Сказание о мудреце Уддалаке
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Васиштха начинает рассказ об Уддалаке
00:00:00 Васиштха продолжил: О Рама, не вставай в позу по поводу умственных концепций и восприятий, тонких и острых, ибо ум был создан временем и со временем набирает силу.
00:00:24 Покори ум мудростью, пока время не срежет лозу этого тела. Постоянно раздумывая над моими словами, ты дойдешь до высшей мудрости. Я расскажу тебе, О Рама, как мудрец Уддалака достиг высшего видения истины.
Уддалака задается вопросами о сроке своего просветления
00:00:50 В уголке земли, покрытом мощными горами Гандамадана, на одном из пиков этих гор стояло огромное дерево. Где-то там и жил мудрец Уддалака. Ещё будучи маленьким мальчиком, он хотел достичь высшей мудрости.
00:01:11 Конечно, тогда он еще мало понимал и ум его был беспокоен, но у него было чистое сердце. Он совершал аскезы, изучал святые писания и занимался разными практиками, и у него стала проявляться мудрость.
00:01:35 Однажды, сидя в одиночестве, он подумал так: Что такое освобождение, которое как говорят, есть высшая ценность, которую следует достичь и после достижения которой уже нет страданий и новых рождений?
00:01:57 Когда же я успокоюсь навсегда в этом состоянии? Когда эти умственные волнения, вызванные желаниями и помыслами, прекратятся? Когда я освобожусь от мыслей «я это сделал» и «я должен сделать то»?
00:02:18 Когда мой ум прекратит своё искажение жизни здесь в разных связывающих отношениях и станет как лотос, который растёт на воде, но не затрагивается ею? Когда я пересеку эту реку к берегу освобождения с помощью лодки мудрости? Когда я смогу посмотреть на людские действия, как на игру ребёнка? Когда успокоится мой ум?
00:02:53 Когда прекратится иллюзорное отличие между субъективным и объективным опытом через переживание опыта бесконечного сознания? Когда же наконец я смогу созерцать концепцию времени без того, чтобы быть в неё вовлеченным? Когда же я, живя в пещере со спокойным умом, буду похож на камень в состоянии, где нет никакого движения мысли?
Уддалака удаляется в пещеру
00:03:28 Так раздумывая, Уддалака продолжал свои медитации. Но его ум не был спокоен. Иногда, однако, его ум оставлял восприятие внешних объектов и оставался чистым. В другие времена ум не хотел успокаиваться.
00:03:52 Живя в лесу, Уддалака сильно расстраивался от таких перепадов состояний. Однажды он дошел до уединённого местечка в лесу, куда не ступала еще ничья нога. Там он увидел подходящую пещеру, которая казалась очень хорошей для достижения состояния полного спокойствия и умиротворения.
00:04:22 Она была приятна во всех отношениях с цветами и лозами вокруг, с умеренной температурой внутри и блеском, как изумруд.
00:04:35 Васиштха продолжил: Уддалака зашёл в эту замечательную пещеру и уселся в медитативной позе. Решив достичь состояния ума без внутреннего диалога, он сконцентрировал своё внимание на умственных склонностях.
Уддалака обращается к своему уму
00:04:54 Уддалака так раздумывал про себя: О ум, какое отношение ты имеешь к этому видимому миру? Мудрецы не желают и подходить близко к удовольствиям, которые потом превращаются в боль.
00:05:13 Тот, кто оставляет спокойствие, которое можно найти в себе, и ищет вместо этого удовольствий вовне, оставляет прекрасный сад и идет в поле, полное ядовитых растений.
00:05:31 Можно идти куда угодно, ты нигде не найдешь высшего спокойствия, кроме как через успокоение мыслей. Поэтому, оставь все надежды и желания. Все эти объекты, кажущиеся прекрасными, по природе своей не есть воплощение или невоплощение и они не предназначены для твоего счастья.
00:06:00 Не поймайся, как олень привлеченный звуками музыки и колокольчиков, или как слон, которого приманивают слонихой, или как рыбка, привлеченная приманкой на крючке, или как мотылёк, летящий на огонь, или как пчела, чьё чувство вкуса ведёт её к цветку, который закрывается на ночь и запирает пчелу внутри.
00:06:28 О глупый ум, все они погибают, поддавшись только одному из органов чувств (олень – слуху, пчела – запаху, мотылек – зрению, слон – прикосновению, рыба – чувству вкуса) – а ты подвержен всем пяти типам ощущений, как же ты можешь быть счастливым?
00:06:56 Как гусеница плетет кокон и сама ловится в нём, ты выплел сеть своих собственных концепций, которая поймала тебя самого. Если ты смог избавиться от всего этого, достигнуть чистоты, преодолеть даже страх жизни и смерти и достичь полного равновесия, тогда ты достиг величайшей победы.
00:07:26 С другой стороны, если ты цепляешься за этот вечно меняющийся артефакт, называемый миром, ты обязательно погибнешь в печали.
