Самоконтроль

12 марта 2010
Важность режима дня. Роль ума. О сне и пробуждении. Руководство к джапа-медитации. Гнев, самобичевание, истерия. Разговоры на профессиональную тему. Вопросы о специях.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:30:09 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 2088 | скачано: 2283 | избрано: 36
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Важность режима дня

00:00:00 Я хочу, все-таки, остановиться вкратце на одном вопросе, который является очень важным. Этот вопрос заключается в том, что самоконтролем невозможно заниматься, если человек неправильно относится к тому, что окружает его. Что нас прежде всего окружает? Нас прежде всего окружает время, верховная личность Бога в виде времени. Он здесь возглавляет все в этой материальной Вселенной. Нас окружает Солнце. Да? То есть человек, который не занимается садханой-бхакти (то есть, он не регламентирует свою духовную жизнь), а также тот человек, который не регламентирует время еды (йукта-карма)... то есть, если человек не контролирует свою еду, не самоконтроль свой отдых и свою работу, он не может достичь счастья в йоге.

00:01:07 В йоге - то есть связи со Всевышним. То есть, счастья не достигнет. Таким образом, надо изучить, как движется Солнце; надо изучить, как правильно питаться; надо изучить, когда заниматься каким видом деятельности и когда каким видом деятельности не заниматься, и когда не надо питаться. Это надо все изучить. Когда надо просыпаться и когда надо ложиться спать. Это очень важно. Потому что, если человек встаёт позже, чем положено, он не может быть в гуне благости. Если человек ложится позже, чем положено, он не может быть отдохнувшим.

00:01:42 Для самоконтроля мы должны уважать Верховную Личность Бога, который пришел сюда в форме времени. Это означает выполнять режим дня. То есть, что предписано этой Верховной Личностью Бога. А Солнце - это кала-чакра, то есть это колесо времени. Если Солнцем предписано действовать таким образом, мы не должны этим пренебрегать. То есть, наше служение, садхана-бхакти также означает это уважение вот этой вот воли времени, это то же самое бхакти. То есть, мы должны уважать волю всех, как бы, всей организации божественной природы. Как она организована, мы должны уважать. Как мы должны вовремя вставать, вовремя ложиться. Это тоже будет критерием нашего служения Богу. Если мы этого не делаем, то ни о каком самоконтроле речи быть не может. Вот. И самый главный самоконтроль – это сосредоточить себя всесторонне, связать себя с Богом. Человек должен понять все аспекты Бога. Он должен понять, что такое жертвоприношение, как Бог приходит через жертвоприношение. Потому что без жертвоприношения невозможно заниматься никакой позитивной деятельностью. Ведь наше жертвоприношение – это воспевание святого имени Господа и выполнение своих обязанностей. В этом заключается…

00:03:14 Но также существуют другие жертвоприношения. Даже когда человек дышит, он должен это предлагать Верховной Личности Бога. И в этом заключается понимание его аспекта, то есть его формы вот этой вот; формы, как Он пришел к форме жертвоприношений, Йогешвары. То есть, мы должны понять это, мы должны понять, что Господь является Властелином всего этого существования. То есть, мы должны понять, что Он всем управляет, всем руководит. Вот, и так далее. То есть, мы должны изучать все эти аспекты. Это тоже самоконтролю очень помогает в нашей духовной жизни. Потому что когда мы это все изучаем, у нас появляется понимание, как нам надо поступать в той или иной ситуации. То есть, мы таким образом тренируем свой разум.

Роль ума

00:04:02 Пожалуйста, если есть какие-то у вас вопросы… Язык неконтролируемый, говорит и говорит. Да?
[Из зала] [неразборчиво] Это то же самое фактически, или нет? И есть какая-то разница?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Ум является шестым чувством. То есть язык – это чувство. Чувство, язык, то есть это орган действия, это тоже чувство. Ум функционирует с помощью 10 чувств. Да? Органы восприятия, органы действия. Но ум является тоже чувством, сам. Если человек думает, он совершает деятельность внутри себя. То есть, разница заключается в том, что если человек действует через органы действия, то грехи прорастают быстрее, чем он пользуется умом как действием, как чувством. Пользуясь умом, он таким образом, как бы, кормит идею греховной деятельности, он, как бы, кормит эту идею. Но когда он осуществляет действие через органы действия, таким образом он связывает себя непосредственно с материальной природой, именно материальными связями, то есть связями чисто механическими. То есть, когда человек на умственном плане это делает, то он связывает себя на тонком плане. И, таким образом, эту связь ещё разорвать можно. Но когда он связывает себя на грубом плане, совершая действия, то, извините меня, уже рождаются дети от этого, то есть на грубом плане. Или он должен попасть в тюрьму. То есть, я говорю, как бы, уже плоды проросшие.

