Апракрита - сверхсубъективный мир

Навадвип-дхам - 19 July 1983
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 01:12:26 | качество: mp3 78kB/s 41 Mb | прослушано: 122 | скачано: 165 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Где бы то ни было, все наши движения направлены на развитие, на увеличение склонности к Кришне, привязанности к Нему. То должна быть единственная цель нашего движения, жизни. По Его воле, божественной воле. Где бы мы ни были, цель нашей жизни всегда неизменна, неизменна, одна и та же. Мы стремимся к тому, чтобы наша нежность, любовь, влечение к Кришне могли возрастать все больше и больше, увеличиваться.

00:00:59 Владыка есть Кришна, в форме Кришны, в образе Кришны. То должна быть наша сердечная молитва. Рати. Рати, юкти. Два явления. Юкти – наш разум, рассудок, способность рассудка - это бренно, мы хотим вечной субстанции, это болезненное явление, мы хотим блаженства. Это окрашено мотивами потери и приобретения. Мы хотим отправиться к Кришне, к Абсолюту, это одно явление – юкти, использование функции знания, рассудка, разума, но это неплодотворно для достижения цели нашей жизни, бхакти.

00:02:20 То, что плодотворно, бхакти, преданность, жертвенность, она независима. Ни гьяна, ни карма, ни энергия, ни знание не могут привести нас к Кришне. Только благодаря любви! Любой объем энергии не может породить знание, и никакой объем знания не может породить любовь, это независимое явление. Это наиболее фундаментальное явление, а это все поверхностно. Преданность независима как от энергии, так от интеллектуализма.

00:03:13 Мы должны обрести эту преданность. Бхакти-сукрити, ручи. Ручи может вести нас за землю ручи, любви. Малейшая частица любви зовется ручи. Малая толика, единица. Малейшая единица, мельчайшая единица любви есть ручи. Ручи может вести нас туда, ручи - это изначальное явление, способное породить любовь. Гьяна-кармади-анавритам, независимо от знания, а так же энергии. Ручи. Бхакти такова. Бхакти независима от знания и энергии труда. Эти явления являются скорее внешними покрытиями, оболочками, но не реальностью.

00:04:22 Наша внутренняя жажда, стремление к удовлетворению, мы в действительности ищем удовлетворения, счастья, блаженства, не знания, не энергию. Они нужны нам для осуществления каких-то непосредственных целей, но не цели, цель – это всегда блаженство. Они нужны только на промежуточном этапе. Не энергия, не знание, только любовь. Это мы должны проанализировать, все эти вещи и понять, понять, что наше внутреннее требование, нужда, потребность в блаженстве, счастье, радости, а знание и энергия никогда не могут породить это явление. Оно, это явление, независимо.

00:05:29 Они внешние покрытия, оболочки. Внешние покрытия. Подлинная субстанция, реальная субстанция - любовь, сукх, радость, экстаз, анандам, красота. Это подлинная субстанция. И мы также являемся частицами этой субстанции, мы хотим соединиться с этим измерением бытия. Вот что необходимо нам. Ни знание, ни рассудок, разум, не могут породить бхакти, преданность. Бхакти - это наиболее фундаментальная субстанция.

00:06:17 Только преданность способна породить преданность. Частица преданности, единица преданности – сукрити. Своего рода симпатия, приобретенная. От одного светильника можно зажечь другой, от одной свечи. Одной свечой можно зажечь другую свечу. Свеча, пламя. Пламя преданности, той преданности, которая живёт в сердце садху. Это пламя может родиться в нашем сердце, загореться. Нечто в этом роде, но другие явления не способны породить эту преданность. Она полностью совершенна и полностью независима, бхакти. Все остальное подобно кожуре плода, нечто в этом роде.

00:07:28 Вишванатха Чакраварти сказал: «Почему в Бхагавад-гите преданность находится в середине? Вначале карма, в середине преданность, в конце гьяна? Обычно мы думаем, что вначале идет карма, затем бхакти, и гьяна – это высшее явление. Вишванат Чакраварти Тхакур объяснил, что это два покрытия. Это две обложки, передняя и задняя, а субстанция внутри, в промежутке между ними, между двумя покрытиями.

00:08:20 Ахайтуки-апратихата - она беспричинна, она причина самой себе, и апратихата – ничто не может остановить её прогресс. Но апарадха может быть препятствием, оскорблением, оскорбление вайшнава, шастры, Господа. Оскорбление, апарадха. Это единственный объект почитания, и если мы не способны почитать этот объект должным образом, тогда конечно мы… происходит регресс, реакция приходит. Объект почитания должен быть почитаем, то, что ты любишь, то, что любимо, следует любить. То, что является объектом поклонения, почитания, если я не почитаю, не люблю, тогда реакция не может не возникнуть. И это оскорбление, апарадха.

