История о Бали

01 January 2011
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:21:52 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 150 | скачано: 489 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Хандра Бали, владыки Паталы

00:00:00 Васиштха продолжил: Или, О Рама, ты можешь изменить свой ум, как это сделал царь Бали. Я расскажу тебе сказку о Бали, слушая которую, ты обретешь знание вечной истины.

00:00:25 Где-то во вселенной есть мир под названием Патала. В нем живут неописуемо красивые дьяволицы, странные рептилии со множеством голов, демоны с громадными телами, чудовищного размера слоны;

00:00:44 Там есть места, залитые нечистотами, где слышны в воздухе страшные звуки, есть пещеры, полные драгоценных камней, есть места, где путешествовал и тем освятил их святой Капила, и есть места, где был сам царь Хатакешвара, которого любили небесные апсары.

00:01:14 Владел этим миром царь Бали, сын Вирочаны, родом из демонов. Сам владетель всей вселенной, Шри Хари, был покровителем Бали, поэтому Бали был уважаем даже царем рая, Индрой. От великолепия Бали могли бы высохнуть океаны, и одним своим взглядом он мог двигать горы. Владел он своим миром очень долго.

00:01:49 Однажды царем Бали овладела хандра и такие мысли посетили его: “Сколько мне ещё править этим царством, сколько мне ещё бродить во власти трех миров (имеется в виду мир подземный, земной и небесный)? Что мне в этом правлении? Все здесь когда-нибудь погибнет и разрушится, как тут можно найти счастье во всём этом?

00:02:21 Снова и снова одни и те же опостылевшие наслаждения, те же проблемы день за днем, - и как это ещё не надоело мудрецам? Тот же день, и та же ночь, снова и снова, жизнь в этом мире похожа на водоворот. Делая одно и то же каждый день, как выйти из этого водоворота? Как долго нас должно крутить в этом вихре и каков смысл всего этого?”

Разговор Бали с Вирочаной

00:02:57 В таком состоянии он вспомнил один старый разговор. Он подумал: “Я помню, что однажды сказал мне отец Вирочана. Я его спросил: «Отец, каково назначение этого видимого мира и повторяющегося существования? Когда настанет ему конец? Когда прекратятся обманы ума? Чего надо достичь, чтобы стать совершенно удовлетворенным, что надо увидеть, чтобы уже больше ничего не искать?

00:03:39 Я вижу, что это невозможно достичь утехами этого мира и хорошими делами. Они, наоборот, запутывают все больше и больше! Молю тебя, открой мне способ, как навсегда оказаться в запредельном блаженстве».

История о могучем правителе и его министре

00:04:02 Вирочана ответил: Сын мой, есть огромнейшая реальность, настолько огромная, чтобы поглотить все три мира. В ней нет озер, нет океанов, нет гор, нет лесов, нет рек, нет земли, нет неба, нет ветра, нет луны, нет богов и полубогов, нет демонов, нет растительности, нет понятий высоко или низко, нет слов, нет меня и нет даже таких богов как Вишну.

00:04:48 Только одно там есть, и это – высший Свет. Он может все, он везде, он – это все, и он всегда безмолвен и бездеятелен. Он – могучий правитель.

00:05:08 При нем есть министр. Побуждаемый правителем, министр постоянно работает – то, чего не было раньше, он делает, а то, что уже было – изменяет. Этот министр не способен испытывать удовольствия от своей работы или от чего-либо еще, и он совершенно ничего не знает; но хотя он туп и бесчувственен, он делает все ради своего правителя, Царя всего. А Царь находится в безмолвии в величайшем блаженстве.

00:05:53 Бали спросил: Отец, что это за реальность без болезней? Кто этот министр и кто есть Царь? История замечательная и неслыханная, прошу тебя, объясни мне все в деталях.

00:06:14 Вирочана ответил: Все боги и все демоны вместе, и даже если их силы помножить во сто крат, не могут даже сдвинуть этого министра с места. Он не Индра, царь всех полубогов, не бог смерти, не бог богатств, вообще он не бог и не демон, с которым можно было бы сразиться. Хоть и говорится, что бог Вишну убивал демонов, но на самом деле демонов побеждал этот министр.