00:06:04 Но смысл заключается в том, что когда человек действует через органы действия, то плоды растут быстрей, чем когда он действует на уровне ума. Таким образом. Но несомненно: когда человек просто думает, он, несомненно, тоже эти плоды культивирует. Шрила Прабхупада говорит: «Точно так же, как одна материальная мысль, одно материальное желание в нашей голове сменяет другое, точно также мы будем сменять одно тело на другое». [Смеется] Прямо, конкретную связь поставил. То есть, от этих вот верчений материальных желаний в голове зависит и то, что мы будем перевоплощаться, не уйдем, как бы, из этой материальной... Это Прабхупада, прямо, конкретно так говорит. Еще. Да?

О сне и пробуждении

00:06:52 [Из зала] [неразборчиво] Это по жизни будет плохо, или все-таки постепенно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос.
[Из зала] ...постепенно можно это преодолеть? Потому что...
[Торсунов О.Г.] Действительно.
[Из зала] Очень важно.
[Торсунов О.Г.] Действительно, по карме некоторым людям очень трудно вставать утром рано, и даже они в этом случае рождаются вечером. Если человек рождается вечером, то ему очень трудно утром вставать. Поэтому считается более благоприятно рождаться утром, чем вечером. Потому что по карме в этом случае человеку очень легко будет вставать утром. Если человек рождается днем, ему, в принципе, и не сильно хочется вставать, и не сильно хочется ложиться вовремя. Так, как бы, все у него поровну. Вот. Действительно, будет очень тяжело вставать утром рано, когда человек рождается вечером. Очень тяжело, действительно. Вот. Но он должен всегда прилагать к этому максимальные усилия.

00:07:52 Существуют определённые техники. Понимаете? Есть же способы, как можно себя поднять. То есть, когда человек изучает это, он знает, как себя можно поднять. Первая техника заключается в том, что человек должен перед сном понять, какое это счастье - вставать утром рано и не валяться в постели. То есть, первое - он, как бы, прививает себе установку, что вот это очень приятно, рано вставать. Второе - он прививает себе установку: нельзя ни секунды валяться в постели. Потому что, когда человек валяется в постели, в это время, так как он уже проснулся, у него появляется шакти, то есть энергия. И она в это время, как бы, в первые минуты жизни в постели, определяет, куда ей идти. То есть, человек всегда настраивается: или служить Богу, или служить себе.

00:08:43 Энергия идет или вверх, или вниз. И так определяется тонус всего дня. Если человек сразу встаёт с постели, в этом случае он настраивается на духовную жизнь. Если человек валяется, значит энергия будет спускаться, и у него появляется мысль о вожделении. И самая первая мысль о вожделении такая: «Надо ещё поспать». И человек продолжает спать опять. И он усиливает себе желание это. То есть, первое - надо вечером создать установку себе: «Я не хочу валяться, потому что это противно. И я люблю рано утром вставать, потому что это счастье». И для того, чтоб культивировать это счастье, человек должен, когда он рано утром встает, он ничего несчастного делать не должен. Если он читает утром джапу, он должен настроить эту джапу таким образом, что он должен условия себе создать для джапы такие, что эта джапа ему читается приятно.