00:09:50 Апарадха не связана с другими явлениями. Гуру, вайшнавы, шастры, нама-апарадха. Мы всегда должны быть крайне осторожны в отношении этого явления. О других явлениях мы можем не заботиться вовсе, но когда мы ступаем на эту территорию, мы должны быть крайне осторожны. Гуру, садху, шастры. Чтобы наша деятельность соответствовала должному стандарту. Конечно, оскорбление может быть прощено.

00:10:40 Существует классификация апарадхи. Она самоубийственна: тот, кто приходит благословить меня, одарить меня благом, я восстаю против него. Я восстаю против своего собственного интереса. Жизненного интереса. Стоять против вайшнавов – значит стоять против своих жизненных интересов. Это относится к бхакти, школе бхакти, в рамках школы бхакти. Чакраварти Тхакур говорит: «Пыль стоп этих махабхагават, оскорбление в их адрес подобно тому, как ученый исследователь исследует, но если он совершает ошибку в процессе, то желаемый результат, цель не достигнута». Или человек работает, но совершает ошибку, не получает результат, и здесь так же: если возникает дефект, изъян в этом процессе, автоматически мы остаемся в проигрыше. Повсюду существует возможность прогресса.

00:12:26 Сукха. Но искренность будет нашим истинным другом, двуличие – это плохо, лицемерие плохо. Искренность – это наш капитал. Стать простым. «Стать преданным» означает «стать абсолютно простым». «Простым» означает «лишенным предрассудков, предубежденности». Предрассудки – это ядовитая субстанция, лишающая нас нашего собственного богатства.

00:13:37 Сахаджия. «Сахаджия» означает «врожденное», укорененное в моей природе. Моя внутренняя природа - это преданность, а чужеродные элементы покрыли нашу природу, окутали её, модифицировали её, и мы находимся в гуще гьяны, кармы, и всего остального. Пракрита-раса-шата-дошани, сахаджия-изм, это пракрита-сахаджия, об этом идет речь. Те, кто удовлетворены отражением, не истинным явлением, но его отражением, это пракрита-сахаджии. То, что находится в измерении атмы, души, подлинной души и отражения в теле и в уме, здесь. И заниматься разработкой ума и тела, и думать, что «я культивирую духовную жизнь, живу духовой жизнью» - это пракрита-сахаджиизм, имитация, пратибимба. Взаимодействие с отражением и представление о том, что я имею дело с реальностью.

00:15:34 Ученик: Махарадж, позвольте смиренно задать вам вопрос. Впервые у меня выпала благая удача быть здесь впервые. Я удивляюсь, что акцент ставиться на проповеди, нежели на джапе, говорится о необходимости проповеди, подчеркивается. Меня это удивило, потому что мой духовный учитель говорил: «Джапа обладает первостепенным значением». Повторение святого имени. Я удивляюсь, как я должен понимать это?

00:16:27 Шридхар Махарадж: Махапрабху, возможно вы слышали, подчеркивал киртан. Садху-санга, нам-киртан, бхагавад-севан. Дхам-бхас шри-мурти. Нам-санкиртан, «киртан» означает «проповедь», киртан. Истинный принцип, скрытый смысл киртана, фундаментальный смысл – проповедь, пропаганда, киртан, и выполнение всего, что необходимо, любая форма преданности. Это должна быть подлинная преданность, чтобы это была подлинная преданность, то должна быть сева, служение.

00:17:50 Мы хотим обрести связь со сверхсубъективной областью. Только наша жажда, искреннее стремление к ней и наше настроение, преданность Его делу, могут привлечь Его на наш уровень. Это трансцендентно. Как я могу обрести связь с трансцендентным явлением? Когда я предлагаю себя Его делу, Его служению, вручаю себя в качестве слуги, тогда Он может захотеть прийти на мой уровень, спуститься и обрести связь, установить связь со мной. Севан-мукхата, такого рода дух, настроения, отношения должны присутствовать, а иначе это будешь лишь повторение мирского опыта.

00:18:51 Практиковаться в преданности, жертвенности, духе - вот что необходимо главным образом. Киртан, шраван, вандан, повсюду ключевым фактором, общим фактором является такая позиция: я хочу отдать себя этому делу, а не хочу использовать высший принцип ради моих целей. Этот стандарт должен соблюдаться. И «киртан» подразумевает «проповедь», конечно же, санкиртан. Трудно контролировать ум, когда мы рассказываем что-то кому-то, проповедуем, мы не можем быть абсолютно сознательными, мы не можем говорить хаотично. Концентрация может быть легко достигнута, да мы рассказываем о Нем, это киртан.