00:07:39 Почему я тебе всё это говорю, о ум – ибо если исследовать истину, можно убедиться в том, что ума нет! Ум – это результат глупости, когда глупость изнашивается, ум тоже изнашивается.
00:08:02 Ты сейчас находишься в процессе распада. Какая глупость – говорить с тем, кто находится в процессе распада! День за днем ты становишься все слабее и слабее, и я отказываюсь от тебя; мудрые люди не учат то, что вот-вот выбросят.
00:08:28 О ум, я есть неэгоистичная бесконечность и однородное самосознание, у меня с тобой нет никаких дел, потому что ты источник эгоизма.
Уддалака размышляет о самосознании и природе Я
00:08:45 Уддалака продолжал раздумья: Бесконечное самосознание не может быть в уме, как слону невозможно поместиться в деревянное яблоко (деревянное яблоко, слоновое яблоко, wood-apple, - дерево, растущее в Гималаях, со съедобными плодами в твердой деревянной оболочке).
00:09:01 Самосознание, которое в процессе самоограничения заключает себя в ограниченность, - это и есть ум. Всё это – результат глупости и невежества, и потому я это принять не могу. Чувство собственного достоинства – детская концепция, и ей может поверить только тот, кто не исследует истину.
00:09:31 Я аккуратно расследовал, я наблюдал всё от кончиков ног до верхушки головы, и я не нашел ничего, про что можно сказать «вот это и есть я». Кто же этот «я»?
00:09:49 Я есть вездесущее сознание, которое само не является объектом знания и свободно от чувства эгоизма. Я есть то неделимое, без имени и изменения, которое вне понятий единства и множества, которое вне измерений, больших или малых, и от которого нет ничего отличающегося. Поэтому, о ум, уходи, потому что ты есть источник страдания.
Уддалака об органах чувств и памяти
00:10:28 В этом теле, состоящем из плоти, крови, костей и т.д. – кто говорит «вот это – я»? Движение есть природа энергии, думание – сознания, старость и смерть естественны для тела – кто говорит «это – я»? Вот язык, это – уши, нос, движение, а это глаза, – кто может сказать «вот это – я»?
00:11:04 Я ничего из этого, и я не ты, о ум, и не эти концепции, – на самом деле я есть бесконечное сознание, чистое и независимое. «Я - это всё» и «я - ничто» - оба выражения выражают истину, ничто другое не является истиной.
00:11:36 Увы, так долго я был жертвой глупости, но к счастью, я обнаружил то, что не давало мне познать самого себя! Я больше никогда не буду жертвой глупости. Как облако, застрявшее на вершине горы, горе не принадлежит, так и я, хотя и кажусь связанным с печалью, на самом деле независим от неё.
00:12:07 Когда не осознаешь себя, возникает чувство собственной важности, - но теперь я свободен от чувства эго. Пусть тело, чувства и всё такое прочее будут или не будут – мне-то какое дело? Органы чувств существуют, чтобы воспринимать то, что они могут воспринимать сами по себе – кто же тот я, заблуждающийся и думающий «это я», «я вижу» и т.д.?
00:12:50 Эти глаза и другие органы чувств видят или чувствуют то, что им положено от природы. Поэтому, если действия выполняются спонтанно без умственных обусловленностей, их переживание будет чистым и свободным от воспоминаний о прошлых счастьях и несчастьях. Поэтому, о органы чувств, выполняйте свои функции без влияния памяти.
00:13:25 Эта память или умственная обусловленность на самом деле не факт – она не отлична и не независима от бесконечного сознания. Поэтому от неё легко можно отказаться, просто не оживляя её в сознании. Поэтому, о ум, оставь это восприятие разнообразия и пойми нереальность своей собственной независимости от бесконечного сознания – это и есть освобождение.
Уддалака продолжает размышления
00:14:04 Уддалака продолжал раздумывать: На самом деле, сознание не может быть обусловлено – оно неограничено и тоньше самого мелкого атома, и потому находится вне влияния умственных ограничений. Ум начинается с чувства собственного достоинства, а отраженное сознание – с органов чувств, отсюда и возникает иллюзия самоограничения сознания.
00:14:40 Когда это ощущается и продумывается снова и снова, чувство эго и иллюзия самоограниченности становятся как бы иллюзорно законными. Но воистину я – сознание, которое всему этому неподвластно.
00:15:03 Пусть тело продолжает жить в мире, созданном своими собственными глупыми действиями, или пусть не продолжает там жить – ведь я есть сознание, которое всё это абсолютно не затрагивает.
00:15:21 Сознание, будучи бесконечным и вездесущим, не рождается, не умирает и никто им не владеет. Оно ничего не приобретает, «живя» как отдельная единица, потому что оно вездесуще. Рождение и смерть – только умственные концепции, и к сознанию не имеют никакого отношения.
