Наставления Васиштхи о губительной природе ума
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Индивидуальный интеллект как мысль в бесконечном сознании
00:00:05 Васиштха продолжил: Когда этот внутренний интеллект не пробужден, он на самом деле не может ничего знать и понимать – а то, что кажется познанным с помощью мыслей, конечно, не является реальностью.
00:00:22 Сами эти мысли получают свою значимость от сознания, как сосуд начинает пахнуть теми духами, которые в нём хранятся. Из-за этого заимствованного интеллекта, мысль способна узнать мельчайшую частицу раздробленного космического сознания. Ум полностью расцветает, только когда на него светит свет бесконечного.
00:00:56 Мысль не способна понять что-нибудь на самом деле, хоть и кажется обладающей интеллектом, как гранитная скульптура танцора не танцует, даже если её попросить об этом. Может ли изображенная на холсте битва издавать звучание воюющих армий? Может ли труп подняться и пойти? Может ли изображение солнца, вырезанное на камне, разгонять тьму? Подобным образом, - что может сделать инертный ум? Как мираж кажется содержащим воду, только пока светит солнце, ум кажется думающим и активным только из-за внутреннего света сознания.
00:01:43 Невежественные люди неверно принимают движение жизненной силы за ум – но на самом деле это не более, чем дыхание или жизненная сила. Но в случае того, чей интеллект не раздроблен и не обусловлен мыслями, это воистину свет высшего существа или высшего Я. Интеллект, который отождествляет сам себя с определенными движениями жизненной силы в нём самом (имея в себе понятие «это я», «это мое»), называется индивидуальным ограниченным сознанием или душой.
00:02:28 Интеллект, ум, индивидуальное сознание и т.д. – названия, которые используют даже мудрые, однако с абсолютной точки зрения эти сущности нереальны. Воистину, нет ни разума, ни интеллекта, ни воплощенного существа – всегда существует только высшее сознание. Только это высшее сознание является миром, временем и всеми процессами изменения и эволюции.
00:03:10 Из-за своей эфирности оно кажется несуществующим, хотя оно существует. Хотя оно кажется отражением или видимостью, оно также понимается как истина – но оно находится вне всех этих описаний и его истина может ощущаться только непосредственно в самоосознании.
00:03:37 Когда внутренний свет начинает сиять, ум прекращает своё существование – как при свете пропадает тьма. С другой стороны, когда сознание объектифицируется при попытке ощутить объекты чувств, высшее Я забывается, и возникают мысли о том, что создано умом.
00:04:07 Васиштха продолжил: Мысль, возникающая в высшем существе, известна как индивидуальный интеллект; когда же это сознание освобождается от мысли и индивидуализации, остается освобождение. Исток и единственная причина этого кажущегося мира – возникновение мысли в бесконечном сознании, от чего появляется ограниченное индивидуальное сознание.
00:04:43 Когда сознание удаляется от присущего ему равновесия и как бы загрязняется мыслью, возникает способность к думанию, а вместе с этим в уме возникает мысль о вселенной.
Ум и движение жизненной силы
00:05:00 О Рама, контролируя жизненную силу, можно успокоить ум – как тень пропадает, если убрать порождающий её предмет, так ум успокаивается, когда успокаивается жизненная сила. Только движением жизненной силы человек может помнить то, что он ощущал когда-то и где-то; это называется умом, потому что он так ощущает движения жизненной силы.
00:05:40 Жизненную силу можно удержать следующими способами: бесстрастием, практикой пранаямы (контролем над дыханием) или практикой исследования источника движения жизненной силы, прекращением страданий а так же с помощью интеллекта и непосредственным знанием или осознанием высшей истины.
00:06:07 Ум может предположить существование интеллекта в камне, но сам ум не содержит ни малейшей умности. Движение принадлежит жизненной силе, которая инертна; интеллект или сила сознания принадлежит высшему Я, которое чисто и вечно вездесуще.
00:06:36 Ум воображает взаимоотношения между этими двумя факторами – но такая прихоть воображения не верна и потому всё знание, основывающееся на этом неверном понимании, также ложно. Это называется невежеством, Майей или космической иллюзией, из которой исходит яд этого кажущегося мира.
00:07:06 Это взаимоотношение между жизненной силой и сознанием – воображаемо; если его не воображать, не будет кажущегося мира! Жизненная сила, из-за своей ассоциации с сознанием, становится сознательной и воспринимает мир как свой объект.
00:07:32 Но всё это нереально, как восприятие привидения ребенком, - единственная истина этого - это движение в бесконечном сознании. Может ли бесконечное сознание быть затронуто любым конечным фактором? Другими словами, может ли более низкое побороть более высокое?
00:08:01 Потому, О Рама, воистину нет здесь ни ума, ни ограниченного сознания, - когда осознается эта истина, прекращается то, что неверно воображалось умом. Он кажется существующим из-за неверного понимания, и когда это невежество прекращается, вместе с ним прекращается и ум.
