Жертвоприношения часть 2
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Необходимость жертвоприношений
00:00:00 ...приводит жизнь без жертвоприношений. Жизнь без жертвоприношений является причиной беспокойства в уме, также она является причиной беспокойства в разуме и беспокойства в деятельности. Об этом написано, например, в «Источнике вечного наслаждения»: «Когда до прихода Господа Кришны был запрет на совершение жертвоприношений, он вносил много беспокойств в ум, разум и повседневную деятельность брахманов. Однако, к моменту прихода Кришны они начали совершать жертвоприношения, и их умы преисполнила радость от того, что они услышали трансцендентные звуки, исходящие с неба, предвещающие явление Верховной Личности Бога». Итак, как определить, насколько хорошо мы совершаем жертвоприношения? Для этого надо определить, насколько у нас много беспокойства в уме, в разуме и в деятельности. Если нет никакого беспокойства, значит мы совершаем достаточно жертвоприношений в своей жизни. В Бхагавад-гите говорится, что человек не может жить без жертвоприношений. Или может, а? Может. Сейчас может, мы поговорим. Итак, есть шлока в Бхагавад-гите. По-моему, во 2-й главе, да? Там самая короткая шлока в Бхагавад-гите. Там говорится, что человек, который живёт без жертвоприношений... Что, а?
00:02:02 Не во второй? Человек, который живёт без жертвоприношений, он, его жизнь проходит напрасно. Он просто зря тратит время. Это связано с тем, что основная цель нашей жизни – это перестать быть эгоистом. Только жертвуя что-то, мы перестанем быть эгоистами. Надо перестать быть эгоистом и начать служить Богу Богу. Этот вопрос - «как начать служить Богу?» - очень сложный. Потому что человек, который не перестал быть эгоистом, он не может начать служить Богу, даже если он считает себя слугой Бога. Ну, допустим, мы делаем что-то для Бога, да? Поклоняемся божествам, воспеваем Святое Имя – мы что-то делаем для Бога, но действительно ли мы для Бога это делаем? Например, я пуджарю и думаю о том, как я выгляжу вообще – хорошо ли я там? Преданные, как они думают обо мне? Как я кручу палочку, красиво? Я красиво кручу или нет? Надо красивее крутить, чтоб я всем нравился. Или я повторяю Махамантру – какой у меня голос: хороший или плохой во время повторения? Я должен концентрироваться на Святом Имени. Концентрируюсь я на Святом Имени, или не концентрируюсь?
00:03:56 Так, я повторяю: «Харе Кришна, да, я концентрируюсь. Или нет, я не концентрируюсь?
» То есть, мы думаем только о себе. Какое же это служение, если мы всё время думаем только о себе? Так? Мы постоянно думаем только о себе – какое же это служение? Слуга – тот, кто думает о Боге. Как же избавиться от этих мыслей? Почему хочется думать только о себе, и как избавиться от этих мыслей? Сложный вопрос. Хорошо, вы не понимаете этот стиль ведической мудрости. Я вам сейчас скажу просто, по-еврейски, если у меня рубль, и я думаю о нём, что нужно сделать, чтобы о нём не думать? [смеётся]
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Правильно. Вот и всё. Что сложного в этом? Так? А? Просто, да? Таким образом, что такое жертвоприношение? Это когда человек что-то отдаёт. Вот и всё. Просто отдаёт. Вопрос только, как, куда, чего – это уже другой вопрос. Это вопрос технический. В разные эпохи разные техники жертвоприношений были, мы сегодня об этом поговорим. Но принцип один: надо просто отдавать.
00:06:00 Если мы не хотим отдавать, какое это жертвоприношение? Так? Или нет? Итак, к чему приводит жизнь без жертвоприношений? «Тот, кто наслаждается имеющимися благами, не предлагая их Богу, является вором. Полубоги, ответственные за удовлетворение различных жизненных потребностей, ублаготворённые совершённым жертвоприношением, даруют всё необходимое. Тот, кто наслаждается этими дарами, не предлагая их со своей стороны полубогам, несомненно является вором». Итак, у нас есть тело, у нас есть воздух, у нас есть солнце, свет, вода, которая течёт в кране, у нас есть пища, которой постоянно мы обеспечены. Допустим, я могу работать. Мы говорим: «Я же это всё заработал». Я могу работать, допустим, так? Но если не будет воды, какой смысл мне работать, если вообще не будет воды? Просто не будет, и всё. Что тогда толку от моей работы будет, так? Вода уже предоставлена нам в пользование точно так же, как воздух. Если у нас не будет воздуха, какой смысл будет в нашей работе? Просто задохнёмся, и всё. Работай, не работай – воздуха нет. Вопрос только нескольких лет, там будем вырабатывать кислород из воды, вода кончится. [смеётся] То есть, вопрос нескольких лет, человечество погибнет.
00:07:55 Все эти вещи предоставлены полубогами. Это сила полубогов даёт возможность нам иметь всё это. Но в наш век вот сейчас, в Кали югу мы не можем удовлетворить полубогов всех, потому что у нас нет на то возможности внутренней. А полубоги, имея тонкое материальное сознание, удовлетворяются только ягьей (жертвоприношением), которая делается на высоком уровне тонкого материального сознания. Вот в прошлые эпохи был смысл удовлетворять полубогов, потому что удовлетворяя их, человек имел возможность служить Богу. Он мог совершить жертвоприношение для полубогов, получить всё необходимое для процветания страны и отдаться мыслями для служения Богу. Но сейчас мы не можем удовлетворить полубогов вообще. Мы не можем, потому что мы не можем произнести правильно мантры, мы не можем найти чистые продукты, потому что для того, чтобы их удовлетворить, надо найти чистые продукты, чтобы сделать ягью: чистые вещи надо найти, чистый огонь зажечь, для этого нужно чистое топлёное масло. Сейчас это, например, во Вриндаване, в Индии очень сложно найти. Представляете? Чисто гхи практически невозможно найти. Только если сам будешь доить корову и взбивать это масло, потому что иначе обманывают. Они всегда смешивают, индусы, с буйволиным маслом всё время. Очень трудно найти настоящее гхи. И таким образом, мы не можем удовлетворить полубогов. Поэтому нам остаётся только одно – удовлетворить Верховную Личность Бога, что является, в общем-то, самым главным. То есть, процесс удовлетворения Верховной Личности Бога, он технически несложен.
00:10:00 Потому что Он находится в нашем сердце, и Он знает, в принципе, о чём мы думаем, как мы действуем. Самое главное качество, которое нужно для удовлетворения Верховной Личности Бога, если человек ещё не имеет веры достаточной, он не имеет знания, он не имеет ничего - какое качества должен иметь человек для того, чтобы удовлетворить Бога?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Бескорыстия тоже нет, любви нет. А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Желания нет. Но есть как бы чувство долга. Есть, да. Чувство долга есть, желания ещё пока нет. Вы же знаете, что желание не всегда бывает. Какое качество сможет спасти человека?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Вера – это уже приобретённая вещь. А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Терпимость – это самое высшее качество преданного, смирение – то же самое. Мы ничего не имеем. Бескорыстие – это очень высокий уровень. Преданность – это ещё выше, самый высокий уровень. Так?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Жертвоприношение мы хотим совершить.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Самое близкое - искренность - к тому, что нужно действительно иметь. Искренность – это самое близкое. Но самое точное кто скажет, а?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Уже ближе, но не простота. Честность, правдивость – последняя нога религии. В век Кали юги правдивость – последняя нога религии.
00:12:04 Допустим, если у нас нет ничего, мы имеем правдивость, то есть мы честно хотим удовлетворить Бога... Да, честно? У нас нет желания его удовлетворять, особенно большого нет, нет искренности, нет веры, у нас нет щедрости, терпения тоже нет, но мы честно хотим начать служить Богу, честно хотим, так? Вот с этого человек начинает жертвоприношения. Когда мы честно хотим служить Богу, то Параматма (Сверхдуша) это знает, поэтому ягьи сработают, то есть ягья осуществится. Почему? Потому что, когда мы честно хотим служить полубогам, но нечестно произносим мантры, нечисто произносим мантры, мы не сможем организовать. Если всё как положено сделать, не сможем найти хороших жрецов – это значит, что полубоги не будут удовлетворены, вы не сможете их удовлетворить. Но мы можем удовлетворить всех полубогов выполнением своих обязанностей, потому что выполнение своих обязанностей – это уже ягья, которой удовлетворяются полубоги. Когда мы свои в обществе обязанности выполняем перед близкими, полубоги автоматически удовлетворяются, это единственная ягья для полубогов, которая осуществима в Кали югу. Когда мы перед всеми людьми выполняем свои обязанности, то полубоги становятся удовлетворёнными. Понятно, да?
