Сарга 18. Об используемых примерах

01 January 2011
О практичном и бессмысленном. Описание состояния Дживанмукта. О настоящем писании и плодах его изучения. О способах постижения настоящего писания.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:16:43 | качество: mp3 128kB/s 15 Mb | прослушано: 280 | скачано: 651 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

О практичном и бессмысленном

00:00:00 Васиштха сказал: Тот, кто посеет в себе семя знания, содержащегося в этом писании, скоро получит понимание истины, как результат. Хоть это писание и написано человеком, оно практично и должно быть принято; и напротив, даже божественное откровение должно быть отброшено, если оно не имеет смысла. Стремящиеся к истине должны уважать это писание.

00:00:42 Даже слова мальчишки должны быть приняты, если они верны, и слова лотосорожденного Брахмы отброшены, как ненужная солома, если истины в них нет.

00:00:57 Кто будет вразумлять того, кто ослеплен своей приверженностью и пьет воду из грязного колодца, потому что его предки делали именно так, и отказывается от чистой воды святой Ганги?

00:01:15 Как за сумеречным рассветом всегда следует восход солнца, так в чистом уме восходит прекрасное различение.

00:01:27 Слыша это писание от мудрого учителя, размышляя над ним и понимая его, постепенно, шаг за шагом, ум привыкает к размышлениям.

00:01:42 Сначала искателю даются множество мудрых санскритских изречений, подобных прекрасным цветам, оплетающих стены этого царского двора для собраний. Он обретает прекрасные и благородные качества, которые склоняют к нему расположение царей и богов.

00:02:05 Зная причины и следствия во всём, человек становится мудрецом, и прекрасно понимает значения и смысл.

00:02:16 Жадность, заблуждения и другие недостатки мыслей постепенно пропадают.

00:02:25 Обычно считается, что мышление и так основано на различении, но действия без постоянной практики не дают результатов, и потому правильное различение следует практиковать. Тогда ум становится чистым, как воды огромного озера осенью, и приходит к высочайшему спокойствию, подобно успокоившемуся бурному морю.

00:02:56 Как хорошая лампа, очищенная от сажи, разгоняет завесу тьмы, так чистый ум, подобно драгоценности, сияет своим пониманием и отличает реальное от нереального.

00:03:14 Многочисленные стрелы внутренних понятий о страданиях, бедности и несчастьях не могут поразить того, кто одет в доспехи мудрости. Ужасные страхи самсары не проникают в сердце величественного мудреца, подобно тому, как стрелы не могут проникнуть в огромный камень.

00:03:42 "Что является причиной рождений и действий, — сам человек или божественная судьба?" — множество сомнений, подобных таким, успокаиваются, подобно тому, как тьма пропадает при наступлении дня.

00:04:02 Когда достигнуто мудрое видение, мудрый пребывает во внутреннем спокойствии всегда и везде, — ночь его невежества прошла. Мудрость различающего воистину глубока, как океан; его убеждение твердо, как гора; и прохлада его духа подобна луне.

Описание состояния Дживанмукта

00:04:29 Постепенно он становится освобожденным уже в этой жизни, дживанмуктой, полностью погруженным в абсолютное спокойствие. Такое состояние невозможно описать словами.

00:04:46 Его ум всегда спокоен, уравновешен, чист и светел, подобно свету луны прохладной осенью. В пространстве его сердца сияет солнце различения, и в его чистом спокойном свете меркнут и пропадают ночные кометы, предвещающие несчастья.

00:05:12 Такие люди пребывают в спокойствии, чистоте и благородстве, без желаний, оставаясь в неподвижных водах высочайшего состояния, подобно осенним облакам.

00:05:28 Из речи и поступков пропадают даже признаки грубости и жестокости, подобно тому, как танец демонов-пишачей прекращается при наступлении дня.

00:05:43 Ум, основанный на крепком фундаменте правильного поведения, наполненный спокойствием, не подвержен страданиям, как ветер не может повредить нарисованный цветок.

00:05:58 Знающий не попадает в ямы-ловушки этого мира, не привязываясь к объектам органов чувств, — знающий дорогу не застрянет в канаве.

00:06:12 Его ум с удовольствием следует писаниям в своих благородных действиях, возникающих сами по себе.

00:06:22 Тот, чей ум не привязан, видит мир внутри каждого атома, как бы много их не было в каждом из миллионов миллионов миров.

00:06:35 Океан чувственных удовольствий не волнует и не влечет человека с чистым умом и интеллектом, очищенных пониманием пути к освобождению.

00:06:48 В каждой мельчайшей частице он видит, как все самые разные типы существ возникают и пропадают, подобно волнам на поверхности океана.

00:07:02 Он не отвергает действия, которые происходят, и не стремится к тому, что уже прошло. Воистину, пробужденный кажется таким же непробужденным, как дерево!

00:07:18 Он выглядит как самый обычный человек в мире. Получая желаемые или нежелаемые результаты, его сердце не волнуется.

00:07:32 Изучив и поняв все писания, проведя время в размышлении над их значением, он пребывает в истине, не произнося ни проклятий, ни благословений.

О настоящем писании и плодах его изучения

00:07:49 Это писание легко для понимания, потому что оно украшено чудесными поэтическими иллюстрациями и сравнениями.

00:08:00 Его можно понять самому, если знаешь слова и их смысл. Если же смысл писания не понятен, тогда слушай умных людей.