00:06:52 На самом деле, сам Вишну был побежден этим министром и был потом снова рожден. Любовь берет свои силы у этого министра. Гнев тоже черпает свои силы у него. По желанию этого министра добро всегда противостоит злу.

00:07:17 Этот министр может быть побежден только своим правителем и никем другим. Когда в сердце правителя возникает такое желание, министр становится легко уязвимым. Он наисильнейший во всех трех мирах, все три мира – это его выдох! Победить его может только настоящий герой.

00:07:48 При появлении министра все три мира становятся явными, как цветок лотоса распускается на восходе солнца. Когда он удаляется, засыпают и все три мира.

00:08:05 Победить его может только настоящий герой, с умом острым и полностью освобожденным от глупости и обмана. Если министр побежден, все миры и все в них – тоже твои. Если он не побежден – ничего не завоевано, даже если ты думаешь, что достиг того или другого в этом мире.

00:08:36 Поэтому, мой сын, чтобы достичь абсолютного совершенства и непреходящего счастья, приложи все усилия всеми известными способами для победы над министром, несмотря на все сложности и трудности.

Вирочана поясняет историю о Царе и министре и рассказывает Бали способ победы над умом

00:08:57 Бали спросил: Отец, как же победить этого могучего министра?

00:09:05 Вирочана ответил: Хотя этот министр почти непобедим, мой сын, я тебе расскажу, как одержать над ним победу. Его можно победить в момент, если схватить его разумной хваткой, без этой хватки разума он спалит все вокруг, как ядовитая змея.

00:09:32 Тот, кто разумно к нему подойдет, поиграет с ним, как играют с ребенком и в игре ослабит его, тот сможет увидеть самого царя и упрочиться в высшем состоянии.

00:09:48 Потому что министр безоговорочно покоряется тому, кто однажды увидел царя; а когда министр покорен, царь виден без помех. До того, как ты увидишь царя, министр не покорен на самом деле, а пока он не покорен, царя не увидишь! Пока царь не увиден, министр создает хаос и умножает скорбь; пока не покорен министр, невозможно увидеть царя.

00:10:27 Поэтому, разумный подход одновременно должен быть с двух сторон – увидеть царя и покорить министра. Напряженным усилием и постоянной практикой можно достичь и того, и другого, и тогда ты войдешь в те сферы и никогда страдания не будут властвовать над тобой.

00:10:55 Мой сын, я теперь все поясню тебе подробно! Это пространство, о котором я говорил, - это состояние освобождения от всех страданий. Царь – это высшее Я, бесконечная реальность, которая превосходит все остальные реальности и состояния сознания.

00:11:22 Министр – это ум, который сотворил весь этот мир, как горшок из глины. Когда этот разум побежден, все побеждено. Помни, что ум почти непобедим, кроме как умным подходом.

00:11:44 Бали спросил: Отец, расскажи мне пожалуйста об этом умном подходе, которым можно победить ум.

00:11:56 Вирочана ответил: Лучший способ, которым можно победить ум, состоит в полной свободе от желаний, надежд и ожиданий по отношению к любым вещам в любое время. Именно таким способом этот мощный слон (ум) может быть укрощен.

00:12:20 Этот способ одновременно очень легок и невероятно труден, мой сын – он очень труден для того, кто не практикует серьезно, но легок для того, кто искренен в своих усилиях. Нельзя собрать урожай, не засеяв поле – и нельзя покорить ум без постоянной практики.

О значении верно направленного усилия

00:12:48 Поэтому займись-ка практически отказом от желаний. Пока не отвернешься от удовлетворения своих органов чувств, будешь продолжать бродить в этом мире разочарований. Даже сильнейший из людей не дойдет до своей цели, если он не идет по направлению к ней. Никто не может достичь состояния бесконечного спокойствия без настойчивой практики.

00:13:21 Вирочана продолжил: Только верно направленным усилием можно достичь спокойствия. Люди говорят о божьей помощи и о судьбе; но в этом мире мы видим только тело, а не Бога. Когда люди говорят о Боге, они имеют в виду что-то неминуемое, что не поддается их контролю, а также события естественного порядка.

00:13:50 Что бы ни привело к спокойствию и окончанию страданий и экзальтаций, это тоже относят к результату божественного вмешательства. Божья помощь, естественный порядок событий и правильно направленное усилие – всё это разные определения одного и того же, и все различия между ними есть результат неправильного восприятия и заблуждения.

