Знакомство с Аюрведой

Терминология, Значения корня "аюс": Дживита, Дхари, Нитьяга, Анубандха. Душа. Важность философии для врача, Разновидности философий: Шунья-вада, Майя-вада, Персоналистическая философия. ЭТАПЫ ВОСПРИЯТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ: Брахман, Параматма, Бхагаван, О ЦЕЛЯХ АЮРВЕДЫ: Дхарма, Артха, Кама, Мокша, Анартхи, Рекомендуемая литера, Разделы аюрведы: Кайачикитса, Баларога чикитса, Граха чикитса, Урдхванга чикитса, Джара чикитса, Дамстра чикитса, Шалйа чикитса, Ваджикарана.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:05:22 | качество: mp3 40kB/s 18 Mb | прослушано: 99 | скачано: 75 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Терминология

00:00:00 Итак, говоря об Аюрведической медицине, мы должны прежде всего разобрать ряд основополагающих моментов, и прежде всего мы должны разобраться в самой терминологии, что такое Аюрведа (आयुर्वेदः санскр.). Давайте с этого начнем, аюрведа. Слово в общем принципе для всех из вас известно, писать на доске мы не будем, кому-то неизвестно, да.

00:00:29 Итак, аюрведа, это термин, он состоит из 2 санскритских корней, аюр, или более точное аюс (आयुस् санскр), на санскрите это звучит аюс, 1 корень, и 2 веда (वेद санскр). Начнём мы со второго, веда это известное значение да, веда это наука переводится, или знание. Знание или наука о чём-то, о чём-то.

00:01:05 Обычно аюр переводят как жизнь, я ещё раз подчеркиваю, более правильно говорить аюс, но здесь именно в термине именно аюрведа будет звучать, и получается, что это знание или наука о жизни. Но фактически, тогда чем это отличается от термина биология. Биология это тоже знание о жизни переводится. Аюрведа это не просто знания о жизни. Самое главное здесь заключено в корне аюс, этот корень он имеет несколько значений, из которых четыре главные мы сейчас с вами разберём.

Значения корня "аюс"

Дживита

00:01:47 Первое значение этого термина, собственно жизнь, дживита (जीवित) на санскрите это звучит дживита, а я предупреждал, что будет терминологии, поэтому это уже начинается. Вот здесь мы видим, отсюда русское слово живой происходит да. Видно да? Санскрит и русский язык очень сходные языки, очень сходные, много общего, мы будем это замечать часто, поэтому иногда это позволит лучше запоминать терминологию, ну русский вы по крайней мере знаете. Да? В заявлениях посмотрим насколько. Дживита. Жизнь. Но какая жизнь?

Дхари

00:02:30 Дхари (धारी), второе значение, дхари это значит жизнь, поддерживающая тело, вот это тело. И отсюда мы сразу видим, что оказывается это разные вещи. Сейчас мы разбираем как раз вот основополагающую сидханту, то есть если мы, то, что мы будем разбирать сегодня. Почему я и говорю, что желательно посещать все занятия, позволит нам общаться в последующие дни, если мы не сможем какие-то вещи понять, то дальше будет труднее. Так вот, это жизнь, которая поддерживает данное тело, и таким образом мы можем сделать вывод, что это разные вещи, сама жизнь и тело. Понятно да?

Нитьяга

00:03:26 Далее, третье значение нитьяга (नित्ययोग), так хотя более правильно в санскрите мягкого знака нет, "й" вообще писать нужно, для вас может не принципиально, это означает вечность, это также входит в понятие аюс, также входит. Третье значение подразумевает, что это не просто жизнь, которая поддерживает тело, а вечная жизнь, вечная. И у нас сразу возникает вопрос, вроде бы по определению здесь звучит, что она вечная, а мы каждый день сталкиваемся с тем, что люди не вечны, и они погибают. Вот сейчас мы из гостиницы уходили, там по телевизору передали, что опять очередной самолет разбился. Да? Вот, потом узнаете где. Это каждый день происходит, каждый день.

00:04:34 У одного философа спросили, что самое удивительное вы видите в этом мире. Он говорит, самое удивительное то, что люди каждый день сталкиваются с фактом смерти, но никто никогда не думает о том, что он умрёт. Если бы люди думали что они умрут, они бы вели себя совершенно иначе на самом деле. Они бы думали о том, что это смерть может прийти в любое время, никто из нас не знает когда он придет смерть. Но возникает вопрос если мы говорим вечная, то почему люди умирают. И аюрведа отвечает.

Анубандха

00:05:07 Четвёртое значение "аюр" анубандха (अनुबंध), в данном контексте Анубандха это несколько значений имеют термины. Вообще в санскрите один термин может иметь до 30, и даже более значений, поэтому не зная контекста очень трудно понять перевод, очень много. Поэтому я на некоторые слова будут давать несколько значений, мы будем это рассматривать. Это означает дословно трансмиграция духовной природы из одного материального тела в другое. Так и запишите, так как я вам произнёс. Трансмиграция духовной природы из одного материального тела в другое.

00:06:03 Итак, что мы можем сказать? Как это вообще более коротко называется? Реинкарнация. Реинкарнация дословно переводится "ре" это повторное, то есть реинкарнация это повторное "ин" это внутрь, реинкарнация повторное заполнение какой-то формы, повторное получение, заполнение содержания какой-то формы. Но мы вообще берём повторное рождение, очередное рождение, повторное, повторное это значит, что уже было, и так каждый раз, каждый раз. Итак, аюрведа означает, что это знание о жизни, поддерживающий тело, той жизни, которая постоянна, вечна, и эту жизнь которая мигрирует из одного тела в другое.