00:19:58 А когда мы совершает джапам, я могу совершать внешне джапам, а мой ум может в это время блуждать где-то. Но когда я совершаю киртан, я должен быть абсолютно внимателен, мы можем контролировать таким образом ум, который очень трудно контролировать и использовать. Поэтому особо подчеркивается киртан, даже Махапрабху. «Киртан» означает «проповедь». Окружение готово атаковать меня, я буду отвечать атакой, встречной атакой, я буду атаковать окружающий мир, киртан подразумевает это, наступление.

00:20:57 А окружение полно духа, агрессивного духа, они нападают на меня со всех сторон, посредники различных идеалов. «Киртан» означает «наступление, атаку». Я должен атаковать окружающий мир, благодаря той силе, которую я получил от Гурудева, эта сила была вложена в меня, я должен атаковать окружающий мир - это киртан. Мы слышали от нашего Гурудева, Бхактисиддханты Сарасвати таким образом, и мы пытаемся проповедовать это явление другим людям. Проповедь, проповедь означает атаку, нападение на окружающий мир.

00:21:56 Не лежать пассивно. Вы начинаете совершать джапам, а ваш ум блуждает где-то. Но когда вы говорите о Кришне, о Махапрабху рассказываете другим, вы не можете не делать это крайне внимательно, автоматически внимание, концентрация, контроль достигается благодаря киртану, проповеди. Киртан, проповедь. Так же Вриндаван дас Тхакур привел другую точку зрения: «Человек, который совершает джапам, кормит себя, но тот, кто совершает киртан, кормит столь многих других и реакцию получит, вознаграждение». То есть богатство будет увеличиваться, то богатство, которое он раздает. Так мы понимаем это.

00:23:34 Наш Гурудев делал упор на практику того, что зовется севой. Не только отсутствие интереса, но соблюдение интересов Кришны, Гуру. Гуру – представитель дела Кришны, представляет дело Кришны, и я должен оставить все свои тенденции, должен придаться диктату Гурудева. Я должен игнорировать мои внутренние впечатления, предположения. И придерживаться только того, что исходит от моего Гурудева, я должен практиковаться и приобретать привычку служить. Самоотрицание и приобретение более высокой тенденции. Таким образом, мы можем понять, что есть подлинное служение, севан-мукха.

00:24:34 Самоотрицание и приобретение более высокой тенденции. Трансформация, тотальна трансформация, вот что необходимо. Благодаря посредничеству высшего мира и с этим отношением я буду призывать Имя, чтобы я ни делал, с таким отношением жизнь, такая жизнь должна присутствовать. То, что я делаю, не для себя, но для Центра, Кришны. Гарантия, Гурудев, а посредник. Такое объяснение.

00:25:18 Ученик: Джапа – это скорее молитва. Шридхар Махарадж: Джапа внутри, совершается внутри и возможны беспокойства, они могут напасть на нас, атаковать нас, и так же другие не обретут блага. То, что Махапрабху делал, Он совершал санкиртан, не джапам. Махапрабху пришел, принес санкиртан. Джапам… Махапрабху дал наставление Рагхунатху Дасу: «Браджа-радхе-кришна-сева манасе-корибе - это джапа, не для публики». Если вы находитесь на этой стадии, вы будете продолжать совершать служение внутри, в уме, не публично. А другие явления прежде достижения этого уровня мы должны совершать публично.

00:27:02 Дух терпимости, и так же, не причиняя любых беспокойств окружающему мир, насколько это возможно. Ненужные беспокойства. Ученик: Это означает, мы атакуем окружающий мир? Мы не терпим окружающий мир? Шридхар Махарадж: Да, но наше отношение должно быть терпимым, не отношением… не отношением господина, владыки. Мы должны атаковать врага, но процесс должен быть великим, грандиозным, с достоинством, не со слабостью. С подобным отношением мы должна атаковать наших врагов. Сердце, я хочу его блага, того, на кого я нападаю. Мое дело безгранично, а он принимает прибежище в крошечном «я». Достойная позиция, достоинство. И я, атаковать в подобном настроении - значит призывать на помощь себе вселенскую силу.

00:28:48 Рамануджа обсуждал с майявади, цитируя… Раманудж не мог сокрушить его, победить его, тогда он стал молиться Господу: «Ты принял меня в качестве ачарьи определённой линии, и я не могу победить, опровергнуть этого майявади». И это божество… Рамануджа сказал: «В результате тень упала на тебя, на твою репутацию, положение». И когда оппоненты, его оппоненты признали своё поражение, расписались в своем поражении… Наша сила выше. Этот Господь, Господь захотел, и чудо произошло немедленно.

00:30:26 Всегда мы должны сознавать нашего Гурудева, Махапрабху. Мы крошечные личности, какая сила, какой силой мы наделены, весь наш капитал, источник нашего успеха выше над нашими головами. Выше нас, он в руках Гуру и вайшнавов. С таким отношением, с таким настроением мы будем сражаться. Не развивать собственный эгоизм, но ради Его дела. Таким образом, со всей искренностью. Моя природа была, когда я дискутировал с другими, если я приходил к такому положению, что не мог представить вещи достойным образом, я спрашивал самого себя: «Зачем я здесь? Какое дело меня привело сюда, что я поддерживаю, что я отстаиваю?» И тогда ко мне приходил ответ: по этой причине я здесь. Таким образом я мог победить оппозицию во многих местах.

