Сущность ума

01 January 2011
Васиштха раскрывает природу ума
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:13 | качество: mp3 128kB/s 15 Mb | прослушано: 347 | скачано: 507 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Васиштха продолжил: Рама, теперь я расскажу тебе о делении существ на лучших, худших и средних, как это случилось в начале этого цикла творения.

00:00:17 Первые и самые лучшие среди существ рождаются от благородных практик. Они от природы добры и преданны праведным действиям. Они достигают освобождения за несколько рождений. Они полны качеств чистоты и света (т. е. находятся в саттва гуне). И есть такие, которые наполнены нечистотой, в которых мирские привычки сильны и разнообразны, которые возможно достигнут освобождения через тысячу рождений – это наименьшие среди хороших. Среди них есть и такие, в чьем случае освобождение вообще вызывает сомнения в этом цикле творения – это существа густой тьмы.

00:01:17 Среднего типа – те, кто полон качества динамизма и желания (т. е. находятся в раджа гуне). Когда такие люди достаточно близки к освобождению, и по своему уходу из этого мира достигнут его, в них смешаны чистота и динамизм (саттва и раджас). Но когда тенденция страстного желания слишком сильна, сублимация её занимает дольше времени, и тогда они чисто раджастичны. Когда раждастичная тенденция очень плотна, она постепенно переходит в тамас (тьму). В случае тех, для которых освобождение так далеко, что сомнительно, качество динамизма включает в себя плотнейшую тьму.

00:02:17 Те, кто даже после тысяч рождений все ещё находятся в тьме невежества, считаются существами тьмы (т. е. находящиеся в тама гуне). Для них проходит очень долгое время до освобождения. Но когда их просветление близко, их тамас смешан с сатвой (качеством света). В самом процессе приближения к освобождению, их тамас смешан с раджасом (качеством динамизма). Если даже после сотен рождений, освобождение будет ещё через сотни рождений, они полны тамаса; и если освобождение сомнительно, они в полнейшей тьме.

00:03:10 (Эта глава, похоже, намекает на то, что сатва, раджас и тамас сами по себе – не препятствия к освобождению, но дальнейшие модификации неверными мыслями и действиями – это то, что препятствует освобождению – прим. Свами Венкатесананды). Все эти существа возникли в абсолютном Брахмане при ничтожнейшем нарушении его равновесия, (как волны поднимаются на поверхности океана). Как пространство в банке, пространство в комнате и пространство в яме являются составными частями единого космического пространства, так и всё это вокруг – только бесконечное существо, в котором нет отдельных частей. И, как они появляются из него, также они и растворяются в нем. По желанию бесконечного Брахмана, всё это кажется возникающим и пропадающим в нем.

00:03:59 Васиштха продолжил: действие и тот, кто его выполняет, возникают спонтанно и одновременно в высшем существе, как возникают одновременно цветок и его запах. Но только в глазах невежественного человека создание индивидуального сознания кажется реальным, как только невежественный видит синеву в небе! Для просветленного оба таких выражения - «индивидуальные сознания являются порождением Брахмана» и «индивидуальные сознания не являются порождением Брахмана» - бессмысленны.

00:04:46 Эта двойственность условно принимается только для обучения, обучение по-другому невозможно. Установив, что индивидуальные сознания рождены от Брахмана, учитель указывает, что потому как результат имеет ту же самую природу, что и причина, индивидуальное сознание не отлично от Брахмана. Все это кажется рожденным от Брахмана, как аромат рожден цветком. И они переходят в Брахмана, как один сезон «переходит» в другой!

00:05:28 С каждым видом существ, проявляющихся во вселенной, одновременно появляется его природное поведение. Только их собственное невежество по отношению к собственной неотъемлемой сущности или сознанию приводит к такому поведению и действиям, которые вызывают реакцию в следующем рождении.

00:05:56 Рама сказал: о святой, воистину, объяснения мудрых с незамутненным умом составляют писания. И чистые сердцем, в чьем видении нет деления – считаются мудрецами. Незрелый человек может надеяться увидеть свет истины только с помощью писания и знания просветленных людей об истине. О святой, в этом мире мы видим, что семя рождается от дерева, и дерево вырастает из семени. Можно ли тогда сказать, что разные существа рождаются из абсолютного Брахмана без семени предыдущей кармы?

00:06:48 Васиштха ответил: если ты тщательно понаблюдаешь, О Рама, ты увидишь, что только когда ум вовлечен в действие, это действие приводит к своему результату. Поэтому ум есть семя действия. Когда космический разум проявил себя в абсолютном Брахмане, в тот же самый момент были рождены естественные наклонности разных существ и их поведение, и воплощенные существа стали считаться индивидуальными сознаниями. Нет разделения между умом и действием. До проекции в виде действия оно возникает сначала в уме, с самим умом как своим «телом». Поэтому действие есть ничто иное, как движение энергии в сознании, и оно обязательно приносит свои результаты. Когда такое действие прекращается, прекращается и ум, и когда останавливается ум, более нет действия. Это относится к освобожденному мудрецу, не к другим.