00:08:15 Тому, кто слушает и изучает это писание, для достижения освобождения не обязательно практиковать аскетизм, медитации или повторение мантр.

00:08:28 В результате непрерывной практики этого писания и повторяющихся глубоких размышлений в подготовленном уме появляется несравненное высочайшее понимание.

00:08:42 И тогда возникающие понятия «я» и «мир», демоны разделения на видящего и видимое, пропадают без усилий, как ночные призраки прячутся, когда встает солнце.

00:09:00 Иллюзии отдельного «я» и «мира» успокаиваются; понятые как заблуждения сна, они больше не могут обмануть.

00:09:12 Как радости и страдания в воображенном городе не могут связать человека, так и иллюзия мира не может связать, когда видна её сущность.

00:09:26 Когда нарисованная змея видится как таковая, она больше не пугает. Когда понимается сущность видимых объектов, они больше не могут приносить радость или страдания.

00:09:42 Нарисованная змея пропадает, когда её суть ставится под вопрос и исследуется, и точно также успокаивается и привычная самсара.

00:09:56 Чтобы сломать цветок, нужны усилия, но достижение высочайшего состояния абсолютно безусильно.

00:10:07 Даже чтобы смять лепесток, необходимо движение руки; но когда отбрасывается содержимое ума, не движется ни одна часть тела.

00:10:16 Это практикуется, просто сидя в удобной позе, довольствуясь тем, что приходит само, не запутываясь в ловушках удовольствий, которые препятствуют практике мудрых.

00:10:37 В любое время, в любом месте, когда есть возможность — в хорошей компании, счастливо предавайся раздумьям о написанном в этом писании или в другом.

00:10:52 Когда утверждается в уме высочайшее знание, самсара успокаивается и прекращаются навсегда циклы повторяющихся рождений.

00:11:06 Худшие из людей — те, кто погружен в грехи и кто копошится в чувственных наслаждениях, как червь в испражнениях собственной матери, такие недостойны даже упоминания.

О способах постижения настоящего писания

00:11:24 Слушай внимательно, то, что я тебе говорю, О Рама, о знании, которое является самой сущностью величайших мудрецов. Слушай, каким образом его надо слушать, как размышлять над значениями и определениями.

00:11:44 То, что самолично не пережил, можно понять на знакомых примерах, которые помогают в понимании и иллюстрируют истину. Это — сравнение или иллюстрация. Без иллюстраций, О Рама, невозможно понять неизвестное.

00:12:05 Какие бы примеры, О Рама, не использовались мной, хоть они и ограничены, но приводятся только для твоего понимания нерожденного Брахмана.

00:12:20 С помощью сравнений и причинно-следственных связей может быть описано здесь всё, за исключением высочайшего Брахмана.

00:12:32 В учении о Брахмане, приводимые примеры должны рассматриваться не дословно, а как указующие на единое и гомогенное.

00:12:44 Следует понимать, что иллюстрации, указующие на истину Брахмана, принадлежат этому миру, и поэтому, так же, как он, являются порождениями сна.

00:12:59 Поэтому все примеры, основанные на видимом, по своей природе всегда будут противоречивы, неполны и ограничены. Но это не должно смущать.

00:13:13 Если нереальное в прошлом и будущем рассматривается в настоящем как нереальное, то такой анализ будет верен как во сне, так и при пробуждении, это известно с детства.

00:13:32 Примеры, основанные на сновидении, воображении, медитациях и т. д. описывают состояние окружающего мира так как он есть — как сновидение!

00:13:42 Составитель этой и других подобных книг раскрывает в них путь к Освобождению таким образом, чтобы привести к пониманию того, что стоит понять.

00:14:01 Писания учат тому, что мир подобен сновидению; и это невозможно сказать в нескольких словах, это должно быть раскрыто постепенно и по порядку.

00:14:17 Этот мир подобен городу и др., который видится во сне, и примеры, иллюстрирующие это, точно такие же сноподобные, и никак не другие.

00:14:30 Не имеющее причины сравнивается с имеющим причину для облегчения понимания; полная аналогия вообще невозможна, даже если постараться.

00:14:46 Мудрый, избегающий пустых споров, для понимания всегда должен принимать во внимание только ту часть сравнения, которая иллюстрирует истину.

00:15:00 Чтобы увидеть что-то, нужен только свет лампы, а не подставка лампы, масло или фитиль в ней или что другое, что можно в данном случае отбросить как несущественное.

00:15:16 Часть сравнения, которая обща у сравниваемых частей, приводит к пониманию объекта сравнения.

00:15:25 Когда желаемое понимание достигнуто с помощью этой части сравнений, далее следует попытаться понять истинный смысл великих ведических изречений.

00:15:40 Не разрушай понимание, обращаясь к искаженной логике и неверному восприятию, противоречащему опыту.

00:15:51 Даже речи противников, если после размышлений они приводят к непосредственному опыту, стоит принимать людям, подобным нам; речи же даже любимой женщины, если они в согласии с Ведами, но противоречат высочайшей истине, — просто пустая болтовня и не руководство к действию. [Имеется в виду, скорее всего, Кармаканда часть Вед, где описываются ритуалы. Гьянаканда часть описывает путь познания. — прим. переводчика.]

00:16:18 Я всем сердцем придерживаюсь всех тех писаний, которые в один голос провозглашают истину и приводят к ней, но не к тем писаниям, которые взращивают иное понимание. Поэтому это писание — верный метод познания.

транскрибирование: Айгуль Нургатина | Казань | Россия | 16 November 2018