Ум как фальшивая не-сущность
00:08:32 Васиштха продолжил: Этот ум инертен и не является реальной сущностью, - потому он уже мертв! Тем не менее, этот мертвый предмет убивает существа в этом мире, - как загадочна эта глупость! Ум ничего не имеет, у него нет тела, формы и основы, тем не менее этим умом уничтожается всё в этом мире. Воистину это великая мистика.
00:09:14 Тот, кто говорит, что его разрушает не имеющий материальности ум, утверждает, что его голова раскололась от лепестка лотоса. Сказать, что человек страдает от ума, который инертен, глуп и слеп, - все равно, что сказать, что он горит в пламени полной луны. Герой, побеждающий врага в рукопашной, сам побеждается этим умом, который к тому же и не существует.
00:09:50 Какова может быть сила того, что создано мыслью, чье само существование фальшиво и что обнаруживается как несуществующее, если усомниться в его существовании?
00:10:06 Глупость и невежество – единственные источники всех страданий в этом мире; это создание создается только невежеством. Несмотря на знание этого, действительно удивительно видеть, как эта нереальная и фальшивая не-сущность усиливается живыми существами.
00:10:34 Эту иллюзию мира можно сравнить с воображением героя, который думает, что он закован в невидимые цепи, исходящие из глаз своего противника и что его осаждает невидимая армия, созданная только воображением неприятеля. Этот мир создается несуществующим умом и разрушается другим одинаково не существующим умом. Этот кажущийся мир есть ничто иное, как сам ум.
00:11:15 Неспособный понять истинную сущность разума не подходит для обучения истине, объясняемой в писаниях. Ум такого человека не способен понять тонкую истину этого учения; такой человек вполне удовлетворен этим воображенным кажущимся миром. Такой ум полон страхов – он страшится прекрасных звуков музыкальных инструментов и даже опасается спящего родственника. Он боится, когда кто-то кричит, и сбегает из такого места. Невежественный человек совершенно покорен своим собственным глупым умом.
00:12:08 Человек страдает из-за своего ума, который находится у него в сердце, который опасен как яд, хоть и смешан с небольшим количеством счастья. Человек не знает истины, потому что он глупо обманывается умом! Воистину, это великая загадка.
Судьба страдающих из-за несуществующего ума
00:12:35 Васиштха продолжил: Моё учение не предназначено для того, О Рама, чей интеллект успокоен твердой верой в реальность этого иллюзорного мира и вытекающим отсюда стремлением к удовольствиям этого мира.
00:12:57 Чего достигнет глупец, желающий показать разноцветный лес тому, кто отказывается видеть? Кто будет обучать человека различению тонких запахов, если нос этого человека отвалился от проказы? Кто будет распинаться перед пьяницей о тонкостях метафизики? Кто будет интересоваться делами деревни у трупа, лежащего в крематории? А если дурак хочет делать именно вышеозначенное, то кто может отговорить его от его глупых попыток? Кто будет обучать невежу, который не владеет собственным умом, который туп и слеп?
00:13:49 Воистину, ум не существует: и потому будь уверен, что он уже и так все равно что побежден. Тот, кто не может победить несуществующий ум, страдает от яда, которого не принимал! Мудрый человек видит высшее сознание всё время, и он знает, что все изменения возникают из-за движения жизненной силы, он знает и то, что органы чувств просто выполняют свои соответствующие функции.
00:14:33 Что тогда называется умом? Все движение принадлежит жизненной силе и все сознание принадлежит высшему Я или бесконечному сознанию, каждое чувство имеет собственную способность, - что же связывает их всех вместе? Воистину, всё это – разные аспекты единого бесконечного всемогущего сознания, а “разнообразие” – это слово без подлежащего смысла. Как даже идея о многообразии возникает в тебе?
00:15:21 Что же такое душа, как не просто слово, будоражащее интеллект людей? Даже ограниченное или индивидуализированное сознание – нереальная фантазия, что же она может сделать! Видя судьбы невежественных людей, страдающих из-за ума, который они вообразили существующим и который закрывает единственно существующую истину, я наполняюсь печалью.
00:15:57 В этом мире глупцы рождаются только для того, чтобы страдать и умирать. Каждый день убиваются миллионы животных в мире, каждый день миллионы миллионов комаров убиваются ветром, каждый день в океане большие рыбы едят мелких, - о чем здесь печалиться?
00:16:25 В этом мире сильнейший убивает и ест слабейшего; от мельчайшего муравья до самого великого из божеств, все подвержены рождению и смерти. Каждый момент бессчетные существа умирают и бессчетные рождаются, вне зависимости от того, нравится тебе это или нет, радуешься ли ты или печалишься. Потому более мудро не радоваться и не печалиться о неизбежном!
