5 глава. Об окончании

01 January 2011
Окончание собрания; Рама размышляет над услышанным; Дашаратха открывает дневное собрание; Об окончании вселенной и достижении высшего спокойствия; О разделенности тела и высшего Я; О пути бездействующих и тех, кто исследовал сущность ума; О возможностях достижения освобождения Окончание собрания
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:21:14 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 245 | скачано: 509 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вальмики сказал: Люди (включая богов, полубогов, мудрецов и членов царского окружения) слушали мудрые слова мудреца Васиштхи с неотрывным вниманием. Император Дашаратха и его министры на время отложили свои занятия и развлечения, желая впитывать учения мудреца.

00:00:38 В полдень гудели раковины, давая сигнал для полуденного перерыва. Вечером собрание расходилось до конца дня, и когда короли и принцы поднимались с мест, их ослепительные одежды освещали все вокруг. Императорский двор сам казался миниатюрной вселенной.

00:01:07 Когда собрание разошлось, король Дашартха поклонился мудрецам и получил их благословение. После этого Васиштха отпустил до конца дня Раму и его братьев. Они тоже припали к ногам мудреца и получили его благословения.

Рама размышляет над услышанным

00:01:32 Когда наступила ночь, все, кроме Рамы, улеглись спать. Рама не мог заснуть. Рама размышлял над словами мудреца Васиштхи: Что есть этот кажущийся мир? Кто эти разные люди и другие существа? Как они появляются здесь, откуда они приходят и куда уходят?

00:02:02 Какова природа ума и как он достигает спокойствия? Как изначально возникла эта Майя (космическая иллюзия) и как она заканчивается? И, с другой стороны, её окончание – это хорошо или плохо? Как ограничения появляются в бесконечном сознании?

00:02:29 Что именно мудрый Васиштха советует для победы над чувствами и умом, несомненными источниками страдания? Невозможно отказаться от наслаждений и удовольствий, но и невозможно окончить страдания без отказа от таких наслаждений – действительно, это большая проблема.

00:02:57 Ум является наиважнейшим фактором во всём этом, поэтому если он однажды вкусит высшего блаженства в свободе от иллюзии мира, то он не сможет отказаться от этого и не будет больше гоняться за чувственными удовольствиями.

00:03:18 О, когда же мой ум станет чистым и когда он успокоится в высшем сознании? Когда мой ум успокоится в бесконечном, как волна находит успокоение в океане? Когда я буду свободен от всех стремлений? Когда я смогу смотреть на все с одинаковым расположением? Когда же я наконец избавлюсь от этой ужасной лихорадки мирской жизни?

00:03:52 О ум, успокоишься ли ты в мудрости великих мудрых? О мой интеллект, ты мой друг, - раздумывай над учениями мудреца Васиштхи так, чтобы нам обоим спастись от несчастий мирского существования.

Дашаратха открывает дневное собрание

00:04:13 Вальмики продолжил: Когда взошло солнце, Рама и другие встали и выполнили утренние омовения и молитвы, и пришли к резиденции мудреца Васиштхи.

00:04:30 К тому времени мудрец тоже закончил свои молитвы и был в глубокой медитации. Он поднялся и вместе с остальными взошел на королевскую колесницу и прибыл ко дворцу короля Дашаратхи. Когда они вошли на двор, король сделал три шага вперед с подобающими поклонами.

00:04:57 Вскоре после этого собрались все остальные члены собрания (боги, полубоги, мудрецы и прочие) и заняли свои места.

00:05:11 Открывая дневное заседание, Дашартха сказал: О великий, я надеюсь ты отдохнул после напряжения вчерашнего разговора. С нашей стороны, мы воодушевлены словами высшей мудрости, которые ты донес до нас вчера. Несомненно, слова просветленных мудрецов рассеивают страдания всех существ и даруют им блаженство. Они отгоняют нечистоту, вызванную нашими же нехорошими поступками.

00:05:55 Гнусные склонности, как желания, жадность и т.д., ослабляются твоими словами. Наша невежественная вера в реальность этого мира сталкивается с достойным противником.

00:06:10 О Рама, только день, когда ты поклонился такому мудрецу, можно считать прожитым, все остальные дни – дни тьмы. Это твоя лучшая возможность – думай и учись у мудрого тому, чему единственно стоит учиться.

