этих состояних человек смиренно начинает просить Господа. Видя себя перед лицом смерти.

00:27:00 Помните молитвы в утробе матери младенца? То есть, испытывая жуткие страдания, видя себя, это испытывает второй вариант. Или найдя себя неспособным наслаждаться чувственными удовольствиями, человек начинает смиренно просить Господа о чем? Вопрос только о чем? Преданный просит осознать послание Господа Чайтаньи, а не преданный просит дать ему эти блага, которых у него нет. Например, перед лицом смерти непреданный просит: «Хочу жить». Преданный, то есть обладающий смирением, понимает, что это просто невозможно, так действует судьба. То есть, он понимает, что смерть неизбежна. Поэтому он не просит «хочу жить», но ему всё равно больно, потому что душа не имеет по своей природе вот эту вот силу понять, что такое смерть.

Этапы самопредания (шаранагати)

00:28:02 И это состояние ужасно для всех. Преданный в это время, он просит осознать миссию Господа Чайтаньи. [смеется] То есть, стать преданным, другими словами. Интересно, это состояние всех делает смиренными. Вот эти два состояния. Из процессов предания себя Господу, шестой процесс, «карпанья» — быть смиренным и кротким. Считается, что эти процессы, они как бы нарастают вот по этим числам. То есть принимать все благоприятное для преданного служения. Вот это легче, чем второе - отвергать все неблагоприятное. Отвергать все неблагоприятное легче, чем постоянно верить в постоянную защиту Кришны [смеется].

00:29:03 А это в свою очередь легче, чем полагаться исключительно на милость Кришны. А это в свою очередь легче, чем не иметь интересов, отличных от интересов Господа. [смеется] А это в свою очередь легче, чем быть кротким и смиренным. Но это уже очень высокий уровень. Надо понять эти уровни как бы нашего предания Господу. Также из признаков экстаза одной из их статических состояний есть такое состояние манашунита. То есть при одной из признаков статического состояния манашунита, отсутствие гордыни. Отсутствие гордыни. Человек не входит, не имеет в это время ложного эго. Потому что, если человек хоть немножко эгоизма имеет, значит он не способен сконцентрироваться на Господе и войти в состояние духовного блаженства.

Ступени классической йоги

00:30:03 Из ямы, то есть первой ступени йоги, в которой человек должен пройти, воспитать в себе, чтобы дальше двигаться в йоге, то есть связи с Господом, человек должен воспитать в себе следующие качества характера. Первое - ахимса, ненасилие. Второе - сатью, правдивость. Третье - ашкемьян, щедрость. Дальше - асанга, не привязанность. И пятое - хри, смирение. Смирение, то есть достаточно серьезная вещь. Потом, только после смирения можно обладать отсутствием стремления к обладанию собственностью. Вот. И только после этого принцип соблюдать, регулирующий принцип воспитывается. А потом, после этого только безбрачие. Вот. Как только поле того, как человек научился уже безбрачие соблюдать, немногословие можно культивировать.

00:31:01 А только после этого можно культивировать стойкость. А после стойкости можно уже умение прощать культивировать. И самое последнее стоит — это бесстрашие. Бесстрашие. Тот, кто обладает бесстрашием, может принять санньясу. Без этого качества санньяса невозможна. Даже если человек обладает целибатом и всеми остальными качествами, не привязан ни к чему, без бесстрашия человек не может принимать санньясу, последний такой вот уклад духовной жизни. Теперь об высказываниях Шрилы Прабхупады продолжим. По таким темам.