00:06:55 Но Анубандха дословно обозначает не просто миграция жизни, а миграция духовной природы, поэтому мы можем сделать вывод, что духовная природа и материальная природа отличные друг от друга. Поэтому материальная природа это наше тело, включающая не только физическое строение, но и метафизическое, мы его будем отдельно разбирать. Хочу подчеркнуть, что метафизическое строение, это точно такое же материальное, но тонко материальное, это не духовное строение, ум, чувства, разум, это не духовное.
Душа

00:07:28 Но есть отдельно духовная структура, духовная природа, и мы её в русском языке как называем? Как духовную природу? Душа. Я хочу подчеркнуть, потому что иногда путают, и душа подразумевает наличие чего? Индивидуальности. Вот сейчас это нужно подчеркнуть и записать. Записать и подчеркнуть, наличие индивидуальности, аюрведа не просто говорит о духовной природе, и материальной природе нашего организма, но она говорит об индивидуальной природе, то есть каждый из нас представляет из себя индивидуальность. Это очень важный момент, который мы сейчас с вами тоже рассмотрим. Дело в том, что в основополагающую концепцию входит понятие философии.

Разновидности философий

00:08:17 Философия разная бывает, одну философии мы изучали в школе, другую в ВУЗе, третью в жизни, и так далее. Но если все основополагающие философии рассмотреть вместе, то в целом их можно согласно аюрведе поделить грубо на три направления, и только одно из них лежит в основе аюрведы, поэтому если мы изучаем Аюрведу, мы изучаем именно данную философию в том числе. Итак, три направления философии существуют. Почему нам важно знать философию?

Важность философии для врача

00:08:51 Дела в том, что когда раньше обучали аюрведического врача. В каком возрасте начиналось обучение? Кто знает? В 5 лет. С 5 лет начинали обучать. И начиная обучать с 5 лет врача, представьте себе в 5 лет вы уже знали кем вы будете. Здорово да? Сейчас у нас не так. Сейчас мы до сих пор некоторые не знаем кем мы будем в конце концов. Поэтому так много проблем. Но в 5 лет уже ребёнок знал, что он будет заниматься медициной. И с чего начиналось обучение? С философии. В 5 лет он начинал изучать философию.

00:09:33 Но в пять лет трудно изучать философию. Как может ребёнок в 5 лет изучать философию? Никак. Поэтому как он он изучал философию? Ему давали заучивать наизусть философские тексты, смысла которых он не понимал, но в принципе в 5 лет возьмите любого ребенка сейчас этого возраста, вы можете его заставить выучить наизусть всё что угодно, потому что у него память имеет огромнейшие возможности, не то, что сейчас у нас.

00:09:59 Сейчас у нас у всех есть записные книжки, в мобильном телефоне номера, чтобы не забыли их. Поэтому он учил наизусть то, понимание чего к нему придет позже, но когда придёт понимании, он уже знает философию, он уже замучил это. И вопрос в том, что он заучивал не всякую глупость, он заучивал конкретные тексты, философские тексты, которые лежали в основе аюрведы, и лежат до сих пор. Кое-что у меня распечатано есть с собой, мы будем это рассматривать некоторые философские аспекты именно. Но без понимания философии у него не сформировалась бы что? Мировоззрение! А когда нет мировоззрения, то нет чего? Культуры, нравственности, этики.

Деонтология (медицинская этика)

00:10:52 Есть такой раздел в медицине, называется деонтология (медицинская этика). Деонтология на самом деле, которая не отводится нисколько часов в рамках 6 лет обучения врача, является одной из главнейших наук в медицине, потому что деонтология дословно переводится как наука о должном, о том что должен делать врач во взаимоотношениях с пациентом. Как сказал один из великих русских терапевтов, если больному после общения с врачом не стало легче, то вообще непонятно у кого он был, этот пациент. Поэтому деонтология это наука о должном, что должен делать врач, и философия, как основополагающая концепция позволяет врачу знать что делать, на чём основывается, чем заниматься, что говорить пациенту, какие рекомендации давать и какие нет. И как я уже сказал, существуют три основные философии исходя из нашего отношения к миру, к себе, к окружающим людям.

Шунья-вада

00:12:06 Итак, первая философия называется шунья-вада (शून्यवादी) на санскрите называется шунья-вада. Вада, это тот же самый термин, что и веда, только здесь транскрипция другая. Шунья-вада это философия шуньи, то есть знание о шунье. Шунья это пустота. Шунья-вада это философия пустоты. Это философия говорит о том, что этот мир иллюзорен, что он пуст на самом деле, но в нашем уме возникла некая иллюзия, и мы её облекли в формы. Это не является философией аюрведы, я подчеркиваю это.

Майя-вада

00:13:27 Второе направление философии это майя-вада (मायावाद) . Майя-вада это философия имперсонализма. Майя вообще переводится как иллюзия обычно. Но вообще майя переводится как то, что временно, в санскрите майя обозначает, что-то временное, так более правильно понимать этот термин майя-вада подразумевает, что мир всё-таки существует, но он имперсонален. Имперсонален это обозначает, что он безличностен, этот мир. И то, что мы облекаем этот мир в личностные формы, это тоже наша иллюзия, плод нашего воображения.