00:06:34 Васиштха сказал: О Рама, заставили ли тебя глубоко задуматься мои учения? Размышлял ли ты о них в течении ночи и запечатлел ли ты их в своем сердце? Помнишь ли ты, как я сказал тебе, что ум является человеком? Помнишь ли ты, что я тебе сказал о создании вселенной со всеми деталями? Только постоянно помня такое учение, можно его понять.

00:07:12 Рама сказал: О мудрый, воистину, я так и делал. Я не мог заснуть и провел всю ночь в медитации над твоими просветляющими словами, стремясь увидеть истину, на которую они указывают. Я сохранил в своем сердце твои слова. Кто же откажется от твоего учения, зная, что оно дарует ему высшее блаженство? В то же время, твои слова сладки для слуха, они помогают всему благоприятному в человеке и приносят нам несравненные ощущения. Потому, О великий, молю тебя, продолжи свои рассуждения.

00:08:08 Васиштха сказал: О Рама, тогда слушай рассуждения об окончании вселенной и достижении высшего спокойствия.

Об окончании вселенной и достижении высшего спокойствия

00:08:22 Этот кажущийся бесконечным мир поддерживается нечистыми (раджаса) и глупыми (тамаса) существами, как огромное строение поддерживается колоннами. Но он легко и играючи оставляется теми, чья сущность чиста, как змея легко оставляет вонючее болото. Те, чья сущность чиста (сатва) и чья деятельность (карма) основана на чистоте и свете, не живут свою жизнь механически, они задумываются об источнике и сущности этого кажущегося мира.

00:09:03 Когда такие раздумья ведутся с помощью верного изучения писаний и в компании мудрых, возникает чистое понимание, в котором истина видна, как при свете лампы. До того, как эта истина ощущается лично с помощью таких размышлений, истина воистину не видна.

00:09:30 О Рама, твоя природа чиста, потому задумайся о сущности истины и лжи, и будь привержен истине. То, чего не было в начале и не будет в конце, - можно ли это считать истиной? Только то можно считать истиной, что было всегда и всегда будет.

00:09:58 Рождение принадлежит уму, О Рама, и взросление тоже совершается в уме. Когда четко видна истина, ум освобождается от своего собственного невежества. Поэтому, пусть предварительное изучение писаний, общество святых и совершенствование бесстрастия ведут твой ум по пути праведности. Вооруженным всем этим, надо найти прибежище у ног гуру, чья мудрость совершенна. От всего сердца придерживаясь учения мастера, постепенно достигается пространство совершенной чистоты.

00:10:50 Рама, осознай сознание сознанием с помощью чистого вопрошания, как прохладная луна обозревает все пространство. Человека швыряет в водах этого воображенного мира, как соломинку, пока он не попадает в спасительную лодку самопознания.

00:11:17 Когда плавающие в воде песчинки опускаются на дно, когда успокаивается вода, так ум обретшего знание истины успокаивается в полном умиротворении. Когда обретается знание истины, она более не теряется, как золотой слиток, лежащий в золе, мгновенно замечается золотых дел мастером.

00:11:46 Пока истина не познана, можно в этом запутаться, когда же она известна, запутаться невозможно. Невежество по отношении к высшему Я является причиной твоей печали; знание своего высшего Я приводит к спокойствию и блаженству.

О разделенности тела и высшего Я

00:12:12 Разберись в путанице между телом и собой, и ты сразу же обретешь спокойствие. Как золотой слиток, упавший в грязь, не может ей загрязниться, высшее Я не может загрязниться телом. Я повторяю, с вознесенными к небу руками провозглашаю: «Ты есть одно, а тело – совсем другое, и они различны так же, как различны между собой вода и цветок лотоса», но никто меня не слышит!

00:12:58 Пока инертный и неразумный ум идет по пути удовольствий, эта тьма кажущегося мира не пропадает. Но в то мгновение, когда человек пробуждается и вопрошает о собственной сущности, тьма растворяется. Поэтому надо постоянно стараться пробудить обитающий в теле ум, чтобы можно было выйти за пределы процесса становления кем-то или чем-то, – потому что такое становление полно страдания.