00:31:54 Я прихожу с какими-то скрытыми, подспудными мотивами или с чистыми, искренними мотивами, мы должны анализировать это, и тогда нам станет ясно, зачем я пришел сюда, почему я не присоединился к школе майявады или к школе кармы, или к любому другому течению. Почему я присоединился исключительным образом к Махапрабху, что меня привлекло? Таким образом.

00:32:37 Ученик: Простите, я должен сейчас уйти. Шридхар Махарадж: Да, я хотел бы выразить… постарайтесь написать Прамане Махараджу, то, что мы сказали. Встретиться с Акшай Анандой Махараджем и со мной. Это не указание, но это наша молитва, просьба. Ученик: До свидания, Махарадж, спасибо Вам большое. Шридхар Махарадж: Он хорошая душа, насколько я знаю, насколько я вижу, без него мы не можем найти удовлетворение, в нас есть некая нужда без него, нам чего-то не хватает.

00:34:12 Где вы прибрели «Поиск Кришны»? Ученик: У меня была вчера возможность почитать. Шридхар Махарадж: А где вы читали? Ученик: От Рамана Махараджа он получил вчера. Рамана Махарадж дал ему. Ученик(другой): Этот момент, о котором я говорил, очень меня удивил. В то же время я где-то в смятении. Потому что мой Гурудев говорил: «Мы не гоштха-[нанты]…» Шридхар Махарадж: Вы можете спросить своего Гурудева, и он объяснит вам, что первично. Я стал читать такую-то книгу, и там упор делается на киртане, служении, а джапам… как привести в гармонию? Вы можете спросить у него и поступить соответственно.

00:35:42 Ученик: Потому что я испытываю желание проповедовать, поехать в Мадрас, потом в Европу. Мне это нравится больше, чем сидеть и совершать джапу. Шридхар Махарадж: Кто? Ученик: Бадри Нраян. Ученик(другой): Вопрос, который я хотел бы поднять, Гуру Махарадж, когда мы принимаем харинам серьезно, как мы можем понять, что мы серьезно принимаем харинам? Шридхар Махарадж: Харинам начинает с низшего положения и достигает высочайшего положения. Самые падшие способны обрести харинам только благодаря связи с садху.

00:36:41 Для всех, он для всех, на всех возможных стадиях, мыслимых и немыслимых, харинам эффективен в падшем состоянии. В то же время он позволяет достичь высочайшего положения. Но по мере развития смысл будет изменяться для того, кто призывает имя. Преданный призывает имя Кришны, обычные люди, их призыв имени нечто другое. Экстракт, этот звук извлечет экстракт, экстрагирует и отдаст Кришне. Это имя выжмет ваше существование и отдаст, отдаст выжимки Кришне.

00:37:53 Результат другой, но любой может призвать имя. Радхарани призывает имя Кришны. Столь многие реалии присутствуют в безграничном, это не ограниченное явление, что мы можем поставить точку. Нет, все безгранично, звук так же безграничен. Образ, рупа, цвет безграничны, различные аспекты безграничны. Радхарани говорит: «Моя жизнь, моя жизнь, несомненно, закончиться бедствием, погибелью, - Она говорит подруге. – Я услышала имя Кришны, Я предалась Ему целиком и полностью, Я видела портрет Кришны. И как только Я увидела, Я предалась Ему».

00:39:07 Она не знает, что Имя Кришны, портрет Кришны неотличны от Него. Она представляет это так, Она говорит: «Я услышала Его Имя, и Я полностью предалась Ему, затем Я увидела картину, и Я предалась этому, этой картине. Я слышала звук флейты, Я предалась этому, Я предалась в трех местах, мои подруги. Как мне брести покой ума теперь? Моя жизнь подошла к концу, я ожидаю конца, гибели, погибели». Но когда эти трое становятся одним, имя, флейта и портрет, какая степень радости присутствует?

00:40:09 Имя привлекло Ее, опустошило. Это Имя для Нее и это Имя для нас. Степень, разница, степень любви и нежности, с которым мы произносим Имя. Или служим божеству. Какая бы внешняя форма ни была, внутренний дух, он будет главным, в нём заключено все: с каким отношением, настроением я обращаюсь к некоему явлению? Самадхани, атма-ниведанам - критерий того, насколько человек, в какой степени предан делу. Все остальные функции будут зависеть от этой истины. Насколько интенсивно, с какой интенсивностью он предан служению Имени или служению Гуру, служению божеству, проповеди. Насколько интенсивна его преданность делу удовлетворения Господа.

