Васиштха о целеустремленности и судьбе

01 January 2011
Сарга 3. О сотворении мира. Сарга 4. О личных усилиях. Сарга 5. Необходимость усилий.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:21:39 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 436 | скачано: 693 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Сарга 3. О сотворении мира

00:00:00 1. Васиштха сказал: Чтобы в этот мир снизошло умиротворение, я расскажу ту мудрость, что в давние времена, в самом начале творения, я слышал от лотосо-рожденного Брахмы.

00:00:18 2. Рама спросил: О мудрый, до того, как ты расскажешь в деталях о достижении освобождения, молю, разреши моё сомнение, возникшее только что.

00:00:34 3. Как получилось, что отец и учитель Шуки, мудрейший Вьяса, не достиг освобождения, а Шука достиг?

00:00:45 4. Васиштха ответил: В свете высочайшего солнца, бесчисленные миры, и три наших мира среди них, подобны несчетным пылинкам, появляющимся и пропадающим.

00:01:01 5. Никто, никак и никогда не сможет сосчитать бесчисленные вселенные во всех трех мирах со всем тем, что в них содержится.

00:01:13 6. Невозможно сосчитать и невозможно узнать бесчисленные творения, которые возникнут потом в высочайшем океане подобно несчетным волнам.

00:01:28 7. Рама сказал: Было и будет создано множество миров. Молю, расскажи о том, что существует сейчас.

00:01:40 8. Васиштха ответил: Существа, называемые животными, людьми и божествами, где-то пропадают, и продолжают существовать в другом месте.

00:01:53 9. Все три мира возникают в тонком теле, внутри сердца. В пустом пространстве Атма, наша Сущность, создает свои ощущения, и они появляются в пространстве как создания ума.

00:02:13 10. Множество существ умерли, продолжают умирать сейчас и умрут в будущем, и они рождаются снова и снова в разных местах мира.

00:02:27 11. Мир возникает как умственная модификация, как воздушный замок в фантазии, как магическое представление, как замечательная иллюзия.

00:02:40 12. Он также нереален, как землятресение от дуновения ветерка, как жемчужное ожерелье в чистом небе, как привидение для испуганного мальчика, как движение деревьев, когда смотришь на них из плывущей лодки,

00:02:58 13. Как привидившийся во сне город, как воспоминание о цветке в небесах. И бродивший в собственных внутренних мирах, умерев, снова видит

00:03:11 14. Уже другой мир, появляющийся внутри собственного пространства и начинает ощущать его, как нечто плотное и настоящее.

00:03:22 15. Он снова рождается и ощущает этот мир до момента смерти, и умерев, воображает следующий мир.

00:03:33 16. Так возникают миры внутри миров, подобные стволу бананового дерева, и так возникает эта самсара. [Ствол бананового дерева состоит из вложенных друг в друга одинаковых слоев оснований листьев — прим. ДС]

00:03:44 17. Смертные ощущают иллюзию мира, как существующую здесь и таким образом, хотя нет реальных миров, ощущений и материальных элементов земли, воды, огня, воздуха и пространства.

00:04:02 18. Это заблуждение, авидья, бесконечно и подобно огромной реке нереальности, с её многочисленными притоками и изгибами и бесчисленными волнами творений.

00:04:19 19. О Рама, в этом космическом океане существования, существа постоянно возникают здесь и там — многочисленные и разнообразные.

00:04:32 20. Временами они одинаковы, с многочисленными сходными качествами разума, временами они только частично похожи, и временами они совершенно различны.

00:04:47 21. Этого мудрого и прекрасного Вьясу, сидящего здесь, я встречал уже тридцать два раза, видение и понимание объединились в нем.

00:05:01 22. Двенадцать из них имели меньшее понимание, и происходили из одного семейного клана, десять были совершенно похожими, и остальные были другими.

00:05:16 23. И потом будут другие Вьясы, Валмики, Бхригу, Ангирасы и Пуластьи, некоторые сходные с этими, некоторые различные.

00:05:31 24. А также многочисленные человеческие существа, суры, мудрецы и божества будут появляться и пропадать во множестве, в разные времена, друг за другом.

00:05:47 25. Это тридцать вторая трета-юга Брахмы, и были, есть и будут ещё разные другие миры, а также, насколько я знаю, и ты, и я тоже.

00:06:03 26. Этот мудрый Вьяса, с его удивительными делами, появляется как аватар уже десятый раз.

00:06:13 27. И я, и другие мудрецы, включая Вьясу и Валмики, появлялись вместе и по отдельности множество раз.

00:06:23 28. Мы рождались в одних местах как равные или различные в понимании, поведении и по внешнему виду.

00:06:33 29. Этот Вьяса родится ещё восемь раз и снова запишет полностью великое творение, называемое Махабхаратой,

00:06:43 30. И обретет окончательное освобождение, составив Веды, учредив мудрость Брахмана и принеся славу династии.