Жертвоприношение для Кали юги
00:13:42 Теперь следующий момент... Но этого не достаточно, потому что в Кали югу живое существо когда оно даже просто удовлетворяет полубогов и оно находится, в принципе, в нормальных условиях, оно всё равно деградирует. То есть, в Кали-югу если нас оставить в спокойном состоянии, у нас всё будет хорошо, если у нас всё будет хорошо в Кали югу, у нас будут нормальные условия жизни, всё хорошо, у нас будет счастье, то даже если мы будем хотеть прогрессировать, всё равно при этом мы будем деградировать, потому что это Кали юга. Потому что вокруг все деградируют. Если меня посадить, допустим, в корабль, в котором все эти плывут в одну сторону, разве я буду плыть в другую, так? Поэтому человек в Кали югу не может не заниматься активно, не совершать другое жертвоприношение, которое называется санкиртана-ягья. Мы не можем без этого жертвоприношения, без второго, жить, потому что только оно даёт возможность живому существу начать прогрессировать. И самое удивительное заключается в том, что именно оно и является причиной прогресса, как мы уже сейчас с вами об этом сказали, оно же является и целью прогресса. То есть, наша цель прогресса заключается в том, чтобы осознать Святое Имя Бога, потому что форма Бога, Его качества мы не сможем осознать сейчас, потому что они требуют очень высокого уровня поклонения. Святое Имя прощает все ошибки и грехи, а форма Бога не прощает, понимаете? Поэтому она, в общем-то, не судит, но она не даёт возможность, а Святое Имя продолжает давать возможность, поэтому санкиртана-ягья нам нужна для того, чтобы удовлетворить полубогов, для того, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога, для того чтобы не деградировать в этом мире и для того, чтобы начать прогрессировать. А также для того, чтобы осуществились все наши планы, которые у нас есть в жизни, мы должны совершать санкиртана-ягью.
00:16:18 У нас есть два типа санкиртана-ягьи основных – это бхаджана и киртана. Киртана – это совместное воспевание или воспевание в уединённом месте с караталами в руках, а бхаджана - это когда человек... Чаще всего это обозначает, что человек воспевает Святое Имя сам. То есть на джапе вместе с Туласи. Понимаете? Вместе с Туласи, потому что Туласи – это чистая преданная Господа, которая пожертвовала собой, своим телом ради нас. То есть это самой высшей степени живое существо, которое очень сильно, как бы достигло высокого уровня жертвоприношений. Видите, мы, допустим, очень благоприятно сжигать веточку Туласи, да? Когда, допустим, мы сжигаем веточку Туласи и предлагаем в это время её Господу, мы совершаем жертвоприношение огромной силы. Но мы же сжигаем Туласи, да? Если нас кто-то будет сжигать, это будет хорошим критерием? Мы сжигаем тело Туласи, и при этом это считается очень благоприятным. Но если, допустим, меня возьмут, начнут сжигать и предлагать Богу в это время, то я не думаю, что это будет очень благоприятным, так? В чём же разница между мной и Туласи? Разница заключается в том, что Туласи отдала своё тело на служение Богу, поэтому мы рвём у Туласи листья, да? Предлагаем Богу. Хотя, мы делаем ей больно, мы, тем не менее, совершаем очень благоприятное действо, хотя мы берём у чистой преданной, отрываем у неё листья. Туласи – это чистая преданная Бога. Её деревце является... Деревце само – это форма, неотличная от формы в духовном мире, просто мы этого не видим.
00:18:39 То есть, мы берём когда за листок - мы берёмся за духовный мир. Потом мы отрываем, делаем больно Туласи, и при этом считаем, что мы делаем благоприятное действие, так? Так оно и есть: мы предлагаем это Богу, и все довольны, Туласи довольна, она для этого сюда пришла. Бог доволен, потому что Он не принимает без чистых преданных подношение. То есть, когда Туласи присутствует, присутствуют чистые преданные сразу на алтаре, так? Я к чему это всё говорю? Чтобы вы видели, насколько героические подвиги совершают спутники Господа, и насколько мы не можем понять, что нам надо хоть что-то делать.
Результаты жертвоприношений
00:19:33 Какие блага даёт проведение жертвоприношений? Первое благо, которое человек получает, проводя жертвоприношение, какое? Вот мы говорим, мы проводим жертвоприношение и получаем благо. Первое благо какое мы получаем? Знание. Мы узнаём что-то, да? Первое благо: вот когда мы начинаем воспевать Святое Имя Бога, первое благо какое мы получаем? Мы узнаём что-то. Да? У нас ещё нет других благ, мы не получаем ничего, кроме этого. Кто что узнал, кто может поделиться? Вот кто начал повторять Святое Имя Бога, и кто что узнал? Ну, смелее, что вы узнали? Кто что узнал? Знаете вот я что узнал? Хочется всегда о себе говорить. [смеётся] Вот как раз на эту тему. До этого я жил сам, как говорится в Ведах, есть такой термин - живут собственной силой, живут собственной силой, мы живём собственной силой, некоторые говорят. Я всю жизнь жил собственной силой. И я знал точно, что если я не прилагаю максимальные усилия, то результата не будет. Я жил всегда собственной силой. Когда я начал повторять Святое Имя Бога, впервые в жизни я почувствовал такой феномен, что некоторые вещи происходят без моих усилий, сами по себе.
00:21:32 То есть мы можем привыкнуть, сейчас кто-то уже к этому привык и считает, что так оно и есть. Но люди, которые бегают и ходят за стеной на улице – они этого феномена не знают. Если что-то происходит само по себе, они очень сильно удивляются этому. Они не знают этого феномена, но этот феномен известен всем преданным. Когда начинаешь повторять Святое Имя, начинаешь понимать, что на самом деле ты не являешься делателем, ты не являешься вершителем в этом мире, потому что ты, повторяя Святое Имя, замечаешь, что что-то происходит независимо от тебя и происходит в лучшую сторону, изменяется в лучшую сторону само, независимо от тебя. Первый опыт - это и есть знание. Знание о чём? Знание о том, что существует высшая воля. Так как мы подчинили себя высшей воле, мы начали воспевать Святое Имя, мы подчинили себя высшей воле, да, в это время? Что мы ждём от воспевания Святого Имени, в основном? Мы ждём результатов, так? Почему? А? да потому что мы хотим наслаждаться материальной природой. То есть мы ждём результатов от воспевания. Это означает, что мы хотим неправильно завершить жертвоприношение. Мы хотим результатов – это означает делать для себя, а не для кого-то другого.
00:23:25 Почему брахман, жрец обычно делает жертвоприношения? В ведической культуре брахман совершает жертвоприношения, а все остальные смотрят. Почему? Потому что это единственный ашрам, единственная личность, которая способна что-то делать не для себя. Кшатрии не могут, они всё равно заинтересованы, вайшьи тем более. Шудры, они не понимают, что такое незаинтересованность. А брахман, если он заинтересован, то он не сможет провести жертвоприношение. Он должен делать абсолютно бескорыстно, и поэтому существует такая практика: брахман не должен требовать себе вознаграждения никогда, хотя сейчас в Индии все брахманы (большинство брахманов) требуют вознаграждения. Ему, допустим, заходишь в храм и говоришь: «Можно поклониться Богу?» «5 рупий». Допустим, в Джаганнатха Пури если ты хочешь зайти в храм – 10 рупий, 5 рупий. Это идёт не только от того, что они, брахманы, деградируют. Это ещё идёт от того, что мы деградируем. Мы заходим в храм, кланяемся, уходим и ничего не оставляем, мы для Бога ничего не оставляем. Мы считаем, что если Он просто на меня посмотрел, то это для Него очень благоприятно. То есть, [смеётся] больше у нас нет по отношению к Нему никаких интересов. То есть, мы себя показали, и мы пошли. То есть, мы не хотим Ему ничего оставить. Ну, максимум: мы можем Ему оставить просто наш голос, мы попеть Ему можем. Но если, допустим, копейку – нет, только не это, потому что сколько не пой, а копейки не прибавится, да? Больше на одну копейку не будет, поэтому мы копейку и не оставляем, в основном. Ну, я просто знаю, я много с русскими преданными ездил, поэтому есть такой феномен. Потому что мы не понимаем, что такое ягья. Все индусы оставляют, все индусы оставляют всегда, но русские преданные не всегда оставляют. Итак, сначала мы получаем знание.