00:14:35 И в итоге мы, оставляя этот мир должны каким-то образом, как говорят эти философы раствориться, погрузиться в некий абсолют, или абсолютную истину, или слиться с высшим разумом, и так далее. Я даже не буду всё это повторять. Это тоже не философия аюрведы. Более того, эта философия майя-вада, она даже более опасна, чем шунья-вада, это самая опасная философия, потому что некоторые наиболее продвинутые философы в области знания духовной науки говорят о том, что майя-вада это духовное самоубийство, это значит потеря своей индивидуальности.

Персоналистическая философия

00:15:35 Есть ещё персоналистическая философия, и это философия аюрведы. Поэтому дальше можно просто написать "Веда" и аюрведа как часть Ведической философии. Основная концепция Веды, ведической философии это личностный подход, личностный, персоналистическая философия. Это означает, что каждый из нас, может быть немножко трудно для вас это слушать, потому что я начал прямо с философии, с глубокой. Я начал с одного из самых глубоких моментов, но я хочу, чтобы это сразу легло в основу нашего дальнейшего обсуждения.

00:16:18 Итак, это означает, что каждый из нас представляет из себя индивидуальность, и другие точно также. Не только мы индивидуальность, но и другие точно так же индивидуальны. И более того, каждый из нас строит отношения друг с другом на основе этой индивидуальности. И еще более того, каждый из нас не просто имеет индивидуальность, он имеет уникальную индивидуальность.

00:16:46 Уникальное это обозначает, нет ни одной другой души, нет ни одного другого живого существа в этом мире, которые повторял бы нашу уникальность. Почему так происходит? Дело в том, что каждый из нас обладает определенными качествами, которые можно описать словом талант, у каждого из нас есть какой-то свой талант, и реализация этого таланта является одним из главных, одной из главных задач нашей жизни, и одной из главных целей аюрведы на самом деле. Дальше мы будем говорить о целях аюрведы. Какова цель? Вообще для чего мы изучаем аюрведу? Зачем она нужна? Какие цели она позволяет достигнуть?

00:17:35 И, если мы подразумеваем свой персонализм и свою личность, и наличие этих талантов, то одна из главных наших задач, это реализация наших талантов. Вы наверное слышали такое выражение, что некоторые люди с талантами что делают? Они их закапывают, зарывают. Зарыть талант, такое выражение существует, зарыть талант. Из Ветхого завета выражение. Зарыть талант, как современные учёные говорят про какие-то серебряные монеты якобы. На самом деле это буквальное выражение в Ветхом завете, это обозначает, что человек не реализовал свою уникальную природу, этот человек всегда будет несчастен. Он не будет удовлетворен своей жизнью, своими взаимоотношениями, своим предназначением.

Этапы восприятия Абсолютной Истины

00:18:38 Вот аюрведа стоит на концепции личностной философии. Более того, каждый из нас не только строит взаимоотношения с кем-то ещё, близкими людьми, и не только с близкими, мы ещё строим взаимоотношения с абсолютной истиной. Абсолютная истина это сам Всевышний, он тоже предстаёт в трёх формах, соответственно восприятию этой абсолютной истины.

1. Брахман

00:19:07 Первый этап восприятия абсолютной истины. Это тоже очень важно согласно Аюрведе, как человек строит взаимоотношения с абсолютной истиной. Первый этап восприятия абсолютной истины, это звучит на санскрите Брахман (ब्रह्मन्). Вот этот этап имеет отношение как раз к этим двум философиям, шунья-вада и майя-вада. Абсолютная истина на этом этапе представляется в форме некого высшего разума, какого-то поля, свечения, облака, и так далее, и так далее. То есть некого духа. То есть это абсолютная истина, которая имеет безличностную форму, это этап восприятия абсолютной истины. В принципе, как в этапе в этом может быть ничего плохого нет, но как в цели в этом, аюрведа говорит есть проблема, почему? Потому что это не есть цель, понимание абсолютной истины. Понимание абсолютной истины очень важно, потому что дальше, когда мы будем говорить о том, что такое здоровье, мы к этому еще раз вернемся.

2. Параматма

00:20:34 Второй этап восприятия абсолютной истины звучит так Параматма (परमात्मा), здесь два корня, "парам", это значит сверх, или гипер, сверх, "атма" обозначает индивидуальность, душа, индивидуальная душа, "атма" обозначает неделимое, отсюда слово атом происходит, атом - это то, что не делится уже, не делится. Итак, Параматма это сверх-душа получается, или это обозначает локализованный аспект абсолютной истины, локализованный, то есть в каком-то месте локализованный уже. Если Брахман это не локализованный аспект, имперсональный, размытый, то Параматма обозначает локализованной аспект.

00:21:37 Где он локализуется? Как? Правильно. А более конкретно? В нас, это где в нас? Он локализуется в области сердца, правильный ответ. В области сердца, но он не является нами, тоже очень важный момент. То есть это отличные друг от друга субъекты, мы и он отличаемся друг от друга. Запомните, это важный момент, чтобы мы не думали что мы и есть абсолютная истина. Иногда такое бывает, некоторые думают. Итак, Параматма это локализованный аспект абсолютной истины.

00:22:28 И как называется процесс связи нас с локализованным аспектом абсолютной истины? Йога это в целом процесс связи. Это можно назвать йогой, но есть более близкий термин в русском языке. Нет. Совесть. Советоваться отсюда слово. Со - вместе, совесть, то есть мы с кем-то советуемся. Или кто-то нам советует, это процесс связи, и здесь большую роль играет наличие интуитивных возможностей человека, интуиция. Интуиция как раз возникает тогда, когда локализованный аспект абсолютной истины, ещё говорится господь в сердце, он дает нам какое-то знание в сердце, подсказка идёт. Поэтому есть такое выражение что нужно прислушиваться к своему сердцу. Но это не к самому, к этому мышечному мешочка, который сокращается, а именно к Параматме.