Руководство к джапа-медитации

00:09:34 Человек, который начинает заниматься духовной практикой, не должен ни в коем случае из джапы делать концлагерь. [смех в зале] То есть, «Харе Кришна, Харе Кришна...» [кривляется] То есть, ненавидеть, там, что-то во время джапы, там, торопиться, бегать, прыгать, там, биться головой об стену. То есть, считать, поставить часы, поклоняться Верховной Личности Бога в виде времени во время джапы. [смех в зале]. «5 минут, 15 секунд. На 15 секунд больше! Значит, я в майе». Вот, сама мысль об этом - это уже майя. Потому что джапа означает воспевание святого имени Господа, а не воспевание Верховной Личности Бога в виде времени. То есть, прежде всего, человек должен почувствовать радость, он должен создать условия. Например, как, допустим, я создаю условия себе? Я включаю Шрилу Прабхупаду во время джапы, когда он поет «Харе Кришна», вот именно этот киртан я включаю, таким образом. И включаю негромко.

00:10:45 В результате мой ум входит в определённый тонус. Понимаете? Когда я это делаю, то у меня появляется вдохновение очень сильное. И когда я читаю, я смотрю. Так как у меня глаза, они куда-то хотят смотреть еще, внутрь себя чувство не направлено, то я смотрю на Радху-Кришну. Я повторяю: «Харе Кришна, Харе Кришна», смотрю на Радху, на Кришну. То есть, таким образом, происходит контакт глаз с Кришной, то есть образ Кришны входит. И когда поет Шрила Прабхупада, появляется вдохновение. Вот. Но, в конце концов, мы должны научиться читать таким образом, что вы только через один слух должны получать вкус. Но это очень длительный процесс. Поэтому временно человек может создать себе какие-то условия.

00:11:28 Я знаю, что Бхактивинод Тхакур таким образом читал, что он ставил перед собой изображение Радхи-Кришны. И он, читая, очень внимательно смотрел на них. Идеальный вариант – только слушать. С полузакрытыми глазами. Но если мы не контролируем ни ум, ничего мы не контролируем... Можете попробовать, контролируете или нет. Если во время джапы в полутемной комнате мы настраиваемся на слухи, и происходит углубление в себя постепенно, (типа засыпает?) (смех в зале), вот такое, это значит, что надо активизировать свою духовную жизнь каким-то внешним фактором - включить Шрилу Прабхупаду, читать вместе с преданными, читать рядом с туласи, читать в более светлой комнате. Читать, зажигая благовония. Вот, и так далее. То есть, надо занять больше чувства, потому что мы... То есть, когда я читал лекцию по сознанию в Алма-Ате, там разбирали такой вопрос, что когда ни одно чувство не занято, автоматически ум входит в состояние дремоты.

00:12:42 Если чувство означает вкус. Если у нас нет вкуса к воспеванию Святого Имени, одно чувство не занято, и мы сразу в полудрему впадаем, то есть надо занять чем-то вкусным свои чувства во время воспевания. И сразу дремоты не будет. Будет лучше концентрация таким образом. Поэтому надо вставать рано, и утром не надо над собой издеваться, чтоб следующим вечером не подумать: «Опя-а-ть это утро!» (Смеется вместе с залом) То есть человек должен утром... утро для него должно быть нектаром, и тогда ему захочется рано утром вставать. Потому что он думает: «Это самый большой праздник в моей жизни, никто не пристает, никто лечиться не хочет, можно читать джапу». [Смеется вместе с залом]. Какие ещё вопросы?

00:13:32 [Из зала] Ну ещё тогда такой вопрос. Вы говорили, что нельзя резко соскакивать раньше, кровообращение не готово мы ещё в состоянии такой неактивности, и рекомендовали почему-то даже массаж рук, допустим, ну, какой-то делать, самомассаж. В то же время я читала, что нужно вскакивать буквально, вот мгновенно, иначе уже мы впадаем в невежество, в тамас, или в страсть. То есть, вот, как вы считаете, правильно сразу соскочить или же все-таки нужно какое-то...
[Торсунов О.Г.] Ну вообще, вскакивать быстро – это, как бы, лучше, чем медленно. Например, вот у нас в [неразборчиво] была на заре нашей, так сказать, духовной практики такая очень хорошая практика - мы ставили в ногах будильник. Мы рядом спали. И когда он звенел, мы должны, кто вперед... это у нас было соревнование: кто вперёд нажмет на кнопку. (смеется) То есть, быстро включаться. И тогда никакого нарушения кровообращения не было. Просыпались сразу, и шли счастливые омовение делать. То есть, это просто придумали материалисты, потому что он валяется в постели, вот, не спит, у него там застой кровообращения наступает, давление сразу падает, вся энергия уходит в нижние центры. Ему потом чтобы встать, надо массировать себе все. (смех в зале) А у преданного ничего не успевает уходить в нижний центр.

