Васиштха обличает судьбу

01 января 2011
Сарга 8 Обличение судьбы. Сарга 9. О карме, или действиях. Сарга 10. О нисхождении знания.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:55 | качество: mp3 128kB/s 22 Mb | прослушано: 164 | скачано: 130 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Сарга 8 Обличение судьбы

00:00:00 1. Васиштха сказал: У судьбы нет ни формы, ни могущества, ни энергии, и ни последствий. Что такое судьба, О Рама, как не заблуждение?

00:00:16 2. Получение результатов собственных действий, и неверный вывод, что это «так случилось», — это то, что известно под словом «судьба».

00:00:28 3. Поэтому глупцы уверены в существовании судьбы, в своем невежестве принимая веревку за змею.

00:00:37 4. Вчерашние неправильные дела исправляются делами сегодня, поэтому своими усилиями действуй верно прямо сейчас.

00:00:49 5. Глупцы, верящие в судьбу и убежденные, что «мне не суждено сгореть», с легкостью лезут в огонь.

00:00:59 6. Если судьба ответственна за все, к чему тогда человеку вообще делать что-либо? Пусть судьба делает омовения, сидит в медитации, раздает милостыню и разговаривает.

00:01:14 7. Если бы судьба предопределяла все, увы, человек был бы нем, ни к чему были бы писания и наставления. Разве можно было бы кого-нибудь чему-нибудь научить?

00:01:30 8. В этом мире все действуют, кроме трупов, и эта активность приводит к соответствующим результатам, — понятие «судьба» не имеет смысла.

00:01:44 9. Никто никогда не видел судьбу и не ощущал ее воздействие в делах, — понятие «судьба» не имеет смысла.

00:01:51 10. Руки действуют вместе для одной цели, если нет умелых рук, не поможет никакая судьба.

00:02:01 11. Судьба, в отличие от разума или интеллекта, никак не ощущается, ни простым пастухом, ни ученым пандитом, воистину, судьбы не существует.

00:02:15 12. Если разум придает им разные значения, в чем тогда разница между действиями и судьбой? Если разница только в названиях, почему бы не называть это человеческими усилиями?

00:02:31 13. Бесформенное не взаимодействует с имеющим форму, как пространство с телом, а имеющее форму становится видимым. Судьбу же никто не видел и не знает.

00:02:46 14. Если судьба ответственна за все в трех мирах, тогда пусть все существа спокойно отойдут от дел — судьба сделает за них все!

00:03:00 15. Люди используют выражения «судьба толкает меня на что-то» только для самоуспокоения, потому что это не верно.

00:03:10 16. Глупец, слепо верящий в судьбу, бессмысленно пропадает, а разумный человек, своими собственными усилиями, поднимается до высочайших вершин.

00:03:25 17. Скажи мне, кто из героев, могучих воинов, мудрых и ученых этого мира, полагается на судьбу?

00:03:35 18. Тот, кому астрологи предсказали долгую жизнь, — сможет ли он долго жить, если ему отрубят голову? Воистину, это действительно была бы судьба!

00:03:49 19. Если астролог предсказывает, что молодой человек станет великим ученым, станет ли он ученым без образования и чтения книг, О Рагхава?

00:04:03 20. О Рама, мудрый Вишвамитра, отбросив понятие судьбы, достиг состояния Брахмана только своими собственными усилиями и никак иначе.

00:04:15 21. Все мы тут, О Рама, достигли мудрости и способности путешествия в пространстве только своими собственными долгими усилиями.

00:04:28 22. Могучие демоны-Данавы только собственными усилиями стали правителями всех трех миров, победив богов в битве.

00:04:39 23. И затем боги победили Данавов, разбив их силы собственной мощью, — только благодаря собственным усилиям.

00:04:49 24. О Рама, только с применением усилий можно хранить воду в плетеном кувшине, судьба здесь ни при чем, мой сын.

00:05:02 25. Чтобы удержать, дать, взять, для любого движения и занятия, — для всего на земле необходимы усилия, а не судьба, как только лекарство может излечить болезнь.

00:05:14 26. О Рама, откажись от понятия несуществующей судьбы, в которой нет причин и следствий, порождение ошибочных представлений, и обратись вместо этого к очищающим действиям.

Сарга 9. О карме, или действиях

00:05:31 1. Рама спросил: О мудрый, знающий истину и достигший высочайшего спокойствия. Молю, расскажи мне, О брахмана, что люди в этом мире называют судьбой?