00:41:43 Гопи не всегда совершают джапам. И не всегда повторяют Имя на четках, но каждый их поступок привлекает Кришну. Все наши движения, все наше движение должно быть таким, чтобы оно привлекало Кришну, и было предназначено только для удовлетворения Кришны, и для ничего другого. Полностью, целиком и полностью, полная, целостная трансформация, полное растворение ума и тела, полная, целостная трансформация - вот что необходимо. Мы должны жить и двигаться для Него, не для чего другого.

00:42:37 Вот что является желанной целью. Полная преданность Ему, положение раба, Он может убить, может спасти, может создать. Он может творить всё, что Ему вздумается. Жертвенность, преданность Ему должна быть такой, такого качества. Так или иначе, тем или иным образом достичь такого уровня. Ученик: Махарадж, я вижу, чем более интенсивен человек становится в своей преданности Кришне, тем более он разочаровывается, тем в большей степени. Преданность - это разочарование… Шридхар Махарадж: Преданность чему? Ученик: Преданность Шри Кришне, преданность Гурудеву, преданность преданным, тем более мы разочарованы.

00:43:33 Шридхар Махарадж: Вы слышали имя философа Гегеля? Он сказал: «Умереть, чтобы жить». Умри, чтобы жить. Вы должны полностью умереть такими, какими вы являетесь сейчас, если вы хотите жить подлинной жизнью. Вы должны поместить себя в огонь, и тогда грязь, нечистая примесь, скверна исчезнет. И чистое золото предстанет во всём своем ослепительном блеске. Нечто в этом роде. «Умереть, чтобы жить», - сказал господин Гегель. Душа не умирает, душа не умрет. Благодаря жертвенности, эта скверна - ум и тело, столь многие другие реалии превратятся в пепел благодаря огню. Ученик: Это я знаю (говорит преданный). Шридхар Махарадж: Умереть, чтобы жить, нужно помнить это. Ученик: Я имею в виду, Махарадж, если бы у всех был такой дух, такое настроение, то не было бы раскола, ИСККОН, различные группы, матхи.

00:44:40 Шридхар Махарадж: Но не все нормальные, не все нормально, различия существуют. Те, кто идут по этому пути, не могут следовать истинному пути, определённые изъяны присутствуют в них, те или иные. Существует лила удовлетворения Кришны, мы видим состязание в группах слуг, в нормальном положении Вриндавана, также присутствует конфликт, вражда. Вражда не есть зло, вражда ради удовлетворения, прихоти Кришны, сладостной воли, приемлема, конфликт.

00:45:28 Что в этом плохого, что в этом дурного? Удовлетворение, ради удовлетворения Кришны, если война ведется ради этого. Ученик: Но мы пренебрегаем падшими душами, мы боремся за собственный престиж и пренебрегаем миссией Чайтаньи Махапрабху, проповеди, распространения падшим душам. Я думаю, что это эгоизм. Шридхар Махарадж: Может быть. Когда пациент находится в больнице, в процессе лечения одна болезнь может уйти, другая болезнь прийти на её место. Это болезнь излечивается, и новая болезнь появляется. Это возможно.

00:46:18 Мы садхаки, не сиддхи. Те, кто пришли в госпиталь – все они пациенты. Сознание Кришны - это тоже больница, ИСККОН – это больница, и мы не можем ожидать, что там соберутся люди с нормальным здоровьем. Это все пациенты в процессе лечения. Ученик: Но где врачи, Махарадж? Шридхар Махарадж: Врачи, их может быть немного, некоторые студенты так же могут на основании каких-то знаний поступать соответствующе. Существует состязание: Америка-Россия, развитие атомной бомбы, всегда существует процесс, прогресс, развитие, не окончательное достижение. Мы не можем ожидать, что увидим окончательное достижение.

00:47:10 Всегда относительное положение, не абсолютное. Все это относительно. Это не означает, поскольку это относительное, не абсолютное, мы должны оставить кампанию. Это непрактично. Все ущербно, все с изъяном, тем не менее, мы продолжаем. Мы каждый день принимаем пищу, что бы мы ни делали, всё это с изъяном, но мы продолжаем. Максимальное благо. Благо, которое мы можем получить, мы поступаем соответственно, стремясь к нему. Стремясь извлечь максимальное благо из несовершенной ситуации. Абсолютное положение, его достичь не так-то просто, не так легко. Мы должны пройти относительное положение на пути к абсолютному, каждый из нас.

00:48:14 Отвержение и принятие. Повсюду прогресс подразумевает отвержение и принятие. Мы не можем избежать этого, отвержения и принятия. Но отвержение не должно совершаться неразумно, необдуманно. В то же время главная цель будет высшего порядка. Отвержение и принятие, это прогресс. Прогресс подразумевает отвержение и принятие, в любой сфере. И мы не должны винить других. Всё, что приходит, я не буду винить других, ответственность за эти беспокойства лежит на мне, никто не несет ответственность. Рука Абсолюта, вмешательство Абсолюта присутствует повсюду.