00:15:00 [Из зала] [Неразборчиво] бывает, просыпаешься очень рано. Ну, допустим, в час, в два, и вообще спать не хочется. Что делать в этом случае?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Есть 2 способа, что делать в этом случае. Первый способ – это если, как бы, твой день не принадлежит тебе, а ты должен делать много практического служения и в концентрированном состоянии, в этом случае надо продолжать спать, заставить себя спать. И есть один способ хороший – надо включить просто музыку, которая тебе очень нравится, духовную. Ум успокоится, и сразу войдет в состояние сна. Надо включать на пороге слышимости - ни громко, ни тихо. То есть, тогда, когда музыка совсем не раздражает ум, ум мгновенно умиротворяется и человек засыпает.

00:15:55 У меня есть такая практика, я постоянно включаю киртан, вот этот двадцатичасовой киртан Индры на все сутки. То есть у меня, как бы, плеер, он работает на реверсе, и у нас постоянно [неразборчиво] счастье царит, вот это, вот этого киртана у нас. И ночью тоже, когда ночью просыпаешься (я тоже часто ночью просыпаюсь), ночью просыпаешься, и слышишь киртан Индры, и думаешь: «Какое счастье...», и сразу засыпаешь. [смех в зале] Без проблем. А мы просыпаемся, потому что мы оскверняемся. У нас сон когда становится слабым, духи... Когда человек спит, он не защищается. Когда ослабевает тело, когда мы не сильно, там, в ананду уходим во сне, то есть поверхностный сон начинается, у нас ум активизируется, и духи пытаются воспользоваться им. Они нападают на ум, и начинаются кошмары, или просто ум входит в состояние сильного беспокойства, человек просыпается и не может спать. Но если он при этом слышит киртан, который ему очень нравится, сразу же он входит в состояние умиротворения. Он ещё не успел проснуться, уже опять засыпает. Поэтому один из способов самозащиты от всяких ненужных таких моментов - это просто, вот, ставить киртан, хотя бы при засыпании. Пускай он, там, сам остановится магнитофон, таким образом.

00:17:19 Ну, второй способ – это встать и начать читать джапу, то есть делать то, от чего ты испытываешь большой вкус. Можно даже без омовения. Потому что знаешь, что есть вероятность, что ты опять сейчас быстро утомишься и заснешь. Просто проснуться и читать джапу, пока не появится желание спать. Потом, как бы, опять засыпаешь, и все. И вставать при этом надо всё равно вовремя. Если человек встаёт вовремя и сильно не высыпается, он должен омыться пойти и начать читать джапу. И во время джапы, если у него проявляется желание кланяться Верховной Личности Бога, и углубляется сильно понимание вещей (зал смеется), то в это время он должен, сидя, опустить свою голову, просто на 5 минут, не ложиться, не протягивать ноги. Потому что его тело входит в тама-гуну. А сидя, прямо вот так, облокотившись на что-то, надо минут 5-10 подремать. В этом состоянии, когда нас тама-гуна начинает одолевать, сильно затекают ноги, и человек просыпается. То есть в момент одолевания тама-гуны, человек пробуждается. А тама-гуна означает, что мозг уже отдохнул. Пока тама-гуна не одолевает человека, вся энергия идет в мозг. Мозг устал, он хочет спать, он устал. Когда мозг устал, он требует себе энергию, мы спим. Но когда мозг насытился, энергия начинает спускаться вниз, в тело. И он начинает расслабляться, ноги затекают, человек просыпается довольный, потому что он бодрый, уже отдохнул, и читает джапу. А если человек вытягивает ноги, вот, то он, тело, вся энергия, она идет дальше, и ничего не затекает, человек впадает в гуну невежества. И чем больше он спит, тем больше ему хочется. И он потом себе весь день портит. Поэтому надо спать сидя - когда днем, всегда надо спать сидя. Никогда лежа нельзя спать днем, только сидя, и все. Да?