00:05:52 2. Васиштха ответил: Только собственными усилиями, и ничем иным, О Рагхава, делаются дела и достигаются результаты трудов, судьба здесь не при чем.

00:06:08 3. Судьба — это нечто воображаемое, которое ничего не может делать, не может наслаждаться или знать, ее никто не видит и никак не ощущает.

00:06:22 4. Под судьбой люди подразумевают плоды собственных усилий, ощущаемые человеком как хорошие или плохие.

00:06:32 5. Получение желательных или нежелательных результатов, зависящих всегда от усилий, и их желательная или нежелательная суть, также называется судьбой.

00:06:45 6. То, что зависит только от усилий и практики в этом полном активности мире, также часто обозначается словом «судьба».

00:06:56 7. О Рагхава! Воистину, судьба подобна пустому пространству, она не способна что-либо творить или не творить.

00:07:08 8. Результат усилий, хороший или плохой, тоже называют судьбой, восклицая «такова судьба!»

00:07:18 9. Мое твердое убеждение, что то, что называется судьбой — просто результат собственных действий.

00:07:28 10. Получая желательные или нежелательные результаты, человек утешается — «такова судьба!» Это и подразумевается под словом «судьба».

00:07:42 11. Рама спросил: О бхагаван, познавший всю дхарму, сейчас ты говоришь, что судьба — это результат прошлых действий. Не противоречишь ли ты сам себе?

00:07:58 12. Васиштха ответил: О мудрый Рагхава, слушай внимательно, что я тебе скажу, и ты узнаешь и успокоишься в понимании, что нет никакой судьбы.

00:08:13 13. В уме человека существуют многочисленные прошлые привычки, тенденции, или васаны. Эти привычки ума являются причиной действий.

00:08:27 14. Любое существо, имеющее васаны, О Рама, сразу становится деятелем и действует соответственно. По-другому действия вообще не возникают.

00:08:42 15. Желающий попасть в деревню, идет в деревню, желающий попасть в город — идет в город. Каковы тенденции ума, таковы и действия.

00:08:55 16. Сильные желания и стремления, руководившие нашими действиями в прошлом, и есть то, что называется судьбой.

00:09:06 17. Дело обстоит так — действие не отличается от наиболее сильной из прошлых васан или тенденций, а эти тенденции не отличаются от ума, а человек есть свой ум!

00:09:25 18. Судьбой, или божественным вмешательством, называют действия, а действия, О садху, — это ум, а ум — это сам человек. Определенно, здесь нигде нет вмешательства свыше.

00:09:43 19. Ум человека — и есть человек; к чему он стремится, то он и делает, и получает соответствующие результаты, — в этом и состоит его судьба.

00:09:56 20. Невозможно определить наверняка такие понятия, как ум, его тенденции, действия и судьба, О Рама, — и поэтому мудрые люди ссылаются на них чисто символически.

00:10:13 21. На чем человек сосредоточен, к чему он больше всего стремится, О Рама, такой результат он и получает, рано или поздно.

00:10:24 22. Все достигается только своими собственными действиями и никак иначе, О лучший из Рагху! Пусть это приведет тебя к успеху.

00:10:38 23. Рама сказал: О муни, сети прошлых васан крепко держат меня в страданиях. Что мне делать?

00:10:50 24. Васиштха ответил: Воистину, О Рама, ты достигнешь успеха только постоянными настойчивыми усилиями и ничем иным.

00:11:02 25. О Рама, прошлые тенденции, или васаны, бывают двух видов — чистые и нечистые.

00:11:11 26. Поток чистых тенденций приведет тебя со временем к высочайшему безграничному состоянию.

00:11:19 27. Нечистые прошлые тенденции ведут к разным бедам и проблемам. Победи их, О великий, приложив достаточные усилия!

00:11:32 28. Воистину, ты не инертное тело, а понимающее сознательное существо. К чему тебе быть под контролем другого сознания?

00:11:44 29. Если бы другое сознание контролировало твое, то кто бы контролировал его и кто контролировал этого контролера и так далее? Это не истина, а бесконечная регрессия.

00:12:01 30. Река васан несет чистые и нечистые потоки. Приложи все усилия, чтобы держаться чистого потока.

00:12:12 31. Собственными усилиями, обрати нечистые стремления своего разума в чистые, О сильнейший!