00:08:16 Васиштха продолжил: ум - это только восприятие, и восприятие является движением в сознании. Выражение этого движения есть действие, за которым следует результат. Ум является намерением, возникающем во всёмогущем и бесконечном сознании. Он как бы стоит между реальным и нереальным, но имеет склонность к пониманию. Хоть он и неотличим от бесконечного сознания, он думает, что отличается. Хоть он и ничего не делает, он думает, что делает. Таков ум, и эти качества неотделимы от него. Также неразделимы ум и индивидуальное сознание.

00:09:16 О чем бы ни подумал ум, органы действия стараются это материализовать; и тут ум является действием. Но в то же время, ум, эгоизм, ограниченное сознание, действие, фантазия, рождение и смерть, скрытые наклонности, знание, усилие, память, чувства, сущность, майя или иллюзия, активность и другие подобные слова – это только слова без соответствующей им реальности; – единственной реальностью является бесконечное сознание, в котором эти концепции полагаются существующими. Все эти концепции возникли, когда по чистой случайности (как ворона с падающим кокосом) бесконечное сознание на мгновение забыло себя и увидело себя как объект восприятия.

00:10:24 Когда, затуманенное невежеством, то же самое сознание видит разнообразие в своем возмущенном состоянии и считает объекты объектами, — это называется умом. То же самое, закрепившееся в убеждении об определенных восприятиях, называется интеллектом. Когда оно по глупости и непониманию считает себя существующим отдельным индивидуумом, это называется эгоизмом. Когда оно оставляет непрерывное познание, позволяя себе играть с бесчисленными приходящими и уходящими мыслями, это называется индивидуализированным сознанием.

00:11:16 Чистое движение в сознании является действием (или кармой) без независимого деятеля, но когда оно преследует какой-то результат от этого действия, — это то, что обычно считается кармой. Когда оно поддерживает понятие «я видел это ранее» по отношению к чему-нибудь виденному или не виденному, это известно как память. Когда результаты прошлых наслаждений продолжают оставаться в поле сознания, хотя сами эффекты невидимы, это известно как скрытая тенденция или склонность. Когда оно осознает истину, что разделения является продуктом невежества, это называется знанием. С другой стороны, когда оно движется в неверном направлении ещё большего забывания себя и ещё более глубокого вовлечения в иллюзорные прихоти, это называется нечистотой. Когда оно поддерживает мысли ощущениями, это называется чувствами. Когда оно остается непроявленным в космическом существе, оно известно как сущность. Когда оно создает неразбериху между реальностью и внешним видом, оно известно как майя (иллюзия). Когда оно думает «я связан», тогда оно несвободно; когда оно думает, что «я свободен», оно освобождается.

00:13:10 Васиштха продолжил: свет сознания, затемненный твердой убежденностью в существовании ума, и есть ум. Этот ум воплощает себя в разнообразных существах – людях, богах, демонах, полубогах и небесных существах. Он затем расширяется как разнообразные формы поведения – а также как материальные объекты. Такова истина, и есть ли смысл в изучении всех этих внешних иллюзий? Только ум достоин настоящего расследования. Потому что, когда мы всматриваемся в сущность ума, все созданные объекты или все видимости видятся как его порождения; только бесконечное сознание не является творением ума. Если внимательно присмотреться, ум поглощается без остатка своим собственным субстратом, и когда он поглощен таким образом, обнаруживается высшее блаженство. Когда ум распадается, наступает освобождение, и нет больше рождений, потому что только ум считает, что рождается и умирает.

00:14:45 Рама снова спросил: молю тебя, расскажи как всё это произошло в чистом бесконечном сознании? Разве может возникнуть в нём ум, который является смесью реального и нереального?

00:15:04 Васиштха сказал: Рама, пространство тройственно – бесконечное пространство неделимого сознания, конечное пространство разделенного сознания и физическое пространство, в котором существуют материальные миры. Бесконечное пространство неделимого сознания – это то, которое существует во всём, внутри и снаружи, как чистый наблюдатель того, что реально и того, что только кажется существующим. Конечное пространство разделенного сознания – это то, что создает деления времени, что наполняет все существа и что заинтересовано в благополучии всех существ. Физическое пространство – это то, в котором существуют разные элементы (вода, воздух, огонь и т.д.). Два последних – не независимы от первого, бесконечного пространства неделимого сознания. На самом деле, эти два вообще не существуют и вообще деление пространства на три произвольно выбрано для обучения непонимающего. Просветленный же знает, что есть только одна реальность – реальность бесконечного сознания.

00:16:47 Рама, когда это сознание как бы считает «я сознательный» или «я несознательный», это и есть ум. Из этих неверных понятий как бы создаются другие физические и психологические факторы.

транскрибирование: Константин Курган | 07 August 2020