История о Пунье и Паване

01 January 2011
Павана оплакивает родителей; Наставления Пуньи скорбящему брату; Комментарии Васиштхи к истории о Пунье и Паване.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:12:29 | качество: mp3 128kB/s 11 Mb | прослушано: 110 | скачано: 479 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Павана оплакивает родителей

00:00:00 Васиштха продолжил: О Рама, в этой связи я расскажу тебе древнюю легенду.

00:00:16 На континенте Джамбудвипа есть огромная гора Махендра. В лесах на склонах этой горы живут святые и мудрецы. Для своих нужд они принесли на эту гору реку Виома Ганга. На берегу этой реки жил один мудрец Диргатапа. У него было два сына, Пунья и Павана.

00:00:47 Пунья достиг полного просветления, а Павана, хоть и преодолел заблуждения, ещё не достиг полного просветления и поэтому имел частичную мудрость.

00:01:01 С безжалостным течением времени мудрец Диргатапа постарел и, как птица улетает из клетки, оставил своё тело и достиг состояния совершенной чистоты. Используя йогические методы, полученные от него, его жена тоже последовала за ним.

00:01:26 Из-за внезапного отбытия в мир иной обоих родителей, Павана погрузился в глубокое безутешное горе. Пунья, однако, выполнил все погребальные церемонии, но не был тронут тяжелой утратой. Он подошел к горюющему Паване.

Наставления Пуньи скорбящему брату

00:01:49 Пунья сказал: Брат, почему ты топишь самого себя в таком глубоком горе? Слепота невежества – единственная причина рек слез из твоих глаз. Наши отец и мать ушли отсюда в состояние свободы, в высочайшее состояние, которое естественно для всех существ и которое есть истинная природа тех, кто превзошел границы своего маленького «я».

00:02:25 По невежеству ты сам привязал себя к понятиям «отец» и «мать» и проливаешь слезы по тем, кто не имеет этого невежества! Он не был нашим отцом, а она не была нашей матерью, и ты не был их сыном. У тебя было бесконечное число отцов и матерей. У тебя было множество детей. Бесчисленны были твои воплощения! И, если ты желаешь поплакать по поводу смерти родителей, почему же ты не плачешь без перерыва по всем этим людям?

00:03:09 Уважаемый, то, что ты видишь как мир – только иллюзорная видимость мира. На самом деле тут нет ни друзей, ни родственников. Поэтому нет ни смерти, ни разлуки. Все эти прекрасные признаки процветания вокруг – обманки, длящиеся три или пять дней! Своим острым разумом пойми истину: оставь понятия «я», «ты» и т.д., а также «он умер», «он ушел». Все это только твои понятия, но вовсе не истина.

00:03:56 Пунья продолжил: Эти неверные понятия «отец», «мать», «друг», «родственник» и т.д. пропадают перед лицом истины, как пыль сдувается ветром. Родственные отношения не базируются на истине, это только слова! Если о ком-то думают как о друге, он – друг, если о нём думают как о ком-то другом – он уже «этот другой»! Когда всё это видится как одно вездесущее существо, где разница между другом и «другим»?

00:04:42 Брат, подумай – это тело инертно и состоит из крови, плоти, костей и т.д., где во всём этом «я»? Если ты также задумаешься об истине, ты поймешь, что нет ничего, что можно было бы назвать «я» или «ты», - то, что называют Пуньей или Паваной есть ничто иное, как неверные понятия.

00:05:13 Однако, если ты все ещё думаешь «я есть», тогда в прошлых инкарнациях у тебя было большое количество родственников. Почему ты не рыдаешь над их смертью?

00:05:29 У тебя было множество родственников среди лебедей, когда ты был лебедем, множество древесных родственников, когда ты был деревом, множество родственников-львов, когда ты был львом, множество родственников среди рыб, когда ты был рыбой. Почему ты не плачешь по ним?

00:05:53 Ты был и принцем, и ослом, ты был деревом пипул и ты был деревом баньяном. Ты был ученым и ты был мухой, и комаром, и муравьем. Полгода ты был скорпионом, ты был пчелой, а теперь ты мой брат. В этих других инкарнациях ты рождался снова и снова бесчетное количество раз.

00:06:26 У меня тоже было множество воплощений. Я вижу их все своим тонким чистым ясновидением, как и твои воплощения. Я был птицей, лягушкой, деревом, верблюдом, королем, тигром – и теперь я твой старший брат. Десять лет я был орлом, пять месяцев – крокодилом и сто лет – львом, а теперь я твой старший брат.

00:07:03 Я помню всё это и множество других воплощений, через которые я прошел в состоянии непонимания и заблуждения. Во всех этих воплощениях были бесчисленные родственники. О ком я должен плакать? Исследовав этот вопрос, я не плачу ни по кому.

00:07:29 Вдоль этого пути жизни родственники раскиданы, как сухие листья на лесной тропинке. Что могло бы быть подходящей причиной для печали и радости в этом мире, брат? Давай оставим все эти неверные понятия и сохраним внутреннее спокойствие.

00:07:55 Оставь понятие окружающего мира, которое возникает в твоем уме как «я». И – оставайся на месте, не падая вниз и не поднимаясь вверх! У тебя нет несчастья, нет рождения, нет отца и нет матери – ты есть то, что ты есть и ничего более.

00:08:24 Мудрецы выбирают средний путь, они видят, что есть сейчас, они находятся в мире с самими собой, у них сознание свидетеля – они сияют как лампа в темноте, в чьем свете случаются все события, не затрагивающие саму лампу.

00:08:48 Васиштха продолжил: Получив такие инструкции от своего брата, Павана просветлился. Оба они стали просветленными существами, мудрыми и испытавшими просветление непосредственно. Они жили в лесу, делая что желают и не желая ничего дурного. В своё время они оставили свои тела и достигли окончательного освобождения.

Комментарии Васиштхи к истории о Пунье и Паване

00:09:27 Желания и стремления – корень всех страданий, О Рама, и единственный верный путь – оставить все стремления без остатка. Как огонь разгорается все больше, если ему подкидывать дрова, так и мысли размножаются в прогрессии от раздумий, - мысли прекращаются только по прекращении думания.

00:09:56 Воистину, таково состояние Брахмы – чистое, свободное от стремлений и болезней. Достигнув его, даже глупец освобождается от невежества. Тот, кто бродит по миру с мудростью как с другом и осознанием как со спутницей, не заблуждается более.

00:10:24 Во всех трех мирах нет ничего ценного, что бы хотелось иметь и что не мог бы иметь ум, свободный от желания иметь. Выздоровевшие от лихорадки желаний не подвергаются более взлетам и падениям, характерным для воплощенного существования. Тому, кто свободен от привязанностей и желаний, все три мира так же широки, как след теленка и целый цикл творения подобен единому моменту.

00:11:05 Прохлада вершин Гималаев – ничто в сравнении с прохладой ума мудреца, свободного от желаний. Свет полной луны не такой яркий, и океан не такой полный, и лицо богини процветания не такое светлое, как ум мудреца, свободного от желаний.

00:11:31 Когда обрублены все желания и надежды, ум возвращается в своё природное состояние. Если ты решительно выгонишь эти надежды и желания из своего ума, в тебе не останется страха.

00:11:52 Когда ум свободен от движений мысли (которые мотивируются надеждами или желаниями), он тогда становится не-умом – и это является освобождением. Когда убрана подлежащая причина, следствие тоже перестает существовать. Поэтому, чтобы восстановить спокойствие в разуме, удали отвлекающие причины – надежды и желания.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 29 August 2022