Реальная и воображаемая преданность

Навадвип-дхам - 09 June 1983
Три измерения жизни. Возвышенное положение Туласи-деви. Щедрая великодушная природа Махапрабху. Возвышенная концепция истины Шримад Бхагаватам. Великодушие Кришны более высокой природы. Преданность Рамачандре. Бескомпромиссная преданость Ханумана. Воображаемый характер преданности.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:42:03 | качество: mp3 64kB/s 19 Mb | прослушано: 124 | скачано: 207 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Три измерения жизни

00:00:00 Отсутствие сотрудничества, отречение. Бхога-тьяга, три измерения жизни. Измерения бхукти, мукти и бхакти. Три измерения жизни, бхукти - мир наслаждения, мир отречения и мир бхакти – участие в служении высшему началу. Три измерения жизни, мы должны выбрать один из них. И бхакти бывает двух видов: основанное на расчете и спонтанное. И там есть блаженство автоматическое. Не движение, сопровождаемое беспокойством, но легкое спонтанное движение. Автоматическое.

Возвышенное положение Туласи-деви

00:01:35 – Махарадж, мы видим, что Туласи-деви присутствует здесь, ради нашего блага в преданности, на Вайкунтхе, в Кришналоке, в Матхуре и так далее, каково её служение там? Того же типа, или в каждом месте её служение специфическое?
– Здесь также смарта-пандиты, в измерении наслаждения. «С помощью Туласи, - они говорят, - мы удовлетворяем Нараяну, и Он дает нам исполнение четырех целей жизни». Майявади также поклоняются Нараяне с помощью Туласи и молятся о мукти. В видья-марге, в Нараяне-локе существует поклонение Туласи. Радхарани говорит в Гарга-Самхите: «Я обрела благосклонность Кришны только по милости Туласи-деви». Таким образом. Таково возвышенное положение Туласи-деви. Мы узнаем о нём из Гарга-самхиты.

00:03:00 «Туласи одарила Меня благосклонностью и благодаря этому Я достигла близости с Кришной», – говорит Радхарани своей сакхи. Туласи имеет функцию во Вриндаване также. Другое имя Туласи - Дхаништха Туласи, Туласи Вринда, Вриндарани, Йога-майя. Глава департамента, в котором устраиваются игры.
– Major doom?
– Женщина, которая отвечает за хозяйство семьи, управляет всеми домашними делами, «домашний» происходит от слова «дом». «Мажор», значит «главный», мажор-дом. Наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить так: Радхарани является мажор-домом, или иначе говоря, экономкой, главной экономкой в доме, в семье Кришны. Множество разных дел, множество разных ведомств, но ключ в Ее руке». Вринда-деви, Йога-майя, Туласи аналогичной природы. Туласи-деви.

00:05:21 – В Двараке и в Матхуре она была...?
– Повсюду, везде, где присутствует Шалаграм, где Вишну, там и Туласи. Есть история, мы не знаем…
– История о проклятии?
– Да. Нараяна сказал: «Я стану камнем и Я не буду принимать служение без нее». Паракия - связь присутствовала там.
– Наш Гуру Махарадж не очень хотел, чтобы преданные обсуждали эту историю, потому что возможность оскорбления присутствует, опасность.
– Все становится ясным, когда мы думаем, что она владелица всего. Но ложные представления...

00:07:17 – Я также увидел, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в одной статье на бенгали, посвященной ношению Туласи Махарани, он написал: «Невозможно вступить в мир Вайкунтхи без её позволения».
– Да. Благодаря её интимной связи с Нараяной, близости, написано относительно чатух-сан. Чатух-сан были вначале более привязаны к недифференцированному аспекту Нараяны, но какая-то связь у них была, они посещали Нараяну. Однажды они почувствовали аромат Туласи, смешанный с водой, которой омывали стопы Нараяны и этот запах достиг их ноздрей. Пленил их, их сердца были пленены. Аромат Туласи был причиной.

00:09:08 Нараяна считает себя в долгу. В долгу перед Туласи: «Я побеспокоил её целомудренную природу, характер, как удовлетворить её, умилостивить ее?» Хотя подоплека иная. Все принадлежит Ему. И может достичь своей полноты в связи с Ним. Но такого рода движение, вайчитра, лила-вайчитра необходима ради цели расы. Аиро-вагатих-премна, свабхава-кутила-бхавет. Неподвластный никому, устанавливающий законы Сам. Есть две группы, две стороны, между ними стена закона, но игра происходит, основываясь на Его капризах, сладостной воле любой закон нарушается. Лила-кайвальям.