00:26:00 Второе что мы получаем? Мы совершаем ягью, воспеваем Святые Имена. Второе, что мы получаем... Что мы получаем?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну правильно, видишь. Освобождение от грехов. Мы очищаемся. Как это происходит? Опять независимо от нас. Это происходит само собой. Как определить, что я очищаюсь? Верный признак того, что я очищаюсь? Давайте, растормаживайтесь.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Ну может быть, и не видно. Как это видно, что они прекращаются?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Мысли другие – это уже достаточно высокий уровень. Самый первый критерий очищения сознания – человек очищает своё сознание, как определить? Ближе, да. Другими словами, жить становится легче, веселее, как угодно скажите. Жить становится легче, так или нет? Начинаешь воспевать Святое Имя – жить становится легче. Иногда брахмачарьям до того легко становится жить, что они ходят, как боровы, как разморенные мухи. Я не знаю с чем сравнить, потому что меня это всегда очень сильно шокирует. То есть настолько легко становится жить: они просто смеются ходят, повторяют Святые Имена, смеются, вкушают прасад, повторяют Святые Имена, смеются, опять вкушают прасад. [смеётся] И так весь день. То есть жить становится легко, так? И человек не чувствует, что он кому-то что-то должен. Он совершает ягью, он повторяет Святые Имена, так? Потому уже дальше человек начинает понимать, что надо что-то больше делать, раз ты сам чувствуешь, что хорошо стало жить, надо и другим людям помочь, тогда появляется долг перед людьми – это уже другой вопрос. Но этот эффект очищения всем известен нам. Второй этот этап очищения всем известен.
00:28:36 И, третий этап – человек приходит к чистому преданному служению. Я не думаю, что всем нам известен этот эффект. Теперь следующая тема. Жертвоприношение для Вишну даёт мир и благоденствие. Например, вы хотите мир, чтоб был мир. Для этого что надо делать? Выбрать президента хорошего, да? Так думают политики, но преданные думают по-другому; они просто знают точно, что мир будет, если я буду повторять Святые Имена Бога, потому что джапа - ягья. В этой стране лишь небольшая горстка людей совершает ягью. Кто-то пытается совершать ягью, удовлетворяя полубогов. Многие удовлетворяют полубогов тем, что они выполняют хорошо свои обязанности в обществе. Они удовлетворяют как-то полубогов, поэтому они живут богато и у них есть средства на жизнь и счастье, так? Но кто-то ведь не удовлетворяет полубогов, поэтому такие люди живут несчастно, бедно, ругаются, злятся друг на друга, потому что они не выполняют свои обязанности.
Жертвоприношения для полубогов
00:30:02 Не все люди могут удовлетворить полубогов в Кали югу, потому что у нас не хватает качеств. Например, есть люди, которые не могут хорошо общаться со своей женой или со своим мужем, или не могут нормально работать на своей работе, рассеянность мешает, не достаточно концентрации внимания, тупость сознания не даёт возможности выполнять всё как надо. Допустим, повар готовит - если у него нет концентрации достаточной, планеты не дают, он то сожжёт, то наоборот – недоварит, и он ничего не может с этим сделать, понимаете? То есть, полубоги не удовлетворены таким служением и выполнением своих обязанностей. Поэтому часто люди, которые могут выполнять свои обязанности в обществе, они не вступают на путь преданного служения, потому что их и так неплохо кормят. Они и так живут хорошо, зачем им это всё нужно? Но те люди, у которых есть недостатки, они вступают на путь преданного служения, и это очень важно понять. Поэтому среди преданных, в кругу преданных мы очень сильно возмущаемся тому, что собралось много людей, у которых имеется много недостатков, да? И мало тех, у кого есть как бы качества хорошие. В основном, собираются те, у кого достаточно много недостатков. И мы ругаемся из-за этого друг с другом. Почему же появляются такие люди среди преданных? Да потому, что человек, который имеет недостатки, он не удовлетворён простой жизнью, поэтому он привлекается к чему-то другому и попадает на путь преданного служения.
00:31:54 Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит, что в Кали югу самые грешные обретут больше милости – такой парадокс. Те, кто очень грешен получают милость как Джагай и Мадхай. Все остальные... Жили много простых людей вокруг, но Джагай и Мадхай получили возможность стать чистыми преданными, а остальные все не получили. Или кто-то получил, а кто-то нет. Поэтому человек должен что делать? Не грешить как можно больше, а он должен воспевать такую молитву, которую поёт Бхактивинод Тхакур, что «я самый грешный». «Если я живу в Кали югу, значит я самый грешный, пожалуйста, на меня обрати внимание, мой Господь. [смеётся] Так как я самый грешный, мне, пожалуйста, дай Свою милость. Дай мне возможность понять, что такое чистое преданное служение». Совершение жертвоприношений увеличивает силу полубогов и уменьшает силу демонов. Есть такое очень интересное рассуждение демонов, они Камсе рассказывали свои мысли: «Если в теле скрывается недуг, - продолжали демоны, - на него не обращают внимания: он развивается и становится неизлечимым. Если человек по неосторожности даёт своим чувствам волю, ему становится очень трудно управлять ими. Мы должны неусыпно следить за полубогами, чтоб они не стали слишком сильными и непобедимыми. Основа силы полубогов – это Господь Вишну, ибо все религиозные обряды совершаются для того, чтобы доставить удовлетворение Господу Вишну. Выполнение предписаний Вед, защита брахманов и коров, подвижничество, совершение жертвоприношений, раздача пожертвований, распределение богатств – всё это предназначено для удовлетворения, удовольствия Господа Вишну». Смотрите: защита брахманов – делаем не для себя, защита коров – опять не для себя, подвижничество – опять не для себя, совершение жертвоприношений – опять не для себя, раздача пожертвований – опять не для себя, распределение богатств – опять не для себя. Так? Это всё одно и то же, это есть жертвоприношения.
00:34:13 Итак, демоны боятся только одного – что полубоги станут сильными. От чего сила полубогов возрастает? От того, что совершаются жертвоприношения. Раз сила полубогов возрастает, что происходит? Где в Кали югу находятся полубоги и демоны? Они находятся внутри тела, потому что снаружи этот мир приобретает очень хаотичную структуру и закрепиться снаружи полубогам и демонам очень трудно, они все пребывают внутри нашего тела. В наших мыслях находятся демоны и в наших мыслях находятся полубоги. Объектом, ареной борьбы является тело. Если даже в прошлую эпоху мы видели, что огромные ракшасы встречались на пути у личностей, были сражения с сильными демонами, с сильными ракшасами, также появлялись гандхарвы на Земле. Сейчас на Земле нет ни ракшасов сильных... Кто-то там людоеда одного заметит, там, появляется шум, но это не сильный ракшас, он там заманивает, там, потихоньку людей. Сильный ракшас, он никого не заманивает, он просто выходит в город, громит дом, а он огромного роста идёт, представляете, такой гиббон, громит дома, подхватывает всех и бросает в рот. Вот это ракшас. Такой силой они обладали, и они были огромного роста всегда. Допустим, разок Господь Рамачандра с Лакшманом и Ситой шли по лесу, и они увидели, как откуда не возьмись появились две огромные руки, схватили их и подняли. И на расстоянии двух километров от них они увидели демона, который их взял. Такой длины у него были руки, вот и представьте себе размеры. И они их спокойно отрубили, эти обе руки. [смеётся] По самое плечо – вот так. На расстоянии двух километров, вот такое... таким могуществом обладали полубоги. И даже люди. И таким могуществом обладали демоны.
00:36:45 Сейчас вы увидите таких живых существ? Нет, потому что вся борьба сосредоточена внутри сейчас. И поэтому демоны в нас будут сильны тогда, когда мы не совершаем жертвоприношений. И полубоги в нас внутри будут сильны тогда, когда мы совершаем. Когда активизируются демоны? Они активизируются в тёмное время суток, да? Когда солнце садится. Сможем мы с ними справиться в это время? Мы слабые люди, нет. Поэтому в это время надо или читать «Источник вечного наслаждения» про Кришну, как он убивает демонов (пускай послушают), или ложиться спать. Всё. Два варианта деятельности вечером. У нас какие-то другие варианты ещё появляются – от этого мы страдаем обычно. Итак, Ягья – это имя Господа, Ему посвящаются все жертвоприношения – так определяется в Ведах. Господь Вишну также известен, как Ягья. Поскольку все ритуалы и жертвоприношения посвящаются Господу Вишну, Он называется Ягья. Это имя Господа – Ягья. В Ведах говорится, что просто тот, кто знает, что все жертвоприношения направлены на Верховную Личность Бога, он освобождается от всех страданий. Имеется ввиду истинное знание. Если человек просто знает, что все жертвоприношения предназначены для Верховной Личности Бога, он освобождается от всех страданий.