Об опасности веры в существование несуществующего ума
00:17:05 Васиштха продолжил: О Рама, желающий избавить людей от страданий извращенного ума пытается покрыть небо небольшим зонтиком. Те, кто ведут себя подобно животным, - необучаемы, потому что их собственный ум ведёт их на веревке, как скотину. Воистину, даже камни льют слезы, глядя на этих глупцов, тонущих в болоте собственного ума, чьи действия сами ведут их к разрушению.
00:17:46 Потому мудрый не пытается обучить тех, кто покоряется своему уму и потому несчастны во всех отношениях. С другой стороны, мудрый стремится убрать страдания тех, кто победил свой ум и кто поэтому готов предпринять исследование собственной сущности.
00:18:12 Ума нет, О Рама, - зачем бессмысленно воображать его существование? Если ты воображаешь его существование, оно уничтожает тебя, как привидение. Пока ты не помнишь о собственной сущности, воображаемый ум существует. Теперь, когда ты осознал, что ум разрастается от постоянных подтверждений своего существования, оставь такие мысли.
00:18:50 Объективность возникает в твоем сознании, и затем она становится ограниченной и обусловленной, - это и есть привязанность. Когда отказываешься от объективности, ты становишься вне-ума, - это и есть освобождение. Взаимодействие с качествами природы способствует неволе, отказ от них – дорога к свободе. Зная это, делай то, что тебе хочется.
00:19:27 Поняв «я не существую» и «этого нет», будь твёрд и непоколебим, как бесконечное пространство. Оставь нечистые мысли, создающие двойственность «я и мир». Между собой как наблюдателем и миром как наблюдаемым, ты есть само наблюдение – никогда не оставляй этого понимания. Между тем, кто ощущает и ощущаемым, ты являешься самим ощущением; зная это, будь твёрд в самоосознании.
00:20:12 Когда, оставив свою сущность, ты думаешь об объекте, ты становишься умом (субъектом) и потому досягаемым для несчастий. Этот интеллект, не являющийся самоосознанием, является тем, что составляет ум, источник страданий.
00:20:37 Когда осознается, что «всё это – только высшее сознание», не остается ума, нет ни субъекта, ни объекта и ни думания. Когда ты думаешь, что «я есть душа или ограниченное сознание» и т.д., возникает ум, а вместе с ним и страдания.
00:21:06 Когда ты знаешь, что «я есть высшее Я; индивидуальное сознание и подобные вещи не существуют», тогда заканчивается ум и остается высшее блаженство. В свете истины, что «вся эта вселенная является только высшим сознанием», ум не существует. Только пока эта змея ума существует в теле, существует страх; когда от нее избавляются практикой йоги, остается ли причина для страха?
Желание как источник всех страданий
00:21:50 Васиштха продолжил: Когда высшее Я, забыв о своей сущности, идентифицируется с видимыми и ощущаемыми объектами, и таким образом загрязняется, возникает яд желаний. Желание усиливает заблуждения. Боги, подобные Шиве, могут справиться с огнем космического разрушения, но никто не может справиться с поглощающим огнем желания.
00:22:21 Все ужасные страдания и несчастья в этом мире – результат желаний, О Рама. Оставаясь невидимым и тонким, это желание способно сожрать тело со всей плотью, костями и кровью. На мгновение оно вроде бы успокаивается, и в следующий миг снова разрастается. Пораженный желанием, человек становится достойным сожаления, слабым, безжизненным, злобным, заблуждающимся, несчастным и падшим.
00:23:06 Когда прекращается желание, жизненная сила очищается и все замечательные качества и достоинства входят в сердце человека. Река желания течет только в сердце неумного человека. Как животное попадает в ловушку из-за своего стремления к приманке, так человек попадает в ад, следуя по пути удовлетворения желаний. Худшая слепота и старческий маразм – ничто по сравнению с ослепляющей манией, которую желание во мгновение ока приносит в сердце человека.
00:23:53 Желание заставляет человека низкопоклонничать и раболепствовать, прижимая его к земле, - даже бог Вишну стал карликом, когда он решил что-то выпросить. Потому стоит отказаться с безопасного расстояния от этого желания, источника всех страданий, разрушающего жизни всех существ.
00:24:24 Но тем не менее, солнце светит и согревает землю тоже из-за желания, из-за желания дует ветер, горы стоят на месте, а земля поддерживает всех живущих на ней, - все три мира существуют только благодаря желанию. Все существа в этих мирах связаны веревками желаний и стремлений. Можно разорвать самую крепкую веревку в этом мире, но из пут желания вырваться чрезвычайно сложно.
00:25:05 Поэтому, О Рама, откажись от желания, отказавшись от думания или концептуализаций. Ум не существует без концептуализации. Сначала пусть понятия «я», «ты», «это» не возникают в уме, потому что из-за этих основных образов возникают надежды и ожидания.
00:25:36 Если ты можешь удержаться от построения этих образов, тебя будут считать мудрым человеком. Желания не отличны от чувства эго. Чувство эго – источник всех грехов. Целься в корень этого чувства эго мечом не эгоистичной мудрости. Не бойся.