Сказание о Великом Лесе

01 January 2011
Васиштха рассказывает Раме притчу, в которой раскрывает природу беспокойного ума, а затем утверждает, что существует лишь Брахман и беспокоиться не о чем, ибо двойственность существует лишь в невежественном уме.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:13:11 | качество: mp3 128kB/s 12 Mb | прослушано: 275 | скачано: 483 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Васиштха продолжил: о Рама, каковы бы ни были истоки ума, и что бы он из себя не представлял, надо постоянно, собственными усилиями, направлять его к освобождению. Очищенный ум свободен от скрытых наклонностей и осознает себя. Так как вся эта вселенная находится внутри ума, понятия свободы и несвободы также находятся внутри него. В связи с этим я расскажу тебе эту легенду, которую я слышал от самого творца Брахмы. Слушай внимательно:

00:00:55 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве был огромный лес, он был настолько большой, что миллионы квадратных километров в нём были как расстояние внутри атома. В этом лесу жило всего одно существо - человек с тысячью рук и ног. Он находился в постоянном беспокойстве. В одной руке у него была дубина, которой он бил самого себя, и, боясь этого избиения, он в панике бежал прочь. Он упал в глубокий колодец, вылез из его, снова начал себя бить и снова бежал прочь в панике, на этот раз в лес. Он вышел из леса, снова треснул себя дубиной и снова убежал, в этот раз в банановую рощу. Хотя вокруг не было никого, кого можно было бы бояться, он рыдал и стонал от страха. Так он продолжал бегать и бить себя.

00:02:15 Я видел всё это безобразие интуитивно, и, с помощью силы своего желания, остановил его на секунду и спросил, «Ты кто?». Но он был не в себе, он обозвал меня своим врагом, затем снова зарыдал, а потом рассмеялся. Потом он начал выходить из своего тела – конечность за конечностью стали отваливались от него.

00:02:48 Сразу же после этого я увидел другое существо, бегущее как и первое, избивающая себя, рыдающая и рвущая на себе волосы. Когда я остановил его, он принялся меня ругать на чем свет стоит и убежал восвояси, и продолжил жить так, как он жил раньше. Так, я встретил ещё несколько таких существ. Некоторые прислушивались к моим словам и бросив свои рыдания и дубинки, становились просветленными. Некоторые не обращали на меня внимания, некоторые меня презирали. Некоторые отказывались вылазить из колодца или густых лесных зарослей.

00:03:46 Таков великий лес, О Рама: никто в нём не найдет место для покоя, какую бы жизнь он не вел. Даже сейчас ты можешь увидеть таких людей в этом мире, и ты сам видел такую жизнь глупости и невежества. По своей молодости и глупости ты этого не понимаешь.

00:04:13 Васиштха продолжил: о Рама, этот великий лес не где-то далеко, также как и странные существа в нём – не в какой-то необычной земле! Этот мир и есть этот лес. Это – огромное ничто, но это ничто видно только в свете познания. (Свет познания – это «я» в истории. Эту мудрость некоторые воспринимают, некоторые отвергают и продолжают страдать. Тот, кто принимает ее, становится просветленным).

00:04:38 Существо с тысячью рук – это ум со своими бесчисленными проявлениями. Этот ум наказывает себя своими собственными наклонностями и беспокойно бродит по миру. Глухой колодец (в истории) – это ад, а банановая роща (в истории) – рай. Густой лес с колючими кустами (в истории) – это жизнь мирского человека, с многочисленными колючками в виде жены, детей, богатства и т. д., которые глубоко вонзаются в него все время. Ум забредает иногда в рай, иногда в ад, иногда в человеческий мир.