00:15:52 То, что принимает во внимание понятие чувства собственной важности, может быть схвачено и ограничено, а сознание свободно от этого чувства и потому находится вне понятия существования или несуществования.
Уддалака о чувстве эго
00:16:13 Чувство эго – бесполезная глупость, разум похож на мираж, а предметы этого мира инертны – кто же говорит «я»? Тело есть мясо, кровь и кости, ум пропадает, как только начинаешь размышлять о его природе, самоограниченность сознания и подобные концепции не имеют смысла – что же тогда чувство эго?
00:16:49 Органы чувств существуют и заняты всё время самоудовлетворением, предметы в этом мире есть просто предметы в этом мире – где же эго? Природа есть природа и её качества взаимодействуют друг с другом - как зрение и свет, слышание и звук и т.д., и они ограничены друг другом – где же эго?
00:17:22 Истинная сущность, сознание, существует как высшая сущность всего и везде, во всех телах и в любое время. Кто есть я, из чего я сделан, какова моя форма, кем я сделан - и чего мне надо достичь и от чего отказаться? Нет ничего, что можно было бы назвать «я», которое то существует, то не существует – и если нет на самом деле чувства эго, к чему может относиться это «я» и как?
00:18:09 Когда становится понятно, что ничто здесь ни с чем не соотносится, тогда пропадает неверное понятие двойственности. Поэтому всё, что есть, - есть единое космическое существо – и я есть эта реальность, почему же я всё ещё страдаю в заблуждении?
00:18:34 Когда только единое существует, как чистое вездесущее существо, как вообще может возникнуть что-либо, называемое чувством эго или чувством собственной важности?
00:18:50 На самом деле нет никакой материальности в любом предмете, есть только сознание, или если предположить, что материальность существует, то нет никакой связи между ней и сознанием.
00:19:09 Органы чувств работают как органы чувств, ум существует как ум, и сознание не затрагивается ничем из них – как же они соотносятся и как возникают?
00:19:26 Просто потому, что они существуют рядом друг с другом, нельзя предположить их связи – камень и железный прут могут лежать рядом и быть никак не связанными между собой.
Уддалака о временности и иллюзорности реальности ума
00:19:44 Уддалака продолжал раздумывать: Только после возникновения фальшивого чувства эго возникают искаженные понятия «это моё» и «это его». И когда это видится как трюк фальшивого чувства эго, эти искаженные понятия исчезают.
00:20:08 Воистину, нет ничего кроме всеобщего сознания, поэтому я сознаю, что всё это вокруг есть единое космическое существо или Брахман.
00:20:25 Обман под названием чувство эго похож на обман синевы неба – и лучше не развлекаться подобными понятиями снова, а оставить их навсегда. После отказа от чувства собственной важности, я остаюсь в истинной самосущности, природа которой есть мир и спокойствие.
00:20:53 Чувство собственной важности – источник бесконечных страданий, печали и неправедных действий. Жизнь кончается смертью, смерть приводит к рождению и всё, что есть, имеет свой конец – такие понятия чувства эго ведут к великой печали.
00:21:21 Беспокойство, вызванное мыслями «я должен сделать это сейчас» и «мне надо получить и вот это тоже», сжигает глупца изнутри. «Это верно» и «а это – нет» - такие понятия вызывают беспокойство у эгоиста. Но когда прекращается чувство эго, тогда семя иллюзорного внешнего мира не прорастает снова и все желания кончаются.
00:21:58 Эта вселенная несомненно появилась без какой-либо причины для её создания – как же можно принять за истину творение, у которого нет причины и цели? С незапамятных времён, все эти тела были в потенциальном состоянии в космическом существе.
00:22:22 Как океан существует в прошлом, настоящем и будущем как океан, и одна и та же вода принимает временно форму волны, так все это существует в космическом существе во все времена. Только глупец может думать «это – я» в отношении своего временного тела.
00:22:52 Точно также ум был сознанием изначально, и он будет сознанием по окончании, после того как его природа и функция как ума прекратится; зачем же его называть как-то по-другому в середине, сейчас?
00:23:15 Все эти события имеют только временную реальность, как сны, видения сумашедшего или пьяницы. Но, о ум, ты придаёшь им иллюзорную постоянную реальность, как любовник страдает только от мысли о расставании с любимой.
00:23:36 Но, конечно, это не твоя ошибка, это моя ошибка, что я всё ещё не могу расстаться с понятием что ты, мой ум, реален. Когда я на практике пойму, что все эти события – всего лишь иллюзии, тогда ты станешь не-умом и всякие воспоминания о чувственных восприятиях прекратятся.
00:24:06 Когда сознание осознает себя и оставит умственные самоограничения, ум освободится от собственных прикрас и станет тем, чем он есть на самом деле – сознанием. Когда ум, вбирая в себя собственные фантазии, приносит себя в жертву огню чистого осознания, он очищается и становится бессмертным.