Сила смирения и слушания

00:32:02 Сила смиренности. Смирение и слушание вместе дают возможность удовлетворить все желания сердца. Вот эти вот слушание — это самый глубокий процесс духовного познания. Смирение — это самый возвышенный процесс самоконтроля. «Смирение и слушание вместе дают возможность удовлетворить все желания сердца, - Шримад Бхагаватам, 1.13. - Шримад Бхагаватам, так как это произведение зрелой эпохи всего Ведического знания. Смиренно слушая это трансцендентное произведение можно полностью удовлетворить желания своего сердца. Смиренность стоит выше сухих логических рассуждений»

00:33:04 То есть, сила смирения означает, заключается в том, что человек может многие тысячи жизней заниматься гьяной... То есть, он изучать шастры может и самые возвышенные произведения, но при этом не культивировать в себе качества преданного. И в Брахма-самхите говорится, что даже если такие философы будут сотни миллионов лет носиться в философских рассуждениях со скоростью ума или ветра, они всё равно не смогут постичь величия Господа. В отличие от них, преданные не теряют времени на тщетные попытки постичь Всевышнего. Что они делают? Смиренно слушают. Вот. Они просто сидят и смиренно слушают. В этом заключается знание. Они смиренно слушают истинных преданных, которые прославляют Господа.

00:34:03 Так, слушая о величии Господа и повторяя услышанное, они обретают подлинное трансцендентное блаженство. В этом заключается знание. Можно бегать, изучать все, исследовать. В Шримад Бхагаватам конкретно написано: надо смиренно слушать и учиться. Это очень трудно. [смеется] Можно ведь, вот, преданный, он все видит сразу. Вот ему не надо... Допустим, заседание Госдумы началось, допустим. Ему не надо долго смотреть, что получится из этого заседания. Зная качества личности, он, допустим, сразу посмотрел: заседание смиренно там слушают или нет? Если не смиренно слушают, дальше можно уже выключать телевизор, потому что из этого ничего не получится. Потому что он знает эту вот фразу. Если человек может философствовать и рассуждать там миллионы лет, но если он не начинает смиренно слушать, истина не приходит в его сердце. Все.

Высочайшее положение преданного

00:35:03 Поэтому они там истины уже не добьются, и можно выключать телевизор спокойно. Воплощения. Сила смирения. Воплощения материальных благ. То есть, все блага имеют свои воплощения. То есть, они имеют... Это личности. Воплощения материальных благ смиренно ведут себя по отношению к преданным. [смеется] Проверяют смирение. Вот. Шрила Бхилвамангал Тхакур говорит, что материальные блага сами приходят к чистым преданным и смиренно, как слуги, ожидают их приказаний. Сама Мукти Деви стоит у его дверей, готовая в любую минуту даровать ему освобождение или еще более ценный дар. Таким образом, преданный занимает очень высокое положение. Понимаете, почему? Почему преданный занимает такое высокое положение?

00:36:04 Имперсоналисты тоже ничего не желают. «Все есть Брахман». Ну это да. Ну потому что... Такое возвышенное положение, ну потому что Господь, Он абсолютно погружен в медитацию на своих преданных. Он неотрывно медитирует на своих преданных постоянно. Он находится с ними в теснейших взаимоотношениях. Верховная Личность Бога, Которая контролирует все в этой Вселенной... Он какой-то там замухрышка, допустим, мантры читает на Земле. [смеется] И допустим, даже Господь Брахма будет в смирении, смиренно относиться... Если это чистый преданный, допустим, какой-то сидит где-то там, маленький, щупленький, худенький во Вриндаване и читает мантру, в это время все будут трястись рядом с ним. [смеется]

00:37:05 Боясь его оскорбить, полубоги боятся, зная что это такое, имея сами духовное какое-то видение. Вот. То есть, другими словами, надо понять положение преданного в этом мире. И на это есть история, две история, очень классически показывающие положение преданного в этом мире. Одна из них такая. Дурваса Муни. Да? [смеется] С Амбариши Махараджей. А вторая история — описание жизни Читракету. Да? Помните там проклятие? Не помните? Ничего, сейчас мы это разберем. Когда знание утверждает Верховного Господа в нашем сердце... [обрыв записи]

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 14 января 2012