00:12:23 32. Отвлекаясь от нечистых помыслов, разум человека становится чище, и наоборот — отвлекаясь от чистого, он сам становится нечистым. Приложи усилия, чтобы отвлечь его, как ребенка, от нечистых стремлений!

00:12:44 33. Постепенно, шаг за шагом, не торопясь, постоянными усилиями, приучай ум к чистым стремлениям.

00:12:55 34. Поток прошлых тенденций, хороших и плохих, становится привычкой. Из этих тенденций, поддерживай только хорошие.

00:13:08 35. Хорошие стремления — результат прошлых практик. Знай, О Рама, что практикуя это снова и снова, ты усиливаешь эти стремления.

00:13:21 36. О безгрешный, постоянными практиками тенденции усиливаются прямо сейчас, поэтому поддерживай только чистые стремления.

00:13:34 37. Если прошлые нечистые тенденции не поддерживать постоянными практиками, они не будут расти, и это тоже хорошо, мой сын.

00:13:46 38. Даже при сильном соблазне и сомнении, стремись поддерживать чистые тенденции, ибо хорошее никогда не приведет к ошибке.

00:13:57 39. В этом мире, что постоянно практикуется, то и достигается, поэтому с детства поддерживай стремление к мудрости, и она будет, без сомнения, достигнута.

00:14:12 40. Чистые стремления укрепляются с помощью лучших усилий и победы над чувствами.

00:14:20 41. Пока не достигнуто состояние высочайшей мудрости, О великий, продолжай следовать учениям гуру и писаний.

00:14:29 42. Потом, оставив дурные стремления и познав истину, следует отказаться даже от потока чистых желаний.

00:14:41 43. С чистым умом, стремись и служи высочайшей и наилучшей цели, Истине, свободной от страданий, и отбрось все остальное, О садху!

Сарга 10. О нисхождении знания

00:14:56 1. Васиштха сказал: Мировой порядок, называемый судьбой, основан на истинном принципе, Брахмане. Это — основа всего и всех, сильного и слабого, правителя и подчиненного.

00:15:14 2. Потому, для собственной пользы, сделай усилия и направь все свое внимание на мои слова.

00:15:24 3. Желания порождают разрушительные стремления органов чувств, удержи их собственными усилиями и заставь их успокоиться!

00:15:36 4. Я полностью раскрою для тебя сущность учения, ведущего к Освобождению, венчающему плоды всех человеческих усилий, высочайшему достижению и в этом, и других мирах.

00:15:52 5. С полным вниманием погрузись в эти благородные размышления, наполнившись миром и спокойствием, отказавшись единожды и не возвращаясь более к обусловленности самсары.

00:16:08 6. Размышляя о смысле высказываний в писаниях, успокоив стремления ума к внешним объектам, познай природу Атмана, собственной сущности.

00:16:20 7. О Рама, слушай! Я объясню тебе путь к Освобождению, величайшему Блаженству, где за удовольствием не следует печаль.

00:16:33 8. Услышав этот рассказ об Освобождении в компании всех понимающих искателей, ты достигнешь состояния, где нет страданий, потерь и разрушения.

00:16:47 9. В прошлую эпоху сам Создатель Брахма передал мне эти знания, приносящие конец всем страданиям и печалям.

00:16:59 10. Рама спросил: О мудрый, скажи мне причину, по которой Само-рожденный рассказал это и как случилось, что ты обрел эти знания?

00:17:14 11. Васиштха ответил: Существует бесконечно проявляющаяся Сущность, Атма, пронизывающая и насыщающая все, неразрушимое пространство сознания, блистающее в каждом живом существе.

00:17:32 12. Этой Сущностью, полной сладчайшего нектара, неизменной в движении и неподвижности, был рожден Вишну, подобно тому, как на поверхности океана возникает волна.

00:17:47 13. Брахма появился из лотоса его сердца, чья основа — гора Меру, чьи лепестки — направления, и многочисленные тычинки — звезды.

00:17:59 14. Он, окруженный Ведами, знающими Веды, множеством богов и мудрецов, проявлял в своем уме множественные творения, подобные потокам разнообразных мыслей.

00:18:16 15. Он создал огромное множество людей здесь, в месте, называемом Бхарата, расположенном на континенте Джамбудвипа. Все они были погружены в страдания и болезни.