Гнев, самобичевание, истерия

00:19:16 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Хороший вопрос. Ответ такой: в принципе, когда человек направляет свой гнев против своих плохих поступков, в любом случае это благо. Но самобичевание означает, что человек использует критику себя для оправдания своих недостатков. То есть такой, как бы, тайный, скрытый механизм. Когда человек занимается самобичеванием и не преследует цель исправиться, то есть, когда он, как бы, направляет против себя гнев, но не преследует цель исправиться, а преследует цель, оправдать свои недостатки. То есть он: «Я плохой, я такой плохой, а-а-а». То есть, и он, как бы, сам себе оправдывает свои недостатки таким образом. Вот. Это называется самобичевание. И цель одна – уйти от решения трудностей просто.

00:20:34 Второй вариант – человек с полной решимостью исправиться направляет гнев против себя. В этом случае он поступает правильно. То есть, он должен знать, что в конечном счете он исправится, направляя гнев. Он должен так, как бы, требовать от себя после этого гнева исправления. Иначе, это направится в ту строну, чтобы оправдывать себя. «Раз я плохой, я никчемный, значит и от меня никто ничего не должен требовать». Все, очень просто. Эта развившаяся степень такого самобичевания называется истерия. Когда человека заставляют.

00:21:09 Истерия – что такое? Когда человека заставляют что-то делать, он сразу впадает в состояние слабости. Вот до этого он нормально жил, все, у него, там, все работало хорошо, он книжки читал. Ему подошли, сказали: «Слушай, помой полы». Он сразу такой: «А!», и у него реально заболевает голова. Реально заболевает голова. То есть, это состояние называется истерия. То есть, человек настолько сильно не хочет служить никому, что у него сразу начинает полностью пропадать желание жить. И у него расстраиваются функции в организме сразу. Он сразу плавать стал: «Плохо...». Сердце начинает биться, пот идет. Он говорит: «Слушай, сегодня я мыть полы не буду. Все!» Это идет, вот, как завершающая ступень вот этого самобичевания. То есть, человек уже совсем издевается над собой. Только он не хочет служить никому, только кроме себя. Настолько издевается над собой, что у него начинают функции организма расстраиваться таким образом.

Разговоры на профессиональную тему

00:22:08 [Из зала] [неразборчиво] А как вот, разговоры на профессиональную тему, то есть [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Если во время этого разговора постоянно думаете о том, что, вы хотите служить Богу, тогда это Кришна-катха. А когда разговор на профессиональную тему уходит в ту сторону, где что почем, вот... То есть, это, как бы, когда человек на профессиональную тему... Мы знаем, что Прабхупада говорил на профессиональную тему. Даже фильмы видим, он говорит о бухгалтерии, но при этом видно, что он думает только о Боге в это время. Он конкретно... то есть, это разговор должен быть очень серьезный всегда, на профессиональные темы. Как только начинается болтовня на профессиональную тему, а не серьезный разговор, тогда язык человека уводит в сторону, в сторону политики. Он начинает, там, вот как только начинается обсуждение кого-то во время профессиональных разговоров, как начинает, как только начинаются сплетни, как только начинаются сомнения... то есть, мы обсуждаем профессиональную тему, но, вдруг, начинается сомнение, и это сомнение начинает обсасываться со всех сторон. «Это то... а так может получится, а может, не получится...». Профессиональный разговор означает, что человек обдумал, принял решение и сказал своё мнение. Если кто-то не согласен, хорошо, вот, пускай человек другой скажет своё мнение. И опять они обдумывают, и потом принимают какое-то решение, если они начинают... Ну, могли немножко пообсуждать, но когда это принимает такой запущенный оборот, и это потом уводит в строну, там, какой-то [смеется] крайний находится в результате всех этих бесед. Это уже про праджалпа.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Должен думать, зачем ты этот разговор затеял, вот на эту профессиональную тему? Какой смысл этого разговора? Постоянно думаешь, что ум не уйдет в сторону.