3. Бхагаван

00:23:33 И третий аспект абсолютной истины, он звучит на санскрите так Бхагаван (भगवान्). Бхагаван обозначает личностный аспект абсолютной истины, то есть Всевышний, как личность, то есть сам Всевышний как личность. Считается, что каждый человек, каждая личность имеет взаимоотношения с абсолютной истиной, и эти взаимоотношения тоже уникальны. Также как наш талант уникален, так эти взаимоотношения уникальные. И благодаря этим уникальным взаимоотношениям, нам дарован этот талант, как частичка Всевышнего. То есть сам Всевышний, он обладает всеми талантами, но он каждому дал этот талант, чтобы каждый мог его реализовать какой-то талант свой.

00:24:28 Поэтому у каждого из вас есть какой-то талант, и как только вы реализуете этот талант, вы испытываете глубочайшее удовлетворение, радость, счастье в самом сердце, и тот, кто не может этого сделать, тот кто не реализует этот талант, он будет страдать, и соответственно он что будет? Болеть. Мы к этому еще вернемся. Итак, Бхагаван, отсюда слово Бог происходит в русском из санскритского Бхагаван происходит Бог. Это личностный аспект.

00:25:01 Итак, безличностный, локализованный и личностный аспект. Три уровня взаимоотношений с абсолютной истиной, и, согласно аюрведе человек должен построить, выстроить заново, потому что мы потеряли эти отношения, если бы мы их не потеряли, мы их не забыли, мы были бы счастливы постоянно, потому что мы строим взаимоотношения, нам нужны эти взаимоотношения. У нас счастье в нашем мире базируется тоже на взаимоотношениях. Если у нас хорошие взаимоотношения, мы счастливы, плохие мы несчастливы.

00:25:31 Поэтому если вы хотите построить взаимоотношения с абсолютной истиной, сначала что нужно сделать? Потренироваться на ком? На ком? Не поняли. Не на себе. На других людях, с другими людьми построить хорошие взаимоотношения сначала нужно. Есть такая поговорка: "Господь не видит ваших хороших взаимоотношениях, он видит ваши плохие взаимоотношения", как только их не станет, он вам позволит построить с собой взаимоотношения. Поэтому некоторые люди думают, что они могут сразу построить взаимоотношения с абсолютной истиной. Вы можете построить, но сначала с близкими. Это обозначает потренироваться, очень важный момент, ну ладно.
Это некоторые аспекты основополагающей концепции.

О четырёх целях жизни

00:26:31 Теперь давайте поговорим о целях аюрведы. Существуют четыре цели, которые рассматриваются в аюрведе, во всех канонах они упоминаются, эти цели.

1. Дхарма

00:26:56 Итак, первая цель. Я немножко об этом насколько я помню говорил на семинаре, но я буду повторяться, первая цель называется дхарма (धर्म), это долг. Но есть еще один термин, который переводится, который имеет это значение, это перевод этого термина звучит так, предназначение, предназначение. Итак, дхарма, это предназначение, я еще раз подчеркиваю, как я выше уже сказал, уникальное предназначение для каждого, то есть у каждого есть какое-то предназначение, понять это предназначение не всегда легко, для этого требуется много знаний, для этого требуется помощь иногда извне, подсказка какая-то.

00:28:04 Иногда например, говорится, что если человек выполняет своё предназначение, то он никогда не устает от того, чем он занимается. Не устаёт, такое Есть выражение. Кстати вот в четверг если я буду вечером там читать у Вячеслава Олеговича лекцию, как раз буду говорить о предназначении, о дхарме мы будем говорить.

00:28:31 Итак, дхарма это наше предназначение, и если мы не реализуем своё предназначение, то мы страдаем. Современные учёные из такого города со странным названием Массачусетс, подсчитали факторы риска, которые провоцируют появление самых распространенных заболеваний современности.

00:29:01 Итак, самое распространённое заболевание современности это сердечно-сосудистое заболевание, атеросклероз во всех его проявлениях, фактически около 55% населения на сегодняшний день умирают от атеросклероза в той или иной его форме. Так вот, оказывается, лица перенесшие сердечный приступ, у них у всех практически процентов в 90 случаев, обнаруживается одна общая черта, даже две общих черты, 2 общих черты по данным тестирования их психологического статуса.

00:29:41 Первая черта это неудовлетворенность своей деятельностью. То есть человек занимается той работой, той деятельностью, которая его не удовлетворяет, которая ему не нравится, но он продолжает этим заниматься, ему не нравится, но он продолжает. Итак, это обнаруживается, оказывается это серьезнейшие фактор развития заболеваний сердца. Кстати в рамках этого курса, который я буду с вами проводить, я буду делать большой упор на связь психологического статуса и телесного состояния, очень много будем об этом говорить.

00:30:30 Так вот, забегая немного вперед, можно сказать, что сердце, согласно аюрведе является органом, который символизирует наше "Я". Дело в том, что наша духовная природа, она тоже локализована в области сердца, так же как Параматма, то есть атма и Параматма, они находятся рядом, есть даже такое выражение, что образное сравнение, на дереве сидят две птицы, одна большая, другая маленькая. Маленькая прыгает по дереву, и ищет себе пропитание, она постоянно находится в суете и беспокойстве, что может быть ей не хватит пропитания и так далее. Что делает большая? Она просто наблюдает. Так вот, маленькая птица это атма, большая птица это Параматма. То есть этот локализованный аспект абсолютной истины, он всегда за нами наблюдает, невидимый наблюдатель.