Щедрая великодушная природа Махапрабху

00:11:33 – В случае Шрилы Бхактивиноды Тхакура говорится, что до поклонения Чайтанье Махапрабху он испытывал сильную склонность к Рамачандре.
– Кто?
– Бхактивинод Тхакур.
– К Рамачандре?
– Да, то того как читал Чайтанья Чаритамриту. Я тоже был склонен, но поскольку меня привлекала щедрая великодушная природа. Кришна – черная дыра, потребитель, трудно иметь дело с таким персонажем. Но Рамачандра великодушен, Махапрабху великодушен, Радхарани великодушна. Кришна поглощает, Кришна потребляет, потребитель. Для людей определённого склада трудно иметь дело с такого рода персонажем.

00:12:50 – Вы сами, Махарадж, вы сами склонны к Рамачандре и другим личностям?
– Звезда Кришны – Рохини – это моя садхака. Моя звезда другая, также как у Рамачандры, звезда Кришны – это средство, ведущее к цели. А звезда Махапрабху - моя сампада, моё богатство. Я удовлетворен Им. В Гите, в Бхагаватам величие Кришны рассматривается. Он Сваям Бхагаван, центр всего, особенно в Гите. Гита привлекла меня к Нему. А Махапрабху поддержал это, сохранил. Он хранитель. Он заботится о том, чтобы не возникли беспокойства, чтобы ничто не было потеряно. Он хранитель.

00:14:42 А Радхарани превыше всех. Моя цель, цель моей жизни обрести служение ей, когда-нибудь, однажды обрести служение ей. Кришна привлекает, а Махапрабху охраняет. Особенно в Гите. Из Гиты мы можем понять положение Кришны. Кришна находится в центре, Кришна выше всего. Сарва-дхарма-паритья джа. Выше йоги, гьяны, кармы. «Я центр», - провозглашает Он. А Махапрабху приходит, чтобы сохранять это богатство. А Радхарани – высочайшая цель жизни, если когда-либо, в какую-либо эпоху, время, день, я сумею обрести то служение Ей, да будет так.

00:16:00 Первый сын моей матери умер, я был вторым сыном. Мне дали Рама-кавач, амулет, защитный амулет, специальный оберег для детей. Моей матери он был дан, потом я родился. Рама-кавач, мой отец ежедневно читал этот Рама-кавач, и многие мантры. Рама-кавач также, многие мантры. И также была написана картина «Рама Сита и Хануман». И в детстве я испытывал влечение к этой стороне. Не сказать, чтобы к Кришне особо, но когда я пришёл к Махапрабху, тогда моё влечение к Рамачандре уменьшилось, когда я пришел к Махапрабху. И естественно Радха-Кришна, благодаря Махапрабху. На поверхности, вначале я испытывал некоторую апатию к Вриндаванской лиле, но благодаря Махапрабху у меня не осталось сомнений.

Возвышенная концепция истины Шримад Бхагаватам

00:17:40 В месяце Карттик, когда читали Бхагаватам, иногда мы присутствовали, слушали, нечто мистическое мы чувствовали в Бхагаватам, слушая Бхагаватам. Нечто величественное, сладостное, таинственное. Возвышенная концепция истины Шримад Бхагаватам. И тон Шримад Бхагаватам из всех писаний наиболее носит императивный характер, повеление, последнее произведение Вьясадевы, превосходя советы иных шастр. Авторитетный, безапелляционный тон Бхагаватам, наиболее авторитетный, властный по сравнению с иными писаниями, богооткровенные истины, сокрушающие все иные мысли, перспективы.

Великодушие Кришны более высокой природы

00:19:20 – Махарадж, Шрила Бхактивинод Тхакур, как вы только что выразились, увидели влечение к стороне великодушия, и вас в детстве интересовал Рамачандра…
– Да, вначале интересовал Рамачандра.
– То есть вот это великодушие мы видим сейчас в вас это качество великодушия.
– Оно есть, но существует также великодушие более высокой природы. На первый взгляд то, что видится на поверхности, в характере Кришны, эксплуатирующего, сторона эксплуатации, в действительности это не так. Но это трудно понять, трудно понять, тяжело понять.