00:38:43 Почему так происходит? Потому что только взаимоотношения, когда мы имеем какие-то взаимоотношения с Богом, не затрагивается ложного эго. Зависть присутствует всегда. Если мы делаем что-то для полубогов, мы можем им завидовать. Если мы, допустим, полубогам что-то даём, мы можем завидовать. «Много я ему дал или мало» – это элемент зависти, когда я думаю об этом. «Много я дал или мало» – это элемент зависти. Воистину, когда мы делаем что-то для Бога, так как мы не можем сопоставить Его ложное эго со своим – у него нет ложного эго, у Господа нет, поэтому, если человек действительно что-то делает для Бога, первый эффект, который он испытывает, что ему не жалко; он чувствует, что не жалко. Если он для Бога делает, он чувствует, что, раз ему не жалко, пропал этот эффект; если действительно для Бога, он чувствует: не жалко. И что тогда наступает? Счастье. Страдания прекращаются, потому что именно от того, что нам жалко, мы живём жадную жизнь, от этого мы страдаем. Мы хотим всё делать для себя. Совершая жертвоприношения, Господь даёт милость только по Своей воле.
00:40:16 Интересная история такая, сейчас я вам расскажу. Один раз царь Упаричары совершал жертвоприношение для того, чтобы удовлетворить Господа. И Господь появился на этом жертвоприношении, чтобы принять воздаяние. Однако, видеть Его мог только царь. Он передал этому царю что-то такое, я точно не помню, что-то передавал этому царю и Брихаспати в отчаянии... Брихаспати проводил жертвоприношение, он в отчаянии подкинул половник и говорит: «Почему я не вижу Господа?» [Смеется] А Господа мог видеть только царь. Его успокоили остальные жрецы, они сказали: «Что ты нервничаешь? Вспомни, Господь показывает себя только по Своему собственному желанию и даёт милость только по Своему собственному желанию». Даже Брихаспати, это возвышеннейшая личность, который способен проводить такие жертвоприношения, что приходит Сам Господь в жертвенный огонь, и он не смог увидеть Господа. На этом жертвоприношение… А царь видел. Таким образом, Брихаспати очень расстроился. Также в Кали югу нужно иметь ввиду такую вещь, что полубоги, они тоже находятся под влиянием века Кали, и они становятся очень привязаны к своей доле жертвенных даров. Если производятся жертвоприношения полубогам, то полубоги в этом случае как бы могут настроиться несколько алчно, понимаете?
00:42:23 Если мы совершаем санкиртана-ягью, то полубоги от этого испытывают истинное удовлетворение, у них нет какого-то неправильного настроя. И пример такого настроя мы можем прочитать в «Источнике вечного наслаждения» с кем?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Всё, на Индру, да? Как Индра, он, когда отменили жертвоприношение вот это вот, поклонение Индре для того, чтобы удовлетворить его перед посевными работами, чтобы он вовремя проливал дожди и вовремя давал ясную погоду, Индра очень сильно разгневался, так? Он привык, что в этой деревне ему постоянно давали его жертвенные дары, но тут Кришна отменил всё это. Таким образом, мы должны быть осторожны, проводя жертвоприношения, чтобы не настроиться неправильно. Потому что даже выполняя свои обязанности, мы должны предлагать это Верховной личности Бога. Также неправильным настроем является пренебрежение полубогами. Это пренебрежение полубогами ведёт тоже к большим проблемам, потому что в чём проблема-то возникает? А?
[Из зала]: [неразборчиво] Вайшнава апарадхи.
00:44:03 [Торсунов О.Г.]: Да, вайшнава-апарадхи возникают. Я впервые столкнулся с этим моментом, когда я увидел, как-то Маханидхи Свами на парикраме, он очень сильно так настроился с большим чувством. Видно, в глубокой концентрации. Поклонился, начал читать мантру Шива-линге. Я так удивился, и подумал: «Зачем он это делает?» И он как будто понял мои мысли. Он сказал, что неофитам свойственно пренебрегать полубогами. Мы не должны поклоняться полубогам, но мы должны понять, что кроме того, что они полубоги... И в Кали югу свойственно всем пренебрегать менеджерами, да? В предыдущие эпохи, вы знаете, кому больше всего поклонялись? Поклонялись своей матери очень сильно, поклонялись отцу, поклонялись царю очень сильно, люди беззаветно поклонялись царю. Если вы Рамаяну почитаете, вы увидите это. А в Кали югу же мы пренебрегаем. Всегда, если человек занимает руководящее положение, то он козёл отпущения, да? На него все ругаются, сплетничают, и всё - он становится самым низким человеком для всех, самым плохим – это признак Кали юги. Точно так же мы относимся к полубогам. Если где-то в Шримад Бхагаватам что-то плохое про Индру сказано – всё, мы начинаем обсуждать, осуждать и пренебрегать. Но вайшнавы, они уважают полубогов, потому что они (полубоги) являются возвышенными преданными Господа. Многие являются чистыми преданными Господа. Например, Господь Брахма, Господь Шива, Ямарадж, Нарада Муни – это же все полубоги, они являются чистыми преданными Господа. И поэтому мы должны очень серьёзно подумать о том, что мы не должны напрямую поклоняться полубогам, но мы также должны оказывать им всемерное почтение, мы должны почитать их как очень возвышенных личностей, и это принесёт успех в преданном служении.
7 видов служения во время жертвоприношения
00:46:36 Теперь я бы хотел перечислить пункты, которые не все знают, что совершая жертвоприношения, необходимо выполнять семь видов служения, которые необходимы для того, чтобы жертвоприношение было максимально успешным. Допустим, мы совершаем санкиртана-ягью – мы воспеваем Святые Имена, но первое: мы должны совершать дравью – это жертвоприношение различных видов пищи и имущества. То есть мы должны постоянно совершать дравью. Понимаете, что это такое? Это означает кормить всех прасадом. Поэтому Шрила Прабхупада настаивал на том, чтобы мы эту программу проводили - «Food for life» в каждом городе. Он настаивал, чтобы в каждом городе проводили программу «Food for life». Кто способствует этой программе, это означает, что он тоже кормит. Не обязательно самому кормить. Это технически не всегда возможно, но человек, который помогает этой программе, он автоматически кормит, так? Или нет? Почему эта программа, почему дравью надо проводить? Потому что, воспевая Святые Имена, мы же можем для себя их воспевать, так? Человек, который... То есть, мы можем быть агентами или Бога, или ложного эго – одно из двух. Как завербовать в себе агента? Вот шпионы как агента вербуют? А? Как?
[Из зала]: [неразборчиво]
00:48:18 [Торсунов О.Г.]: Есть один способ безукоризненный: они заставляют для себя его что-то сделать. Он что-то делает для них, а они говорят: «Вот видишь, ты уже повязан, ты начал нам служить, так, вот, смотри, вот документ, подтверждающий, что ты начал нам служить. Если ты откажешься, мы это предоставим властям». Так? Точно так же и в Сознании Кришны. [смеётся] Если мы начинаем что-то делать для Бога: кормить людей для Бога, то мы становимся агентами Кришны. Если мы начинаем что-то делать для себя, то мы становимся агентами ложного эго. Это происходит незаметно, человек даже не замечает, как он становится агентом того или другого. Точно так же, как мы не замечаем, как мы уходим из этого положения. Потому что у нас ум очень шаткий и поэтому, допустим, мы не перестали кормить кого-то, жертвовать прасад; мы перестали, допустим, и сами не заметили, как схватились за позицию ложного эго: жадности стало больше, чем положено, поэтому во время воспевания Святого Имени уже о Боге не думается. О Боге не думается, думается о себе, о своих проблемах; о том, как я повторяю Святое Имя, но о Боге не думается. То есть настрой – очень важен настрой. Именно для этого настроя мы совершаем дравья-ягью так?
00:49:47 Есть ещё деша. Деша – это очень важное место. Это принадлежность ягьи. Это означает место, в котором проводится ягья. Некоторым всё равно, они говорят: «Джапу можно читать везде». Это да, это так. Или: «Джапу можно читать в любом положении». Например, человек лежит на кровати, у него рука свешена вниз, и он повторяет Святые Имена. Его спрашивают: «Зачем ты лежишь на кровати», он говорит, что «нет особых правил и предписаний относительно повторения Святого Имени», и продолжает лежать на кровати, и потом начинает храпеть через 5 минут. Да, для повторения Святого Имени нет особых правил и предписаний. И для храпа тоже нет особых правил и предписаний, поэтому можно делать и то, и другое - нет никаких правил и предписаний. [смеётся] Вот, но тем не менее, существует деша – означает место. Место совершения жертвоприношения очень важно. Надо знать, где воспевать Святое Имя более благоприятно. Более благоприятно в уединённом месте, если человек хорошо концентрируется. Или более благоприятно вместе с чистым преданным, если человек плохо концентрируется. Для неофитов рекомендуется читать джапу вместе, друг с другом, рядом друг с другом, чтобы не засыпать. Но если человек чувствует, что все мешают сосредоточиться, тогда он должен читать мантру с чистыми преданными. Если их нет рядом, то надо включать мантру Шрилы Прабхупады, или включать хороший киртан, чтобы именно воспевали Святое Имя постоянно, и в этом состоянии сознания воспевать Святое Имя. Но ни в коем случае нельзя читать в неблагоприятном месте Святое Имя.