00:31:40 Итак, фактор риска развития сердечных приступов - неудовлетворенность своей деятельностью. А сердце является, как мы уже сказали символом нашего я. Это значит, что человек живёт не в согласии со своей природой, со своей уникальной природой, поэтому мы видим, что на сегодня это главная причина смертности населения. И социологи подсчитали, что оказывается 90% работающего населения занимается не тем видом деятельности, к которому они предрасположены. Ещё раз подтверждение.

00:32:18 То есть на самом деле занимаясь медициной, нам приходится затрагивать множество дополнительных факторов, в том числе социальных, психологических факторов, и как врачи, мы должны владеть этими знаниями, мы должны уметь строить разговор с пациентом таким образом, чтобы дать ему понять об этом, рассказать ему. Мы будем об этом говорить. Итак, неудовлетворенность своей деятельностью.

00:32:47 Второе, что обнаруживали эти исследователи, из Массачусетса, они обнаружили, что оказывается вторая причина, которая может спровоцировать развитие сердечных приступов, это неудовлетворённость своими личными отношениями, а на третьем месте стояло курение. То есть курение по статистике только на третьем месте в этом случае оказалось, если мы рассмотрели психологический статус пострадавшего. Потом стояло на четвёртом месте избыточное употребление жиров в рационе, на пятом малоподвижный образ жизни, и так далее, алкоголь чуть дальше.

00:33:28 Но смотрите, первые два места занимают психологические факторы, неудовлетворенность своею деятельностью, и неудовлетворенность взаимоотношениями. То есть это означает, что человек не реализует свой долг, не реализует своё предназначение. Причём предназначение у нас разное, может быть социальное предназначение, может быть семейное предназначение, может профессиональное предназначение, в разные периоды нашей жизни у нас разные предназначения тоже. Предназначение оно может зависеть от того, в каком возрасте мы находимся, в каком возрастном этапе, промежутке.

00:34:05 Итак, мы должны понять в чём заключается наше предназначение, чтобы его реализовывать. Это не очень простой процесс, и существуют разные методы, которые позволяют это понять, но этим нужно заниматься, это первая цель аюрведической медицины, первая цель. То есть основная цель аюрведы, дать понять человеку его предназначение, как материальное, так и духовное. Духовное предназначение, оно на самом деле проще описывается. Но его сложнее достичь. Материальное сложнее описывается, но его проще достичь.

2. Артха

00:34:42 Итак, вторая цель аюрведы звучит артха (अर्थ), артха дословно можно перевести как материальное благополучие, или экономическое процветание. Но в нашем контексте это просто успех, в широком смысле этого слова, такой материальный успех, это вторая цель аюрведы, каждому дать возможность достичь материального успеха в жизни. Успеха в обществе, причём этот успех не обязательно только финансовый должен быть, или просто материальный успех, это успехов во взаимоотношениях, успех в поведении человека, успех в здорови, это же тоже материальное будет благополучие, иметь телесное здоровье например, успех в широком смысле этого слова.

00:36:00 Но в аюрведе говорится, что если человек не достигает первой цели, то второй ему достичь не удастся, то есть если мы так можем условно нарисовать стрелочку вниз, мы обнаружим, что каждая последующая цель достигается в случае получения предыдущей, то есть если мы реализуем своё предназначение, к нам приходит успех. Мы счастливы, удовлетворены и успешны.

3. Кама

00:36:38 3 цель аюрведы это кама (काम,), кама имеет несколько переводов. В данном контексте это просто удовлетворение чувств зрения, слуха, осязания, обоняния, вкус, удовлетворение просто удовлетворение вкус через питание, через какие-то другие наслаждения, лицезрение приятных объектов, через чувство зрения, можем например наслаждаться просмотром картин. Кама - это в широком смысле удовлетворения наших чувств. И аюрведа говорит, что удовлетворяет чувства необходимо, но чтобы не было негативных последствий.

00:37:43 Как это делать, мы тоже будем говорить об этом. То есть если человек удовлетворяет чувства, это очень часто это бывает так, что он за это платит, за удовлетворение чувств. Причём не всегда это цена такая приятная. Кама должно быть такой, чтобы человек наслаждал свои чувства, потому что если он не будет наслаждать чувства, возникнет проблема. Просто отказаться от этого трудно, практически невозможно. Мы об этом будем говорить, когда будем рассказывать о нашем метафизическом строении, я объясню почему это невозможно. Практически невозможно, теоретически да, но практически невозможно.

00:38:32 Очень мало кому это доступно, только не знаю очень продвинутым йогам каким-нибудь, святым. Большинство из нас это не касается, всех нас это не касается никаким образом. Поэтому наслаждение чувств необходимо, но так, говорит аюрведа, чтобы не было негативных последствий, то есть если мы, например питаемся, удовлетворяет через чувства вкуса себя, то это должно быть такое питание, которое не разрушит наш организм, но при этом это должно быть ещё и приятно. Понятно идеология?

00:39:12 Чувства должны быть наслаждены, мы должны быть удовлетворены, но так, чтобы потом это то нас не разрушило, очень важный момент. Потому что мы можем, например наслаждать чувство звука тяжелым роком, но ученые уже выяснили, что тяжёлый рок разрушает даже на телесном уровне, кто-то же наслаждается тяжелым роком, но мы можем заменить. Поэтому идеология аюрведы дать чувством альтернативу, здоровую альтернативу, то есть вместо тяжелого рока мы можем слушать какую-то более приятную музыку, вместо разрушающей наш организм пищи, принимать здоровую пищу, и при этом получать удовлетворение, такая идея.