00:14:26 О чем бы ум ни задумался, путем верно направленного усилия он это и сотворяет, а когда он видит плоды своих усилий, возникает радость. Ум – деятель, и все образы (в некоторых рамках), возникшие в его глубинах, он создает и проявляет. Ум также способен выходить за рамки естественного порядка вещей, поэтому можно сказать, что ум этот естественный порядок и создает.

00:15:04 Как ветер дует в пространстве, так и ограниченное индивидуальное сознание существует в этом мире, делая то, что должно быть сделано в рамках естественного порядка вещей, но эти действия могут казаться эгоистичными.

00:15:26 Подталкиваемое естеством, кажется, что сознание неподвижно или движется – и то, и другое просто выражение, или неправильное наложение понятий, Таким образом, пока действует ум, нет ни Бога, ни естественного порядка вещей, а когда ум не действует, пусть останется только то, что есть!

Способ отказа от стремления к удовольствиям

00:15:58 Бали спросил: Скажи мне, как мне от всего сердца перестать хотеть удовольствий для себя?

00:16:08 Вирочана ответил: Сын мой, познавание самого себя - это то самое растение, плодом которого будет прекращение стремления к удовольствиям. Когда видна суть себя, тогда высшая форма спокойствия надежно укореняется в сердце. Таким образом, надо стараться одновременно постичь суть самого себя подробным расследованием и избавляться от желаний.

00:16:46 Пока рассудок и способность к пониманию ещё не разбужены, надо ограничить стремление к удовольствиям двумя четвертями своего ума, одну четверть посвятить изучению умных книг, а одну четверть – служению учителю. Когда рассудок частично разбужен, две четверти надо посвятить служению учителю, и по четверти – книгам и удовольствиям. Когда способность к пониманию полностью разбужена, две четверти отдается учителю, и две четверти – изучению книг, а спокойствие должно стать постоянным попутчиком.

00:17:37 Вирочана продолжил: Только исполненный добродетели готов услышать описание высочайшей мудрости. Поэтому надо постоянно стараться обучить ум очищающему знанию, подпитывать его внутреннее перерождение изучением мудрых книг. Ум под таким воздействием изменяется и в конце концов сможет отразить истину без искажений. Тогда без промедления надо стараться постичь собственную сущность. Оба процесса – познания себя и уменьшения желаний – должны идти вместе.

00:18:27 Настоящее бесстрастие не возникает из аскетизма, благотворительности, путешествий по святым местам и тому подобных практик, оно исходит только из непосредственного понимания природы себя. И нет других методов познания себя, кроме правильно направленных усилий в этом направлении.

00:18:56 Поэтому оставь надежду на божескую милость и судьбу и верным усилием отвергни поиски удовольствий. Когда спокойствие созреет, возникнет дух искательства, а дух искательства будет подпитывать спокойствие. Они оба зависят друг от друга, как океан и облака над ним. Оба плюс познание себя – верные друзья и всегда находятся поблизости друг от друга.

00:19:36 Поэтому, перво-наперво, выбрось всю зависимость от внешних факторов, даже таких, как Бог, и, стиснув зубы, с усердием взращивай в себе спокойствие. При этом можно даже зарабатывать богатства без нарушения местных законов и традиций, и вовсе не обязательно пренебрегать родственными связями. Богатства можно использовать на хороших и мудрых людей с благородными качествами. Общество таких людей способствует внутреннему спокойствию. Тогда возникает дух внутренних поисков, знания и изучения умных книг. Ступенька за ступенькой достигается высшая истина.

00:20:35 Когда тебе совсем наскучит погоня за удовольствиями, тогда ты достигнешь высшего состояния методом расследования. Только после полного очищения себя состояние полнейшего мира и спокойствия будет полным. Ты никогда уже больше не попадешь в болото концептуализаций и неверных выводов, которые и есть причина скорби. Продолжая жить, ты будешь свободен от всех надежд и ожиданий. Ты чист! Приветствую тебя, воплощение блаженства!

00:21:22 По традиции, накопи немного денег, используй их на общество умных людей и мудрецов. В таком обществе ты начнешь презирать предметы роскоши и удовольствия. А если искать ответов на правильные вопросы, ты приобретешь знание своей собственной природы.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 29 August 2022