00:51:42 Как определить, место благоприятное, или нет? Когда вы воспеваете Святое Имя, как определить, место благоприятное, или нет? Как вы для себя будете определять, а? Ну, другими словами, есть вдохновение от воспевания Святого Имени, или нет? Если постоянно нет вдохновения в этом месте, значит надо поменять место, надо воспевать в другом месте, так? Как только вдохновение появляется, значит это правильно воспеваешь Святое Имя. Некоторые сомневаются, они думают: «Здесь воспевать или там? Так воспевать или сяк?» Критерием является вдохновение. Если мы воспеваем Святое Имя и испытываем счастье – это означает, что мы правильно это делаем. Понятно, да? Вот я знаю одного брахмачарью, видел по утрам, он воспевал Святое Имя, он ходил вокруг Туласи, и когда он ходил вокруг Туласи, он временами подпрыгивал как барашек, вот так ногами перебирал. То есть, все просто ходили, а он ходил-ходил, и быстро - раз, и подпрыгивал. Я думал: зачем он подпрыгивает, какой смысл в этом? Я никак не мог понять. И потом я понял: просто он испытывает энтузиазм от этого. Он ходил и подпрыгивал. И все остальные тоже смеялись с этого и испытывали энтузиазм. таким образом, это было благоприятно в этой среде. [смеётся] Ну, это такая небольшая шутка. Но, тем не менее, мы должны понять, что, может быть, есть какой-то смысл. Главное - чтоб воспевание вызывало энтузиазм.
00:53:24 Следующее – кала. Фактор калы – это время воспевания. Понятно, что вечером воспевать практически невозможно. Да, концентрированно? Кто это практикует долго, тот знает, что где-то у меня, допустим, с утра в два раза быстрее, чем вечером, джапа всегда. То есть, если я с утра около двух часов, то вечером около четырёх 16 куругов читаю, если сосредоточиться. Если не сосредоточиться, можно конечно там протараторить как-то, но эффекта никакого. Поэтому время - ясно какое время : в утреннее время нужно воспевать. Некоторые думают, выполнять какие-то обязанности или воспевать Святое Имя? Кроме как пуджарить, нет других обязанностей, которые мешают человеку вовремя воспевать Святое Имя. Конечно, есть ещё такие обязанности, как готовить еду для близких, стирать и так далее, то есть это всё понятно. Но по опыту знаю, что всем, кто повторяет мантру, необходимо иметь в виду такую вещь, что всё это вы сделаете гораздо быстрее, если вы хотя бы половину своих кругов прочитаете с утра. На это уйдёт час. Встаньте на час пораньше, прочитайте ментру хотя бы половину, а потом делайте всё, что вам с утра нужно делать. Если вы сможете всю читать, то это ещё будет лучше. Если выбирать: проводить службу с утра или воспевать Святое Имя, надо выбрать Святое Имя. Если у вас или то, или другое - надо воспевать Святое Имя, а службу проводить позже (если у вас, допустим, достаточно высокие стандарты служения).
00:55:09 Что касается места, я вам могу сказать, что тень святой личности может очистить место, где вы воспеваете. Какой святой личности? Вринда Деви. Есть в Шастрах утверждение, что там, куда падает тень Туласи – это место очищается от всех грехов. Если вы в тени Туласи сядете воспевать Святое Имя, вы будете испытывать счастье. Следующее, четвёртое необходимо для того, чтобы проводилось жертвоприношение – это мантра, что мы и делаем. Пятое – это ритвик. Ритвик – означает жрец. Другими словами, нужен человек, наставник в совершении ягьи, нужен наставник, то есть человек, который научил бы нас, как правильно повторять Святое Имя. Без этого мы не сможем повторять Святое Имя правильно. Нужен наставник, чтобы он передавал своё знание. Мы из лекции от духовного учителя это получаем. Следующее, что нужно - дакшина. Это подношение жрецу. То есть, если у вас есть наставник, вы должны ему жертвовать что-то - для хорошего воспевания Святого Имени просто необходимо. Следующее – видхана, соблюдение регулирующих принципов. Очень важно отметить, что человек, который перестаёт соблюдать регулирующие принципы, он не заметит сам, что его преданное служение начинает страдать, поэтому отключается понимание вещей – сам не заметит. Но, несомненно, страдать его преданное служение будет. Единственное, что он может заметить, это то, что он потерял энтузиазм в воспевании. Всё остальное будет катиться само, незаметно для нас, потому что сознание меняется очень медленно и незаметно, мы не сможем заметить в себе изменения.
00:57:22 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: От чего? Потому что это происходит от того, что происходит осквернение. Допустим, человек занимается незаконным сексом, тогда он просто-напросто теряет чистоту. То есть, чистота сердца теряется, человек не испытывает вкус, потому что он испытывает отвращение, у него теряется чистота. Если человек занимается употреблением каких-то интоксикаций: или спиртного, или тонизаторов, то в этом случае он теряет волю, возможность совершать аскезы, сила аскетизма теряется у него в этом случае. Если человек... То же самое: сила аскетизма теряется, если человек чрезмерно начинает спать, и всё прочее. Если человек ест мясо, то он теряет что?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Милосердие, он теряет способность быть милосердным. То есть, потеряв милосердие, он начинает совершать оскорбления, что является... Что является самой главной причиной падения преданных?
[Из зала]: [неразборчиво]
00:58:49 [Торсунов О.Г.]: Да, вайшнава-апарадха является самой большой силой, которая заставляет нас деградировать. Выше силы нет – вайшнава-апарадха. Даже оскорбление Святого Имени такой силой не обладает, как оскорбление преданных Бога, поэтому мы должны бояться вот этого вот: когда милосердие у нас уничтожается, то начинаются вайшнава-апарадхи. И последнее, что мы ещё не затронули...
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да, вот это вот: когда человек начинает... Надо, вот это перевод несовсем правильный, азартные игры – это несовсем правильная трактовка этого термина. Этот термин означает... То есть вот это нарушение принципа означает желание незаконной выгоды, совершение незаконной выгоды. Понятно? Незаконная выгода. И сюда же относится праджалпа. Когда человек сплетничает, он тоже хочет выгоды. Когда мы сплетничаем, мы хотим выгоды. Вот это качество к чему приводит? Чистота, милосердие, аскетизм, правдивость, то есть человек становится лживым, а это как раз самое опасное, потому что в Кали югу если ты уже стал лживым, никаких шансов у тебя совершать ягью нет. Думаешь, для Господа делаешь, а сам для себя, так? И столько здесь проблем возникает в этом плане.
01:00:26 Зачем, допустим, я покупаю мебель, всю квартиру свою обставляю? Зачем? «Чтобы пригласить гуру. В плохую же квартиру не пригласишь. Так? Зачем я всё вот это делаю, или зачем я много денег зарабатываю? Чтобы отдавать преданным? Нет. Для чего? Для чистого преданного служения. Как это будет выражаться? Вот когда я много денег заработаю, у меня будут большие средства, тогда я буду помогать преданным помногу, а сейчас я совсем не могу преданным помогать. То есть, я немножко помогать – толку от этого нет. Вот, поэтому я не буду понемножку помогать, я буду помногу. А для этого мне надо много заработать, поэтому сейчас я буду много зарабатывать, а потом, посмотрим, я буду помогать». Не работает! Проверено. Если сейчас я хочу себе, потом буду ещё больше хотеть себе, поэтому это не работает. Поэтому желание незаконной прибыли, незаконных действий. В чём здесь незаконность заключается? Незаконность заключается в том, что есть законная деятельность - дравья-ягья, законная деятельность в кругу преданных. Это означает определённое количество, определённый процент прибыли мы должны отдавать преданным – это законная деятельность. Если мы так не делаем, на преданное служение не всегда мы можем отдать что-то в храм, но на преданное служение можем хотя бы предлагать Богу что-то. Я уж не знаю, как вам ещё помочь в этом плане.