00:20:26 То, что на поверхности предстает агрессией в Кришне, в характере Кришны, это в действительности не есть агрессия.
– Высшее великодушие.
– Это своего рода служение. На высшем уровне отсутствует темперамент эксплуатации, его нет. Таковы мои представления. Там все пребывает в настроении служения. И то, что воспринимается на поверхности как агрессия, не есть агрессия в подлинном смысле слова. Это агрессия ожидается теми, кто является жертвой агрессии. Такого рода дух агрессии. Ожидается, но это не есть агрессия. Это нечто, что кажется, выглядит агрессией, но имеет иную природу. Агрессия подразумевает ущемление прав другой стороны. Но в Кришна-лиле не так. Эта другая сторона желает ущемления прав, это разновидность служения. На поверхности агрессия, но в глубине служение, не есть нечто нежеланное.

Преданность Рамачандре. Бескомпромиссная преданость Ханумана

00:22:56 – Гуру Махарадж, если кто-то испытывает привязанность к Рама-лиле, может ли он культивировать это настроение или должен отвергнуть его и стараться культивировать настроение к Чайтанья-лиле, Кришна-лиле?
– Как Мурари Гупта был стойким Рама-упасакой, поклонником Рамы, Рамачандры. Но также испытывал достаточную преданность, привязанность к Махапрабху. Или Анупама, отец Дживы Госвами также был преданным Рамачандры. Рупа и Санатана, оба просили его, третьего брата, Анупаму, отца Дживы Госвами, они говорили: «Мы поклоняемся Кришне, ты также примыкай к нашему лагерю и втроем мы будем совершать такое поклонение Кришне с великой радостью». Анупама сказал: «Я пытался изо всех сил оставить Рамачандру и прийти, перейти на сторону Кришны, но так и не сумел». В конце концов, он стал умолять своих братьев и говорить: «Я предан стопам Рамачандры, я не могу оставить их, поэтому больше, пожалуйста, не просите меня об этом». Как Хануман. Хануман не принимает никакой иной идеал поклонения помимо Рамачандры. Даже когда он находится в Кришна-лиле, в Двараке.

00:25:07 Кришна знал в своем сердце и Он принял образ Рамачандры. Хануман может быть удовлетворен только Рамачандрой. Кришна попросил Рукмини-деви принять положение Ситы. Он сказал: «А Я стану Рамачандрой, потому что Хануман приближается». В Рама-лиле также, когда Рам-Лакшман были пойманы с помощью оружия в виде змеи, Хануман сказал им: «Помните о Гаруде, Вашем вечном слуге и как только он появится, Вы сумеете освободиться от змеи». Рамачандра так и поступил, Гаруда появился, и все змеи исчезли. Гаруда хотел совершить служение Рамачандре, Рамачандра был очень удовлетворен его помощью, Гаруда хотел видеть Кришну. Но как быть с Хануманом? Гаруда сказал: «Я расправлю крылья, спрятавшись за этими крыльями Ты покажешь мне Свой образ Кришны, чтобы Хануман не видел его». И так и произошло.

00:27:47 Хануман сказал: «Ты в этой лиле пришел как предатель. Ты обратил моего Рамачандру в Кришну и я тебе отомщу в Двапара-югу». В Двапара-югу, когда Гаруду послали за голубыми лотосами, их можно было найти в озере Ханумана. Есть история, её рассказывают по-разному. Гаруда был пойман Хануманом. Сам Ханумал взял эти голубые лотосы и отправился в Двараку. То есть Хануман схватил Гаруду и засунул его подмышку. А Сударшан, Сударшана-чакра препятствовала ему войти в Двараку, потому что стояла на воротах.

00:29:13 Хануман схватил эту Чакру и в качестве кольца поместил на палец. И вот с Гарудой подмышкой и с чакрой в качестве кольца Хануман вошел в Двараку и с криком «Джай Рам, Джай Рам»! Сатьябхама, главная царица, Кришна спросил у Нее: «Сатьябхама, прими облик Ситы, Хануман не потерпит любую, иную мурти, а Я приму облик Рамачандры». Сатьябхаме пришлось прятаться под трон, Она была не согласна, Рукмини приняла облик Ситы, Кришна принял облик Рамачандры. Сатьябхам, Сударшан и Гаруд. Им трем пришлось смирить свою гордость перед Хануманом.