00:49:23 Присутствует абсолютное правительство, и бандитам не избежать наказания, подобно тому, как бандитам не избежать наказания, там, где есть правительство, существует абсолютное правительство, это не анархия. Мы вынуждены страдать или наслаждаться от плодов своих собственных действий, от плодов кармы и когда мы будем думать: «Я ответственен за все свои бедствия, тогда наступит для меня благоприятное время, я буду освобожден». Когда преступник говорит: «Меня достаточно, я получил урок, я не буду больше преступать закон, наказание оправдано», - тогда он может быть выпущен на свободу, в таком состоянии, что вновь он не будет совершать преступления.

00:50:30 Я ответственен, я ответственен за плоды своих действий, некого винить. Когда мы осознаем это, мы подойдем к двери, к вратам подлинного освобождения. В противном случае - нет. Плохой работник жалуется на свои инструменты. Это моя собственная карма, она породила для меня это окружение, нынешнее окружение. Это я заслужил его лично, жизнь в подобной атмосфере своей предыдущей кармой, некого винить. И когда я пойму эту истину фактически, тогда день освобождения будет не за горами. Так советует нам Бхагаватам.

00:51:30 Тогда можно говорить об освобождении. Вы понимаете? Ученик: Я понимаю, Махарадж, для меня это ясно. Шридхар Махарадж: Не ясно, а наполовину. Ученик: Нет, ясно. Шридхар Махарадж: Хорошо. Если ясно, то тогда больше у вас не будет, у тебя не будет вопросов. И ты уже не разочарован? И где же ты видишь свою перспективу? В ИСККОН, в Гаудия Матхе? Гаудиа Матх разочаровывает тебя, а где ты видишь свою перспективу? Ученик: Я очень разочарован конфликтами между Гаудиа Матхами и ИСККОН.

00:52:34 Шридхар Махарадж: Когда появился Эйнтшейн, и выступил против Ньютона, его отвергали, но впоследствии люди поняли и признали: «Да, Эйнтштейн выше Ньютона». Ты не должен забывать, что ты находишься в безграничном. Ты ищешь нечто безграничное, поэтому так называемые различные группы, согласно своим убеждениям они будут говорить и действовать: это хорошо, это плохо. «Это хорошо, это плохо» - согласно своей способности понимать вещи. Поскольку они обладают разнообразной природой. Некое разнообразие, его не может не быть, поэтому некие внешние или внутренние конфликты неизбежны.

00:53:35 Ученик: Когда Эйнштейн появился, он выступил против Ньютона. Шридхар Махарадж: Последователи Ньютона вначале отвергали мнение Эйнтшейна, но впоследствии были вынуждены признать его правоту. Ученик: Да, я понимаю теперь. Шридхар Махарадж: Они поняли то, что принес Эйнштейн - четвёртое измерение, не три измерения. Возможность будущего можно рассчитать в настоящем. А иначе это не подлинная оценка измерения. «Изменение, вещи всегда изменяются, реалии. Поэтому фактор изменения следует учитывать в рамках настоящего, а иначе это не есть полное целое», - нечто в этом роде, он сказал, Эйнтшейн, и другие вещи так же.

00:54:32 Махапрабху пришел, Бхагаватам явился в этот мир, пятое измерение было открыто. До этого было четыре измерения. Четвертое измерения Вайкунтха. До этого Шанкара - третье измерение, Будда – второе измерение, таким образом. Ученик: Будда - второе измерение? Шридхар Махарадж: Да, да, второе измерение. Ученик: Я не изучал измерения. Шридхар Махарадж: Это пример. Я привожу пример. С растворением, уничтожением тонкого тела ничего не остается - это суть концепции Будды. Чарвак говорит: «С уничтожение физического тела ничего не остается». Будда признавал тонкое тело, он считал, что с растворением, с уничтожением тонкого тела ничего не остается.

00:55:30 Шанкара говорит: «Тонкое тело – это отражение некоего явления, которое вечное и подлинное, но это отражение, оно отражается где-то. С растворением, уничтожением отражения, ничего не остается». Рамануджа сказал: «Нет, существует нечто на другой стороне, это мир эксплуатации и мы можем достичь освобождения, абсциссы. А позитивный мир на другой стороне, сверхсубъективный, мир преданности. Жизнь присутствует там, здесь эксплуатация, есть измерение отречения – абсцисса, затем, на другой стороне преданность. Это измерение подлинной жизни, в преданности».