Сила жертвоприношений
01:02:20 Теперь поговорим о силе жертвоприношений. Об этом можно много говорить, я сейчас выберу самое главное: «Проведение жертвоприношений в лесу Наимишаранья уменьшает силу демонических людей». Почему мудрецы в лесу Наимишаранья собрались, чтобы там проводить жертвоприношение, которое предназначено для эпохи невежества? Какое жертвоприношение они другое проводят там, которое предназначено для эпохи деградации, какое? Слушание Шримад Бхагаватам - вот это, кроме воспевания Святого Имени – это ещё одно жертвоприношение, которое рекомендуется в Кали югу. И если это делать в особых местах, вот они делали в Наимишараньи. Как только начинается этот процесс в Наимишараньи, по всей Земле сила, демоническая сила, начинает ослабевать. Такой силой обладает этот местный Наимишаранья. Почему? Потому что там в своё время проводилось много жертвоприношений, и этот лес получил такое благословение. Дальше: «Слушание трансцендентного послания Бога уменьшает силу влияния Кали». То есть, если мы читаем Шримад Бхагаватам... Зачем мы читаем Шримад Бхагаватам по утрам? Это жертвоприношение.
01:04:14 Бхагавад-гиту кто-то читает, кто-то Шримад Бхагаватам – это жертвоприношение. Зачем? Можно же ещё что-то почитать? Затем, что мы уменьшаем силу влияния Кали на свой мозг, понимаете? Поэтому надо в утреннее время также стараться немножко, чуть-чуть почитать Шримад Бхагаватам. Здесь много информации о том, как проводить различные жертвоприношения. Например, интересно, что раньше для проведения жертвоприношений нужно было очень много золота, и Кришна его давал. Например, огромные запасы золота были во многих царствах, то есть тоннами это золото привозили на жертвоприношение коня. Там предметы, с которыми связано это жертвоприношение, все должны быть золотыми. И зачастую тонны золота использовались там, а потом раздавались жрецам, и им некуда было это золото девать. И удивительно, что описывается в Ведах, что не было у жрецов такой привязанности к золоту, как у нас сейчас. Например, ну вообще у людей, например, пример приводится, что Махарадж Парикшит, когда он проводил свои жертвоприношения... Вернее, Махарадж Юдхиштхира, когда он проводил жертвоприношения, ему нужно было очень много золота, и царь Марута до этого проводил огромное количество жертвоприношений. И у него, после него остались груды-груды золота, после него у брахманов. Он просто, царь Юдхиштхира, поехал к этим брахманам и попросил у них: «Дайте, пожалуйста, золота. Мне для жертвоприношения не хватает». И брахманы говорят: «Это вот это вот? Бери». Там оно грудами у них просто: кто как напожертвовал, так оно у них и валялось горами. И он тонны золота привёз, чтобы совершить вот это жертвоприношение, ашвамедха-ягью. Таким образом, надо понять что психология людей сильно отличалась от нашей в то время.
Воспевание Святого Имени
01:06:46 Я думаю, что основную тему я закончу сегодня. У нас будет ещё одна лекция, мы поговорим просто о вот этих вот огненных жертвоприношениях, чтобы вы больше знания о них имели. А сейчас я хотел бы, чтобы вы что-то задали, какие-то вопросы по поводу воспевания Святого Имени, и так далее. Может, у кого-то есть какие-то вопросы? Допустим, нужно ли во время воспевания Святого Имени что-то представлять? А что вы будете представлять? Образ Бога.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Я объясню, всё очень просто. Мы должны внимательно слушать звуковую вибрацию, да? Это самое главное. Мы должны внимательно слушать звуковую вибрацию. Внимание откуда берётся? Внимание – это ни что иное, как концентрация ума. Ум, у нас ум, мы находимся в невежестве. Ум не может концентрироваться на звуке сам. Когда мы начинаем концентрироваться на звуке, мы просто засыпаем. Можете попробовать. Просто слушать внимательно Святое Имя, и начинает хотеться спать. Потому что звук в тамасе, он вызывает торможение умственной деятельности. Если человек понимает это, то он будет делать следующее: во время воспевания Святого Имени надо смотреть на изображение Бога. Когда вы смотрите на изображение Бога, то взгляд, имея огненную природу, быстрее всего очищает ум. Взгляд быстрее всего очищает ум, и когда у вас... Мы можем образ Бога держать в уме, нет?
01:08:47 Вы просто подумайте: «Кришна», фотографию хотя бы перед собой представьте, поставьте. А закройте глаза, попробуйте вспомнить её. Она расплывается через минуту и забывается полностью. У нас нет даже способности образ держать в голове. Не то, что там помнить что-то. Таким образом, если мы смотрим на святое изображение во время джапы, что происходит? Мы активизируем, возбуждаем ум. Ум очищается с помощью образа Кришны, да? Ум очищается, и это очищение ума создаёт благоприятную почву для того, чтобы внимательно слушать. Мы чем занимаемся? Мы внимательно слушаем. Но что мы делаем? Мы смотрим на Кришну в это время. То есть, согласно Ведам, во время воспевания Святого Имени Святое Имя должно превратиться в образ Бога, мы должны образ Святого Имени почувствовать, но это очень высокий уровень. Когда мы почувствуем образ Святого Имени, тогда у нас начнутся взаимоотношения с Ним, со Святым Именем. Пока же мы воспринимаем Его всего лишь как звук, и ничего больше, тогда мы не чувствуем вкуса от Него, тогда мы не чувствуем от Него ничего, кроме звука. Это означает, что мы с Ним не общаемся. Когда ум не общается, он не может быть сконцентрированным. Ум не может в пустоте сконцентрироваться. Когда ум находится в пустоте, он расслабляется. Поэтому человек должен научиться общаться со Святым Именем хотя бы через фотографию.
01:10:31 Так делал Бхактивинода Тхакур, он ставил перед собой изображение, садился и, воспевая Святое Имя, он говорил: «Самый идеальный вариант воспевания Святого Имени – это когда изображение на фотографии сливается со звуком, который ты создаёшь в своём уме». То есть, у каждого человека должен быть образ, желательно авторитетный, которому он поклоняется Богу. И приносить воспевание Святого Имени этому образу надо. Надо для него это делать, для Бога. Чтобы мы поняли, зачем мы читаем, надо понимать каждую секунду, зачем мы воспеваем Святое Имя. Трудно понять это. Допустим, когда мы ходим, мы понимаем, для чего мы воспеваем? Раджа-гуна начинается, когда ходим. Мы часто, часто трудно сидеть, потому что сразу засыпаешь. Но когда ходим, это гуна страсти, очень сложно сосредоточиться на Святом Имени. Даже мы сидим, смотрим на образ – что происходит? Мы думаем, понимаем, для кого мы читаем? Надо зафиксировать, что я смотрю на Кришну в это время. Надо это зафиксировать в своём уме. И когда мы начинаем повторять джапу, в это время автоматически мы уже находимся под контролем Верховной Личности Бога.
01:11:45 Мы не можем перед изображением Бога о чём-то другом думать. По крайней мере, если мы начинаем это делать, то совесть начинает мучить. Когда ходишь, совесть не мучает. Всё, что угодно начинает в голову лезть. Таким образом, для чего человек смотрит на изображение? Для того, чтобы не спать; для того, чтобы у него появился образ. Образ, когда во время воспевания появляется образ – это очень важно, это даёт человеку вкус. Вкус к повторению даёт вот этот образ. То есть, вкус, он появляется гораздо позже. Сначала появляется образ, потом появляется вкус. Иногда у человека раньше вкус появляется, но это титанический труд. Представляете? Просто повторять Святое Имя, слушая Святое Имя, человек начинает чувствовать вкус к повторению Святого Имени – это очень трудновыполнимая задача. Да?
[Из зала]: [неразборчиво]
01:12:48 [Торсунов О.Г.]: Например, есть изображения, есть фотографии божеств, которым поклонялись шесть Госвами. Например. Радха-Говинда в Джайпуре. У меня, допустим, есть это изображение, можете посмотреть. Или, допустим, все вот эти божества, которым поклонялись шесть Госвами, можно эти фотографии брать, это будет 100% там они обладают силой. Допустим, в Кришна-Баларам Мандире Радха-Шьямасундара, да? Эта фотография, она, так как там очень высокий стандарт поклонения, эти божества установил Шрила Прабхупада – это означает, что они наделены особой силой нашего духовного учителя, поэтому им поклоняться тоже очень благоприятно. Допустим, Мадана-Мохан - изображение Кришны тоже, Радха-Гопинатха - шесть Госвами Вриндавана поклонялись, и так далее. Радхараман, допустим, тоже эти божества. Другими словами, это будет более благоприятно, если так сделать. Также можно поклоняться... Если у вас есть божества дома, то можно поклоняться фотографиям своих божеств, или ставить их, или перед алтарём читать джапу очень благоприятно. А?