4. Мокша

00:39:55 Четвёртая цель звучит мокша (मोक्ष), мокша происходит от санскритского термина му́кти (मुक्ति), обозначает освобождение, но от чего мы должны освобождаться? И, к сожалению очень часто неправильно понимается этот термин мокша многими философами, они его воспринимают как освобождение, как раз именно от индивидуальности, то есть это желание затем раствориться в неком абсолюте, оно пагубно, и как я уже говорил, это называется духовное самоубийство. Это то, чего мы должны бояться на самом деле, очень сильно бояться, заблудиться в философии. Так вот мокша происходит от слова му́кти, как я уже сказал, это значит освобождение.

00:40:47 В аюрведе есть такой препарат, называется "мукти чурна", то есть порошок для освобождения. Как вы думаете что он лечит? Да, запоры, запоры лечит "мукти чурна", там сена например в состав входит, другие компоненты. Такой очень мощный препарат. И фактически нам всем нужна такая "мукти чурна" для мозгов. И мокша означает освобождение от невежества, вот какой смысл этого термина в аюрведе. Четвёртая цель аюрведы это освобождение от невежества, освобождение от того, что нам может препятствовать в нашем продвижении вперёд.

Анартхи

00:41:39 Что нам препятствует? Вот такие препятствия называются на санскрите анартхи (अनर्थ) . Напишу сейчас этот термин. Анартха это то, что препятствует достижению успехов в жизни. Если Вы посмотрите внимательно, вы увидите артха и ан-артха. "А" это отсутствие. Частица отрицания "а", это частица отрицания во всех языках. Здесь анартха, отсутствие успеха. Анартха это какое-то препятствие в нашей жизни, которое не даёт нам возможность прогрессировать, достигать желаемого, достигать успеха.

00:42:22 И, фактически что такое анартха если так попытаться её описать с точки зрения аюрведической медицины? Это некий негативный стереотип поведения, который нас тормозит в нашем развитии, анартха. Иногда мы называем это враги ума, потому что все эти стереотипы поведения, они находятся в нашем уме. Анартха это такой враг от которого мы должны освободиться.

00:42:57 Существуют 6 главных врагов ума. Я их потом буду описывать. И они вызывают серьёзные страдания, страдания начинаются в уме, потом проецируется на тело, фактически болезни они все начинаются сначала в уме, потом проецируются на тело.

Последовательный процесс достижения четырёх целей

00:43:17 Итак, четыре цели, большинство людей хотят сразу вторую и третью сразу, чтобы был успех и чувства наслаждались. Что будет потом? Хоть трава не расти после меня. Но для достижения этих целей необходимо приложить определённые усилия, и эти усилия связаны прежде всего с реализацией своего предназначения. К 1 и 4 цели меньшинство стремятся, но в аюрведе говорится, что это главные цель 1 и 4 это главные цели, вторая и третья промежуточные. Идея заключается в том, чтобы достигнуть в начале предназначение, и реализовав вторую и третью цель, человек уходит от них, уходит от этих целей, и достигает освобождения от врагов ума от невежества. Это очень важный момент.

00:44:07 То есть он достигает успеха в том, что освобождается от препятствий, от анартха. Анартхи препятствуют. На самом деле их очень много. Я говорил 6 главных, там 6, 18 второстепенных, их очень много, анартх, если их разбирать, это тема отдельного семинара, отдельного семинара. Если у вас ещё когда-нибудь будет проходить региональный семинар, то это немножко даже тренинговая тема, я мог бы рассказать по крайней мере о главных врагах ума, потому что они действительно препятствует успеху в нашей жизни, препятствуют.

Особо рекомендуемая литература

00:44:52 Очень много об этих вещах пишет автор многих очень интересных книг Джон Фэйворс, я уже рекомендовал читать эту литературу на семинаре, сейчас я озвучиваю это, это фактически входит в список особо рекомендуемой литературы, я не могу в список обязательной литературы, но особо рекомендуемой литературы я говорю Фэйворс, очень интереснейшая личность, у него есть четыре серии книг, 1 серия книг называется «Лидер новой эпохи», там две книги в этой серии, пожалуйста найдите эти книги, изучайте. 2 серия книг называется «Духовный воин» и как раз имено эта серия посвящена прежде всего войне с этими врагами ума, и победе над ними, там пять книг в этой серии «Духовный воин» 1 часть, 2, 3, 4, 5 .

00:46:01 Есть серия книг «Нищий», очень интересная вещь. Там зарисовки, медитативные зарисовки, там 3 книги в этой серии, сейчас 4 должна скоро выйти, 4 книга. Есть ещё особая серия книг у него, даже 5 на самом деле, 4 серия книг называется «размышление о сакральных истиннах», там две книги в этой серии вышло, это очень глубокая философия, если вы не знакомы с предыдущими сериями, очень будет трудно те книги читать, хотя он очень простым языком пишет, но там очень глубокая философия раскрывается.
И есть ещё серия его семинаров, это отдельно просто изданы его семинара, тренинги, которые он проводил. Там четыре книжки, такие небольшие брошюры, там именно на основе тренингов и семинаров.