00:56:25 Четвертое, Махапрабху сказал, что преданность, основанная на расчете это одно, а спонтанная преданность, преданность не силе, не могуществу, не величию, но преданность Красоте – это высочайшее явление. Такое явление было дано Махапрабху и Бхагаватам. Он доказал это, подтвердил. Существует множество различий среди основателей различных основных концепций реальности. Могут быть различия среди учеников до известной степени. Но Махапрабху сказал: «Если нет разнообразия, тогда откуда возьмется единство?».

00:57:23 Шанкарачарья сказал: «Нет разнообразия, его не существует». Но Махапрабху сказал: «Если нет разнообразия, тогда откуда возникает вопрос единства?» Разнообразие, многообразие должно присутствовать. Как многообразие, так и единство. И так можно понять природу этого мира, такое понимание пришло от Махапрабху. А все есть Бог, но есть все. Есть Бог и все также. Мы не можем пожертвовать этим сарвам, всем, и оставить только Бога. Тогда почему мы здесь? Обе стороны должны быть признаны. И гармония между ними – это подлинная Истина, истинность с большой буквы, таков дар Махапрабху.

00:58:15 Разнообразие единства и гармония. Это целое целое, полное целое и необходимо все расставить на свои места, а неправильная расстановка – это безумие. Майя означает столкновение местных, локальных интересов, конфликт. Но все необходимо рассматривать с точки зрения абсолютной волны, тогда возникает гармония. Все эти вещи должны быть обсуждаемы и поняты. Ученик: У меня нет больше вопросов, Махарадж. Шридхар Махарадж: Нет больше вопросов? Это неправда. Это другое дело. То есть вы разочарованы, ты разочарован здесь? Ученик: Не разочарован, ну чуть-чуть, где-то разочарован. Шридхар Махарадж: Не может быть иначе, ты не можешь лгать.

00:59:36 Ученик: Я вижу как ИСККОН и Гаудиа Матх вместе танцуют на Ратха-ятре, тогда, тогда когда я увижу, я буду счастлив, как они вместе танцуют. Шридхар Махарадж: У нас столько различий, цвет волос, имена, цвет глаз, столь много, множество различий. Ученик: Но это материальные различия. Шридхар Махарадж: Источником всего это является духовное, они не возникли сами по себе, эти различия, они не являются источник себя, имеют свой источник в духовном. Столь многие вещи должны быть приняты. Столько многие вещи должны быть поняты.

01:00:19 Кришна является причиной битвы на Курукшетре. Тебе это известно? И в Его присутствии вся Ядувамша была уничтожена, на Его глазах. Что это, как это понимать? Ты способен это понять, а? Ядувамша в Его присутствии погибла, Он стоял и наблюдал со стороны, как ты можешь привести это в гармонию? Сражение, битва – это жизнь. Битва - это жизнь. Я должен понять. До тех пор, пока я не изменю это понимание, я не могу быть един с этим явлением. Физическое единство - ничто. Мы должны быть правдивы по отношению к самим себе, к нашему пониманию. Ты хочешь смешать все в единую массу. Но тогда это будет, тогда это будет камень, это будет ископаемое, если ты хочешь все свести к какому-то единому, однородному целому.

01:01:56 Ученик: Я хочу видеть единство Чайтаньи Махапрабху (говорит преданный). Шридхар Махарадж: Гармония подразумевает независимость, но гармонично существует общее измерение. Когда ты увидишь общее измерение, ты поймешь: они делают что-то реальное. Различие, разнообразие. Мать готовит пищу, один ребенок говорит: «Я хочу горького». А другое любит сладкое, третий – соленое. Это вопрос жизни, такова природа жизни. Если есть различие разнообразие, многообразие, плюрализм в единстве, а иначе это мертвое единство. Пандавы, Бхима и Арджуна, они были покорны Юдхиштхире, но иногда они сражались с ним.

01:03:12 Ученик: Я хотел просто сказать, что чем больше человек предается, тем больше он разочаровывается. Шридхар Махарадж: В различных расах, Кришна не представляет одну черту, Он обладает безграничными чертами. Чтобы… ахила-расамрита-мурти, Он всеобъемлющ, принимает различные возможности, приемлет, объемлет. Различные группы, и в каждой группе есть различные секции. Радхарани и Чандравали – это два враждующих лагеря. Ради удовлетворения Его, мы должны понять, как это возможно. Смиренно, скромно, мы должны постараться понять, как это возможно. Оппозиция присутствует в парламенте.

01:04:05 Есть прямое, есть косвенное, тогда есть целое. И это нетрудно понять, потому что этот принцип различия присутствует повсюду. Мы не должны создавать другой мир, тот мир, который уже есть, мы должны постараться понять его. Почему это так, почему он так устроен? Каков смысл, что стоит за этим? Каково различие между Кришной и Баларамой? Баларам стал на сторону Дурьодханы, а Кришна стал на сторону Пандавов. Почему? Они почти одно и то же. Но каков ответ? Почему ты пришел в ИСККОН? Есть Гаудиа Матх.