00:06:54 31. Вьяса действительно восхваляется как освобожденный мудрец, победивший разум, свободный от страданий, страха и желаний, пребывающий в умиротворенной нирване.

00:07:10 32. Живые существа могут быть похожи своим богатством, родословной, возрастом, деяниями, знанием и мудростью, а могут быть не совсем сходными

00:07:26 33. Иногда они становятся схожими через сотни рождений, иногда нет — игра майи не имеет конца.

00:07:37 34. Существа появляются вновь и вновь в виде разнообразных существ в цепи перерождений, подобно тому, как горсть зерна прорастает и созревает снова и снова.

00:07:52 35. В океане времени, разнообразные творения возникают снова и снова подобно бесчисленным волнам.

00:08:03 36. Мудрый же остается в полноте высочайшего нектара умиротворения, зная свою собственную Сущность, с успокоенным разумом и интеллектом и всеми их мыслями и сомнениями.

Сарга 4. О личных усилиях

00:08:20 1. Васиштха сказал: Как вода остается водой и в океане, и в его игривых волнах, так и мудрость мудрого остается неизменной вне зависимости от проявлений тела или отсутствия оных.

00:08:40 2. Свобода и мудрость не зависят от наличия или отсутвия тела, воистину они не в объектах органов чувств. К чему тогда наслаждения безвкусными ощущениями?

00:08:59 3. Вьяса, лучший из мудрых, сидящий здесь, — воистину освобожденный в этой жизни, у него нет никаких внешних стремлений, препятствующих мудрости.

00:09:13 4. Мудрость освобожденного, имеющего тело, и мудрость того, кто не имеет тела, подобны, как подобна вода в океане, покрытом волнами, и в спокойном океане.

00:09:29 5. Нет отличий между мудрым, освобожденным в теле, или без тела, как воздух остается одним и тем же, спокоен ли он, или дует ветер.

00:09:38 6. Освобождение одинаково для имеющего тело и для не имеющего, в Единстве нет различий.

00:09:47 7. Потому слушай внимательно это ублажающее слух учение, которое я тебе собираюсь дать, воистину эта мудрость уничтожит слепоту невежества.

00:10:02 8. Все здесь, в этой самсаре, О лучший из Рагху, достигается человеком его собственными усилиями, правильно приложенными.

00:10:14 9. Как восходящая луна наполняет сердце приятной прохладой, так только собственными усилиями достигается желательный результат, и никак иначе.

00:10:31 10. Результаты собственных усилий ощущаются лично каждым, и никто не видел то, что называют судьбой, это — выдумка глупцов и лентяев.

00:10:46 11. Собственные усилия — это те умственные и физические действия, которые делаются в соответствии с инструкциями мудрого человека, тогда они приносят результат, в противном случае — это бессмысленное напряжение.

00:11:07 12. Несомненно, желающий всем сердцем достигнуть своей цели, достигнет этого, приложив достаточные усилия, если не остановится на пол-дороге.

00:11:21 13. Только благодаря своим личным усилиям, Индра достиг своего состояния и стал королем всех трех миров.

00:11:31 14. Только усилиями достигается положение лотосо-рожденного Брахмы и блистающее Сознание неподвижного Брахмана.

00:11:41 15. Даже Вишну, под знаменем Гаруды, достиг своего положения лучшего среди существ, своими усилиями стремясь к собственной высочайшей цели.

00:11:56 16. И Шива, украшенный драгоценным полумесяцем, в компании со своей игривой спутницей, достиг своего высокого положения только благодаря собственным усилиям.

00:12:11 17. Знай, что усилия могут быть двух видов — прошлых рождений и этого рождения. Усилия в настоящем могут победить результат прошлых действий.

00:12:25 18. Приложенные усилия, непоколебимая решительность, вместе с мудростью и силой, способны разрушить гору Меру. Что уж говорить о результатах прошлых усилий?

00:12:41 19. Человеческая способность прилагать высочайшие усилия под руководством писаний имеет силу приносить желаемые результаты, но без такого руководства усилия бесполезны.

00:13:00 20. Один человек обнаруживает себя в старости жалком состоянии и не может поднести ко рту воды в сложенных ладонях, расплескивая её по пути в дрожащих руках, другой, получив достойный результат своих усилий, владеет землями, горами, морями и городами, и сама земля не слишком велика для него.

Сарга 5. Необходимость усилий

00:13:31 1. Васиштха сказал: То, что делается в соответствии с писаниями, с самого начала находится на пути к успеху. Такой искатель наполняет светом все свои действия, подобно солнцу, освещающему разнообразные формы.

00:13:47 2. То, что желается и достигается методами, не соответствующими писаниям, приводит только к заблуждениям и никогда — к истинному успеху.