00:47:03 У него огромное количество уже книг, которые он написал. Так что его я весьма рекомендую изучать эту литературу, эти книги, такая, такое направление. Он сам психолог по образованию, закончил Гарвард, и был первым чернокожим который это сделал в истории всего Гарварда, это была революция, он в семьдесят первом году закончил, до этого только чёрным можно было мечтать об этом, Гарвард это самый, самый, самый университет в мире мы знаем.

Разделы аюрведы

00:47:51 Итак, четыре цели у аюрведической медицины существуют. И существуют разные разделы аюрведы, сейчас мы поговорим о разделах аюрведы. Я буду тоже писать на доске названия. Нам нужно познакомиться с разделами. Изначально аюрведа описывается как состоящая из 8 разделов, о которых говорят без исключения все авторы различных канонов, таких как Чарака, Сушрута. Я надеюсь, вы слышали эти названия, этих канонов.

00:48:40 Существуют три основные канона, на которые мы опираемся в современных условиях, это Чарака Самхита, это Сушрута Самхита и Аштанга Хридая Самхита, три основных канона, великая тройка. Канон ещё иначе на санскрите называются Шастры. Шастры это писания, авторитетные описания, на которые мы должны опираться. Но наиболее доступные для изучения на сегодняшний день канон называется Аштанга Хридая Самхита, дословно он переводится аштанга это 8, хрида - это сердце, самхита это сборник, сборник, описание.

00:49:30 Итак, восемь сердцевин медицины, 8 разделов, 8 сердцевин. Название мне придётся писать на доске, потому что вам будет трудно их так воспринять. Всего существует 8 основных разделов аюрведической медицины.

1 Кайачикитса

00:49:58 Первый раздел называется «Кайачикитса». "Чикитса" означает лечение или терапия. Кайа вот здесь этот раздел посвящен Кайа это раздел, который посвящен внутренним болезням, это общая медицина, общая медицина или как мы привыкли терапия, общая терапия. Кайачикитса в основном это то, чего мы будем касаться с вами. Сюда входит в том числе и Панча-карма, и поэтому иногда этот раздел некоторые авторы называют панча-карма чикитса, Кайачикитса или Панча-карма чикитса.

2. Баларога чикитса

00:50:49 Второй раздел называется «баларога чикитса», баларога тоже чикитса, я больше не буду слово чикитса писать, оно будет почти везде встречаться. Баларога. Бала обычно переводится как сила. Но в данном контексте бала это ребёнок, рога это болезнь, физическая болезнь, физическое страдание. Поэтому педиатрия. Педиатрия, то есть лечение детских болезней, иногда этот раздел называют «Каумара-бхритйа», давайте по одному термину написать, чтобы вы хоть эти знали. Потому что если вы будете дальше изучать, вам придётся с этими терминами сталкиваться.

3. Граха чикитса

00:51:43 Следующий раздел называется «Граха чикитса». Один из переводов граха это планета, планету называют граха, но в данном контексте это как сущность переводится, как некая сущность, тонкая сущность, поэтому этот раздел ещё называется «Бхута-видья» Слышали да? То есть знание о бхутах, бхуты или грахи это тонкие сущности, с которыми мы входим в контакт, и Граха чикитса это раздел, включающий в себя психотерапию, психологию, психиатрию. Понятно? В частности тот же Юнг, например описывал такое явление, как одержимость, это всё сюда входит. Мы немножко будем затрагивать, мы немножко поговорим об этих вещах, я вам дам ссылку почитать. Немного будем, все разделы так или иначе будем по чуть-чуть затрагивать, все разделы.

4. Урдхванга чикитса

00:53:04 4 раздел называется «урдхванга чикитса» дословно переводится то, что расположено выше ключицы, урдхванга чикитса это направление аюрведы, которое рассматривает заболевания, расположены выше ключицы. Поэтому сюда входит оториноларингология, офтальмология, стоматология, то есть сейчас я говорю направление современной медицины которые все сюда входят. Урдхванга чикитса отдельно рассматриваются все органы, которые здесь расположены, из лечение, причины болезней, факторы риска.

5. Джара чикитса

00:54:00 Пятый раздел звучит «Джара чикитса», не пугайтесь пожалуйста терминов, не думайте, что все нужно наизусть запомнить. Просто пусть они у вас будут записаны. Джара чикитса или иногда этот раздел называется Расаяна. Расаяна это раздел аюрведы, посвящённый гериатрии, геронтологии, то есть это болезни, возникающие в пожилом возрасте, и вообще все процессы, которые связанные со старением и с омоложением и сохранение молодости. Так как аюрведе существует концепция, что продолжительность нашей жизни обусловлена, и фактически эта идея Расаяны, она связана не с продлением продолжительности жизни, а с сохранением молодости. Как можно дольше сохранить молодость, силы.

00:55:06 И возникает вопрос, для чего нам расаяна, для чего это необходимо продлить молодость, сохранить силы? Для полноценной жизнедеятельности, для развития. Ещё для чего? Выполнить свой долг. Это всё хорошо. Ещё что? Что, для чего? Для духовного, так как уже, лучше уже ближе.

00:55:34 В одном из ведических канонов, на который также опирается аюрведа, этот канон называется Бхагавата Пурана (санскр. भागवतपुरा), или Шримад Бхагаватам, в этом каноне описывается такой интересный момент, это философский текст, и там есть такая молитва. Молитва царя, его же зовут Кулашикхар , этот царь молится примерно таким образом, он говорит. Я не дословно, просто смысл пытаюсь передать. Он говорит, о, Господь, дай мне возможность умереть сейчас, такая молитва возвышенная человека, умереть сейчас, пока ещё я могу помнить о тебе, потому что в момент смерти, когда моё тело станет дряхлым и разум помутится, и там дословно так звучит, капха вата и питта сдавят мне горло, там дословно говорится, капха вата питта ставят мне горло, и я не смогу помнить о тебе, поэтому он говорит лучше сейчас умереть, пока ещё я в здравом уме, и в твердой памяти.