Вопросы о специях

00:24:09 [Из зала] А вот сегодня тема была ещё насчет специй. Три вида специй существует... [неразборчиво], то у меня температура повышается, то ещё что-то. То есть какие-то специи, они обладают какими-то качествами все равно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. То есть, может специя благости у человека плохо перевариваться какая-то, и она вызовет у него состояние невежества. Поэтому я вам предложил, как бы, вариант, как проверять для себя специи с помощью запаха на лекциях в Омске. И там же разбирались, какие специи в благости, какие нет. Также у меня есть методичка по всем продуктам, какие продукты какими качествами характера обладают конкретно. Вы можете просто её себе взять и изучать самостоятельно. Да, мы занимаемся бизнесом, продаем методички. (смеется) У нас сейчас нет, вот, но мы, если вам понадобится, будут заказы - мы напечатаем, и будем распространять.

00:25:26 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Лучше сладкими. Можно, но если, в том случае, если у детей страдает пищеварение. Лучше сладкими специями, потому что у детей, у них, как бы, пищеварение больше в благости находится, пищеварение. Они любят больше сладкое, они любят больше фрукты, они любят больше молочное, это продукты гуны благости. И поэтому специи им тоже только благостные нужны. И даже они любят крупы только в благости. Пшеницу, рис, в основном, дети любят, кукурузу. Это все в благости, как бы. Поэтому надо учитывать особенности организма. Так как ребенок сам, сознание у него находится в тамасе, а ему надо развиваться, то ему требуется очень много благости. Поэтому он воспринимает только все в состоянии радости, когда ему говорят родители. То есть гуны, в гуне благости когда с ним общаются, он все воспринимает. Когда в невежестве с ним общаются, он не воспринимает. Потому что он питается этой благостью, без благости невозможно расти и развиваться невозможно. И он питается продуктами благости, потому что у него растет организм. Он питается весь день, потому что у него весь день растет. Если же мы начинаем весь день питаться продуктами благости, то есть сладкое едим весь день и сладкие специи весь день добавляем, то у нас тоже организм расти начинает, только вширь, а не в высоту. [смеется вместе с залом] В этом заключается разница.

00:26:54 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, вот детям как раз нужно смешивать молоко с другими продуктами, как Прабхупада описал. «От того, что мы смешиваем молоко с другими продуктами, в этих продуктах повышается гуна благости». Это в Бхагавад-гите есть такое высказывание.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, конечно. Только не надо при этом смешивать овощи с фруктами. Если вы смешали овощи с фруктами, и с ними ещё молоко, то это как бы [неразборчиво] (смеется с залом).

00:27:34 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Но ведь есть... Правильно. В Индии, кстати, преобладает гуна страсти, потому люди очень сильно чили любят. Но это не значит, что оно способствует духовному прогрессу. Вот. Что касается остроты, то существуют многие острые специи, которые находят преимущество в гунах благости. Это имбирь, мускатный орех. Вот. Потом тот же черный перец, у него достаточно много гуны благости. Ну, то есть можно сделать чатник без чили. То есть однозначно. Есть много специй острых, которые... то есть, я просто сказал против Чили, не против острых специй. Надо, как бы, разграничить эти две вещи. Я против красного перца и чили. Последний вопрос.

00:28:41 [Из зала] Сказано, что [неразборчиво о посте]
[Торсунов О.Г.] Очень хороший вопрос. Существует 2 праздника – это Радхаштами и Джанмаштами. и Шукадева Госвами в Падма-пуране по поводу этих двух праздников так сказал: «Люди, люди, люди, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами. И вы несомненно получите великое благо». Это означает, что здесь надо выбросить все теории. Вот, можно обожраться на следующий день, нет проблем. Просто, в этом случае надо просто поститься, и все. Вот в этих двух случаях, как бы. По крайней мере, это авторитетные слова Шукадева Гасвами, что в этих двух случаях надо поститься обязательно, сухой пост держать.
[Из зала] Сухой?
[Торсунов О.Г.] Да. Ну, по крайней мере, пост, хотя бы с водой. Ну, то есть он предложил, как можно сильнее поститься в эти дни.

00:30:11 Харе Кришна, спасибо большое.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 03 января 2012