00:13:38 Как небо не затрагивается пылью, летающей в нем, высшее «Я» не затрагивается существованием тела. Удовольствия и боль неверно воображаются как ощущаемые собой, также можно неверно подумать, что «небо загрязнено пылью».

00:14:02 Воистину, удовольствие и боль не принадлежат ни телу, ни высшему «Я», которое превосходит всё, они принадлежат только невежеству. Их потеря – не потеря. Ни удовольствие, ни боль не принадлежат никому – воистину, всё является сознанием, высшим спокойствием и бесконечностью. Осознай это, О Рама.

Советы Васиштхи

00:14:40 Высшее «Я» и мир и не едины, и не отличаются друг от друга. Все это является только отражением истины. Нет ничего, кроме единого Брахмана.

00:15:00 Идея «Я не такой, как он» - чистая прихоть ума, откажись от него, О Рама. Единое высшее Я воспринимает себя в себе как бесконечное сознание. Потому нет ни страданий, ни заблуждений, ни рождения, ни творения – есть только то, что есть.

00:15:26 Будь свободен от волнений, О Рама. Будь свободен от двойственности, утвердись в высшем сознании, оставив даже беспокойство о собственном благополучии. Сохрани в себе мир. Оставайся во внутреннем молчании. Будь один, без самовозникающих мыслей. Будь смел, победив ум и чувства. Не имей желаний, довольствуйся тем, что приходит к тебе само по себе.

00:16:06 Живи без усилий, не присваивая и не отказываясь ни от чего. Будь свободным от всех искажений ума и ослепляющего налета иллюзии. Будь довольным в себе. Будь свободным от всех волнений. Оставайся в открытом состоянии в высшем сознании, как полный океан. Наслаждайся собой в себе, как блаженные лучи полной луны.

О пути бездействующих и тех, кто исследовал сущность ума

00:16:44 Васиштха продолжил: О Рама, тот, кто знает, что все действия просто случаются по причине существования сознания, подобно тому, как кристалл отражает объекты вокруг себя без малейшего намерения делать это, - тот свободен. Кто, даже получив человеческое рождение, не интересуются такими безусильными усилиями, переходят из рая в ад и из ада в рай раз за разом.

00:17:18 Приверженные бездействию, отказавшись или подавив все действия, переходят из ада в ад, из страдания в страдание, из страха в страх. Некоторые связаны своими тенденциями и намерениями с результатами своих собственных действий, и они получают рождение как черви и вредители, потом как деревья и растения, потом снова как черви и паразиты. Есть и те, которые знают высшее сознание, воистину они благословенны, они тщательно исследовали сущность ума и преодолели все стремления и желания, - они переходят в высшие состояния сознания.

00:18:17 Тот, у кого эта жизнь является последней, одарен смесью светлых качеств (сатва) и немного загрязнения (раджа). С рождения он растет в святости. Благородное знание легко входит к нему в сердце. Все благородные качества, - такие как дружественность, сочувствие, мудрость, великодушие и щедрость, - сами ищут его и находят приют у него в сердце.

00:18:58 Он выполняет все необходимые действия, но не волнуется, будь их результатом потеря или приобретение, и он не испытывает ни восторга, ни депрессии по этому поводу. Его сердце чисто. Люди стремятся быть в его общества.

00:19:23 Таков тот, кто полон всех благородных качеств. Он ищет просветленного мастера и следует его учению, и мастер направляет его по пути самоосознания. Затем он осознает высшее Я, единое космическое существо.

00:19:49 Такой освобожденный пробуждает внутренний интеллект, который до того спал, и этот пробужденный интеллект мгновенно узнает себя как бесконечное сознание. Постоянно осознавая внутренний свет, такой блаженный поднимается в состояние совершенной чистоты.

О возможностях достижения освобождения

00:20:16 Такова естественная последовательность эволюции, О Рама. Но есть и исключения из этого правила. Для того, кто принял рождение в этом мире, есть две возможности достигнуть освобождения.

00:20:36 Идя по первому пути, указанному мастером, искатель постепенно достигает цели освобождения. Вторая возможность – когда самоосознание практически сваливается как снег на голову, и случается мгновенное просветление.

00:20:59 Я расскажу тебе древнюю легенду, которая рассказывает о втором типе просветления. Слушай внимательно.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 23 May 2022