00:14:00 3. Каковы здесь усилия, таковы и результаты. То, что называется судьбой — просто другое название для своих собственных усилий.

00:14:15 4. Усилия могут быть двух видов — соответствующие и несоответствующие писаниям. Несоответствующие писаниям — бесполезны, соответствующие — приносят прекраснейший результат.

00:14:34 5. Как два драчливых барана, прошлые усилия и усилия в настоящем находятся в постоянном конфликте, и менее сильные проигрывают.

00:14:48 6. Поэтому человек должен стремиться к тому, чтобы усилия в настоящем, направленные к Истине, победили.

00:14:59 7. Как два драчливых барана, собственные усилия и внешние факторы находятся в противостоянии, и побеждает сильнейший из них.

00:15:11 8. Когда верные усилия в соответствии с писаниями не приносят результат, знай, что причиной этому — собственные огромные усилия в прошлом.

00:15:26 9. Тогда надо, стиснув зубы, прилагать усилия победить зло добром, и прошлые усилия — усилиями в настоящем.

00:15:38 10. Ты можешь считаеть, что прошлые действия сильнее тебя, но в действительности, они не имеют большей силы.

00:15:48 11. Верные усилия в настоящем успокаивают нечистые тенденции прошлых действий.

00:15:57 12. Заблуждения прошлого излечиваются хорошими деяниями настоящего. Вчерашние ошибки исправляются сегодняшними правильными делами.

00:16:10 13. Оставив волнения о несуществующей судьбе, с помощью разума стремясь к пониманию собственной сущности, человек освобождается от оков самсары.

00:16:25 14. Ленивый человек подобен ослу, но направляющий свои усилия в соответствии с писаниями, достигает успеха и в этом мире, и в мире ином.

00:16:40 15. Спасись из ловушки самсары собственными усилиями, подобно пойманному льву, ломающему свою клетку.

00:16:50 16. Необходимо постоянно размышлять о недолговечности тела, отказаться от низких животных стремлений и делай то, что действительно достойно человека.

00:17:04 17. Не трать напрасно усилия молодости на чувственные услады прекрасных женщин, еду и питье в уюте своего дома, подобно червю, копошащемуся в крови и гное раны.

00:17:21 18. Чистыми усилиями, несомненно, достигается чистый результат, нечистые усилия приводят только к нечистому. Нет того, что называют судьбой.

00:17:36 19. Отбрасывающий очевидное и полагающийся на фантазии, подобен человеку, который видит змей вместо своих собственных рук и в испуге бежит прочь.

00:17:51 20. Удача отворачивается от того, кто, разводя руками, беспомощно говорит в своё оправдание, что «такова моя судьба».

00:18:04 21. Поэтому собственными усилиями сначала займись различением преходящего от истинного, и потом обратись к писаниям для обретения высочайшей цели Само-осознания.

00:18:20 22. Человек должен стремиться к этой цели всеми силами и в соответствии с писаниями. Увы тем глупцам, которые не стремятся к этому!

00:18:35 23. Усилия необходимы только до достижения цели, они не бесконечны. Бесконечные усилия бесполезны, из простого камня никакими усилиями не добудешь драгоценности.

00:18:53 24. Человеческие усилия и цели имеют свои границы, подобно тому, как ограничены глиняный горшок или нарисованная картина.

00:19:06 25. Верные писания, хорошая компания и достойное поведение скоро приносят замечательные результаты, такова их природа. Без этого желаемые цели не достигаются.

00:19:26 26. Природа человеческих усилий, в соответствии с которой человек должен действовать, такова, что никак и никогда не бывает усилий без соответствующего им результата.

00:19:42 27. Некоторые величайшие из людей, только своими собственными усилиями смогли подняться из состояния несчастья, бедности и страданий до высот, достойных самого Индры!

00:19:59 28. Человек достигает своих целей собственными усилиями в целеустремленной, верной и постоянной практике, с помощью писаний, мудрой компании и добродетелей.

00:20:17 29. Это все видят собственными глазами, ощущают на опыте, об этом слышат и согласно этому действуют. И только глупцы говорят, когда им не везет, что «это судьба».

00:20:37 30. Если бы не было на земле источника зла под названием лень, остался бы кто безграмотным и бедным? Из-за лени люди на земле ведут жизнь скотов и нищих.

00:20:54 31. Когда детство с его постоянными играми и развлечениями прошло, в юности и далее, человек должен стремиться к мудрой компании и прилагать усилия для понимания слов писаний, а также собственных ошибок и добродетелей.

00:21:17 32. Валмики сказал: Когда мудрый сказал эти слова, день закончился и, в соответствии с обычаями, с поклонами собрание разошлось до конца дня для вечерних молитв и омовений.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 10 November 2018