00:56:42 Эта возвышенная молитва, это не значит, что мы тоже должны так молиться. У нас иначе, мы о Господе сейчас не помним. Зачем нам сейчас умирать? Но идея заключается в том, что мы должны постоянно думать о своём духовном совершенствовании, одним из серьезнейших экзаменов этого духовного совершенствования является смерть. То есть подход, как мы подходим к этому моменту, как мы проходим этот экзамен, как мы проходим этот этап.

6. Дамстра чикитса

00:57:15 Следующий раздел это «Дамстра чикитса» это токсикология, это раздел, посвященный ядам. В аюрведе описывается влияние ядов на здоровье, на организм в аюрведических прописях, классических прописях иногда можно встретить наличие ядов животного, минерального, растительного происхождения, в частности например используется ртуть, используется аконит, используется мышьяк, белладонна, марихуана, используются яды.

00:58:21 В тех препаратах, которые у нас сертифицированы на территории России, ядов нет, сразу предупреждаю, у нас такие, другой группы препараты, и у нас слава Богу, жесткий контроль, в том числе и на наличие просто токсинов, не ядов, на которые прописи, а токсинов. Оказывается на территории сша 80% аюрведических препаратов, которые там находятся не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют наши санэпидем, органы станции, которые контролируют микробиологию и так далее. У нас с этим в России намного лучше, могу сказать 80% аюрведических препаратов, которые используются, на территории Соединенных Штатов Америки считаются опасными для здоровья.

00:59:18 Это кстати к слову о различных контрабандных препаратах, которые иногда можно просто встретить, что люди завозят из Индии, тот же Чаванпраш например, потому что там можно купить дешевле, а здесь его использовать дешевле, но это очень большая опасность, потому что вы же сами не проведете эти анализы каждой баночки, поэтому лучше использовать то, что уже сертифицировано, и не покупаться на более дешевые товары, которые могут просто не только подорвать ваше здоровье, но иногда и жизнь унести. А подорвать здоровье могут, вплоть до того, что какие-то инфекционные агенты там могут находиться.

01:00:10 Токсикология такой очень большой раздел, из него потом позже сформировались другие разделы, связанные с лечением с помощью металлов и минералов, мы об этом чуть позже поговорим. Есть даже целая книга, очень серьезная книга, "аюрведа применение металлов". Как называется? Сейчас посмотрю. Нет, это Бхагван Даш, автор, это в другом месте автор "Аюрведа применение металлов в аюрведе". Но она такая, конечно пусть она одна и будет. Не надо вам её, она очень сложная, не загружайте себе голову. Но там, по крайней мере эти вещи очень подробно описаны.

7. Шалйа чикитса

01:01:00 «Шалйа чикитса» это хирургия, и этот раздел включает в себя рефлексотерапию, применение иглоукалывания, поэтому хирургия раньше понималось более широко, это не просто как говорят хирурги, «лучшее лечение это отсечение», сейчас они так действуют, а раньше идея хирургии заключалась в том, чтобы избежать операций, избежать хирургических вмешательств, поэтому применялись различные методы, они конечно более грубые можно сказать методы, но тем не менее действенные, и необходимые для лечения, это иглотерапия, рефлексотерапия, воздействие на биологически активные точки и так далее, марматерапия сюда входит, гирудотерапия правильно да, пчелоужаления, эти направления сюда входят фактически. Поэтому хирургия Шалйа чикитса это не просто что-то удалить.

01:02:16 Кстати, интересный раздел сюда входит Шалйа чикитса, в тридцатые годы прошлого столетия немецкие ученые перевели вот эти тексты на немецкий язык, они были просто поражены тем, какими знаниями владели древние. И они их особое внимание привлекло, привлекли разделы, посвящённые восстановлению лица после травм, потому что Сушрута внёс большой вклад в развитие данного направления, потому что было много воин, и были травмы. И у него есть много описаний восстановлений лица после вот этих ран, травм, включая пластические операции. Это всё описывается. И хирурги они увидели в этом не только возможность спасение травмированых, но и возможность развития другой уже сферы этих знаний, и, фактически вся современная пластическая хирургия зиждется на этих знаниях. Сушрута даже не предполагал к чему это приведёт, сейчас это самый большой бизнес в медицине, пластическая хирургия, сейчас это называется по-другому эстетическая хирургия, как ни назови это всё одно и то же.

8. Ваджикарана

01:03:45 «ваджикарана» это 8 раздел, посвящённый репродуктивной сфере, сюда входит не просто лечение заболеваний половой системы, сюда входит в какой-то степени и омоложение, поддержания силы, творчества, продление молодости. Сюда также входит вот такие вот направления. Кстати, когда я говорил Баларога, он не только включает в себя лечение детских болезней, он включает в себя подготовку к зачатию, период беременности, и уже в дальнейшем ведение ребенка после родов. Даже есть небольшая книжка, она есть в электронном формате, могу её тоже потом вам перебросить "Аюрведический подход к зачатию и рождению ребёнка", такая интересная вещь. Таким образом. Это что касается разделов аюрведы.

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 05 сентября 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 08 сентября 2020