00:05:28 Даже когда свет познания светит на жизнь заблуждающегося ума, он отвергает его по глупости, считая эту мудрость своим врагом. Потом он плачет и рыдает (в прострации). Иногда он переживает какое-то подобие пробуждения, и тогда он отказывается от мирских удовольствий без надлежащего понимания – и такой отказ сам становится огромным источником боли и разочарований. Но когда такой отказ возникает от полноты понимания, от мудрости, рожденной от познания природы ума, тогда отказ ведет к высшему блаженству. Такой ум будет смотреть на свои собственные прошлые попытки достичь счастья и наслаждений с удивлением. Как конечности существа начали отваливаться и пропадать, так и все наклонности человека, мудро отказавшегося от мирских утех, тоже пропадают без следа.

00:06:45 Посмотри на эту игру глупости и невежества! Она заставляет вредить самому себе по собственной воле, и заставляет метаться туда и сюда в безумной панике. Хотя свет познания светит в каждом сердце, каждый скитается по этому миру ведомый своими собственными наклонностями. И ум сам усиливает эти несчастья и страдания и заставляет все время ходить кругами. Своими собственными прихотями и желаниями, мыслями и надеждами, он сам себя связывает и лишает свободы. Когда что-то случается, он отчаивается и не находит себе места.

00:07:41 Когда достигший истины сохраняет её на долгое время и продолжает настойчиво практиковать, он больше не испытывает страданий. Ум, вышедший из-под контроля – это источник страданий, но когда его природа понятна, несчастья пропадают, как роса при свете солнца.

00:08:09 Индивидуализированное сознание (ум) возникло в высшем существе, О Рама: оно и отличается, и не отличается от бесконечного сознания, как волна и отличается, и не отличается от океана. Для просветленного ум является абсолютным Брахманом и ничем другим. Для непросветленного ум является причиной повторяющейся самсары. Когда мы используем двойственные концепции, О Рама, это только для того, чтобы облегчить обучение – на самом деле разделение нереально.

00:08:59 Абсолютный Брахман всемогущ: и нет ничего вне его. Это его собственная сила или энергия пропитывает все существа и предметы. В воплощенных существах это– сила сознания или интеллекта. Это – движение в воздухе, устойчивость в земле, пустота в пространстве, и это сила само-осознания («я есть») в созданных существах. Но всё это ничто иное, как сила абсолютного Брахмана. Это - сила разрушения, сила, вызывающая печаль в печалящихся, и сила, вызывающая эйфорию в радующихся; в войне – это отвага, это сила, которая инициирует творение и эта сила, которая приводит к разрушению вселенной.

00:10:04 Ограниченное индивидуальное сознание находится на пересечении сознания и материи; и, потому как оно является отражением абсолютного Брахмана, говорят, что оно находится в Брахмане. Гляди на всю вселенную, а также на «я», как на абсолютный Брахман, потому что высшее сознание (которое Брахман) – вездесуще. Когда это сознание думает, его называют умом. Это ничто другое, как сила абсолютного Брахмана, которая не отделяется от самого Брахмана – в нём все эти случайные разделения на «я» и «это» - только мнимые отражения. Самая реальность ума – только Брахман.

00:11:01 Здесь и там, тогда и сейчас, эта сила Брахмана проявляет ту или иную из своих возможностей. Но все эти проявления – только кажущееся отражение силы Брахмана, а не реальное создание. Потому творение, изменение, существование и разрушение – все проявлено Брахманом в Брахмане, и является только Брахманом. Орудия действия, действие и тот, кто делает, рождение, смерть и существование – всё это Брахман. Ничего другого нет, даже в воображении. Невежество, желание, жадность и привязанность не существуют, - как они могут существовать там, где нет двойственности? Когда нет неволи, нет, конечно, и освобождения из нее.

00:12:12 Рама спросил: о святой, ты сказал, что когда ум думает о чем-то, это материализуется. Теперь ты говоришь, что несвободы не существует! Как это можно согласовать?

00:12:31 Васиштха ответил: о Рама, ум в состоянии невежества воображает несвободу. Эта несвобода существует только в этом состоянии невежества. Как предметы, видимые во сне, пропадают, когда спящий просыпается, так и все эти галлюцинации, известные как привязанности и освобождение, не существуют в глазах просветленного.

транскрибирование: Константин Курган | 11 August 2020