[Из зала]: [неразборчиво]
01:14:28 [Торсунов О.Г.]: Перед Панча-таттвой, да, очень благоприятно. Если вы поклоняетесь, она обретает силу поклонения. Если вы перед Панча-таттвой читаете, силу поклонения обретает. Значит, у вас энтузиазм появится. Какие-то вопросы есть по тому, что я сказал, да?
[Из зала]: Когда мы повторяем Святое Имя, бывает, что у человека пропадает голос, и джапа произносится шепотом очень долго, и есть ли это оскорбление?
[Торсунов О.Г.]: Это значит, что вы в страсти повторяете, то есть голос должен звучать как нектар. Голос должен быть сладким.
[Из зала]: Он исчез, голос.
[Торсунов О.Г.]: Вы не понимаете, ещё раз объясняю. Голос может охрипнуть, исчезнуть, это означает - голос может вибрировать на разных центрах. Голос – это не просто звуковая вибрация, идущая от горла, там, от гортани, как мы думаем. Голос имеет особую природу, которая учёным нашим неизвестна. Вот эти вот звуковые мембраны, они имеют такое свойство – они резонируют со всем тонким телом всего организма. То есть, звуковые мембраны эти резонируют состояние нашего организма. То есть, звук будет таким, в каком состоянии находится наш организм. Если мы находимся в состоянии вожделения – звук будет идти из нижних центров и осквернять, голос будет оскверняющее влияние иметь.
01:16:06 Если человек настраивается на своё сердце и голос его звучит из сердца, тогда этот голос будет иметь очищающую силу. Понятно, да? Если голос грубый, жесткий, жестокий, надрывный – это означает, что человек находится в страсти. И тогда Кришна лишает его голоса, самого главного в нашем проведении ягьи, человек лишается голоса, потому что он очень плохо произносит Святые Имена. Поэтому голос должен быть нежным и нектарным, он должен быть очень мягким, надо произносить очень мягко Святое Имя. Есть два способа произносить его мягко. Первый способ – вибрировать на нижних центрах. Если человек естественным образом начинает говорить мягко, это значит, что он контактирует со своими нижними центрами, ясно? Если девушка начинает нежным голосом говорить – она вибрирует на нижних центрах. То же самое - когда мужчина начинает говорить нежным голосом – он вибрирует на нижних центрах. Второй вариант нежности – это нежность, идущая из сердца. Но она возможна только в том случае, если сердце свободно от греха. Если же сердце не свободно от греха, то нежности, идущей из сердца, не будет. Когда мы вибрируем сердцем, то из сердца идёт грязь, сухость, жёсткость, жестокость и так далее – и как нам тогда быть? На это тоже есть совет Нама-ачарьи - учителя, который дал понимание, как правильно воспевать святое имя. Да?
01:17:58 Бхактивинода Тхакур, он говорит: «Надо воспевать Святое Имя надрывно, как будто плачешь». Когда просит человек прощения, у него открывается сердце, так? Когда человек просит прощения, у него сердце открывается, несмотря на грех. Когда мы просим о чём-то Бога, это идёт от сердца автоматически. И автоматически в это время, когда мы в таком настроении как бы призыва к Богу, мы зовём его, мы просим прощения, мы зовём. Когда происходит такое, то эти, как их, мембраны, звуковые мембраны – они вибрируют на сердце тоже в этом случае. Понятно, да? Поэтому мы должны звать Бога, мы должны таким образом воспевать Святое Имя. Некоторые сразу впадают в состояние зависти, и им завидно. Когда человек начинает искренне воспевать Святое Имя, то многие люди начинают его передразнивать, и всё прочее. Это происходит из грязи в сердце. Когда с сердцем начинает резонировать один человек, всех остальных это может начать раздражать, потому что человек показывает свою грязную природу и все над ним начинают насмехаться. Когда человек читает джапу на нижних центрах, всем от этого хорошо, но когда человек начинает читать из сердца, надрывно, то всем становится больно. Потому, что больно знать правду, так? Поэтому мы должны понять такую вещь, что не всегда когда больно – плохо. Когда мы рядом с кем-то джапу повторяем, если больно, нам больно читать джапу, то значит этот человек, он очень сильно настроился на сердце, очищение идёт сознания. Но когда человек святой, святая личность при повторении Святого Имени испытывает сладкий вкус, потому что сердце очищается от греха, если вы будете сидеть рядом с таким человеком, то вы будете испытывать тоже сладкий вкус.
Бескорыстие
01:20:11 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Да.
[Из зала]: А как это понять – где граница?
[Торсунов О.Г.]: Понять практически невозможно, для этого надо перестать обманывать. Первое, что мы должны начать делать – это перестать врать. Мы должны становиться честными. Когда человек становится честным, у него появляется понимание - где граница. Он начинает видеть, что он просто лжёт самому себе. Он думает, что он служит Богу, но он не напрягается. Например, преданные встают перед Богом, перед алтарём и начинают проводить службу, но они поют очень лениво. Они искренне верят, что они служат Богу в это время, но на самом деле они ему не служат, они просто наслаждаются, и всё.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Так, наслаждение в невежестве: «Харе Кришна Харе Кришна», [кривляется] - наслаждение в невежестве. Когда преданные действительно поют Богу, они очень сильно напрягаются, потому что им хочется преодолеть вот это желание наслаждаться. Они хотят для Него что-то сделать, а это требует напряжения. В естественном состоянии мы не хотим кому-то что-то сделать, нам для этого надо напрячься. Допустим, если вы сейчас кому-то 5 рублей захотите отдать, то надо напрячься. И вы согласитесь, или нет?
01:21:57 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: 5 рублей, но всё равно напряжение будет, так? Напрячься надо, напрячься надо, да? Точно так же, чтобы отдать Богу - тоже надо напрячься. В расслабленном состоянии не отдашь, поэтому человек, честный человек, который бескорыстно хочет, есть ещё другой момент: мы отдаём, но преследуем корысть – это тоже не пожертвование. Это пожертвование в страсти, оно не имеет никакого результата, поэтому если человек бескорыстно что-то хочет сделать, отдать что-то Богу, он должен воспитывать в себе честность. Честность означает перестать обманывать; близким, друзьям перестать врать просто, и всё. Постепенно честность придёт, и ты поймёшь, когда ты хочешь отдать Богу, а когда ты это для себя делаешь. Просто это будет честность, и ты поймёшь. Ты думаешь: «Я вот сейчас воспеваю Святое Имя, я хочу отдать это воспевание Богу». Но внутри где-то промелькнёт: «На самом деле ты просто хочешь хорошей жизни, и всё». Или чего-нибудь подобное – это означает, что честность появилась. Когда человек честный, у него никогда однозначной мысли в голове нет. Он говорит: «Я хочу сделать вот это». А у него в голове другая мысль приходит: «Да-да, ты хочешь это сделать, но параллельно ты хочешь ещё вот это вот сделать». Другая мысль всегда рядом. Честный человек, он никогда не испытывает состояния абсолютного спокойствия до тех пор, пока он не утвердится в честности. Когда он очень сильно будет чего-то хотеть сделать, тогда он будет видеть, что других мыслей уже не возникает.
01:23:53 Но. Нечестный человек – у него тоже не возникает двойных мыслей. Как у очень сильно честного, так и у нечестного. Он, нечестный, говорит: «Да, я для Бога делаю, всё для Бога, у меня нет в этом никаких сомнений, никаких абсолютно. Если я что-то себе беру с этого, то это тоже для Бога я делаю. Я же для Бога живу. Я беру себе то, что делаю. Если я, допустим, кому-то что-то сделал, я себе с этого что-то хочу, я хочу выгоды с этого, я хочу назад с этого. А хочу, чтоб мне назад потом». Это одна из причин, почему мы у преданных сейчас перестали брать пожертвования, потому что 90% из них потом приходят и говорят: «А меня потом дополнительно полечите бесплатно?». Ты мне – я тебе. Для того, чтобы наше пожертвование не было корыстным и их пожертвование не было корыстным, поэтому мы и перестали брать пожертвования у преданных. Вот такие бескорыстные в кавычках – это очень прискорбный момент. Но тем не менее, это так, поэтому надо понять, что когда человек думает о том, что он жертвует бескорыстно, чаще всего, если не приходит в голову другая мысль – это означает, что он просто не видит свою корысть. И всё. Он просто не видит её, и всё. Она есть, но он просто не видит её, потому что нет честности. Надо увидеть корысть. Корысть есть, надо просто понять, где она сидит, зараза такая, да?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Как?