00:30:40 Хануман вошел и стал поклоняться стопам Ситы-Рамы. Кришна спросил: «А кто у тебя там пищит подмышкой?» «О, Гаруда, он причинил мне беспокойство», - «Пожалуйста, отпусти его. А что это у тебя за кольцо?» - «Он не позволял мне войти», – «Пожалуйста, отпусти, оставь его в покое». И Хануман уступил. И тогда Хануман спросил: «А кто там прячется под троном, издает какие-то звуки?» И, что поделать, Сатьбхама появилась, вылезла. «О, это другая юга, другая лила». Она не может быть измерена нашим рассудком. Лила не может быть измерена нашим рассудком.

Воображаемый характер преданности

00:32:30 – И был также один притворщик, Рам-бхакта. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, у него была одна нога…
– У кого?
– У этого джентльмена.
– Там есть Рамананда Матх, на берегу Годавари. Мы там нашли одного джентльмена, он был преданным Рамачандры. Он сказал: «Я не в силах терпеть разлуку с Рамачандрой». После этого утверждения он лег на рельсы, чтобы расстаться с жизнью, одна нога его была отрезана, но жизнь спасли. И он воспевал имя Рамачандры. В том месте у него была хорошая репутация, великий преданный Рамачандры. Вначале не в силах был терпеть разлуку с Рамачандрой и оставил свою жизнь ради этого, ради Него, хотел.

00:34:38 И когда некие местные джентльмены пришли к нашему Гуру Махараджу и сказали: «Вот, он великий преданный Рамачандры». Прабхупад призвал его, тот пришел. Когда мы пели Харе Кришна Харе Рам, он прыгал. Прабхупад спросил: «Вы любите Рамачандру?» - «Да», – «А под чьим руководством вы совершаете служение Ему?» - «Нет, нет, - ответил тот, - я совершаю прямое служение Ему». Тогда Прабхупада отпустил его. Когда люди спросили какого рода он преданный, какого типа, Прабхупад ответил: «Не очень высокого. Воображаемая, его преданность носит воображаемый характер».

00:36:14 Критерий таков. Мира Баи также. Хотя она написала множество стихов, пела о Кришне очень пылко, страстно, но Бхактивинод Тхакур, в линии Бхактивинода её не принимают в качестве преданной высочайшего уровня, потому что они, эти люди имеют дело только с Кришной. Обычные люди не могут иметь прямую связь с Кришной. Они не в состоянии превзойти измерение майи в цепи царства Вайкунтхи или Голоки. Когда это с кем-то реально происходит, он получает определённое назначение, определённую позицию.

00:37:50 Если кто-то говорит: «Я связан с царем, но не связан с окружением царя». То есть он не военный, он не знает никого из придворных, из высшего генералитета, то подобное утверждение обычно мы считаем фантазией. Если кто-то действительно хочет вступить в то царство, то существует иерархия, существуют разные ведомства, невозможно миновать эти ведомства, окружение и обрести связь с царем, это выдумка, фантазия, воображение. Царь подразумевает свиту.

00:38:38 Обычный человек должен идти через кого-то, он не может идти напрямую к царю. И согласно степени своей квалификации он будет помещен в тот или иной департамент, ведомство, отделение или служение. Невозможно проигнорировать сварупа-шакти. Если человек игнорирует сварупа-шакти, окружение, круг слуг, то его преданность носит воображаемый характер. Татастха-шакти не способна служить Кришне напрямую, игнорируя сварупа-шакти.

00:40:00 Когда кто-то демонстрирует экстаз, слезы, преданность Господу, но отсутствует связь с преданными, то это все воображение, не есть что-то реальное. Это важная истина, фундаментальная истина, которую следует понять. Раджа, царь, подразумевает параферналии, то есть свиту, окружение, паршады, спутники. Игнорировать их, иметь дело с царем напрямую - не есть подлинная преданность. Возможно такого рода влечение воображаемое, фантазия.

00:40:51 Однажды, в один прекрасный день он приведет к подлинному явлению, но не более того. По милости Господа мы обретем милость преданных. На расстоянии мы можем видеть однородную массу, лес. Лес, как единое целое, массу, но по мере приближения мы начинаем различать деревья или горы, горы. По мере приближения к самой высокой вершине мы начинаем различать прилегающие горные пики. Многие, многие реалии мы начинаем видеть, окружающие центр. Иначе это что-то большое, абстрактное.

обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 11 March 2012