01:04:55 Ученик: Единство в различии. Шридхар Махарадж: Почему ты, зачем ты пришел в ИСККОН и в Гаудиа Матх. Ученик: Я пришел в ИСККОН в поисках любви и в Гаудиа Матх. Шридхар Махарадж: Любовь подразумевает, что есть классификация, градация. Рупа Госвами говорит: «Постарайся понять это, подобно тому, как змея ползет извилисто, такова её природа, сама природа нежности, любви, это нечто извилистое. Использовать его, опираться на него. Ахер-ива-гатих-премна -движение любви в целом зигзагообразно, оно извилисто, подобно движению змеи. Пути любви зигзагообразны. Иногда с причиной, иногда без причины две стороны любящие разлучаются, ссорятся. Ради Его удовлетворения это устраивает Йога-майя. Устранить это означает - означает лишить лилу жизни, сделать её чем-то статичным. Постарайся понять эти реалии, не пытайся создать новый мир.

01:06:32 Шанкара, Будда, считали, что высшая цель не дифференцирована, неведома и непознаваема. Можно отправиться туда, к ним, это очень умиротворенное положение, отсутствие всякого разнообразия, великий сон. Их цель такова. И многие следуют этому вероисповеданию, этому символу веры. Но… Но их жертва в меньшей степени, более высокая степень жертвы, это жизнь, борьба ради центра. Жертвенность ради центра, это высшая степень жертвенности. Нечто противоположное, здесь эксплуатация, там преданность. Преданность несет нектар, эксплуатация яд. А в промежутке, а то, чего ты хочешь, абсолютная гармония, смерть, брахма-нирвана, пракрити-нирвана.

00:07:33 Их мозги зашли настолько далеко, они решили, что окончательный мир – это отсутствие движения, отсутствие борьбы, вечный сон. Если ты предпочитаешь, ты можешь оправиться в ту сторону, присоединиться к этой школе. Но преданность, то, что мы находим здесь, то, что мы видим здесь, это отражение. Целое находится в оригинале, в изначальном. Но здесь эксплуатация, там преданность. И преданность делает все прекрасным. И с преданностью. Преданность прекрасна, и конфликт так же прекрасен, если он в рамках преданности. А умиротворенность немыслима.

01:08:18 То, что здесь, полностью, [ин тотум] присутствует там. Но мотивы различны. Здесь эксплуатация, там преданность. Постарайся понять этот общий принцип, если ты хочешь, ты можешь… вираджа-брахма-лока. Апракрита. Наш Гуру Махарадж объяснил это, существуют пять стадий знаний. Первая стадия, пратьякша, чувственное восприятие, вторая - парокша, непрямое восприятие чувств, но опыт, опыт чувств других людей. Третья стадия - своего рода умиротворенность, ноль, состояние глубокого сна. Самадхи, брахма-самадхи.

01:09:16 Затем следующее, четвертное измерение - адхокшаджа. Знание, которое может низойти сюда, чтобы встретить нас, но когда оно уходит, мы нигде. Но мы не можем своими силами, по своему праву соприкоснуться с ним, мы слишком грубы, а это очень тонкая, сознательная субстанция, она может низойти сюда, и тогда мы можем почувствовать, когда она уходит, мы не можем своими силами найти её, это адхокшаджа. А затем апракрита, последняя стадия опыта – апракрита. Очень похожая на бренные реалии. Обман, предательство, все то присутствует там, как здесь, пракрита мир, но это высочайшая концепция, полная свобода Абсолюта, абсолютной личности. Он не связан никаким социальным законом, ни чем бы то ни было, самодержец.

01:10:23 Он старается поглотить все, нелегально, переступая все возможности закона. Это апрактита, это нечто очень похожее на этот бренный мир. Но, но прямо противоположен и имеет самую сладостную природу, потому что предназначен для удовлетворения Кришны, центра. А это группа смертников. Апракрита подразумевает группу смертников, они готовы на все ради удовлетворения Кришны, нет закона, нет гармонии, они в высшей степени преданы Кришне. Это апракрита. Нечто очень похожее на пракриту, но апракрита. И существуют всяческие возможности принять это явление за бренное, но они имеют другую, противоположную природу, не пракрита, но апракрита.

01:11:26 Ты не сможешь сразу проглотить все. Постепенный процесс, ты постепенно поймешь: так, так и так. Тогда ты найдешь гармонию. Три измерения жизни – эксплуатация, отречение и измерение преданности. И преданность так же есть основанная на расчете и спонтанная. Каждый является частицей преданности, куда бы мы ни пошли, мы увидим какие-то недостатки. Но там отсутствует поиск изъяна, критика, каждый вкладывает в банк, никто не берет, не снимает деньги со счета.