[Из зала]: [неразборчиво]
01:26:01 [Торсунов О.Г.]: Незаконная выгода – ну, когда мы не отдаём преданным свою долю. Для того, чтобы проводить жертвоприношения, человек, который не раздаёт пищу... Вот во время огненного жертвоприношения, если человек не раздаёт пищу, не кормит... Вот во время ашвамедха-ягьи на расстоянии каком-то определённом (я не помню, каком), все должны быть сыты. Если хотя бы один голодный, ашвамедха-ягья не получается. Всё. Много золота привезли, много расплавили, переплавили, собрали жрецов, прилетели Нарада Муни, все, всех умилостивили по-своему, на это требуется огромный, колоссальный труд, титанический труд на это требуется. Вы не представляете. Человек может отдать всю жизнь, чтобы готовиться к такому жертвоприношению, чтобы всех... Возвышенных личностей очень сложно удовлетворить! Они не смотрят, как ты всё делаешь, они тебе в глаза смотрят, они видят твою природу, они понимают, кто ты такой, и поэтому очень трудно. Вот. И надо очень себя напряжённо вести. И один человек остался голодным – всё, привет родителям, всё заново. Золото, которое уже использовалось в этот раз – оно негодно, надо новое собирать, и так далее. Невозможная вещь, поэтому эти цари так тряслись, чтоб никто не был голодным. Точно так же любая ягья, она невозможна, если люди неудовлетворённы вокруг нас. Если мы не хотим отдавать свою долю преданным, занимаясь преданным служением, если мы не хотим помогать храму, если мы не хотим помогать преданным, значит не будет ничего хорошего у нас в жизни. Ягья не будет полной. Незаконная выгода.
01:28:00 Мы хотим ягью, но ягью не делаем. Есть перечень вещей, которые надо делать, совершая ягью. Мы не соблюдаем этого, поэтому ягья будет незавершённой. Конечно, нет никаких особых условий для воспевания Святого Имени, можно вообще ничего не делать. Святое имя вседоступно, оно абсолютно бескорыстно, и оно абсолютно всеблагое – это значит, что как бы человек ни воспевал, что бы он ни делал, он всё равно будет получать счастье от этого, и процветание, и успех. Но в конце концов человек придёт к тому, что в его голову придёт одна замечательная мысль, что даже для повторения Святого Имени, что «повторять Святое Имя можно гораздо лучше, чем я повторяю». И для этого он уже начинает изучать, что такое ягья и как улучшить повторение Святого Имени. Какие ещё вопросы, да?
[Из зала]: [неразборчиво] религией Лазарева, вы его, наверное, знаете?
[Торсунов О.Г.]: Уже религией стало?
[Из зала]: [неразборчиво]Он говорит как раз по поводу того, что когда человек что-то делает для себя, он это делает для Бога. Лазарев учит тому, что всё, что человек получает от Бога, он его благодарит, и отдаёт ему радость – это вообще приносит какую-то пользу, или нет?
[Торсунов О.Г.]: Нет.
[Из зала]: Действительно людей сбивает[неразборчиво]
01:29:30 [Торсунов О.Г.]: Давайте не будем обсуждать никого, потому что это тоже пользы не приносит.
[Из зала]: Мне просто интересно.
[Торсунов О.Г.]: Вы просто скажите о концепции, не надо обсуждать никого, но просто скажите о концепции. Такая концепция - когда человек получает, благодарит Бога, он приносит пользу, или нет? Нет. В том случае, если он получая, отдаёт Богу – тогда да. А если он просто благодарит: «Ну, давай ещё, давай, заряжаем холодильники, стиральные машины, давай мне больше, всё давайте мне сюда, мне всё давайте, мне, благодарю, Господь».
[Из зала]: На уровне ума он учит отдавать. На уровне ума он получает, он на уровне ума это Богу отдаёт - всё. Он учит отдавать. [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Хватит Лазарева ругать, он же благочестивая личность. Как вы не понимаете, что вы сейчас совершаете оскорбление? Просто задайте вопрос: можно ли так делать, или нет? Если человек берёт что-то у другого человека и ему говорит: «Молодец-молодец, спасибо», берёт он материальную вещь, если тот не хочет отдавать сам, но при этом получает назад «спасибо», то это не работает. То же самое, если человек берёт материальное, он очень сильно обуславливается, и когда он при этом отдаёт «спасибо», - тоже не работает. Вот если он отдаёт материальное и говорит «пожалуйста», тогда это работает. Понимаете? Для того, чтобы совершать жертвоприношения, самая большая проблема – это тело, тело связано с материальными объектами, поэтому, чтобы развернуть сознание в сторону желания делать для других, в сторону того, чтоб повторять Святое Имя не для себя, чтобы развернуть сознание в эту сторону, для этого необходимо оторвать от тела. Что мы отрываем от тела: пищу, деньги, имущество. Поэтому человек отрывает от тела. Надо научиться отрывать от тела – самое тяжёлое. Когда мы отрываем от тела, тогда появляется желание совершать ягью. Хотя бы копейку дай кому-нибудь. А, копейку? Ну вот возьми, дай кому-нибудь копейку – очень трудно.
01:32:06 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Это уже другой вопрос, это технический вопрос. Лучше отдавать пищу, да. Но трудно, можно попробовать. Кому-то взять и отдать что-то – очень трудно, не всегда возможно. Если хороший человек, - да. А если просто незнакомый человек на дороге сидит, если просто взять - дать ему хлеб, кусок хлеба – трудно. Если мы настроимся сейчас: «Да мне не трудно!» Тогда отдадим. А если не настроимся? Ну вот, допустим, я купил плюшечки какие-нибудь, иду по улице, сидит голодный человек. Как в том фильме, да? «Я ничего не замечаю...» [смеётся] Пошёл, ничего не вижу. Не заметил просто, и всё, так получается, иногда бывает, в другую сторону посмотрел, да? Вот и всё. Или просто некогда, некогда же тут останавливаться, просто некогда. Надо быстрее, всё что угодно, очень трудно. Поэтому рекомендуется начинать... Для того, чтобы улучшить своё жертвоприношение в воспевании Святого Имени, рекомендуется начинать с раздачи пищи или средств своих каких-то. Можно просто кормить людей прасадом, кто приходит в гости. Можно участвовать в программе благотворительной раздачи пищи, джапа от этого будет улучшаться сама. В этом заключается приобретение. Мы будем видеть, что она сама улучшается. Только не понимаем, как. Воспевание святого имени само будет улучшаться. Ещё какие-то вопросы есть? Да?
01:34:30 [Из зала]: [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.]: Я считаю, господа, чтобы для того, чтоб понять, что мы не должны слишком много смотреть на лицо Господа, надо начать смотреть на лицо Господа. Пожалуйста, начните смотреть на Господа как можно больше. В какой то момент вы поймёте, что, так как мы слуги Господа, лучше смотреть ему на стопы. В какой-то момент захочется. Но при этом всегда будет хотеться посмотреть на лицо. И можно иногда смотреть. Тот же человек, который не хочет смотреть на лицо Господа, он не увидит Господа никогда, поэтому, пожалуйста, смотрите на лицо Господа. Смотрите на лицо Господа, потом, когда придёт время, будет концентрация на стопах, но сначала надо смотреть на лицо, потому что в нём весь нектарный вкус. Вот надо пытаться понять этот вкус. Чтобы концентрироваться на стопах, надо понять, каков вкус лица Господа, что ты не достоин этого, что тебе надо концентрироваться служить Господу, что ты должен концентрироваться на стопах, чтобы обрести силу служения, а не силу наслаждаться Господом. Надо обрести силу служения. Но, господа, хотя бы приобретите желание наслаждаться Господом. Посмотрите на Господа, смотрите каждый день на Его лицо как можно больше, тогда появится желание видеть лицо Господа. Это значит, что мы уже движемся к цели. А то, что вы сказали – это очень высокий уровень. Настоящий неофит... Это очень высокий уровень, когда человек становится по-настоящему каништха-ахикари, тогда ему надо уже концентрироваться на стопах – это означает, что он знает, что Господь присутствует на алтаре. Это очень высокий уровень. Представляете: человек видит Господа, реально он чувствует, что это Господь там стоит на алтаре, а не кто-то другой. Это очень высокий уровень. Пока мы до этого уровня не дошли, смотрите на лицо Господа как можно больше, 24 часа в сутки. Вешайте фотографию на потолок и лампочку туда небольшую включайте, чтоб ночью, когда просыпаетесь, вы видели лицо Господа. [смеется] Шутка такая. Как можно больше. Ну, всё, Харе Кришна! Счастливо. Шри-Шри Гоура-Нитай Ки Джай! Шрила Прабхупада Ки Джай!