00:18:31 16. Эти многочисленные и разнообразные существа постоянно испытывали череду взлетов и падений, и их существование стремилось к смерти, проходя через желания и муки.

00:18:47 17. Увидев это, всемогущий Творец проникся состраданием, подобно отцу при виде мучений сына.

00:18:57 18. Он на мгновение глубоко задумался о том, как избавить этих несчастных от боли, страданий и смерти.

00:19:08 19. Так подумав, Творец Брахма установил священные места для поклонений и благородные качества — аскетизм, милосердие, правдивость и добродетельность.

00:19:23 20. Сотворив это, он опять задумался, и заключил, что этого недостаточно, чтобы прекратить людские страдания.

00:19:33 21. Только Высочайшее Знание дает окончательное блаженство, называемое нирваной, и только достигший этого больше не рождается и не умирает.

00:19:48 22. Только с этой мудростью можно пересечь океан самсары, но не аскетизмом, не благотворительностью и не пребыванием в святых местах.

00:20:01 23. «Для освобождения этих несчастных людей от страданий, я создам надежный мост через этот океан», — решил он.

00:20:11 24. Вслед за этим Брахма, в своей лотосной обители, создал меня силой своей мысли.

00:20:20 25. В то же мгновение я был порожден своим отцом, подобно тому, как волна порождает подобную себе волну, О безгрешный!

00:20:32 26. Отражение творца, как и он, с четками и кувшином для воды в руках, я склонился перед ним в поклоне, и он обратился ко мне.

00:20:45 27. «Подойди ко мне, мой сын!» — сказал он, восседая на своем лотосе, и протянул мне свою руку, подобно лунным лучам, пробивающимся сквозь белое облако.

00:21:00 28. Облаченный в оленью шкуру, мой отец Брахма обратился ко мне, тоже одетому в оленью шкуру, подобно тому, как лебедь-император подплывает к другому лебедю.

00:21:18 29. «Лишь на мгновение, мой сын, твой разум затуманится беспокойным невежеством, которое покроет его, подобно лунным пятнам на луне».

00:21:31 30. Как только он произнес это, я забыл все, что познается вслед за различением, о том, кто я и какова моя собственная чистейшая сущность.

00:21:45 31. Я погрузился в страдания, мой разум потерял способность понимать и наполнился болью и мучениями, подобно разуму несчастного, рожденного в нищете.

00:22:02 32. «Увы этой ужасной самсаре! Как могло случиться такое несчастье?» — заметались сначала мои мысли, но потом я оцепенел в молчании.

00:22:16 33. Затем мой отец обратился ко мне: «Почему ты страдаешь, мой сын? Спроси меня о том, как прекратить страдания и будь всегда счастлив.»

00:22:30 34. И я, сидя на золотом лепестке лотоса, вопросил Творца всей вселенной о лекарстве от болезни самсары.

00:22:41 35. Я спросил: «О Всевышний! Почему самсара полна страданий? И как люди могут от них освободиться?»

00:22:51 36. И тогда Творец открыл мне истинное знание, подобное очищающему огню, и я снова обрел наполненность и спокойствие.

00:23:03 37. Обратившись ко мне, знающему все, что должно быть познано, и пребывающему в своей изначальной природе, Создатель мира, провозгласивший изначальную причину, сказал:

00:23:18 38. «Мой сын, я скрыл от тебя знание, чтобы ты начал вопрошать о сути мудрости для блага всех людей.

00:23:29 39. Теперь завеса невежества отброшена, и ты обрел высочайшую мудрость. «Я» слилось воедино с Атманом, подобно золотой руде, превращенной в золото очищающим огнем.

00:23:47 40. Теперь иди в земли Джамбудвипы, О садху, в страну Бхарата, неся свет знания всему миру.

00:23:56 41. Там, мой ученый сын, учи ритуалам и поклонениям в соответствии с традицией, в положенном порядке.

00:24:06 42. Тех же, чей разум отвернулся от мира, и кто разумен в поисках реального, тех учи, О садху, этой мудрости, приносящей блаженство».

00:24:20 43. Так, направленный своим лотосо-рожденным отцом, я нахожусь здесь и буду здесь до конца этого создания, О Рама.

00:24:31 44. Нет ничего, что я должен делать, и не я не стремлюсь ни к чему. Я остаюсь на этой земле, и мои мысли успокоены, как в глубоком сне. Хотя действия мной совершаются, я не совершаю никаких действий.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 09 ноября 2018